Баллада о хозяине и госте
1Скромная современная католическая церковь в пригороде неподалеку от моего дома, куда я часто захожу: там квадратный гранитный алтарь посредине, статуя Богородицы по одну сторону, громадная икона (скорее всего, копия) по другую, небольшой орган на хорах, кирпичные забеленные стены, деревянный потолок, любительские рисунки страстей Господних на стенах, распятие в стиле Пикассо, а перед алтарем и в углах три корзины цветов, – вчера цветов уже не было, и я мгновенно ощутил, что с цветами в церкви звучала музыка Моцарта и Баха, а без них – одного только Баха, которая конечно же звучит в любом христианском храме, где простота и величие не заслонены какими-нибудь второстепенными деталями: но может быть Моцарт – природа, а Бах – церковь?
Выхожу из храма: летнее голубое небо в облаках, деревья колышутся, травы благоухают, все просто, скромно и вечно, – и это опять преимущественно Бах, тогда как при виде статуй на куполах соборов на фоне пронзительной лазури, как в южной Европе, или при лицезрении сказочно чарующих руин какого-нибудь затонувшего античного города подле северо-восточного побережья острова Крит, в первоосновные баховские тона добавляются незабываемые моцартовские аккорды: но может быть Моцарт – человеческие отношения, а Бах – космос?
Вспоминаю все, что пережил с людьми и наедине: всему этому созвучна музыка одного только Баха, – зато в щемящей влюбленности, в назревающем разрыве и особенно в прощании с кем-нибудь на долгие годы, а тем более навсегда – в первую очередь Моцарт и потом только Бах: но может быть, Моцарт – это особенно яркие, судьбоносные, запоминающиеся переживания человека, а Бах – любые переживания, как исключительные, так и повседневные?
Наверное, так оно и есть на самом деле, но что же из этого следует? для начала только то что к Баху как вечному и щедрому Хозяину бытия иногда заходит загадочный, непонятно откуда являющийся Гость жизни – Моцарт: тоже своего рода сценка в пушкинском духе из репертуара Мирового Театра, – ведь должен же быть в мире Хозяин с большой буквы, и должен быть Гость с большой буквы, и Один должен иногда навещать Другого, а кроме этого – по причине соблюдения чистоты (пушкинского) жанра – пока ничего не должно быть, ну а дальше – посмотрим.
2Есть колосок, а в конце его ость,первый – Хозяин, второй – как бы Гость.Их тоже двое на этой земле,и вот на их двуедином крылеистина, птице подобно, парити об одном, как всегда, говорит:что есть Сознание вечное в нас,есть и капризная Личность – на час.То и другая насквозь – меломан,ибо где музыка, там не – обман.Самосознанию так повезло,что оно Баха на службу взяло!Столь же удачен – кто это забыл? —выбор у Личности с Моцартом был.Моцарт и Бах – наше все! – у нас есть,а вот кого нам из них предпочесть,возраст обычно решает за нас.Музыка Моцарта – чудный в анфасюности нашей как будто портрет.Годы ж за вычетом названных лет,то есть вся жизнь в сердцевине своей,с музыкой Баха созвучны скорей.Да, наша юность похожа на ость,и в житии-бытии, точно Гость.Светлой волшебницей нас посетив,свой нам оставила лишь негатив.Будем всю жизнь мы его проявлять —будет всегда он от нас ускользать.Что же такая за тайны вуальвечную в сердце рождает печаль?Может, нам юности трудно проститьтщетность усилий ее сохранить?Ценим мы тонких энергий игру —юности дар на житейском пиру.Только они чувство счастья дают,всякий без них загнивает уют.Но как уходит из почвы водалетом засушливым, так в никудаток тех энергий уходит из нас:с ними же радостей тает запас.Мертвая хватка в депрессии есть —как за привязанность к Личности месть.И потому выбирает душа,жадностью к жизни уже не греша,то, что ей просто не выбрать нельзя:к Баху духовная всходит стезя!И не покинет его никогда,ибо как в небе нам светит звезда —каждую ночь до скончания дней —так чем шаги нам по жизни больней,тем безотказней опора его —Баха и только его одного!Так что Хозяин важнее, чем Гость.Колос существенней, чем его ость.3Добрый Хозяин всегда в первую очередь заботится о том, чтобы в его окружении люди чувствовали себя хорошо и комфортно, разумеется, какой-нибудь экстравагантный номер, способный развлечь публику, никогда не помешает, но он должен быть выполнен в меру, чтобы никто из присутствующих не ощутил дискомфорта – ведь любая сверхмерная и в особенности острая оригинальность может нарушить хрупкое душевное равновесие, такова уж человеческая природа! – и потому гармоническая уравновешенность, причем буквально в каждой музыкальной строке, отличает И.-С. Баха, – и хотя в баховской полифонии постоянно звучат потрясающе страстные аккорды, это именно страсть от третьего, а не от первого, как у Моцарта, лица, это как бы страсть глубоко личного и идущего из глубин сердца, но все-таки – Сознания или Самосознания с большой буквы, а никак не конкретной индивидуальности, и потому у Баха мы фиксируем сплошное восхождение ввысь, и даже там, где нужно немного спуститься, чтобы начатть новое восхождение, он делает все, кажется, возможное и невозможное, чтобы не пойти ни на миллиметр вниз, не спуститься, не уступить, в худшем случае «прокручивает на месте», и тут же продолжает свое неустанное восхождение «горе», – оттого и эмоции, получаемые от Баха, не размягчают и не расслабляют душу, а усиливают и концентрируют ее: трудно придумать более укрепляющую и благотворную душевную терапию, чем баховская музыка, тогда как в Моцарте много депрессивного, и пусть это самая великая, прекрасная и просветленная депрессия, какая только может быть, но это все-таки депрессия, – мне вообще непонятно, как музыка Моцарта может лечить.
Что же касается идеального Гостя, то он может позволить себе любую оригинальность, и чем она экстравагантней, тем это даже лучше: роль космического Гостя вообще предусматривает задачу потрясения зрителя – читай человека как такового! – как одну из своих главных задач, разумеется, идеальный Гость – это ни в коем случае не заезжий гастролер, пробавляющийся платками и кроликами из цилиндра, но человек, до последней поры существа своего сознающий загадочность собственного появления на свет, он сам потрясен до глубины души, что пришел неизвестно откуда и уйдет в неизвестно куда – на то он и Гость с большой буквы! – и то обстоятельство, что он своему экзистенциальному потрясению сумел придать филигранную форму искусства, делает его великим артистом, нисколько не упраздняя честь первооткрывателя многих и важных законов Жизни, – например, феномена работы в нашем сознании духа времени: так, воспоминания возвращают нас в прошлое, однако, оказавшись мысленно в прошлом, у нас включаются фантазия, ум и воля, и вот они уже, соединившись с воспоминаниями, направляют наше сознание по иным и возможным в свое время стезям, быть может воплощая просто великое и непостижимое измерение онтологически возможного – так происходит своеобразная накладка будущего на прошедшее, и размышление о том, что было бы, если бы… – оно щемит сердце, здесь бездна психологической субтильности, и в плане музыкальной тональности это, конечно же, поздний Моцарт: томление Жизни, разлитое буквально везде, и даже там, где должен быть «вечный покой», – тема Командора. Да, великий Гость любит ставить своих слушателей на экзистенциальные грани: так, всю жизнь мы что-то делаем – точно скользим на паруснике – наше существование в этом теле? – по волнам, но наша прожитая жизнь тиха, глубока и загадочна, в нее уже не войти никому, и даже мы сами, теребя ее беспорядочными усилиями памяти, находимся в положении читателя, который, затеяв разговор с любимым персонажем, потребовал бы от него серьезного ответа на свои вопросы, – однако парусник на то и парусник, что может неожиданно пойти ко дну, и пока мы скользим по океанским волнам в нашей утлой ладье – парусник разве не преувеличение? – мы с Моцартом, а Моцарт с нами, и когда мы заглядываем вниз, в глубину, и представляем себе, что можем навсегда уйти туда, и ощущение страха, ужаса, но и устрашающего величия охватывает нас – это тоже Гость-Моцарт.
Зато идеальный Хозяин не позволит себе, чтобы присутствующие за его хлебосольным столом испытали хотя бы крошечную йоту этого самого глубокого, пронизывающего и неприятного чувства на земле – чувства страха, – и потому, если бы нам случилось утонуть, и первый ужас прошел, и восстановилось бы в нас новое, необъятное, великое и, конечно, не знающее страха посмертное сознание, то это, пожалуй, по праву можно было бы сравнить с музыкой Баха.
Любой Гость приходит – и должен уйти, а Хозяин остается, и вот эта неизбежность предстоящего ухода – она же, кстати, вместе и сердцевина будущего! – вселяет в нас непобедимое беспокойство, – да, прошлое и будущее кажутся нам двумя гигантскими чашами, в одной из которых плещется жизнь бывшая и как бы навсегда в себе завершившаяся, а в другой находится жизнь грядущая и как бы до конца не способная – по душевному ощущению! – завершиться, любопытная вещь! хотя будущее, любое будущее рано или поздно станет сначала настоящим, а затем прошедшим, то есть тоже обратится почти что в чистое бытие, а значит нам следовало бы относиться к нему с доверием и видеть в нем источник того «вечного покоя», каким оно когда-нибудь сделается, мы испытываем по отношению к будущему совершенно иные чувства и побороть их не в состоянии: будущее всегда и неизменно вызывает в нас смутную, тонкую, не до конца осознанную тревогу – иногда просветленную по тональности, иногда окрашенную беспричинным пессимизмом, мрачными предчувствиями и субтильной скорбью, – и был на земле один-единственный человек, который, можно сказать, адекватно, то есть вполне конкретно и одновременно вполне метафизически выразил эту тревогу будущего в искусстве, – Моцарт! это воплощение загадочного Гостя жизни.
Как явился в мир, точно по странной аналогии, тоже один-единственный человек, выразивший в своем творчестве противоположность жизни – чистое бытие как субстанцию не только минувшего как такового, но и всего того, что им в данный момент пока еще не является, но когда-нибудь неизбежно будет – важнейший нюанс! – со всем его вытекающим отсюда всепоглощающим и всепобеждающим гармоническим покоем, непостижимой умиротворенностью при задействовании всех драматических и даже трагических поворотов как на душевном, так и на космическом уровнях, со всей его мужественной и глубоко духовной интимностью, где, кажется, нет ничего кроме непрестанного духовного развития в чистом виде, однако парадоксальным образом отсутствует единственный субъект духовного развития, то есть человеческое «Я», И.-С.Бах! – это воплощение столь же загадочного Хозяина бытия.
Гость-Моцарт на языке музыки говорит нам о самом главном в нашем самом повседневном: будущее не только вызывает в нас безотчетную тревогу, субтильное волнение и необъяснимое беспокойство, но ко всем этим чувствам примешивается еще что-то глубоко нечистое – разумеется, в метафизическом смысле! – и к тому же абсолютно неустранимое, что-то бередящее и смущающее душу, что-то такое, что, как несмешивающаяся ни с чем гомеопатическая субстанция, неспособно ни при каких условиях обеспечить нам душевный покой и дать полное нравственное умиротворение, – вот катарсиса-то, как любили говорить древние, нет и в помине в восприятии будущего, – Моцарт-Гость!
Но ведь и Хозяин-Бах тоже говорит нам о главном в повседневном, и тоже на языке музыки: да, мы думаем – как многое изменится в мире через десять-двадцатьтридцать лет, но нас уже при этом не будет, и это вселяет в нас тонкую горечь и некоторое непобедимое сожаление. Между тем столетия, тысячелетия, эоны минули, и нас в них не было, а если мы и были, то впечатление осталось такое, точно нас не было, – однако тем поразительней в том и другом случаях ощущение именно катартического покоя и некоего просветленного – то есть личного, но без эгоистической ноты – внимания к событиям минувшего, словно речь идет о близких персонажах хорошо знакомого романа, которыми интересуется новый, только что появившийся на сцене персонаж – мы сами, – Бах-хозяин!
Причем Бытие и Бах – это ни в коем случае не прошлое как таковое, а скорее настоящее и будущее, которым суждено рано или поздно сделаться прошлым и приять в себя его умиротворенную и всепримиряющую субстанцию, как по аналогии Жизнь и Моцарт – это тоже не только настоящее и будущее, но и прошлое, в чреве которого дремлют беспокойство и томление, тоска и тревога, ожидание и скорбь, иными словами, прошлое, беременное будущим, – короче говоря, Хозяин и Гость удивительным образом дополняют друг друга, и кто знает, быть может эти две столь же повседневные, сколь и бытийственные роли и есть самые главные в репертуаре Мирового Театра.
Артур Новиков / Киев /
Родился в ноябре 1963 года в Киеве. Самые яркие воспоминания детства – годы, проведенные с родителями в Алжире, отец преподавал в военном училище. Африка, муэдзины по утрам, французский язык и арабские сверстники. Потом институт (Одесский Электротехнический Институт связи им.А.С.Попова) в Одессе. Далее работа в Киеве, стажировки в Питере и – Советская Армия. Лейтенант Новиков служил в белоцерковском гарнизоне. Первое стихотворение было написано 29 сентября 2011 года. Стихи публиковались в журнале «Крещатик».
Башмак и булыжник
in Tina Gloria Luminem
«Плащ перо обломок шпаги…»
плащ перо обломок шпагинезабвенный Валентинотплескали в поле флагиот вершин и до низинрдеет там за облакамито ли слава то ль покойплащ перо обломок шпагиимя сердца ангел мой«Был склонен к тихой любви…»
был склонен к тихой любви.писал вздохами. на подносах в закусочных.официантки – жалели. швейцар говорил ему – брат.дома кормил одиноких котят. говорил с попугаем.его часто встречали в метро. в произвольное время.что за образ? беспечный монах.чуть ошибся эпохой.«Мы гадали не на крове…»
мы гадали не на кровена кровиот зачатья до покроваотзовихоть зерном хоть каплей миррына ладоньтени пьяные факирыи огоньхоть лепечет хоть бормочетмолокопо золе ступай за ночьювсе легкозвуки ниткой слово в словои прошлипо волне с волною новойсны земли«Ливень хлюпающая амуниция усталость Бог мой……»
ливень хлюпающая амуниция усталость Бог мой…и мне уж давно за тридцать хорошо бы домойя питаюсь порохом и водкой сплю с маркитанткой с ней же спит весь взводхоромы мои костер да палатка а чаще пустой небосводалебарда моя пережрала свежатины на сотен пять мясниковконечно ведь я гонвед любви королевства несбывшихся сновботфорты с камзолом давно уж отрепье но панцирь и каска блестятсколько дорог еще сколько сражений конца не видать экий лядскелет еще крепок тонка моя кожа и сердца атласный мешоккрови бесконечность рассветы мне хлебом итог невозможно далек«Попробуйте снять историю Чаплина в цвете…»
попробуйте снять историю Чаплина в цвете. не подыг-рывая архаике немого кино без фальшивых царапин напленке которой ведь нет – не так ли? – пленка канулав ленту незримого. мегабит кто разглядит и подержит вруках на свет? тупее вопроса ответ.наверное еще сложнее будет звук.рояли в зале не дребезжали и таперы играли чисто —они были артисты.граммофоны звучали прекрасно а не ретро-стариннокак воссоздать тот мир ясно и глазу/слуху уловимо?но попробовать стоит.особенно – рассказать об актере.ведь понятие «на хер» утеряно по существу. в гламуре су-ществ что способны сыграть только в кукольной драмепо сценарию комикса.привет обезьяне.«…Do you want to be my sister…»
…do you want to be my sisterwoman?be sister of mystery of my ownbe water in ocean that aloneso please bewoman…забавно я не знаю английскогоно слова вот родные и близкие мнеони странно с гитарой сочетаютсякак колпак с арлекином и паяцемв балагане что кочует степями и доламио веселом всегда невеселоеи о вечном все как-то привычноекак на койке в халате больничном вывпрочем ладно шарманка проехалимы как мыскорлупа да с орехами«Люблю небольшие пространства…»
люблю небольшие пространствав них легко путешествовать в миродиночные камеры странствийсам же лоцман капитан канонирпаруса это шторы и стеныи зеркальные воды окнагде плывут тишиной вдохновенныеотошедшие в свет имена«Можно удивляться времени…»
можно удивляться временивременикак навозунавозу налипшему на стремениповторять за собой о секундемгновениии не знать ни огня ни рока ни бременимысль такая беспечностьтакой славный пустой мотылекзалетает беспечно за вечностьа прожить?на глоток«Вчера навсегда…»
вчера навсегдаочень точное слововедь что-то всегда остается живыми вечнымнеподражаемо новымно вечны и новы и ветер и дымзамечу – обычнои Ленин – всегда молодойи Виктор Цой – жив!рок-н-ролл – никогда не умретвсе отличноМик Джаггер со сцены сойдет?да о чем вы!я просто не верютак стекают струйками из года в годнеощутимые глазом потеримир не блефуетсуфлеры на сцене молчатрежиссура беспечнапросто стоит принять как фактприсущую нам бесконечностьвсе алмазы в ладонькошельки нараспашкумонаху – амвонматросу – тельняшку«Я знаю вы урод но мне приятно…»
я знаю вы урод но мне приятночто мы знакомытолько не пойму что тянет к вамвот так невероятнонаверно погружение во тьмутак выспренноно слово ищет слово для передачи чувстванаобуммозг лабиринт в котором часто новосам слова звук и смысла странный шуммы как в эфире маячки без ночиплывем и светим знать бы нам комупривычное привыкнуть к нам не хочета случай лжетслучайностью всему..но странно блядькакой х*йнеймой мир в ладу с каким-то мной?«…Сегодня во сне я оставил лицо…»
…сегодня во сне я оставил лицону чисто по Абэ – в каких-то там дюнахсошел с электрички и сразу песоквот что удивило – бродили верблюдыверблюды в Хоккайдо!а впрочем все снысварил себе кофечем пить? – вспоминаю о Сакё Комацуон продал Японию Альфа ЦентавреToyota Nissan теперь только в музеяхи в частных коллекциях там в Абу Дабив Маниле хранят сад камней из Киотов Австралии – Гиндзупохоже я сплювсе впрочем логичноидти за находкой всегда означаетутерю потериведь явь это сон но с другой стороныза дверью Луна сямисэн и тимпанлицо самураяон мёртв я свободен…«Мой санузел облицован плесенью…»
мой санузел облицован плесеньюкошелек забыл запах мелочия живу на пожарной лестницеподо мной время дымкой стелетсядни плывут одичало медленнорыбьей стайкой по мелководиюэто верно но также верю ячто ни засуха – к полноводиюпо горбу будет трон для Ричардаа по сердцу – всплывет Офелияпрокаженному – небожительствоа Емеле – везде веселье«О космонавтах. О беззвездной ночи…»
о космонавтах. о беззвездной ночио кипарисах что упали в морео Парках что над временем хлопочуто странствиях по Лете против волислова. как мотыльки к лампадепо мере света и по мере маслакому-то нежность вечная наградадругому ночь в которой нежность гаснет«Sur le temps устало сходит…»
sur le temps устало сходитнебо листьями и суходождь расскажет о погодеприокошечным старухамвсем ментам провинциальными вокзальным проституткамpar le temps вино природыдопивают переулки«…Чуть завидую русскому барину…»
…чуть завидую русскому баринуего лени и быту привычномумне б поместье в деревне Узваринону и ключницутакпоприличнее…«В музее имени меня…»
в музее имени менядовольно пыльномухи экспонатысюртук который я не надевали билетерша пьянаяк чему?помру непризнанным…«Мухи совести…»
мухи совести.глодали и клубились.над су́ши и сакэ.не ел я.«Вы предпочитаете…»
вы предпочитаете?..да немного сахара!сливки?пожалуйа вы читали?..да и даже чуть плакала!я такая чувствительная(смеется)Сахара – у Экзюпери ну просто живая!а Маленький Принц – все мое детство!он закуривает. чуть пахнет раемслучайные ангелыживут по соседству«…Вот души живущие блюзом…»
…вот души живущие блюзомкак время налитое светоми страны (я точно не знаю)сезонов доступного летатам Марс обживают фламингоидут на вино одуванчикирассветы – багрянец индигов зарницах – зеркальные зайчикии там же назло циферблатустраницы взметнутся как крыльяДеметра обнимет Гекатуа мифы осыплются былью…«Пытался уснуть…»
пытался уснутьшелестело дождемива стучала в окносны убегалимолчал в осень домопечален«Беззаветная птица…»
беззаветная птицастрижи на запястьяхсиницы в ладоняхчайки глазна наскальных рисункахкакой-то пещерыкогда-то сейчас«Зыбкое помещение или пространство…»
зыбкое помещение или пространствосмещение зрения об углы постоянствакто-то на кухне как маятник ходитокна исправно врут о погоденадо попробовать выйтитуда на светв город Сан-Ситикак? – секретдовольно много способов было у Джимаесть варианты у доктора Лириони отчасти пройдены. но непостижимокак быть при сознании находясь в эфиревозможно все простодело в сменных носителяхдоставки благ в текущем эквивалентеи выбирая меж Крезом и Праксителемставлю зеров моей персональной ленте«Насколько я уверен в постороннем…»
насколько я уверен в постороннемв той тени что отбросила менячто существует по своим законамчто свет дает сама не видя днянасколько я уверен в настоящемкак зритель здесь не сказано актеридут дожди над безымянной чащейрастут деревья слышится топор«Сделал поправки на ветер…»
сделал поправки на ветердля верности руль закрепилв каюту сошел до рассветабарк тихо на полночь отплылсвятые спускались по гротупророки плескались в волнемелькнула девица Европана бычьей усталой спинев каюте негромко светилидве плошкичто мирт да смолаа там и в Сидоне и Тиренад пеплом пусть плачет зола«Между нами стреляют мортиры…»
между нами стреляют мортирыплещет пламя и стелется дымк эскадронам бегут командирыв пляске ядер по трупам живымв этот день нам с тобой не вернутьсякаждый данник своей сторонынебеса красной пеной упьютсяславен завтрак у бога войнывот и двинулись. побатальоннонам до встречи с полсотни шагови кружатся слетают вороны —предпоследний у вечности кров«Уличное порно…»
уличное порнов исполнении Гойи или Камиля Писсарростало бы безусловным шедевромкоторым гордился наверное Прадо и выставлялразумеется Метрополитенголая пьянчужка кисти Мункагадящий пес в убогом подъездеи вонючий кот у постели старухиразумеется же Франса Халсабезусловный экстаз. без сомнений(куча дерьма в городском писсуареисполнения Поллока Джексона Полане создало бы ажиотаж.кто бы понял? экспертов так мало)но купил бы Бобур. однозначно__всеядность мира искусствомпоражает как взрывы на Марсеи цунами что сносит Хоккайдо__час тридцать. пустое метро. странно пахнетпомойным мгновением«Нарисую-ка гробик акварельными красками…»
нарисую-ка гробик акварельными краскамирядом клумбу цветы пару книжек со сказкамисбоку белую Смертьбез косы но с тромбономи оградку кругом. на оградке гондоныкак тибетские флаги пусть играют по ветрув них символика жизни особо заметнану и скатерть до неба. с узорами майявечность есть. ее нет. она не исчезает.«Она читала кажется Мирру Лохвицкую…»
она читала кажется Мирру Лохвицкуюречитативом под фортепиановолосы растрёпаны были вакхическида и сама была отчасти пьянойголос был с хрипотцой. она читая курилатапер часто сбивался попадая не в тактс ленцой и качаясь ее слушал верзилакрасный как каленая медь видимо морякв кабаке оставались немногие. проститутки скучали.бармен нервно зевал подбивая счетно казалось мне что небеса ей внималиу них ведь с артистами особый расчет«По касательной к месту и времени…»
по касательной к месту и временимимолетно как будто нечаяннона земле неизвестного племенипо дольменам скользят листья пламенивсе огни отгорели но кажетсяотгремело но эхом доноситсянедожатой судьбы несуразицаневзошедшей мечты околесица«Я прикупил вчера Париж…»
я прикупил вчера Парижпокупка ценная но все жемогу прожить без синих крыши без француженки на ложено вот купил бы… да за что?сантимы кончились и франкитот воздух что вдыхал Коктои взгляд вийоновской цыганкисабу строителя Ситэ́к ним блузу первенца Монмартрапо выдоху – эгалитэпо вздоху смехЖан-Поля Сартра«Алма-Ата…»
Алма-Атане над Невой и Сенойзатерянное облако в горахмечтой назвать? но ты обыкновеннатобой не бредят лирики в мечтахи сторонится классика экраназдесь Бродский над Гудзоном не курили не бродил Буковский полупьяныйне пел Карузоно беспечно милмне этот город в необычной речиЖибек Жолы. Абая. Толе Бикак место встреч предощущенья встречикак странностьнепредсказанной любви