Рядом со мной два маленьких человека, которые нуждаются в любви и тепле, в заботе хотя бы на бытовом уровне. Чувствую, как я истощаюсь, черпая для них ресурс непонятно откуда. Неизвестно из каких глубин себя. Если во мне пустыня, то в какой минус я сама себя увожу, постоянно вынимая ресурс для них? И не вынимать не могу – это любовь. О ребенке заботишься во что бы то ни стало. Способность организма мобилизоваться в экстренной ситуации восхищает. И пугает. Это как бомба замедленного действия. Уводя свой ресурс в минус, я выдернула чеку. А последствия в виде психосоматики грянут позже.
Депрессия – это тяжелейшее состояние. Это не три дня поплакать и полежать. Пребывать в длительной депрессии – все равно что не жить. Мамами-одиночками часто становятся уже на фоне послеродовой депрессии. Кто-то – на фоне дородовой, если отец ребенка в принципе его не ждал и женщина уже потонула в пучине страхов и боли. У кого-то это хроническая депрессия на фоне сложных семейных отношений, итогом которых и стало расставание. Хотя это еще вопрос – плохие отношения стали причиной депрессии и расставания или, наоборот, депрессия стала причиной всех трудностей.
Хроническая депрессия и депрессивные состояния имеют тысячу масок. Характерные признаки депрессии – отсутствие радости (вплоть до нежелания жить, суицидальных мыслей) и энергии для конструктивных действий.
Отсутствие радости – понятие обобщенное. Оно включает в себя плохое настроение, чувство безысходности, бессмысленности существования, вины, утрату интереса к чему бы то ни было в течение долгого времени. Неверно списывать это на тяжелые обстоятельства. В состоянии острого горя человеку действительно сложно радоваться, но острое горе не может длиться слишком долго. Если ты испытываешь подобное состояние дольше нескольких недель, притом что все живы-здоровы, это не норма. Даже если ты себя в принципе другой не помнишь. Так можно всю жизнь прожить.
Вне депрессии человек воспринимает трудности как решаемые задачи, в перерывах между которыми можно отдохнуть и порадоваться. Он ищет и создает себе поводы для счастья. Человек стремится к удовольствию по своей природе. Длительная депрессия ломает этот механизм – буквально на уровне выработки гормонов. Вроде бы пик сложной ситуации миновал, а способность радоваться не возвращается. В состоянии депрессии не приходит идей, как себя порадовать. Даже если целенаправленно искать способы, ничего не выходит. Нет желания просыпаться и идти в этот мир. Ждешь вечера, чтобы скорее уснуть и не видеть ничего вокруг. При этом таки заставляешь себя вставать, обслуживать детей. Возможно, работать. Но нет удовольствия от чашки чая, выпитой в тишине, от красоты природы, смыслов книг. Попытки порадоваться кажутся неестественными. Вроде выбираешься куда-то, улыбаешься друзьям, приводишь себя в порядок на один вечер, а на душе ад.
Отсутствие конструктивной энергии. Почему конструктивной? Энергии может вообще не быть – еле волочишь ноги, плачешь, не можешь сделать ничего сверх необходимого для выживания минимума. А иногда депрессия сопровождается тревожными состояниями, когда носишься и хватаешься за все. Энергия вроде как есть, но результаты разочаровывают. Все уходит на беготню, суетливость, рассеянность. Например, не можешь собраться на выход с первого раза – возвращаешься то за забытым зонтиком, то за кошельком, то еще за чем-то. Невозможно сосредоточиться. Иначе говоря, энергия есть, но не конструктивная, а стрессовая. Это такая хитрая «энергия», которая еще больше обесточивает. Она забирает здоровую энергию на поддержание нездоровой суеты. Она очень опасна тем, что в какой-то момент начинаешь чувствовать себя крайне неуверенно, рассеянно, все забываешь, даже то, что произошло мгновение назад. Из-за этого появляется страх, сомнения в собственных действиях. Постоянно боишься что-то забыть – утюг выключить, например. За руль садиться тоже боязно из-за ощутимой невнимательности.
В любом из похожих состояний важно обратиться к неврологу или психиатру. Выбираться подручными способами себе дороже. Попробовать можно, но, если год прошел, а воз и ныне там, лучше обратиться к врачу. Хотя бы для того, чтобы специалист со стороны объективно оценил твое состояние. Может быть, он и не станет назначать лечение.
Не всегда удается сразу найти подходящего врача. Бывает, что по рейтингу и отзывам врач отличный, но он тебя не услышал. Не теряй время: иди к другому. Если не пошло общение с врачом-мужчиной – попробуй обратиться к женщине. Если не пошло с молодым врачом – попробуй найти постарше. Если не пошло с психиатром – обратись к неврологу.
Психиатр и невролог, в отличие от психолога, могут выписывать медикаментозное лечение. Иногда психиатр имеет дополнительную «надстройку» и может консультировать как психолог. Такие специалисты часто называются психотерапевтами. Но они именно врачи, имеющие право выписывать рецепты, а не психологи в классическом понимании этого слова. Психолог беседует, но лечение не назначает.
Задача таких врачей – верно оценить твое состояние и подобрать медикаментозную поддержку, если она необходима. Насчет антидепрессантов есть разные мнения. Многие люди относятся к ним предвзято. Это, как правило, те, кто с реальной депрессией не сталкивался. Или те, которых воспитывали в парадигме «депрессия – миф, нечего скулить, врачи – зло». Тогда человек может годами отказывать себе в медикаментозном лечении и при этом не жить. Ведь длительная депрессия – это не жизнь, и никакие препараты не могут быть хуже такого существования. Главное – найти хорошего врача и подходящий препарат. Иногда приходится попробовать несколько. Под присмотром опытного специалиста это не страшно.
Когда человек находится в тяжелом эмоциональном состоянии и одновременно проходит трудный жизненный период, ему невероятно сложно. Два этих фактора усиливают друг друга. В депрессии нет энергии для эффективного преодоления трудностей, а сами по себе трудности усугубляют депрессию. Конечно, нельзя взмахнуть волшебной палочкой и изменить обстоятельства, но можно повлиять на внутреннее состояние. Имеет смысл на несколько месяцев прибегнуть к медикаментозной поддержке, чтобы наладить жизнь, после чего таблетки не понадобятся. Даже если это займет год, это будет год положительного настроя, год становления. И детям понравится такая мама. Рассмотри для себя подобный вариант.
С препаратами может быть только один нюанс: они тебе не подойдут. Худший вариант – явно выраженные побочные эффекты. Например, бессонница, слабость, тревога. В таких случаях сразу обращайся к врачу, который назначил лечение, для коррекции. В зависимости от симптомов он либо изменит дозировку, либо назначит другой препарат. Такой постепенный подбор антидепрессантов и дозировки – нормальное явление. Не худший вариант – если препарат тебе просто не помогает. Здесь опять же иди к врачу и проси скорректировать назначения. Приемлемый вариант – препарат помогает, но нет накопительного эффекта, то есть без него ты не можешь сохранять спокойствие. К примеру, утром приняла таблетку и в обед уже чувствуешь, что нужна следующая. На такой схеме можно долго просидеть, поскольку в целом положительный эффект есть: вроде как все работает, но без таблеток сложно. Важно знать, что правильно подобранный антидепрессант имеет накопительный эффект. Через некоторое время, в среднем 2–2,5 месяца, тебе не будет становиться хуже, если случайно пропустишь один прием препарата. Ты должна чувствовать, что внутреннее спокойствие и способность радоваться крепнут.
Длительная депрессия – это не жизнь.
Помни, что для лечения потребуются и твои усилия. Одними таблетками сложно обойтись, если уровень стресса не снижается или даже регулярно повышается. Оперевшись на поддержку врача и препаратов, нужно направить внимание на решение текущих проблем. Тогда лечение будет максимально быстрым и эффективным. Как минимум важно не усиливать проблемы и конфликты со своей стороны и по мере возможности улучшать ситуацию. Чтобы поддерживать психическое здоровье, прислушивайся к себе в каждой ситуации и прикидывай, сколько энергии нужно вложить в решение вопроса и сколько ты в итоге получишь. Оценивай, насколько полученный результат будет тебя наполнять и улучшать твою жизнь. По возможности начинай действовать только при положительном балансе.
Состояние депрессии и методы лечения хорошо и подробно описаны в книге «Не просто устала. Как распознать и победить послеродовую депрессию»[1] Ксении Красильниковой. Если есть желание вникнуть в тему, рекомендую прочитать эту книгу. В ней разобрана личная история автора, которая прошла все этапы падения в глубокую депрессию и последующего выхода из нее. Подробно описаны виды существующих антидепрессантов, рассмотрен принцип их действия. Автор книги пишет о послеродовой депрессии, но книга будет полезна при любом ее типе.
Психиатрия сегодня – это действенные препараты, которые за несколько месяцев могут вернуть человека к жизни без депрессии. Если помочь себе другими способами не получается, то нет смысла терять время. Опасения насчет вреда таблеток меркнут на фоне вреда депрессии и последующей психосоматики. Организм не будет держаться вечно. Он начнет болеть, если не поддержать психику. Для мамы-одиночки визит к психиатру или хотя бы неврологу – обязательная программа. Как минимум потому, что самостоятельно не всегда можно адекватно оценить свое состояние. Врач со стороны видит лучше.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
См.: Ксения Красильникова. Не просто устала. Как распознать и победить послеродовую депрессию. – М.: Индивидуум паблишинг, 2019. – Прим. ред.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книгиВсего 10 форматов