Тем не менее, общаясь с клиентами из разных стран, я действительно вижу, что концепция функционирования используется психологами во всем мире.
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ МАРКЕРЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАЗОВОГО УРОВНЯ Поиск и сохранение элементарной занятости.
Способность обеспечить себя пищей, одеждой и жилищем.
Установление нормальных взаимоотношений с хотя бы небольшим количеством людей.
Базовый уход за телом и внешностью.
Отсутствие текущей практики множественных арестов или госпитализаций в связи с состоянием психического здоровья.
Обеспечение удовлетворения основных потребностей ваших детей, если вы родитель.
Отсутствие случаев применения физического насилия.
Отсутствие навязчивых мыслей о причинении вреда себе или окружающим.
Кроме этих пунктов высокофункциональные люди, как правило, демонстрируют несколько «дополнительных» маркеров достижений, таких как:
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ МАРКЕРЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ (3) Наличие прекрасных отношений с супругом или другим значимым лицом (прилагательное «прекрасные» характеризует отношения, в которых доверие, уважение, нормальное общение, разумное разрешение конфликтов и взаимная поддержка друг друга являются нормой, а также отсутствует физическое или эмоциональное насилие).
Хорошая академическая успеваемость и (или) изучение предметов, интересующих вас помимо учебы (неакадемические коллективные занятия, такие как сальса или изготовление керамики, действительно имеют значение! Они демонстрируют ваш интерес к обучению и готовность или способность функционировать в группе).
Наличие приблизительного пенсионного плана или способа позаботиться о себе на более поздних этапах жизни, даже если эта стратегия далека от совершенства (или хотя бы присутствие этой проблемы в поле вашего зрения как чего-то такого, над чем вам необходимо задуматься).
Наличие приносящей удовлетворение карьеры и (или) успех в вашей сфере деятельности.
Создание красивого дома (даже если все предметы в нем из магазинов экономкласса или средства слишком ограничены для покупки чего-либо хоть отдаленно роскошного, забота и усилия, направленные на поддержание порядка и атмосферы гостеприимства, определенно имеют значение).
Обладание хорошей репутацией или хотя бы проведение определенной работы в этом направлении.
Поддержание здорового тела за счет соблюдения диеты и (или) физических упражнений и (или) приема пищевых добавок; и (или) действительно хорошая забота о своей внешности посредством отличного ухода за собой и (или) ношения одежды, которая всегда чиста и приемлема с социальной точки зрения, что демонстрирует ваше вдумчивое внимание к деталям.
Способность быть чутким и заботливым родителем (если вы решите им стать), вкладывающим время и энергию для того, чтобы предоставить своим детям полезный досуг и целесообразный распорядок дня, проводя регулярные часы чтения дома, регламентируя просмотр телевидения или других средств массовой информации, постоянно интересуясь успеваемостью и социальными ситуациями ребенка и оказывая эмоциональную или практическую поддержку, если он испытывает трудности; планируя хотя бы редкие поездки в музеи или предоставляя другие возможности познакомиться с искусством или наукой; содействуя участию в спорте, волонтерском движении или другой осознанной деятельности, направленной на стимулирование и заботу о ребенке, выходящей за рамки его основного развития.
Наличие хобби – например, членство в спортивной команде, книжном клубе или церковной группе; активное участие в волонтерской организации; частые званые обеды или регулярное приготовление особых блюд для своей семьи; путешествия; и любые другие регулярные виды деятельности, демонстрирующие способность прилагать постоянные усилия и осуществлять планирование, направленное на разумные просоциальные цели.
Важно подчеркнуть, что человеку совершенно не обязательно делать все это для того, чтобы быть высокофункциональной личностью. По моему опыту психолога, суть в том, что у высокофункциональных людей обычно присутствует лишь несколько маркеров личных или профессиональных достижений из вышеизложенного списка.
Даже если вы еще не имеете некоторых из этих достижений, но разрабатываете реалистичные планы для того, чтобы добиться подобных целей, или если вы нашли равноценную альтернативу, то все равно можете считаться высокофункциональным человеком. Например, вы еще не построили надежные отношения, но активно ходите на свидания в поиске подходящего партнера; или вы пришли к пониманию того, что вам комфортно в одиночестве. Или вы еще не находитесь в хорошей физической форме, но медленно и неуклонно стремитесь к здоровой потере веса; или вы все еще учитесь в вузе, но регулярно посещаете занятия и готовитесь к защите диплома; или вы смогли сделать карьеру, не имея высшего образования. Маркеры в этом списке – всего лишь примеры, чтобы помочь вам составить общее представление о высокофункциональном человеке как о личности, которая понимает, как строить и твердо придерживаться многоступенчатых планов формирования здорового образа жизни, выходящего за рамки базового уровня функционирования.
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА НЕ СЛЕДУЕТ ПУТАТЬ С ЕГО ВНУТРЕННЕЙ ЦЕННОСТЬЮ ИЛИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ.
Высокофункциональные люди не лишены проблем!
Поскольку обычно у высокофункциональных людей вопросы базового уровня жизнедеятельности находятся под контролем, легко подумать, что у них вовсе нет проблем. На самом же деле, признавая реальный факт того, что их жизнь протекает относительно гладко, иногда они приходят к выводу, что не имеют права испытывать психологический стресс или чувство неудовлетворенности; такая модель принижения своих чувств может серьезно сказаться на самооценке. Несмотря на то, что у такого человека вряд ли случится нервный срыв, способный помешать ему жить нормальной жизнью, на самом деле у него есть свои уникальные уязвимые места. Например, они могут пытаться совладать с перфекционизмом, чрезмерным повторением своих мыслей («аналитическим параличом», как часто выражаются клиенты в моем офисе), социальной тревожностью или страхом публичных выступлений, а также навязчивыми мыслями. Вот несколько примеров высокофункциональных людей и некоторых проблем, с которыми они сталкиваются.
Начинающий финансовый аналитик, который для развития своей карьеры хотел бы получить степень MBA[5] ведущей бизнес-школы. Хотя он обладает достаточным опытом и всеми необходимыми составляющими для того, чтобы иметь все шансы быть принятым, его переполняет тревога, поскольку его внутренний перфекционист предвидит весь тот объем умственных и эмоциональных усилий, связанных с достижением этой вехи на пути к успеху. Как и многие перфекционисты, он испытывает необходимость безупречно подготовить «выдающийся» пакет документов на поступление, вместо того чтобы позволить себе вести здоровую и беспорядочную борьбу с этим сложным процессом. Он часто думает о том, как замечательно было бы обладать степенью MBA, и испытывает сильное внутреннее стремление двигаться вперед, но ему трудно начать процесс подачи документов, потому что «аналитический паралич» заставляет его постоянно думать о том, какая учебная программа идеально ему подходит и что написать в своем мотивационном письме[6].
Этот клиент обратился бы ко мне за тем, чтобы я помогла ему составить и придерживаться подробного (но не слишком!) плана, который помог бы ему оставаться сосредоточенным и эмоционально уравновешенным при выполнении каждого компонента сложного и пугающего процесса: составить список школ и для каждой из них заполнить сложную анкету, получить конкурентоспособные баллы на соответствующих стандартизированных тестах, написать аргументированное мотивационное письмо, получить важные письма от влиятельных рекомендателей и летать по всей стране на изнурительные собеседования. Этот клиент обладает интеллектом и стремлением к успеху; ему просто требуется помощь в создании и поддержании подхода, при котором он будет справляться со своей задачей, разбивая ее на логически и эмоционально выполнимые части, а не представляя ее в виде целого ошеломляюще огромного бегемота.
Женщина, чья карьера процветает благодаря ее упорной энергии, теперь, когда ей уже хорошо за 30, начинает нервничать. Она обеспокоена тем, что ее образ жизни, при котором она ставит карьеру на первое место, может идти вразрез с ее параллельной целью – найти себе мужа, такого же успешного, как и она сама, а затем развить гибкость ума, необходимую для романтического партнерства. При этом она справедливо боится стать настолько уступчивой, что утратит чувство собственного Я и личные границы. Эта клиентка обратилась бы ко мне за помощью в создании плана встреч, включающего множество первых свиданий и нестандартное мышление в отношении мужчин; при этом ей будет необходимо сохранить твердость по отношению к отдельным «нарушителям договоренностей». Ей понадобится поддержка, чтобы придерживаться плана, несмотря на эмоции, неизбежно возникающие по мере того, как эта уверенная в себе и могущественная женщина входит в сферу, где она больше не способна контролировать и формировать каждый элемент процесса. Вместо этого ей придется столкнуться с собственной ранимостью и неуверенностью, впервые в своей жизни пытаясь просто плыть по течению.
В то же время этой женщине нужна помощь, чтобы убедиться, что маятник не раскачивается чрезмерно сильно – до той точки, где она уже слишком старается в процессе свидания, становясь чересчур сговорчивой или эмоционально уязвимой еще до того, как мужчина действительно проявит себя в качестве человека стабильного, заинтересованного и заслуживающего доверия. Она осознает, что все это представляет собой довольно трудную задачу, и иногда задается вопросом, не слишком ли она сложна. Стремясь всегда начинать с себя и управлять своими ожиданиями, порой женщина задается вопросом, насколько завышенными являются предъявляемые ею требования: слишком уж остро она осознает каждый уходящий год.
С другой стороны, она всегда была человеком, делающим все возможное и невозможное, так почему бы не ожидать подобного и от своего партнера? Как и многие успешные женщины, она обнаружила, что осознание синдрома самозванца (когда человек чувствует себя самозванцем в определенных областях – например, в престижной профессии, – несмотря на то что заслуживает этого положения на законных основаниях) вселило в нее уверенность, что у нее есть полное право стремиться к вершинам в своей карьере. Так почему бы не следовать этому принципу и в своей романтической жизни?
Как видите, когнитивные и эмоциональные механизмы этой женщины работают почти всегда. Подобная дополнительная энергия является преимуществом, но женщине необходимо направить эту энергию в продуктивное русло. Она не должна становиться топливом для неустанных сомнений в себе, что в итоге приведет к такому отношению к свиданиям, при котором ее начинает бросать из крайности в крайность: она разрывается между жесткими правилами («Я абсолютно никогда не звоню мужчине первой») и полной импульсивностью («Я знаю, что он был уклончив и игнорировал меня в течение недели, но после этих трех бокалов вина мне так хочется услышать его прямо сейчас, поэтому, к черту, я возьму и позвоню!»).
Вкратце, высокофункциональные люди стремятся к сложным целям со значительными логистическими и эмоциональными составляющими; эти компоненты часто пересекаются и взаимодействуют друг с другом. Высокофункциональные люди обладают большим количеством умственной энергии в сочетании с сильным стремлением к успеху; это может выливаться в нервную энергию, действительно помогающую им достичь впечатляющих целей в личной или профессиональной жизни. Каждый раз, когда мы достигаем нового уровня успеха, наши стремления становятся более сложными, поэтому управлять ими в одиночку оказывается все труднее. Высокофункциональные люди часто обладают самосознанием и в достаточной мере ориентированы на поиск решений, чтобы искать и применять на практике вспомогательные инструменты из надежного источника.
Многие люди с удивлением узнают о том, что обладают высоким уровнем функционирования
Многие высокофункциональные люди даже не осознают того факта, что являются таковыми. Для них стабильная работа, воскресные встречи с близкими друзьями, участие в регулярных семейных праздниках, элементарный уход за своим телом, отсутствие психиатрических госпитализаций или уголовных арестов являются всего лишь нормой. И часть своей жизни они посвящают решению дополнительных сложных задач, таких как учеба в аспирантуре (или обдумывание такой возможности!), регулярное чтение книг или поиск других способов научиться чему-то новому. Они занимаются (пусть и изредка) пополнением своего пенсионного счета, откладывают деньги на покупку дома или улучшают имеющееся у них жилище (даже при нехватке средств находят способы сделать свое личное пространство чистым и уютным), поддерживают регулярное посещение спортзала или используют иные возможности поддерживать себя в хорошей физической форме, занимаются волонтерством, являются ответственными родителями и организуют общественные мероприятия. Поскольку высокофункциональные люди обычно окружены другими подобными им людьми, они не всегда осознают, насколько они особенные. Это способно исказить их представление о том, что является нормальным (4), поэтому иногда они могут заниматься самым настоящим самобичеванием из-за того, что испытывают трудности в таких вопросах, как поиск подходящего спутника жизни, преодоление беспокойства и негативных мыслей или поиск смысла в своей профессиональной деятельности.
Хотя, конечно, необходимо помогать высокофункциональным людям решать все эти проблемы, не менее важно научить их смотреть на свои сложности в перспективе. Высокофункциональные люди порой излишне суровы к себе – до такой степени, что страдают их мотивация и вовлеченность. Высокофункциональному человеку часто бывает полезно осознать, что многие камни преткновения, с которыми он сталкивается, на самом деле существуют потому, что этот человек функционирует на таком высоком уровне (5). Например, многие младшие адвокаты первоклассных юридических фирм в панике звонят мне в офис, потому что внезапно оказываются окружены множеством старших сотрудников, которые закончили элитные университеты и отлично разбираются в своем деле; и младшие больше не чувствуют себя самыми умными, что их немного деморализует. Или успешная предпринимательница впадает в панику и самобичевание, когда приходит время начисления заработной платы сотрудникам, так как она только что потратила значительные средства на покрытие расходов по крупному заказу клиента (гм… однажды на ее месте была и я!). Все эти люди забывают, что причина, почему они сталкиваются с такими проблемами, состоит и в том, что их высокая эффективность ставит их в более критические и сложные ситуации. Стоит задуматься о том, что в определенной степени это действительно хорошие возможности для дальнейшего роста, и следует их принять, а не рассматривать как признаки неудачи или несостоятельности.
Подход использования нервной энергии предназначен для высокофункциональных людей, осознают ли они себя в качестве таковых или нет. Иногда понимание того факта, что вы действительно являетесь высокофункциональным человеком, фактически обладает терапевтическими свойствами само по себе, потому что помогает взглянуть на свои проблемы в перспективе, оценить свои сильные и слабые стороны. Многие высокофункциональные люди полагают, что они просто делают то, что должны, пока не придут на сеанс психотерапии и не обретут новый взгляд на вещи.
Психотерапия и коучинг высокофункциональных людей
Поскольку мои клиенты всегда были высокофункциональными людьми (начиная со второго года обучения в аспирантуре по психологии и с первого дня в качестве учителя йоги), я разработала подход, отдающий дань огромного уважения их способностям. Я обратила внимание на то, что общей темой, объединяющей всех этих клиентов, было то, что у них часто присутствует очень много нервной энергии: они приходили, вооруженные информацией и мыслями о своих ситуациях и о том, что могло бы им помочь. Они изучали мою биографию, тщательно проверяли сведения о моей профессиональной квалификации и постоянно спрашивали о «следующем шаге» для того, чтобы они могли «двигаться вперед» (я помещаю эти фразы в кавычки, потому что они, похоже, являются дежурными для высокофункциональной публики). Они были более чем готовы, а также вполне способны участвовать в строгом терапевтическом процессе самоанализа, изучать новые навыки и выполнять домашние задания между сеансами. Они стремились делать все необходимое, чтобы перейти из точки A в точку Б (точка A – это их текущее состояние психологического стресса, а точка B – место, где, по их мнению, проблема уже решена).
Возможно, вы подумаете: «Ну, да, конечно, человек, испытывающий дистресс[7], наверняка захочет применить описанный вами подход». Но, как психолог, который во время своего обучения работал с низкофункциональными людьми, могу сказать, что так происходит далеко не всегда. Многим людям с более низким уровнем функционирования не хватает проницательности, чтобы понять, что большая часть их страданий может быть обусловлена их собственным поведением или установками (например, наркоман, который неоднократно впадает в подпитываемую метамфетамином ярость, а затем ощущает себя жертвой гонений и обвиняет в своих проблемах всех остальных); также причиной может быть полная неспособность оградить себя от проблемных ситуаций в своей жизни. Примером последнего может служить глубоко созависимая женщина, которая (недолго) пытается отказывать агрессивному наркоману внести за него залог, но через несколько минут брани в свой адрес начинает чувствовать себя иррационально виноватой за то, что «расстроила» его. Затем она серьезно подрывает собственное финансовое будущее, совершив крупный и ранний вывод средств из своего скромного пенсионного фонда, чтобы в который раз «одолжить» наркоману деньги на залог. Но, как и следовало ожидать, он не является в суд и не возвращает долг, тем самым увеличивая постоянно растущий ком невыплаченных «ссуд», выданных наркоману вредящим самому себе потакателем. Женщина искренне поражается и все больше негодует каждый раз, когда он нарушает договоренность и продолжает придерживаться все того же разрушительного стиля поведения.
Можно было бы сказать, что наркоману нужна поддержка, потому что он явно очень болен; и это было бы абсолютно правильно: он настолько болен, что его функционирование может считаться очень низким, поскольку оно отмечено в высшей степени саморазрушающим поведением, представляющим угрозу как для него самого, так и для окружающих; и он нуждается в интенсивной, обязательной, постоянной клинической поддержке со стороны команды врачей, психологов и социальных работников. Хотя функционирование его созависимой пособницы происходит на более высоком уровне (поскольку женщина не представляет непосредственной опасности для себя или других людей), оно может считаться значительно нарушенным, ведь она неспособна придерживаться своего первоначального решения не одалживать деньги больному (который, скорее всего, воспользуется освобождением под залог как возможностью вернуться к своей привычке подвергать себя и других физической опасности).
И наркомана, и созависимого потакателя объединяет то, что им обоим не хватает общего представления о том, что с их проблемами напрямую связано их собственное поведение; и это отсутствие базового понимания не позволяет им искать инструменты для расширения своих собственных навыков, что мешает их функционированию. Наркоман чувствует себя затравленной жертвой, вместо того чтобы взять на себя ответственность за необходимость контролировать употребление наркотиков и прекратить как физическую, так и финансовую агрессию по отношению к другим людям. В то время как созависимый пособник чувствует себя погрязшим в негодовании по поводу неоднократных невыполненных обещаний наркомана выплатить долги, но при этом не считает необходимым научиться устанавливать границы, чтобы перестать способствовать нездоровой динамике, вызывающей глубокое негодование и финансовые затруднения. Отсутствие понимания их собственных ролей в увековечивании этого порочного круга очень затрудняет использование терапевтического подхода, предоставляющего разнообразные инструменты для активного управления своим выбором. Прежде чем люди будут готовы воспользоваться этими методами, они должны в них нуждаться. Чтобы получить необходимые навыки, им нужно иметь желание и способность понимать свои жизненные проблемы (6).
Разумеется, высокофункциональные люди тоже иногда с трудом способны увидеть, какой вклад они вносят в свои собственные проблемы. Это, безусловно, верно и в отношении меня: как пожизненный потребитель психотерапии и профессиональный психолог, я могу засвидетельствовать, что у меня определенно есть «слепые пятна», как и у всех остальных! Однако способность понимать мотивы своего поведения и видеть (а следовательно, учитывать) свою роль в создании или продлении собственных проблем является маркером более высокого функционирования. Умение брать на себя ответственность за собственные трудности является важным фактором при выборе того, какой вид терапии будет эффективным. Мой подход, как правило, лучше всего работает с людьми, признающими, что они сами виноваты в тех неурядицах, с которыми им приходится сталкиваться, или хотя бы понимающими необходимость эти вопросы решать. Методы, описанные в этой книге, предназначены для людей, осознающих, что в их собственной модели мышления или навыках есть что-то, что они хотели бы изменить или улучшить, а также для тех, кто стремится увидеть, как можно выйти на новый уровень.
Поскольку многие психотерапевты проходят подготовку в среде, где основной акцент часто делается на том, чтобы помочь клиентам избегать кризисных ситуаций, совершенствовать свои базовые навыки повседневной жизни или научиться практиковать элементарный уход за собой и поддерживать необходимые межличностные границы, большинство специалистов так и не научились работать с высокофункциональными пациентами (7). Я считаю, что это мешает им полностью осознать необходимость стимулирующего и сложного лечения, которое полностью задействует потенциал высокофункциональных людей, очень напоминающих провода под напряжением. Первое, что я заметила, работая с такими клиентами, – их приободряет моя готовность давать им сложные инструменты и использовать их нервную энергию с целью научиться новым способам ее контроля, вместо того чтобы постоянно просить прислушаться к своим чувствам или предлагать типовые задания.
Обучая своему подходу психотерапевтов, я часто сталкиваюсь с удивлением с их стороны, когда они узнают, что многие высокофункциональные люди способны на лету схватывать и быстро применять сложные психологические концепции. На самом деле я считаю, что если психотерапевты не предлагают таким клиентам подобную информацию и не учат их тому, как это применимо к их собственным ситуациям, им часто становится скучно, и они самоустраняются. Бывает, я сижу с проходящим у меня переподготовку психотерапевтом, и она объясняет, какие, по ее мнению, существуют препятствия на пути клиента к достижению его целей, а затем спрашивает, как сообщить ему об этом. В основном я отвечаю: «Точно так же, как вы только что сказали мне; этот человек сможет легко понять и применить то, что вы говорите».
С НАШИМИ ПРОБЛЕМАМИ НАПРЯМУЮ СВЯЗАНО НАШЕ СОБСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
Еще одно важное отличие терапии для высокофункциональных людей состоит в том, что им не обязательно приходить каждую неделю (8). Многие психотерапевты автоматически указывают на это клиентам как на обязанность, потому что именно так обычно и рекомендовалось в процессе их подготовки. Однако они, возможно, забывают, что их обучение проходило главным образом на примерах людей с низким уровнем функционирования. Подобные люди обычно выигрывают от еженедельной терапии, потому что одно лишь пребывание рядом с высокофункциональным человеком (психотерапевтом) часто приносит им пользу. Специалист обучает (и демонстрирует на собственном примере) простым социальным навыкам, надежности (с точки зрения постоянства встреч), умению устанавливать соответствующие границы, базовым знаниям психологии и многим другим аспектам эффективного взаимодействия. Все это само по себе оказывает терапевтическое воздействие на человека, функционирование которого не обязательно включает подобные способности. Этот тип психотерапии называется «поддерживающая терапия», и ее цель не обязательно состоит в том, чтобы помочь человеку измениться к лучшему. Напротив, в этом случае психотерапевт помогает добиться того, чтобы функционирование клиента не ухудшалось (или хотя бы постараться, чтобы любые признаки упадка незамедлительно устранялись). Также он обеспечивает взаимоотношения, способствующие развитию личности на основе стабильности, положительного примера и возможности овладевать основными жизненными навыками.