Книга Древнее мореплавание и морская торговля. Популярная история - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Кучин
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Древнее мореплавание и морская торговля. Популярная история
Древнее мореплавание и морская торговля. Популярная история
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Древнее мореплавание и морская торговля. Популярная история

Древнее мореплавание и морская торговля

Популярная история


Владимир Кучин

© Владимир Кучин, 2020


ISBN 978-5-0050-6304-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Интродукция

Человеческое общество в масштабах возраста нашей Земли очень молодо. Сколько ему лет? Предположим, что 10.000. Как образовались сообщества людей? Что двигало человеком и целыми народами, которые перемещались по поверхности Земли? Как зародились такие понятия как культура, письменность, ремесла?


Подобных вопросов можно задать множество. И получить различные ответы. Предлагаемая Вам работа посвящена одному из ремесел, возникшему в некие далекие времена, а именно мореплаванию с исследовательскими и торговыми целями и морской торговле. При этом автор сознательно истоки мореплавания ищет не на Востоке – в Китае, Японии, Индии, а в традиционных местах – в Восточном Средиземноморье. Лучшим источником для этих поисков он полагает древние письменные источники. В книге автор использует много цитат из этих книг, ибо лучше один раз прочитать текст от Плиния, Страбона, Геродота, Цезаря, чем сто раз слышать их фамилии и читать пересказы их текстов.


Традиционно первым гением среди людей считается тот, кто придумал колесо. Да, это был огромный прорыв в способе легкого перемещения грузов по твердой земле. Но, вероятно, еще более гениален тот человек, который первым построил лодку и под парусом поплыл по водной глади. Самые ранние следы морской логистики и морской торговли не имеют никакой верной хронологии. Материал, из которого сделано морское судно – дерево, недолговечен. Среда, в которой можно отыскать это судно – соленая воды океанов и морей – разрушительна. Возможности для поиска артефактов на глубине более 3—5 метров – ограниченны. Ясно одно – мореплавание и морская торговля существуют не намного меньше нашего человеческого общества.


Итак, отступим в глубь веков на 5400 лет и начнем наш рассказ.

Глава 1. Мореплавание и морская торговля в 3400 – 450 годах до р.Х.

Морские контакты одного народа с другими в те далекие времена начали происходить в той части мира, где естественным образом человек получал преимущества при торговле морскими путями перед торговлей путями сухопутными.


На берегах Средиземного моря или на небольшом расстоянии от этого моря среди финикийцев, израильтян, египтян, и жителей островов Эгейского моря мы должны искать самые ранние следы судоходства и торговли, считая подлинной ту историю, которая изложена в легендарных и религиозных источниках. Кроме того, в Египте найден так называемый Амарнский архив [10], в котором упоминаются города в Финикии – Библ, Сидон, Тир и их цари, которые вероятно были египетскими вассалами во времена фараона Эхнатона (правил до 1335 г. до р.Х). Амарнский архив, как и все египетские артефакты не содержит никаких упоминаний о евреях, их пленении и Моисее. Кроме того, египетская хронология находится по датам событий, связанных с городами Финикии, в противоречии с еврейскими и христианскими источниками. Оставим эту неразрешимую историческую загадку и продолжим повествование.


Из «Книги Иисуса Навина» [1] мы можем узнать, что вождь израильтян Иисус Навин (вероятно, правил с 18 января 1406 до р.Х. [2]) после вступления израильтян на землю обетованную изгнал финикийцев на север в район Ливанских гор, где они вынуждены были довольствоваться узкой полоской земли у моря. В Ливане финикийцы имели всего одну хорошую гавань города Сидон (Сайда в современном Ливане), но в ливанских горах они получили возможность заготовки прекрасной древесины – незаменимой для морского судостроения. И на гербе современного Ливана сохраняется как символ страны – ливанский кедр. Севернее финикийцев лежала обширная страна Сирия, известная своими ремесленниками и хорошо развитым сельским хозяйством. Торговые караваны приходили в Сирию из Азии и Африки, но искусством мореплавания сирийцы не владели, так сама история заставила финикийцев стать морской нацией, которая не производит товары, а перемещает их между другими народами по морю.


Египет, имел более выгодное расположение для морской торговли, чем Финикия. Страна расположена между берегами Средиземного и Красного морей и обладает важной транспортной артерией рекой Нил. Сухопутные караваны с древних времен вели из Египта в Аравию, Междуречье, Персию, Индию. Однако в самые ранние периоды своего развития египтяне были решительно отвращены от моря и морского дела своими религиозными представлениями. По Гелиопольской легенде [3] бог Осирис основал государство Египет, научил своих подданных земледелию и выращиванию виноградной лозы. Старший брат Осириса – Сет – бог бури и разрушения – обманом завлек Сета в деревянный саркофаг, который был брошен в Нил. Река вынесла саркофаг с телом Осириса в море и выбросила на берег у Библа – это берега будущей Финикии. Содержание легенды прямо указывает на опасность водной стихии. В греческой мифологии египетский бог Сет отожествлялся с гигантом Тифоном [4], [5], [6]. Орфографическое и мнемоническое совпадение имени Тифон с понятием «тайфун» – внезапным и сильным штормом – не случайно.


Ситуация для развития морской торговли в Палестине была такой же благоприятной как в Финикии. И то, что евреи в те времена не занимались активной торговлей ни морем, ни сушей, можно объяснить только особым характером их законов, религии и сложившимися методами и формами правления.


Поэтому пальма первенства в Средиземноморье во 2-м тысячелетии до р.Х. в области мореплавания и морской торговли принадлежит небольшому финикийскому государству.

Древние финикийские морские достижения

Сидон


Есть все основания полагать, что большинство морских достижений, сделавших финикийцев очень знаменитыми в древности, приходятся на времена между смертью Иакова и установлением монархии у израильтян; т.е. на период между 1700 и 1095 годами до р. Х. Но даже до этих времен мы находим сообщения о финикийской морской торговле и мореплавании. Во времена Авраама финикийцев считали могущественным народом, в последних словах Иакова его детям говорится об их большой морской торговле. Моисей сообщает нам о плавании финикийца Фарсиса. Когда Иисус Навин, о котором говорилось ранее, изгнал финикийцев на север из мест их проживания, они сохранили за собой портовый город Сидон, и оттуда начинали свои морские экспедиции.

Карфаген, Гадер, Мадейра, Канарские острова

Точные времена, в которые происходили морские экспедиции финикийцев, а также их цели и результаты, плохо известны, однако, очевидно, что они были регулярны. Финикийцы основывали колонии либо свои торговые конторы сначала около 900 г. до р.Х. на Кипре и Родосе, а затем в Греции, на Сицилии, на Сардинии, в Галлии и на юге Испании.


Карфаген


В 814 году до р.Х. на побережье Африки был основан Карфаген – главная колония финикийцев. Город Утика, расположенный неподалеку от Карфагена, вероятно основан финикийцами не намного ранее его, хотя некоторые исследователи называют годом его основания 1101 год до р.Х.


Гадер


Приблизительно в 1250 году до р.Х. финикийцы на своих кораблях вышли за Геракловы Столпы (Гибралтарский пролив) в Атлантику, где на побережье Испании основали город Гадер (современный Кадис в Испании). К первому веку нашей эры Гадер под именем Гадес имел большое население, и назывался Страбоном, возможно с некоторым преувеличением, вторым по численности населения в Римской империи после Рима [7]. Сегодня Кадис считается самым древним городом в Европе. После Гадера на побережье Африки в 900—600 годах до р.Х. финикийцы основали колонии Ликсус, Хелла, Арамбис (Могадор, Суйра).


Мадейра


Весьма вероятно, что в 800—900 годах до р.Х. финикийцы случайно открыли остров Мадейра в Атлантическом океане. Это оценочное суждение основано на сообщении Диодора Сицилийского [12]:

«В середине океана против Африки находится остров, отличающийся своей величиной. Он находится от Африки лишь на расстоянии нескольких дней морского пути.» «финикияне, обследовавшие по приведенным выше причинам побережье по ту сторону Столбов и плывшие на парусах вдоль побережья Африки, были сильными ветрами отнесены далеко в океан. После многих дней блуждания они достигли, наконец, названного острова.»

Канарские острова


К этим же 800—900 годам до р.Х. можно отнести и открытие карфагенянами Канарских островов. Об этом написано в книге «Secretum Secretorum» арабского псевдо-Аристотеля, жившего после 8-го века [51]:

«Говорят, будто по ту сторону. Столбов Геракла карфагеняне обнаружили в океане необитаемый остров, богатый множеством лесов и судоходными реками и обладающий в изобилии плодами. Он находится на расстоянии нескольких дней пути от материка. Но когда карфагеняне стали часто посещать его и некоторые из них из-за плодородия почвы поселились там, то суфеты Карфагена запретили под страхом смерти ездить к этому острову. Они истребили жителей, чтобы весть об острове не распространилась и толпа не могла бы устроить заговор против них самих, захватить остров и лишить карфагенян счастья владеть им».

Морская торговля и корабли финикийцев

Номенклатура товаров финикийцев во времена их раннего мореплавания неизвестна. Вероятно, в связи с малой тоннажностью кораблей из дальних мест для богатых людей и правителей привозились товары дорогие и уникальные. Гомер пишет [8], что во время Троянской войны (до 1240 г. до р.Х.) финикийцы продавали красивую серебряную чашу:

«Сын же Пелеев другие за бег предлагает награды:Первая – серебряный, пышный сосуд, шестимерная чаша,Чудной своей красотой помрачавшая в целой вселеннойСлавные чаши, сидонян искусных изящное дело.Мужи ее финикийцы, по мглистому плавая понту,В Лемнос продать привезли, но как дар предложили Фоасу…».

Писание [1] сообщает нам, что корабли Хирама, царя Тирского, привезли из Офира (страна на Красном море, вероятно Йемен) царю Израиля Соломону (см. далее) много золота. Там же мы читаем, что финикийцы привозили царю Соломону красное дерево и серебро из Фарсиса (вероятно порт Тарсис у города Гадира в Испании).


Несколько раз Гомер в «Илиаде» [8] упоминает металл олово, используемый при изготовлении доспехов. Месторождения олова в то время считались не менее ценными, чем месторождения серебра и золота, но откуда привозили финикийцы олово, Гомер не сообщает. По одной из версий это могло быть самородное олово, выносившееся к своему устью рекой Гвадалквивир, расположенной неподалеку от Гадера – Гадеса – Кадиса. Впоследствии эти месторождения истощились, и привезти из Испании олово стало невозможно.


Вся описанная выше морская торговля проводилась финикийцами из Сидона, затем существенно выросла роль города Тир, но в какое время был выстроен город Тир, оттеснивший Сидон на второй план – неизвестно.


Серьезным препятствием в получении точных сведений о Финикии и финикийцах является полное отсутствие первичных текстов на финикийском языке. Исключение представляют тексты надписей на различных сооружениях в акватории Средиземного моря и надписи на черепках. Причина этого феномена заключается в том, что римская власть, по мере вытеснения финикийцев и карфагенян из акватории Средиземного моря, методично уничтожала все малейшие следы финикийской культуры. Кроме того, в финикийских текстах слова записаны с помощью согласных букв, и какие в этих словах присутствуют гласные установлено только по сохранившимся параллельным переводам на латынь и греческий язык. При этом едва ли не основным источником фонетики и звучания живой финикийской речи считаются диалоги из комедии Плавта «Пуниец». [18].


В настоящее время точно фонетически известно не более 200 финикийских слов. Среди этих слов мы не встретим ни одного так или иначе связанного с морем и мореплаванием. Финикийское слово «drkmn» – «драхмы» – вес слитка серебра – вероятно единственное сохранившееся «в употреблении» до наших дней. Транскрипция названия города Сидон – «sdn» известна, но что означает это слово в переводе неизвестно. С городом и островом Тир ситуация противоположная – в надписях он не встречается, и написание его названия неизвестно, но слово «tr» – имеет значение «дверь». Синоним слова «двери» – слово «ворота» – и можно сделать смелое никак не подтвержденное предположение, что имя города Тир означает «ворота».


Темным периодом истории Финикии и всего юго-восточного берега Средиземного моря были 900-е годы до р.Х., время массового вторжения с севера в Египет, Палестину и Сирию «народов моря». Вероятно, именно от этого вторжения серьезно пострадал город Сидон, но документальные свидетельства о причинах и результатах этого вторжения отсутствуют.


Во времена Гомера город Тир был неизвестен, но вскоре после этого он стал упоминаться Исаией, Иеремией, Иезекиилем и другими пророками как город непревзойденной торговли и богатства. При этом развитие Тира происходило при постоянной военной угрозе и частых вторжениях войск набравшей силу Ассирийской державы. Маленькое островное государство Тир выживало между двумя гигантами – Египтом и Ассирией более 400 лет.


Тир


Иезекииль, который пророчествовал до 595 года до р.Х., дал подробное описание богатств Тира, источником которых вероятно, была его морская торговля. Описание Иезекииля относится ко времени освобождения Тира от власти рухнувшей Ассирии, и нахождении Тира под достаточно либеральным патронажем египетского фараона Неко.


Иезекииль пишет, что финикийские корабли в Тире были сделаны с применением в качестве материалов:

сенирской ели – из города Сенир на юге Малой Азии;

ливанского кедра,

башанского дуба из города Башан на Голанах в Израиле;

индийской слоновой кости;

египетского полотна;

а также гиацинтовой и пурпурной ткани с Елисейских островов.


Под термином Елисейские острова принято понимать Эолийские острова в Греции. Однако на этих островах нет красителя для знаменитого в древности тирского пурпура. Тирцы держали технологию окрашивания ткани в пурпурный цвет в строжайшем секрете.


Однако, известно, что Плиний, живший в 1-м веке, называет Канарские острова Пурпурными островами [13]. Поэтому велика вероятность того, что в Тир краситель для пурпура привозили именно оттуда. Это могла быть либо смола драконова дерева – Драцены канарской, которая продолжает и сегодня использоваться для подкрашивания вин, либо лишайник оризелло. Интересным представляется факт, что когда француз барон Бетанкур в 1405 году захватил Канарские острова, и объявил себя их королем, то из Нормандии с родины барона туда направились переселенцы. Они монополизировали продажу лишайника оризелло – орсель, использовавшегося в Европе для крашения тканей, и заработали на этом большие капиталы.


Приведенные факты могут свидетельствовать в пользу регулярной и активной морской торговли между аборигенами с Канарских островов и финикийцами – из Карфагена, Тира и других финикийских колоний. А отсутствие информации об этом связано с особенностями финикийской торговли, когда всё и всегда сохранялось в строжайшем секрете.


На ярмарки Тира морем на финикийских кораблях или по суше караванами из Сирии, в первую очередь из Дамаска, Греции, Аравии и из других мест доставлялись товары:

железо и свинец, серебро и олово, латунная посуда, слоновая кость и черное дерево, жемчуг и шелк, ковры и шерсть, пшеница и мед, масло и бальзам, вино и камедь, лошади и мулы. С Кипра из города Китий в Тир привозили медь, которую вместе с оловом продавали в другие страны для производства бронзы. Кроме того, в Тир привозились рабы, и там шла большая работорговля. Мы видим, что структура морской торговли у финикийцев в Тире по сравнению с временами Троянской войны существенно расширилась. Наличие среди товаров олова уже говорит об устойчивых связях по морю с Британией, либо Испанией, пшеница и шерсть относились к товарам для небогатых слоев населения, перевозка лошадей и мулов требовала существенной грузоподъемности судов.


Не позднее пятнадцати или двадцати лет после вышеупомянутого описания Иезекииля – около 598 г. до р.Х. – Тир был осажден войсками Нововавилонского царя Навуходоносора II, и после упорного и очень длительного 13-летнего сопротивления его защитников, город был покорен, и частично разрушен. Жителям Тира, однако, вавилоняне разрешили уйти во время осады с большей частью своей собственности на берег. Вскоре финикийцы построили Новый Тир, который через некоторое время превзошел старый город и в торговле, и в судоходстве.


Финикийская экспедиция вокруг Африки


Незадолго до уничтожения старого Тира, вероятно около 600 года до р.Х. финикийцы совершили первое морское путешествие с географическими целями. Они проплыли вокруг Ливии – так в те времена называлась Африка, и доказали, что со всех сторон она окружена морем. Отправил финикийцев в плавание египетский фараон Неко, также известный как Нехао II, Нехо II, Нехо, имена самих мореплавателей неизвестны. Две попытки повторить плавание финикийцев вокруг Ливии предпринял по приказу персидского царя Ксеркса его племянник Сатасп, но обе оказались неудачны. Эти сведения нам сообщает Геродот [5], поэтому предоставим ему слово:

«42. Поэтому мне кажется странным различать по очертанию и величине три части света – Ливию, Азию и Европу (хотя по величине между ними различие действительно немалое). Так, в длину Европа простирается вдоль двух других частей света, а по ширине, думается, она и не сравнима с Азией и Ливией. Ливия же, по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии; это, насколько мне известно, первым доказал Неко, царь Египта. После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через Геракловы Столпы, пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу, и в какое бы место в Ливии ни попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет), во время плавания вокруг Ливии солнце оказывалось у них на правой стороне.

Так впервые было доказано, что Ливия окружена морем. Впоследствии карфагеняне утверждали, что им также удалось обогнуть Ливию.

43. Зато Сатасп, сын Теаспия, из рода Ахеменидов, посланный объехать Ливию, не смог этого сделать. Сатасп устрашился долгого плавания по водной пустыне и возвратился назад. Он не выполнил, таким образом, опасного поручения своей матери. Этот Сатасп оскорбил насилием девушку, дочь Зопира, Мегабизова сына. Царь Ксеркс хотел распять его за это на кресте. Но мать преступника, сестра Дария, упросила царя помиловать сына. По ее словам, она сумеет наказать Сатаспа еще более сурово, чем это сделал бы царь: сын ее должен плыть вокруг Ливии, пока снова не прибудет в Аравийский залив. Ксеркс согласился. Сатасп же прибыл в Египет, снарядил там корабль с египетскими корабельщиками и затем отплыл к Геракловым Столпам. Выйдя за Столпы, он обогнул Ливийский мыс под названием Солоент и потом взял курс на юг. Много месяцев плыл Сатасп по широкому морю, но путь был бесконечен. Поэтому Сатасп повернул назад и возвратился в Египет. Оттуда он прибыл к царю Ксерксу и рассказал следующее: очень далеко в Ливии им пришлось плыть мимо земли низкорослых людей в одежде из пальмовых листьев. Всякий раз, когда мореходы приставали к берегу, жители покидали свои селения и убегали в горы. Тогда персы входили в их селения, но не причиняли никому вреда, а только угоняли скот. Причиной же неудачи плавания вокруг Ливии Сатасп выставил следующее: корабль их не мог, дескать, идти дальше, так как натолкнулся на мель. Ксеркс, однако, не поверил правдивости этого рассказа. Он подверг Сатаспа прежнему наказанию: повелел распять на кресте за то, что тот не исполнил его царского приказа. Один евнух этого Сатаспа, как только услышал о казни своего господина, бежал с его огромными сокровищами на Самос. Сокровищами этими завладел один горожанин с Самоса. Имя его я знаю, но стараюсь забыть о нем.»

Недоверчивость Геродота трудно объяснить, ввиду того, что он вполне мог посещать сам или получать сообщения от жителей Эфиопии, в которой солнце часть года появляется на севере.


Подвиг финикийцев очень значителен, но продолжались ли подобные плавания впоследствии? Вполне возможно.

Морская торговля Нового Тира и его гибель

Новый Тир

Около 570 г. до р. Х. Новый Тир превзошел старый Тир своим великолепием, богатством и коммерческим процветанием. Но античные авторы Геродот и Страбон не оставили нам точных отчетов о новых открытиях финикийцев. Ясно, что финикийские торговые корабли продвинулись на юг вдоль западного побережья Ливии (Африки), и на север вдоль побережья Испании. На эти годы приходится начало регулярного торгового обмена с Касситеридами – Оловянными островами. Расположение этих островов финикийцы хранили в секрете. Страбон и Птолемей [11] размещают их у побережья Испании, но Диодор Сикулус [12] и Плиний [13] дают такое их расположение, которое почти соответствует южным берегам Британии.


Едва ли существует какое-либо обстоятельство, связанное с морской историей финикийцев, более замечательное, чем их ревность к иностранцам, вмешивающимся в их торговлю. Совершенно обычной была такая ситуация на море, что если финикийские корабли замечали, что некий чужой корабль пытался проследить их курс, то ночью они уходили с правильного курса, уводя за собой наблюдателя. Карфагеняне, как главные колонисты финикийцев, применяли такие же приемы на море, так же как и все другие морские правила родительского государства, и даже в значительной степени их усилили. Известен удивительный исторический пример: капитан карфагенского корабля, за которым следовало римское, преднамеренно посадил свой корабль на мель, выполнив это так, что потерпел крушение сам, и вызвал крушение у римлян Этот поступок капитана был признан карфагенским правительством настолько патриотичным, что капитан был щедро вознагражден, и получил компенсацию за потерю своего судна.


Обстоятельства, сопутствующие разрушению летом 332 года до р. Х. Нового Тира Александром Македонским, хорошо известны. Тирийцы объединились с персами против Александра, чтобы предотвратить его вторжение в Персию. Это рассердило завоевателя, но еще более взбесил его их отказ впустить его в город. Читаем Квинта Курция Руфа [14]:

«1. Уже вся Сирия, а также Финикия, за исключением города Тира, были под властью македонца; царь стоял лагерем на материке, от которого город Тир отделен узким проливом. 2. Тир, выдающийся своими размерами и славой среди всех городов Сирии и Финикии, казалось, охотнее вступил бы с Александром в союз, чем признал бы его власть; поэтому послы города принесли ему в подарок золотой венок, а раньше щедро и гостеприимно снабдили его продовольствием из города. 3. Царь приказал принять от них дары как от друзей и, благосклонно обратившись к ним, сказал, что хочет принести жертву Геркулесу, особенно почитаемому тирийцами; цари македонские, мол, верят, что ведут свой род от этого бога, а ему самому оракулом предписано исполнить это. 4. Послы отвечают ему, что есть храм Геркулеса за чертой города, на месте, называемом Палетир, там царь сможет принести жертву богу по установленному обряду. 5. Тут Александр не сдержал гнева, с которым и обычно нe мог совладать. «Так вы, – воскликнул он, – полагаясь на то, что занимаете остров, презираете наше сухопутное войско? Но я скоро покажу вам, что вы живете на материке! Знай те же: или вы впустите меня в город, или я возьму его силой 6. С этими словами он отпустил послов.»

Александр решил уничтожить непокорный город. В течение семи месяцев природное расположение Тира, а также ресурсы и храбрость его жителей позволяли им выдерживать осаду, но, в конце концов, город был взят, сожжен дотла, и все жители, за исключением бежавших по морю, были либо казнены, либо проданы в рабство.

Изобретения, корабли, навигация финикийцев

Мало что известно об устройстве и оснащении первых кораблей, которые финикийцы стали использовать для своей морской торговли. Согласно апокрифическому авторитету Санхунйатону, Усой, один из древнейших финикийских героев, стал первым, кто рискнул поплыть на своем примитивном «плавсредстве» по морю [15]. Филон Библский дает такой текст от Санхунйатона [22]: