Книга Остров святого православия. Русские паломники на Кипре в XII-XX веках - читать онлайн бесплатно, автор С. А. Давыдова. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Остров святого православия. Русские паломники на Кипре в XII-XX веках
Остров святого православия. Русские паломники на Кипре в XII-XX веках
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Остров святого православия. Русские паломники на Кипре в XII-XX веках

Кипр не был включен в состав нового греческого государства в 1830 г., хотя этот вопрос не раз поднимался после войны Греции за независимость. Многие киприоты участвовали в этой войне, стремились объединиться с родственным народом и получить свободу. Кроме того, киприоты надеялись получить, хотя бы временно, до объединения, некоторые права. Но в 1878 г. Кипр по договору перешел от Турции к Великобритании, хотя сюзереном остался султан. При этом Британия ежегодно выплачивала Турции сумму в 92 000 фунтов стерлингов в качестве налога.

С приходом англичан на остров киприоты надеялись осуществить долгожданную идею объединения Кипра с Грецией. Однако новые властители начали превращать остров в стратегический плацдарм на подступах к Ближнему Востоку и проводили постепенную его колонизацию. Поэтому все попытки деятелей Церкви объединения Кипра с Грецией, предпринимаемые в 1913, 1915 и 1919 гг., остались безрезультатными.

В 1914 г. Святейший Синод впервые принял Устав Кипрской Церкви (с некоторыми поздними дополнениями он действует в стране до сих пор). В том же году Великобритания в ответ на участие Турции в первой мировой войне аннексировала Кипр. В 1925 г. правительство Великобритании объявило об учреждении Королевской колонии на Кипре, которую должен возглавить верховный комиссар, назначаемый Законодательным Советом. Но разница в количестве выборных членов Совета между греками, с одной стороны, и официальными его членами вместе с турками, с другой стороны, была столь велика, что коренное население Кипра оставалось почти бесправным. Это привело к революционному выступлению в 1931 г. Его возглавили Никодим, епископ Китиона и Макарий, епископ Киринии. Вместе с другими членами Совета, представлявшими греческое население Кипра, они были высланы из страны, а восстание подавлено.

После смерти архиепископа Кирилла III в 1933 г. его функции исполнял епископ Пафоса Леонтий, поскольку в течение 14 лет (1933–1947) английские власти не разрешали избрание нового предстоятеля. Таким образом колонизаторы взяли курс на ликвидацию церковной иерархии, так как сохранение национальной самобытности у киприотов всегда было связано с деятельностью Церкви. Но Великобритания не могла игнорировать Кипрский вопрос после второй мировой войны, когда он стал предметом широкой гласности. Именно благодаря мудрой политике и широкой международной деятельности архиепископов Леонтия (1947), Макария II (1947–1950), и Макария III Кипр обрел независимость: 13 декабря 1959 г. Макарий III, первый европейский христианский лидер, был избран его президентом, а 16 августа 1960 г. была провозглашена Республика Кипр.

Вскоре, однако, политические события на острове стали угрожать потерей независимости. Дело в том, что соглашения о независимости Кипра вырабатывались представителями Англии, Турции и Греции без участия президента Кипра, которого пригласили лишь подписать их, а в случае отказа Великобритания пригрозила разделом острова. В соглашениях предусматривалась возможность присутствия на острове греческих и турецких войск, а также военных баз Англии. Конституция, составленная на основе этих соглашений, предоставляла кипрским туркам (18 %) необъяснимо большую долю участия в делах Кипра, что вызвало протест со стороны греков-киприотов. Макарий III в этой связи выступил в 1963 г. с предложением внесения изменений в действующую Конституцию. Но экстремистские элементы турецкой общины начали провоцировать столкновения на Кипре греческих и турецких общин, что привело к вмешательству греческих и турецких войск, и были организованы турецкие и греческие зоны Кипра с раздельным их управлением.

Под влиянием экстремизма в Кипрской Церкви возникла смута. В 1972 г. 3 митрополита Священного Синода выступили за отставку Макария III, но он был выбран кипрским народом еще на 5 лет. Великий и Верховный Синод поместных церквей (патриархатов Антиохийского, Александрийского, Иерусалима и Африки) отстранил митрополитов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Даты приводятся по старому стилю.

2

Саламис – один из древнейших городов Кипра, расположенный на восточном побережье острова. Он был центром кипрской торговли и прекрасной гаванью в I тыс. до н. э. Свое значение главного города он потерял в эпоху правления островом римлянами, но при византийском императоре Константине Великом (306–337) город становится церковным центром. В 648 г. после разрушения Саламиса арабами находившаяся здесь кафедра архиепископа была перенесена в г. Аммохостос (соврем. Фамагуста), находящийся также на востоке Кипра (о нем см. примеч. 28).

В настоящее время Саламис находится на оккупированной Турцией территории.

3

Иоанн Марк считается также апостолом из числа 70-ти. Он был сыном Марии, сестры апостола Варнавы, и также уроженцем Саламиса. Полагают, что он был первым основателем церкви Александрии и первым ее епископом. Киприоты однако говорят, что Иоанн Марк после смерти Варнавы прошел всю Малую Азию и был епископом Аполлонии, где мученически скончался.

4

Пафос – древний кипрский город, лежит у самого западного края южного побережья острова. Город состоит из двух сросшихся частей. Одна его часть расположена на каменистом плато в нескольких километрах от моря и называется по традиции Ктима, поскольку под таким названием здесь был ранее небольшой городок. Вторая часть города лежит у побережья и носит название Неа Пафос (Новый Пафос), или Като Пафос (Нижний Пафос). «Новым» он называется с давних пор потому, что древний Пафос, основанный, по преданию, вождем ахейцев и участником Троянской войны Агепенфором, в IV в. до н. э. был оставлен правителем Никоклесом. Он построил «другой» Пафос, в 10 километрах западнее, который и называют Новым Пафосом. А прежнее место (территория соврем, селения Куклиа) стали называть Палеа Пафос (Старый Пафос).

Пафос был столицей Кипра при правлении Птолемеев (294-58 гг. до н. э.) и Римской империи (58 г. до н. э. – ЗЗО). В IV в. серия землетрясений разрушила этот знаменитый город, и он уже не смог восстановить былое величие.

5

О апостоле Варнаве см.: Деян. 4, 36–37; 9, 27; 11, 22, 25, 30; 12, 25; 13; 14; 15; Acta Sanctorum. 11 Junii.

6

Тамасос – город, расположенный на огромной равнине Месаория, к юго-западу от современной столицы Никосии. Один из ранних центров христианства на Кипре.

7

Китион (Кити) – один из самых древних городов на юго-востоке Кипра, на месте которого находится современный г. Ларнака. Название «Кити» сохранило село, расположенное в 9-ти км западнее города.

8

Соли – город, который находится на северо-западном побережье Кипра. Здесь была первая резиденция православного епископа Кипра. В эпоху господства латинской церкви сюда был перемещен епископ Левкосии (Никосии) (см. примеч. 12), поскольку последняя стала латинской метрополией.

В настоящее время Соли находится на оккупированной Турцией территории.

9

Еще при императоре Диоклетиане (284–305) Римская империя была разделена на 4 территориально-административные части (Италия, Галлия, Восток, Иллирик), которые при Константине Великом (306–337) получили названия префектур.

10

Тримитуса – город, расположенный в долине Месаория, приблизительно в 20-ти км от Ларнаки. Один из ранних центров христианства на Кипре.

В настоящее время город находится на оккупированной Турцией территории.

11

Арианство – христологическая ересь, получившая такое название от имени александрийского пресвитера Ария (256–336). В 318 г. он выступил против учения Церкви о единосущии: Сын Божий не подобен Отцу и является творением Бога, но не Богом. Арий был осужден на I Вселенской Соборе в Никее в 325 г. и изгнан из Александрии. Впоследствии он неоднократно возвращался, поскольку имел немало приверженцев, в том числе среди отдельных византийских императоров.

12

Ледра – древнее название современной столицы Кипра Никосии, одного из старейших городов острова, возникшего в I тыс. до Р.Х. Он расположен в середине плодородной долины Месаория. После IV в. город стал известен под именем Левко- сия. При правлении франков Левкосия стала столицей нового королевства и резиденцией латинского архиепископа. По преданию, в период владычества латинского Запада на острове в Левкосии было 250 церквей и монастырей различных конфессий. В этот же период город параллельно с прежним названием именуется также Никосией. Облик города особенно изменился при владычестве на острове Венеции. Рассматривая его как военный форпост в Восточном Средиземноморье, венецианцы строили мощные укрепления в различных частях острова, в том числе был возведен крепостной вал в Никосии. При турецком господстве город не изменился, кроме того, что были установлены минареты у крупных католических и православных храмов, превращенных в мечети. Крепостные стены, соборы и дворцы Никосии пощадило время, но не уберегло этот город от варварского его разделения в результате событий 1974 г. (об этом см. с. 43–44).

13

В Древней церкви Поместный Собор – обычно собрание епископов какой-либо митрополии, но бывали случаи собрания епископов нескольких митрополий для обсуждения и решения административных, судебных текущих дел Церкви, которые стоят выше полномочий епископа. Обычно такие Соборы происходили регулярно, 1–2 раза в год, на них принимались обязательные каноны. На соборе в Сардике в 344 г. было принято 20 канонов, которые определили отношения участвующих епископов к императору, а также различные инстанции церковного суда.

14

Аматус – возможно, самый древний город на Кипре, находится на юго-восточном его побережье, приблизительно в 10 км от Лимассола (о нем см. примеч. 24). Его руины, которые все еще существуют, известны под названием «Старый Лимассол». Это был процветающий город при византийском правлении, до того как его захватили крестоносцы под предводительством Ричарда Львиное Сердце в 1191 г. (об этом см. с. 32–33).

15

Карпасия – название полуострова на северо-востоке Кипра. Здесь имеется в виду древний город, который находился на северном его побережье, недалеко от современного селения Ризокар- пасо.

В настоящее время полуостров находится на оккупированной Турцией территории.

16

Фемное устройство Византийской империи было связано с военными потребностями, когда она, вынужденная постоянно защищаться от арабов и других внешних противников, не могла контролировать большие территории. Фема делилась на 2 части: военную (корпус, который был расквартирован в определенном месте и подчинялся стратегу) и гражданскую (жители, управляемые гражданскими чинами).

17

Религиозная политика основоположника ислама Мухаммеда (Магомета) (570–632) стала следствием всех последующих военных столкновений на Ближнем Востоке, в Малой Азии и Европе. Война с «неверными» признавалась богоугодным делом, когда бы она ни была начата и до тех пор, пока не прекратится сопротивление, а вера в Аллаха не будет единственной религией. С другой стороны, война в странах с богатой и древней культурой особенно выгодна своей добычей, которая достается в основном воинам. Поэтому арабы из Аравии двинулись прежде всего в богатые византийские провинции Востока – Египет, Сирию, Палестину, а также Малую Азию – житницу империи. Кипр оказался на пути экспедиций Арабского халифата.

18

Курион – один из древнейших городов Кипра, который находился на южном побережье острова (его руины находятся около соврем, селения Епископи). Наивысшего расцвета жизнь в этом городе достигла при римлянах, когда здесь велось активное строительство, в том числе публичных заведений (театр, бани и Др.). В первые века I тыс. по Р.Х., после утверждения на острове христианства, он был одной из епархий, но в VII в. был сильно разрушен арабами, и епархия была перенесена в близлежащее селение Епископи. Как и большинство других, эта епархия была упразднена в 1220 г. латинской церковью. При франках и венецианцах город был вотчиной знатных фамилий.

Базилика – название здания ранней христианской церкви. Христианские базилики IV–VI вв. в Византии напоминают римские светские базилики, предназначавшиеся для судебных и торговых целей. Это удлиненные в плане здания, внутри которых пространство разделено рядами колонн на отдельные нефы (продольные помещения), имеющие в восточной части апсиду – полукруглый выступ, в котором расположен алтарь. Над зданием доминирует купол – образ небесного свода, почему христианские базилики называют базиликами купольными.

19

Подробнее об этих мозаиках см.: Шмит Ф.И. Παναγία Άγγελόκτιστος// Известия русского археологического института в Константинополе. София, 1911. Т. XV. С. 206–239; Смирнов Д.И. Христианские мозаики Кипра // Византийский временник. СПб., 1897. Т. IV, вып. 1. С. 65–91; Stylianou А., Stilianou J.A. The Painted Churches of Cyprus. London, 1985. P. 43–51.

20

Попытки отдельных правителей, управляющих византийскими фемами, отделиться от империи и основать независимое государство стали постоянным явлением после периода анархии и смут в ее управлении (695–717), когда престол императоров переходил из рук в руки. Провинциальные войска не раз провозглашали императорами своих вождей и даже осаждали Константинополь.

21

Крестовокупольная система – система перекрытия церкви, при которой в центре ее находится купол, опирающийся на четыре столба, а к центральному пространству примыкают крестообразно расположенные цилиндрические своды. Эта система зародилась еще в ранневизантийский период (1V–VII вв), но полное ее развитие и завершение произошло в УШ-ХШ вв. Возникновение этого типа церковного здания было вызвано необходимостью разделить интерьер храма на центральную часть, в середине которой находится амвон, и на окружающее эту часть пространство, которое вмещает молящихся.

22

Такое изображение Богоматери называется по-гречески Оранта (Όράντα), что в переводе значит Молящаяся. Это идеальный образ «Моления», образ Церкви, Руководительницы и Заступницы верующих. Это молитва Церкви, приносимая за всю Церковь.

23

Официальной целью крестовых походов было освобождение из-под власти мусульман Иерусалима и Гроба Господня, но главным их импульсом – стремление латинской церкви усилить свое влияние на Византию и Восток, которые она собиралась сделать католическими. Последним побуждением организации крестового движения было обращение византийского императора Алексея I Комнина к папе Урбану II за помощью в борьбе против внешних врагов, осаждавших империю, с которыми в одиночку ему было не справиться: с турками – на востоке, с печенегами и половцами – на севере, с норманнами – на западе. С 1095 по 1291 г., т. е. почти за 200 лет, Западная Европа провела 8 крестовых походов. Первые три из них, наиболее массовые, – исключительно на Ближний Восток. В первый крестовый поход, после тяжелых переходов и жестоких сражений в Азии и Сирии, крестоносцы в 1099 г. овладели Иерусалимом и подвергли его неслыханному разграблению, а также жестокому истреблению его жителей-мусульман. Ими было создано несколько феодальных государств на побережье Сирии и Палестины, главой которых номинально считался иерусалимский король. Набеги турок на владения крестоносцев послужили поводом к следующим двум крестовым походам. Хотя во главе этих походов стояли коронованные особы Европы (во втором – французский король Людовик VII и германский император Конрад III, в третьем – французский король Филипп II Август, германский император Фридрих I Барбаросса и английский король Ричард Львиное Сердце), эти походы были неудачными.

24

Лимассол (Лемессос) – город на южном побережье Кипра, расположен на месте древнего города Немесос. Этот город не имел такой широкой известности в древности, как крупные прибрежные города. Только впоследствии, когда такие города, как Фамагуста и Курион, стали терять свое величие в результате пожаров, войн и землетрясений, Немесос под именем «Новый Лимассол» стал бурно развиваться. Но как и многие прибрежные города, он часто подвергался нападениям иностранных флотов и пиратов. Кроме упомянутого здесь взятия города королем Ричардом, он особенно пострадал в 1414 и 1426 гг. от нашествия мамлюков (о них см. примеч. 26). С XIX в. Лимассол – важнейший центр промышленности и торговли Кипра.

25

Ги де Лузиньян в прошлом имел только титул короля, но не имел собственности на Востоке. Из зависти к другим рыцарям-землевладельцам, он внушил Ричарду мысль о нетрудном захвате палестинской Акры, бывшей тогда в руках мусульман, рассчитывая иметь там владения. Английский король со своими союзниками вместо того, чтобы освободить Иерусалим, 2 года осаждал Акру. Когда же город сдался, Ричард так и не дошел до Иерусалима, завоеванного опять мусульманами, а именно это было целью похода. Опасаясь потерять корону, он заключил мир с халифом Саладином и вернулся в Европу. Тем самым для крестоносцев была безвозвратно потеряна Святая Земля.

26

Мамлюки – гвардия халифа, которая пришла на смену воинам бедуинов-кочевников в эпоху правления Арабским халифатом династией Аббасидов (750-1258). Она формировалась из детей-рабов, купленных или взятых у покоренного населения (тюрков, кавказцев) в качестве налога, воспитывалась в глубокой преданности халифу. Впоследствии военачальники, почувствовав свою силу, стали навязывать свою волю и даже свергать неугодных правителей, захватывая власть. С X в., когда халиф потерял политическую власть, в халифате стали возникать мелкие государственные образования – султанаты, эмираты, правителями которых были выходцы из числа гвардейских военачальников.

27

Католический собор Св. Софии был построен в Левкосии при правлении династии Лузиньянов. Начало строительства относится к XIII в., но закончен он был в 1326 г. В его сооружении принимали участие известные архитекторы и художники Франции, которые прибыли на Кипр в свите короля Людовика IX в 1248 г. Турки после захвата Никосии в 1571 г. пристроили к собору два очень высоких минарета (которые нарушили архитектурный облик здания) и обратили его в мечеть. В таком виде собор дошел до наших дней.

28

Фамагуста (Аммохостос) – один из древнейших городов острова, основанный Птолемеем II Филадельфом в начале III в. до н. э. на восточном побережье Кипра, на протяжении веков был одним из наиболее известных и богатых его городов. В 648 г. первая епископия острова была перенесена сюда из разрушенного арабами Саламиса (см. при- меч. 2). После установления господства латинской церкви при франках, хотя резиденция ее главы была в Левкосии, православный епископ был переселен в селение Ризокарпасо (о нем см. примеч. 15). После изгнания турками венецианцев с острова Фамагуста вновь стала резиденцией православного епископа, но в начале XVII в., в связи с понижением христианского населения города, эта епископия была упразднена и вместо нее была возрождена древняя епископия Кириния. Фамагуста всегда была важнейшей торговой точкой пути из Европы на Ближний и Средний Восток. В XIV в., в правление династии Лузиньянов, в городе обосновались представители крупнейших итальянских торговых городов Генуи и Венеции. Они долго соперничали между собой за первенство в городе, но в 1372 г. оно вылилось в открытое столкновение. В результате генуэзцы прислали флот и армию и захватили город, где правили столетие. При франках Фамагуста был вторым по значению городом после Никосии. Здесь в начале XIV в. был построен католический собор Св. Николая, один из лучших образцов готической архитектуры на Кипре. В нем короновались короли Кипра. Во время осады Фамагусты турками в 1571 г. собор сильно пострадал, хотя, наряду с другими церквями, которых было около сотни, уцелел. Отремонтировав с помощью местных мастеров, турки поставили к собору минареты и превратили его в мечеть.

Фамагуста всегда была важнейшей торговой точкой пути из Европы на Ближний и Средний Восток. В XIV в., в правление династии Лузиньянов, в городе обосновались представители крупнейших итальянских торговых городов Генуи и Венеции. Они долго соперничали между собой за первенство в городе, но в 1372 г. оно вылилось в открытое столкновение. В результате генуэзцы прислали флот и армию и захватили город, где правили столетие.

При франках Фамагуста был вторым по значению городом после Никосии. Здесь в начале XIV в. был построен католический собор Св. Николая, один из лучших образцов готической архитектуры на Кипре. В нем короновались короли Кипра. Во время осады Фамагусты турками в 1571 г. собор сильно пострадал, хотя, наряду с другими церквями, которых было около сотни, уцелел. Отремонтировав с помощью местных мастеров, турки поставили к собору минареты и превратили его в мечеть.

В настоящее время Фамагуста находится на оккупированной Турцией территории.

29

Аббатство Беллапаис располагалось к востоку от г. Кириния (см. примеч. 30), недалеко от северного побережья острова. Оно было основано августинцами в начале XII в. и является великолепным образцом кипрской готики. Название его в переводе с испорченного французского языка (Abbaye de la paix) означает «Аббатство мира». Другое название – «Белое аббатство», поскольку монахи этого аббатства носили белые одежды. Турки, когда захватили остров, разграбили аббатство, а церковь отдали местному населению. Августинцы – члены нищенствующего монашеского ордена, основанного в середине XIII в. в Италии, составление устава которого приписывается Блаженному Августину (354–430), христианскому теологу и церковному деятелю Запада. Возникновение нищенствующих орденов, помимо августинцев, в Западной Европе (доминиканцев, францисканцев, кармелитов) связано с развитием новых взглядов на монашескую аскезу. Следование Христу понималось как отказ от всякого имущества и даже крыши над головой. По мере превращения нищенствующих орденов в разветвленные и влиятельные организации, пересматривалось прежнее отношение к бедности. Допускались владетельные права орденов и существование индивидуальной собственности. Присутствие различных монашеских орденов латинской церкви на Кипре возникло при правлении островом франками. Кириния – город на северном побережье острова, который расположен к западу от столицы. Окрестности его были известны многочисленными монашескими поселениями. Одна из древних православных епархий, она была упразднена латинской церковью в 1220 г. В правление династии Лузиньянов здесь в 1208–1211 гг. был возведен знаменитый замок-крепость. В нем во время войн укрывались многие короли этой династии. Это укрепление было настолько прочным, что никому не удавалось взять его штурмом. Еще более величественным замок-крепость Киринии был сделан венецианцами. Таким он дошел до наших дней.

Августинцы – члены нищенствующего монашеского ордена, основанного в середине XIII в. в Италии, составление устава которого приписывается Блаженному Августину (354–430), христианскому теологу и церковному деятелю Запада.

Возникновение нищенствующих орденов, помимо августинцев, в Западной Европе (доминиканцев, францисканцев, кармелитов) связано с развитием новых взглядов на монашескую аскезу. Следование Христу понималось как отказ от всякого имущества и даже крыши над головой. По мере превращения нищенствующих орденов в разветвленные и влиятельные организации, пересматривалось прежнее отношение к бедности. Допускались владетельные права орденов и существование индивидуальной собственности. Присутствие различных монашеских орденов латинской церкви на Кипре возникло при правлении островом франками.

30

Кириния – город на северном побережье острова, который расположен к западу от столицы. Окрестности его были известны многочисленными монашескими поселениями. Одна из древних православных епархий, она была упразднена латинской церковью в 1220 г. В правление династии Лузиньянов здесь в 1208–1211 гг. был возведен знаменитый замок-крепость. В нем во время войн укрывались многие короли этой династии. Это укрепление было настолько прочным, что никому не удавалось взять его штурмом. Еще более величественным замок-крепость Киринии был сделан венецианцами. Таким он дошел до наших дней.