К осени 1941 г. Москва была полностью заминирована. И если бы полчища Гитлера вошли в столицу, то там бы и остались, погребённые под стенами домов и заводов города, – аккурат в стиле «кофеноски» Кутузова и Александра I, то есть «царя Луизы» (придворные клички этих персонажей) – был бы уничтожен до основания; а возникшие пожары не оставили бы вообще никому шанса на выживание. Так почему же мы отказываем в такой же решительности нашим предкам, то упрекая Тохтамыша в поджоге Москвы в 1382 г. [Тверская летопись], то игнорируя намёк Лермонтова – «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана?», – возводим напраслину на Наполеона? Хотя и Тверская летопись, и признания военного губернатора Москвы Ростопчина, и документы истории говорят совсем об ином поведении предков! Что же, народный патриотизм сегодня больше нечем подпитывать, как только сокрушениями по поводу потери имущества от якобы зверств супостатов? Иной горести разве не было тогда? Откуда этот тухлый запах торгашества взялся на Руси, так интенсивно тиражируемый сегодня в массовом сознании?
* * *В наши дни можно заказать готовый дом: привезут в разборе и соберут за пару дней на дачном участке. Получается, что этой русской строительной технологии, судя по свидетельству Олеария, не менее четырёхсот лет! А точнее?
Стоит заметить, что к XVIII веку технология производства, массового складирования заготовок готовых домов и быстрого их возведения была отработана уже настолько, что для дочери Петра, так любившей комфорт, на пути её следования в Лавру на поклонение мощам Сергия мастера возводили дома за одни сутки![8]
Охрана порядка. Тюрьмы, ссылки и зоны счастья рецидивистов
Безусловно, функции МВД и ФСИН кто-то ведь реализовывал и раньше, ибо никакое общество никогда не состоит сплошь из идеальных людей: «В каждом стаде найдётся паршивая овца»!
Что касается тюрем, то их функцию выполняли до поры до времени монастыри, куда ссылались опальные чиновники, а также неугодные (и свои, и чужие) жёны через принудительный их постриг в монашки, в том числе и в целях прекращения рода конкурирующих за власть князей и прочая. Многих из опальных чиновников и еретиков монахи либо морили голодом до смерти, либо травили, либо сжигали заживо в клетках. Например, когда за сосланным в Иосифо-Волоколамский монастырь Вассианом Патрикеевым (подхватчик идей нестяжательства Нила Сорского) пошло тайное повеление Василия III «уморите скорою смертию», монахи свои навыки исполнили аккуратно, бодро отрапортовав Великому князю Московскому, что, мол, «умориша его вскорости». Воистину: «Кровь мучеников – семя христианства» [Тертуллиан].
Но были и собственно тюрьмы, городские. В основном для содержания пленных. А ещё существовали зоны оберега от людского самосуда убийц, насильников и прочая упырей.
Ибн А’сам ал-Куфи, †926Хазария
Он приказал одному из своих командиров, и тот ударил ал-Хараши по голове и, схватив его за ноги, поволок в тюрьму.
Говорит [автор]: Ал-Хараши был заключен в бардинскую тюрьму.
Летопись Авраамки, XIОберег убийц
Никто же прибегающаго в церковь нужею да не извлечёт.
БиблияЗоны счастья убийц
«Тогда отделил Моисей три города по эту сторону Иордана на восток солнца, чтоб убегал туда убийца, который убьёт ближнего своего без намерения, не быв врагом ему ни вчера, ни третьего дня, и чтоб, убежав в один из этих городов, остался жив: Бецер в пустыне, на равнине в колене Рувимовом, и Рамоф в Галааде в колене Гадовом, и Голан в Васане в колене Манассиином» [Втор 4:41.43].
Зоны «счастья рецидивистов» были затем размножены евреями до сорока восьми:
«Из городов, которые вы дадите левитам, будут шесть городов для убежища, в которые вы позволите убегать убийце; и сверх их дайте сорок два города: всех городов, которые вы должны дать левитам, будет сорок восемь городов, с полями при них» [Числ 35:6,7].
Раби Петахия Регенсбургский, 1175–1185Хадж еврея из Германии. Ниневия
В этой земле, равно как в Персии, Мидии, Дамаске и в окрестных странах… есть тюрьма, куда они заключают преступников, и если еврей поссорится с не евреем, то начальники имеют право арестовать того из них, кого признают виновным.
Тверская летопись, 1382В 6890 году от СМ Великий князь Михаил позолотил купола церкви св. Спаса в Твери. Той же осенью, перед Филиповым заговением пришёл из Царьграда митрополит Пимин. Однако князь его не принял, белый клобук с его головы велел снять, поповскую дружину разогнал, а самого попа сослал в Галич, где тот на Чухомле и отсидел год, после чего был перевезён в Тверь.
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-книга)6881 (1381)
В том же году новгородцы, которые сидели в заключении в погребах в Твери, сделали подкоп и бежали из Твери.
Рисунок 3
Сей убо Генадей архиепископ, лета 6999, еретиков изыска и обличи в Великом Новегороде: повелением Великого князя Ивана Васильевича всея Руси и по благословению превященаго митрополита Зосимы, Генадей владыка одних велел жечи на Духовском поле, иных торговые казни предали, а иных в заточение посла, а иные в Литву сбежали, а иные в Немцы.
Патриаршая летопись (Никоновская), 1505Той же зимой великий князь Иван Васильевич, его сын Василий и митрополит всея Руси Симон провели следствие над еретиками и решили их казнить смертной казнью. И сожгли их 27 декабря в клетке – дьяка Волка Курицына, Митю Коноплёва да Ивашку Максимова; а Некрасу Рукавову поначалу отрезали язык, отвезли затем в Новгород и там сожгли. Той же зимой сожгли архимандрита Касиана Юрьевского с братом, как сожгли и иных еретиков; многих бросили в узилища, а иных сослали в монастыри.
Патриаршая летопись (Никоновская), 1531Того же лета бысть попущением Божиим пожар на Яневе улице, у тюрем, под заутренею, и погоре на Дослане улице, и церковь Святии 40 Мученицы огореша, и тюрьмы все три згорели; из дву тюрем Литву вывели, а из третьие из градской не успели вывести, и згорело в тюрме 145 человек.
Пётр Петрей, 1608В Московии в старину был обычай, когда великий или удельный князь или боярин имел бесплодную жену, у которой не было детей, он должен был уведомить об этом патриарха и, дав ему доказательства бесплодия своей супруги, заявить, что хочет развестись с ней и получить разрешение взять другую, с которой он может иметь детей.
По этому же обычаю решала Дума в Московии, когда Великая княгиня оказывалась бесплодной и не могла иметь детей от Великого князя. Она должна была удалиться в монастырь, а князь женился на другой, от которой он мог иметь наследников.
А. Е. МерцаловВологда, по Писцовой книге 1627 г.
Воеводский двор имел в длину 50, поперег 40 сажен, а дьячий в длину 40, поперег 25 сажен. Вблизи воеводскаго двора находилась изба съзжая дьячая (применительно к нашим понятиям – воеводская канцелярия), с комнатою на подклети, с сенями; против нея стояла избушка писчая, в которой заседали «площадные» подъячие, а позади находились опальныя тюрьмы, состоявшия из двух изб, огорожённых тыном; за тюрьмами стояли… изба губная с сенями, где заседали губные старосты, ведавшие уголовныя или губныя (т. е. соединенная с душегубством) дела; подле нея находился тюремный двор, обнесенный тыном, а на нем стояли три тюремныя избы и сторожня. Это была собственно тюрьма для уголовных преступников, с которого не надо смешивать вышеупомянутую опальную тюрьму: эта последняя назначалась для служилых людей, подпадавших государевой опале, и по современным понятиям – скорее может назваться полицейскою частью, гаубвахтой, чем тюрьмой.
Адам Олеарий, 1636Если кто-либо обвинён и уличён в воровстве, его всё-таки подвергают пытке, [чтобы узнать], не украл ли он ещё что-либо; если он больше ни в чём не сознается и провинился в первый раз, то его бьют кнутом по дороге из Кремля на большую площадь; здесь палач отрезает ему одно ухо, и его на два года сажают в башню, а затем выпускают.
Если он пойман будет вторично, то ему, по вышеуказанному способу, отрезают и второе ухо, а затем его уводят на прежнее пристанище, где его держать до тех пор, пока подобных личностей не наберётся больше; потом их всех вместе отправляют в Сибирь.
Христианский суд, 1637Чтоб воеводы по городам не сажали в одну тюрьму с уголовными преступниками людей, судящихся по гражданским искам, потому что от того татям, разбойникам и оговорным людям чинится теснота и голод, и от тесноты и от духу помирают… Людей, судящихся по гражданским искам, велено держать «за приставами» – Царская грамота в Муром губному старосте Ворыпаеву «о незаключении в тюрьмы людей по исковым делам»
А. Н. ЗерцаловМосква. Организация охраны порядка, 1695
Разрядный приказ для проверки вышеписанных донесений объезжих голов назначал разрядных подъячих для досмотра ночных караулов.
В Московском Архиве Министерства Юстиции хранится интересный документ, заключающий в себе сведения о делах, производившихся в 11 съезжих дворах, по охранению жителей гор. Москвы от пожаров, убийств, грабежей, по устройству по переулкам надолбов, ночных и денных караулов у ворот зданий, и по улицам десяцких. В съезжие дворы Разрядным приказом назначались: объезжий голова, его помощник подъячий, по 3, по 2 и 1 человеку караульщиков из чернослободцев, с бердышами и топорами. Задержанных разных лиц за проступки сажали в чуланы и ледники, откуда они бегали. Жалобы разных лиц на объезжих голов приносились в Разрядный приказ, в котором и решались дела. Объезжие непослушных обывателей за нарушение и не исполнение их распоряжений били дубьем и батогами. Точно так же и обыватели ненавистных объезжих угощали дубьём и плетьми. Объезжими головами были: 1) в Китае городе дьяк Игнатий Аникеев Лукин, подъячий Дмитрий Петров, ходоки Петрушка Пылай с товарищи…
Вопросы к учителю
Были спецпомещения для изоляции криминала или нет – познавательно, и не более того! Но что ещё из этой темы можно «вытащить»? Полезного. Для дела познания своей истории.
Первый пакет вопросов:
• Если миллионы славян в дохристианскую эпоху не извели друг друга в шабашах от буйного нрава и кровавых языческих наклонностей, но только расплодились до миллионов, то не значит ли это, что не было на самом деле ни буйного нрава, ни варварских обычаев у них? Соответственно и изолировать никого не было нужды?
• Если в XIV веке в Твери не было тюрьмы, и пленённых новгородцев не нашлось куда запрятать, кроме как в подвал какого-то дома, то не значит ли это, что самой потребности в строительстве узилищ до 1381 г. не было на Руси?
• Если в качестве следственных изоляторов временного содержания служили церкви, но суд был неизбежен, то зачем было предкам строить спецучреждения вообще?
• Если в качестве мест длительного заточения служили монастыри, то зачем строить тюрьмы? Или: зачем строить тюрьмы, если есть монастыри?
• Если в начале XVI тюрьмы Новгорода служили исключительно для содержания военнопленных, в частности, прото-белорусов («литвы», как тогда говорили), то где тогда содержались лихие людишки – грабители, воры и проч.?
Второй пакет вопросов.
Получается, что (по данным Зерцалова) ещё в 1695 г Пётр уже придумал единую скорую службу помощи людям – некий аналог МЧС? Это так? По крайней мере в Москве были организованы аж 11 районных отделений Разрядного приказа, совмещавших функции пожарных бригад и мобильных групп охраны общественного порядка. Единственно чего не было, так это службы «03»: по сообщению Корба к концу XVII века в Московских посадах была лишь одна городская аптека; вторая, царская, была в Кремле. Как же люди лечили свои хвори? Что представляла собой служба экстренной медицинской помощи в городе?
А на селе? Как обстояли дела с охраной порядка за «МКАД»? Ведь абсолютно все приведённые описания узилищ касались городов, в которых проживала лишь микроскопическая часть населения Руси. Например, при царе Иване IV численность жителей столицы составляла едва ли 0,3 % населения всей страны (сейчас – более 12 %) – полностью страна-от-земли; если сравнить количество населённых пунктов по их типу, то и в XXI веке Россия – страна аграрная, в которой из полутора сотен тысяч населённых пунктов городов-то едва за тысячу определяется. Какими же силами и как именно обеспечивалась охрана порядка среди миллионов не городских жителей? Какие моральные нормы удерживали или не удерживали предков от якобы сатанинских утех? И вот я «плавно» подхожу к обсуждению моральных устоев и верований – стержня любой древней культуры, однако не теряя при этом из виду тему тюрем.
Арабески о дохристианской эпохе
Осмысление двух пакетов вопросов к учителю приводит к выводу, что на Руси была изначально реализована система управления с отрицательной обратной связью (ООС), если использовать терминологию из электроники. Похоже, знак в этом алгоритме управления страной поменяло христианство; механизм автостабилизации этнической системы получил противоположное свойство – положительную обратную связь (ПОС).
Для понимания сути ПОС приведу стандартный пример с микрофоном, который поднесён к динамику усилителя: даже самый слабый шорох через микрофон попадает на усилитель, который выдаёт результат через динамики опять на микрофон; усиленный сигнал из микрофона уходит на втором цикле опять на усиление… и так сотни раз за несколько микросекунд. Результат знаком каждому – дикий свист в динамике; если не предпринять специальных действий, Система развалится. При управлении же с ООС любое возмущение на входе Системы моментально подавляется передачей части усиленного сигнала на вход этого возмущения; любая попытка раскачать лодку оказывается если не самоубийственной для «автора возмущения», то явно бесполезной. В Древней Руси роль ООС, на мой взгляд, выполняли традиции и кровные связи с Природой.
Приведённая ретроспектива упоминаний памятников истории о местах изоляции преступников отражает уменьшение частоты использования узилищ в русском обществе по мере движения к славянским истокам, в глубь веков. Это наблюдение прекрасно коррелирует с динамикой интенсивности рейдерских ходок русских князей в период от фазы запуска этногенеза вплоть до фазы надлома (см. далее), а также с интенсивностью работ по военно-инженерному укреплению когда-то мирных поселений, т. е. со строительством городов – сло́ва в старом значении, как поселения, огороженного частоколом и рвом; потом придумали кирпичные стены… Верны ли эти выводы? Не продиктованы ли они квасным патриотизмом или подгонкой под ответ?
Стоит познакомиться с теми, кто утверждает строго обратное и в чём они убеждают всё Российское общество уже как тысячу лет!
Находим в учебнике для семинаристов авторства В. И. Петрушко:
«Языческий, полуваряжский Новгород встал в оппозицию уже в значительной степени христианизированному Киеву… на самом деле это была уже агония язычества <…> из бездны ада он (князь Владимир. – А. Г.) сумел подняться к Богу <…> Не случайно латинский термин «paganus», то есть «язычник», дословно переводится как «сельский житель» <…> Эти храмы были воплощением той культуры, к которой Русь приобщалась в крещении после векового прозябания в невежестве и варварстве» [История Русской Церкви…].
То есть и через пятьсот лет после трагедии Новгородской Республики семинаристам училищ РПЦ вдалбливают идею о справедливости разгрома Новгорода, так как тот, видите ли, был всегда «полуваряжским», «оппозиционным» (достойное основание для садизма Ивана IV – не так ли?), а затем… Затем, согласно представлениям доктора церковной истории об истории своего же Отечества, согласно представлениям, которые полностью разделяет и РАН, обласкавшая церковного автора учебного пособия светским званием кандидата исторических наук, выходит, что как только христианизатор Всея Руси – князь Киева – загнал в Днепр своих рабов, так тут же у оных поотваливались хвосты, ибо жили предки веками в «бездне ада», т. е. являли собой чертей, пребывавших во мраке язычества и постоянно носившихся по просторам страны исключительно на мётлах! Причём язычники в контексте нравоучений идеологически перекрасившегося выпускника Львовского университета (биолога) – это погань (букв. – сельские жители), быдло, жившее исключительно на селе, т. е. по сути – это всё население Руси тогда, и которому те же попы предварительно и наставили ярлыки мракобесия в Национальной летописи, которую так активно они же и сочиняли, лаская чувства автоисключительности спонсоров – магнатов Древней Руси, к XVI веку дополнительно вооружившихся в 1524 году идеей «Москва – Третий Рим» и лозунгом «Жалую кого хочу, казню кого хочу» – идеологическим дуплетом вседозволенности, который вышел из-под пера функционеров РПЦ.
Для пастырского служения в какой стране готовят студентов-семинаристов в России?
Установка репера начала национальной истории на дате крещения Руси при поругании всего того, что было до 988 г., это, кроме всего прочего, крайне опасная затея! Вполне может получиться так, как и в радикальном исламе сегодня, когда бандиты ДАИШ буквально, как руководство к действию воспринимают буйство пророка Мухаммеда в храме Мекки. Тот древний храм содержал более трёх сотен изваяний известных тогда богов, что позволяло удовлетворять религиозные потребности всех купцов, следовавших через Мекку. Но Мухаммед, подобно очистительной миссии Христа по изгнанию торговцев из Храма, все скульптуры в одночасье порушил, оставив лишь один священный для арабов чёрный камень Эсвад, цепями заключённый теперь в такой же чёрный куб Каабы. Именно с этого события 622 г. весь исламский мир начал отсчёт своей новой хронологии, от даты бегства Мухаммеда от гнева разъярённых жителей Мекки – так началась эпоха хиджры. Теперь никому из арабов их история до 622 г. не интересна, а научные изыскания на эту тему никем не поощряются. Мы этого хотим?
Но разве не от поругания истории собственного и унижения верований иных народов берёт начало зверство талибов над буддийской святыней в Афганистане? Разве не там же лежат истоки причин разрушения дебилами ДАИШ памятников Пальмиры?
Но и Россия никак не может очухаться от искусственного и подчас жестокого ренессанса РПЦ: никто не скажет, сколько старославянских памятников уже уничтожено (например, в XIX веке сотни курганов под Владимиром были попросту срыты «археологами» Дома Готторпов-Романовых). А сколько документов и артефактов закопано в хранилищах музеев и библиотек? Почему, наконец, столь грандиозный труд по переводу и изданию Царь-книги на поверку оказался переводом только её части? И не происходит ли возрождение боевых отрядов РПЦ, скандально крушащих экспонаты выставок, о которых люди бы и не узнали никогда, а если и узнав, оплевались бы от этой погани?
Если любую теорему и теорию в области наук можно проверить, заглянув в справочник, то почему в области знаний по истории любые, самые бредовые утверждения годами и столетиями ходят по страницам учебников лишь потому, что не существует единой «лоции» – единого справочника ссылок на БД хранения документов и артефактов, с помощью которого эти утверждения можно было бы найти и проверить, взглянув на исходные письменные источники и артефакты, использованные при доказательстве утверждений. А раз история Отечества – это достояние всех граждан, то абсолютно все граждане должны иметь свободный доступ к «лоции». Или страна по-прежнему живёт информационными традициями середины XX века? Похоже, что так. Не правда ли?
А ведь изначально речь велась об истории тюрем и системах охраны общественного порядка… Эта замечание к тому здесь, что все стороны человеческой жизни жёстко взаимоувязаны; не могут возникнуть всплески гениальности в какой-либо области знаний без отстроенного трудами многих тысяч людей фундамента для таких всплесков, причём равного по мощи фундаментам во всех остальных областях знаний и навыков в данный момент времени. В том числе и в области морали и нравственности.
* * *Отдельно ещё несколько слов о морали и нравственности, о «зонах счастья убийц».
Сохранился текст Новгородской скры на верхненемецком языке в редакции от 1225 г. – текст договора городов Германии с Новгородом (с учётом процесса аккомодации материала документа его датировка XIII веком сомнительна. Ну да ладно). По зафиксированной в этом договоре традиции Петровское подворье, где жили иностранные купцы и где они построили свою католическую церковь, было экстерриториально – в точности как территории иностранных посольств сейчас. Особо ушлые и не бедные новгородцы, совершив тяжкие и не очень тяжкие преступления, вместо того чтобы, рискуя головой бежать за южную границу республики (за украйну) в степи Причерноморья, перелезали через забор подворья католиков, откуда их (согласно условиям Договора) никто не имел права «извлекать» в течение нескольких дней. Там они платили иностранцам откат, за который те закатывали «братков» в бочки и погружали затем на свои суда. Так новгородский криминал находил сочувствие в Западной Европе, видимо, в силу близости духа, – точно так же как сегодня казнокрады, воры и убийцы со всего мира скучились в Англии под патронажем хранительницы европейских традиций, лидера стран Внеморальной Оси, именующей всех этих злодеев «борцами за демократию».
Но откуда вообще взялась традиция неприкосновенности убийц, получавших охранение в стенах церквей – «нужею да не извлечет», как пишет поп Авраамка, один из немногих летописцев, чьё имя нам известно? Как мы видим, эта практика пришла из Древнего Израиля, который так успешно эту традицию продолжает и сегодня, оберегая сбежавших на его территорию казнокрадов и убийц из России (например, г-на Невзлина).
Но как и кем этот опыт «избранного народа» был документально зафиксирован на Руси? К моменту начала христианизации в стране ни пергамента, ни тем более бумаги ещё не было; были церы и береста. Найденные на сегодня 11 цер Новгорода (XI–XIV) говорят о том, что восковые таблички использовались не для хранения текстов, но только для обучения письму; иных носителей письма, синхронных той эпохе, не найдено. Сразу вопрос: а какова была реальная степень воцерковления новгородцев, не имевших на руках текста Писания вообще? Откуда к ним пришёл опыт евреев по оберегу преступников?
Лишь на нижнем слое одной из цер сохранились из XI века следы церковного текста: фрагмента Псалтыри в технике болгарской письменности (что не удивляет никого! – где Болгария и где Новгород?). Понятно, что никто и не пытался записать на бересте 3,2 млн знаков-букв, из которых состоит Библия, но хотя бы кто-нибудь о ней упомянул бы. Увы. Среди более тысячи найденных артефактов имеются по крайней мере лишь три (или чуть больше) от XI–XII века, отвечающие условиям поиска: письмо от попа Дрочки (Грамота № 87, XII), предположительно фрагмент молитвы (№ 652, XII) и упоминание про Бориса и Глеба (№ 906, XI). Но и тут возникают сомнения в том, что знакомство новгородцев с практикой охраны убийц иудеями произошло уже в XI веке и они эту практику позаимствовали из еврейской Саги.
Дело в том, что все датировки грамот выведены методом дендрохронологии, который уже давно навевает множество сомнений [А. Скляров. «Чего изволите?»]. Эти сомнения порождают предположение: принцип оберега убийц в стенах церкви родился много позже XII века, когда действительно на Руси появились тексты книг ТаНаХа с указаниями Бога-Отца Иеговы об «экстерриториальности» спецпоселений, но что было переосмыслено на Руси как экстерриториальность храмов (или всё было наоборот?). По крайней мере в начале X с убийцами «дикие» славяне расправлялись крайне жёстко: например, по сообщению Фадлана, за неосторожное убийство преступника клали в ящик, который, предварительно заколотив, подвешивали меж деревьев, «между небом и землёй» – страшная смерть! За умышленное убийство – смерть на месте. Вряд ли предки в момент поменяли свои традиции с приходом христианства.
Но тогда что первично: библейские истории или традиции Новгорода?
* * *Сама же история из ТаНаХа про 48 городов-пристанищ для убийц – весьма примечательна. Посудите сами: что же это было за общество, в котором возникла острая необходимость создания столь разветвлённой сети городов-оберегов для криминала. Сколько же было тогда упырей среди как бы избранного Иеговой народа? – Получается, что через одного?
И кому тогда нужны в нашей стране традиции чуждой Руси религии, которая так радеет за обережение супостатов? Но и поныне четвёртый и пятый ряды православного иконостаса заполнены портретами еврейских патриархов, а на макушке внутренней части куполов храмов, воздвигнутых в честь подвига Иешуа Га-Ноцри, не редкость лицезреть Иегову – Бога-Отца, широкой натурой которого и было санкционировано создание опорных зон сетевой мафии киллеров, отделения которой существуют и ныне в некоторых странах Внеморальной Оси… А потом мы удивляемся: откуда же проистекает традиция этих стран укрывать на своих территориях отморозков со всего света и тихой сапой финансировать террористов?