Книга Во имя нигилизма. Американское общество друзей русской свободы и русская революционная эмиграция (1890-1930 гг.) - читать онлайн бесплатно, автор Дмитрий Михайлович Нечипорук
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Во имя нигилизма. Американское общество друзей русской свободы и русская революционная эмиграция (1890-1930 гг.)
Во имя нигилизма. Американское общество друзей русской свободы и русская революционная эмиграция (1890-1930 гг.)
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Во имя нигилизма. Американское общество друзей русской свободы и русская революционная эмиграция (1890-1930 гг.)

Д. М. Нечипорук

Во имя нигилизма. Американское общество друзей русской свободы и русская революционная эмиграция (1890–1930 гг.)

Благодарности

Автор выражает признательность коллегам и близким, благодаря поддержке и советам которых получилось написать эту работу. Это профессор Владимир Витальевич Носков, научный руководитель моей кандидатской диссертации, помогавший совершенствовать первые варианты текста на протяжении 2005–2009 гг. Профессора Норман Сол (Канзасский университет) и Дэвид Фоглесонг (Университет Ратджерса) очень сильно помогли своими советами и поддержкой на ранних этапах работы. Критический отзыв на диссертацию «Американское общество друзей русской свободы» Виктории Ивановны Журавлёвой помог улучшить текст исследования при подготовке монографии. Без рекомендаций и поддержки профессора Дэвид Сондерс (Ньюкаслский университет) и доцента Джейн Гуд (Военно-морская академия США) я бы не получил стажировку в Международном институте социальной истории (Амстердам). Я также благодарю их за предоставление статей и материалов, которые невозможно было достать в России.

За прекрасную атмосферу и идеальные условия работы в Международном институте социальной истории весной 2011 г. я выражаю признательность доктору Хайсу Кесслеру и руководству Института. Изучение архивов Института позволило полнее изучить историю американского Общества друзей русской свободы и определиться с концепцией книги. В свою очередь, исследование было бы невозможно без работы в московских и петербургских архивах и библиотеках. Большой удачей для меня было знакомство с председателем Российского еврейского исторического общества Рашидом Мурадовичем Каплановым, который оказал неоценимую помощь во время моей работы в московских архивах и библиотеках. Сотрудник Российской национальной библиотеки Никита Львович Елисеев помог отыскать американское издание «Free Russia», которое в 2003 г. невозможно было найти ни в каких открытых каталогах.

Европейский университет в Санкт-Петербурге был тем местом, где я сделал решающий вклад в изучение темы. Аспирантские семинары, критика и советы преподавателей и учащихся постоянно помогали совершенствовать работу. Поддержка профессора Ивана Ивановича Куриллы (ЕУСПБ) была критически важна, чтобы довести начатую работу до конца.

Я благодарю за содействие в издании книги издательство «Нестор-история» и его сотрудников: директора Сергея Ефроимовича Эрлиха, ответственного секретаря Елену Фёдоровну Качанову, ответственного редактора журнала «Историческая экспертиза» Владимира Викторовича Ведерникова.

Я также благодарю директора ООО «Служба заказчика» (Невель) Дмитрия Валерьевича Мягкого за понимание и поддержку во время заключительного этапа работы над книгой.

Содействие близких, моей мамы Маргариты Владимировны Ткаченко и жены Юлии, было неоценимо на протяжении всего времени, что я писал диссертацию, а затем книгу. Я посвящаю эту книгу своей жене Юлии за её любовь, уважение и терпение, а также содействие в ходе работы над рукописью.

Введение

Книга, которую читатель держит в руках, посвящена двум взаимосвязанным сюжетам российско-американских отношений. Во-первых, в монографии исследуется история американского Общества друзей русской свободы (АОДРС). Данная организация была главным олицетворением движения за свободную Россию в США в конце XIX – начале XX в., которое поддерживали небольшая часть американских общественных деятелей, политиков, журналистов и протестантских священников. Во-вторых, деятельность АОДРС была тесно связана с агитационной деятельностью российской революционной эмиграции по обе стороны Атлантики. Практическая идея о том, что через печатное слово необходимо донести до общественного мнения западных стран смысл борьбы народовольцев против самодержавия, была выдвинута в 1880-е гг. бежавшим в эмиграцию террористом и народником Сергеем Степняком (С. М. Кравчинский)1. Эта идея была не только воплощена посредством создания обществ друзей русской свободы в Великобритании и США, но и взята впоследствии на вооружение партией социалистов-революционеров (ПСР). Ближайшие соратники Степняка по эмиграции – Ф. В. Волховский, Е. Е. Лазарев, Н. В. Чайковский, активно участвовавшие в деятельности обществ друзей русской свободы, впоследствии стояли у истоков создания партии эсеров. Заграничный комитет партии, являясь высшим органом руководства, принимал непосредственное участие в организации американских агитационных поездок, часть из которых проходила под эгидой Общества друзей русской свободы. Это, прежде всего, относится к деятельности всё тех же Ф. В. Волховского и Н. В. Чайковского, а также Х. О. Житловского. Наконец, один из лидеров ПСР Виктор Чернов опирался на подходы и тактику Степняка при разработке эсеровской программы борьбы с самодержавием. Чернов придавал решающее значение «организованной силе общественного мнения», которая включала в себя и зарубежную агитацию. Не иначе как иронией истории является тот факт, что последняя попытка возродить агитационную деятельность АОДРС была связана с поездкой в США самого В. М. Чернова в 1929–1930 гг.

Как будет показано в книге, все громкие общественные кампании АОДРС проходили при непосредственном участии видных деятелей ПСР. В первую очередь в них участвовали представители старшего поколения народников (Е. К. Брешко-Брешковская, Ф. В. Волховский, Е. Е. Лазарев, Н. В. Чайковский) или тех, кто являлся идейной предтечей эсеров, как это было в случае с агитационной поездкой в США С. Степняка в 1891 г. Результатом этой поездки стало создание АОДРС в Бостоне. В отличие от английского общества, деятельность американской организации не была поставлена на постоянную основу. Без присутствия российских революционеров на американской земле АОДРС прекращало свою деятельность или находилось в полуактивном состоянии. История Общества с 1891 по 1930 г. состоит из нескольких ярких периодов и громких кампаний в американской прессе, заканчивавшихся сразу же после того, как российские революционеры покидали США. За свою историю АОДРС участвовало в восьми общественных кампаниях, которые освещались в американской прессе:

1. Попытка создать постоянно действующее американское Общество друзей русской свободы в 1891–1894 гг. с изданием собственного журнала «Free Russia» («Свободная Россия»). Как отмечалось выше, Общество было создано при непосредственном участии С. Степняка, а нелёгкое бремя по изданию журнала взял на себя революционер Л. Б. Гольденберг.

2. Воссоздание Общества друзей русской свободы в Нью-Йорке в декабре 1904 г. и создание организаций «друзей русской свободы» во время агитационного турне по США члена ЦК партии эсеров Е. К. Брешко-Брешковской (1904–1905 гг.).

3. Американские поездки эсера Николая Чайковского и трудовика А. Ф. Аладьина в 1906–1907 гг., поддержанные руководством ПСР.

4. Посещение Америки «Шерлоком Холмсом русской революции», публицистом и издателем, тесно связанным с руководством ПСР Владимиром Бурцевым в 1910 г. Нью-йоркское Общество друзей русской свободы приняло самое активное участие в организации встреч и митингов Бурцева. Во время визита Бурцева в США был разоблачён платный агент Департамента полиции А. М. Эваленко (агент Сергеев), который регулярно доносил о деятельности и активности Л. Б. Гольденберга и его окружения в 1890–1894 гг.

5. Протесты Общества в 1912–1915 гг. против поправок в закон об иммиграции (т. н. поправки сенатора У. П. Диллингема).

6. Кампания Общества друзей русской свободы по сбору средств освобожденным политическим заключённым из сибирской ссылки в 1917 г.

7. Второе турне Е. К. Брешко-Брешковской по США в 1919 г.

8. Неудачная попытка воссоздать Общество друзей русской свободы калифорнийскими эмигрантами, близкими к партии эсеров, во время посещения В. М. Черновым Соединённых Штатов в 1929–1930 гг.

Кроме того, русские политэмигранты использовали симпатии сочувствующих иностранцев для осуществления нелегальной деятельности: организации побегов ссыльных из Сибири в начале 1890-х гг. и сбора денег на закупку оружия с целью вооружённой борьбы с самодержавием в годы первой русской революции 1905–1907 гг. Но если история доставки оружия в Российскую империю пароходом «Джон Графтон» известна в деталях, то организация побегов политических ссыльных из Сибири в США не исследовалась подробно в историографии. Для нашего исследования важно отметить, что в обоих случаях заметную роль сыграл эсер Ф. В. Волховский.

Таким образом, тесная связь АОДРС с партий эсеров является главным лейтмотивом книги. Другими словами, движение за свободную Россию имело истоки не только в американском христианском универсализме. Деятельность организации была возможна благодаря поддержке видных фигур российской дореволюционной политической эмиграции, игравших ключевую роль в руководстве партии эсеров. АОДРС являлось одним из важных каналов зарубежной агитации эсеров, средством завоевания авторитета и признания у американской общественности и эмигрантов из Российской империи, а также инструментом по сбору средств для партии.

Хронологические рамки монографии охватывают период с 1890 по 1930 г. На протяжении четырёх десятилетий несколько поколений американцев и российских революционеров пытались распространить идеалы борьбы за свободную Россию на американской земле. Эта борьба не закончилась с падением самодержавия в 1917 г. Последние попытки эсеров возродить Общество предпринимались для поддержки борьбы против Советской власти. Но прежние американские участники Общества уже не были едины в своём отношении к большевикам и их политике. В итоге американские друзья русской свободы раскололись на искренних сторонников новой власти и непримиримых противников. Агитационная деятельность была парализована, неравнодушные американцы стали создавать новые организации и ассоциации, а Общество друзей русской свободы практически незаметно для американской публики прекратило своё существование в 1924 г. Неудачная попытка возродить Общество друзей русской свободы в Калифорнии в 1930 г. показала, что с уходом прежних лидеров и отсутствием в американском обществе интереса к делу освобождения России от большевизма старый формат организации окончательно утратил свою актуальность.

Методология. Поскольку речь в книге пойдёт об истории численно небольшой организации, в которую входили люди, близкие не только по своим политическим воззрениям, но и по социальному положению, главным подходом, который используется на протяжении всего исследования, является метод коллективной биографии.

Коллективная биография, или просопография (от др.-греч. πρόσωπον «лицо, личность» и γράφω «пишу»), как исследовательский подход изучает биографические данные людей, объединённых в одну социальную группу. Другими словами, это качественный метод написания коллективной биографии, где основное внимание уделяется внешним характеристикам, которые являются типичными для того или иного круга людей. В этом значении просопография помогает прояснить социальный контекст существования группы или историю семьи на протяжении нескольких поколений2. Метод просопографии позволяет выделить главные характеристики участников АОДРС, а также представить историю организации как общее дело помощи русским революционерам и эмигрантам из России для трёх поколений американцев, разделявших общие воззрения как на американскую политику, так и на борьбу русских революционеров с самодержавием. Такими общими характеристиками являются: география проживания, принадлежность к аболиционистскому движению, участие в суфражистском движении и борьбе за расовое равенство, социальное реформаторство, изучение России членами АОДРС, тесные отношения с членами ПСР.

География проживания. Анализ географии городов и штатов, в которых проживали американцы, показывает, что АОДРС получило поддержку на северо-востоке США. В начале XX в., когда общества друзей русской свободы были образованы в самых разных городах, главными центрами по-прежнему считались Нью-Йорк и Бостон (Массачусетс), а также Чикаго (Иллинойс), входящий в Средний Запад. В перечисленных трёх городах находились сеттльменты, или дома-поселения для городской бедноты, в которых обретали пристанище иммигранты из Российской империи. Для руководителей сеттльментов Дж. Аддамс (Чикаго), Л. Уолд (Нью-Йорк), Х. Дадли (Бостон) общение с иммигрантами из Российской империи стало настоящим откровением, все они активно участвовали в деятельности Общества.

Принадлежность к аболиционистскому движению. Во время своей поездки по США Степняк заручился поддержкой бостонских аболиционистов. Бостон был главным центром аболиционистского движения. После окончания Гражданской войны, сторонники отмены рабства уделяли много времени изучению истории своей борьбы и увековечиванию памяти лидеров движения. Кроме того, в Бостоне, как и в других крупных городах Новой Англии, активное участие в общественной жизни принимали протестантские священники. Они составили видную группу американцев, вошедших в Общество. Ещё одной общей чертой мировоззрения общественных деятелей Бостона являлся космополитизм. Аболиционисты неизменно выказывали поддержку революционерам, религиозным диссидентам, относясь к ним как к защитникам дела всеобщей свободы. Такое отношение передавалось от поколения к поколению. Приём Степняка в Бостоне в 1891 г. был с этой точки зрения типичным примером одобрительного отношения к «русскому нигилисту» как борцу за свободу своей родины.

Суфражизм и борьба за расовое равенство. С конца 1860-х гг. многие противники рабства стали активистами суфражистских организаций. Впоследствии часть из них присоединилась к АОДРС. Это были как женщины, так и мужчины. Президенты Общества друзей русской свободы Эдвин Доак Мид и Уильям Дадли Фулк были видными суфражистами. Одна из ключевых фигур американского суфражистского движения, происходившая из видной аболиционистской семьи, Элис Стоун Блэквелл была членом Общества с самого начала его существования.

Социальное реформаторство. С начала XX в. в деятельности Общества друзей русской свободы прияли участие деятели прогрессистского движения. Журналисты-макрекеры («разгребатели грязи», т. е. расследующие злоупотребления власти и бизнеса), политики, выступавшие за более активное регулирование городской жизни, работники сеттльментов стали членами Общества в годы первой русской революции. Если в 1891 г. Общество преимущественно опиралось на бостонских аболиционистов, то в 1905–1907 гг. нью-йоркское Общество друзей русской свободы было тесно связано с прогрессистской организацией «Союз граждан» (Citizens Union), выступавшей за реформы в Нью-Йорке и сумевшей в 1901 г. провести своего кандидата Сета Лоу на пост мэра города. Впоследствии он станет вице-президентом нью-йоркского Общества друзей русской свободы.

Изучение России. Интерес к России, к её политике и культуре был характерен для всех видных участников АОДРС на протяжении всей истории Общества. Некоторые из них посещали Россию, являясь также авторами работ о далёкой стране. Видные члены Общества журналисты Дж. Кеннан и Э. Нобл, а также У. Д. Фулк издали книги о России. Также писали о России посетившие её в разное время участники Общества А. Баллард, Э. Пул, Э. Кросби, Дж. Аддамс.

Тесные отношения с членами ПСР. Американские друзья русской свободы, игравшие заметную роль в деятельности Общества, поддерживали тесные связи с лидерами партии эсеров. В 1890–1900-е гг. Эдмунд Нобл поддерживал контакты с Ф. В. Волховским, а в 1920–1930-е гг. семья Ноблов переписывалась с Е. Е. Лазаревым. Дж. Кеннан активно переписывался всё с тем же Ф. В. Волховским, а также с Н. В. Чайковским и Е. К. Брешко-Брешковской. Бабушка русской революции Е. К. Брешко-Брешковская переписывалась с большим количеством американцев, входивших в Общество друзей русской свободы. Это джентльмены-социалисты А. Баллард и Э. Пул, главы сеттльментов Дж. Аддамс и Л. Уолд, реформаторы и суфражистки Э. С. Блэквелл, И. Бэрроуз, Э. Старр. Архив ПСР, хранящийся в Международном институте социальной истории в Амстердаме (IISH), содержит ценные свидетельства об участии партии и её членов во всех общественных кампаниях АОДРС в начале XX в.

Цель исследования – показать историю АОДРС сразу в нескольких контекстах, которые неразрывно связаны друг с другом. Активная деятельность Общества протекала на фоне трёх важных для его существования факторов: подъём социального реформизма и прогрессизма в США в конце XIX – начале XX в., нарастание противоречий и разногласий между Российской империей и США, а также оформление центров российской политической эмиграции в Западной Европе и США в 1880–1890-е гг. Общим знаменателем для американских друзей русской свободы и эсеров было негативное отношение к российскому самодержавию. Начало русской революции 1917 г. совпало с закатом прогрессивного движения в США, которое сопровождалось поворотом к изоляционизму во внешней политике. В итоге после захвата власти большевиками прежние факторы перестали поддерживать Общество, а новая политическая обстановка как в России, так и в США привела к утрате эсерами своего влияния, что, в свою очередь, привело к скорому прекращению деятельности американских друзей русской свободы.

Историография

Американское Общество друзей русской свободы в контексте российско-американских отношений

Изучение российско-американских отношений конца XIX – начала ХХ в. долгое время интересовало историков меньше, чем другие периоды истории взаимоотношений двух держав. Так, в отечественной историографии это время был наименее исследованным вплоть до 1980-х гг. Кроме того, различные стороны взаимоотношений двух держав на протяжении прошлого столетия были изучены неодинаково. Главное внимание в своих работах историки уделяли изучению проблем внешнеполитического соперничества3. Большой интерес исследователи проявили и к экономическим взаимоотношениям США с Российской империей4.

С середины XX в. постепенно возрастал интерес исследователей к истории культурных связей между Россией и США5. Уже в первых работах в центре внимания историков оказался сюжет о том, как некоторые американские общественные деятели пытались организовать агитацию в поддержку русской оппозиции, боровшейся с самодержавием. Как правило, исследователи вскользь касались истории АОДРС в связи с постепенно набиравшим силу процессом ухудшения российско-американских отношений. Начиная с 1980-х гг. историки рассматривали историю АОДРС в контексте движения за освобождение России от самодержавия. Так, крупнейший специалист по российско-американским отношениям Н. Сол помещает деятельность членов Общества в 1890-е гг. в рамки «движения за свободную Россию» («Free Russia Movement»)6. Другой авторитетный исследователь из США, Д. Фоглесонг, предложил понятие «крестового похода за свободную Россию» («The Crusade for a Free Russia»)7. Несмотря на разницу в терминах, авторы имели в виду примерно одно и то же. В обеих работах речь идёт о немногочисленном движении в конце XIX – начале XX в., сторонники которого энергично выступали за преобразование России по американскому образцу. Состав его участников менялся в зависимости от внутриполитической ситуации в стране, однако главной движущей силой неизменно были городские социальные реформаторы и в т. ч. бывшие аболиционисты и их дети.

В последнее время, когда движение за свободную Россию стало активно изучаться американскими и российскими исследователями, история американского Общества друзей русской свободы получила более подробное освещение, прежде всего, в фундаментальной монографии В. И. Журавлёвой8. Однако вопросы, связанные с социальным составом организации, установлением периодизации истории АОДРС, роли ПСР в организации агитации американских друзей русской свободы ещё не получили должного освещения в историографии. Самое главное – до сих пор не была изучена полностью история АОДРС с момента возникновения организации до прекращения её деятельности в первой половине 1920-х гг.

Историография АОДРС

Осмысление результатов деятельности американского Общества друзей русской свободы началось ещё во время его существования. В публицистических работах некоторых участников организации были сделаны первые выводы о причинах возникновения Общества и его скромных успехах. Э. С. Блэквелл одна из первых обратила внимание на малочисленность Общества друзей русской свободы, созданного в Бостоне в 1891 г. Она отмечала, что вся агитация велась узким кругом лиц, которым было не под силу привлечь симпатии американцев к борьбе русской оппозиции9. Л. Уаймен, размышляя об обстоятельствах возникновения бостонского Общества, обращала внимание на схожесть мировоззрений американских аболиционистов и русского революционера С. М. Степняка-Кравчинского. Бывшие сторонники отмены рабства, по мнению Уаймен, увидели в нём близкого им по духу человека, который, как и они, был готов посвятить жизнь борьбе за свои убеждения10.

Первые упоминания и исследования по истории АОДРС в научной литературе появились только в эпоху холодной войны. Примечательно, что это были обобщающие работы по американо-российским отношениям, в истории которых американские исследователи пытались увидеть истоки современного им противостояния двух сверхдержав – СССР и США. Так, в работах американских историков Т. Бейли и У. Уильямса возникновение и деятельность АОДРС рассматривались как одно из свидетельств ухудшения американо-российских отношений в 1880–1890-е гг. При этом детальная история малочисленной организации мало интересовала этих американских историков. Это неизбежно приводило к неточным утверждениям. Так, Бейли и Уильямс ошибочно полагали, что Дж. Кеннан принял самое активное участие в создании АОДРС11.

В монографии М. Лазерсона впервые в историографии был подробно исследован сюжет о влиянии агитации Кеннана на американо-русские отношения. Американский историк чуть более подробно остановился на истории Общества, но и он не смог избежать как фактических ошибок, так и поверхностных обобщений. Журнал «Free Russia», издававшийся в 1891–1894 гг., был неверно назван Лазерсоном печатным органом «Общества за отмену русского экстрадиционного договора» (The Society for the Abrogation of the Russian Extradition Treaty). Не проработав тщательно материалы «Free Russia», историк соединил в одну организацию два совершенно разных американских общества. Что ещё важнее, Лазерсон своим исследованием заложил основы либерального подхода к изучению как агитации Кеннана, так и деятельности американского Общества. Согласно этому подходу, Кеннан являлся искренним и бескорыстным противником русского самодержавия, помогавшим пером и деньгами русским социалистам и либералам в их борьбе за демократическую Россию12. Этот тезис впоследствии получил широкое хождение не только в американской, но и в советской литературе.

Более критично историю возникновения АОДРС рассмотрел американский историк Л. Бадд. Он был первым среди исследователей, кто внимательно и подробно изучил вопрос о создании американского Общества. Бадд убедительно показал, что Бостон с его аболиционистскими традициями был наиболее подходящим местом для основания организации. По его мнению, бывшие борцы с рабством и местные общественные деятели с энтузиазмом откликнулись на призыв Степняка-Кравчинского поддержать его заграничную агитацию. Бадд на примере взаимоотношений писателей М. Твена и У. Д. Хоуэллса с Обществом обратил внимание, что американцы, поддерживая русского революционера, исходили из собственных представлений о «свободной России»13.

В советской историографии тема заграничной агитации американского Общества друзей русской свободы до начала 1960-х гг. не исследовалась. В то же время необходимо заметить, что в этот период создавались объективные предпосылки для исследования проблемы в дальнейшем. В 1930-е гг. вдова Степняка-Кравчинского Ф. М. Степняк-Кравчинская через полпреда в Лондоне И. М. Майского передала бумаги своего мужа на хранение в Советский Союз. В 1946 г. были вывезены в СССР фонды Русского заграничного исторического архива в Праге, в т. ч. личные архивы ряда эмигрантов, игравших заметную роль как в английском, так и в американском обществах друзей русской свободы.

В начале 1960-х гг. в США и СССР вышли две статьи, посвящённые поездке Степняка-Кравчинского в Америку. Рассмотрев один и тот же сюжет, авторы пришли к разным выводам относительно степени успешности американского турне русского революционера. Американский историк Ч. Мозер считал, что Степняку-Кравчинскому так и не удалось по-настоящему воплотить замысел о создании полноценного Общества друзей русской свободы. По его мнению, АОДРС с самого начала было малочисленным и получило гораздо меньше общественного признания, чем предполагалось изначально. Благодаря обращению к американским архивам Мозер реконструировал историю создания организации в марте-апреле 1891 г., показав важную роль бостонских аболиционистов Дж. Хоу и Т. Хиггинсона14.