На плане Зеленина мы видим несколько схематическое, но в целом верное изображение Введенского собора. Собор каменный, трехглавый, изображен с западной стороны, со стороны главного входа. Фасад собора трехчастный, в центре фасада- крыльцо с покрытием бочкой. Ступени крыльца ведут в пониженный объем паперти. Покрытие соборной паперти и основного объема собора скатное, с щипцовым фронтоном. По сторонам крыльца два окна с арочными перемычками. В фасадной стене основного объема собора- круглое окно. На барабанах глав собора обозначены световые проемы. В целом изображение собора на плане Зеленина соответствует описанию собора, датированного 1704 годом. [23, 358]
Следующее, доступное для исследования изображение Введенского собора- гравюра, с изображением Введенского женского монастыря, датировано 1809-м годом. [24]
Собор изображен со стороны южного фасада. К сожалению, достоверность данного изображения принесена в жертву декоративности. Изображение собора имеет вытянутые пропорции, явно не соответствующие реальным. В то же время и из этого изображения можно извлечь ряд данных об экстерьере собора до его перестройки. Изображены три главы собора с световыми проемами, скатная крыша. Прочитывается окно апсиды правого придела во имя Николая Чудотворца. Южный фасад разбит оконными проемами на три оси. На фасаде отсутствует изображение каких либо архитектурных деталей или украшений. Судя по данному изображению, в соборе имеются только окна второго, верхнего света. При всей декоративности изображения монастыря в целом и собора в частности, оно, в целом, верно передает общие пропорции зданий и их внешний облик. На гравюре отсутствует изображение крыльца на западном фасаде собора. Возможны два варианта, почему на гравюре 1809 года крыльцо и пониженный объем паперти, отраженные на плане Зеленина, и описанные в 1704 году, отсутствуют: часть южного фасада собора закрыта зданием церкви Рождества Богородицы, и крыльцо скрыто за этим зданием; либо крыльцо утрачено за годы, прошедшие со времени описания монастыря в 1704 году.
Из вышеприведенных данных можно сделать вывод: инокиней Дарией, Строительницей Введенского монастыря, в конце XVI- начале XVII века во Введенском монастыре был построен четырехстолпный, трегхглавый, с тремя престолами соборный храм. Основной объем перекрыт кирпичными сводами, которые опираются на стены и подпружные арки. Храм был холодным, построен на подклете. По данным И.Э. Грабаря в новгородских церквях «подклеты» или «подцерковья», появились в конце 14-го века, но получили особенное распространение, начиная со второй половины 15-го. [25, c.237]
Размещение храма на подклете придавало ему более репрезентативный вид, а главное позволяло использовать каменные основания для хозяйственных целей. [26, c.205-206]
В плане основной объем храма был близок квадрату. Вход в храм был один, с западного фасада. К западному фасаду была пристроена паперть, вход на паперть и в храм осуществлялся через крыльцо в виде павильона, с покрытием бочкой и навесом над ступенями входа. Восточный фасад был оформлен тремя апсидами, соответствующими трем престолам соборного храма- во имя Введения Богородицы во храм, во имя Николая Чудотворца, и во имя Кирилла Белозерского. Апсиды пристроенные, выполнены сильно выступающими из плоскости восточного фасада. Освещался храм через окна верхнего света и световые барабаны трех глав собора. В соответствии с имеющимися изображениями собора, он имел поскатное покрытие с щипцовым фронтоном западного фасада.
Данные об архитектурном убранство собора до второй половины XIX века отсутствуют. Исходя из имеющихся в истории русской архитектуры данных о храмах XVI- начала XVII века можно предположить размещение лопаток на фасаде, отражающее тектонический подход древнерусских зодчих и всегда конструктивно оправданное: они либо укрепляют углы постройки, либо связаны с размещением опорных частей сводов. Соответствие архитектурных форм объемно-пространственной структуре постройки, их простота и целесообразность характерны для зодчества XVI века. Основной объем храма четко ограничивался венчающим карнизом и членился лопатками (как вариант- пилястрами) на три части. Эти лопатки отвечали на фасаде внутренним столбам церкви и в малых, четырехстолпных церквах на каждой наружной стене было посредине по две лопатки. [27, c.231]
В целом архитектура храма отражает влияние новгородской архитектуры XV-XVIвв. Значительная роль в облике храма его восточного фасада с акцентированным выделением алтарных полукружий, красивые силуэты куполов. [28, c.224-225]
Барабаны куполов Введенского собора имеют строгую круглую форму, и украшены лишь скромным аркатурным поясом. Окна Введенского храма были небольшого размера, и только в верхнем ярусе фасадов, что также характерно для новгородской архитектуры, и связано прежде всего с холодным климатом русского северо-запада. Купола имеют заостренный верх, что естественно при обилии дождя и снегов. Эта форма, в общих чертах напоминающая древний шлем, встречается и в зодчестве Владимиро-Суздальском. [29, c. 226]
Характерен для новгородской храмовой архитектуры и фронтонный, скатный тип кровли Введенского собора. [30, c. 230]
В архитектурном решении собора не было ничего случайного. В ансамбле монастыря собор занимал центральное место. К нему непосредственно примыкала площадь, вокруг которой группировались основные сооружения. Главенство собора подчеркивалось не только его центральным положением, но и размерами, формой завершения- трехглавый собор. [31, c.95-97] Выбор формы завершения храма не был случайным, и имел ясный для православного верующего смысл. Как писал об этом архиепископ Макарий (Миролюбов), «Церкви строились о двух верхах в ознаменование двух естеств в Господе Иисусе Христе, о трех- Троицы…». [32, c. 24]
Каким был характер окрытия храма сразу после его построения, информации у нас нет. По данным Митрополита Макария (Миролюбова), новгородские храмы первоначально покрывались «… гонтом из дерева или в чешую, а нередко и свинцом, но с XV века свинец местами начал заменяться на кровлях немецким железом. Кресты на храмах были деревянные, обитые разного рода жестью, и железные с полумесяцом под ними и иногда с сидящим поверх креста металлическим голубем. Первый символ под крестами, обыкновенно, изъясняется победою креста над луною, т.е. памятником свержения ига моноголо-татарскаго, также торжеством христианства над язычеством. (Памятн. Моск. Древн. Снегирева, стр.109) а по изъяснению максима Грека (Журн. Мин. Нар. Просв. 1839г. №7) символом полумесяца под крестом выражается образ высоты крестнаго восхождения Иисуса Христа». [33, c. 25]
Как было отмечено выше, в 1613 году монастырь в ходе отражения нашествия шведов был сожжен. В 1619 году приступили к исправлению полуразрушенного Введенского храма. Царь (Михаил Федорович Романов) пожаловал на постройку средства (грамотою 3 октября). [34, c. 189] В описании Введенского монастыря 1620 года, вскоре после пожара, данных о характере покрытия нет. [35, c. 9-10]
По описи 1704 года: «… В монастыре церковь Введения каменная о трех главах, а главы обиты белым железом; церковь крыта в закомары; и алтари и паперть с западной стороны крыты тесом. …А выход из церкви каменной, на выходе бочка обита чешуёю; над крыльцом покрыто тесом». [36, c. 358]
Отсюда следует, что почти через сто лет после шведского разорения главный монастырский храм покрыт в основном деревом- тесом и гонтом, и лишь главы и кресты обиты «белым железом»– луженой жестью. В 1704г., при Игумении Евранее, в ночь на 20 июня, Введенский монастырь сгорел. Данных о том, пострадал ли во время этого пожара Введенский собор нет. [37, c. 360]
К 1764 году облик собора меняется незначительно – «…оной Тихвинской Веденской девичей монастырь в Новгородском уезде Обонежской пятины в Тихвинском посадце при реке Тихвине и при ручьи Березовик… В том монастыре каменных церквей две, в них престолов пять, из оных церквей под соборною церковью погребов два, у них своды в обоих каменныя, крыты оныя церкви двойнымъ тесом, главы обиты зубцоватым чешуйчатым гонтом, кресты на оных церквях деревянные, обиты жестью». [38]
Как был решен в XVII- XVIIIвв. интерьер собора, можно лишь предполагать на основании исторических данных о других русских храмах: «Внутренность церквей располагалась так: святый алтарь разделялся капитальными стенами на три части, в коих помещались престол, жертвенник (по тесноте жертвенник часто устроялся при окне из капитальной стены, покрываемой доскою), выкладенные из кирпича и диаконник. Отъ этих трех частей были три алтарныя полукружия, из коих среднее всегда возвышалось над прочими предолтариями в виде полубашенки; но все они вверху сводимы были куполами, кои знаменовали небо. Горнее место возвышалось от помоста на пол-аршина, с каменными, а иногда деревянными седалищами по обеим его сторонам». [39, c. 26]
В XVIIв. иконостасах применялись вертикальные колонки, разделявшие отдельные иконы, а тябла превратились в раскрепованные антаблементы. Стволы колонок украшались резьбой в виде вьющейся виноградной лозы, резные украшения появились и во фризах, а царские врата украшались мелкой сквозной золоченой резьбой на цветном- красном, темно-зеленом, темно-синем или черном фоне. [40, c. 130]
В 1836 году в Тихвинском монастыре вновь происходит пожар- «…означенный общежительный введенский девичий монастырь, при всей скудости доходов своихъ, подвергся нещастному случаю наводнения и пожара, причинивших ему убытку, как свидетельствуетъ местный города Тихвина Городничий на 10. 820 рублей». [41, c. 1-1об]
Введенский собор при пожаре не пострадал, сгорели только «12-ть косых переплетов для малой церкви и Холоднаго собора по 7 руб. и 50 коп. каж. С работою на 90 руб». [42, c. 3]
Следующее описание Введенского монастыря датировано 1854-м годом. В отношении Введенского собора оно, к сожалению, мало информативно: «Почти на трех-четвертях длины двора, на противоположной св. вратам стороне, находится холодный собор Введения Пресвятой Богородицы, с притвором в котором, как уже сказано, покоятся останки Царицы-Инокини. Собор довольно просторен, светел и чист. Иконостас его пятиярусный, весь золоченый, есть в малом виде подражание иконостасу большаго Тихв. Успенскаго собора, по рисунку, изображениям и размещению икон». [43, c. 125]
В 1882 году производится реставрация и частичная перестройка собора. По данным Исаакия Мордвинова «Исправления таковы: паперть повышена, надстройкою хоров, увеличены размеры окон, пристроены 2 крыльца, а стeны и пилястры украшены орнаментацией и живописью». [44, c. 153-155)
Согласно описания современника, датированного 1884 годом, «Собор Введенский занимает середину святой Обители. По зодчеству его можно отнести к XVII веку, но теперь возобновлен попечением и заботами нынешней игумении Рафаилы в 1882г. Наружный вид собора очень изящной архитектуры с лепными украшениями и священными изображениями. Три массивные главы венчают его блестящими своими куполами. Два входа- западный и южный с прекрасными крыльцами ведут внутрь собора». [45, c. 3-4]
«… к западной стене собора сооружена пристройка- чем самый собор увеличился, для большаго помещения устроены на той западной стороне просторные хоры; внутри собора все отделано заново, начиная с позолот иконостаса и оканчивая полом; наружныя стены украшены искусстно лепною работою и живописью; главы покрыты белою жестью, и водруженные на них золотые кресты увенчивают заботы и подвиги Игумении о своей любимой обители». [46, c. 29]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги