Символично, что проект Российской академии Петру помогал разрабатывать Лейбниц, что в списке обязательной рассылки экземпляров второго издания «Начал», составленном Ньютоном, на первом месте значилось: «6 – царю для него самого и для главных библиотек Московии». Символично и то, что Лейбниц обращался к Петру с просьбой выяснить, отделена ли Азия от Америки. Все такие факты мы воспринимаем как признание огромного просветительского значения реформ Петра.
Пушкин в записке «О русской истории XVIII в.» писал: «По смерти Петра I движение, переданное сильным человеком, все еще продолжалось в огромных составах государства преобразованного» [160, т. 7, с. 191]. Поэт крайне негативно оценивал деятельность «безграмотной Екатерины I, кровавого злодея Бирона и сладострастной Елисаветы»: «Ничтожные наследники северного исполина, изумленные блеском его величия, с суеверной точностью подражали ему во всем, что только не требовало нового вдохновения. Таким образом, действия правительства были выше собственной его образованности и добро производилось ненарочно, между тем как азиатское невежество обитало при дворе» [160, т. 7, с. 191].
В 1854 г., в тяжелое время Крымской войны, Грановский{63} писал Герцену: «Чем более живем мы, тем колоссальнее растет перед нами образ Петра» [41, т. 3, с. 484]. Его отличие от государей XVII в. заключалось в том, что его предшественники «мало заботились о распространении знаний в народе, а Петр считал это одним из главных своих дел. …он дал своему народу полную возможность материального и духовного общения со всем цивилизованным миром» [152, с. 440]. Как, когда и в какой степени народ воспользовался этой возможностью и какую роль в этом играла власть, составляет предмет дальнейшего изложения.
2.2. После Петра до Елизаветы (1725–1741 гг.)
Первые годы после смерти Петра заметную просветительскую роль продолжали играть некоторые члены его «ученой дружины», в первую очередь, Василий Никитич Татищев (1696–1750). Мы знаем Татищева как первого российского историка, автора «Истории Российской с самых древнейших времен». Но помимо этого, он был выдающимся просветителем и автором ряда педагогических работ.
Просветительская деятельность Татищева. В 1720–1723 гг. и 1734–1737 гг. Татищев управлял уральскими казенными заводами. С самого начала одним из главных направлений его многообразной деятельности стала организация школьного дела. Поскольку Татищеву не удалось уговорить владельцев заводов создать школы при их заводах, всю энергию он направил на создание школ при казенных предприятиях. В 1721 г. были организованы казенные школы для детей рабочих при Кунгурском и Уктусском заводах, в 1734–1737 гг. – горонозаводские школы и училища в Екатеринбурге, Соликамске, Каменске. В школах обучали чтению, письму, арифметике и геометрии. Поскольку не на всех заводах были учителя арифметики и геометрии, обучение этим предметам Татищев возложил на «надзирателей работ тех заводов». Начальное образование дополнялось специальной подготовкой, необходимой для конкретных производственных нужд и предназначенной не только детям, но и взрослым заводским работникам «от нижнего ремесленника и до вышнего начальника» (цит. по [105, с. 235]). Таким образом, татищевские школы были первым опытом государственного начального профессионально-технического образования.
Количество учащихся быстро возрастало, поэтому потребовались инструкции по организации массового обучения. В 1736 г. Татищев написал инструкцию под названием «Учреждение, коим порядком учители русских школ имеют поступать». Инструкция содержала указания, касающиеся всех сторон школьной жизни, содержания, методов и организации школьного обучения (подробнее см. [39, с. 445] и [105, с. 232–236]). Это было первое в России пособие для учителей. Помимо инструкции, Татищев написал еще несколько работ, в которых изложил свои взгляды на просвещение и образование народа: «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ», «Записку об учащихся и расходах на просвещение в России» и «Духовную моему сыну».
Часть школ, организованных Татищевым, продолжали действовать и после его отъезда с Урала, а Екатеринбургское горное училище в течение XVIII в. было главным центром подготовки технических кадров для промышленности Урала и Сибири. Однако без поддержки властей опыт обучения детей ремесленников и рабочих не получил распространения.
В царствование Анны Иоанновны (1731–1740) правительство выделяло небольшие средства Академии наук и Славяно-греко-латинской академии, заботилось о печатании книг, пыталось претворить в жизнь некоторые замыслы Петра, в частности, оживить деятельность Академического университета и гимназии.
На выделенные правительством деньги в 1739 г. по проекту академика Ж.-Н. Делиля была построена астрономическая обсерватория (с 1839 г. получила название Пулковской). Качеством оборудования обсерватория не уступала лучшим обсерваториям Европы. Ее первым директором был назначен Делиль. Он положил начало систематическим астрономическим наблюдениям и точным геодезическим работам, руководил составлением генеральной карты России, для чего разработал специальную картографическую проекцию (так называемую проекцию Делиля).
В первые десятилетия существования Академии наук, университета и гимназии значительную роль сыграл немецкий ученый Г.В. Крафт.
Георг-Вольфганг Крафт. Георг Крафт (1701–1754) окончил Тюбингенский университет, получил степень магистра и в конце 1725 г. приехал в Петербург для работы в Академии наук. В 1731 г. Крафт был назначен академиком по кафедре «генеральной математики», в 1733 занял кафедру физики, а в 1738 г. стал инспектором Академической гимназии.
Благодаря усилиям Крафта и стараниями умельцев академических мастерских (руководителем мастерских был знаменитый токарь Петра I, замечательный механик и изобретатель А.К. Нартов) был создан Физический кабинет, укомплектованный лучшими для того времени приборами и инструментами.
Крафт написал несколько учебных и научно-популярных книг: «Начальные основания учения о природе», «Введение к математической и естественной географии», «Начертание открытого прохождения опытная физики, преподаваемой при Академии наук в пользу ее любителей», «Краткое начертание физики» и др. Он придавал большое значение эксперименту и во время своих лекций широко применял демонстрации физических опытов. В 1744 г. Крафт подал прошение об увольнении и вернулся на родину в Тюбингенский университет.
Так как дворяне отдавали в академическую гимназию своих детей очень неохотно, с 1729 г. в нее стали принимать детей солдат, ремесленников и даже крепостных. При таком составе учащихся трудно было ожидать, что ученики доучатся в ней и будут поступать в университет. А ведь главным назначением гимназии была подготовка к университету. Поэтому нужно было иметь постоянный состав обязательных слушателей для прохождения полного курса и поступления в университет. С этой целью в 1735 г. было учреждено 20 казенных стипендий для учащихся, которых должны были обучать естественным наукам профессора Академии.
Стипендиатов отбирали в разных учебных заведениях, в первую очередь, в Славяно-греко-латинской академии. В числе двенадцати наиболее способных и подготовленных учеников старших классов академии 1 января 1736 г. в Петербург прибыл Ломоносов. Он описывал печальное состояние Петербургского академического университета: «…ни образа, ни подобия университетского не видно». Профессора часто манкировали лекциями, студенты набирались, как рекруты, преимущественно из других учебных заведений, и большей частью оказывались «гораздо не в хорошем состоянии принимать от профессоров лекции» (цит. по [94, т. 5, с. 165]).
В Петербурге Ломоносов пробыл лишь восемь месяцев. В сентябре 1736 г. с двумя товарищами (Райзером, сыном президента Берг-коллегии, и Виноградовым, с которым Ломоносов сдружился еще в Москве) он отправился в Германию для совершенствования в области химии, горного дела и металлургии. Через пять лет Ломоносов вернется другим человеком и в другую Россию.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1.
Разъяснение того, что понимается под воспитанием, образованием и просвещением дано во Введении.
2.
Воспитание не обязательно является целенаправленным процессом. Поэтому оно не вполне сводится к обучению.
3.
Педоцентризм – принцип ряда педагогических систем, отрицающий систематическое обучение и воспитание детей по заранее разработанным учебным программам, твердому расписанию и требующий организации занятий только на основе непосредственно возникающих у детей желаний и интересов [23].
4.
Программа КПСС, 1969, с. 117.
5.
См., например, Петров М.К. Философские проблемы «науки о науке». Предмет социологии науки. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006.
6.
Василий Осипович Ключевский (1841–1911) – историк, профессор Московского университета, председатель Общества истории и древностей российских (1893), академик Петербургской АН (1900), автор «Курса русской истории» и других исторических сочинений.
7.
Павел Николаевич Милюков (1859–1943) – известный политический деятель, лидер партии кадетов, публицист, историк, автор статьи «Русские университеты» в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона.
8.
Георгий Петрович Федотов (1886–1951) – религиозный философ, историк, публицист, в 1925 г. был вынужден эмигрировать. До 1940 г. Федотов – профессор Русского православного института в Париже, затем Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке, автор книг «Святые Древней Руси», «Русское религиозное сознание» и др., один из основателей журнала «Новый град».
9.
Хромота Ярослава была доказана с помощью рентгенологических исследований его останков в 1939 г. при вскрытии гробницы в Софийском соборе.
10.
По некоторым источникам (напр., [94, т. 1, с. 80]), хроника значительно раньше была известна на Руси в болгарском переводе, вероятно, из преславской библиотеки.
11.
Ученые предполагают, что автором Устава, изданного от имени Ярослава, был митрополит Илларион.
12.
Летопись, как правило, является «сводом», так как в ней соединяется текст предшествующей летописи (или нескольких летописей, а также других произведений (документов, повестей, житий святых и т.д.) с текстом, принадлежащим самому летописцу [143, т. 1, с. 418].
13.
Патерик – сборник жизнеописаний отцов церкви, монахов какого-либо одного монастыря, обычно признанных церковью святыми.
14.
Яффа – древнейший город и порт на Средиземном море. В настоящее время входит в муниципалитет Тель-Авив–Яффо государства Израиль.
15.
Гроб господень – это ниша (пещера), высеченная в скале, в которой был похоронен Иисус Христос (Евангелие от Матфея, гл. 27, п. 59–60).
16.
Дьякон – в православной и католической церкви священнослужитель, имевший первую, низшую (чем священник) степень священства, не совершавший самостоятельно богослужений, но участвовавший в них (песнопения, чтение молитв.
17.
Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906–1999) – филолог, литературовед, общественный деятель, академик АН СССР (с 1970) и РАН (с 1991), председатель Советского (с 1991 г. – Российского) фонда культуры. Лихачев – автор книг и статей о литературе и культуре Древней Руси, составитель и редактор серии «Памятники литературы Древней Руси», председатель редколлегии «Литературных памятников».
18.
Прясло – приспособление для прядения без веретена.
19.
Часы – это молитвы, которые читали во время специальных церковных служб, распределенных по времени суток.
20.
Николай Иванович Костомаров (1817–1885) – историк, писатель, исследователь украинского фольклора, профессор Киевского университета, чл.-корр. Петербургской АН, один из руководителей Кирилло-Мефодиевского общества. Костомаров – автор трудов по истории России и Украины, повестей и пьес на русском и украинском языках, а также трехтомной «Русской истории в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», популярной до настоящего времени.
21.
Филофей – старец псковского Спасо-Елизарова монастыря, автор посланий к Василию III, Ивану IV и др., в которых развивал идею «Москва – третий Рим».
22.
Ренессанс, или Возрождение – период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, переходный от средневековой культуры к культуре Нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение и обращение к культурному наследию античности [23, с. 218].
23.
Платоновская академия – собрание ученых-гуманистов, поэтов и художников – была учреждена во Флоренции Козимо Медичи около 1460 г.
24.
Минеи-Четьи (ежемесячные чтения) – сборники житий святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования церковью каждого святого.
25.
Иосиф Волоцкий (1439/1440–1515) – писатель, публицист, основатель и игумен Иосифо-Волоколамского монастыря, борец против новгородско-московской ереси, автор «Просветителя« и других сочинений, в которых обличал еретиков и требовал их казни. Канонизирован Русской православной церковью в 1579 г.
26.
Нестяжательство – религиозно-политическое течение в России в конце XV – начале XVI в., идеологами которого были Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. Нестяжатели (заволжские, или кирилловские старцы) были осуждены на церковных соборах 1503 и 1531 гг.
27.
Схоластика (от греч. scholastikos – школьный, ученый) здесь – период в истории философии и теологии, относящийся к становлению массового школьного и университетского образованием. (Подробно о схоластической философии и схоластическом методе см. [74]).
28.
Засека (засечная линия, украинная линия)– преграда из срубленных деревьев, обращенных кронами навстречу ожидаемым нашествиям. Сведения о засеках есть в Новгородской (1137–1139) и Троицкой (1216) летописях.
29.
Гуляй-город – подвижное укрепление, состоящее из деревянных щитов с прорезанными в них бойницами. Во время боевых действий щиты устанавливались на телеги (в зимнее время на сани), скреплялись друг с другом крючьями и петлями и разворачивались в прямую линию, круг или полукруг. Гуляй-город мог быть растянут по фронту на 2–10 км. Русские войска впервые использовали гуляй-города в войне с Казанью (1530–1552 гг.).
30.
Строгановы (Строгоновы) – крупнейшие купцы, промышленники и землевладельцы XVI–ХX вв.
31.
Сергей Федорович Платонов (1860–1933) – историк, академик АН СССР, председатель археографической комиссии (1918–1929), автор «Очерков по истории смуты в Московском государстве XVI–ХVII вв., курса лекций по русской истории и других исторических трудов.
32.
Ерофей Павлович Хабаров (ок. 1603 – ок. 1671) – землепроходец, исследовал бассейн реки Лены, открыл соляные источники и пахотные земли. В 1649–1653 гг. совершил несколько походов в Приамурье.
33.
Иван Юрьевич Москвитин – томский казак, землепроходец, исследователь Восточной Сибири и Дальнего Востока.
34.
Никон (Никита Минин) (1605–1681) – с 1652 г. патриарх Московский и всея Руси. Никон провел церковную реформу, вызвавшую раскол – отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших новые обрядовые формы. В 1656 г. в Новом Иерусалиме он основал монастырь в качестве подмосковной патриаршей резиденции. Вмешательство Никона в политику государства под лозунгом «священство выше царства» привело его к разрыву с царем. В 1658 г. в знак протеста против подчинения церкви государству удалился в Новоиерусалимский монастырь. Собор 1666–1667 гг. лишил его патриаршества и снял сан епископа. В качестве простого монаха Никон был сослан в Ферапонтов, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1681 г. ему было разрешено вернуться в Новый Иерусалим, но по дороге Никон скончался.
35.
Октоих – книга с церковными песнопениями.
36.
Катехизис – здесь имеется в виду начальный курс православного вероучения, обычно излагаемый в форме вопросов и ответов.
37.
В 1701 г. коллегия получила официальный статус академии. В 1817 г. Киево-Могилянская академия была закрыта и на ее основе открыта русская православная духовная семинария, в 1819 г. преобразованная в Киевскую духовную академию.
38.
Епифаний Славинецкий (ок. 1600–1675) – философ, богослов, переводчик, участник исправления библейских текстов («книжной справы»), организованного патриархом Никоном.
39.
Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (ок.1605–1680) – боярин, воевода, дипломат, руководил внешней политикой России в 1667–1671 гг., руководил Посольским и некоторыми другими приказами, содействовал развитию торговли и промышленности, инициировал создание Приказа купецких дел. Из-за расхождений с царем в отношении мирного договора с Польшей, в 1671 г. подал в отставку и постригся в монахи.
40.
Федор Михайлович Ртищев (1626–1673) – дворецкий, окольничий, возглавлял несколько приказов, содействовал образованию и религиозно-нравственному просвещению, на свои средства открывал школы, больницы, приюты и т.п.
41.
Артамон Сергеевич Матвеев (1625–1682) – боярин, близкий друг царя, в 1671–1676 гг. руководил внешней политикой России, сторонник европейских преобразований в России. В 1676 г., после смерти Алексея Михайловича, был подвергнут опале. По возвращении в Москву в 1682 г. был убит стрельцами. Его сын Андрей (1666–1728) стал одним из ближайших сподвижников Петра I.
42.
Ян Амос Коменский (1692–1670) – чешский мыслитель-гуманист, основоположник научной педагогики, автор «Великой дидактики» и других педагогических и философских сочинений (подробно см. [74]).
43.
Подьячие – канцелярские служащие в государственных учреждениях (приказах и местных ведомствах) России до XVIII в., помощники дьяков – начальников приказов или их структурных подразделений.
44.
Вертоград – сад, виноградник.
45.
Дьячок (псаломщик) – низший служитель в православной церкви, не имеющий степени священства, помогал священнику во время богослужений.
46.
Крюки, или знамёна – знаки древнерусской безлинейной записи музыки. Стихиры и каноны – жанры церковного песнопения.
47.
Семен Иванович Дежнёв (ок. 1605–1673) – землепроходец, мореход, торговец пушниной, открыл пролив между Азией и Америкой.
48.
О том, выносились ли столь суровые приговоры, историк умалчивает.
49.
Сергей Михайлович Соловьев (1820–1879) – историк, профессор Московского университета, ректор (1871–1877), академик Петербургской АН (1872), автор «Истории России с древнейших времен».
50.
Сын царя Алексея Михайловича, родился в 1672 году, царь с 1682 г., единолично правил с 1689 г., император с 1721 г., умер в 1725 г.
51.
Существуют два объяснения этого названия. Одно подчеркивает их назначение для развлечений (потех) юного Петра. Другое связывает его с общим названием сел, в которых полки квартировались: Измайловское, Преображенское и Семеновское села были местом отдыха и развлечений царского двора и поэтому назывались потешными.
52.
Князь Василий Васильевич Голицын (1643–1714) – государственный деятель. В 1676–1689 гг. он возглавлял Посольский и другие приказы, в 1686 г. заключил «вечный мир» с Польшей, в 1687–1689 гг. возглавил Крымские походы, окончившиеся неудачей. В 1689 г. Голицын был осужден за участие в заговоре против Петра.
53.
Крепость Азов была основана турками в 1475 г., в 1637 г. взята казаками, в 1641 г. казаки выдержали длительную осаду с суши и моря (азовское сидение, но не будучи поддержаны флотом, летом 1642 г. разрушили укрепления и покинули крепость.
54.
Волок – способ переправы судов через участок суши из одного водоема в другой.
55.
Эдмунд Галлей (1656–1742) – выдающийся английский астроном, геофизик и математик, член Лондонского королевского общества, близкий друг Ньютона. Впервые издал его «Математические начала натуральной философии». С 1703 г. Галлей – профессор геометрии Оксфордского университета, с 1720 – директор Гринвичской обсерватории. В 1705 г. предсказал появление кометы в 1758 г. Эту комету назвали его именем.
56.
Яков Вилимович Брюс (1670–1735) – сподвижник Петра I, государственный и военный деятель, президент Берг- и Мануфактур-коллегий, просветитель. Брюс руководил Московской гражданской типографией, отбирал и переводил иностранные книги.
57.
Андрей Данилович Фарварсон – математик и астроном, основатель математического и навигационного обучения в России [94, т. 4, с. 241].
58.
Издававшиеся ранее «Куранты», содержавшие извлечения из зарубежных газет, предназначались исключительно для царя и немногих приближенных особ.
59.
Во всех цитатах, в которых упоминается словенский (славянский) язык или диалект, имеется в виду церковнославянский язык.
60.
Иван Кирилович Кирилов (1689–1737) родился в Самаре в семье священника, получил хорошее по тому времени образование. С 1712 г. служил в Сенате копиистом, затем секретарем. В 1717–1720 гг. он изучал право в Кенигсбергском университете. С 1727 г. Кирилов – обер-секретарь Сената. В 1727 г. Кирилов составил и издал первое экономико-географического описания России под названием «Цветущее состояние Всероссийского государства, в каковое начал, привел и оставил неизреченными трудами Петр Великий». Кирилов участвовал в организации Второй Камчатской экспедиции 1731–1733 гг.; был автором проекта Оренбургской экспедиции и ее руководителем в 1734–1737 гг.; в 1735 г. заложил город Оренбург (ныне Орск).
61.
В начале XVIII в. не было завершено «разделение наук», провозглашенное Фрэнсисом Бэконом в 1623 г. Физика и химия еще не сформировались как отдельные научные области. Тем более нельзя понимать в современном смысле названия таких учебных предметов, как теоретическая и экспериментальная физика, химия и др. Преподавание естественных наук либо по-прежнему основывалось на «Физике» Аристотеля, либо в лучшем случае имело целью знакомство слушателей с достижениями Галилея, Торричелли, Бойля, Гука и других ученых XVII в., а также демонстрацию опытов и их толкование.
62.
Святейший правительствующий Синод (1721–1917) ведал делами Православной церкви (толкование религиозных догматов, соблюдение обрядов, вопросы духовной цензуры и просвещения, борьба с еретиками и раскольниками). Возглавлял Синод обер-прокурор, назначаемый императором.
63.
Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855) – историк, общественный деятель, профессор Московского университета, автор курса публичных лекций по истории Средневековья, сыгравших огромную роль в развитии российской исторической науки и общественной мысли.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги