Таким образом, в первой половине 1960-х гг. Пакистан уходит от прежней односторонней ориентации на США и на западный лагерь в целом. Теперь взаимоотношения США с Пакистаном основывалась на оформившейся к этому времени новой концепции внешней политики Пакистана. Основным содержанием данной концепции был лейтмотив «друзья, а не хозяева» и концепция т.н. «байлетаризма» (двусторонности). Принцип двусторонности подразумевал следующее: Пакистан должен развивать отношения не с одной, а с несколькими великими державами. Однако, при этом, не выходить за определенные рамки, чтобы не получить конфликт с какой-либо другой державой113. Теперь Пакистан был нацелен на сотрудничество с как можно большим числом стран, независимо от их политической и социально-экономической ориентации. Серьезнейшим образом возросли связи Пакистана с государствами социалистического лагеря114. В целом, на протяжении 1960-х гг. Пакистан выдерживал эту линию, и, стараясь поддерживать позитивные отношения с Вашингтоном, развивал связи по другим направлениям.
Кратковременное отступление от данной «генеральной линии», выразившееся в усилении проамериканского крена, произошло на рубеже 1960–1970 гг., когда к власти пришел достаточно реакционный политик – генерал Яхья Хан. Он сменил на посту генерала Айюб Хана, который под грузом проигранной войны 1965 г. и социально-экономических проблем был вынужден уйти в отставку115.
При Яхья Хане в Пакистане до предела обострилась проблема сепаратизма Восточного Пакистана. Недовольные засильем в управлении страной представителей Западного Пакистана и другими политико-экономическими преференциями для этой части страны, политические силы и общественность Восточного Пакистана потребовали широкой автономии для своей провинции. Яхья-Хан, исчерпав возможности для политического маневра, ответил репрессиями. В результате этого 26 марта 1971 г. была провозглашена независимая Народная Республика Бангладеш. Пакистан раскололся на две части. В Восточном Пакистане началась война. В декабре 1971 г. в войну оказалась втянута Индия. Боевые действия развернулись и на западном фронте, в Кашмире116.
Яхья-Хан ориентировался на США, и его поддерживала администрация президента Р. Никсона. Поэтому, когда Яхья-Хан попытался силой сохранить единство Пакистана, Вашингтон его поддержал. Решением президента Никсона в Бенгальский залив был отправлен авианосец «Энтерпрайз», который сопровождали другие корабли 7-го Тихоокеанского флота США. Данный шаг был сделан с целью оказать давление на Индию. Позднее американская администрация объясняла данный шаг тем, что она хотела ограничить притязания Индии в Кашмире, а не сохранить единство Пакистана117.
Однако на этом поддержка США закончилась. Демократическое большинство Конгресса США, а также американская общественность выступила против действий руководства Пакистана. Они выразили понимание индийской позиции и сочувствие к страданиям жителей Восточного Пакистана, на которых обрушились страшные репрессии пакистанских военных, которые были действительно ужасными118. В Пакистане же многие вновь разочаровались в американском союзнике. Бывший президент Пакистана П. Мушарраф, командовавший в той войне отрядом солдат, писал по этому поводу в своих мемуарах: «наш давний союзник, Соединенные Штаты, кроме выражения сочувствия и рукопожатий, ничего не делал и оставался в стороне»119. Хотя, как уже было сказано выше, это было не совсем так, многие в Пакистане, также как и Мушарраф, считали, что этого было мало120.
Война 1971 г. привела к ослаблению геополитических позиций Пакистана в Южной Азии. Позиции же Индии, наоборот, усилились. В Южной Азии не осталось стран, которые бы могли противостоять ей в одиночку121. После войны 1971 г. Пакистан перестал быть страной Юго-Восточной Азии, что сказалось на изменении его внешнеполитического курса. Исламабад стал расширять связи со странами Среднего и Ближнего Востока, стремясь поддерживать отношения с ними независимо от их взаимоотношений между собой122.
Кроме того, в результате этого вооруженного конфликта в Пакистане произошла смена власти. Дискредитировавшие себя военные во главе с Яхья Ханом передали бразды правления гражданским властям во главе с Зульфикаром Али Бхутто123.
Окончание индо-пакистанской войны и перемены в политическом руководстве Пакистана в первое время слабо сказались на американо-пакистанских отношениях. У власти в Вашингтоне продолжала находиться администрация президента Никсона, благоволившая к Пакистану. С 1968 г. советником президента США по национальной безопасности был выдающийся дипломат Генри Киссинджер. С 1973 по 1977 гг. он занимал пост госсекретаря США. Г. Киссинджер, так же как и Р. Никсон был благожелательно расположен по отношению к Пакистану и не очень благоволил Индии124.
З. А. Бхутто, вошедший в большую политику при Яхья-Хане, наладил хорошие контакты с Вашингтоном. Первое время он продолжал внешнеполитический курс предшественника и стремился оправдать доверие администрации Никсона. США также шли навстречу Пакистану. Конгресс США отменил введенное в 1971 г. эмбарго на военные поставки Исламабаду. Хотя возобновившиеся поставки в основном состояли из запчастей и несмертельного оружия, тем не менее, это было хорошим подспорьем для пакистанской армии, потерявшей большое количество вооружений в войне с Индией125.
Для расположения американцев к Пакистану в начале 1970-х гг. были рациональные основания. В этот период происходит сближение США и Китая, вышедшего из-под «опеки» Советского Союза и превратившегося в конкурента СССР.
В марте 1969 г. отношения между Москвой и Пекином накалились до предела – произошел конфликт вокруг острова Даманский126. Вашингтон постарался использовать остроту противоречий между СССР и КНР с выгодой для себя и начал зондировать почву на предмет развития американо-китайских отношений. Пакистан, с начала 1960-х гг. активно «друживший» с Китаем, понадобился США в качестве посредника. Исламабад охотно откликнулся на американское предложение127. В 1971 г. Киссинджер тайно посетил КНР с территории Пакистана, где провел важные переговоры и подготовил почву для визита президента США в КНР. В 1972 г. состоялся исторический визит президента Никсона в КНР, в результате которого началось развитие отношений между двумя великими державами. Позднее, президент США Л. Джонсон обменивался письмами с пекинскими руководителями через пакистанского президента (официальные дипломатические отношения между Вашингтоном и Пекином были установлены лишь в 1979 г.)128. Таким образом, американо-китайское сближение автоматически улучшило отношения между США и Пакистаном в начале 1970-х гг.
Однако к середине 1970-х гг. в отношениях США и Пакистана наступил спад, который продолжался до начала вооруженного конфликта в Афганистане 1979–1989 гг. Главной причиной ухудшения двусторонних отношений послужило начало разработки Пакистаном собственной ядерной программы. За ее идеей уже в скором времени стало угадываться желание Исламабада обзавестись собственной ядерной бомбой129.
Поражение Пакистана в войне 1971 г. с Индией показало, что он не может на равных противостоять Индии в обычной войне. В условиях неравенства потенциалов обычных вооружений, ядерное оружие могло стать средством эффективного сдерживания Индии, гарантией «вечного Пакистана». К тому же, оно могло значительно повысить престиж Пакистана на международной арене и, особенно, в мусульманском мире. Пакистан стал бы первой мусульманской страной, обзаведшейся ядерной бомбой. В мае 1974 г. Индия провела собственные испытания ядерного устройства, что подстегнуло желание Пакистана стать государством, владеющим ядерной бомбой130.
Свою роль в принятии судьбоносного решения о начале разработке ядерного оружия сыграла личность З. А. Бхутто. Будучи амбициозным политиком, он решил осуществить смелый проект – сделать Пакистан ядерной державой. Большую известность получили его слова, сказанные после испытаний Индией собственного ядерного устройства: «мы, голодные, траву будем есть, но ядерную бомбу создадим»131. В январе 1972 г. Бхутто собрал ведущих ученых и инженеров Пакистана и сообщил им о своем решении начать строительство завода по переработке ядерного топлива. Бхутто обозначил, что главная цель проекта – получение ядерных материалов именно для целей военной программы. С помощью КНР планировалось построить мощный ядерный реактор, а также закупить завод по регенерации ядерного топлива во Франции132.
Первое время Вашингтон не располагал сведениями и доказательствами того, что Пакистан встал на путь ядерного вооружения133. Узнав о планах пакистанского руководства, США отреагировали резко негативно. Вашингтон оказал давление на Францию и вынудил Париж отказаться от сделки134. Так было положено начало многолетнему кулуарному противостоянию, участниками которого являлись США, Пакистан и другие технологически развитые страны, часто – государства Запада и союзники США. Пакистан искал в технологически развитых государствах желающих продать технологии двойного назначения и, порой, находил их. США отслеживали активность Пакистана и брали себе на заметку намечающиеся сделки. После этого они оказывали давление на продавцов с целью добиться их отказа от поставок ядерных технологий в Пакистан.
Вашингтон начал оказывать давление и на сам Пакистан. В 1976 г. в Исламабад прилетел госсекретарь США Г. Киссинджер и в жесткой форме потребовал прекращения всех ядерных разработок. По словам З. А. Бхутто, Киссинджер пообещал сделать из Пакистана «ужасный пример». В том же 1977 г. в адрес руководства Пакистана со стороны США поступило еще одно предупреждение: «забыть о ядерном заводе или готовиться к тяжелым последствиям»135.
Помимо ядерной программы, Вашингтону не нравилась внутренняя политика Бхутто: тотальная национализация промышленности и банковского сектора, контроль над деятельностью госкорпораций раздражали американских политиков и бизнесменов. Осложняющими факторами в двусторонних отношениях были экономический протекционизм американцев, обозначившийся уже в более раннее время136.
Не в интересах Вашингтона была и диверсификация внешнеполитического курса Исламабада за счет развивающихся и социалистических стран, на которую Бхутто пошел, чтобы после кризиса 1971 г. найти новых экономических и политических партнеров. Внешняя политика Пакистана все более и более пропитывалась духом антиколониализма и солидарности с развивающимися странами137. Еще в 1972 г. Пакистан вышел из проамериканского блока СЕАТО. Исламабад совершал активные попытки присоединиться к Движению неприсоединения138.
Смена главы Белого Дома в 1974 г. также не способствовала улучшений отношений США и Пакистана: с новым президентом США Дж. Фордом отношения не вышли на тот уровень взаимопонимания, который наблюдался в отношениях с администрацией Никсона. Тем не менее, Вашингтон продолжал оказывать Пакистану военную и гуманитарную помощь139.
Конец 1970-х гг. ознаменовался резким ухудшением двусторонних отношений. На фоне ослабления позиций Бхутто внутри Пакистана (ухудшилась экономическая конъюнктура и давали о себе знать негативные последствия реформ, предпринятых Бхутто), из Исламабада всё чаще раздавались обвинения в адрес Вашингтона и осуществлялись шаги, идущие вразрез с интересами последнего.
Во второй половине 1970-х гг. в Пакистане сформировалась мощная оппозиция Бхутто, которая включила в себя как политиков левого толка, так и исламистов – Пакистанский национальный альянс (ПНА)140. ПНА имел очень хорошую финансовую поддержку. Преобладала точка зрения, согласно которой ПНА финансировалось Вашингтоном и Эр-Риядом. Сам З. А. Бхутто позднее обвинил в финансировании ПНА США, заявив, что они стремятся выполнить свою угрозу и «дестабилизировать ситуацию», чтобы «преподать ему страшный урок»141.
Пытаясь найти внешнеполитическую поддержку, пакистанское руководство все сильнее разворачивалось в сторону исламских государств, стремясь использовать рост популярности религиозных идей в пакистанском обществе в свою пользу, а также в сторону КНР и стран социалистического лагеря во главе с СССР. В мае 1977 г. Бхутто пообещал советскому послу, что Пакистан скоро выйдет из проамериканского блока СЕНТО. В конце апреля 1977 г. Бхутто обвинил США в том, что они являются инициатором развязанной против него компании142.
Вашингтон старался реагировать на шаги руководства Пакистана сдержанно: США в этот период не желали сильно расходиться с Пакистаном. Исследователь В. Н. Москаленко отмечал, что согласно доктрине президента – демократа Дж. Картера, пришедшего к власти в 1976 г., Средний Восток был объявлен зоной «особых интересов» США, а район Персидского залива – «сферой жизненных интересов»143. Но, безусловно, политика З. А. Бхутто сильно раздражала Вашингтон.
В текущий ход событий неожиданно вмешались обстоятельства. 5 июля 1977 г. в Пакистане произошел очередной военный переворот. З. А. Бхутто был смещен со своего поста, а спустя некоторое время жестоко казнен. К власти в Исламабаде пришел начальник штаба армии Пакистана генерал Зия-уль-Хак. Зия-уль-Хак сосредоточил в своих руках все управление страной. У власти в провинциях и на ключевых постах также оказались военные – ставленники Зия-уль-Хака. Действие Конституции 1973 г. было приостановлено144.
Внешняя политика Пакистана при новом военном диктаторе не сразу претерпела изменения. Первое время она шла в фарватере внешней политики Бхутто. Это объяснялось тем, что поначалу положение Зия-уль-Хака внутри Пакистана было неопределенным и внешняя политика только формировалась, а также тем, что в период прихода генерала к власти международная обстановка не претерпевала серьезных изменений. США проводили по отношению к Пакистану примерно ту же политику, что и ранее. Опорой администрации Картера в юго-западной Азии был шахский Иран. А в Южной Азии демократическая администрация традиционно ориентировалась на Индию145. По отношению к Исламабаду Вашингтон продолжал демонстрировать свою твердость в вопросе ядерного нераспространения.
Вашингтон осудил военный переворот и нарушения прав человека в Пакистане146. Осенью 1978 г. США приостановили помощь Пакистану, мотивируя это нарушением режима нераспространения пакистанской стороной и попрания прав человека. Весной 1979 г. помощь была полностью прекращена. Основанием для этого стало то, что Пакистан строил завод по обогащению урана. По американским данным, этот завод был составной частью программы по созданию ядерного оружия. Для администрации Картера проблема недопущения распространения ядерного оружия оставалась одной из приоритетных147.
Таким образом, во второй половине 1970-х гг. отношения США и Пакистана испытывали трудности. Постепенный переход Пакистана к большей внешнеполитической самостоятельности и осуществление шагов, идущих вразрез с пожеланиями Вашингтона, привел к охлаждению двусторонних отношений.
На рубеже 1970–1980-х гг. на международной арене Евразии произошли значительные изменения. Первой ласточкой перемен стала Исламская революция в Иране, которая завершилась в начале 1979 г. Результатом ее стало то, что США потеряли лояльное себе правительство в самой значимой стране Юго-Западной Азии. Более того, они получили несговорчивый и достаточно враждебно настроенный по отношению к себе режим148.
В это же время в самих США на формирование внешнеполитического курса все больше начинают влиять новые политики – сторонники жесткой линии в отношении СССР. Прежде всего, это Збигнев Бжезинский. В 1977–1981 годах он занимал должность помощника президента США по национальной безопасности в администрации президента Картера. Бжезинский был представителем плеяды политиков, настроенных на конфронтацию с СССР и расширение границ «свободного мира», в том числе, жесткими, силовыми методами149. Он уделял большое внимание региону Юго-Западной Азии, в который входили Афганистан, Иран, Пакистан. По мнению Бжезинского, национальная безопасность США была взаимозависима и тесно связана с безопасностью в трех центральных зонах, в качестве которых Бжезинский выделял Западную Европу, Дальний Восток и Юго-Западную Азию150. Его концепция внешней политики постепенно восторжествовала над другими и стала доминирующей во внешней политике США в 1980-е гг., в период нового и последнего витка «Холодной войны»151.
Событием, окончательно повернувшим маятник внешней политики США и имевшим серьезные последствия для Пакистана, стал ввод советских войск в Афганистан в конце 1979 г. После этого события, а также изменений произошедших в Иране, Вашингтон резко усилил свою активность в этом регионе. Было создано американское центральное командование (СЕНТКОМ). В его сферу действия вошли территории от Северной Африки и Ближнего Востока через зону Персидского залива до Ирана, Афганистана и Пакистана152.
Начало вооруженного конфликта в Афганистане с участием СССР привело к резкому, невиданному доселе взлету в американо-пакистанских отношениях. Как мы знаем, Пакистан являлся и продолжает оставаться для Афганистана важнейшим соседом: он связан с ним территориально, этнически и религиозно. Это прекрасно осознавали и в Вашингтоне. Творцы американской внешней политики почувствовали вероятность превращения Афганистана во «Вьетнам для СССР»153. Главным инструментом поддержки моджахедов сопротивляющихся силам ДРА и советской армии, мог быть только Пакистан с его открытыми границами с Афганистаном, с населением, сочувствующим испытаниям, выпавшим мусульманам Афганистана, страдающим от действий «коммунистических безбожников», с правительством, жаждущим укрепления своей власти, выхода из международной изоляции и всех видов помощи со стороны развитого Запада154.
Пакистан принял предложение США о создании сплоченного антисоветского альянса в Афганистане. Зия-уль-Хак не упустил шанса укрепить свою власть, поднять международный статус Пакистана и получить значительную финансовую и военно-техническую помощь. К тому же, просоветское правительство ДРА не собиралось признавать в качестве границы «линию Дюранда». Незадолго до этого, пакистанским дипломатам удалось добиться серьезного прогресса в этом вопросе. Вторжение советских войск и приход к власти Б. Кармаля разрушили планы Исламабада по пестованию лояльной политики Кабула по отношению к Пакистану155. Приход в 1981 г. к власти в США республиканской администрации Р. Рейгана, настроенной на подрыв геополитических позиций Москвы и объявившей «крестовый поход» против «Империи зла», только усилил вышеописанный курс Вашингтона и поддержку им Исламабада156.
Вскоре появились результаты активной поддержки Исламабадом афганской политики Вашингтона. 30 декабря 1979 г. США сняли все ограничения на поставки вооружения Пакистану. Вопрос о выборах, резкое ограничение политической деятельности в стране, нарушения прав человека в Пакистане – все это также отошло для США на второй план. То же самое произошло и с вопросом о ядерных разработках Исламабада. Вашингтон и его западные союзники практически перестали замечать нарушения Пакистаном режима нераспространения ядерного оружия и, тем более, наказывать Исламабад за это. Всё это было связано с тем, что Исламабад занял прозападную позицию в афганских событиях конца 1970-х – конца 1980-х гг. и полностью поддержал моджахедов в их войне с кабульским правительством и советскими войсками157.
На территории Пакистана находились лагеря для подготовки афганских боевиков. Через Пакистан моджахедам поступало оружие и другие виды помощи из США и ряда других государств. Исламабад стал одним из важнейших инициаторов политико-дипломатических шагов, направленных против ДРА158. Пакистан превратился в основной плацдарм для деятельности сил, оппозиционных ДРА на международной арене159.
Пакистан стал сближаться со странами Запада и консервативными мусульманскими режимами и выполнять некоторые полицейские функции Ирана в Юго-Западной Азии. С начала 1980-х гг. произошла активизация финансово-экономических и военных связей США с Исламабадом. За это время Вашингтон дважды объявлял о предоставлении Пакистану больших займов на удобных условиях. Первый раз это произошло в июне 1981 г., когда Исламабаду бы предоставлен займ на сумму в 3,2 млрд долл. (срок действия: 1981–1987 гг.). Второй раз – в марте 1986 г. Тогда Вашингтон предоставил Пакистану займ размером в 4,02 млрд долл. (1987–1993 гг.). Соглашение о первом займе предусматривало равные суммы на военные и экономические цели. Когда срок соглашения истек (полностью была выполнена только его военная часть) было подписано новое соглашение, которое предусматривало расходы в 1,74 млрд долл. на военные цели и 2,28 млрд долл. – на экономические. Условия этого договора были еще более благоприятными – 45% всех средств являлись дарами и 55% -займами, причем процент по ним был снижен, а срок выплаты продлен160.
Союзники и партнеры США, а также международные финансово-кредитные учреждения капиталистического мира, где Вашингтон имел большое влияние, также стали активно сотрудничать с Пакистаном. Иностранная помощь позволяла военным поддерживать экономику, отчасти – социальную сферу и модернизировать армию. Пакистан стал закупать американские истребители F-16, которые, помимо прочего, могли служить средством доставки ядерного оружия. Были закуплены и другие виды стрелкового, бронетанкового оружия, средства связи161. При этом Исламабад продолжал сотрудничать с Китаем, что практически не мешало усилению военно-политического сотрудничества Исламабада и Вашингтона. Это объяснялось тем, что начиная с визита Никсона в Пекин, острота противоречий между двумя державами сгладилась. А по поводу Афганистана позиция трех стран в целом совпадала162.
Таким образом, на рубеже 1970–1980 гг. Исламабад стал стратегически важным союзником США и получил преференции и лояльное отношение к себе со стороны Вашингтона. При этом, факторы, вызывавшие санкции в конце 1970-х гг., не только не исчезли, но, наоборот, усилились. Основной жертвой целесообразности стала военная ядерная программа Пакистана. Именно при Зия-уль-Хаке Пакистан совершил прорыв в ядерных разработках и осуществил основные работы по созданию ядерного оружия. В 1986 г. разведка сообщила Белому дому, что пакистанские ученые научились получать оружейный уран. Через 2 года спецслужбы США выяснили, что Исламабад имеет достаточно оружейного урана, чтобы начинить им 6 ядерных бомб163. Бывший начальник штаба сухопутных войск Пакистана генерал Мирза Аслам Бег в интервью британским СМИ в 1993 г. заявил: «Пакистан создал ядерное устройство и произвел его весьма успешное испытание в 1987 г. Ни у кого не должно быть в этом сомнений»164. Похожие заявления сделали бывший президент Пакистана Гулам Исхак Хан и экс-премьер-министр Пакистана Н. Шариф165. Успехи Пакистана в создании ядерного оружия во второй половине 1980-х гг. в значительной степени были следствием вынужденной лояльности Вашингтона к действиям Исламабада.
В 1985 г. в США была принята т.н. «поправка Пресслера» – поправка к Акту о помощи иностранным государствам, предложенная сенатором от штата Южная Дакота Ларри Ли Пресслером. Она запрещала правительству США оказывать военную помощь государству, осуществляющему разработки собственного ядерного оружия. Прежде чем оказать помощь иностранному государству, президент США должен был письменно подтвердить Конгрессу, что данная страна не работает над созданием ядерной бомбы. До 1990 г. президенты Р. Рейган и Джордж Буш-ст. ежегодно подтверждали, что Пакистан подобные действия не совершает. Вашингтон передавал свою озабоченность развитием ядерной программы Пакистана лишь по дипломатическим каналам, и пытался косвенно влиять на государства и организации, которые сотрудничали с Пакистаном в вопросе развития ядерной программы166.
В годы правления Зия-уль-Хака активизировалось американо-пакистанское экономическое сотрудничество. Помимо средств, влитых в экономику Пакистана за счет разнообразных грантов, траншей, увеличились американские инвестиции в экономику Пакистана. При Зия-уль-Хаке большое внимание уделялось привлечению иностранных капиталовложений и для инвесторов создавались льготные условия. В результате этого, увеличился приток капитала из США, других западных стран, а также – из государств Ближнего и Среднего Востока. Активизировалась деятельность транснациональных корпораций167. По темпам роста инвестиций США занимали первое место, хотя по вложенным средства первенство принадлежало Великобритании (125 и 250 млн долл. соответственно)168.
Но ничто не вечно под луной. Постепенно «золотой век» американо-пакистанской дружбы, обусловленной событиями вокруг Афганистана, начал подходить к концу. Во второй половине 1980-х гг. на международной арене стали происходить значительные перемены. В СССР началась перестройка: запахло новой «оттепелью». К концу 1980-х гг. советское руководство стало склоняться к решению вывести свой воинский контингент с территории Афганистана. Это играло не в пользу Исламабада: заинтересованность США в Пакистане снижалась, росли претензии по другим вопросам двусторонних отношений. Однако вплоть до принятия и начала реального осуществления Москвой решения о выводе войск из Афганистана, Вашингтон по-прежнему продолжал поддерживать Исламабад169.