Книга «DIXI ET ANIMAM LEVAVI». В. А. Игнатьев и его воспоминания. Часть III. Пермская духовная семинария начала XX века - читать онлайн бесплатно, автор Василий Алексеевич Игнатьев. Cтраница 17
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
«DIXI ET ANIMAM LEVAVI». В. А. Игнатьев и его воспоминания. Часть III. Пермская духовная семинария начала XX века
«DIXI ET ANIMAM LEVAVI». В. А. Игнатьев и его воспоминания. Часть III. Пермская духовная семинария начала XX века
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

«DIXI ET ANIMAM LEVAVI». В. А. Игнатьев и его воспоминания. Часть III. Пермская духовная семинария начала XX века

331

Там же: «… точнее – над предбанником, а над самой баней жили «сторожа» // Там же. Л. 181.

332

В очерке «Сапожник» в составе очерков «Старая Пермь (из воспоминаний пермского семинариста)» в «свердловской коллекции» воспоминаний автор объясняет: «Среди семинаристов находились иногда желающие изучить какое-либо ремесло не с целью сделаться ремесленниками, а просто, потому что сами руки у них как бы просили работы, как говорят, «чесались». Это было здоровое явление и похвальное для юношей» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 374. Л. 68 об.

333

В очерке «Иван Иванович» в составе «Очерков о соучениках и друзьях в Пермской духовной семинарии» в «свердловской коллекции» воспоминаний автор добавляет: «Говорили, что у него в городе где-то была не то жена, или просто дама сердца, которая изредка приходила к нему, и он позволял себе выпить.

Главную работу И. И. приходилось выполнять во время наших летних каникул, когда производился широкий круг ремонтных работ. Мы наблюдали уже результат искусной работы И. И. за этот период времени» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 376. Л. 182 об.

334

Sic transit gloria mundi! – по-латински «Так проходит мирская слава!»

335

В составе «Очерков о соучениках и друзьях в Пермской духовной семинарии» в «свердловской коллекции» воспоминаний имеется очерк «Михаил», в котором автор добавляет, что он ещё прислуживал в семинарской церкви: ставил свечи, производил уборку в ней. (ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 376. Л. 178-179).

336

Из очерка «Усиленная миссионерская деятельность в стенах семинарии» в составе «Очерков по истории Пермской духовной семинарии» в «пермской коллекции» воспоминаний автора. В «свердловской коллекции» – отсутствует; информация о крещении корейцев добавлена автором в очерк о ламповщике Михаиле, который устраивал в семинарской церкви купели для их крещения. Кроме того, автор добавляет, что восприемниками при крещении выступали постоянные посетители семинарской церкви – купчихи, вроде вдовы семинарского старосты С. Е. Кусакина. (Там же. Л. 178-179).

337

Sero venientibus ossa – по-латински «Поздно приходящим [достаются] кости».

338

В составе «Очерков о соучениках и друзьях в Пермской духовной семинарии» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора имеется отдельный очерк «Иван Антонович», в котором в образе буфетчика семинарии автором представлен только Иван Антонович (ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 376. Л. 172-173).

339

Персонажи из сборника рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника»: «Касьян с Красивой мечи» и «Льгов».

340

В составе «Очерков о соучениках и друзьях в Пермской духовной семинарии» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора очерк «Кондратий» включает информацию и из очерка «В бане», который см. ниже (ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 376. Л. 175-177 об.).

341

В составе «Очерков о соучениках и друзьях в Пермской духовной семинарии» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора – «Петя карявый» (Там же. Л. 183-185).

342

В очерке «Петя карявый» в составе «Очерков о соучениках и друзьях в Пермской духовной семинарии» в «свердловской коллекции» воспоминаний автор добавляет: «Как на Петю влияла новая среда? Несомненно, в лучшую сторону: Петя как-то стал больше следить за собой – чище и аккуратнее одеваться, стал собраннее, и было заметно, что он стал на самом деле походить на «брата милосердия» желанием угодить больному…» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 376. Л. 184 об.-185.

343

«Демон» – опера А. Г. Рубинштейна в трёх действиях, семи картинах, на либретто П. А. Висковатова, по одноимённой поэме М. Ю. Лермонтова.

344

В составе «Очерков о соучениках и друзьях в Пермской духовной семинарии» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора имеется развёрнутый очерк «Яша», датированный «19/III [1964 – ред.] 5 ч. вечера» (ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 376. Л. 70-79).

345

Некрасов Александр Иванович – письмоводитель правления Пермской духовной семинарии, мещанин г. Перми. Автор не указывает фамилию в «пермской коллекции», а в «свердловской» – указывает, но ставит под вопрос.

346

В очерке «Пермская духовная семинария накануне Октябрьской социалистической революции» в составе очерков «Старая Пермь (из воспоминаний пермского семинариста)» в «свердловской коллекции» воспоминаний автор уточняет: «По-прежнему работал в семинарии Scriba, «человек двадцатого числа» – Александр Иванович Некрасов (?). Человек угрюмый, не разговорчивый, двадцатого числа каждого месяца (день выдачи жалованья) он оживлялся, любил вспомнить старину и всегда при этом повторял, что он хорошо помнит по семинарии Александра Степановича Попова» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 374. Л. 123.

347

Кусакин Семён Епимахович (?-1908) – Пермский 2-й гильдии купец, староста семинарской церкви с 7 мая 1902 г. // «Пермские епархиальные ведомости». 1907. № 27 (21 сентября) (отдел официальный). С. 510.

348

Бывший до С. Е. Кусакина церковным старостой П. Д. Демидов не имел отношения к горнозаводской династии Демидовых.

349

В очерке «Трагическая смерть С. Е. Кусакина» в составе «Очерков о соучениках и друзьях в Пермской духовной семинарии» в «свердловской коллекции» воспоминаний автор уточняет: «С. Е. был членом организации «Михаила Архангела», т. е. сторонником крайнего реакционного течения среди консерваторов» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 376. Л. 179 об.

350

В метрической книге Свято-Троицкой (Слудской) церкви г. Перми за 1908 г. имеется запись о смерти № 10: дата смерти – 29 января 1908 г., дата погребения – 31 января 1908 г. Имя умершего: Пермский купец Симеон Епимахович Кусакин, возраст – 47 лет, причина смерти – от огнестрельной раны. Погребение совершал Преосвященный Никанор, Епископ Пермский и Соликамский, с ректором семинарии протоиереем Константином Добронравовым и причтом церкви; на кладбище, в ограде Архиерейского дома. (ГАПК. Ф. 37. Оп. 6. Д. 1021. Л. 114 об.-115).

351

Опера А. С. Даргомыжского на основе сюжета драмы А. С. Пушкина.

352

Успенский Александр Павлович (1890-?) – сын священника Шадринского уезда. Окончил Камышловское духовное училище по 1-му разряду 1905 г. и Пермскую духовную семинарию по 2-му разряду в 1911 г. «После Пермской духовной семинарии учился в Омском сельскохозяйственном институте и работал в нём. В 1930-1940-х гг. проводил комплексное исследование вод озера Эбейты Омской области на предмет строительства солеобрабатывающего предприятия и курорта на озере». (Шишёв А. Н. Биографические справки на бывших воспитанников Пермской духовной семинарии. Т. 6. // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 1281. Л. 45).

353

«Времена года» – известный фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 характеристических пьес по месяцам года.

354

В оригинале стихотворения Ф. И. Тютчева (1803-1873):

«Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…»

355

«Семинаристов же влекла сюда не только поэзия, а и самая что ни на есть житейская проза». (Примеч. автора).

356

В очерке «Старая Пермь (из воспоминаний семинариста)» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора: «Около вокзала воздух всегда был насыщен гарью от сожжённого каменного угля. Чаще, чем где-либо в другой части города, здесь встречались ученики железнодорожного училища в серых шинелях с зелёным кантом, потому что неподалёку от вокзала находилось их училище» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 374. Л. 15-15 об.


Техническое железнодорожное училище находилось на ул. Торговой (Советской), 3, 5, 7.

357

Там же: «Неподалёку от «загона», в ложбине, была городская баня, и около неё отвратительный воздух, поток грязной воды, что свидетельствовало о плохой заботе «отцов города» о санитарном его состоянии» // Там же. Л. 16.

358

Из очерка «Старая Пермь (из воспоминаний пермского семинариста)» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора: «Сколько греха было из-за него у семинаристов с начальством: посещать его не разрешали, а увлечение было такое же, как сейчас футболом на стадионе. Всячески ухищрялись пробраться в цирк: отпрашивались в театр, а шли в цирк. Были, конечно, и «болельщики», когда выступали борцы. Кумирами были борцы: Ваня Крамер, Фосс, великан, о котором говорили, что он ездил на двух поставленных в ряд извощичьих пролётках, и один индеец, который отличался поразительной ловкостью. Из акробатов славились братья Коврелис полётами в воздухе под куполом цирка» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 374. Л. 33-33 об.

359

«Рядом с садом была Мариинская женская гимназия – самая большая в Перми (с более 1000 учащихся). Гимназистки носили форму: коричневые платья». (Примеч. автора).

Из очерка «Старая Пермь (из воспоминаний пермского семинариста)» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора: «Когда в гимназии оканчивались уроки, то через этот скверик проходили гимназистки в коричневых платьях и среди них единственная представительница из казанских «князей» – Зиганшина, по поводу чего только можно заметить: «Чтый да разумеет» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 374. Л. 27 об.

360

«Сибирка» – главная улица г. Перми – [в] н[астоящее] в[ремя] Сибирская». (Примеч. автора).

361

В очерке «Старая Пермь (из воспоминаний пермского семинариста)» в «свердловской коллекции» воспоминаний автор уточняет: «Сибиркой» называлась не вся улица, а та часть её, которая начиналась от магазина Ольги Петровской и простиралась до дворянского собрания. Когда говорилось: «Я был на «Сибирке», или я пойду на «Сибирку», то под «Сибиркой» разумелась именно эта часть улицы, расположенная южнее площадки, на которой стоял старинный торговый ряд. Это было излюбленное место вечерних гуляний, флирта, знакомств и т. п. Слово «Сибирка» имело узко интимное значение, со специфическим оттенком смысла» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 374. Л. 28 об.-29.

362

Так в тексте, правильно – Терпсихора – муза танцев в древнегреческих мифах.

363

В очерке «Старая Пермь (из воспоминаний пермского семинариста)» в «свердловской коллекции» воспоминаний автор уточняет: «На Сибирской улице было дворянское собрание, в котором устраивались вечера танцев. Среди семинаристов были такие «джельтмены», правда, немногие, которые посещали эти вечера, открытые для всех. Их особенно занимало то, что по принятому этикету приглашение дам на танцы не обуславливалось знакомством, т. е. была полная свобода выбора. До революции 1905 г. на этих вечерах царила патриархальная тишина, спокойствие, так что эти вечера посещала знать города, даже члены губернаторской семьи» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 374. Л. 31 об.-32.

364

«На этой улице была частная женская гимназия Барбатенко, учащиеся носили платья синего цвета». (Примеч. автора).

Из очерка «Старая Пермь (из воспоминаний пермского семинариста)» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора: «На «Сибирке» в частном доме была расположена частная женская гимназия Барбатенко. В своё время она была на славе как прогрессивное учебное заведение, потому, что гимназисткам преподавалась физкультура» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 374. Л. 31-31 об.

365

Там же: «Магазин Ольги Петровской … был единственным в городе книжным магазином. В нём же продавались учебники и канцелярские принадлежности: бумага, тетради, ручки и карандаши, благодаря чему в нём всегда было много учащейся молодёжи» // Там же. Л. 29.

366

Там же «За стеной магазина О[льги] Петровской к востоку в одном и том же здании с ним был магазин Ковальского, тоже единственный в городе по продаже колбасы, сосисок и пр. Над ним была квартира городского ветеринарного врача Якова Григорьевича Шнейдера. Мне удалось с ним познакомиться через Василия Ивановича Ракшинского, тоже ветеринарного врача по проверке качества мяса и мясных продуктов, в доме которого я одно время состоял воспитателем» // Там же. Л. 29-29 об.

Ковальский Василий Антонович – пермский купец, владелец дома на углу ул. Сибирской и Ленина (Покровской).

Из очерка «О гиматрии и нотариконе» в составе «Очерков по истории Пермской духовной семинарии» в «пермской коллекции» воспоминаний автора: «В юношеские годы Я[ков] Г[ригорьевич], еврей по национальности, чтобы получить высшее образование, крестился, т. е. перешёл в христианство. Это обстоятельство оставило в его душе глубокую травму: его мучила, очевидно, совесть за измену вере отцов. Будучи, очевидно с детства знакомым с талмудическими методами толкования библии, он стал применять эти способы толкования для успокоения своей встревоженной совести. Методы эти носили названия – гиматрия и нотарикон. Узнавши, что я учусь в семинарии и что в числе богословских предметов мы изучаем библию, Я. Г. возымел намерение познакомить меня, а если будет желательно – и моих товарищей с этими науками. И вот однажды мы группой человек в 8-10 отправились на квартиру Я. Г., которая находилась над колбасным магазином Ковальского. Я. Г. принял нас очень любезно. Было заметно, что ему было также приятно, что вот к нему пришли люди, которые заинтересовались его толкованием библии. Он кратко ознакомил нас [с] тайнами талмудических токований и на нескольких примерах продемонстрировал их применение. Существо одного из них, кажется, нотарикона состояло в том, что он брал какой-либо текст из библии и буквы этого текста заменял цифрами. Задача разгадки значения текста сводилась к тому, чтобы взамен этого текста подставить другой текст, сумма букв которого составляла бы сумму первого текста. Так, он задался вопросом: какова была судьба Каина, по библии – убийцы своего брата Авеля? Куда он девался? Я. Г. зачитал нам библейский текст, в котором говорилось о судьбе Каина. Это было небольшое предложение, туманное по смыслу. Затем он буквы текста заменил цифрами, установил сумму и стал подбирать текст толкования. Это была целая система проверивания и подстановки различных слов, замены букв цифрами, пока, наконец, он не объявил нам, что Каина за его преступление поглотила земля, и он скрылся куда-то в центре земли. Я теперь не помню точно, как путём такого же толкования он старался показать нам, как он оправдывал свой поступок – принятие христианства. При всей натренированности наших мозгов разными библейскими толкованиями, данный метод толкования не мог не показаться нам совершенно искусственным и нелепым. … Чего, чего только не вмешали тогда в себе наши юные головы! Но… tempora mutantur, et nos mutamur in illis» [по-латински «Времена меняются, и мы меняемся в них» – Ред.]// ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 725. Л. 221-222 об.

367

Из очерка «Старая Пермь (из воспоминаний пермского семинариста)» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора: «Мы, семинаристы, любили заходить в читальню при публичной библиотеке – посмотреть иллюстрированные журналы. Откровенно говоря, нам больше нравилось то, что здесь нас принимали как взрослых, а нам так хотелось казаться таковыми…» // ГАСО. Ф. р-2575. Оп. 1. Д. 374. Л. 17 об.

368

Там же: «После Сибирской улицы и «Сибирки» любимым местом прогулок семинаристов была Кунгурская улица – проспект с аллеей лип. Эта улица начиналась у семинарии, и мы в неё входили прямо в тень от лип весной и осенью. На этой улице были расположены: Стефановская часовня, женский приют с кулинарной школой при нём и столовой – по левой стороне, если идти от семинарии, и кино «Мираж» – по правой стороне. Это кино было открыто уже после революции в 1910-1912 гг.» // Там же. Л. 33 об., 46.

369

«в день 1-е мая». (Примеч. автора).

370

«Учащиеся Епархиального женского училища носили форму: зелёные платья». (Примеч. автора).

371

trio – музыкальный ансамбль из трёх музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов.

372

Из очерка «Старая Пермь (из воспоминаний пермского семинариста)» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора: «В скверике стройные липы в жаркие дни давали освежающую от жары тень и настраивали на мечтательное меланхолическое настроение. Клумбы цветов украшали сад то в том, то в другом месте, а от цветов распространялся аромат. Когда же липы цвели, то липовый запах их цветов опьянял и кружил голову» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 374. Л. 27 об. Там же: «…а за сквериком, на углу библиотеки, всегда торговали пирожники с назойливым предложением пирожков с мясом и вареньем по пятаку за пару» // Там же. Л. 28.

373

В составе «Очерков о соучениках и друзьях в Пермской духовной семинарии» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора очерк называется: «Семинарские моды».

374

Мичков Василий Матвеевич (1894-?) – сын священника Осинского уезда. Окончил Пермское духовное училище по 1-м разряду в 1907 г. и Пермскую духовную семинарию по 1-му разряду в 1913 г. «В семинарии В. Мичков прислуживал в алтаре семинарской церкви и, обладая звучным тенором, выполнял обязанности канонарха. Происходил из состоятельной семьи, одевался хорошо, следил за своей внешностью. Общительный со сверстниками, младших, казалось, не замечал. Читал мало. Был вполне светским молодым человеком, любил танцевать, обучал танцами других семинаристов, имел многих знакомых в городе, бывал в семьях, руководил танцами на семинарских вечерах, дирижируя по-французски, хорошо пел. После семинарии учился в Казанской духовной академии. Был в Колчаковской армии. Его видели в Чите, когда бывшие колчаковские войска возвращались с Востока, после разгрома их. По словам его сестры М. М. Мичковой, он удрал за границу – в Китай, Японию». (Шишёв А. Н. Биографические справки на бывших воспитанников Пермской духовной семинарии. Т. 3. // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 1278. Л. 134-134 об.).

375

В очерке «Александр Павлович Миролюбов» в составе «Очерков о соучениках и друзьях в Пермской духовной семинарии» в «свердловской коллекции» воспоминаний автор добавляет: «А. П. старался привить семинаристами привычку скромно, но аккуратно, даже со вкусом, одеваться. Сам он в этом отношении подавал хороший пример, и, между прочим, никогда не стремился внешне блеснуть своими «заслугами» – различными знаками своего отличия» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 376. Л. 29 об.

376

Вскоре после окончания автором обучения, т. е. после 1909 г., т. к. при возвращении его в семинарию в 1914 г. семинаристы уже были не в сюртуках и тужурках разного цвета, как было раньше, а предстали автору в новом виде: в форме. Об этом автор сообщает в очерке «Об «очарованной» душе и неосуществлённой мечте…» в «свердловской коллекции» воспоминаний (ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 412. Л. 66).

377

Ария Елецкого из оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского.

378

Поляков Савва Иванович (1898-1937) – сын священника Красноуфимского уезда. Окончил Пермское духовное училище в 1912 г. и 5 классов Пермской духовной семинарии в 1917 г. «Обладал красивым и сильным басом, участвовал в семинарском хоре и семинарских концертах (солист). Работал учителем в посёлке Сарана бывшего Красноуфимского уезда, до того был в армии». (Шишёв А. Н. Биографические справки на бывших воспитанников Пермской духовной семинарии. Т. 4. // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 1279. Л. 79-79 об.).

379

Ария дона Базилио из оперы итальянского композитора Джоаккино Россини «Севильский цирюльник».

380

Иваницкий Пётр Петрович (1890-?) – сын священника Соликамского уезда. Окончил Соликамское духовное училище по 2-му разряду в 1904 г. и Пермскую духовную семинарию по 2-му разряду в 1911 г. «Обладал красивым лирическим тенором. Усиленно занимался культурой своего голоса под руководством артистки Василенко-Левитон. С успехом участвовал в городских концертах, тем более в своих ученических. Обязательный участник квартетов и трио в составе Шестакова П., Ласина С. и Кузнецова К. и солист ученического хора». (Шишёв А. Н. Биографические справки на бывших воспитанников Пермской духовной семинарии. Т. 2. // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 1277. Л. 64).

381

Романс Владимира из оперы чешского и российского композитора, дирижёра Эдуарда Францевича Направника (1839-1916) «Дубровский».

382

Из оперы «Демон» А. Г. Рубинштейна.

383

Опера Дж. Верди «Аида» (1871).

384

Из очерка «Старая Пермь (из воспоминаний пермского семинариста)» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора: «Любопытно, что репортаж о постановках в театре в пермской газете «Пермские ведомости» (?) вёл тоже кончивший Пермскую семинарию Павлинов». (ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 374. Л. 26 об.).

Из очерка «Об «очарованной» душе и неосуществлённой мечте…» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора: «Среди семинаристов были парни, которые работали статистами на сцене. Они имели «счастье» ближе встречаться с «кумирами» и при случае даже чем-либо похвастаться из своей «деятельности». «Так, один из «таких», здоровенный детина, однажды объявил: «Ребята! Я вчера тащил Калиновскую со сцены за кулисы!» Лицо счастливца при этом сияло блаженством, как у кота, который хорошо полакомился чем-либо по воровской линии». (ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 412. Л. 23).

385

Велизарий Мария Ивановна (1864-1944) – русская актриса, педагог.

386

Хохлов Павел Акинфиевич (1854-1919) – русский певец, баритон.

387

Шорштейн Константин Осипович (?-1922) – русский актёр и режиссёр.

388

Де-Вос-Соболева Елена Викторовна (1875-1945) – русская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано) и педагог.

389

Борисенко Алексей Григорьевич (1868–1941) – оперный артист (лирико-драматический тенор), режиссер, педагог.

390

Хлюстин Гордей Давидович (1872-?) – артист оперы (лирический тенор) и режиссёр. Выступал в Перми в 1903-1904 и 1908 гг.

391

Комиссаржевский Фёдор Петрович (1838-1905) – русский певец (лирико-драматический тенор), музыкальный педагог.

392

Из очерка «Старая Пермь» в «пермской коллекции» воспоминаний автора: «Хлюстин пять-шесть раз пел на «бис» «Куда, куда». У него же, по преданию, гимназистки-мариинки разорвали на части спавшую случайно с ноги калошу». (ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 716. Л. 12-12 об.)

393

В очерке «Семинаристы-декламаторы» в составе очерков «Старая Пермь (из воспоминаний пермского семинариста)» в «свердловской коллекции» воспоминаний автор добавляет: «Орлов… декламировал, например: «Как дело измены, как совесть тирана осенила ночка темна». Его амплуа были стихотворения с серьёзным содержанием» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 374. Л. 110.

Возможно, Орлов Александр – окончил Пермскую духовную семинарию по 2-му разряду в 1906 г.

394

В очерке «Семинаристы-декламаторы» в составе очерков «Старая Пермь (из воспоминаний пермского семинариста)» в «свердловской коллекции» воспоминаний автор добавляет: «Сам он производил своей внешностью курьёзное впечатление: торопыга, вихристый, веснущатый – он вызывал улыбку и аплодисменты ещё до начала декламации. Он пользовался неизменным успехом как обладатель несомненного таланта» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 374. Л. 110-110 об.

395

Бакалдин Димитрий Александрович (1890-1918) – сын мещанина г. Екатеринбурга. Окончил Екатеринбургское духовное училище по 2-му разряду в 1904 г. и Пермскую духовную семинарию по 1-му разряду в 1910 г. Кандидат богословия Казанской духовной академии 1914 г. В монашестве – Марк. Инспектор Пастырско-миссионерской школы им. Иоанна Кронштадтского в 1914-1918 гг. «В семинарии проявил себя убеждённым церковником и ярым проповедником, прислуживал в алтаре училищной церкви. В то же время отличался весёлым и общительным характером, на семинарских вечерах участвовал как декламатор, много танцевал и бывал распорядителем танцев. После семинарии учился в Казанской духовной академии, принял монашество – Марк. По окончании академии был пом[ощником] инспектора и преподавателем (раскола) в Пермской духовной семинарии. Скоро умер от туберкулёза». (Шишёв А. Н. Биографические справки на бывших воспитанников Пермской духовной семинарии. Т. 7. // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 1282. Л. 8-8 об.).