Помимо кентавров гурумм, лесные эльфы неплохо ладят с народом фей. С феями все хотят дружить, потому что это выгодно, сулит приобщение к чудесам. Данные барышни очень аккуратны в выборе себе друзей, понимают небескорыстность подобных отношений со стороны чужеземцев. Но у элдаримцев есть то, против чего сим сентиментальным впечатлительным крылатым особам не устоять. Великие достижения культуры. Не зря же эльфы лучшие во всём. Феи млеют от их музыки, в восторге от поэзии и пения, восхищаются их живописцами и скульпторами, падки до сладостей их кондитеров, и т.д. Потому пускают их мастеров к себе, приглашают в гости в свои края. Детальней об этом вы сможете узнать из четвёртой части «Энциклопедии Поцелуя феи», каковая полностью посвящена феям, здесь мы лишь укажем, сами феи не склонны путешествовать по свету, сидят в своём волшебном раю, боясь зла внешнего мира. Редкие исключения – их посольства – представительства за рубежом в странах важных для них народов. У лесных эльфов таких представительств целых два – в столице королевства Татала и в столице Элдарима. Что означает, в данных достославных городах, пусть в мизерном количестве, всегда живут феи. Увидеть их непросто, они избегают появляться на публике, так как извечно становятся объектами её ажиотажного интереса. Но их наличие в населённом пункте всё равно чрезвычайно почётно для него, а жителям и приезжим дарит постоянное ощущение чего-то удивительного, незримо присутствующего рядом. Это во-первых. Во-вторых же, как правило среди фей при посольствах всегда есть хотя бы одна с талантом посредством магии легко пересылать письма в свои земли. Благодаря чему монархи Таталы и Элдарима могут регулярно переписываться с царственными особами фей – как в деловых целях, так и в личных – общаться, делиться новостями, поздравлять с праздниками и днями рождения. Становятся друзьями по переписке. Мало того, у фей есть посольства и в странах гномов. Что позволяет и туда отсылать корреспонденцию. Буквально на другой конец континента, куда гонцом письмо дойдёт лишь за многие месяцы, а то и за годы. А тут несколько дней, максимум недель, и оно уже там. И гномы и лесные эльфы плотно занимаются международной торговлей – их купцы регулярно снаряжают караваны в чужеземье. Дружба с феями даёт им возможность согласовывать торговые дела, находясь за тысячи вёрст друг от друга. Это настолько поразительный для средневековья факт, что почти не поддаётся осмыслению. Но для них уже многие века норма, устоявшийся привычный порядок вещей.
Как мы знаем, у эльфов нет своих магов в истинном значении этого слова – тех, кто способен колдовать, но имеется потребность в оных. Элдаримцам добрые отношения с гурумм очень облегчают жизнь, ведь среди кентавров лица с даром к магии бывают. У гурумм недостаточно хорошо развиты науки, требуется помогать им с обучением молодёжи, обладающей указанным даром, что их длинноухие союзники с превеликой охотой и делают. Организуют школы и университеты непосредственно в землях гурумм, приглашают самых одарённых отроков в академии своих стран. Более всего чародеи кентавров интересуют Элдарим как бойцы. В качестве придворных кудесников они неудобны, из-за своих полу-лошадиных кондиций им трудно пользоваться зданиями антропоморфных рас, ходить по лестницам, проходить в дверные проёмы. Хотя порой их берут и во дворцы, если под рукой нет достойного кандидата из волшебников гномов или фиров. Собственные кудесники у лесных эльфов бывают двух видов – волхвы и друиды. Первые более распространены в Фетстихэтле, так же их относительно много в Ан Шадах, в остальных трёх странах с огромным перевесом преобладают друиды. Друид – это знаток леса, его животных и растений, умеет варить зелья, в том числе волшебные (требуют соответствующих ингредиентов, например, трав с магическими свойствами). За рубежом их часто изображают длиннобородыми старичками, но вообще-то сие штамп, эльфы живут долго, они и в 500 лет выглядят вполне молодо, а это уже солидный возраст, предполагающий солидные опыт, знания и умения. Друиды очень уважаемы у лесных эльфов. Чем они занимаются? Лечат, особенно хорошо скот, ведь на него чары действуют, но и эльфов умеют исцелять тоже – посредством снадобий и настоев, обладающих лечебными свойствами. Могут ускорять рост растений, могут призывать лесных птиц, животных, а так же насекомых, влиять на погоду, предсказывать некоторые события, и многое др. Всё волшебство, каковое друид творит, он творит только посредством природной магии, используя наполненные ей дары флоры, потому он зависим от ингредиентов, много ходит по лесам, ища нужные травки, и каждое его чудо требует усилий, времени и на поиски, и на приготовление зелий. Он не колдует направо и налево. Так или иначе, друиды истинные кудесники, способные помочь там, где никто другой не в силах. Общество их ценит, и в какой-то мере воспринимает духовными наставниками. Слывут хранителями народной мудрости. Важная их особенность – они как бы дети леса, природы, а у неё мирная сущность, взаимосвязанная с таинством жизни. Боевой друид – дикость, каковой не бывает. Известны тёмные друиды, приверженцы зла. Но всё же более в фольклоре, чем в реальности. Друид – это определённая философия, базирующаяся на светлых устремлениях, на любви к всякой букашке и травинке. Ему трудно стать злым.
В принципе нация лесных эльфов вся миролюбива. Это фактически часть их ментальности, их культуры, их религии. Все они дети леса, считают себя таковыми, все почитают природу как свою праматерь и духовную основу. Они вовсе не пацифисты, могут постоять за себя, просто привыкли ценить жизнь. Личности и у них встречаются самые разнообразные, как и везде, в том числе и злодеи, и бандиты, и амбициозные правители, жаждущие славы великих полководцев. И всё же в целом им, как народу, свойственна ценностная философия, указывающая быть в гармонии с окружающими и с собой, искать пути к равновесию, а оно с их точки зрения для жестокосердных недостижимо. Вот что-то такое. Вероятно, корни их миролюбия отчасти лежат в самодостаточности. У них хватает собственных земель, причём плодородных, дающих богатые урожаи, их леса полны дичи, водоёмы рыбы. Им не нужно чужое, главное защитить своё. Они превосходят всех в цивилизационном отношении, потому лишены национальных комплексов неполноценности, не терзаемы нелюбовью к расам, кто лучше них в чём-либо. Как и все великие нации, они ощущают себя центром мира, за границами которого всё, что есть, несущественно. Но другая часть правды именно в том, что они лесные эльфы – порождения культуры, не подверженной тяге к злому. Нет в них склонности беспричинно причинять кому-либо беды, грабить слабых, обижать невинных. Нет желания кого-нибудь притеснять, включая народы, которые они считают ниже себя, дикарями, варварами. Нету ненависти ни к кому, даже к врагам вроде кочевых кентавров. Безусловно нет и любви, просто ненависть признак слабости, а они сильные, чувствуют себя таковыми. Им самим нравится о себе аллегория, говорящая что их родитель – лес, то есть торжество жизни, роста, цветения, родство с ним заставляет их души тянуться к свету. И пожалуй в некоторой мере это и правда так. Ощущая взаимосвязь с природой, всё равно будешь тяготеть к доброму.
Несмотря на только что сказанное, на миролюбивость как национальную черту характера, элдаримцы считаются лучшими бойцами на свете. В их культуре в почёте тренировки ратным искусствам, обозначаясь путём к совершенствованию тела и духа, к здоровью и долголетию, к достижению гармонии и просветления. Чуть не каждый занимается тем или иным видом единоборств – и молодые и старые, и знатные и плебеи, и мужчины и женщины. В городах, в деревнях, повсеместно. Существует бесконечное число школ, течений, направлений, с разным оружием, без оружия, много дыхательных практик, практик, повышающих внутреннюю энергию, восстанавливающих после травм. Есть множество учебных заведений, принимающих десятки и даже сотни учеников, есть мастера-одиночки, обучающие последователей в частном порядке по одному-двум-трём. Родители зачастую тренируют своих детей. Ну и конечно, наиболее имениты, как взращивающие бойцов организации, монастыри боевых искусств. Их много, есть даже женские. Там, отрешившись от всего мирского, сотни лет монахи занимаются исключительно постижением боевого мастерства, вкупе с развитием крепости тела и силы духа. Это в каком-то смысле парадоксальное изобретение эльфов. У всех остальных разумных рас монастыри – пристанище ищущих единения с небесами. То есть сплошь пацифистов, видящих праведность в смирении, в подставлении второй щеки, иные из них охотно сожгут еретиков или запытают женщин, обвинённых в ведьмовстве, но идти в бой с мечом… Этого им бог не велит, они высокодуховные особы. Монастыри лесных эльфов тоже имеют к богу непосредственное отношение, только он ничего им не велит, а служит духовным ориентиром на пути самосовершенствования и овладения воинским искусством. И уж точно не требует от них изучать богословие. Удивительная это нация, как ни крути.
Об аспектах быта элдаримцев мы не будем много говорить. Сделаем лишь небольшие заметки. Например, об одежде. Наделённые властными полномочиями лица сего народа носят особые треугольные шапочки, демонстрирующие высокий статус – чиновники красного цвета, а сановники расшитые золотом. Женщины в повседневности обряжаются в наряды, мало отличающиеся от мужских, тоже в качестве низа используют штаны, пусть и несколько иного покроя, чем у сильного пола. Но у них есть и платья – красивые, расписанные узорами, изящные. Местные дамы понимают толк в женственности и умеют быть женственными, в праздники или когда им требуется выглядеть очаровательными, они найдут чем привлечь мужской взор. Не зря же это многоопытные долгожительницы, всякой даже юной совершеннолетней эльфийке минимум восемьдесят лет, это вам не наши наивные барышни, они ничего не делают наобум, очень вдумчиво подходят и к тому, как наряжаются, и к отношениям с кавалерами. У элдаримцев есть много житейских ритуалов для каких-то особых событий или минут. Ритуал чаепития, ритуал укладки волос у девушек (особенно перед свадьбой), и кстати у воинов перед уходом на войну или смертельным боем. Ритуал омовения. Ритуал обряжания. Ритуал приготовления блюд по религиозным праздникам. Ритуал встречи важного гостя. Ну и т.д. Бытовой ритуал – это церемония, предполагает неторопливое исполнение определённой последовательности действий, иногда пользуясь строго определёнными предметами. Это дань традициям и некое философское наполнение обыденности. Нации, у которой поиск путей к самосовершенствованию в чести, всё это близко, так как ритуалы приучают к умиротворённости духа, удерживанию себя в спокойном состоянии. Все элдаримцы стараются каждое воскресенье мыться и так же приводить одежду в порядок. Это для них религиозная не то чтобы обязанность, но важное мероприятие по очищению пред небесами. Чтоб вы понимали, в средневековье нет понятия еженедельных выходных, в некоторые праздники нельзя работать, и всё – станешь раз в каждые семь дней избегать труда, как бы не пришлось голодать и ходить голодранцем, боги тебе не пошлют пищу на тарелке, и нарядом не одарят. Воскресенье – это день, в который лесные эльфы стараются выкраивать время для ухода за собой. Под вечер, или с утра, или в процессе дня, кому как удобно. Можно и ночью. Для них это важно – настолько, что даже при возникновении пикантных ситуаций вроде путешествия вдвоём мужчины и женщины, кто не муж и жена, они будут стараться найти способ уединиться или укрыться от чужого взора и обмыться, и с пониманием отнесутся к желанию уединиться противоположной стороны. У представителей других рас порой подобные их наклонности могут вызвать недоумение и даже пробудить подозрения в недостойном поведении. Однако их собственная культура иного мнения на сей счёт, воспринимая омовение тела в воскресенье праведным деянием, ради которого допустимо идти на определённые жертвы, если они не предполагают ничего аморального.
Элдаримцы считаются неплохими мореплавателями. Пусть у них всего лишь один портовый город, они умелые кораблестроители, строят даже внушительного размера суда, плавая через пол континента с торговыми целями к гномам. Правда делают это не часто, несколько успешных дальних рейсов за год для них хороший результат.
Тёмные эльфы
Своё название, в пику тому, что о них порой думают обыватели иных народов, тёмные эльфы получили не за какие-то особенные черты характера, а за специфический сероватый оттенок кожи. Впрочем, и с национальным характером у них не всё гладко. Считаются склонными к хитрости и манипуляциям, в том числе в быту, в невинных делах, с ними надо держать ухо востро. Немного более высокомерны в сравнении с прочими эльфами, немного менее миролюбивы – не то, чтобы воинственны, однако не видят ничего зазорного взять силой чужое, если это легко сделать. Они непростые существа. Всегда ищут выгод и чтут в первую очередь свои интересы. Культурно развиты сходным с лесными эльфами образом, у них тоже доведены до совершенства боевые и классические искусства, науки и ремёсла. Когда-то в древности они входили в состав империи лесных эльфов, возможно отсюда и проистекает эта близость культур. Но всё же они другие – у них иные языки, иная вера, несколько иная ментальность. И даже в расовом смысле они отличаются. Это другая раса с другим составом этносов, основными из которых являются три:
• Степные эльфы – узкий разрез глаз, матово-серый цвет кожи, уши слегка отклонены в стороны, миловидно скруглённые подбородки, особенно у женщин, маленькие аккуратные носы.
• Луговые эльфы – оттенок кожи серый чуть с желта, волосы часто волнистые, почти всегда в цветовой гамме коричневого, причём в широком диапазоне от светлых красок до тёмных. Глаза карие или синие.
• Морские эльфы – в среднем рост несколько выше, чем у остальных двух этносов, уши немного длиннее, цвет волос насыщенно-чёрный, тёмно-синий или рыжевато-коричневый, цвет глаз угольно-чёрный, тёмно-синий или красно-коричневый, изредка встречается тёмно-жёлтый и фиолетовый. Кожа пепельно-зеленоватая. Гармоничные черты лица.
Есть ещё горные эльфы, весьма эффектный народец с подсветлённой кожей и огненно-рыжей шевелюрой, но их совсем мало. У всех этносов раскосые суженные глаза, у степных разрез оных самый узкий, у морских наименее. Помимо глаз все имеют и иные некие характерные физиономически черты, по которым их возможно отличить и определить как принадлежащих к тёмной расе. Впрочем, главный их отличительный признак всё равно цвет кожного покрова, ни с кем не спутаешь.
Земли тёмных эльфов – это весьма обширные территории, частью лесистые, частью прибрежные, частью степные, кроме того, включают в себя крупный массив островов. Море играет в жизни сей нации значимую роль. Её представители – отличные мореходы и рыбаки, плавают с торговыми целями даже на другой континент. Занимаются контрабандой, порой пиратствуют. Так же они прекрасные скотоводы, неплохие земледельцы и охотники. Сколько у них государств в точности неизвестно. Крупных три, а остальных… мелкие их страны связанны разнообразными союзническими и вассальными отношениями, в которых легко запутаться, иногда и не поймёшь, королевство это или лордство, иногда статус того или иного региона меняется, становясь из лордства королевством или наоборот, бывает лордства объединяются, бывает распадаются, порой завоёвывают друг друга, в общем, никому кроме самих тёмных эльфов нюансы их государственного устройства не интересны. Три крупных их державы константны, исторически доказавшие свою устойчивость величины, на них все и ориентируются в чужеземье, например, в торговых делах. Любопытно, что одна из этих трёх держав, называемая Вурлах, островная, располагается на вышеупомянутом массиве островов. Две других – Сумду и Абанфур – континентальные, в Сумду есть и лесистые территории, и горные, и степные, а Абанфур – чисто степная страна. В отличие от лесной нации, тёмная не самая дружная, в ней помимо вассальных трений присутствуют, пусть и не слишком выраженно, и межэтнические, и межконфессиональные, и межрегиональные, и межклановые. Тем не менее она полностью состоявшаяся и успешная – и потому что распри в ней никогда выходят за определённые границы, всегда оставаясь в пределах разумного, без культивирования ненависти или взаимного истребления, и вследствие присущей эльфам мудрости – тёмных жизнь приучила при любой внешней угрозе, то есть при вторжении войск иных рас, мгновенно откладывать всю внутреннюю конфликтность в сторону и объединяться против общего врага. У них непростые соседи, один из которых – весьма воинственные кочевые кентавры. Против него без умения объединяться не выстоишь.
На международных отношениях тёмных эльфов стоит остановиться поподробней. В силу своего географического положения и целого ряда иных причин они пересекаются с многими нациями – столькими, что нам придётся как-то упорядочивать описание их контактов. Проще всего сделать это в виде списка.
Кентавры племени баису – то есть вышеупомянутые кочевые. С баису практически невозможно иметь каких-либо дел. Это воинственные граждане, орды которых скитаются по степи. Всё, что им нравится, пытаются брать силой. Единственные, кто находит с ними общий язык – как раз тёмные эльфы. Может потому что они и сами дети степи, может вследствие исторического соседства – просто научились уживаться за тысячи лет. Но в немалой степени так же из-за имперского наследия – благодаря тому, что когда-то были частью империи Элдарим. В прошлом, в глубокой древности, племя баису не давало им никакого житья, постоянно терзая набегами. Затем они вошли в состав империи. И та решила эту проблему радикально. Взяла и построила стену через всю степь. Более чем в тысячу вёрст длинной. Кентавры не могут штурмовать стены, им с их комплекцией никак не взобраться по лестницам. Мало того, они короткоживущи (по эльфийским меркам – имеют продолжительность жизни, сходную с людской), летописей конкретно баису не ведут, через сколько-то веков их народная память напрочь утратила воспоминания о самом строительстве. Что превратило для них стену в непостижимое чудо – можно идти вдоль неё неделями, а она всё есть, не кончается. Это заставляет их очень уважать тёмных эльфов, как тех, кто отчасти подобен по силе богам. К слову, империя Элдарим в немалой степени распалась именно из-за этой стены. После возведения оной тёмные эльфы вдруг обнаружили, что не нуждаются боле в протекции старшего брата в лице лесных эльфов. Стали грезить о независимости. Но это уже частности. Тёмные эльфы очень плотно сотрудничают с баису. Это по сути варварское племя с примитивной культурой, неразвитыми науками. Казалось бы, какой от него прок? Однако при разумном подходе отношения с ним принесут много пользы. Скажем, можно обучать его талантливых к магии отроков, взращивая себе подконтрольных чародеев. Что в обязательном порядке и делается. Или привлекать воинов наёмниками в свои войска. Практика чего тоже весьма распространена. А ещё есть торговля, и с учётом, что баису ни с кем не ладят, быть их единственным торговым партнёром крайне выгодно, отсутствие конкурентов позволяет хорошо сбивать цены.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги