Книга Сценарии персонального будущего, или Самореализуемые пророчества - читать онлайн бесплатно, автор Виктор Викторович Макаров
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сценарии персонального будущего, или Самореализуемые пророчества
Сценарии персонального будущего, или Самореализуемые пророчества
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сценарии персонального будущего, или Самореализуемые пророчества

Виктор Викторович Макаров, Галина Анатольевна Макарова

Сценарии персонального будущего, или Самореализуемые пророчества

© В.В. Макаров, Г.А. Макарова, 2020

© ИД «Городец», 2020

Информация об авторах


Макаров Виктор Викторович – доктор медицинских наук, профессор, президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов», избранный президент Азиатской федерации психотерапии, вице-президент Всемирного Совета по психотерапии, заведующий кафедрой психотерапии и сексологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, Москва, Россия.

Занимается супервизией и личной терапией психотерапевтов и психологов-консультантов. В рейтингах психотерапевтов Российской Федерации по версии профессиональной психотерапевтической лиги все годы проведения рейтинга удостаивался первого места. Награжден нагрудным знаком «За особый вклад в мировую психотерапию» (2006), является лауреатом национальной общественной премии в сфере охраны психического здоровья «Гармония» в номинации «За вклад в науку, образование и просвещение» (2018).

Макаров В. В. начал врачебную практику в 1972-м году в качестве детского психиатра. Затем работал подростковым психиатром и вырос вместе со своими пациентами и клиентами. Доктор медицинских наук с 1992-го года, профессор с 1994-го, с 1997-го – заведующий кафедрой психотерапии и сексологии государственного учреждения дополнительного профессионального образования Российская медицинская академия последипломного образования, с 1998-го года – президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, в 1999-м, 2001–2003-м годах – вице-президент Европейской ассоциации психотерапии, а в 2000-м году – президент этой организации. С 2002-го года – вице-президент Всемирного совета по психотерапии. С 2003-го года – вице-президент Азиатской федерации психотерапии. С 2006-го года – президент этой организации. С 2016-го года – создатель и президент саморегулируемой организации Национальная ассоциация развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов».

Известный организатор. Автор концепции образования путем погружения в специально созданную учебно-тренинговую, терапевтическую среду. Концепция реализуется на «декадниках», проводимых им с 1989-го года в России, Казахстане, Франции, Италии. Ректор НОУ «Международный университет ментальной экологии» (1992–1996), ректор НОУ «Институт повышения квалификации» с 2001-го г.; генеральный директор психотерапевтической клиники «Алафар» (2003–2004).

Известный исследователь. Автор методов психотерапии: «Мультимодальная российская психотерапия», «Полимодальная психотерапия» – единственного из российских методов, по которому выдается Европейский сертификат психотерапевта, «Метод кристаллизации проблем, кристаллизации решений».

Автор более 300 работ, из них 18 монографий. Издатель профессиональной литературы. Главный редактор ежемесячного рецензируемого научно-практического журнала «Психотерапия», главный редактор научно-практического журнала «Вопросы ментальной медицины и экологии», главный редактор «Профессиональной психотерапевтической газеты». Титульный редактор «Антологии российской психотерапии и психологии». Редактор и издатель серий монографий и учебных пособий в московском издательстве «Академический проект»: «Библиотека психологии, психоанализа и психотерапии», «Психотерапевтические технологии», «Вся психотерапия, практическая и консультативная психология».

Известный педагог высшей школы. Руководитель рабочего коллектива Министерства здравоохранения Российской Федерации по подготовке унифицированных программ по психотерапии (2003–2019). Его лекции и тренинги вызывают неизменный интерес врачей и психологов.

Популяризатор практической психологии и психотерапии. Регулярно участвует в телевизионных программах, радиопередачах, дает интервью популярным изданиям.

Постоянно практикующий психотерапевт и психолог-консультант, работающий с самыми сложными клиентами и пациентами со всего мира.


Макарова Галина Анатольевна – кандидат психологических наук, психотерапевт европейского реестра, транзактный аналитик, руководитель модальности «Транзактный анализ – восточная версия» в Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиге, сертифицированный личный терапевт-адвайзер Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги. Почетный профессор Международной академии транзактного анализа. Автор 10 книг по транзактному анализу.

Предисловие

В мире неизменно растет интерес к психологии и психотерапии. Объяснить это можно тем, что адаптация к современным условиям все больше зависит от наших психологических знаний и умений. Во всех развитых странах люди страдают от различных стрессов, которые проявляются повышенной раздражительностью, снижением настроения, переживанием слабости, низкой мотивированностью, отсутствием переживания счастья и полноты жизни. Важно обратить внимание на то, что стресс проявляется как в условиях гиперстимуляции (насыщенной событиями), так и в ситуации гипостимуляции (ненасыщенной или однообразной жизни). Когда вся жизнь человека расписана, его будущее предопределено, и нужно совершать лишь небольшие усилия для продолжения движения по этому пути.

Цивилизация Запада учит людей работать, конкурировать, соревноваться; а значит – спешить и обгонять других, достигать поставленных целей, учит индивидуализму и достижению комфорта. В основе всех этих действий лежит напряжение всех наших сил и возможностей: физических, психологических, душевных. И по мере развития экономики мы все более втягиваемся в образ жизни, характерный для человека Запада. И у многих из нас это получается хорошо и даже очень хорошо.

Цивилизация Востока учит избавлению от страданий, поиску высшего смысла, достижению покоя. В основе всех этих действий часто лежат особые пути расслабления и сосредоточения. В эти действия также вовлечены все наши силы и возможности: физические, психологические, душевные, а еще и духовные.

Отличие в том, что цивилизация Запада учит всех причастных к ней людей, а цивилизация Востока – только избранную, небольшую, однако все расширяющуюся часть своих жителей.

Люди Запада все больше узнают о том, что путь познания – э то не только обучение, накопление и приумножение в материальном мире. А это еще и погружение в глубины собственной психики. Это внутренние путешествия. Мы чаще привыкли путешествовать по миру, искать новые внешние впечатления, необычные ощущения и переживания, исходящие от внешнего мира. А ведь есть возможности глубинных путешествий внутрь себя. Возможность все больше совершенствовать наш психологический аппарат: сосредоточения, воображения, самоанализа.

Для наших внутренних путешествий мы часто используем метафоры. Наши любимые метафоры: дерево жизни и река жизни. Теперь появилась новая метафора – улица жизни. В отличие от дерева или реки, которые изменяются и совершают движение только в одном направлении, движение по улице осуществляется в различных направлениях. И если, согласно классической метафоре, в одну и ту же реку нельзя войти дважды, то по одной и той же улице можно пройти много раз.

Например, наша улица хранит память веков и одновременно полна реальной жизни в каждую минуту. Да и когда еще не было города и этой улицы, здесь неподалеку стояла избушка на курьих ножках, в ней жила наша национальная героиня – Баба-яга. Да и камень с указанием трех дорог стоял здесь совсем рядом. Здесь можно встретить и ощутить дух истории, услышать стук колес арбы, гремящей по булыжной мостовой, запах сенного рынка и колониальных товаров, крики кочевников, речь солдат Наполеона и пулеметную очередь, расчищающую путь революционным отрядам. Здесь радость встреч, триумф великих побед, безудержное кабацкое веселье. И страх от воя сирен противовоздушной обороны, ужас от ночных «черных воронков», замершие занавески на окнах, когда проезжает машина «отца народов», порыв ветра – и снайпер на противоположной стороне тротуара вскинет руку. Столетиями сюда приходят выпускники, новобрачные и влюбленные. Эта улица – наша история. Арбат – это мы!

Итак, я спускаюсь на первый этаж, здороваюсь с консьержкой, открываю дверь парадной. Меня встречают бронзовые Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова. Я здороваюсь с ними и поворачиваю направо по моей улице. Через дорогу у меня «Хард-рок кафе», говорят, оно самое большое в Европе. Справа барельеф Анатолия Наумовича Рыбакова. Я здороваюсь с автором «Детей Арбата» и иду дальше.

Улица живет своей жизнью. Эта жизнь очень разнообразна. Она зависит от эпохи, времени года, дня недели и изменяется каждый час. Ночами улицу чистят и отмывают брусчатку водой. Утром, ближе к восьми, торопливой походкой проходят люди на работу. Те, кто идет к девяти часам, уже позволяют себе идти медленней и курить по дороге. К 10 утра появляются любители тонизирующих напитков и пива. Многие курят, хотя улицу давно объявили «некурящей». Первой не курящей улицей в стране.

На улицу вновь выходят дворники. Они собирают окурки, пустые банки и бутылки. В прежние десятилетия на Арбате работали потомственные дворники. Преимущественно это были казанские татары, которые в давние времена, после присоединения Казани, переехали в Москву. В последнее десятилетие их сменили выходцы из Таджикистана, а затем из Киргизии. Они работают старательно и сосредоточенно.

Я, конечно, люблю природу, только больше всего я люблю людей. А их по моей улице ежедневно проходит великое множество.

Между тем, я миную бронзового Окуджаву, здороваюсь с Булатом Шалвовичем. Дворники устанавливают палатки с сувенирами, и к ним подходят первые иностранные туристы. Я прохожу мимо зоомагазина, где когда-то в детстве покупал голубей, а мои дети, казалось, еще недавно здесь купили тайно от родителей крысу, которая жила на шкафу несколько месяцев. От зоомагазина начинается медико-театральная часть Арбата. До революции на первом этаже соседнего трехэтажного дома располагался магазин «Медицинская пиявка», а в период НЭПа на двух первых этажах была создана первая платная поликлиника в Москве. Тогда под одной крышей объединились известные частные практикующие врачи широкого профиля и стоматологическая поликлиника, переехавшая из своей прежней резиденции на Собачьей площадке (теперешний Новый Арбат). Сейчас здесь все так же платная поликлиника «Моситалмед».

Далее я прохожу мимо театра имени Вахтангова. И дохожу до перекрестка. Направо идет Староконюшенный переулок. Там недалеко комплекс медицинских учреждений Центральной клинической больницы управления делами Президента Российской Федерации. А в следующем здании по Арбату, где когда-то располагалось «Общество русских врачей с благотворительной лечебницей» («20 копеек за совет, бедным – бесплатно»), сегодня Московский городской психо-эндокринологический центр и Московское общество психоаналитиков.


С Арбата поворачиваю в Серебряный переулок. Справа площадка, поросшая деревьями, оставшийся фрагмент кладки колокольни, здесь живут арбатские птицы и летом поют соловьи. Удивительное место, с 1639 по 1931 год здесь стоял храм Николая Чудотворца Явленного на Арбате, один из наиболее почитаемых храмов старого Арбата и всей Москвы и России. Напротив, на месте дьяконского подворья, наша студия, где мы работаем.

Между тем улица уже наполняется отдыхающими людьми. Они расположены к общению, в хорошем настроении, празднично одеты и, кажется, впитывают и проникаются аурой этого удивительного места. Можно уверенно сказать, что в нашей стране есть несколько мест, где особая атмосфера и у людей развиваются особые эмоциональные состояния. Места, где можно ощутить живую историю, и жизнь бьет ключом. Общим признанием пользуются Байкал, Алтай и, конечно, Арбат.

Россия, Москва 2008 год

Предисловие

К 3-му изданию

Психотерапия традиционно дает объяснение изменениям в жизни человека, группы, семьи, общества в целом. Более того, прогнозирует грядущие события, чтобы быть готовыми достойно ответить на них.

Мы стремимся зайти немножко вперед. Упрощая ситуацию, с моей точки зрения, раньше было общество, основанное на традициях и морали. Есть современное общество, где главное – успех. И есть новейшее время, где главное – адаптация и удовольствия.

В традиционное время главным табу был секс. Благодаря этому табу родился психоанализ, появились великие произведения искусства из сублимации либидо.

В современное время табу – деньги. Неприлично спрашивать, сколько человек зарабатывает. Главное – успех. Благодаря этим установкам родилась гуманистическая психотерапия.

В новейшее время главным табу становится сексуальная ориентация. А их сейчас огромное количество.

«Когда государство и религия не могут ответить на экзистенциальные вопросы граждан, психотерапия выходит далеко за свои клинические границы» – Макарова Е. В.

Когда распался Советский Союз, Минздрав еще несколько лет работал по приказам советского времени. Страны нет, а приказы есть. И мы их выполняли. Когда распался Советский Союз, ко мне приходили преподаватели кафедры истории партии и просили книжку «Краткое изложение психоанализа». Я им говорил: «Я такой книжки не знаю». «А нам теперь надо преподавать психоанализ». Историю партии преподавали по краткому курсу. А теперь психоанализ по краткому курсу.

Психотерапевт – уникальный специалист, видящий человека, группу, семью целиком в биопсихосоциодуховном единстве их организации. Такой интегральный взгляд являет собой тренд противоположного другим областям знаний и практики развития.

Мы в медицине и других областях знаний все больше специализируемся. Психотерапия движется в обратную сторону. Мы становимся практической философией жизни.

В последние десятилетия человек, семья, группы, общество в целом претерпевают коренные изменения. Многие из них еще не привлекают к себе достаточного внимания со стороны профессионалов, да и, тем более, общества в целом.

Первое, что непосредственно относится к нам.

В последние десятилетия каждое новое поколение отрицает ценности предыдущего, и каждое новое поколение утверждает свои ценности. Вот на этом строится наша работа. Семейная терапия.

Мужчина 56 лет приводит ко мне невесту 22 лет. «Поработайте с ней, профессор, чтобы она понимала истинные ценности жизни». Он еще и из очень отдаленного региона. Где люди часто ведут традиционный образ жизни. Я понимаю, что его ценности носят традиционный характер, а она, как выяснилось, радостно и довольно легко согласившись выйти замуж за такого мужчину, принадлежит к новейшему времени.

Единственная стабильная характеристика нашего времени состоит в том, что все постоянно и непредсказуемо меняется.

В этом смысле мы, психотерапевты, имеем очень много бонусов, потому что в нашей жизни, в нашей работе так всегда – все постоянно непредсказуемо меняется.

Вчера вечером, когда я расстался с клиенткой, она была в прекрасном состоянии, а сегодня утром позвонила и спросила: «Можно встретиться?» И по голосу понятно – она уже в другом состоянии. Я привык, что перемены могут случаться каждый день.

Важно отметить, что часть нашего общества живет сразу в трех социальных эпохах. Эти эпохи смешались не только в жизни общества, а даже в жизни каждого человека.

Каждый несет в себе характеристики традиционной эпохи, где главным является соблюдение традиций и моральных норм. Жизнь людей повторяется из поколения в поколение. Ценится стабильность. Главными авторитетами являются служители культа и вожди. Истину человек ищет в прошлом.

Каждый несет в себе характеристики современной эпохи. Где ценятся достижения науки и личные достижения человека. Главное – достижения и полная самореализация. Авторитетами являются ученые и педагоги. Истина, по мнению многих, кроется в будущем. С их точки зрения, наука спасет мир.

Многие несут в себе характеристики наступающего новейшего времени, где ценится умение человека приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям жизни. Главными авторитетами, формирующими общественное мнение, являются звезды искусства и шоу-бизнеса, журналисты и выдающиеся спортсмены. Большое значение придается удовольствиям. Истина ищется в настоящем. Истин может быть несколько.

В семейной терапии всегда так – истин несколько. Приходит жена, говорит одно – истина. Приходит муж, говорит другое – вторая истина. Приходит их сын, он говорит со своей точки зрения – это третья истина.

Новейшее время – оно только наступает. Часть факторов и характеристик новейшего времени управляема, а значит, на них можно оказывать влияние. Новейшие вызовы эпохи и связаны с новейшим временем. Остановимся на некоторых из них.

Но когда мальчик в 15 лет в школе говорит: «Я бисексуален. Погуляю до 30 лет, а потом стану гетеросексуалом», – вряд ли станет он нормальным семейным гетеросексуалом.

Постоянный рост гедонистической мотивации жизни, стремлений к удовольствиям приводит к постоянному росту и появлению новых зависимостей, как химических, так и процессных. Несущих в себе угрозы здоровью и самой жизни, особенно восходящим поколениям. Это стремление к простым удовольствиям, достигаемым быстро без больших усилий и затрат. Все новые и новые зависимости.

К 2020 году, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, психические расстройства вышли на первое место по нетрудоспособности, опередив сердечно-сосудистые и онкологические заболевания.

А кто же будет заниматься этими расстройствами, их профилактикой, лечением?

По самой сути специальности, самому ее ядру, психиатр занимается диагностикой психических расстройств и медикоментозной терапией, психолог – пониманием человека, психотерапевт – лечением и профилактикой. Мы заточены на то, чтобы лечить. Наша главная работа состоит именно в этом.

Вместе с тем, постоянно растет продолжительность жизни человека. Зачастую это приводит к старости, растянутой на несколько десятилетий. Впрочем, можно выделить еще один, четвертый, период жизни – вторая зрелость.

Но об этом людям важно рассказать. Западный человек, работая, ждет времени, когда он выйдет на пенсию. Тогда он станет старшим гражданином, начнет путешествовать и реализовывать другие свои заветные мечты. Наш человек боится, когда его выгонят на пенсию, потому что он станет бедным пенсионером, бедным в прямом смысле. Таким образом, человек Запада приближает пенсию, наш боится ее. К 45 годам обычно человек уже заработал денег. Мужчина, как это принято, построил дом, уже посадил дерево, уже воспитал сына. Осталось стареть? Теперь у нас появился 4-й период жизни – вторая зрелость.

Моя клиентка 38 лет очень долго требовала от мужа, чтобы они поехали в очень дорогой отель на очень престижные острова. И вот они отправились на те самые вожделенные острова, в тот самый долгожданный отель. Вернулась она в состоянии депрессии. «Я, говорит, там была самая старая женщина. А он, мой 38-летний муж, – самым молодым мужчиной. Потому что там все мужчины 55+, а женщины 25–. Все дамы – жены, не любовницы. У них по 2-е, 3-е детей. Это те мужчины, которые выбрали для себя повторить молодость в возрасте второй зрелости. Они говорят: «Ну что, мы первый раз родили детей, когда были студентами. Непонятно, с кем родили. А теперь я могу выбрать». Значит, и дерево посадить лучшее, и дом построить добротный и просторный, и сына, вернее, детей, воспитать. Это очень хорошие желания и благородные цели.

А в другом случае у многих появляется возможность заняться своей неповторимой личностью. У тех, кто осознает, что у них наступает вторая зрелость, а не старость. И человек посвящает десятилетия реализации, воплощению в жизнь, своих самых сокровенных желаний. Эти же десятилетия можно использовать для «правильного» старения, постоянно обследуясь. Сами понимаете, не бывает людей здоровых, бывают люди недообследованные. Тем более сейчас, в условиях коммерческой медицины.

К моему партнеру приходит пациент с жалобой на головную боль. Он ему выписывает 18 анализов на круглую сумму. А потом он ко мне приходит. Я говорю: «Анальгин не пробовал?» Это шутка. Коммерческая медицина – это отдельная проблема.

Разрушается принадлежность людей к полу. Все более стираются гендерные различия, в том числе различия гендерных ролей (я приветствую такую ситуацию). Все больше людей отказываются от секса, будучи совсем здоровыми. Все больше людей с бисексуальной ориентацией.

Более того, если мы посмотрим список перверзий, он постоянно уменьшается, как шагреневая кожа. Когда я читал лекцию на эту популярную тему, встал один солидный человек и сказал: «Правильно я понимаю, все, что вы называете извращением, мы называем наслаждением». Да, постепенно все приходит к этому. Само зачатие и рождение человека теперь осуществляется различными путями, в том числе путем искусственного зачатия и использования суррогатных матерей.

Завтра ко мне придет девушка, красавица, модель, со своим сильно располневшим к 60 годам мужем и очередной претенденткой стать суррогатной мамой для их ребенка. Понятно, почему она сама не рожает, – стрии появятся, грудь обвиснет и т. д. Поэтому рожать будет суррогатная мама. И я должен помочь в выборе, подходит ли эта женщина на роль суррогатной мамы по психологическим характеристикам.

Дальше все будет очень быстро изменяться. Эта тема зачатия и рождения будет принимать очень широкие границы, и будут огромные изменения. Хотя до сих пор не доказано, что дети, рожденные путем кесарева сечения, точно такие же, как дети, рожденные естественным путем. А ведь другие эти дети. Даже при кесаревом сечении!

Деструктивной динамике подвергся и институт семьи: мужчины часто не готовы брать на себя ответственность за семью. Женщины все больше внимания уделяют своей профессиональной роли. Пока женщин, в жизненных сценариях которых жестко запрограммировано вступление в официальный брак и рождение ребенка (детей), больше, чем лиц мужского пола. Но их становится все меньше. Все большее число людей предпочитает комфортное одиночество обязательствам, тяготам и заботам семейной жизни.

Человек становится все более индивидуальным. Комфортное одиночество – на повестке дня. Однако оно приносит радость на короткой дистанции. А когда итоги жизни подводишь, то все по-другому.

Все больше отношений без секса. Секс перестал быть табу и вожделенным желанием. Он стал доступен. Секс оторвался от любви и даже эротики. И для все большего числа людей становится неинтересным. Причем одни предпочитают самоудовлетворение, другим просто не интересна эта часть жизни.

Все больше параллельных отношений, мужских, а теперь и женских.

Набирают силу социальные эпидемии:

• суицидального поведения;

• бисексуальности;

• изменения пола;

• разнообразных аддикций.

И этот перечень вызовов представляется неполным.

Прошу обратить внимание. Считается, что инстинкты первого порядка есть у каждого человека, а их отсутствие, то есть качественные изменения, являются патологией. Даже количественные изменения рассматриваются как патология.

Основные инстинкты первого порядка – пищевой, самосохранения, половой (размножения).

Инстинкты второго порядка – эстетический, когда человек говорит: «Это прекрасно». Он действует не с точки зрения целесообразности, а с точки зрения красоты. Инстинкт познания: «Это интересно!» – говорит человек. Они есть не у всех. Есть и другие инстинкты, не будем на них останавливаться.

В обществе растет напряжение социальных эмоций. Увеличивается расслоение по материальному благополучию. Причем качество жизни далеко не прямо пропорционально уровню жизни.

Все чаще проявляется недоброжелательное отношение больших групп людей друг к другу. А это прямой путь к социальным эпидемиям нетерпимости, ненависти и, как следствие, насилию. Всегда можно найти недостатки у других людей, особенно у другого народа. Растет вовлеченность граждан в тоталитарные секты, и растет религиозный фундаментализм малых и больших религий.

Не надо говорить, что только в сектах фундаментализм, в больших религиях – тоже. Потому что мы не хотим меняться.

Вместе с тем, перемены неизбежны. Так сейчас в психиатрических больницах уже нет Наполеонов. Нынешние пациенты просто не знают, кто это.


Мир вокруг нас стремительно меняется. Мы меняемся вместе с ним. И третье издание нашей книги, несомненно, поможет читателям постоянно быть счастливыми в нашем мире!

Глава 1

Мы исповедуем и проповедуем позитивный реализм

Введение

Изучая эту книгу, мы будем взаимодействовать с психологическим материалом, находящимся на уровне сознания или ближайшего бессознательного человека, содержимое которого при помощи определенных техник может быть выведено на уровень осознания. Его можно исследовать. Только важно помнить, что вскоре оно вновь погрузится на бессознательный уровень. Поэтому результаты такого исследования важно зафиксировать не только, да и не столько в памяти, но и записать или наговорить на диктофон.