Весной 1925 года епископа Иоанна допрашивали дважды. После этого Особым Совещанием ОГПУ от 18 сентября 1926 года его приговорили к ссылке в Зырянский край. Места заключения в 1926 году Зырянский край (Коми АО), Усть-Куломский р. через ст. Пинюг кировской области.
Он пробыл на Севере три года и в августе 1929 года был переведён на так называемое «вольное поселение» в город Рыльск Курской области.
Был назначен Рыльским викарием Курского архиепископа Дамиана (Воскресенского).
28 сентября 1932 года снова был арестован, по обвинению в принадлежности к вымышленной организации под названием «Ревнители Церкви». Постановлением Особого Совещения ОГПУ от 7 декабря 1932 года был приговорен к заключению в концлагерь сроком на десять лет.
Расстрелян 11 марта 1938 года.
В 1994 году был реабилитирован, а в августе 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников.
Священномученик Сергий Увицкий, пресвитер
Дни памяти: 12 марта, *7 февраля— Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, 11 февраля – Собор Екатеринбургских святых
Тропарь, глас 3
Церкве Русския столпе непоколебимый,/ благочестия правило,/ жития евангельскаго образе,/ священномучениче Сергие,/ Христа ради пострадавый даже до крове,/ Егоже моли усердно,/ яко Начальника и Совершителя спасения,/ Русь Святую утвердити в Православии// до скончания века.
Кондак, глас 2
Восхвалим, вернии,/ изряднаго во священницех/ и славнаго в мученицех Сергия,/ Православия поборника и благочестия ревнителя,/ земли Русския красное прозябение,/ иже страданием Небес достиже/ и тамо тепле молит Христа Бога// спастися душам нашим.
Величание
Величаем тя,/ священномучениче Сергие,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/ во утверждение на Руси Православия// претерпел еси.
Житие:
Родился 7 сентября 1881 года в селе Хлебникове Уржумского уезда Вятской губернии в семье народного учителя, позднее священнослужителя Александра и Ольги Ивановны Увицких.
В 1901 году окончил курс Вятской духовной семинарии по I разряду, в 1905 году – Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1905 года – преподаватель Могилевской духовной семинарии. Женился на Павле Ивановне Огородниковой. В семье родились дети.
1 августа 1908 года рукоположен в сан священника. С 1913 года – ректор (смотритель?) Камышловского духовного училища Пермской губернии.
В 1918 году назначен исполняющим обязанности настоятеля Покровского собора г. Камышлов.
В июле 1919 г., при наступлении красных на город Камышлов, Камышловскому женскому епархиальному училищу и его преподавателям было предписано эвакуироваться с Белой Армией в Иркутск. О. Сергий согласился. С большим трудом беженцы добрались до Омска, а оттуда в переполненном товарном вагоне доехали до Иркутска. В Иркутске о. Сергий был прикомандирован к женскому епархиальному училищу в качестве преподавателя.
В июне 1920 г. о. Сергий с семьей вернулся в г. Камышлов и вновь стал настоятелем Покровского собора. 10 июля 1920 года он был арестован по обвинению в «антисоветской агитации во время пребывания белых на Урале» и заключен в Камышловскую тюрьму.
В конце июля 1920 г. он был этапирован в Екатеринбургский концлагерь. После освобождения о. Сергий некоторое время служил в Успенском соборе Верх-Исетского завода Екатеринбурга. С начала 1921 г. – настоятель Михаило-Архангельского храма в селе Меркушино.
В 1924 г. о. Сергий с семьей переехал в Нижний Тагил. В Нижнем Тагиле служил сначала во Введенской церкви, но вскоре храм захватили обновленцы, и в 1925 году о. Сергий перешел служить в Выйско-Никольский собор. В том же году возведен в сан протоиерея и назначен благочинным церквей Нижнетагильского староцерковного округа.
10 февраля 1930 года о. Сергий был арестован 16 мая того же года тройкой при ПП ОГПУ по Уралу был приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовые лагеря. В том же 1930 году был этапирован в Вишерский концлагерь, ст. Усолье, отделение Булаг, находившееся в месте слияния рек Белая и Вишера. Потом о. Сергий был переведен во вновь организованный отдел Вишерского ИТЛ близ дер. Воронье. Осенью 1931 года отец Сергий был переведён в Белбалтлаг, на строительство Беломоро-Балтийского канала.
12 марта 1932 года о. Сергий Увицкий погиб в Белбалтлаге.
Причислен к лику новомучеников Российских определением Священного Синода от 11 апреля 2006 года для общецерковного почитания.
Священномученик Иоанн Миротворцев, пресвитер
Дни памяти: 18 марта, *7 февраля – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, 11 февраля – Собор Коми святых, 5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых, *12 сентября – Собор Саратовских святых.
Тропарь, глас 3
Церкве Русския столпе непоколебимый,/ благочестия правило,/ жития евангельскаго образе,/ священномучениче Иоанне,/ Христа ради пострадавый даже до крове,/ Егоже моли усердно,/ яко Начальника и Совершителя спасения,/ Русь Святую утвердити в Православии// до скончания века.
Кондак, глас 2
Восхвалим, вернии,/ изряднаго во священницех/ и славнаго в мученицех Иоанна,/ Православия поборника и благочестия ревнителя,/ земли Русския красное прозябение,/ иже страданием Небес достиже/ и тамо тепле молит Христа Бога// спастися душам нашим.
Величание
Величаем тя,/ священномучениче Иоанне,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/ во утверждение на Руси Православия// претерпел еси.
Житие
Родился 25 марта 1881 года в деревне Елшанка Саратовского уезда и губернии в крестьянской семье.
В 1901 году окончил Саратовскую духовную семинарию, был рукоположен во иерея.
В 1904 году поступил на епархиальную службу.
Служил в храме с. Вязьмина (Вязмина) Петровского уезда Саратовской губернии, затем в церкви всех святых села Таволожка того же уезда и губернии. Пользовался авторитетом у прихожан и поэтому крестьяне не позволяли властям притеснять священника.
В 1928 году был на месяц заключен в тюрьму за несдачу «излишков хлеба».
6 или 9 ноября 1929 года был арестован, а 24 – 25 января 1930 года Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Нижневолжскому краю приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей.
В 1930 – 1933 годах отбывал заключение в Беломоро-Балтийском лагере.
По окончании заключения служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Приимково Гаврилов-Ямского района Ярославской области по приглашению жителей села. В июле церковь была закрыта.
В июле-августе 1937 года в Гаврилов-Ямском районе была арестована группа духовенства и мирян во главе с благочинным. Некоторые из арестованных согласились стать лжесвидетелями и дали показания о том, что отец Иоанн при назначении на приход получил «задания антисоветского характера, а также задания на произнесение проповедей и разъяснение их в антисоветском духе, на сбор совещаний и собраний нелегального характера» от митрополита Ярославского Павла (Борисовского).
6 августа 1937 года арестован и заключен в тюрьму в Ярославле. 16 августа 1937 года следствие было закончено, и 27—28 сентября дело было рассмотрено Особой тройкой при УНКВД по Ярославской области, которая приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
Этап через ст. Пинюг.
Скончался 18 марта 1938 года в Ухтинско-Печорском лагере от тягот заключения. Место захоронения неизвестно.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Священномученик Николай Гаварин, пресвитер
Дни памяти: 24 апреля, *7 февраля— Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, 11 февраля – Собор Коми святых, *11 июля – Собор Белорусских святых.
Тропарь, глас 3
Церкве Русския столпе непоколебимый,/ благочестия правило,/ жития евангельскаго образе,/ священномучениче Николае,/ Христа ради пострадавый даже до крове,/ Егоже моли усердно,/ яко Начальника и Совершителя спасения,/ Русь Святую утвердити в Православии// до скончания века.
Кондак, глас 2
Восхвалим, вернии,/ изряднаго во священницех/ и славнаго в мученицех Николая,/ Православия поборника и благочестия ревнителя,/ земли Русския красное прозябение,/ иже страданием Небес достиже/ и тамо тепле молит Христа Бога// спастися душам нашим.
Величание
Величаем тя,/ священномучениче Николае,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/ во утверждение на Руси Православия// претерпел еси.
Житие:
Родился 23 декабря 1870 года в городе Якобштадте Курляндской губернии в семье священнослужителя Иоанна Гаварина.
В 1893 году окончил Рижскую духовную семинарию по первому разряду и один курс духовной академии и был рукоположен во священника ко храму в городе Гродно.
Был наблюдателем церковных школ Гроденского уезда.
С декабря 1903 года служил в кафедральном Софийском соборе города Гродно.
В 1906 – 1915 годах одновременно состоял законоучителем Гродненской частной женской 7-классной гимназии.
В 1915 году, в связи с военными действиями, причт храма был эвакуирован в Москву, и отец Николай стал служить в храме святителя Николая на Щепах близ Смоленской площади.
В 1930 году был выселен властями из Москвы как социально чуждый элемент.
Потеряв место жительства, уехал сначала в село Кунцево, а затем поселился в поселке Немчиновка под Москвой и стал служить в храме Рождества Христова.
Весь клир храма, после закрытия храма, вынужден был перейти служить в Николаевский храм в селе Ромашково.
В августе 1937 года следователь вызвал одного из жителей Кунцево, некоего Александра Ивановича, и предложил ему дать показания на священника Николая Гаварина. Свидетель был со священником незнаком и отказался давать показания. Спустя некоторое время следователь сам сочинил протокола допроса и потребовал, чтобы свидетель его подписал, что тот, наконец, не читая, и сделал. Затем следователь позвал к себе приятеля первого свидетеля – Илью Тимофеевича, который также подписал заранее написанные протоколы «свидетельских показаний». Впоследствии, когда следователю понадобились лжесвидетельства против других людей, он, зайдя к Илье Тимофеевичу домой, попросил его подписать еще три пустых бланка протоколов, что тот и сделал.
На основании подобного рода лжесвидетельств 29 августа 1937 года священник Николай Гаварин был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.
15 сентября 1937 года приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь и отправлен в Ухтпечлаг.
Этап через ст. Пинюг.
В это время некоторые родственники осужденных вместе со священником стали жаловаться на неправый приговор, доказывая их невиновность; было затеяно новое следствие и передопрошены свидетели, которые поначалу держались прежних показаний, боясь ответственности за лжесвидетельство, а затем все же заявили, что они оболгали людей. Новое расследование, произведенное в 1939 году, вынуждено было признать, что все приговоренные по делу были осуждены неправо. Однако приговор относительно них отменен не был.
Скончался 24 апреля 1938 года в Ухтпечлаге. Погребен в безвестной могиле.
Определением Священного Синода от 24 декабря 2004 года причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Преподобномученик Сергий Крестников, послушник
Дни памяти: 25 апреля, *7 февраля— Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, 11 февраля – Собор Коми святых, 10 декабря – Собор новомучеников и исповедников Радонежских.
Тропарь преподобномученику Сергию Крестникову, глас 1
Верный ученик Христа даже до смерти быв,/ преподобномучениче Сергие приснопамятне,/ подвиги бо поста и кровию мучений/ землю Русскую освятил еси./ Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Прославльшему тя с новомученики Российскими.
Кондак преподобномученику Сергию Крестникову, глас 3
Мирскаго мятежа удалився,/ добре Богу послужил еси,/ во дни же гонений на Церковь Русскую,/ кровь твою за Христа пролиял еси/ и страданьми твоими землю нашу обагрил еси./ Темже молися, преподобномучениче Сергие,/ сохранитися ей в Православии и благочестии/ до скончания века.
Величание
Величаем тя,/ преподобномучениче Сергие,/ и чтим подвиги и страдания твоя,/ яже за Христа/ претерпел еси.
Житие:
Родился 1 июля 1893 года в городе Москве.
Окончив школу, он в 1905 году поступил в Московский Покровский монастырь и до 1915 года пел здесь в хоре. Затем в течение двух лет пел в хорах московских церквей.
В 1918 году поступил послушником в Троице-Сергиеву Лавру.
В 1919 году, после закрытия Лавры, перешел в Гефсиманский скит. Неизвестно, принял ли монашество, но в следственном деле 1936 г., Сергея Александровича иногда называют «монахом-попом»
С 1922 года – регент церковного хора и псаломщик в хоре Пятницкой церкви в Сергиевом Посаде.
С 21 октября 1928 года – псаломщик в храме на Кукуевском кладбище. Кроме певческого послушник Сергий нес еще послушание сторожа, а впоследствии был избран председателем церковного совета храма. Как и многие из братии, послушник Сергий продолжал поддерживать духовную связь с последним перед закрытием наместником Лавры архимандритом Кронидом (Любимовым).
В 1935 году сотрудники НКВД арестовали бывших насельников Лавры, живших в квартирах Загорска, и священников, служивших в городских храмах.
21 октября 1935 года послушник Сергий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.
Проходил по групповому делу «Дело духовенства и церковников во главе с архимандритом Маврикием. Загорск. 1936г.» как «участник контрреволюционной монархической группировки духовенства и церковников во главе с монахом Маврикиеем и монахом игуменом Максимилианом».
Начались допросы свидетелей и обвиняемых. Некоторые обвиняемые и свидетели показали, будто Сергей Крестников говорил, что церковнослужителей замучили налогами, что советская власть «поставила своей задачей ликвидировать все православные церкви в России, поэтому мы видим на каждом шагу разрушение церквей против желания верующих; делают это сидящие у власти евреи».
8 января 1936 года Особым Совещанием при НКВД приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей, и он был отправлен в Ухтпечлаг в город Чибью, через ст. Пинюг.
21 января 1938 года снова был арестован и заключен в следственный изолятор в Чибью. 15 марта 1938 года тройкой НКВД приговорен к расстрелу.
Расстрелян 25 апреля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода от 26 декабря 2002 года для общецерковного почитания.
Священноисповедник Виктор (Островидов)
епископ Глазовский, Вятский чудотворец
Дни памяти: 2 мая, 1 июля – обретение мощей, 22 октября – прославление, *7 февраля— Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, 1 июля – Собор новомучеников и исповедников Вятской земли, 11 февраля – Собор Коми святых, *11 июля— Собор Санкт-Петербургских святых, *11 июля – Собор Удмуртских святых, 23 августа – Собор новомучеников и исповедников Соловецких, *5 сентября – Собор Московских святых, 19 октября – Собор Архангельских святых, 21 октября – Собор Вятских святых.
Престольный праздник часовни (2009, вновь осв.15.04.2015) при Троицком кафедральном Соборе г. Уржума. Храм есть в Стефано-Афанасьевском Вотчинском мужском монастыре в с. Вотча Сысольского района республики Коми (1996).
Святые мощи покоятся в Преображенском женском монастыре г. Вятки (киров). Частицы мощей святого есть в ряде храмов Вятской земли: в г. Уржум, в Всехсвятском храме г. кирово-чепецк, в храме мучениц Веры Надежды Любови Софии г. киров, в храме п. Нижнеивкино Куменского района. Вложена частица и в ковчег из известных 54 новомучеников и исповедников Церкви Русской который 2017 году посетил многие епархии России.
Еженедельно в четверг в 13.00 служится молебен в Преображенском женском монастыре. В честь святого установлена памятная табличка на Введенском храме г. Уржум (2016). В селе Усть-Цильма республика Коми по адресу ул. Набережная 27 сохранилась комната, где жил святой, 5 июля 2018 года здесь увековечили память об этом событии и установили на доме мемориальную доску с иконой святителя Виктора.
Тропарь святителю Виктору (Островидову), глас 4
Пра́вды Бо́жия побо́рниче и раско́лов обличи́телю, испове́дниче Христо́в святи́телю Ви́кторе, я́ко пресве́тлое свети́ло доброде́тельми просия́вый и изгна́ние претерпе́вый, упа́сл еси́ па́ству твою́ в правосла́вии и благоче́стии. Ра́дуется дне́сь земля́ Вя́тская, в ню́же восхоте́л еси́ возврати́тися цельбоно́сными моща́ми твои́ми, пра́зднующи любо́вию святу́ю па́мять твою́. Моли́ о на́с Бо́га, с ве́рою к предста́тельству твоему́ прибега́ющих.
Кондак святителю Виктору (Островидову), глас 8
Побе́де тезоимени́тый, святи́телю пресла́вне Ви́кторе, победи́л еси́ гони́телей твои́х немощну́ю я́рость. Ра́зум име́я богопросвеще́нный, хитросплете́ния ло́жная облича́л еси́, ове́ц твои́х в огра́де церко́вной соблюда́я. Те́мже увенча́лся еси́ от Бо́га венце́м драгоце́нным. Не преста́й моля́ся спасти́ся душа́м на́шим.
Есть служба и Акафист святому.
Житие
В миру Константин Александрович Островидов, родился 20 мая 1875 года в семье псаломщика Троицкой церкви села Золотого Камышинского уезда Саратовской губернии Александра и его супруги Анны. В 1888 году, он поступил в приготовительный класс Камышинского духовного училища, По окончании в 1893 году училища он поступил в Саратовскую духовную семинарию. В 1899 году поступил в Казанскую духовную академию.
28 июня 1903 года был пострижен в мантию с именем Виктор, на следующий день, 29 июня, был рукоположен в сан иеродиакона, а 30 июня – во иеромонаха и назначен в город Хвалынск настоятелем Свято-Троицкого общежительного подворья Саратовского Спасо-Преображенского монастыря. В 1908 году старший иеромонах Иерусалимской духовной миссии, а 13 января 1909 года был назначен инспектором Архангельского духовного училища. Подал прошение для поступления в число братии Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, которое было удовлетворено 15 октября 1909 года. 22 ноября 1910 года был назначен настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии с возведением в сан архимандрита. В сентябре 1918 года был назначен наместником Александро-Невской Лавры в Петрограде. В 1919 году был арестован. В заключении пробыл недолго и вскоре был освобожден.
В декабре 1919 года был хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. В январе 1920 года прибыл в Вятскую епархию. 27 мая 1920 года был арестован по обвинению в «агитации против медицины». Епископ Виктор был приговорен к лишению свободы до окончания войны с Польшей. Находился в заключении в течение 5 месяцев и был освобожден. В 1920 году назначен епископом Слободским, викарием Вятской епархии. 14 сентября 1921 года был назначен епископом Глазовским, викарием Вятской епархии, с местом жительства в Вятском Трифоновом монастыре на правах настоятеля.
В мае 1922 года во Владимире был арестован епископ Вятский Павел (Борисовский). Временно в права исполняющего обязанности управляющего Вятской епархией вступил епископ Виктор. 25 августа 1922 года епископы Павел (Борисовский) и Виктор были доставлены в Москву.23 февраля 1923 года был приговорен к трем годам ссылки в Нарымский край Томской губ.
Срок ссылки закончился 23 февраля 1926 года, и ссыльным архиереям было разрешено вернуться в Вятскую епархию. 14 или 16 мая 1926 года еп. Павел был снова арестован вместе с архиепископом Вятским и Слободским Павлом (Борисовским). Особое Совещание при Коллегии ОГПУ от 20 августа 1926 года постановило лишить их права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, Вятке и соответствующих губерниях, с прикреплением к определенному месту жительства сроком на три года. Место пребывания можно было до некоторой степени выбирать самому, епископ Виктор – город Глазов Ижевской губернии Вотской области, поближе к своей вятской пастве.
Назначен епископом Ижевским и Воткинским, временно управляющим Вятской епархией.
4 апреля 1928 года был арестован в Глазове и перевезен в Вятку, затем в Москву. В июле владыка прибыл на Попов остров и затем в Соловецкий лагерь особого назначения. 4 апреля 1931 года кончился срок заключения, но он не был освобожден, 10 апреля 1931 года Особое Совещание Коллегии ОГПУ приговорило его к ссылке в Северный край на три года.
13 декабря 1932 года был арестован в ссылке, этапирован в Сыктывкар. 10 мая 1933 года Особое Совещание приговорило владыку к трем годам ссылки в Усть-Цильмский район, затем в село Нерицу.
Скончался 2 мая 1934 г. Был похоронен в с. Нерица на сельском кладбище. Хоронила его монахиня Мария.
Летом 1997 г. на сельском кладбище среди дремучих таежных лесов москвичи отыскали крест, на котором по дереву было выцарапано: «Епископ Виктор (Островидов)». 1 июля 1997 года были обретены мощи священноисповедника Виктора.
Останки епископа-исповедника препроводили в Москву, а 2 декабря 1997 г. состоялось перенесение мощей святителя Виктора в Александро-Невскую церковь Вятского Свято-Троицкого Макариевского женского монастыря.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Мученица Нина Кузнецова
Дни памяти: 14 мая, *7 февраля— Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, *11 июля – Собор Вологодских святых, 19 октября – Собор Архангельских святых, 21 октября – Собор Вятских святых.
Тропарь, глас 4
Благочестно в законе Господни поживши,/ веру Православную сохранила еси/ и, терпением гонители Церкве Русския посрамивши,/ смерть за Христа прияла еси,/ мученице славная Нино,/ престолу Божию предстоящи,/ моли спастися душам нашым.
Кондак, глас 5
Яко агница кроткая, / воспитанная на пажитех Церкве Русския,/ страстотерпице Христова Нина,/ посреде лютых мучителей/ тепле молилася еси:/ Господи, прости им,/ не ведят бо, что творят.
Величание
Величаем тя,/ святая новомученице Нино,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/ претерпела еси.
Житие:
Родилась 28 декабря 1887 года в селе Лаль Архангельской губернии (ныне это город Лальск кировской области) в благочестивой семье урядника Алексея Кузнецова и жены его Анны. Она была единственным ребенком, и родители любили ее до чрезвычайности. Они мечтали выдать дочь замуж, но Нина с детства любила только молитву, монастыри и духовные книги. Храмов тогда было немало, в одном только Лальске шесть, хотя в те годы это было небольшое село. Посмотрел отец на тяготение дочери к духовному и решил, что не благоприятно для нее будет спасение на путях жизни семейной. Раз так, то неразумно будет и препятствовать ее духовным стремлениям. Отец отдал ей амбар, в котором сам смастерил полки, и стал покупать ей духовные книги. Так у Нины собралась богатая библиотека, и не было для нее большего утешения, чем чтение книг. Она много молилась, многие молитвы знала наизусть, на память читала Псалтирь. В постоянной молитве и трудах душа ее возрастала и укреплялась в чистоте, добродетелях и совершенстве. Тогда же она стала принимать странников и людей обездоленных. Родители вполне смирились с выбранным ею жизненным поприщем, да и сами видели, что наступило время гонений, и уж какая теперь счастливая семейная жизнь, когда христиан начинают преследовать, мучить и убивать.