Книга Долг памяти. Мы все перед вами в долгу… - читать онлайн бесплатно, автор Александр Павлович Хрящевский. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Долг памяти. Мы все перед вами в долгу…
Долг памяти. Мы все перед вами в долгу…
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Долг памяти. Мы все перед вами в долгу…

Так что все эти переходы, весьма длительные по времени (туда и обратно с учетом плавания в позиции ожидания) длящиеся 80—90 суток, доставались нелегко. Нередко ПЛ, возвращаясь из такого похода, оказывалась с оборванным ограждением рубки, а иногда почти и полностью «раздетой». Во время одного из таких походов уже по возвращению к точке всплытия-встречи с кораблем контролером у ПЛ «К-163», где автор был командиром БЧ-1, ограждение рубки было сильно повреждено – было потеряно 105 кв. м. обшивки из дюралево-алюминиевых сплавов. Это дало повод командиру американского «Ориона», находящегося в момент всплытия ПЛ в хорошей визуальной видимости, передать на свой командный пункт открытым текстом по радио: «Русская подводная лодка серьёзно повреждена и терпит бедствие». Очевидно увиденное: три огромных ракетных шахты, покрытые красным суриком, с болтающимися краями листов оставшейся части ограждения, так впечатлили этого американского аса, что он, передавая это сообщение, буквально кричал (по словам офицера ОСНАЗ, прекрасно знающего английский язык, прикомандированного на поход).

Каждый из тех, кто служил на ПЛ, в частности, на этих дизельных – проекта «629», могли бы рассказать многое о подобных и других случаях. Например, автор, побывавший на боевой службе трех ПЛБР «К-126», «К-163» и «К-136», мог бы рассказать о том, как на одной из этих ПЛ при резком маневре для уклонения от сил ПЛО одна из торпед с атомной боевой головкой сорвалась со стопора в торпедном аппарате и двигалась вперед-назад, ударяясь головной частью в переднюю крышку торпедного аппарата повредив обтекатель. Для расследования этого случая из Москвы прилетела спецкомиссия из нескольких человек. Особых сведений по результатам расследований до нас не дошло, однако, о том, что одна из нескольких степеней предохранения от взрыва атомного заряда сработала, до командования ПЛ было доведено. На другой из этих ПЛ, где автору пришлось послужить, во время шторма при срочном погружении в результате ошибки одного из трюмных старшин, ПЛ провалилась и, хотя и с дифферентом на корму, работой на полном ходу моторов и при продувании цистерн главного балласта, скорость погружения снизилась, но падение не останавливалось. Только на глубине, близкой к предельной ПЛ остановилась и начала медленно всплывать. При всплытии на глубину 250—260 метров (рабочую для данного проекта) в центральный пост поступили доклады из 2-го, а потом из 5-го отсеков, что в прочный корпус поступает вода. На вопрос из центрального поста о том, как интенсивно вода поступает из 2-го отсека ответили: «Сильно, как из ведра». Произошло то, что во время плавания на глубине больше рабочей от сильного сжатия прокладочной резины под съемными листами аккумуляторных отсеков эти листы начали «отжиматься» и образовались щели для прохода воды под большим давлением. Командир ПЛ совместно с командиром БЧ-5 приняли решение не прекращать всплытие, т.к. оставшейся плотности батарей было очень мало. ПЛ всплыла в позиционное положение с огромным количеством воды в трюмных частях 2-го, 5-го и центрального (3-го отсека). Вода в 3-м отсеке проникла в гиропост с навигационным комплексом. Для ликвидации последствий такого провала (произошло это уже при возвращении в базу) до самого входа в базу пришлось осушать затопленные помещения разными способами, повышать электроизоляцию комплекса, других приборов и систем, которые побывали под водой.

На третьей ПЛ при стоянке на якоре в Авачинской губе произошел пожар в электромоторном отсеке из-за короткого замыкания. Пожар удалось быстро потушить, благодаря прекрасно подготовленным по специальности и хорошо отработанным на тренировках по борьбе за живучесть личного состава БЧ-5 (автор в это время был вахтенным офицером).

Так что возможных причин гибели ПЛ «К-129» было много. По большому счёту даже и не только выход в океан на долгое время, но и обычный выход в район боевой подготовки для отработки экипажа по своим обязанностям является потенциально рискованным с точки зрения обеспечения живучести ПЛ и безопасности для членов экипажа.

Часть II

О тайне гибели ПЛ «К-129»

Познакомив читателей, хотя бы кратко, с тем как обстояло дело с состоянием подводного флота во время Первой «Холодной войны», какие славные дела совершали наши советские подводники, в каких неимоверно трудных условиях им пришлось выполнять свой служебный долг, обеспечивая ракетно-ядерный паритет с главным нашим противником и его союзниками по НАТО, гарантируя безопасность страны и народа, недопущение Третьей Мировой войны, перейдём далее к тому, что относится конкретно к ПЛ «К-129» и возможным причинам её гибели.

Всё вышесказанное в этой книге, посвящено светлой памяти экипажа ПЛ «К-129» – в основном для родных и близких тех, кто вот уже полвека лежат на дне Тихого океана, а так же и для всех других соотечественников, чтобы знали все, какой дорогой ценой обошёлся нам мир в Первой «Холодной войне», какие подвиги пришлось совершать экипажам первых подводных ракетоносцев стратегического назначения. Чтобы узнали, помнили и хранили в памяти эти героические и трагические страницы нашего Советского ВМФ, как он назывался тогда, во второй половине ХХ века.

Вначале о некоторых версиях гибели ПЛ «К-129»

Выше было сказано, что разного рода предположений о гибели ПЛ «К-129» было и продолжает ныне оставаться много. Например, у автора и его друзей по службе на подводных лодках Тихоокеанского флота, в частности, у тех, кто ходил на Боевую Службу на подводных ракетоносцах проекта «629», сложилось твёрдое представление, что «К-129» погибла при движении под РДП, столкнувшись с каким-то солидным по массе объектом, получив серьёзные повреждения, в результате чего вода могла в большом количестве попасть в прочный корпус и хотя бы в одну из шахт, что привело к взрыву окислителя и топлива ракеты ПЛ, либо ПЛ могла погибнуть в результате движения под РДП в штормовых условиях при захлёстывании шахты РДП волной и провала на глубину, более предельной. Вызывало удивление только то, что не произошло взрыва ядерной боеголовки (За это нужно только поклониться тем специалистам-ядерщикам, кто конструировал и создавал эти боевые головки ядерных ракет).

Однако, наибольшее распространение получила версия, высказанная бывшим главным штурманом ВМФ контр-адмиралом В. И. Алексиным, который с 1965 по 1977 гг. служил в 29 дивизии на штурманских должностях, начиная от командира электронавигационной группы на ПЛ «К-99», а потом, после окончания ВМА, флагманским штурманом 25-ой дивизии 2-ой флотилии атомных ПЛ ТОФ (с 1073 по 1976 гг.)

Версия Алексина состояла в том, что «К-129» столкнулась с американской ПЛ «Суордфиш». После знакомства с опубликованной версией Главного штурмана ВМФ, автор, служивший в то время в одном из подразделений Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны Советского Союза, выразил свои резкие суждения о несогласии с выводами В. И. Алексина и подготовил письмо ему, пользуясь знакомством с «камчатских» времён по совместной службе. Вместе с письмом направил текст статьи со своими выводами, попросив опубликовать её в «Морском сборнике», т. к. Главный штурман был хорошо знаком не только с редколлегией этого журнала, но и с редакторами «Независимой газеты», «Независимого военного обозрения», с которыми после демобилизации сотрудничал. К сожалению, публикации статьи автора по каким-то причинам не произошло. А главное, – авторское несогласие в том, что не из-за столкновения с американской АПЛ произошло, состояло в том, что американская АПЛ после столкновения почему-то пошла не на Гавайи, в свою ВМБ, а в Японию, расстояние до которой было почти в 2 раза больше. Большое сомнение в том, что американская АПЛ столкнулась с нашей, вызвали сообщения западных СМИ, что она пришла в порт Йокосука с серьёзными повреждениями своих выдвижных устройств. Если она столкнулась с ПЛ «К-129», то эти повреждения должны были свидетельствовать о том, что она ударилась о днищевую часть нашей ПЛ, а тогда как же у нашей ПЛ оказались серьезные повреждения ракетных шахт в районе их крышек? (это было хорошо видно на снимке, сделанном американскими специалистами с помощью глубоководной аппаратуры, когда они вели обследование в соответствии с операцией «Азориан», готовясь поднять нашу ПЛ).

Поколебало авторскую версию о том, что «К-129» погибла, идя под РДП в штормовых условиях, встреча с вице-адмиралом Рудольфом Александровичем Голосовым. Он сообщил, что из американского источника свидетеля гибели ПЛ узнал, что лодка погибла в результате столкновения с американским эсминцем, находясь в положении под РДП. Эсминец, разумеется, не преднамеренно ударил ПЛ своим форштевнем в район четвертого ракетного отсека. Такая версия тоже имеет право на существование. Во время сильного шторма, когда видимость из-за брызг штормовых волн да еще в ночных условиях дождя снижается до нуля, а на экране радиолокатора от помех какой-либо объект на поверхности моря становится почти невидимым, столкновение вполне возможно. В определённой степени в пользу этой версии говорило и то, что координаты места гибели ПЛ, доложенные в Пентагон, оказались весьма точными. 40 гр. 00, N, 180 гр. 00, а с такой точностью определить место по звуку от взрыва даже большой мощности просто невероятно. Однако, как известно из первоначально рассекреченных американских источников, именно с помощью системы «СОСУС» и другой системы AFTAC был определен район взрыва, а точные координаты были определены уже средствами корабельных и судовых сил, задействованных в поиске, в частности, АПЛ «Хэлибат».

Подтверждение несогласия с версией главного штурмана автор нашел в публикации И. С. Курганова (статья «Кто виноват в гибели «К-129», «Независимое военное обозрение» №43—2017г.). В этой статье автор весьма аргументированно и убедительно доказывает, что столкновения с АПЛ «Суордфиш» не было. Приведя известный факт столкновения американской АПЛ «Тотог» с нашей АПЛ «К-108» проекта «675» под командованием капитана 1 ранга Багдасаряна Б. С. 20 июня 1970 г. в районе Камчатских берегов, автор пишет, что американский командир, сделав донесение на свой командный пункт, предположил, что советская АПЛ в результате столкновения могла погибнуть. А если это случилось, то Пентагон естественно принял меры, чтобы это событие скрыть. Во что бы то ни стало, на всё, что касалось столкновения, поставлен гриф «совершенно секретно». Командир АПЛ получил приказ идти в Перл-Харбор, на входе в порт ходовые огни не включать. На берегу ПЛ встречал никто иной, как Командующий подводными силами на Тихом океане. К счастью, наша АПЛ проекта «675» с крылатыми ракетами благополучно вернулась в базу, получив повреждения одного из гребных винтов.

С учетом опыта этого драматического события АПЛ «Суордфиш» должна была бы получить приказ скрытно уходить в свою базу и все, что касалось бы возможности столкновения должно было быть засекречено. Однако, АПЛ получила приказ идти в Йокосука. Входила она в дневное время, попав на фото и видеокамеры многих японцев, в том числе и корреспондентов разных СМИ, выдавших свои снимки на страницы своих газет. А после публикаций этих снимков в Японии был поднят шум о нарушении закона, по которому заход атомным кораблям в порты Японии запрещался. Вследствие этого японцы постарались побыстрее провести соответствующий ремонт американской АПЛ и «выдворить» её восвояси.

И. С. Курганов, проведя тщательный расчёт выявил, что эта американская АПЛ в результате захода в Японию и возвращения в свою базу прошла расстояние в 3 раза больше, чем-то, если бы она пошла сразу в свою ВМБ после «столкновения», которого не было. А по расчетам автора, если бы она столкнулась с нашей ПЛ, находясь за 1500 миль от Японского моря, то после захода в Японию пришлось бы преодолеть расстояние до своей базы в 5 раз больше, чем она фактически прошла.

В подтверждение того, что «К-129» не сталкивалась с американской ПЛ «Суордфиш» привожу высказывание командира этой ПЛ Джона Рибсона. Когда он узнал, что в СССР существует версия о причастности его к гибели «К-129», он был не только удивлен, но и возмущён, так как в то время, когда наша ПЛ находила в районе 180-го меридиана и на широте 40 градусов восточной, его ПЛ находилась в южной части Японского моря, на расстоянии полторы тысячи миль от предполагаемого места столкновения. Вот что он сказал по этому поводу: «Повреждения (выдвижных устройств – авт.) были получены при ударе о большую плавающую льдину во время всплытия лодки в Японском море. Никакой связи между повреждениями на моей лодке и гибелью советской ПЛ „Гольф“ не существует».

Сомневаться в правдивости сказанного командиром американской ПЛ нет никаких оснований. Судите сами: если бы он получил повреждения при столкновении с ПЛ «К-129», то зачем ему понадобилось идти в Японскую базу Йокосука, находившуюся на расстоянии 1500

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги