Не взирая на благородное происхождение Марии Солоповой, первый год в монастыре она проходит «…искус мой в тяжелых, так называемых, "черных" работах, чему, по тогдашним правилам монастыря, все новоначальные, какого бы рода и воспитания они ни были, должны были подвергаться ради учения их монашескому самоотвержению в терпении и смирении.». [35]
И только после этого искуса послушнице Марии назначается послушание, более соответствующее ее образованию и навыкам: «Около того времени в городе Тихвине не было ни одного женского учебного заведения; некоторые из граждан обратились к матушке игумений с просьбой – поучить их детей в монастыре подготовительно для поступления в столичные учебные заведения, так как в монастыре из числа сестер были и окончившие курс наук. Матушке игумений пришло на мысль поручить это дело мне, как по всему мне подходящее. И вот вместо всякого другого "послушания" (кроме клиросного, которому я всю жизнь служу неизменно), я сделалась учительницей… С этого времени жизнь моя пошла следующим порядком: ежедневно я вставала к утрени, которая бывала у нас в 4 часа утра; после утрени редко когда пила чай до поздней Литургии, к которой, впрочем, не могла ходить, потому что к 9 часам собирались мои ученицы. После Литургии мне приносили чай на место занятий, продолжавшихся до 12 часов полудня, когда я уходила в трапезу, а дети оставались кушать свой привезенный с собой завтрак; затем от часа до двух я с ними гуляла, а потом снова занимались до четырех с половиной часов, после чего они уезжали, а я шла к вечерне и, по обычаю, стояла и "правило". Только к 8 часам вечера я возвращалась в келью». Оплата за обучение детей поступала от родителей Игумении, в пользу монастыря. [36]
Интересно описание того, как решался в этот период в монастырях, в том числе Введенском монастыре, вопрос о кельях: «Один из существеннейших вопросов для всякого живущего в обители – вопрос о келье, то есть о комнате, в которой кто живет. В некоторых монастырях почти все кельи "собственные", то есть откупленные на всю жизнь владелице, причем и ремонт, и поддержка кельи – все уже лежит на ее заботе, и она живет в ней полной хозяйкой, берет себе келейницу, то есть послушницу для услуги, по своему усмотрению и выбору. Те же, которые не имеют средств "купить келью", живут в общих помещениях, т.е. где и с кем придется. В Тихвинском монастыре, хотя и не исключительно, но существовал такой порядок, с той только разницей, что кельи продавались в "собственность" только или уже пожившим в монастыре и испытанным известным искусом, или же, если и вновь вступающим, то лицам более зрелого возраста». [37]
В конце 1860-х- начале 1870-х годов Тихвинский Введенский монастырь кроме лесного участка для снабжения дровами, владеет и некоторым количеством земли. Всего- 184 десятины. Капитал монастыря в 1874 году составлял 103 940 рублей. Доход (годовой)– 8 094 рубля. Все это- на более чем 140 насельниц монастыря. Размер дохода Введенского монастыря, судя по имеющимся данным, не намного превышал средний доход женского монастыря Новгородской губернии. Например, годовой доход Староладожского Успенского женского монастыря составлял около 5.500 рублей серебром. [38]
Важным источником доходов монастырей являлись художественные производства. Основное место принадлежало таким ремеслам и промыслам, как иконопись, изготовление священнических и Архиерейских облачений, золотошвейное дело, живописные работы. Большинство женских монастырей имело иконописные мастерские. Среди прочих занятий особое место занимало лицевое и орнаментальное шитье- вышитые изображения святых, различных библейских сюжетов. Эти занятия были неотъемлемой частью жизни монахинь. Существование женских монастырей без доходов от «рукоделий» было практически невозможно. Важным периодом в развитии художественных производств явились годы после секуляризации, когда многие женские монастыри оказались в бедственном положении. На ремеслах часто основывались все средства обители. [39]
Так, автор описания Белевского женского монастыря отмечает: «…для имеющих средства содержать себя служат (рукоделия) лишь занятием второстепенным- поделием, лекарством от уныния, а для неимущих в соединении с пособием от обители, состоящим из общей трапезы…рукоделие служит единственным средством содержать себя». [40, c. 154].
В Московском Алексеевском Девичьем монастыря в 1889 году работают мастерские золотошвейная, живописная, чеканная, переплетная. [41]
В Московском женском общежительном «Всех Скорбящих Радости» монастыре «… Трудятся сестры с раннего утра и до позднего вечера как в самом монастыре, так и на хуторе. Сами возделывают свои огороды на хуторе, сами убирают сено, жнут и молотят, сами трудятся и в скотной и на кухне, в хлебной и в просфороперкарне. Многия из нихъ занимаются шитьем одеял, одежды для монашествующих и белья по заказу, вязанием чулок; другие шьют гладью, вышивают шерстями по канве и шелками по фархату и глазету, а иногда и золотом; некоторые занимаются под руководством преподавателя живописью; иные уборкою могил и памятников, а в летнее время поливкою цветов на монастырскомъ кладбище. Трудясь на общую пользу, по мере своих сил и способностей, каждая из ниx получает от монастыря чай и сахар и все необходимое для жизни. Трапеза для всех общая». [42]
В Задонском Богородице-Тихоновском (Тюнине) женском монастыре (Москва) «Сестры монастыря занимаются шитьем золотом для церкви священных облачений; иногда исполняют такия работы и для других церквей по заказу. Усердно занимаются тканием ковров; вышивают». [43]
В Московском Никитском Девичьем монастыре «Средства, которыми монастырь может располагать… не обезпечивают существование его. Богатство монастыря составляют: жалованье Императорское древних лет; денежный вклад на поминовение усопших, малыя земли огородная и луговая, есть и мельница водяная, но за всем тем, если бы инокини не трудились до пота и крови и не знали разнаго рода рукоделий, то положительно затруднительно бы было их состояние. Сестры обители в совершенстве знают разнаго рода женския рукоделья: шитье золотом, шелками, синелью, различнаго рода вязанья и вышиванья, все это выполняется с удивительным совершенством.» [44, c.45-46]
В Троицком Ильинском девичьем монастыре (Тверской епархии): «По правилам общежития первая их обязанность- быть каждый день при богослужении во святом храме и затем различнаго рода послушания. Оне трудятся в лесу и полях, сеют и жнут хлеб, косят траву, следяъ за постройками, ведут всю служебную и хозяйственную часть обители. … занимаются рукоделиями, вышивают золотом и жемчугом, ризы, плащаницы, хоругви, воздухи, шьют церковныя облачения, пишут иконы. Трапеза, одеяние и вообще все- общее». [45, c. 59]
Следующее описание Введенского монастыря датировано 1884-м годом. В соответствии с этим описанием, жизнь насельниц Введенского монастыря во многом схожа с жизнью других русских женских монастырей: «Всех монахинь и послушниц в обители до 200, из них постриженных в полное монашеское одеяние 26, кроме того есть ещё одна престарелая схимонахиня. Сестры большею частию не переведены из других монастырей, а начинали из мирскаго звания свою монастырскую жизнь прямо в этой обители. Между ими есть еще такия престарелыя, которыя около пятидесяти лет подвизались только в здешней обители. Занятия всех живущих в монастыре таковы: неопустительное посещение всех богослужений и монашескаго правила и келейныя рукоделия- вязание, вышивание различных женских изделий, равно прядут и ткут холст для своей одежды и шьют себе сами сапоги и башмаки, а летом- сенокос, жнитво и другия полевыя работы. Иные заняты хозяйственными работами, называемыми на монастырском выражении послушаниями для всей обители- как в трапезе, кухне, печением просфор, хлеба, на скотном дворе, огороде и тому под. Кроме того и в церкви пономарское и свечное послушание и привратницы. Трапеза общая для всех сестер и очень скромная, так как доходы монастыря слишком ограничены; выдаются от обители некоторым сестрам, особенно трудящимся на разных послушаниях, необходимое платье, обувь и чай, но очень ограниченно, напр., чаю в год одной монахине дается 1 фунт. Продажа рукоделий доставляет скудныя средства для небольшаго удобства в платье и для келейной обыденной жизни, не говоря уже об излишестве, а тем более о роскоши.». [46, c. 13]
Описание монастыря содержит и сведения о доходах монастыря, таких же скромных, как и в любом другом женском монастыре в России: «Годовые доходы монастыря заключаются: В хлебопашестве, покосах и огородах на 41 десятине земли, дарованной Правительством, но хлеба и сена не достает на продовольствие обители и приходится покупать… 1) В свечном и кружечном сборе в церквах на сумму 1,300 руб. 2) От продажи просфор- 756 руб. 50 коп. 3) На поминовения- 856 руб. 70 коп. 3) С оброчных статей- 198 руб. 4) С капиталов, пожертвованных разными благотворителями для поминовения, в годъ процентов- 4, 968 руб. 20 коп. 5) От правительства на ладон, просфоры и штатной суммы, всего на сумму 311 руб. 70 коп. Итого денежного дохода в год 8,391 руб. 10коп.». [47, c.14]
Общая трапеза существует в монастыре с 1820-х годов, ввела ее Игумения Августа. По данным о монастыре 1888 года, в монастыре «… учреждена общая трапеза… Число сестер возросло до 140.». [48, c.286]
Монастырь по-прежнему пользуется вниманием высочайших особ. 26-го июня 1887г. монастырь удостоил своим посещением Великий Князь Владимир Александрович. [49, c.62-64]
По данным описания монастыря, изданного в 1889-м году, «В настоящее время в нем насчитывается слишком 200 сестер. Все они заняты постоянною молитвою и трудом, неустанно созидая и совершенствую принявшую их под свой отеческий кров святую Обитель.». [50, c. 67-68]
Монастырь принимает деятельное участие в жизни Тихвина. В 1889-м году Тихвинская городская управа принимает решение об организации «Церковно-приходского попечительства в целях сокращения нищенства в г.Тихвине.»: «Настоятелю Спасо-Преображенскаго Собора отцу протоиерею В.С. Волотовскому. Увеличивающаяся год от году бедность среди обывателей города Тихвина, в соединении с развитием нищенства, побудили Городское Общественное Управление заняться вопросом об изыскании средств к устранению такого ненормального явления городской жизни… причем единственным средством для борьбы с нищенством и увеличивающейся бедностью, было признано, по примеру других городов, устройство церковно-приходского попечительства. Городской Голова А. Богданов». [51, c.19]
Одним из учредителей Попечительства, наряду с Городской Управой и Успенским мужским монастырем, выступает Введенский женский монастырь. [52, c. 27]
В том же 1889 году в Введенском монастыре был основан приют для девочек-сирот. Содержится приют полностью за счет средств монастыря. [53, c. 205]
XX век. К началу XX века значительных изменения в монастыре на происходит. Возможно, становится несколько меньше насельниц монастыря: «Введенский в г. Тихвине. Жен. Положено по штату:34. Монашествующих: 41. Послушников или послушниц: 69». Тем же остается размер земельных владений монастыря: «Размер угодий (в десятинах). Всей: 182. Пахатной: 7. Луговой: 34. Лесной: 141». [54, c. 19]
Кроме того, монастырь владеет участками земли в городе Тихвине: «Алфавит Владельцев недвижимых имуществ г.Тихвина. Монастырь Введенский. №№ владений по инвентарю: 1040; 1054». Участков два: «Кварталъ №98. Улица Береговая. Владение Введенскаго монастыря. Количество плановой земли. Общее в квадр. саженях. 338. По улице в пог. саженях. 13. Наименование имущества: место земли. Квартал №128. Улица: Уг. Введен. и Введенск. Ручья. Владение Введенскаго монастыря. Количество плановой земли. Общее в квадр. саженях. 1584. По улице в пог. саженях. 97,50. Наименование имущества: место земли». [55].
По данным Святейшего Правительствующего Синода на 1903 год, Введенский женский монастырь в Тихвине значится в третьем классе, но число насельниц монастыря продолжает расти: «Женские монастыри. Третьеклассные. Тихвинский Введенский. Всех монашествующих. По штату положено 17. На лицо состоит: 37. Сверх того послушников или послушниц 43. Лиц проживающих на испытании 122. Секретарь Консистории Д. Андреев». [56, c.30]
Число насельниц монастыря растет и в дальнейшем, при том, что заметных изменений в доходах монастыря и составе его имущества не отмечено. В 1908 году «Монастырь владеет 182 дес. Земли и получает из казны 660 руб. 84 коп. Игумения. Монахинь 42, послушниц 175.». [57, c. 612]
Как уже было отмечено выше, Введенский женский монастырь из своих скромных доходов к началу XX века участвует в Церковнo-приходском попечительстве для помощи бедным, содержит за свой счет приют для девочек. Кроме этого, к 1910-му году за счет монастыря содержится многочисленное недвижимое имущество в деревнях Тихвинского уезда- церковно-приходские школы и часовни: «Епархия Новгородская. Уезд Тихвинский. Округ 1-й. Карт. 3 и 4. Введенский женский монастырь в Тихвине. Годичный взнос 6р. 37к. Страховая оценка. Июля 10 дня 1910г. мы, нижеподписавшиеся, произвели оценку строений, принадлежащихъ Введенскому женскому монастырю г. Тихвина 1 благочинническаго округа, Тихвинскаго уезда, Новгородской Епархии. При осмотре строений оказалось, что введенскому женскому монастырю принадлежат нижеследующие строения: 1.Иоанновская Кайваксная церковно-приходская школа, пред деревнею Кайваксово, деревянная из бревен на фундаменте из дикаго камня ….. 2. В деревне Кайвакси деревянная из бревен часовня … Благочинный Тихвинскаго округа Протоиерей Василий Волотовский. Священник Михаил Нечаев. Священникъ (нрб.) Священник Николай Васильевский». «Страховая оценка. Августа 29 дня 1910г. мы, нижеподписавшиеся, произвели оценку строений, принадлежащих тихвинскаго Введенскаго женскаго монастыря церкви г. Тихвина 1 благочинническаго округа, Тихвинскаго уезда, Новгородской Епархии. При осмотре строений оказалось, что Введенской церкви Тихвинскаго женского монастыря принадлежат нижеследующие строения: 1. В Тихвинской слободе Заболотье. В строении находится деревянная, крытая тесом, зданием прочная, часовня. Часовенный староста Тихвинский мещанин слобобы Заболотья Дмитрий Данилов Герианов. 2. В Тихвинской слободе Стретиловой находится в строении деревянная крытая тесом требующая ремонта (подрубки на три венца и новой крыши) часовня. … Часовня выстроена в честь апостолов Петра и Павла. Часовенный староста крестьянин слободы Стретиловой Яков Григорьев Миронов». «3. В деревне Мулев Большедворской волости Тихвинскаго уезда- часовня в честь Казанской иконы Божией Матери. Часовенный староста крестьянин той же деревни Петр Андреев. 4. В деревне Астрач Большедворской волости Тихвинскаго уезда часовня в честь Св. (Трифона?) [58, c. 1-12]
Суммы, затрачиваемые на благотворительность, для монастыря значительны. Так, в 1911 году затраты на монастырский приют для девочек составили 800 рублей. [59, c. 175]
В 1915 году- 1100 рублей. [60, c. 205]
Не смотря на начавшуюся в 1914 году Первую Мировую войну и революционные события 1917 года, монастырь содержит детский приют. [61]
При этом к 1917-му году капитал Тихвинского Введенского монастыря незначителен- 182 757 р. 25 коп. [62, c. 34а]
Более того, так как после начала Первой Мировой войны, революции и начала Гражданской войны проблема детской беспризорности обостряется, в приют передают все новых детей. Содержание приюта по прежнему лежит на монастыре. Кроме этого, монастырь производит отчисления на содержание Епархии и другие цели: «…ея Высокопреподобию Настоятельнице Тихвин-Введенского монастыря Игумении Аполлинарии. 2 января 1917г. <…> ещё прошу ваше высокопреподобие поспешить представлением взносов за 1917 год: 2) …на содержание церковных школ. 5) На содержание женских епархиальных училищ. 7) Кружечный сбор 1 января 1917г. в пользу Сербии. 8) Взнос за весь 1917 год на содержание приюта детей воинов при Велильской школе Демянского уезда в колич. 20 руб. 00 коп. Благочинный монастырей Архимандрит Антоний». [63, c.1]
Осенью 1917 года начинаются грабежи монастырей и церквей: «Благочинный Тихвинских Монастырей. Ея высокопреподобию Настоятельнице Введенского монастыря. 21 октября 1917г. В виду происходящих дневных и ночных нападений на св. обители грабителей, совершающих даже и убийства и др. оскорбления, прошу настоятельницу и всех настоятельниц св. обители принять все меры к сохранению в ней святынь и озаботиться скрытием драгоценностей и озаботиться достаточными наблюдениями и караулами для предотвращения нападений и грабежей и для тревоги в потребных случаях. Благочинный монастырей Архимандрит Антоний. … УКАЗ. Из Новгородской Духовной Консистории Благочинному монастырей Архимандриту Антонию. …поставить в известность секретно…для сведения настоятельниц монастырей и церквей и церковных старост Новгородской Епархии, что в храме хранить назначается суммы не свыше 200 рублей… Ноября 6 дня 1917г.». [64, c.43]
После октября 1917 года новые власти последовательно принимают меры к сначала к изъятию имущества монастыря, а затем и к полной его ликвидации: «Настоятельнице Введенского монастыря. Квартирный отдел городского Совета просит вас не занимать комнат, которыя освободились, без выдачи квартирного ордера. 11 сентября 1918г. №7. … Игумении тихвинского Введенского женского монастыря. Городской Земельный Отдел просит Вас сообщить точные сведения о количестве и породах принадлежащих монастырю лошадей и рогатого скота, с указанием числа дойных коров и о запасах корма для них. 8 октября 1918г. … Настоятельнице Тихвинского Введенского женского монастыря. 27 сентября/10 октября 1918г. Отдел наружной охраны и уголовного розыска при Тихвинском Отделе внутренняго управления предлагает вам немедленно и во всяком случае не позднее 2-х часов дня доставить во двор дома Никоновой Павловская улица имеющихся у Вас всех лошадей в количестве 8 штук. За неисполнение сего подвергаетесь строгой ответственности. … Исполнительный Комитет Тихвинского Совета Крестьянских, Рабочих и Красноармейских Депутатов. Игумении Тихвинского Введенского монастыря. Настоящим Подотдел Питания ставит Вас в известность, что с 11-го октября с\г необходимо, через уполномоченное Отделом лицо отпускать для больных города половину всего удоя. 10 октября 1918г. … Отдел Питания. 6 октября 1918г. В Введенский монастырь. Настоящим предписываю Вам не производить ни какой продажи капусты, картофеля и других огородных овощей без разрешения Подотдела Питания. Кроме того просьба дать сведения о количестве имеющихся у вас продуктов и овощей. … Тихвинский Уездный Совет народного хозяйства Череповецкой губернии. В тихвинский Введенский женский монастырь. 26 октября 1918г. ..срочно сообщить размер занимаемых монастырем помещений. … Тихвинский уездный Отдел Социального Обеспечения. 2 ноября 1918г. Настоятельнице Тихвинского Введенского женского монастыря. Отдел Социального Обеспечения просит срочно исполнить следующее. 1). Составить сведения о призреваемых в детском приюте монастыря по прилагаемой к сему анкете в 2-х экземплярах. … Земельный Отдел Тихвинского городского Совета Крестьянских, Рабочих и Красноармейских Депутатов. Настоятельнице Тихвинского Введенского женского монастыря. …представить список монахинь и лиц, проживающих в монастыре с указанием возраста и трудоспособности, список живого и мертвого инвентаря по всему хозяйству монастыря и количеству земли по угодьям и в целом». [65, c.30-56]
Окончательная ликвидация монастыря и переход всего его имущественного комплекса в ведение новой Советской власти произошла в декабре 1918 года: «Комиссия по отделению церкви от государства при Тихвинском Совете Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов. 14 декабря 1918г. №58. Настоятельнице Введенского монастыря. На основании произведенных выборов комитета монастыря от представителей трудящегося населения монастыря состоящихся сего 14 декабря 1918 с\г в присутствии члена тихвинской Комиссии по отделению церкви от государства т.т. Панова. Васильева, Румянцева оказались выбранными следующие лица… На основании произведенных выборов …предписывается немедленно названному комитету сдать всё имущество и деньги Монастыря в чем бы оно не заключалось и отныне всеми делами и распоряжениями монастыря ведает названный Комитет. Являясь за все ответственным перед Советской Властию и является единственной административной властью монастыря. За неисполнение распоряжений Комитета обитатели монастыря будут привлекаться к ответственности. 14 декабря 1918г.». [66, c.64]
1.МАТЕРИАЛ. Для историко-топографического исследования. О православных монастырях в Российской империи. С библиографическим указателем. Составил Зверинский В.В. Книга II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. С-Петербург, 1892г. С-Петербург, 1897г.
2.История русской Церкви Макария, митрополита Московскаго. . . Том 6 Кн.I 1448-1589гг. Санктпетербург, 1889г
3. Институт Истории РАН (СПб). Ф.89 оп.1 д.19. 2-й картон. Фонд Мордвинова. И.Мордвинов. Введенский монастырь. Материалы к историческому очерку.
4. Институт Истории РАН (СПб). Ф.89 оп.1 д.19. 2-й картон. Фонд Мордвинова. И.Мордвинов. Введенский монастырь. Материалы к историческому очерку.
5. Выпись из писцовых книг Мины Лыкова. 1620г.(Состояние Введенскаго монастыря после шведскаго разорения). // Сборник Новгородскаго общества любителей древности. Выпуск IV. 2-я пагинация. Тихвинская старина. Сборник материалов к истории города Тихвина и Нагорного Обонежья (современнаго Тихвинского уезда). Новгород, 1911г.
6. Институт Истории РАН (СПб). Ф.89 оп.1 д.19. 2-й картон. Фонд Мордвинова. И.Мордвинов. Введенский монастырь. Материалы к историческому очерку.
7. Выпись из переписной книги Сумина. (1647г.). // Сборник Новгородскаго общества любителей древности. Выпуск IV. 2-я пагинация. Тихвинская старина. Сборник материалов к истории города Тихвина и Нагорного Обонежья (современнаго Тихвинского уезда). Новгород, 1911г.
8. Институт Истории РАН (СПб). Ф.89 оп.1 д.19. 2-й картон. Фонд Мордвинова. И. Мордвинов. Введенский монастырь. Материалы к историческому очерку.
9. Запись по земельному делу Большаго и Введенскаго монастырей. (1650г.) // Сборник Новгородскаго общества любителей древности. Выпуск IV. 2-я пагинация. Тихвинская старина. Сборник материалов к истории города Тихвина и Нагорного Обонежья (современнаго Тихвинского уезда). Новгород, 1911г.
10. Сказка Стретиловских стариков о земле Тихвинскаго Большого монастыря. // Сборник Новгородскаго общества любителей древности. Выпуск IV. 2-я пагинация. Тихвинская старина. Сборник материалов к истории города Тихвина и Нагорного Обонежья (современнаго Тихвинского уезда). Новгород, 1911г.
11. МАТЕРИАЛ. Для историко-топографического исследования. О православных монастырях в Российской империи. С библиографическим указателем. Составил Зверинский В.В. Книга II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. С-Петербург, 1892г. С-Петербург, 1897г.
12. Институт Истории РАН (СПб). Ф.89 оп.1 д.19. 2-й картон. Фонд Мордвинова. И.Мордвинов. Введенский монастырь. Материалы к историческому очерку.
13. Сборник Новгородскаго общества любителей древности. Выпуск IV. 2-я пагинация. Тихвинская старина. Сборник материалов къ истории города Тихвина и Нагорного Обонежья (современнаго Тихвинского уезда). Новгород, 1911г.
14. РГИА СПб. Ф.796 оп.30 1749г. №479/285 31 Октября-22 июля 1771г. По доношению Преосвященнаго С.-Петербургскаго о разводе Генерал-Майора Аврама Ганнибала с первою его женою Евдокией.
15. Токмаков И.Ф. Историческое и археологическое описание Покровскаго девичьяго монастыря в городе Суздале, (Владимирской губернии). В связи с житием Преподобной Чудотворицы Софии (в мире великой княгини Соломонии) и царицы инокини Елены (в мире Евдокии Феодоровны Лопухиной). Губ. Гор. Владимир. 1913.
16. Краткий исторический очерк Московскаго Ивановскаго девичьяго монастыря. Москва. 1882.
17. Краткий исторический очерк Московскаго Ивановскаго девичьяго монастыря. Москва. 1882.
18. РГИА СПб. Ф. 796 оп.21 д.357 1740г. Сведения о монастырях Новгородской Епархии.
19. МАТЕРИАЛ. Для историко-топографического исследования. О православных монастырях в Российской империи. С библиографическим указателем. Составил Зверинский В.В. Книга II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. С-Петербург, 1892г. С-Петербург, 1897г.
20. Введенский девичий монастырь в XVIIIв. ( по описям 1739-1764гг). // Сборник Новгородскаго общества любителей древности. Выпуск IV. 2-я пагинация. Тихвинская старина. Сборник материалов к истории города Тихвина и Нагорного Обонежья (современнаго Тихвинского уезда). Новгород, 1911г.
21. Введенский девичий монастырь в XVIIIв. ( по описям 1739-1764гг). // Сборник Новгородскаго общества любителей древности. Выпуск IV. 2-я пагинация. Тихвинская старина. Сборник материалов к истории города Тихвина и Нагорного Обонежья (современнаго Тихвинского уезда). Новгород, 1911г.
22. Введенский девичий монастырь в XVIIIв. ( по описям 1739-1764гг). // Сборник Новгородскаго общества любителей древности. Выпуск IV. 2-я пагинация. Тихвинская старина. Сборник материалов к истории города Тихвина и Нагорного Обонежья (современнаго Тихвинского уезда). Новгород, 1911г.