Наверное, члены Совета Безопасности РФ знают что-то, чего не знает больше никто: например, что печальные летописные события – это всего лишь плод фантазий монахов? Но тогда почему учебники истории не переписаны? И где тогда доказательства подлога данных от «писателей» Русской православной церкви? Надо же как-то определиться!
В этой истории немного утешает лишь то, что отечественные технари, похоже, единственные в стране предметно читающие Русские летописи, не поверив никому, атомные электростанции в Европейской части РФ спроектировали на восьми балльное землетрясение. – То есть улицы городов с погребёнными под рухнувшими стенами людьми и после землетрясений будут успешно освещаться энергией АЭС! Жуткая картина! Не правда ли?
В городе, в поселении
Пожары и борьба с ними
Во введении в тему отмечу, что Национальная летопись переполнена сведениями о пожарах и их жертвах; не лучше дела обстояли и в не славянском мире.
Среди причин этого бедствия, конечно же, была и безалаберность. Но чаще началом возгораний был поджог – обычная, как я полагаю, практика сведения счётов меж князьями; палили имущество и как метод рейдерского захвата лакомых территорий как в тех, так, впрочем, и в нынешних временах. В чём лишний раз можно убедиться, например, в Тверской летописи, сравнив даты пожаров и событий «Русского Чикаго-non-stop» (но где исследование на эту тему?).
По мере же централизации и укрепления власти и с окончанием суровых пассионарных фаз развития российской суперэтносистемы доля поджогов снижалась, и на первое место среди причин пожаров устойчиво вышло разгильдяйство: так, в 1828 г. в Российской Империи по этой причине произошло 2 385 пожаров, и только 120 – из-за поджогов, а от попадания молний – 167; общий ущерб от этой беды составил более 25 тыс. рублей, сгорело 13 тыс. домов, погибло более 15 тыс. четвертей зерна. В 2015 г., для сравнения, в стране зафиксировано 145 686 пожаров, в которых погибли 9 377 человек.
Меж тем горькая статистика человеческих и материальных потерь в огне весьма информативна не только для описания успехов действий княжеских спецназов. Из летописных описаний этих несчастий можно достаточно точно определить численность поселений, восстановить реестр городских улиц и имена хозяев домов, оценить мощность строительной индустрии и плотность застройки городов etc. – И это может стать факультативным заданием для школьников и студентов на уроках истории.
Настало время заметить, что Национальная летопись не содержит никаких описаний жизни людей вообще: речь постоянно идёт о княжеских тусовках и столичных интригах, о рейдерских ходках корсаров Руси, о годах голода, о космических явлениях и о плохой погоде – поток сплошного негатива! То есть монахи описывали только те явления и события, которые однозначно признавались ими причинами уменьшения или изменения потоков их финансирования спонсорами; всё иное в жизни их паствы было вне сферы интересов летописцев. Единственно светлые (скорее только для князей и клириков) страницы, которые можно встретить в Национальной летописи, – это строительство городов (т. е. огораживание крепостными стенами уже существующих мирных поселений)[7] и возведение церквей. Всё! Чем жили 99 % граждан страны за «МКАДом», за стенами Новгорода, Пскова, Костромы, Владимира, Смоленска, Рязани, Твери etc., – в летописях ни звука!
Подмечу и ещё одну странность: все варианты Национальной летописи заканчиваются в XVI – в начале XVII. Почему, кстати?
Таким образом, преобладание в данной серии эссе депрессивных тем обуславливается отсутствием (за редким исключением) документов с описанием иных, светлых сторон жизни людей и радостных событий природного окоёма; в основном подобного рода описания принадлежат перу иностранцев, либо посетивших страну, либо в ней работавших. Впрочем, и хроники иных этнических систем заражены той же «болезнью».
Кто или что тут может помочь разобраться в законах истории людей, а не в истории тусовок княжеских и функционеров РПЦ? Конечно же, археология и сопоставительный анализ сохранившихся описаний различных сторон жизни людей. Исхожу из уверенности, что цивилизационный уровень (в том числе и уровень морали) каждой из сторон жизни людей всегда синфазен любой иной стороне жизни людей одной этносистемы. Именно под этим углом зрения и рассматриваются свидетельства истории, в том числе и описания пожаров, как и противопожарных мероприятий.
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-книга)Пожар в Царьграде
Было в царствование Льва Великого (Папа Римский, ум. 440. – А. Г.) возгорание большое в Константинополе, какого никогда же не было, и изгорел город от моря и до моря. Убоялся же царь оставаться в палатах своих в городе, и пришёл к монастырю святого Мамы (Русский квартал в Царьграде), и затворился там, и пребывал 46 дней, и создал там пристань и портик, который называется в честь Льва и ныне.
Кведлинбургские анналы1009 год
29 августа, в понедельник, в 6-ю луну, в Майнце достойным сожаления образом сгорела в огне новая базилика вместе со всеми прилегавшими к ней строениями, так что осталась только одна старая церковь. Громы и молнии часто случались в зимнее время.
1010 год
Базилика в Вунсторфе (городок к западу от Ганновера. – А. Г.) ужасным образом погибла от удара молнии. Видны были также кометы.
Козьма Пражский, †112523 апреля (1090 года. – А. Г.), в среду, на второй неделе после пасхи, сгорел монастырь святых мучеников Вита, Вацлава и Адальберта в городе Праге.
Тверская летопись1134 год
В 6642 году от СМ сгорели нижние торговые ряды от Плотничьего ручья до Холма, а 4 августа сгорело 10 церквей.
1152 год
У торговых рядов загорелась церковь св. Михаила, и много горя было; и погорел затем весь торг, и все дворы до ручья; сгорело 8 православных и 9 варяжских церквей.
1178 год
В Новгороде сгорел весь Неревский конец, начиная от дома Иванковых, а также 5 церквей.
1185 год
Пожар во Владимире занялся 13 апреля, в среду: выгорел почти весь город; погибли 32 церкви; занялась и Златоверхая соборная церковь св. Богородицы…
1193 год
В четверг, 23 июня, в полночь загорелся Владимир и горел всю ночь и весь следующий день до вечера; сгорели 14 церквей и половина города. Великокняжеский двор отстоять от огня удалось… а 4 июля кн. Всеволод заложил детинец во Владимире.
1194 год
Пожар занялся с Савкина двора на Яришевой улице, и быстро перекинулся на другие строения Новгорода. Сгорели 3 церкви: св. Василия, св. Троицы и св. Воздвижения. Пожар унялся только у Луконой улицы… но уже на другой день загорелось в Чеуловом переулке, где выгорело 10 домов. И в ту же неделю, в пятницу, пожар занялся на Хревкой улице и распространился вплоть до ручья в Неревском конце, сгорело 7 церквей…
Воскресенская летопись, 134331 мая 6851 года от СМ погорел город Москва и в нём 28 церквей. Это уже четвёртый большой пожар за последние 15 лет.
Тверская летопись1316 год
В лето 6824, марта 19, загореся град Тверь, кремль, и множеством людий погашен бысть.
1382 год
И поидоша (Тохтамыш. – А. Г.) секучи в град, а инии по лествицам на град; а граждане сами град зажгоша, и бысть ветр силен, и бе огнь на град и меч; и бысть взят град августа 26 день, при часе 8 дню.
1392 год
Выгорел Кашин, но был быстро срублен заново.
Псковская летопись1432 год
Осенью в Новгороде случился пожар: сгорел околоток (предместье? – А. Г.) и Владычин двор; за исключением позолоченного купола кровля на Святой Софии погорела вся…
1446 год
Великий князь Василий Васильевич Московский поднял всю силу Русскую и пошёл освобождать свою землю на Махмета окоянного, и побежал Махмет, и сентябре остановился князь в Сергиевом монастыре. Но спустя 3 дня супостат появился у Суздаля, пленил тамошнего князя и много народа истребил. Началась паника, и люди стали стекаться в Москву под стены крепости, и ночью город загорелся; погибло много людей, из которых только мужчин 2700 человек, а потерям товара и скотины и числа нет.
Адам Олеарий, 1636 (†1671)Крыши крыты тёсом, поверх которого кладут бересту, а иногда – дёрн. Поэтому-то часто и происходят сильные пожары: не проходит месяца или даже недели, чтобы несколько домов, а временами, если ветер силён – целые переулки не уничтожались огнём.
Мы в своё время по ночам иногда видели, как в 3–4 местах зараз поднималось пламя. Незадолго до нашего прибытия погорела третья часть города и, говорят, четыре года тому назад было опять то же самое…
Те, чьи дома погибли от пожара, легко могут обзавестись новыми домами за Белой стеной на особом рынке стоит много домов, частью сложенных, частью разобранных. Их можно купить и задёшево доставить на место и сложить.
Ян СтрюйсНагасаки, 1647
Близ домов стоят большие сосуды с водой, чтобы тушить пожары, которые здесь часто возникают. По этой причине состоятельные люди строят каменные склады у своих жилищ, чтобы сохранить своё добро от пожаров. Пожары приносят здесь большие убытки, и их было бы ещё больше, если бы вода не была проведена в изобилии по всем улицам, что даёт возможность легко достать её.
Вопросы к учителю
Если каменные церкви на Руси научились строить уже в конце первой сотни лет христианизации страны, то почему каменные склады и городские морги (Божедомы) стали отстраивать только в XVII-м?
Ведь вряд ли русский домовитый мужик был менее домовит, чем японский! Тогда где можно увидеть следы каменных строений продовольственных складов, хранилищ семенного фонда и арсеналов XVII века и ранее? Деваться некуда: придётся-таки историкам вести особо любопытных в подклети церквей и показывать хозяйственные постройки монастырей.
Бальтазар Койэтт, 1676Москва
В четверг, 23-го января, как и в предыдущую ночь, в городе в четырёх местах горело, причём беспрестанно гудел набат. Лучшее средство, которое здесь применяется, чтобы не дать пожару распространиться, заключается, ввиду недостатка или отсутствия воды, в том, что те деревянные дома, которые ближе всего к пожару, срываются и растаскиваются до основания: в этом [Русские] очень проворны.
В воскресенье, 26-го апреля, возник сильный пожар как раз за Мясницкими воротами, а, после обеда, другой в 3-х или 4-х вёрстах от города. Думали, что сгорела целая деревня. Это не удивительно, так как дома здесь, большею частью, из дерева, а крыши одеты древесным лыком, покрытым тонкими дощечками: всё это при засухе и на солнце, если не было ни дождя, ни снега, так сухо, точно серное дерево, и легко принимает огонь.
В понедельник, 27-го, утром, снова возник сильный пожар на том же месте, где был пожар в предыдущий день. Сгорело около 30-ти дворов и одна церковь. В этот день горело и в двух других местах; это случается часто и одновременно в разных местах.
Во вторник, 28-го, его превосх. обедал у Датского резидента. После обеда мы все поспешно должны были вернуться домой, так как около Покровских ворот возник сильный пожар, перекидывавшийся всё дальше значительным ветром; он уничтожил более тысячи дворов и ещё много каменных и деревянных церквей. Этот пожар представлял страшное зрелище…
Иоганн-Георг Корб, 1698–169921 марта 1698. В Минске была днёвка. Обедню мы отслужили у иезуитов… Минск, некогда богатый и славный город, доведён года три тому назад сильным пожаром до совершеннейшего упадка…
8 и 9 апреля 1699 г. Около девяти часов утра был большой пожар недалеко от Посольского двора, за палатами воеводы Шеина. Боярин Салтыков и князь Алексей Михайлович Черкасский много пострадали через это несчастие; горело в продолжение четырёх часов, отчего превращены в пепел их собственные палаты и многие окружавшие оные деревянные дома. Здесь не употребляют воду для тушения огня, но для пресечения пожара только разбирают дома. Правда, на пожарных оловянных трубах (sic!) нередко видны значки со знаками, отличающими солдат разных полков, но очень редко можно заметить людей, употребляющих эти трубы в дело. Пламя с ближайших домов захватывало людей, разбиравших крыши, когда они вовсе об этом не думали, и препятствовало им продолжать их работу. На место, где свирепствовало пламя, вынесли, чтобы пресечь его, икону Божией Матери. Сегодня также сгорел один дом в Немецкой слободе.
Юст Юль, 171116-го мая. В Немецкой слободе произошел ужасный пожар, обративший в пепел значительную часть этого предместья и, между прочим, великолепный дворец князя Меншикова. У новой лютеранской церкви (сгорела) крыша, школа же (истреблена) до основания. Когда видишь здесь начинающийся пожар, (становится) страшно: так как почти весь город построен из леса, а пожарные учреждения плохи, то огонь распространяется до тех пор, пока есть чему гореть.
На пожар выходят русские священники с (хоругвями), образами, кадилами и другою священною утварью и молятся между пожарищем и (незанявшимися еще) домами, но все напрасно. Простой народ только смотрит (в бездействии) и стережет случай, как бы что-нибудь своровать или стащить. Спасать (имущество) или тушить (огонь) его не побудишь и за деньги. Настоящий пожар после больших усилий остановили наконец тем, что разобрали множество домов под (ветром). Когда (огонь) дошел до (пустого места), то, не находя более (пищи), поневоле погас сам собою.
И. Т. Посошков, 1724Противопожарные мероприятия
И от такова их разорения надлежит им учинить охранение, дворы им велеть строить пространнее и не сплош двор подле двор, но с переступкою, гнездами, и улицы зделать широкия на прост[р]анных местах сажень по тритцати шириною, а где и тесно место, то тут бы менши дватцати сажен улиц не делать, того ради, аще у кого загоритца, то все соседи бежали отнимать.
И егда меж дворов будут промешки свободные, то со всех сторон отнимать будет свободно, и тем двум дворам вовсе згореть не дадут, потому что соседи по прежнему не кинутца за убором домов своих, но все будут отнимать у того, у кого загорелось.
А в нынешнем селени[и] никоими делы во время запаления соседям помощи подать не можно, понеже все мечутца за своими уборы, обаче не вси убратися могут, но у всех не без погибели бывает. И тако вси погибают, и от тога в самую нищету приходят.
Арабески
Совершенно несостоятельной была бы мысль о том, что Посошков был первым, кому в голову пришли идеи о системе охранения от пожаров русских подворий. Страна имела многовековую историю строительства жилья из дерева, и не из-за дешевизны и доступности материала, но, главное, из-за великолепной способности сохранения тепла в лютые холода. Соответственно, со всеми печальными последствиями использования дерева люди были знакомы давно. Так почему из миллионов предков Посошкова не нашлось ни одного умника, который бы предложил планировать строительство деревень по архитектурной разметке a’la Посошков? Да надобности особой не было! Однако той надобности не было для 99 % населения страны, но не для тех, кто населял посады вокруг замков.
Скажите, пожалуйста: и в XIX, и в XX наши полторы сотни тысяч деревень и сёл часто ли выгорали целыми улицами из-за разгильдяйства? А раньше? – Уж не чаще, чем в веке XXI-м. Отсюда у меня и появилась убеждённость, что княжеские «берлоги» выгорали столь часто преимущественно из-за поджогов посадов стараниями лазутчиков, как, например, в 1496 году во Пскове. Для более убедительного доказательства этой версии (или же её опровержения) надо свести в одну таблицу даты княжеских междоусобиц и даты пожаров в стане «обидчиков».
Однако в любом случае, о поджогах: Как это по-христиански! И как это по-евангельски! Не так ли?
Меж тем, научившись возводить каменные строения, люди не спешили возводить каменные склепы и вселяться в них. Но только до тех пор, пока не грянула экологическая катастрофа, когда все окрестные леса вокруг городов были изведены под корень, а возить брёвна за тридевять земель стало накладно. Тогда-то и ударились в каменное жилищное зодчество, сравнявшееся по себестоимости возведения с транспортными издержками на подвоз строительного леса, и полагая также, что камень не горит. Гореть-то он не горит, но всё, что внутри каменных стен, выгорало не менее «успешно», чем прежде. В чём могли все убедиться после Великого московского пожара 1812 года.
Ф. В. Ростопчин, 1812Главная черта Русскаго характера есть некорыстолюбие и готовность скорее уничтожить, чем уступить, оканчивая ссору сими словами: не доставайся же никому… Когда пожар разрушил в три дни шесть осьмых частей Москвы, Наполеон почувствовал всю важность сего происшествия…
Я велел выпроводить из города две тысячи сто человек пожарной команды и девяносто шест труб (ибо было по три в каждой Части) накануне входа неприятеля в Москву. Был также корпус Офицеров, определенный на службу при пожарных трубах, и я не разсудил за благо оставить его для услуг Наполеона выведши уже из города все гражданские и военные чины… я видел многих людей, спасшихся из Москвы после пожара, которые хвалились тем, что сами зажигали свои домы.
Вот подробности, собранныя мною по моем возвращении в Москву… В Москве есть целая улица с каретными лавками, и в которой живут одни только каретники. Когда армия Наполеона вошла в город, то многие Генералы и Офицеры бросились в этот квартал, и обошедши все заведения онаго, выбрали себе кареты и заметили их своими именами. Хозяева, по общему между собою согласию, не желая снабдить каретами неприятеля, зажгли все свои лавки…
На другой день входа неприятеля в город четыре солдата пришли к нему; осмотря дом, и не нашедши ничего с собой унести, сошли в погреб, находящийся под оным, нашли там сотню бутылок вина, и давши разумет знаками племяннику купца, чтоб он поберёг оныя, возвратились опять ввечеру, в сопровождении тринадцати других солдат, зажгли свечи, принялись пить, петь и потом спать.
Молодой Русской купец, видя их погружённых в пьяной сон, вздумал их умертвить. Он запер погреб, завалил его каменьями и убежал на улицу. По прошествии нескольких часов размысливши хорошенько, что эти семнадцать человек могли бы каким-нибудь образом освободиться из своего заточения, встретиться с ним и его умертвить, он решился зажечь дом, что и исполнил посредством соломы.
Е. Н. ПонасенковПосле сдачи русскими Москвы Наполеон поручил обследовать Кремль именно Г. Гурго, где тот обнаружил огромные запасы пороха и предотвратил взрыв (за что получил баронский титул).
Тема пожара Москвы в 1812 году – редчайший случай в мировой истории и историографии, когда у учёных-историков не существует двух точек зрения…
В 8 часов вечера 13 сентября 1812 года, получив сообщение Кутузова об оставлении Москвы Наполеону, Ростопчин отдал приказ обер-полицмейстеру П. А. Ивашкину вывезти «все 64 пожарные трубы с их принадлежностями»…
Очевидец событий, знаменитый военный теоретик и историк (находившийся в 1812 г. при русском штабе) Карл Клаузевиц, который не просто наблюдал происходившее при бегстве русской армии и жителей из Москвы, но внимательно анализировал происходящее и общался со всеми высшими должностными лицами, свидетельствует (подчеркну – в личном письме с фронта): «Когда мы проходили, улицы были полны тяжелоранеными. Страшно подумать, что большая часть их – свыше 26 000 человек – сгорела»…
<…>
Каковы конкретные материальные последствия чудовищного преступления русского правительства? Из 9 158 жилых строений сгорело более 6 500 (2 тыс. каменных и 4,5 тыс. деревянных домов), из 8,5 тыс. лавок – 7,1 тыс., из 568 постоялых дворов – 293, из 192 торговых рядов – 91, из 387 казённых и общественных зданий – около половины, из 329 церквей – «Бог не спас» 122 единицы.
В Пятницкой части осталось всего 5 уцелевших домов, в Пречистенской – 8, в Таганской – 13, в Сретенской – 16. Несколько больше построек не были разрушены бедствием, к примеру, в Арбатской (92), в Якиманской (39) и в Басманной части (48).
В огне погибли все музейные коллекции, библиотека и архив Московского университета, грандиозная библиотека директора Эрмитажа графа Д. П. Бутурлина (1769–1823), собрание живописи прославленного графа А. Г. Орлова-Чесменского (1737–1808), книжные собрания дяди великого поэта В. Л. Пушкина (1766–1830) и Н. П. Румянцева, а также уже упомянутая мной коллекция древностей А. И. Мусина-Пушкина и многое другое…
Государственные имущественные и бюджетные утраты были громадны. Потери частных лиц составили немыслимую по тем временам сумму: 83 372 000 руб. недвижимого и 16 585 00 руб. движимого имущества.
Но это, прежде всего, была подлинная катастрофа в смысле возможностей развития культуры, науки и искусства. Со времен легендарного разрушения и сожжения христианами (процесс полного уничтожения завершился позднее – уже во время мусульманского завоевания) Александрийской библиотеки не было примеров подобных масштабных утрат книг и рукописей. В одной уже упомянутой библиотеке Д. П. Бутурлина сгорело порядка 40 000 томов!
<…>
Перечислив последствия разрушений от сожжения города, мы должны задуматься и о значении этих разрушений для армии вторжения.
На практике оказалось, что оставшегося числа домов и особняков (а также спасенного солдатами Императорской гвардии Наполеона Кремля!) было как раз достаточно, чтобы разместить французов. И, как мы уже знаем из сотен документальных свидетельств мемуаристов, вся провизия для Великой армии сохранилась в ледниках и подвалах.
Таким образом, вред был нанесён именно русским жителям, а не иностранным войскам, которые в любом случае были там временным явлением. И я напомню: Москву, по официальном данным соответствующей Комиссии, восстанавливали аж до 1830 года (имеется в виду только благоустройство, ведь большую часть сгоревших памятников восстановить, естественно, не представлялось возможным). Все это видел и предвидел гениальный человек – глядя на начало пожара Москвы, Наполеон произнёс свою известную сентенцию:
«Что за люди! Это скифы! Чтоб причинить мне временное зло, разрушили созидание многих веков»
В. А. Преображенский, 1854Тверская губерния
Пруды выкопаны в большей части селений, если они удалены от проточной воды далее четверти версты. В некоторых селениях есть по два и по три пруда. Они копаются или с целию иметь значительные запасы воды, для того, чтобы поить скот, мыть белье, тушить пожары, или с целию осушения болотистой местности в селении. Большая часть прудов содержится очень небрежно, зарастает тиною и очищается очень редко.
Современные известия. Заграничные, 1851Англия. Из Синопсиса Великой выставки промышленных работ всех народов, 1851
В числе Канадских изобретений замечательны: пресс для снятия копий и пожарная труба, которая бросает две струи воды на 156 футов (46 м – А. Г.) в вышину, или одну струю на 210 футов (63 м).
Вопросы к учителю
На первый взгляд, возможно, не по теме, но отмечу. В старославянском словаре А. В. Старчевского термин «околоток» отсутствует; в 1433 г. слово появляется в Новгородской летописи в значении «предместье», а не «полицейский участок». Да, ездили верхом на лошадке по Москве «ПМГ – передвижные милицейские группы», которые назывались объезжими головами, но пойманных лихих людишек они бросали в земляные ямы – тогдашние «обезьянники», а не в околотки. В каком значении слово «околоток» применено в Псковской летописи, из контекста мне понятно только интуитивно. А вам? Вопрос важен постольку, поскольку значение «полицейский участок» для слова «околоток» устоялось, похоже, не ранее XIX века, т. е. аккурат к началу публикации первых печатных копий Национальной летописи. Не странно ли?
* * *Из официальной версии истории Руси известно (ПСРЛ, том 12), что князь Василий Васильевич (Тёмный) отправился в Троицу «поклониться живоначальной Троице и мощам Сергия-чудотворца», где был схвачен бандой боярина Димитрия Шемяки, отвезён в Москву (надо полагать, ещё не спалённую) и ослеплён 14 февраля 1446 г.:
«А князя Великого Василья в понедельник на ночь на Мясопустной неделе, февраля 14, проведоша на Москву и посадиша его на дворе Шемякине… А в среду на той же неделе на нощь ослепиша Великого князя и отослаша его на Углече-поле и с его княгинею»
Однако Псковская летопись говорит о том, что «В лето 1446 Князь… пойде на окояннаго Махмета… и ста в Сергиеве монастыри месяца Сентября». Получается, что летом и вплоть до сентября 1446 г., только-только ослеплённый князь Василий, и уже успевший получить кличку Тёмный, успешно воевал с «окоянным Махметом»? Чудны дела твои, о лейб-история! Не так ли?
* * *Кто скажет, что противопожарные меры для сельских, да и для городских поселений авторства первого русского экономиста Ивана Тихоновича Посошкова неразумны? Но уже на следующий после кончины царя Петра год он был оболган, репрессирован и в 1726 г. умер в Петропавловской крепости, забытый более чем на сто лет.
Действительно: на преемниках талантливых властителей государств природа отдыхает! Не так ли? И надо ли для обоснования этой тезы перечислять длинную череду убогих преемников Ивана IV, Петра Великого, Елизаветы II, Александра III, Сталина наконец. Но виден ли преемник сегодня? И не будет ли очередной «отдых Природы» фатальным для страны?