Книга Спаси и сохрани - читать онлайн бесплатно, автор Сергей Васильевич Гусенков
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Спаси и сохрани
Спаси и сохрани
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Спаси и сохрани

Сергей Гусенков

Спаси и сохрани

Предисловие. С верой в светлое завтра

Мне довелось познакомиться с Сергеем Васильевичем Гусенковым лет тридцать назад на празднике «День двора», когда я была ещё школьницей, затем мы стали соседями по подъезду. С самой первой встречи этот уникальный человек произвёл на меня огромное впечатление некой статности, выдержки и доброты. Поразило и то, как тактично и ровно он разговаривал с людьми разного возраста и социального статуса, как трепетно относился к своим детям и супруге. То, что Сергей Васильевич имеет огромный запас творческих идей и вдохновения, может зажечь задором даже самого грустного на празднике, словом успокоить разгневанного или отчаявшегося, показать пример трудолюбия на субботнике, я знала не понаслышке, но была искренне удивлена его открывшемуся литературному дарованию.

Сергей Васильевич порадовал читателей своей новой книгой, которая во многом автобиографична. С первых же страниц попадаешь на просторы посёлка Ярославка и знакомишься с его жителями, с разными характерами и увлечениями, но объединёнными общей отличительной чертой, которую невозможно не заметить, – это бескорыстная любовь к своей работе, к малой родине. Герой первой главы «Хозяин земли» отличается крепким русским характером, деревенской закалкой и оптимизмом. Алексей Иванович Разгуляев поистине «хозяин земли», «ревностно следящий за подбором кадров и их становлением и развитием». Этот целеустремлённый руководитель не отказывал в помощи ни «простому животноводу», ни высококлассному специалисту. Автору удалось без прикрас показать сельские будни рабочих хозяйства, их радость от приносящего пользу труда, моменты долгожданного отдыха. С огромным трепетом Сергей Васильевич описывает смотр-конкурс, на который люди шли в Дом культуры, как «на самый главный праздник их жизни». Умелое переплетение простых бытовых сцен с ответственными мероприятиями в судьбе трудового коллектива и его руководителя, порою оказывающегося в нестандартных ситуациях, которые требуют огромной выдержки и неимоверной стойкости перед лицом беды, передают многогранность незамысловатой авторской прозы, проникнутой некой самобытностью и болью за родную землю, за её сынов и дочерей.

Глава «Один шанс из тысячи» – яркое подтверждение тому, как сила воли и желание жить поднимают человека на ступень выше непредвиденных обстоятельств. Повествование начинает разворачиваться на идиллическом фоне «огородного изобилия» и «щедрого урожая», которому благоволит «августовский тёплый вечер», но незаметно в него вторгаются нотки элегии, переходящие в драму. И от того, что это происходит в жизни обычных людей, которых принято считать «простыми»,– щемит сердце и волнуется память. Книгу Сергея Гусенкова нужно читать медленно, вслушиваясь в «прохладную синеву моря», «народные казачьи песни», в «резкий неприятный крик одинокой чайки», вдыхая «ароматы горных цветов», вглядываясь «в дивную ночь, пахнущую розами и кипарисами, украшенную факелами светлячков», в «широкое полотно Волги», в «суматошно прыгающие по речной глади блики». Метафоричность, пронизанная горечью потерь и разочарований, помогает понять внутренний мир главного героя, наполненный живыми подробностями. Андрей проходит порочный круг испытаний, из которого, на первый взгляд, трудно найти выход. Герой терзается, мучается, невольно вовлекая в эти муки и своих любимых родителей, доведённых до отчаяния, но сумевших выстоять и помочь своему ребёнку. Это ощутимый мир, в котором спасительной путеводной звездой станет вера в Бога. Только эта единственная дорога на пути к исцелению поможет увидеть «стакан с чистой водой» без примесей, «извращающих личность человека и порабощающих её». «Божественное вмешательство, христианские ценности и добродетели» вновь вернут героя к светлой жизни.

Зримость места действия в прозе писателя как бы убеждает в подлинности происходящего. Так и третья глава «Семейные традиции» открывается весенним пейзажем и прилётом грачей. Герои молоды и полны сил, они радуются встречам, походу в цирк, переживают за вынужденную разлуку, когда Матвей уходит на службу армию, пишут друг другу нежные письма. В итоге Матвей и Лена соединяют свои судьбы в единое целое. Семья… Что может быть дороже? Увы, иногда «семьи разрушаются, когда испаряется гармония взаимоотношений». Коснулось это и сына наших героев. Автор в «жгучих красках» метким «мужским словцом» передаёт всю перипетию, в которую попал молодой человек, готовый на всё ради счастья своей семьи. Жизненный уклад, пошатнувшийся из-за недоверия и непонимания двух близких людей, превращается в некое «до и после». Сергей Гусенков подводит читателя к той тонкой грани понимания происходящего, за которой всегда следует урок молодому поколению, помогающий понять, что важнее семейных традиций и «простых разговоров с родными и близкими за чашкой чая» нет ничего.

Сергей Васильевич хорошо знал людей, о которых писал, искренне проявляя к ним интерес. Людские судьбы составляют пёстрое своеобразие его книги. Эти откровения, по-видимому, являлись автору в результате внимательного и детального обобщения опыта. Одним словом, книга представляет собой хроникально-документально-художественное произведение, которое предназначено для духовного очищения человека, для понятия и принятия в этом мире себя. Только осознав это, можно спасти нашу планету Земля.

Елена Александровна Филиппова,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории,

руководитель методического объединения

учителей филологии МОУ СШ п. Ярославка ЯМР,

Лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года-2020»,

Победитель Всероссийского конкурса «Лучшие учителя России-2020»


Глава 1. ХОЗЯИН ЗЕМЛИ

Раннее февральское утро. Директор племзавода «Ярославка» Алексей Иванович Разгуляев с водителем Володей спешит на своём верном УАЗике на утреннюю планёрку. Дорогу переметает прозрачная позёмка. Пронзительный ледяной ветер набирает силу. Его напор всё сильнее ощущает водитель машины, которую становится труднее удержать на скользкой дороге. УАЗик заносит в стороны.

Внезапно на повороте Тутаевского шоссе в кромешной тьме вспыхивают ярко-жёлтые лучи. Освещая машину откуда-то сверху, странные перекрёстные лучи словно держат машину под прицелом своих прожекторов. Водитель от неожиданности резко нажал на тормоза. Директор быстро приоткрыл дверь УАЗика и с удивлением посмотрел вверх, в тяжёлое тёмное небо.

– Мать честная, расскажу кому, не поверят. Инопланетяне…

Заметив, что неопознанный объект резко снижается, директор мгновенно скомандовал:

– Володя, быстрее. Газуй!

УАЗик рванул с места. Колеса застряли в грязном снежном сугробе на нечищеной дороге. Машина, захлебнувшись, рванула и помчалась по дороге.

– Володя, прошу тебя, никому ни слова об этом. А то засмеют, – медленно проговорил директор, оглянувшись назад на летящий за ними необычный объект.

– Ну что вы, Алексей Иванович, кому же мне рассказывать? Только, может, жене, – ответил водитель.

– Вот как раз ей-то и не надо… Весь посёлок будет знать, – засмеялся Разгуляев.

Дальше они ехали молча, НЛО их больше не преследовал.

Когда директор вошёл в контору гаража, все специалисты были уже на местах. Многие из присутствовавших обратили внимание на взволнованный вид руководителя. Только Серафима Михайловна Монахова с тревогой спросила:

– Алексей Иванович, может, случилось что? На вас лица нет.

– А куда же оно подевалось, лицо-то… – отшутился директор.

Совещание в этот раз провели очень быстро, оперативно. Потом директор уехал на стройку нового Дома культуры, где вместе с прорабом Александром Фроловским, обсудив несколько текущих вопросов и подписав документы, ушёл в контору и до конца рабочего дня никуда не отлучался. Из головы директора не выходил этот утренний эпизод с летающей тарелкой. «Неужели они существуют на самом деле? Или это галлюцинации какие-то?..» – подумал директор.

Разгуляев приказал себе выкинуть утреннее происшествие из головы и забыть о нём. Пригласив к себе секретаря парткома Серафиму, попросил её ускорить вопрос подбора кадров в новый Дом культуры.

– Алексей Иванович, уже пятый претендент на место директора вами отвергается, – констатировала Монахова.

– Но это же всё молодые, без опыта работы на селе, люди. А мне нужны специалисты, лучше семейные пары, которые были бы увлечены своим делом, – воскликнул директор. – Квартира у нас одна для них, а желающих её получить – хоть отбавляй, – добавил он.

– Будем искать, ведь объявления в газете областной уже месяц печатают, – уже при выходе из кабинета ответила Серафима.

Директор кивнул и углубился в свои мысли. Он очень тщательно подходил к подбору кадров и ревностно следил за их становлением и развитием. Разгуляев часто ездил со специалистами в передовые хозяйства набраться опыта. Всё лучше внедрял у себя в хозяйстве. Это давало неплохие результаты: племзавод «Ярославка» входил в пятёрку лучших хозяйств в области.

Директор завода Алексей Иванович, человек с творческой жилкой, был заслуженным работником сельского хозяйства. Такого же творческого подхода требовал он и от своих специалистов, справедливо считая, что только среднее звено, общаясь с рабочими и грамотно организуя технический процесс, сможет по-настоящему вести хозяйство к лучшим результатам.

Алексей Иванович был руководителем целеустремлённым, дотошным, вникал во многие, казалось бы, мелочи. Организовав бригаду доярок сельского комсомольско-молодёжного отряда животноводов, сам лично, а иногда через специалистов, интересовался их бытовыми условиями жизни. Помогал материально особо нуждающимся. Такое отношение руководителя всегда давало свои результаты: чувствуя отеческую заботу, доярки на престижных профессиональных соревнованиях занимали первые места. Конечно, этими достижениями Разгуляев гордился как личными успехами.

Алексей Иванович много своих сил и времени отдавал на социальное благоустройство посёлка «Ярославка». После завершения строительства Дома культуры принял на работу молодых специалистов, семейную пару. Его же усилиями была построена школа для поселковых ребятишек, которые до этого были вынуждены ездить на занятия в соседскую школу в трёх километрах от родного посёлка. На очереди была стройка нового двадцати четырех квартирного дома для учителей и доярок. Разгуляев чётко понимал, что для укрепления кадров чрезвычайно важна бытовая обустроенность специалистов. Когда человек имеет твёрдую почву под ногами, он лучше трудится, надолго задерживается в хозяйстве.

До Разгуляева руководил хозяйством очень толковый директор Михайлов, много сделавший для жителей «Ярославки». При его управлении хозяйство «встало на ноги». Доярки и телятницы представляли своих коров и бычков на ВДНХ в Москве. Лучшие животноводы посёлка Гарцева Людмила Яковлевна, Белова Валентина Вячеславовна и Анфимова Галина Ивановна вложили много труда, заботы и бессонных ночей для того, чтобы добиться высоких результатов.

Когда открылся Дом культуры, Разгуляев активно помогал его становлению: приобреталась новая аппаратура и мебель за счёт хозяйства, выделялись средства для проведения смотров и конкурсов художественной самодеятельности, шились новые костюмы для ансамбля «Ивушка», детских танцевальных коллективов, театральных постановок.

Грянули «лихие» девяностые годы, которые внесли свои коррективы и в развитие посёлка, и в работу Дома культуры. Многое пришлось сокращать, пересматривать, экономить… Но работники хозяйства, несмотря на большие экономические сложности, благодаря усилиям директора, регулярно получали зарплату. Такая относительная стабильность была большой заслугой и главного бухгалтера «Ярославки» Любови Петровны Сенько.

Грандиозным событием в первые годы работы поселкового Дома культуры стал смотр-конкурс ко Дню победы. Практически все жители «Ярославки» захотели принять участие в конкурсе. Готовили свои праздничные программы коллективы столовой, детского сада, Степанцевского животноводческого комплекса, Центральной фермы, конторы, деревни Ваталино и села Толгоболь. В сердцах людей творилось что-то невероятное: творчество захватило целиком даже тех, кто косвенно прикасался к подготовке этого события. Одни организовывали выставку поделок, другие мастерили декорации к выступлению, третьи – репетировали песни, стихи, сценки. Кто-то пёк пироги и готовил домашние напитки. Каждому нашлось дело по душе.

Наступил долгожданный день смотра-конкурса, председателем жюри которого стал Алексей Иванович Разгуляев. В воздухе повисла некая торжественность. Люди шли на особом подъёме в Дом культуры, словно это был самый главный праздник их жизни. Ведь для каждого россиянина День Победы – особенный день, праздник «со слезами на глазах», объединяющий людей в стремлении почтить память погибших соотечественников и в ощущении гордости за великую непобеждённую страну. Никому из вражеских захватчиков не удалось поставить землю русскую на колени. История страны нашей – не только история испытаний, но и великих военных достижений: победа над крестоносцами при Александре Невском, разгром наполеоновских полчищ армией Кутузова, поражение шведов при Петре I и, наконец, уничтожение немецко-фашистских войск в Великой Отечественной войне.

В день смотра-конкурса в Доме культуры было по-особенному многолюдно: 300-местный зал вместил в два раза больше зрителей. Фойе украсила богатая выставка поделок местных мастеров. Чего здесь только не было: и авторские картины о войне, и фотографии фронтовиков, и изделия из плетёной лозы, и чеканка. Люди проявили свои способности и таланты, фантазию и выдумку.

Задумчиво рассматривал народное творчество директор, медленно проходя между столами с поделками. Каждый раз удивляясь воплощению чьей-то идеи, он думал: «Да, именно в творчестве раскрывается по-настоящему человек. И наша задача подтолкнуть человека к тому, чтобы он начал творить, созидать…».

Выступления трудовых коллективов удивляли зрителей своей оригинальностью и неожиданностью решений. Отдельные номера запомнились жителям посёлка особенно. На сцене доярки центрального отделения хозяйства под руководством Светланы Кузнецовой, переодетые в солдатскую форму, маршировали под песню «Вдоль квартала взвод шагал». Навстречу им неожиданно для всех вышел переодетый в девицу парень. На его героине было надето ситцевое платьице, в руке – ридикюль, на ногах – колготки в сеточку и туфли 42 размера. Жюри и зрители сначала были потрясены таким смелым номером, но потом все разразились громким хохотом, который не стихал до самого его окончания.

Сменялись декорации. Звучали стихи о войне. На сцене – памятник «Родина-мать», обрамлённый занавесом, подсвеченным прожекторами. Зал встал и замер в торжественном молчании, когда со сцены читали «Реквием» Роберта Рождественского:

«Помните,

через года,

через века

О тех, кто уже не придёт никогда.

Заклинаю – помните…»


На обсуждении выступлений Разгуляев был взволнован:

– Это потрясающе! Никогда не думал, что наш народ настолько талантливый. Предлагаю первое место и пять тысяч рублей вручить первому центральному отделению. Ну, а второе и третье место кому отдать, решайте сами…

Никто из членов жюри возражать не стал. Второе и третье место досталось конторе и Степанцевскому комплексу соответственно.

Разгуляев вернулся домой после смотра-конкурса в прекрасном расположении духа, но в два часа ночи его разбудил тревожный звонок:

– Алексей Иванович, беда. ЧП на Степанцевском комплексе. Неизвестные проникли в телятник, выкрали троих телят и до полусмерти избили сторожа.

– Скорую вызвали? – забеспокоился директор.

– Конечно. Но уже час прошёл, а машины всё нет. Может быть, дорогу не нашли, – тревога всё усиливалась.

– Скоро буду. Ждите, – резко бросил директор.

Быстро одевшись, прыгнул в свой автомобиль. По дороге увидел на обочине «Скорую помощь». Догадки подтвердились: машина задерживалась по причине поломки, спустило колесо. Разгуляев забрал врача и медсестру в свою машину, и уже через полчаса был на комплексе. Их встретила испуганная и растерянная сотрудница Надежда Ивановна Суворова.

– Надежда Ивановна, это были вы? Звонили? Я не узнал вас по голосу… Где пострадавший?

– Пойдёмте, я покажу. Ему совсем плохо, – женщина была чрезвычайно взволнована. Руки тряслись. Голос не слушался. – Осторожно здесь, калитку разворотили воры…

Медики бросились к лежащему без сознания на сене сторожу. Директор попытался выяснить хоть что-то о случившемся у Надежды Ивановны.

– Я ничего не знаю, Алексей Иванович, – сбивчиво начала Суворова. – Меня по телефону вызвал сторож. Муж привёз меня сюда на машине. Когда я приехала, сторож был уже в отключке. Я сделала, что могла, перевязала ему голову… И стала звонить вам, – её глаза наполнились слезами.

– Успокойтесь. Я вызвал милицию. Медики работают.

Разгуляев вызвал механизатора. У него была своя машина, и добрался до места происшествия он быстро. Проворно заменил колесо на «Скорой помощи». Медики отвезли пришедшего в чувство сторожа в ближайшую больницу.

Через пять дней один из преступников, принимавших участие в дерзком нападении на Степанцевский комплекс, был задержан на рынке в Костроме при попытке реализовать награбленное мясо. Через него милиция вышла и ещё на двоих подельников. Все получили большие сроки, у двоих из задержанных уже была судимость. Наглое и циничное поведение рецидивистов потрясло до глубины души Разгуляева на суде, куда он был вызван как свидетель. Преступники не раскаивались в содеянном.

Сторож при нападении получил тяжёлые травмы, долго находился на лечении в стационаре, а затем отправлен медиками на реабилитацию в санаторий. Директор лично участвовал в судьбе своего сотрудника: посещал в больнице, беседовал с ним часами. Помогал в оформлении инвалидности, когда врачи направили сторожа на ВТЭК.

Такое душевное участие и личная заинтересованность в судьбе своих подчинённых отличало Разгуляева от многих его коллег. Когда руководители участвуют в жизни сотрудников, разделяя с ними не только радость, но и беды, авторитет их высок и не подвержен критике. Люди, испытывая благодарность за такую отеческую заботу и участие, преданно трудятся в коллективе, тщательно относятся к своим должностным обязанностям.

Осенью в новом Доме культуры выступали с прекрасной программой артисты цирка Турабовы. На сцене веселили зрителей потешные клоуны Антошка и Кнопочка с собачкой Белочкой. Руководитель номера, Александр Турабов, профессиональный цирковой артист, был канатоходцем, жонглёром и музыкантом. Он виртуозно владел и гитарой, и саксофоном. После выхода на пенсию, возраст которой для канатоходцев составлял 37 лет, Турабов вместе с женой и сыном создали свою цирковую программу и успешно гастролировали по городам. Пять чудесных номеров и шоу-балет Турабовых, представленных в Доме культуры «Ярославка», были встречены овациями. Зрители с восхищением следили за тем, что происходит на сцене.

После того, как артистов искупали в овациях, Александр предложил на продажу щенков цирковой собачки Белочки. Такое предложение для публики было достаточно неожиданным, но желающих приобрести красивых беленьких щенков было больше, чем предполагалось.

На следующий день после представления Турабовых Разгуляев вызвал директора Дома культуры себе в кабинет.

– Как прошло цирковое выступление? – поинтересовался Алексей Иванович.

– Отлично, все довольны. Особенно детишки, – директор Дома культуры был удовлетворён.

– А я вот не очень доволен, – резко парировал на реплику Разгуляев. – Кто вам позволил заниматься продажей щенков, животных, о которых даже в афише ничего не было сказано?

Директор Дома культуры был настолько обескуражен таким вопросом, что даже ничего не смог ответить в своё оправдание.

– Я прошу вас, впредь такие вопросы согласовывать со мной. В крайнем случае, с отделом культуры. Да, скоро мы открываем новую школу. Подготовьте праздничный сценарий и концерт к её открытию. Но обязательно согласуйте программу с новым директором школы. Надеюсь, что вы с ним уже познакомились. Он же ваш сосед по квартире…

– Нет, ещё не успел. Сегодня же это сделаю.

Директор покинул кабинет Разгуляева в раздумьях: «Удивительно, что Алексей Иванович весьма осведомлён обо всём происходящем в его посёлке. Его интересуют даже мелочи». Хотя впоследствии трудовой опыт директора Дома культуры показал, что в культуре нет мелочей. Все выступления, мероприятия и программы вызывают живой интерес жителей. Люди активно и бурно обсуждают всё, что увидели, услышали, прочувствовали. Делают свои выводы, спорят о мнениях, судят о художественной ценности. Культура всегда особым образом влияет на менталитет народа, его самобытность и традиции.

Разгуляев лично присутствовал на торжественном открытии школы посёлка. Педагогический коллектив решил отметить это событие по-новому, учителя и школьники подготовили свою программу без помощи со стороны.

Много творческих людей отдали этой школе свои лучшие годы. Елена Александровна Филиппова – учитель русского языка и литературы – всегда отличалась бодростью духа, неугасимым энтузиазмом. Этот одарённый, творческий человек, всем сердцем любящий своё дело и детей, каждый год организовывала поздравления ветеранов с Днём Победы в Великой Отечественной войне, с Днём пожилого человека. Вместе с детьми расписывала стены в доме № 1, высаживала цветы вокруг дома. Вокруг таких людей всегда создаётся особая атмосфера доброты, тепла, любви и взаимовыручки.

Елена Александровна уже 27 лет верна родной школе в своём посёлке. В «Ярославке» она родилась и выросла. Под руководством этого педагога проводятся многочисленные школьные конкурсы и недели филологии. Она -создатель кружка «Проба пера», где дети пишут свои стихи и выпускают литературный альманах «От детского сердца». Елена Александровна проводит в школе и большую волонтёрскую работу.

Завуч школы Татьяна Александровна Подобедова – одарённый педагог и организатор. Под её началом проводятся различные школьные мероприятия, разнообразные олимпиады, концерты, в которых разыгрываются сценки из школьной жизни. Татьяна Александровна имеет особый подход к организации «Последнего звонка» для старшеклассников. Этот день также, как и «День знаний», всегда запоминается ребятам своей программой и ростовыми куклами, которые надевают на себя дети. Работа школьного музея – безусловная заслуга Татьяны Александровны. Ученики этого прекрасного педагога являются победителями и призёрами научных конференций и филологических чтений.

Учитель немецкого языка Тамара Леонидовна Качина отдала много сил и энергии поселковой школе. Педагог имеет огромный авторитет среди коллег, детей и их родителей, поскольку умеет найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. Её уроки отличаются целенаправленностью, своеобразием методов и приёмов, поэтому всегда интересны детишкам.

Разгуляев всегда активно принимал участие в жизни школы. Всех талантливых педагогов выделял и поощрял. Выделял им жильё, денежные премии и подарки. Алексей Иванович ценил непростой труд педагогов, знал их нужды, разделял их достижения и радости. Общим предметом гордости стало большое количество учеников – победителей различных конкурсов, олимпиад, творческих встреч. Всё это позволило школе завоевать хороший авторитет среди учебных учреждений области.

Почти каждое мероприятие не обходилось без личного участия руководителя сельхозпредприятия. Алексей Иванович не чурался сам выступать на школьной сцене. И, конечно же, финансово помогал в их организации. Для себя главным приоритетом в работе с молодёжью директор считал вовлечение школьников в работу на племзаводе «Ярославка». Хозяйству всегда нужны грамотные и верные сотрудники, доярки, механизаторы, зоотехники, агрономы, и потому Алексей Иванович много времени уделял профессиональной ориентации школьников, выпускникам давал стипендии и рекомендации для будущей работы в хозяйстве.

Тепло, по-отечески внимательно Разгуляев относился и к сотрудникам племзавода, дояркам, механизаторам. Однажды на очередном собрании по завершению уборочной, которое проходило в доме культуры, он заметил, что подарки, приготовленные для вручения рабочим, завёрнуты в простую невзрачную бумагу. Алексей Иванович тут же распорядился упаковать подарки в яркую блестящую упаковку:

– Вы же это людям дарите. У человека должно остаться в памяти яркое событие, которое, возможно, подвигнет его на новые трудовые свершения. На подвиги… Да, да, это подвиг – вставать на дойку в четыре утра, обслуживать по пятьдесят голов скота. Подвиг – ежедневно следить за животными, кормить, поить, лечить…

Алексей Иванович на мгновение задумался:

– А механизаторы… По пятнадцать часов за рулём и рычагами. В жару, в ливни…