Книга Этимологический словарь мирового русского языка. Том 4. С – Я - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Лебедев. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Этимологический словарь мирового русского языка. Том 4. С – Я
Этимологический словарь мирового русского языка. Том 4. С – Я
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 3

Добавить отзывДобавить цитату

Этимологический словарь мирового русского языка. Том 4. С – Я

САМЕЦ – особь мужского пола.

Слово раскрывается так: Самец – Самнец – Саменец – Семенец – Семеница – Семеницаль – Семени+Цаль – Семени+Даль или Тот, кто Даёт Семень (Осеменитель). (см. «СЕМЯ»).


САМКА – особь женского пола.

В отличие от Самца, который Семя+Дарит или Даёт (и в этом смысле выступает как Осеменитель), Самка – это Сука или Сумка или Сумака (отсюда слово «Собака») и далее Суманка или Семянка или Семяноха или Семя+Ноша, то есть Та, кто Даренное Самцом Семя, Несёт или Вынашивает. (см. «СОБАКА», «СУКА», «СВИНЬЯ»).


САМСА, Самоса – разновидность пирожка произвольной (чаще треугольной или округлой) формы с начинкой из приправленного специями картофеля, гороха, лука, чечевицы, рублёного мяса (преимущественно баранины, но также из говядины, курятины), курдюка. Имеется множество вариаций приготовления данного блюда. Самоса – это популярное блюдо в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Юго-Западной Азии, на Аравийском полуострове, в Средиземноморье, Северной и Южной Африке.

Слово раскрывается так: Самса – Самоса – Са+Моса – Са+Мяса – С+Мяса – С Мясом (пирог).

(см. «ЧЕБУРЕК», «ХАЧАПУРИ»).


САМУРАЙ – (яп., бу́си яп.) – в феодальной Японии в широком смысле – светские феодалы, начиная от крупных владетельных князей (даймё) и кончая мелкими дворянами; в узком и наиболее часто употребляемом значении – военно-феодальное сословие мелких дворян. Хотя слова «самурай» и «буси» очень близки по значению, но всё же «буси» (воин) – это более широкое понятие, и оно не всегда относится к самураю. Часто проводят аналогию между самураями и европейским средневековым рыцарством, но такое сравнение во многом неточно.

Само же слово «самурай» происходит от глагола saberu, в дословном переводе означающего «служить, поддерживать»; то есть самурай – служилый человек. Самураи – не только воины-рыцари. Они были и телохранителями своего даймё или сюзерена, и в то же время его слугами в повседневной жизни.

Слово так и раскрывается – Саберу – Самерай – Самурай – Савурай – Сарувай – Сервай – Сервант, что то же самое, что латинское слово – Servus – «раб», «слуга», «невольник» – что от латинского «Servitus» (Служба). (см. «СЕРВИС», «РАБ», «СЛУГА»).


САН – то же самое, что чин. (см. «ЧИН»).


САНАТОРИЙ – стационарное лечебно-профилактическое учреждение для лечения и отдыха.

Первоисточник – позднелатинское слово Sanatorius – «пригодный к излечению», что раскрывается следующим образом: Сано+Торий – Сано+Долий – Сано+Делающий, где корнем является латинское слово Sano или Sanus – «здоровый», «неповрежденный», «цельный», что так и раскрывается: Санус – Цанус – Ценус – Цельнус – или Цельный, он же Целый. Из чего следует, что Санаторий – это Цельным (Целым) делающее учреждение. (см. «ЦЕЛЫЙ»).


САНГВИНИК – (лат. Sanguis, Cангвис, «кровь», «жизненная сила») – темперамент в классификации Гиппократа. Человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать, как живого, подвижного, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Такой тем-перамент имели Александр Иванович Герцен, австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, а также Наполеон.

Сангвиник – это субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи.

Первоисточник – латинское слово Sanguis, Sanginis – 1) кровь; 2) кровопролитие, резня, убийство; 3) жизненная сила, жизнь.

Слово так и раскрывается: Сангинис – Сан+Гинис – Сан+Жинис – Сан+Жизнец, что то же самое, что Гимнес или Геминес, что то же самое, что Семя Ноша или Семя+Рожа – та самая жизненная сила Космоса, что отвечает за самую жизнь на Земле. (см. «ЖИЗНЬ»).


САНДАЛИИ – (греч. Σανδάλιον, мн. ч. Σανδάλια) – лёгкая обувь из подошвы (часто без каблуков), закрепляемой на ноге ремешками или верёвками.

Сандалии – один из самых древних видов обуви у народов, живших в тёплом климате. Древ-нейшие сандалии (ок. 10 тыс. лет назад), хорошо сохранившиеся под слоем вулканического пеп-ла, обнаружены при раскопках пещеры Форт-Рок в штате Орегон. Также сандалии были распро-странены у древних вавилонян, египтян, греков и римлян. Древние египтяне изготавливали эту обувь из соломы, лыка или папируса. Римляне называли свои сандалии лат. Solea.

Слово так и раскрывается: Сандалион – Сан+Далион – (НвместоЛ) – Сал+Делион – Салеа+ Делион – Салема+Делион – Солома+Делион или То, что Сделано из Соломы.

(см. «СОЛОМА», «ЛАПТИ», «ОБУВЬ»).


САНДВИЧ, Сэндвич – (англ. Sandwich) – разновидность бутерброда. Состоит из двух или нескольких ломтиков хлеба (часто булки) и одного или нескольких слоёв мяса и/или других начинок.

Особенно в английских больших городах сэндвич стал неотъемлемой частью культуры питания. В Лондоне существует множество компаний, торгующих сэндвичами (EAT, Benjys, Pret-a-manger). Крупнейшими в мире производителями сэндвичей являются сети ресторанов McDonald’s, Subway, Burger King. Разновидностью сэндвича является и знаменитый гамбургер.

В США имеется множество региональных разновидностей сэндвичей. Чикаго славится своими сэндвичами с говядиной по-итальянски, Милуоки – сэндвичами с сардельками и квашеной капустой, Филадельфия – сэндвичами с мясом и сыром, а Лос-Анджелес – сэндвичами с французским соусом. В Новом Орлеане первенство среди сэндвичей оспаривают «по-бой» и «муффалетта». Последняя имеет происхождение из итальянской общины города. Муффалету начиняют ветчиной, салями, мортаделлой, проволоне и оливками и добавляют большое количество чеснока.

Сэндвич был назван по имени Джона Монтегю, 4-го графа Сэндвичского (1718—1792), лондонского министра и игрока, который, по легенде, изобрёл его в 1762 г. Во время игры в криббедж, которая длилась уже несколько часов, он не нашёл времени поесть. Джон Монтегю заказал у слуги, чтобы ему подали еду между двумя ломтиками хлеба. Его друзьям-игрокам понравился такой способ еды без отрыва от игры, и они тоже заказали хлеб «по-сэндвичски».


САНИ – род зимней повозки на полозьях.

Слово означает вот что: Сани – Санки – Санкать (ср. со словенским Sankati – «ездить на санках») – Санакаты – Санагкаты – Сенег+Каты – Снего+Каты или Снегокаты, то есть По Снегу Катящиеся. (см. «СНЕГ»).


САНИТАР – младший медицинский работник в лечебном заведении, занятый уходом за больными и ранеными, поддержанием чистоты помещения.

Происходит от французского Sanitaire – «относящийся к здравоохранению; „санитар“, что в свою очередь происходит от латинского Sanitas – „здоровье“, от Sanus – „здоровый“, неповреж-денный», «целый», что по-русски раскрывается так: Санус – Цанус – (НвместоЛ) – Цалус – Целус – Целый. (см. «ЦЕЛЫЙ», «САЛЮТ», «САНАТОРИЙ»).


САП – или соп (сопеть), конская (и др. животн.) болезнь, с сильными признаками насморка, который изнуряет лошадь до́ смерти; весьма заразительна и неизлечима.

Слово так и раскрывается: сап – Сапа – Сапеть – Сопеть – Соплеть – Сопливеть.

(см. «СОПЛИ»)


САПЁР – (от фр. sapeur – вести сапы, подкапываться) – лицо, находящееся на службе в инженерных войсках, основной задачей которых является инженерное обеспечение военных действий оборонительного или наступательного характера. В Русской императорской армии входили в общий состав инженерных войск и назначались для производства в военное время различных работ в поле и в крепостях.

Исторически задачами сапёров являлись:

1) создание подкопов под оборонительные сооружения или рытьё траншей для скрытного приближения к позициям противника;

2) создание собственных фортификационных сооружений на линии фронта;

3) обеспечение переправ через реки, болота;

4) налаживание линий снабжения и восстановление разрушенных объектов инфраструктуры;

5) обезвреживание мин, ракет и снарядов.

В бытовом употреблении сапёром называется человек (не обязательно военнослужащий), занимающийся обезвреживанием мин и неразорвавшихся снарядов.

Слово является заимствованием из французского языка – Sapeur – «сапёр», где корнем яв-ляется слово Saper – «прорывать ходы сообщения», «рыть окопы», «подкапываться», что в свою очередь происходит от слова Sape – «подкоп», что соотносится со старорусским словом «Сапа» – «окоп», «траншея», хотя на самом деле, перед нами известное русское слово «Сыпать», от ко-торого (при замене «С» на «К») другое русское слово – «Копать». (см. «СЫПАТЬ», «КОПАТЬ»).


САПОГ – 1) чобот, высокая обувь; 2) вид обуви с высоким голенищем.

Слово раскрывается так: Сапог – и далее то же самое, что Чобот, из чего видно, что слово «Сапог» звучал когда-то так: Са+Пог – (Г=Д) – Са+Под – Са+Поды (отсюда Чоботы) – и далее: Са+Педы – Вса+Педы, что значит Выса+Педы или Высокие Боты. (см. «ОБУВЬ»).


САПФИР – (от др.-греч. σάπφειρος (sappheiros) – синий камень, возможно от ивр.‏‎‎‎ (sapir) или персидского названия с тем же значением) – драгоценный камень различных оттенков, одна из разновидностей корунда. В минералогии сапфирами называются корунды исключительно синего цвета, в ювелирной промышленности – любых цветов, кроме красного (такие камни называются рубинами). Синий окрас сапфира обуславливается присутствием примесей Ti и Fe. В старину в России сапфир, как и другие ценные минералы синей окраски, назывался баусом. В технике под названием сапфир (лейкосапфир) часто понимают бесцветные синтетические монокристаллы корунда, содержащие 0,0001% примесей.

Сапфир является оксидом алюминия (химическая формула Al2O3).

Первоисточник – греческое слово Σαπφειρος – «сапфир», что раскрывается далее так: Сап+Ферос или Сат+Ферос (Ф=П провоцирует соседнюю букву звучать аналогично) – и далее Сват+Ферос, что значит «Светоноша», что является аналогом слова «Люцифер» (Лученосица).

(см. «СВЕТ», «РУБИН»).


САРАЕВО — (босн., хорв., серб.Sarajevo, тур. Saraybosna) – город, столица Боснии и Герцеговины и её части – Федерации Боснии и Герцеговины.

Поселение, впоследствии получившее название Босна-Сарай (от тур. saray – «дворец»), основано турками около 1462 года. С 1639 года с перерывами – административный центр Боснийского эялета, с 1878 года – главный город австро-венгерской Боснии и Герцеговины. С 1918 года – в Королевстве сербов, хорватов и словенцев. С 1945 года – столица республики Босния и Герцеговина. (см. «САРАЙ»)


САРАЙ – 1) крытое нежилое помещение для хозяйственных нужд; 2) перен. неуютное, неопрятное помещение.

Происходит от перс. sarāi, sarā – «дворец».

Правильно было: «Сарой» – замок, дворец – (тджк/тюрк) – если исходить из того, что это слово в турецком языке имеет произношение «Сераль», то его можно раскрыть и как «Кораль», или Загон или Огород или Сад или Зоосад, чем собственно и являлся персидский «Парадайз» (Рай), бывший Дворцом или Семя+Родильным Местом (Бога), что позволяет раскрыть слово Сарай так: Сарой – Сераль – Серадль – Серодил – Се+Родил – Се (мя) +Родил или То же самое, что русский «Дворец» (он же «Дом»). (см. «ДВОРЕЦ», «ДОМ», «ТВЕРДЬ», «ТВОРЕЦ»).


САРАНЧА, акриды – несколько видов насекомых семейства настоящие саранчовые (Acrididae), способных образовывать крупные стаи (численностью до сотен миллионов особей), мигрирующие на значительные расстояния. Особенностью биологии саранчи – насекомых чрезвычайно похожих на кузнечиков – является наличие двух фаз – одиночной и стадной, различающихся морфологией и особенностями поведения.

Слово без сомнения относимое этимологами к тюркизмам (согласно этимологическому словарю Фасмера из тюрк. sarynča – то же, производного от sаrу – «жёлтый»), несмотря на то, что в самих тюркских языках Саранча называется по-другому. При этом в русском языке слово «саранча» достаточно древнее – с 17 века. Хотя до этого Саранча называлась «Пруг» (от слова «Прыгать»), что в общем-то соответствует названию саранчи в других славянских языках: «Скаковец» или «Кобылка». Из чего следует, что слово «Саранча» скорее всего русское, но либо испорченное, либо наоборот – очень древнее и правильное. Во всяком случае, раскрытие этого слова в современных условиях привело нас вот к какому результату: Саранча – Саранчак – Саранечак – (С=К) – Каранечак – Каразнечак – и далее Крузнечик, что является более ранним произношением слова «Кузнечик», который, видимо, и был Саранчой, поскольку раскрывался достаточно характерно: Грызнечик, что значит Грызун+Ячик или Грызун Лячик – Грызун+ Лястик или Грызун Листиков. (см. «КУЗНЕЧИК»).


САРАТОВ – город на юго-востоке европейской части России, административный центр Саратовской области. Крупный культурный, экономический и образовательный центр Поволжья. Входит в двадцатку крупнейших городов России, не являясь городом-миллионником. Административный центр более чем миллионной Саратовской агломерации.

Находится на правом берегу Волгоградского водохранилища, примерно на равном расстоянии от Волгограда (389 км) и Самары (442 км), в 858 км к юго-востоку от Москвы.

Основан как сторожевая крепость для охраны южных рубежей Российского государства в 1590 году, в царствование Фёдора Иоанновича на месте средневекового золотоордынского городища.

После походов русских войск на Казанское ханство в 1552 и на Астраханское ханство в 1556 году Русское царство получило обширные территории Поволжья. При царе Фёдоре Ивановиче было решено строить на Волге новые города-крепости. Летом 1586 года была основана крепость Самара, а летом 1589 года – Царицын (ныне Волгоград). Город Саратов был основан (5) июля 1590 года князем Григорием Засекиным и боярином Фёдором Туровым на полпути между Самарой и Царицыном.

Существует несколько гипотез о названии Саратова, но общепринятой на данный момент нет. Одна из гипотез предполагает, что Саратов получил своё название по названию Соколовой горы, по-татарски «сары тау» – «жёлтая гора». Однако существуют и другие гипотезы. Есть предположение, что название города произошло от слов «сар атав» – «низменный остров» или «сарык атов» – «ястребиный остров». Есть предположение, что Саратов получил своё название от скифско-иранского гидронима «сарат». Существует также множество гипотез, которые находят куда меньшее подтверждение, чем вышеприведённые.

На самом деле имя Саратов означает следующее: Саратов – Заратов – За+Ратов – За+Гратов – За+Горатов – За+Горадом – За+Городищем (построенный город)


САРАФАН – русская женская национальная одежда в виде длинного свободного платья без рукавов, надеваемого через голову поверх рубашки.

Судя по описанию, и судя по фонетики – перед нами древнее индейское пончо под названием

«Серапе», что очевидным образом связано с греческим словом «Σαραπις» – «сарапий», «белая персидская одежда с пурпурной каймой» (как это обычно бывает у Пончо), что восходит к пер-сидскому слову «Сар-а-па», что значит якобы «С головы до ног», что в свою очередь восходит к такому русскому слову как «Голова», поскольку «Сарафан» (а следом за ним и все индейские Пончо и Серапе), означают следующее: Сарафан – Харафан – Карафан – Галафан – Голован или Одежда, которая одевается через Голову (или имеет для Головы специальный вырез).

(см. «ГОЛОВА»).


САРАЦИНЫ – (греч. Σαρακηνός – «восточные люди») – народ, упоминаемый древнерим-ским историком IV века Аммианом Марцеллином и греческим ученым I – II вв. н. э. Птоломеем. Кочующее разбойническое племя, бедуины, жившие вдоль границ Сирии.

Со времени крестовых походов европейские авторы стали называть сарацинами всех мусуль-ман, часто используя в качестве синонима термин «мавры».

В настоящее время термин используется историками по отношению к населению Арабского халифата в период до завоевания халифата Аббасидов Хулагу, в результате ближневосточного похода монголов. (VII век – XIII век).

Греческий перевод – «восточные люди» – неверен. На самом деле Сарацинос – это Сириса+ Ноши или Сирии+Лоши, то есть Люди с Сирии – и ничего более. (см. «СИРИЯ», «МАВРЫ»).


САРДИНА – промысловое название рыбы, семейства сельдевых, выловленной у побережья Сардинии. (см. «САРДИНИЯ»).


САРДИНИЯ – (итал. Sardegna [sardeɲɲa], сард. Sardigna [sar’dinja]) – остров в Средиземном море, расположенный к западу от Апеннинского полуострова между Сицилией и Корсикой, является вторым по величине островом Средиземного моря. Входит в состав Италии в качестве автономной области Сардиния.

Название происходит от латинского названия Иберийского племени Сардонас, проживавшего здесь, и относящееся к мигрировавшим на остров Этрускам (строившим Башни). Отсюда собственно и название: Сардонас – Сарадонас – Са+Родонас – Ска+Родонас – (Ру) Ска+Родонос – Руска+Родонос – Этруска+Родонос или Рожденные от Этрусков (на Сардинии от них осталось огромное количество Башен – Нураг). (см. «ЭТРУСКИ»).


САРКАЗМ – (греч. Σαρκασμός, от Σαρκάζω, буквально «разрывать [мясо]») – один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого.

Сарказм – это насмешка, которая может открываться позитивным суждением, но в целом всегда содержит негативную окраску и указывает на недостаток человека, предмета или явле-ния, то есть того, в отношении чего происходит.

Как и сатира, сарказм заключает в себе борьбу с враждебными явлениями действительности через осмеяние их. Беспощадность, резкость изобличения – отличительная особенность сарказ-ма. В отличие от иронии, в сарказме находит свое выражение высшая степень негодования, ненависть. Сарказм никогда не является характерным приёмом юмориста, который, выявляя смешное в действительности, изображает её всегда с известной долей симпатии и сочувствия.

Происходит от греческого слова Σαρκάζω – «соскабливать мясо», «очищать от мяса», где корнем очевидно является греческое слово Σαρξ – «мясо», «плоть», «тело», которое открывается по-русски так: Сарц – Саркос – Саркус – (КвместоП) – Сарпус – что то же самое, что латинский

Corpus – «тело», «плоть», «мясо». (см. «ТЕЛО», «САРКОФАГ», «КОРПУС»).


САРКОФАГ – каменный гроб, куда согласно древнеегипетской похоронной традиции поме-щают останки умершего – (греч.) – слово произошло якобы от греческого слова «Σαρκοφαγος» – «поедающий мясо», «плотоядный». На самом деле слово «Сарко+Фагос» раскрывается иначе:

Для начала слово Σαρξ – означает не только «мясо» и «плоть», но «тело», и раскрывается в этом смысле так: Сарц – Саркос – Саркус – (КвместоП) – Сарпус – что то же самое, что латинский

Corpus – «тело», «плоть», «мясо». Во-вторых, слово «φαγος» (обжора?) явно искажено в данном случае, и скорее всего звучало как «Форос» (Несущий). В этом смысле слово «Саркофагос» правильно звучало как Сарпафорос и даже как Корпуфорос, и означало То, что Несёт Корпус (Тело). (см. «ТЕЛО», «КОРПУС»).


САРМАТИЯ – (лат. Sarmatia) – позднеантичное название преимущественно земель бывшей Великой Скифии от Дуная и Восточной Прибалтики примерно до Урала, что отражают карты по данным Птолемея. До усиления власти сарматов, известных со времён Геродота как савроматы, эта территория именовалась Скифией. Упоминание о Сарматии встречается у Птолемея во II веке. Сарматия делилась на азиатскую и европейскую. На восток Сарматия простиралась до Волги и Каспийского моря. На север до Прибалтики. На запад до Карпат и верховьев Вислы. Народы Сарматии тесно взаимодействовали с Парфией и Бактрией.

Что касается имени Сарматов, бывших якобы кочевым скотоводческим ираноязычным племенем, то они в этом виде абсолютно равнозначны Скифам, также считавшимся ираноязычным, кочевым скотоводческим племенем. На самом деле и те и другие – это Переселенческие Колон-ны Индоевропейских народов (Кельтов Египта, известных также как Этруски или Люди Башен), продвигавшихся под воздействием Варваров в места нового расселения. Имя Сарматов именно это и означает: Сарматы – Савроматы – Тавроматы – Тавро+Маты – Таура+Маты – Таураса+ Маты, что значит «Башни (Курганы) Делающие Племена».

(см. «ЭТРУСКИ», «ТЮРКИ», «СКИФЫ», «ХОРВАТЫ», «СЕРБЫ», «ДАЛМАТЫ»).


САРТЫ – общее именование оседлых племен Узбекистана и Средней Азии, таких как кураминцы, мангиты, иронийцы, кунградцы, локайцы, дурмены, минги, юзы, барласы, катаганцы, карлуки и так далее всего около 92 племен, называвших себя по наименовании местности, где проживали крупнейшие из которых ташкентцы, кокандцы, хивинцы бухарцы, самаркандцы, наманганцы, хорезмийцы и так далее, и иногда таджиков населявших территорию бывшего Кокандского ханства и вассальных Бухарского эмирата и Хивинского ханства. Кроме этого среди сартов российские этнографы различали курама – оседлых степняков, проживающих преимущественно в переходящих районах, разделяющих место обитания кочевников и соб-ственно сартов. Из чего видно, что Сарты – это прежнее дотюркское, докыпчакское население

Узбекистана и Средней Азии, проживавшее в таких цивилизационных центрах Региона как Ташкент, Самарканд, Хива, Бухара и Хорезм. Цивилизаций всецело сформированных белым индоевропейским населением Евразийского Субконтинента, павших впоследствии под нати-ском кочевых монголоидных племен Сибири, вытеснивших или ассимилировавших местное

Белое население Региона, представлявших собой Саков или Массагетов Средней Азии, которых мы знаем также как Великих Кельтов, чьё имя собственно и несут азиатские Сарты, поскольку их имя так и раскрывается: Сарты – Карты – Кальты – Кельты. (см. «ХОРЕЗМ», «СОГДИАНА»,

«УЗБЕКИ», «ТАШКЕНТ», «САКИ», «МАССАГЕТЫ», «СКИФЫ»).


САТАНА, Самаэль, Азазель, Дьявол, Люцифер, Мефистофель, Чёрт, Шайтан – согласно религиозным представлениям христианства и ислама главный противник Бога.

Имя считается произошедшим из еврейского – «Сатан» – где оно означает «Препятствие», «Противник». Однако в ряде книг Ветхого Завете Сатана называется «ангелом, испытывающим веру праведников». В Евангелиях указывается, что Сатана пал с неба. Апостол Павел утверж-дает, что Сатана способен преображаться (трансфигурировать) в ангела света (in angelum lucis).

В «Апокалипсисе» Сатана выступает в образе Дракона и Дьявола – предводителя темных анге-лов в битве с архангелом Михаилом. В качестве Люцифера (славянского Денницы) является «Ангелом Зари» и «Светоношей».

В своем первоначальном значении «сатана» – имя нарицательное, обозначающее того, кто мешает и препятствует. В Библии это слово относится к людям. Исключение, вероятно состав-ляет место в Первой книге Паралипоменон. В качестве имени определенного ангела, Сатана впервые появляется в книге пророка Захарии, где Сатана выступает обвинителем на небесном суде. В Книге Иова Сатана подвергает сомнению праведность Иова и предлагает Богу испытать его. Сатана явно подчинен Богу и является одним из слуг Его («бней Ха-Элохим» – «Сынов Бо-жьих», в греческом варианте – «Ангелов») и не может действовать без Его дозволения. Сатана может предводительствовать народами (подобно Иегове) и низводить огонь на Землю (подобно

Прометею), а также влиять на атмосферные явления и насылать болезни. Тем не менее, Сатана нигде в Ветхом Завете не выступает в качестве соперника Бога (из чего видно, что еврейская этимология неверна).

В апокрифах и апокалиптической литературе Сатана не играет важной роли; там, где он упо-минается, он почти не наделен личными свойствами, а просто представляет силы зла и против-ления Богу.

В «Евангелии от Луки» Сатана говорит о себе: «Тебе дам власть на всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне и я даю ее, кому хочу» (ибо здесь он выступает в качестве «Князя мира сего»). Но в «Евангелии от Иоанна» о Сатане говорится нечто другое: «Ваш отец, Диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в ис-тине, ибо нет в нём истины; когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи».

Апостол Иоанн о падении Сатаны говорит, что его низвергнет на Землю архангел Михаил после того как Сатана попытается съесть младенца (подобно Урану, пытавшему съесть Кроноса или подобно Ироду, пытавшемуся убить младенца Иисуса), который должен стать пастырем народов (термин всецело относящийся к Моисею-Малохиму-Аллаху-Иисусу Христу). Вслед за ним на Землю (в Тартарары) последует и часть Ангелов (Титанов или Демонов), называющиеся в Библии «нечистыми духами» или «ангелами сатаны».