Но однажды нам удалось видеть Михаила Ивановича в позе громовержца Юпитера, и он не был смешным, а страшным в своём гневе и обличительной речи. Дело было в начале весны: с крыши здания сбрасывали снег, и молодой крестьянский парень, не снабжённый верёвкой, сорвался с крыши и разбился на смерть у самых ног Михаила Ивановича, подходящего к зданию академии. Весь бледный и потрясённый нервно, Михаил Иванович тут же, у входа в академию произнёс речь перед сбежавшимися на происшествие студентами. Он был неузнаваем в своём гневе и походил на разъярённого льва, готового ринуться на свою жертву, на виновника этого происшествия – коменданта здания.
Позволительно ли ученику фамильярно отзываться о своём учителе? Или конкретнее: позволительно ли студентам фамильярно отзываться о своём профессоре да ещё таком маститом, каким был Михаил Иванович? Конечно, всякий человек ответил на этот вопрос принципиально: нет, не позволительно. И это будет принципиально правильно, но в жизни бывает столько различных коллизий во взаимоотношениях между людьми, что принципиальное суждение отступает в угоду житейскому суждению, не теряя при этом своего морального значения, когда фамильярное высказывание о ком-либо теряет этот свой тон и приобретает выражение задушевного отношения к кому-либо. Студенты между собой называли Михаила Ивановича иногда Мишей. Не обычно? Да, не обычно! Говорилось это в обиду? Нет, не в обиду! Наоборот: для выражения уважения и любви к Михаилу Ивановичу. Что это отдавало какими-то патриархальными отношениями – вот это правильно, но сама жизнь иногда преподносила нам, студентам, иногда такие патриархальные картины, которые подсказывали и патриархальные отношения. В Казани в зимнее время распространённым видом транспорта был «барабус» – ро́звальни с подушкой для пассажира, садившегося спиной к кучеру-татарину, который, стоя на ногах, подгонял своего конягу кнутом и мчал пассажира с одного конца города на другой за пятак. Часто можно было наблюдать, как к академии на «барабусе» подъезжал Михаил Иванович. Это была умилительная картина, по поводу которой у кого-либо срывалась с языка фраза: «Приехал наш Миша!» И в голосе говорившего чувствовалась теплота его отношения к своему маститому профессору. Кто решился бы осудить этого «грешника» в данном житейском случае за его вольное отношение к имени своего профессора?!
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Песке Александр Иванович (1810-?) – архитектор. С 1836 архитектор Петергофского дворцового правления. Академик архитектуры 1841 г. В 1843 г. направлен в Казань в Строительную Комиссию по восстановлению города после пожара 1842 г. В 1846-1856 гг. Казанский городской архитектор.
2
С 1920-х гг. бывшее здание Казанской духовной академии занимали разные медицинские учреждения. В настоящее время здание по адресу ул. Ершова, 2 занимает Университетская клиника Казанского федерального университета.
3
В настоящее время здание по адресу ул. Кремлёвская, 4 занимает институт геологии и нефтегазовых технологий Казанского федерального университета.
4
Благовещенский Александр Афанасьевич (1847-1894) – сын священнослужителя Ярославской губернии. Кандидат богословия С.-Петербургской духовной академии 1871 г. Преподаватель греческого языка Казанской духовной семинарии с 1871 г. Воспитатель и учитель русского языка в 1-й С.-Петербургской военной гимназии с 1873 г. Окончил С.-Петербургский археологический институт в 1880 г. Секретарь С.-Петербургской академии художеств с 1883 г. Русский историк. Автор «Истории старой Казанской духовной академии, 1797-1818» (Казань, 1875), «Истории Казанской духовной семинарии за XVIII-XIX столетия» (Казань, 1883).
5
Можаровский Аполлон Фёдорович (1841-1900) – сын дьячка Свияжского уезда Казанской губернии. Кандидат богословия Казанской духовной академии 1866 г. Преподаватель богословских наук и гражданской истории Казанской духовной семинарии с 1866 г. Преподаватель Нижегородской духовной семинарии с 1873 г. Магистр богословия 1881 г. Русский историк, магистр богословия Казанской духовной академии. («Старая Казанская академия» («Чтения Московского общества истории и древностей», 1877).
6
Знаменский Пётр Васильевич (1836-1917) – сын диакона г. Нижнего Новогорода. Магистр богословия Казанской духовной академии 1860 г. Преподаватель логики и философии Самарской духовной семинарии с 1860 г. Доцент кафедры математики Казанской духовной академии с 1861 г., кафедры русской церовной исории с 1862 г. Библиотекарь Казанской духовной семинарии с 1865 г. Экстраординарный профессор Казанской духовной академии с 1866 г., ординарный профессор с 1868 г. Доктор церковной истории 1873 г. Помощник ректора Казанской духовной академии по церковно-историческому отделению. Почётный член Императорской академии наук по отделению русского языка и словесности с 1892 г. Автор «Истории Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период её существования (1842-1870 годы)» (Вып. 1-3. Казань, 1891-1892).
7
Терновский Сергей Алексеевич (1847-1916) – сын священника г. Москвы. Кандидат богословия Киевской духовной академии 1871 г., магистр богословия 1873 г. Доктор церковной истории. Профессор кафедры еврейского языка и Библейской археологии. Автор «Исторической записки о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования, 1870-1892». (Казань, 1892).
8
Харлампович Константин Васильевич (1870-1932) – сын священника Гродненской губернии. Кандидат богословия С.-Петербургской духовной академии 1894 г. Преподаватель латинского языка в Казанской духовной академии в 1895-1914 гг. Магистр богословия 1899 г. Приват-доцент Казанского университета с 1900 г., профессор кафедры истории Русской церкви с 1909 г. Доктор церковной истории 1914 г. Член-корреспондент С.-Петербургской Академии наук с 1916 г. Автор статьи «Казанская духовная академия (1842-1907): исторический очерк» // Православная богословская энциклопедия. 1907. Т. 8. Cтб. 702-854.
9
См. Журавский А. В., к. и. н., диссертация «Казанская духовная академия на переломе эпох, 1884-1921 гг.» (1999); Липаков Е. В. (1959-2012), к. и. н., ст. «Казанская духовная академия» // Татарская энциклопедия. Казань, 2006. Т. 3.; «Казанская духовная семинария: исторический очерк» (Казань, 2007).
10
Смирнов Александр Васильевич (1857-1933) – Кандидат богословия Казанской духовной академии 1884 г., магистр богословия 1888 г., доктор богословия 1900 г. Священник с 1884 г. Доцент кафедры педагогики и пастырского богословия Казанской духовной академии с 1891 г. Протоиерей, экстраординарный профессор Казанской духовной академии и профессор богословия Казанского университета с 1896 г. Депутат IV Государственной думы от Казанской губернии с 1912 г. Профессор кафедры православного богословия С.-Петербургского университета в 1915-1918 гг. Духовный писатель.
11
Автобиографические очерки В. А. Игнатьева «Петя Иконников» (сентябрь 1960-январь 1961 г.). (ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 723).
12
Очерки В. А. Игнатьева по истории Казанской духовной академии: о профессорах и преподавателях, студенчестве, предметах, преподаваемых в академии и др. (декабрь 1960 г.). (ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 721).
13
ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 401, 402.
14
Киселёв Целлестин Андреевич (1893-1971) – сын священника Шадринского уезда. Окончил Камышловское духовное училище по 1-му разряду в 1907 г. и Пермскую духовную семинарию по 1-му разряду в 1913 г. Кандидат богословия С.-Петербургской духовной академии 1917 г. Окончил С.-Петербургский археологический институт в 1917 г. и Московский государственный университет в 1931 г. Преподаватель Свердловского педагогического института в 1944-1957 гг.
15
Письмо В. А. Игнатьева И. С. Богословскому от 07 апреля 1963 г. (ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 215. Л. 94).
16
Письмо В. П. Бирюкова В. А. Игнатьеву от 31 декабря 1964 г. (ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 414. Л. 6).
17
Воронский Александр Константинович (1884-1937) – революционер-большевик, писатель, литературный критик, теоретик искусства. Обучался в Тамбовской духовной семинарии в 1900-1905 гг., исключён за участие в революционной деятельности. Автор автобиографической повести «За живой и мёртвой водой. Воспоминания» (1927).
18
Из очерка «Об «очарованной» душе и неосуществлённой мечте…» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора. (ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 412. Л. 51-52).
19
Антоний (Храповицкий) (1863-1936) – сын дворянина Новгородской губернии. Кандидат богословия С.-Петербургской духовной академии 1885 г., магистр богословия 1888 г. В 1890-1895 гг. ректор Московской духовной академии, в 1895-1900 гг. ректор Казанской духовной академии. Епископ с 1897 г., архиепископ с 1906 г., митрополит с 1918 г. Богослов, философ. Один из организаторов Союза русского народа. Основатель и глава Русской Православной Церкви заграницей в 1920-1936 гг.
20
Цыпин Владислав Александрович, прот. История Русской Церкви (Синодальный период). Глава 4.
21
Мануил (Лемешевский), митроп. Русские православные иерархи. 992-1892: Биографический словарь. М., 2002-2004.
22
Гавриил (Зырянов) (1844-1915) – преподобный Русской Православной церкви. Архимандрит Седмиезерной пустыни около г. Казани, почитаемый духовный старец и наставник многих преподавателей и студентов Казанской духовной академии.
23
Диплом В. А. Игнатьева, кандидата богословия Казанской духовной академии (1913 г.). (ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 420. Л. 2 об.).
24
Из очерка «Годы работы в Бугурусланском реальном училище» в составе «Автобиографических воспоминаний» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора. (ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 399. Л. 17-18).
25
Игнатьев Александр Алексеевич (1875-1920) – священник, расстрелян без суда в 1920 г.; Игнатьев Алексей Алексеевич (1879-1937) – протоиерей, в 1922 г. перешёл в «обновленчество», затем отказался от священного сана, репрессирован в 1937 г.; Игнатьев Иван Алексеевич (1885-1955) – образования не получил, стал священником в Тобольской епархии, в начале 1920-х гг. перешёл в «обновленчество» и вторично женился, затем отказался от священного сана, занимался сельским хозяйством.
О братьях Александре, Алексее и Иване см. отдельные очерки в Части I. Семейная хроника Игнатьевых.
26
К рукописным очеркам автор прикрепил небольшие фотографии некоторых преподавателей.
27
status quo ante – по-латински положение дел, которое было раньше.
28
Арское поле – площадь к востоку от Казанского кремля, которую в настоящее время занимают улица Николая Ершова и Парк культуры и отдыха им. Горького.
29
В Казани имелись два замечательных места для общегородских гуляний, известных как «Русская Швейцария» и «Немецкая Швейцария».
30
Анонимное Бельгийское общество конно-железных дорог в Казани, осуществившее ввод в эксплуатацию электрического трамвая в Казани.
31
Лобачевский Николай Иванович (1792-1856) – русский математик, деятель университетского образования и народного просвещения.
32
Старая песня казанских студентов.
33
Имеется в виду международная выставка мелкой промышленности, профессионального образования, сельского хозяйства с отделами крупной промышленности и противопожарного дела, которая проходила в Казани с 4 июня по 4 сентября 1909 года в саду Русская Швейцария, ныне Парк им. М. Горького.
34
От имени виноторговцев Александровых, которым в Казани принадлежало несколько пивоваренных заводов.
35
В очерках «Казанская духовная академия» в «свердловской коллекции» воспоминаний автор указывает: «Петербургская при Александро-Невской лавре, Московская – при Троице-Сергиевой лавре, Киевская – при Киево-Печерской лавре и Казанская – сама по себе, без присоединения её к какому-либо монастырю. Вследствие этого у Казанской академии был и отличный внешний вид от других академий: те входили в ансамбль других монастырских строений, а Казанская академия имела свой независимый от других строений внешний вид: она строилась по плану, подсказанному только целями, ради которых она появилась на свет Божий как независимое учебное учреждение» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 401. Л. 2-3.
36
См. вкладку с фотоиллюстрациями.
37
Соловьёв-Седой Василий Павлович (1907-1979) – советский русский композитор.
38
В очерках «Казанская духовная академия» в «свердловской коллекции» воспоминаний автор уточняет: «Самой интересной комнатой на этом этаже была приёмная студентов. В ней стоял рояль, гарнитур мягкой мебели, стулья, стол с бархатной скатертью. На стенах повсюду были развешаны групповые карточки с окончивших академию за несколько лет, так что комната являлась своеобразным «пантеоном». Здесь студенты принимали своих гостей. Здесь же любители сольного пения упражнялись в своём искусстве» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 401. Л. 7-8.
39
Церковь Михаила Архангела (домовая) при Казанской духовной академии.
40
В очерках «Казанская духовная академия» в «свердловской коллекции» воспоминаний автор уточняет: «Аудитории были небольшие с расчётом на 30-35-40 слушателей. В них стояли кафедры и парты. Рабочие комнаты были ещё по одной на первом и третьем этажах (см. планы №№ 2, 3 и 4). Он были рассчитаны на 12-15-20 и больше человек в зависимости от величины их. В них стояли большие столы для работы сидя и конторки для работы стоя» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 401. Л. 8-9.
41
Последним библиотекарем Казанской духовной академии был Фёдор Иванович Троицкий (?-1924), занимавший эту должность с 1879 г.
Уникальный фонд библиотеки академии в 1920-х гг. был рассредоточен по отдельным хранилищам. В 1997 г. значительная часть фонда библиотеки из научной библиотеки Казанского университета была передана библиотеке Казанского духовного училища, преобразованного в воссозданную Казанскую духовную семинарию в 1998 г.
Соловецкая библиотека в настоящее время хранится в Российской национальной библиотеке в г. Москве.
42
В советское время сад был застроен. В настоящее время здесь медицинские учреждения, небольшая часть старого парка сохранилась только на участке больницы № 2.
43
Алексий (Дородницын) (1859-1919) – сын дьячка Екатеринославской губернии. Кандидат богословия Московской духовной академии 1885 г., магистр богословия 1891 г. В 1905-1912 гг. епископ Чистопольский, 1-й викарий Казанской епархии и ректор Казанской духовной академии.
44
В очерке «Епископ Алексий» в составе «Очерков по истории Казанской духовной академии» в «пермской коллекции» воспоминаний автора: «Он, например, с усилием поднимался на второй этаж академии, где была академическая церковь, страдая от одышки» // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 721. Л. 35.
45
Собинов Леонид Витальевич (1872-1934) – русский оперный певец (лирический тенор).
46
В очерке «Епископ Алексий» в составе «Очерков по истории Казанской духовной академии» в «пермской коллекции» воспоминаний автор дополняет: «У певцов такие резкие повороты бывают. Известно, например, что итальянский баритон, кумир петербургского высшего общества, баритон баритонов, или иначе король баритонов Баттистини ушёл на склоне лет в монахи. Разница в данном случае лишь в том, что епископ Алексий это сделал ante factum, а Баттистини post factum» // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 721. Л. 56 об.-57.
Баттистини Маттиа (1856-1928) – итальянский оперный певец (баритон), мастер бельканто.
47
Сусанин Иван (?-1613) – русский национальный герой, прославившийся за спасение родоначальника династии Романовых Михаила Романова от польско-литовского отряда во время русско-польской войны 1609-1618 гг.
48
Гермоген (Долганов) (1858-1918) – в 1903-1912 гг. епископ Саратовский, в 1917-1918 гг. епископ Тобольский. Один из самых консервативных русских архиереев начала XX века. Поддерживал деятельность черносотенного иеромонаха-авантюриста Илиодора (Труфанова), который первоначально поддерживался церковными и светскими властями, видевшими в нём успешного антиреволюционного пропагандиста. Но затем они дистанцировались от его демагогии (позднее Илиодор снял сан и объявил о разрыве с церковью). Гермоген же остался союзником Илиодора вплоть до сложения им сана. Был в конфликте с Григорием Распутиным, которого первоначально поддерживал. Убит большевиками. Священномученик Русской Православной Церкви.
49
В очерке «Епископ Алексий» в составе «Очерков по истории Казанской духовной академии» в «пермской коллекции» воспоминаний автора: «… отправляясь к месту новой работы, решил заехать в Нилову пустынь, чтобы укрепить свой дух в общении со старцами-подвижниками» // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 721. Л. 37.
50
В очерке «Монахи и «монашествующие» в Казанской духовной академии» в составе «Очерков по истории Казанской духовной академии» в «пермской коллекции» воспоминаний автора: «Ректор академии по своему положению был далёк от студентов и не врывался непосредственно в жизнь студентов; это не было законом, но по отношению к еп[ископу] Алексию это было так» // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 721. Л. 58.
51
В очерке «Епископ Алексий» в составе «Очерков по истории Казанской духовной академии» в «пермской коллекции» воспоминаний автор указывает: «Какой же след своей деятельности в академии оставил еп[ископ] Алексий? При нём в основном была перестройка академии на новый «лад» в сторону реакции и чистка рядов профессуры» // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 721. Л. 37.
52
Епископ Алексий (Дородницын) (1859-1919) – в 1912-1914 гг. епископ Саратовский, в 1914-1917 гг. – епископ Владимирский. В 1917 г. уволен на покой по требованию съезда духовенства и мирян за «деспотическое» управление и грубое обращение с духовенством, а также в связи с обвинениями в близости к Г. Е. Распутину. Пытался захватить церковную власть в Киеве и объявить автокефалию на Украине. В 1918 г. за непослушание священноначалию и нарушение канонов был извержен из сана Всеукраинским церковным собором.
53
Анастасий (Александров) (1861-1918) – сын священника Казанской губернии. Кандидат историко-филологических наук Казанского университета 1883 г., магистр сравнительного языковедения Дерптского университета 1886 г. Профессор Казанского университета, декан историко-филологического факультета Казанского университета в 1905-1911 гг. Иеромонах с 1910 г., архимандрит с 1911 г., инспектор Казанской духовной академии в 1911-1912 гг. Профессор кафедры славянских и румынской церквей, затем кафедры церковно-славянского и русского языков и палеографии. В 1912-1913 гг. епископ Чистопольский, второй викарий Казанской епархии и ректор Казанской духовной академии, в 1913-1918 гг. епископ Ямбургский, викарий С.-Петербургской епархии и ректор С.-Петербургской духовной академии. Учёный-славист.
54
В очерке «Епископ Анастасий» в составе «Очерков по истории Казанской духовной академии» в «пермской коллекции» воспоминаний автора: «Как могло случиться такое обстоятельство? Для ответа на этот вопрос необходимо припомнить некоторые явления общественной жизни в России после революции 1905 г., а именно из жизни русской интеллигенции. Революция 1905 г. и последовавшая за ней реакция были чем-то вроде землетрясения с замирающими последовательно толчками. Это «землетрясение» вызвало «смятение» в умах «многих во Израиле» в том числе и в тех кругах, которые, казалось бы, должны быть более устойчивыми, как, например, в кругах служителей культа. Между тем и здесь «лёд тронулся». К общему соблазну по России разъезжал «снявший рясу» Григорий Спиридонович Петров и читал лекции. Выступал с литературным творчеством некий иеромонах Михаил, который, в самых лирических тонах, например, раскрывал тезис: «будета два вплоть едину». Все поражались, откуда это он знает? Наделал много шуму другой иеромонах, который по окончании православной дух[овной] академии «шатнулся» в «древлее благочестие» – в старообрядчество. На фоне общего смятения умов возникло богоискательство, которому, как известно, отдал дань такой корифей марксизма как А. В. Луна[ча]рский, за что ему крепко «влетело» от В. И. Ленина. На вершине государства – в Петербурге – составился даже кружок из видных «князей церкви» и головки мыслителей-философов, типа известного тогда писателя Мережковского. Там проходили горячие дискуссии, причём «новаторы» в философии выдвинули новый тезис о «граде Божием» в виде триады, в которой вся мировая история представлялась в таком виде: «Ветхий Завет» – это было Царство Бога-Отца, «Новый Завет» – это Царство Бога-сына, и, наконец, наступит третье Царство Бога-Духа Святого, и ему «не будет конца» – рай. Вот насколько было сильным «смятение умов» в то время. Это было в Петербурге, на вершине государства, где было больше «ищущих», «взыскующих града Господня», но они были и в Казани. В кругу их и оказался Александр Иванович Александров. Мы теперь знаем, что когда в 1917 г. последовали ещё более сильные толчки, то подобную метаморфозу совершили и такие мыслители, как [С. Н.] Булгаков и А. И. Введенский. Конечно, у Александра Ивановича к этому добавлялись, может быть, и другие мотивы, вытекающие из эгоистических соображений», но об этом можно только гадать: «чужая душа, – как сказал И. С. Тургенев, – потёмки» // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 721. Л. 37 об.-39.
Мережковский Дмитрий Сергеевич (1865-1941) – русский писатель, религиозный философ и общественный деятель.
Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944) – русский философ, богослов, священник.
Введенский Александр Иванович (1856-1925) – русский философ, психолог, председатель С.-Петербургского философского общества.
55
В очерке «Епископ Анастасия» в составе «Очерков по истории Казанской духовной академии» в «пермской коллекции» воспоминаний автора: «Но его ни разу не видали поющим за богослужением и, по-видимому, он вообще не умел петь тех церковных песнопений, которые с детства привыкли петь выходцы из духовной среды и которые были и любимой стихией монахов и монашествующих лиц. Его не слыхали произносящим проповедь» // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 721. Л. 39 об.-40.
56
Там же автор упоминает, что у Анастасия служил келейником поляк и что он сам прекрасно говорил по-польски.
57
В очерке «Епископ Анастасий» в составе «Очерков по истории Казанской духовной академии» в «пермской коллекции» воспоминаний автора: «Вот почему сейчас же после его пострижения в монахи началось головокружительное продвижение его по иерархической лестнице. Не успели студенты академии ещё приглядеться к нему в его штатском виде, как он предстал перед ними в виде архимандрита Анастасия и в должности инспектора академии. Прошло немного времени, и он предстал пред ними уже в сане епископа и в должности ректора академии. То, что обычно проходят люди в таком положении, т. е. от архимандрита до епископа, за десять лет, он перешагнул за год» // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 721. Л. 39-39 об.
Там же: «Бросились искать аналогии в русской художественной литературе. Прикинули: может быть, «О[тец] Сергий» Л. Н. Толстого? Но нет: другая обстановка, среда и эпоха. И, наконец, успокоились на том, что признали событие, хотя экстраординарным, но совершившимся и, значит, законным, признанным de facto» // Там же. Л. 58 об.-59.
58
Великая княгиня Елизавета Фёдоровна прибыла в Казань 19 апреля/2 мая 1913 г.