Книга Психология имиджа - читать онлайн бесплатно, автор Мария Викторовна Жижина. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Психология имиджа
Психология имиджа
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Психология имиджа

•      Воспринимаемый имидж – это то, как нас видят другие. Естественно, что эта точка зрения может отличаться от предыдущей. Мы часто не знаем, как к нам относятся на самом деле, как реально о нас отзываются.

•      Требуемый имидж означает, что ряд профессий требует определенных имиджевых ожиданий.

Иначе можно сказать, что в этой классификации отражены: самопрезентация личности самой себя, восприятие и оценка имиджа личности окружающими, а также представления личности и окружающих о должном имидже персоны в той или иной ситуации.


Тема 3. Функции имиджа


Далее перейдем к рассмотрению вопроса о полифункциональности имиджа и конкретно к анализу тех функций, который он выполняет в жизни отдельной личности. Исследователь Н. П. Болотова считает функциональность важной характеристикой имиджа. Так, по этому поводу автор пишет: «…имидж является самоцелью. Когда мы занимаемся созданием или улучшением своего имиджа, предполагается, что хороший имидж нужен для чего-то, что при помощи его мы сможем достичь определенных целей, более эффективно решить какие-то задачи, сделать более успешной ту или иную деятельность, которой мы занимаемся. Именно это и оправдывает усилия по созданию или улучшению имиджа. Удачным считается тот имидж, который вызывает у самого субъекта ожидаемый спектр ощущений – удовольствие, сознание своей значимости и красоты [18].

А. П. Панфилова [118] на основе анализа публикаций по проблеме имиджа обозначила следующие функции имиджа делового человека:

– профессиональная функция, способствующая реализации в профессиональной сфере;

– адаптационная функция, позволяющая комфортно приспособиться к определенной деловой ситуации, партнерам или форме коммуникации;

– функция личностной реализации, способствующая максимальному раскрытию индивидуальных особенностей и осуществлению самореализации и развитию;

– аксиологическая функция, ориентированная на индивидуальные и профессиональные ценности, личностную мотивацию, смысл жизни;

– коммуникативную функцию, позволяющую человеку позитивно организовывать конструктивное, партнерское общение на всех уровнях взаимодействия, оказывать благоприятное воздействие на окружающих в нужном для себя направления;

– эвристическая функция, активизирующая реализацию креативного потенциала личности;

– психотерапевтическая функция, заключающаяся в осознании собственной значимости, психологической и эмоциональной устойчивости, оптимизме (программировании своего подсознания на успех).

«Именно функции имиджа – считает А. П. Панфилова, позволяют деловому человеку гармонизировать свой внутренний мир, мобилизовать компетентность, знания и умения, формировать и развивать адаптационные способности к позитивным изменениям окружающего мира, найти свое место в профессиональной среде в условиях жесткой конкуренции» [118, с. 81].

Традиционно к основным функциям имиджа организации относят:

номинативную функцию, которая обозначает (выделяет, отстраивает, дифференцирует) организацию среди других, демонстрирует ее отличительные качества, подчеркивает достоинства;

эстетическую функцию, призванную облагородить впечатление, производимое на публику товаром, организацией;

адресную функцию, призванную отвечать потребностям аудитории;

коммуникативную.

Причем коммуникативная функция, как наиболее важная и развитая среди перечисленных, объединяет следующие функции:

1. Идентификация. Исходит из того, что человеку нужна основная, ключевая информация, чтобы не «переваривать» всю сумму данных. Эта коммуникативная функция характеризует «облегченное» восприятие аудиторией объекта, возможность предоставления ей лишь самых ключевых моментов, задающих основные параметры объекта.

2. Идеализация. Означает практическое обеспечение режима наибольшего благоприятствования восприятию образа объекта, проецируемость тех характеристик организации, которые являются наиболее предпочтительными в конкретной целевой аудитории (здесь часто желаемое выдается за действительность).

3. Противопоставление. Подразумевает ориентацию на то, чтобы подготовить почву для создания положительного образа именно данного объекта. Самый распространенный механизм – сопоставление объекта с конкурентами и выделение его преимуществ [181, с. 349].

Практически все исследователи при определении имиджа указывают на коммуникативную составляющую имиджа, безусловно, без аудитории восприятие имиджа, имидж функционировать не может, имидж существует только в ситуации общения. В связи с чем, функции имиджа можно рассматривать только в процессах коммуникации.

Имидж как феномен общественного сознания и как коммуникативный феномен непосредственно связан с функциями социальной коммуникации, а именно:

– информативной;

– фактической – установление контактов;

– эмотивной – активизации эмоциональных переживаний;

– управленческой – убеждение, внушение и др.

Как считает, Г. М. Андреева в контексте человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Аналогично и в процессе имиджевой коммуникации первоначальное имидж-послание видоизменяется, развивается, уточняется.

В социологии к функциям имиджа относят: функцию экономии мышления социальных субъектов; функцию социальной оценки; функцию социальной самоидентификации; регулятивную функцию. В контексте социологического анализа имиджа в индивидуальных практиках социального продвижения Е. Ю. Доморовская обозначила следующие функции имиджа:

– формирование и подтверждение социальной идентичности индивида в глазах социального окружения;

– формирование заданных социостатусной идентичности моделей поведения;

–внесение в заданные имиджевые характеристики социального статуса субъективного измерения (инноватики) [47, с. 36].

В философской науке феномен имиджа относится к области социального познания и наделяется такими функциями как: 1) экзистенциональная (бытийная представленность субъекта в сознании других людей); 2) аттитюдно-формирующая; 3) отношенчески-детерминирующая, 4) функция социокультурной отнесенности (идентификации с определенными категориями поля имиджей); 5) функция объективации характеристик носителя имиджа (физических и психических).

Наиболее распространенными в литературе является указание на две функции имиджа: 1) имидж как средство социального влияния – социально – психологическая; 2) экономическая – повышение спроса, конкурентоспособности личности, фирмы, корпорации, товаров, услуг.

Помимо широко известных функций, Г. М. Андреева выделяет у имиджа функцию внушения. По мнению ученого между имиджем и реальным объектом существует так называемый «разрыв достоверности, поскольку имидж сгущает краски образа и тем самым выполняет функцию внушения».

С. В. Яндарова рассматривая имидж как мощное средство психологического влияния, выделила такие функции имиджа как: функция социального влияния, рефлексивная, психотерапевтическая, иллюзорно-компенсаторная, аффективная, организаторская, когнитивная, конструктивно-стабилизирующая [191].

В соответствии с целью создания имиджа Е. Б. Перелыгина выделяет прагматическую цель – имидж, ориентированный на восприятие и имидж, направленный на самоощущения – психологическая цель. Некоторые авторы, исследуя мотивацию формирования имиджа, указывают на имидж, ориентированный на самоощущение (внутренняя мотивация) и на восприятие (внешняя мотивация).

Наиболее развернутая характеристика функций имиджа представлена в трудах В. М. Шепеля, по мнению ученого имидж – это полиметрическое явление, функционал которого разнообразен. В. М. Шепель предложил разделять функции имиджа на два вида – ценностные и технологические. Ценностным функциям имиджа, обеспечивающим выстраивание здоровой душевной организации личности, автор придает особое значение: «… Философская связка «форма и содержание» объясняет закономерность функционирования имиджа как внешнего проявления духовного здоровья личности, состояния её биоэнергетического потенциала. …Посредством имиджа наиболее заметно, а потому доступно для других людей, проявляется внутренний мир конкретной личности» [181]. Остановимся более подробно на рассмотрении этих функций.

К ценностным функциям относится: личностно возвышающая (благодаря созданию вокруг личности ореола привлекательности, она становится социально востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств); комфортизация межличностных отношений (суть этой функции в том, что обаяние людей объективно привносит в их общение симпатии и доброжелательность, а потому нравственную меру терпимости и такта); психотерапевтическая (суть её в том, что личность, благодаря осознанию своей индивидуальной незаурядности и повышенной коммуникабельности, обретает устойчивое мажорное настроение и уверенность в себе).

К технологическим функциям имиджа относятся функции: межличностной адаптации (благодаря правильно избранному имиджу можно быстро войти в конкретную социальную среду, привлечь к себе внимание, оперативно установить доброжелательные отношения); высвечивания лучших личностно-деловых качеств (благоприятный имидж даёт возможность зрительно представить наиболее привлекательные качества человека, позволяя соприкасающимся с ним людям познавать именно эти черты, вызывающие симпатию или доброе расположение); затенения негативных личностных характеристик (посредством макияжа, дизайна одежды, аксессуаров, причёски и т.д. можно отвлечь людей от тех недостатков, которыми обладает человек); организация внимания (привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей, он импонирует им, а потому они психологически легче располагаются к тому, что он говорит или демонстрирует); преодоления возрастных рубежей (искусно владея технологией самопрезентации, что конкретно проявляется в удачном выборе моделей поведения и исполнении различных ролей, можно комфортно себя чувствовать в общении с людьми разного социального положения и профессионального статуса, не сковывая себя «комплексом» собственного возраста) [181].

Особым психотерапевтическим эффектом обладает привлекательный имидж личности. Следует иметь в виду двойной эффект внимания. Благодаря вниманию человек прекрасно взаимодействует с другими и получает возможность обогащать свой внутренний душевный и духовный мир.

У многих авторов в прямой или косвенной форме есть указания на психотерапевтическую функцию имиджа. В частности, Е. Б. Перелыгина считает, что имидж способствует не только избеганию депрессивных состояний, достижению комфортного самоощущения, но и выполняет функцию психической защиты, которая «связана с тем, что имидж помогает человеку скрыть от других свои недостатки, внушить им желаемое представление о себе, а затем, получив от них подтверждение желаемого образа, присвоить его и тем самым снизить неприятные ощущения, порождаемые осознанием этих недостатков» [119, с. 132].

Как пишет, автор в своей работе «Психология имиджа», в реальной оценке имиджей в практической имиджелогии используются такие группы критериев как:

а)      самоощущение клиента. Удачным считается тот имидж, который вызывает у самого клиента ожидаемый спектр ощущений – удовольствие, сознание своей красоты и т.д.;

б)      появление планируемых оценок со стороны окружающих, причем эти оценки не обязательно должны быть позитивными (например, если планировалось вызвать зависть, то появление зависти и служит критерием хорошего имиджа);

в)      практическое достижение планируемой интеракции при субъективной уверенности, что она достигается при помощиимиджа. К примеру, клиент может считать свой имидж удачным, если ему удается достичь заранее поставленной цели – например, занять денег, быть принятым на работу и т.д.

Эти три обозначенные критерии, на наш взгляд, можно рассматривать не только как отражение задач построения имиджа, но и функциями имиджа – достижения комфортного самоощущения, удовлетворенности собой, получения желательных социальных оценок, достижение поставленной цели. Видимо из всех функций имиджа именно обретение комфортного психологического состояния и функция социального продвижения, достижения поставленных целей представляют для личности наибольшую ценность.

Широкомасштабных эмпирических исследований, посвященных изучению имиджа в качестве копинг-стратегии (преодолевающего поведения) на сегодняшний день пока нет, но, тем не менее, уже имеются единичные работы, в контексте которых внешний имидж, внешняя привлекательность личности рассматривается как эффективное преодолевающее поведения в определенных жизненных ситуациях (Е. П. Иванова, 2006); смена имиджа как способ и потенциал совладания с переживаниями рассмотрено в работе А. П. Мерсияновой и О. В. Добрыниной.

«Имидж определяет отношение к человеку – как в ситуациях формирования первого впечатления, – считает Е. А. Петрова, – так и в дальнейшем. …Основная часть контактов между людьми (не считая контактов с близкими и коллегами) строится на основе имиджа» [123]. При этом, автор предлагает выделять следующие основные функции имиджа: 1) экзистенциональная (бытийная представленность субъекта в сознании других людей); 2) социокультурной отнесенности (идентификации с определенными категориями поля имиджей); 3) объективации характеристик носителя имиджа (физических и психических); 4) аттитюдно-формирующая; 5) отношенчески-детерминирующая. Исследователь проводит параллель между имиджем и судьбой человека: «имидж влияет на судьбу человека как содержательно – через социальные роли и позиции, уровня которых достигает человек, так и в темпокорректирующем плане – облегчая или затрудняя продвижения человека к достижению центральных смыслообразующих целей его жизни» [123].

Нельзя не согласиться с данной точкой зрения, что имидж играет в жизни человека судьбоносную роль, особенно если представить ситуации, когда правильно подобранный, соответствующий имидж помогает устроиться на желаемую работу, помогает удачно выйти замуж или стать популярным исполнителем, позволяет политику выиграть выборы и таких примеров, в которых имидж выполняет ключевую роль от глобальных жизненных ситуаций до каждодневных ситуаций повседневной практики можно привести множество.

В. Г. Горчакова в своей работе «Имидж: розыгрыш или код доступа» выделяет следующие функции имиджа: психологической защиты; социального тренинга; социально-символического познания (имидж является своеобразной меткой готовности к обмену, обогащению социальными ценностями – богатство, власть, карьера, успех); иллюзорно-компенсаторную («поиграть в несбывшееся», компенсировать стереотипность обыденной жизни, сохраняя тем самым личность, но не нарушая поведенческих рамок групповых ролей); номинативную (самоидентификации); политическую (влияние); социальную (адаптация); развивающую (самосовершенствование); психотерапевтическая (коррекция); информационную (коммуникация); экономическую (социально-экономический статус); самовыражения и самопредъявления личности (креативность) [37].

И. А. Федоров анализируя имидж как систему социального программирования духовной жизни выделил следующие основные функции персонального имиджа:

1. Функцию социального тренинга: создавая имидж, человек сознательно или стихийно корректирует собственные проявления, приспосабливая их к выполнению групповых ролей.

2. Иллюзорно-компенсаторную: имиджи позволяют как бы «поиграть в несбывшееся», компенсировать стереотипность обычной жизни.

3. Социально-символического опознавания: посредством имиджа индивид демонстрирует членам группы свою готовность к социальным интеракциям и выполнению соответствующих ролей, со своей стороны, другие члены группы благодаря имиджу опознают в индивиде потенциального партнера.


Тема 4. Мотивы формирования имиджа


Функции, задачи и мотивы построения имиджа, на наш взгляд, тесно взаимосвязаны; через функции можно определить и задачи построения имиджа и мотивы, по которым личность решила изменить или сформировать новый имидж отличный от прежнего.

В психологической литературе выделяют, как правило, следующие мотивы, которыми руководствуется личность при формировании и коррекции собственного имиджа:

а) коммуникативные мотивы (изменить отношение других людей к субъекту формирования имиджа; стремление облегчить взаимодействие с людьми, желание произвести определенное отношение и т.п.);

б) мотивы самовыражения (внутренний психологический комфорт; потребность самореализации; желание заявить о себе);

в) социально-нормативные мотивы (желание соответствовать нормам и традициям; образцам поведения и др.);

г) мотивы достижения успеха.

Как показывает практика, ведущими мотивами обращения личности к стилисту-имиджмейкеру, а, следовательно, желание измениться связано с необходимостью соответствовать новому социальному статусу (новой занимаемой должности), с решением личных проблем, с желанием выразить свой внутренний мир.

Учитывая роль имиджа в жизни отдельного человека и успешности его деятельности многие исследователи акцентируют потребность оформления формирования имиджа в социальный заказ (Н. П. Болотова, С. В. Яндарова), необходимость введения курсов имиджелогии как компонента социального образования в систему подготовки специалистов широкого круга профессий, и особенно сферы «человек-человек» (Е. А. Петрова, В. М. Шепель, Л. М. Семенова, В. Г. Горчакова, А. А. Калюжный, В. Н. Черепанова); Л. М. Семенова обосновывает значимость формирования у личности имиджелогической компетентности; исследователи В. Г. Купцова, С. Н. Журавлева пишут о необходимости формирования имиджевой компетентности. «Имиджевая компетентность» подразумевает интегративное качество личности, выступающее как совокупность, взаимодействие мотивационного, когнитивного (имиджелогические знания теоретического и методического характера) и деятельностного (объединяет в себе личностные качества – коммуникативную привлекательность, лидерское поведение, нравственность, волю, эмоциональную устойчивость, эмпатию, интеллект, креативность) компонентов [85].

Анализ литературы по изучению функций имиджа позволяет говорить о том, что продуктивность формирования имиджа исследователи, как правило, связывают с демонстрацией индивидом наиболее привлекательных личностных и профессиональных качеств, а также со способностью видеть себя «со стороны» – осуществлять самомониторинг и на его основе вносить коррективы в построение своего имиджа, со способностью сравнения своих объективных качеств с эталонным образом.

Среди функций имиджа можно выделить особо значимую функцию в процессах коммуникации – это приведение своего имиджа – образа, внешности, поведения и т.д. в соответствие с ожиданиями социума. Основанием для такого утверждения служит получившая распространение гипотеза: чем более имидж будет интерпретироваться окружающими в соответствии с имеющимися у них стереотипами, тем вероятнее положительная оценка данной персоны и отсутствие когнитивного диссонанса. Например, у каждого из нас уже сформирован должный образ-стереотип учителя, и если персона будет не соответствовать этим ожиданиям, тем больше вероятности отсутствия коммуникативного взаимопонимания, к примеру, между учителем и учеником.

Если обратиться к житейским представлениям о мотивах формирования имиджа, то можно сказать, что в сознании большинства людей мотивация смены имиджа связывается или с неудовлетворенностью человека своей жизнью (развод, потеря работы и т.п.) и конкретно желанием начать новую жизнь, или же необходимостью соответствовать новому социальному статусу, социальной роли (повышение по службе, новая должность и др.). Да, безусловно, это наиболее частые причины, либо самостоятельной работы по смене имиджа, либо обращения к услугам имиджмейкера. Однако, по нашему мнению, этим перечень мотивов изменения старого и формирования нового имиджа не ограничивается. Мотив саморазвития, самосовершенствования, самореализации, самораскрытия, желание рассказать о своем внутреннем мире являются не менее частыми и не менее мощными мотивами по изменению собственного имиджа. Как только человек осознает, что его внешний вид не соответствует внутреннему содержанию, и то, что его интересы, жизненные ценности не выражаются внешне, окружающие неправильно воспринимают, то у него сразу же возникает желание изменить как минимум стиль одежды, найти необходимые средства самовыражения. Самовыражение через имидж является довольно таки распространенным мотивом, особенно у молодых людей.

Завершить рассмотрение функций и мотивов формирования имиджа, хотелось бы примером, который приводит Е. В. Змановская на страницах своей книги «Руководство по управлению личным имиджем», относительно того, можно ли и нужно ли управлять имиджем? «Ответ на данный вопрос неожиданно для себя мы находим в одной из наиболее любимых детских сказок – истории о Золушке. В центре волшебного сказания ни что иное, как таинство «имиджмейкерства». Благодаря мастерству крестной-феи и юного пажа происходит чудесное превращение доброй, но неприметной падчерицы в очаровательную принцессу. Современная интерпретация старой сказки может быть представлена следующим образом – внутренняя сущность человека нуждается в достойном внешнем обрамлении. Это в свою очередь, означает, что мы не только можем управлять впечатлениями людей, но и должны это делать ради общего благополучия, – резюмирует автор» [64].


Тема 5. Типология имиджа


Анализ литературы показал, что имидж обычно разделяют на корпоративный (имидж компании, фирмы, предприятия, учреждения, политической партии, общественной организации и т.д.) и индивидуальный (имидж ученого, политика, бизнесмена, артиста, руководителя, лидера общественного движения и т.п.). Согласно мнению В. М. Шепеля: «И в том и в другом случае, т.е. по отношению к организации и индивиду (личности), можно говорить об имидже внешнем и внутреннем. Внешний имидж организации – это её образ, представление о ней, формирующееся во внешней, окружающей её среде, в сознании «контрагентов» этой организации – клиентов, потребителей, конкурентов, органов власти, СМИ, общественности. Внешний имидж индивида складывается из различных форм вербального, визуального, этического, эстетического выражения и поведения, а субъектом являются те люди, которые вступают с ним в прямой или опосредованный контакт» [181].

Наряду с этим, в литературе имеются и другие классификации. Так, например, в настоящее время определены три возможных подхода к классификации имиджа: функциональный, при котором выделяют разные его типы, исходя из различного функционирования; контекстный, при котором эти типы находятся в разных контекстах реализации; сопоставительный, при котором сравнивают близкие имиджи.

Ф. Джевкинз, сторонник функционального подхода, предлагает следующие типы имиджа:

Зеркальный – имидж, свойственный нашему представлению о себе.

Текущий – вариант имиджа, характерный для взгляда со стороны.

Желаемый – тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся.

Корпоративный – имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов её работы.

Множественный – вариант имиджа образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации.

Контекстный подход к имиджу означает, что он должен носить целостный, согласованный характер, учитывать условия реализации, а отдельные черты – не противоречить друг другу. Системный характер имиджа позволяет по одной видимой черте вызывать в массовом сознании сопутствующие характеристики. При этом необязательно ставить задачу завоевания всеобщей любви.


Е. А. Петрова выделяет следующие типы имиджей:

1) классификация по объекту (персональный, кооперативный);

2) по соотношению с другими объектами (единичный/ множественный);

3) по содержанию (простой – сложный);

4) по длительности существования (общий – ситуативный);

5) по параметрам проявления (средовой, габитарный, вербальный, овеществленный, кинетический и др.).

В литературе встречаются различные классификации типов имиджей в соответствии с теми или иными основаниями, например:

– в соответствии с целью: публичный, профессионально-деловой, коммерческий, артистический, политический

– опосредованный, формирующийся заочно, без личного контакта и непосредственный имидж, формирующийся в процессе непосредственного взаимодействия человека с социумом;

– по степени эмоционального воздействия: позитивный или негативный имидж;

– по степени рациональности восприятия: когнитивный, представляющий узкую специальную информацию, ориентирован на узких специалистов и эмоциональный имидж (чувственный) – предназначен для широкой аудитории и рассчитан на эмоциональный отклик;