Книга Сценарии персонального будущего, или Самореализуемые пророчества - читать онлайн бесплатно, автор Виктор Викторович Макаров. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сценарии персонального будущего, или Самореализуемые пророчества
Сценарии персонального будущего, или Самореализуемые пророчества
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сценарии персонального будущего, или Самореализуемые пророчества

Метод транзактного анализа в психотерапии дает инструмент достижения изменений на первых же встречах.

Нами широко используется принцип открытой коммуникации, согласно которому психотерапевт и клиент говорят на простом языке, обычными словами. Это значит, что клиент может также читать литературу по анализу. И более того, чем он больше информирован о теории, тем больший результат будет достигнут в терапии. Когда терапевт использует излишне много терминов, непонятных клиенту, считается, что этим он стремится защититься от собственной неуверенности и личных проблем.

Впрочем, понимание своих проблем всегда вызывает стресс. Их осознание – одна из технологий работы. Важно после осознания провести процедуры, приводящие к изменению и закреплению наступивших изменений. В том числе принятие решений и воплощение данных решений в жизнь. Для этого существует техника терапевтического контракта.

Во время работы над анализом сценариев – неосознаваемых планов жизни, – был обнаружен ранее не известный феномен – зависимость сценария человека от его основной жизненной позиции.

Более того, оказывается, что у каждого человека активно представлены все четыре жизненные позиции одновременно. Следовательно, человек имеет не один жизненный сценарий, а как минимум четыре. И, в отличие от людей на Западе, жизнь которых часто расписана на годы, и даже поколения, вперед, мы каждый день принимаем решения, совершаем поступки, которые могут в корне изменить нашу жизнь и жизнь наших потомков. У наших сограждан зачастую обнаруживается не один действующий сценарий, а несколько – сразу 3–4 и более, и они больше живут переходя из одного сценария в другой. Это привычнее, чем жить в пространстве автономных решений, которое позволило бы им ясно определить свои цели и потребности и выстроить единый, осознанный план жизни.

Человеческое сознание является моделью окружающего мира, которая составляется нами из чувственных образов – картин – впечатлений прошлого, настоящего и ожидаемого будущего. И чтобы пользоваться этой моделью и решать с ее помощью свои задачи, нам нужно обеспечить для себя удобный и эффективный способ доступа к образам мира, нашего опыта, настоящего или будущего состояния. И обмена ими с другими людьми. Для этого мы помечаем каждый из этих образов двумя способами.

Первый способ – это эмоции и чувства, которые мы выражаем с помощью голоса, жестов, мимики, позы, дыхания, вегетативных реакций. С помощью почерка, музыки и живописи, цветов и украшений, духов и косметики, фасонов и расцветок одежды, обстановки и атмосферы нашего дома. И мы чувствуем, воспринимаем и понимаем эмоциональное состояние и эмоциональный строй, настроение и чувства других людей. Причем разные люди – с различной полнотой и тонкостью. И каждый – по-своему. Субъективно.

Второй способ, которым мы помечаем образы в нашем сознании и обмениваемся ими, – это слова, то есть имена, которые мы даем людям, предметам и отношениям реального мира, для того чтобы понимать друг друга. Понимать без разночтений. Одинаково. Объективно. Впрочем, наша объективность здесь является нашей иллюзией. Ведь в одни и те же слова и понятия каждый человек часто вкладывает свой, отличный смысл.

Колоссальное приобретение человечества – мышление и использование словесной знаковой системы. И все, что у нас есть, выражено речью. Вся наша психика выражена речью и осознается нами зачастую при помощи речи. Это колоссальное достижение человечества и это наш огромный недостаток. Ведь значительная часть нашей жизни невербальная.

Характерной особенностью российской ментальности является одновременная активность в мышлении обеих знаковых систем, часто с большой ролью первой – системы эмоций и чувств, что приводит к формированию так называемого магического (или мифологического) мышления, которое наряду с реальными фактами оперирует также возникающими по ассоциации фантазиями и домыслами, чувствами и мнениями, что приводит к алогизмам и затруднениям при обработке эмоционально окрашенной информации и трудностям при логическом взаимодействии. Ведь очень большая часть значимой информации оказывается просто не облеченной в слова. То есть один человек считает, что другой понял сказанное, оба не обговаривают все условия и задачи взаимодействия. Хотя при этом великолепно понимают эмоциональное состояние друг друга. И вот работа сделана. Но как? «Хотели как лучше, а получилось как всегда» (В. С. Черномырдин).

Характерной чертой такого мышления является также тенденция ставить нестандартные задачи и находить нетривиальные решения. Достигать поставленных целей при недостатке информации и ресурсов. Выживать в нечеловеческих условиях. Бороться до полной победы, какой бы ни была цена. Мыслить объемно, представляя предмет одновременно с нескольких сторон. Развитая интуиция и воображение. Вместе с тем, эффективность мышления и деятельности сильно зависит от эмоционального состояния и субъективного смысла, вкладываемого в общие понятия.

Таким образом, если у западного человека мышление и речь резко, подавляюще преобладают в его восприятии мира, то у нас сохранились дополнительные, архаические возможности воспринимать мир еще и при помощи, не облеченных в речь восприятия чувств, звуков, вкуса, запахов, кинестетического чувства, психологического резонанса. Наше восприятие значительно богаче, и вместе с тем оно менее точно и меньше поддается измерению. И терапевтическая работа, и самоанализ наших соотечественников богаче и интересней и много, много сложней.

«Качели жизни»

Мы обычно пользуемся представлениями о «качелях жизни».

«Качели жизни» – э то метафорическое наименование типичного для каждого человека явления в социальной жизни, когда, достигнув вершины одного социального периода, мы переходим в другой и оказываемся в самой низкой его точке. Мы много раз начинаем нашу жизнь снова и снова. И на определенных отрезках жизни проигрываем всю жизнь. Покажем это на примере.

Мы в самой старшей группе детского сада. Мы знаем, что можно, а что нельзя, какие наказания за какие провинности обязательно последуют и каких можно избежать. Мы сильнее всех физически, и у нас самые крепкие связи среди сверстников и персонала. Мы наверху «качелей жизни».

И вот мы приходим в школу и оказываемся самыми маленькими. Такими, что даже на переменах в коридор нас не выпускают, так как бегущие мимо старшеклассники могут сбить и не заметить! Мы стремительно несемся вниз на «качелях жизни» и очень быстро оказываемся в низшей точке. Теперь нам предстоит длинный и непростой подъем.

Мы в конце обучения в выпускном классе. Наши «качели жизни» снова в верхней точке…

Может быть, кому-то из нас покажется, что так будет всегда. Это только желание. И для его выполнения нужно жить в искусственно сконструированном мире. Между тем, внешний мир полон неожиданностей.

Еще много раз мы будем оказываться наверху и внизу качелей жизни. И, уже выходя на финишную прямую, когда мы станем, как принято называть в англоязычных странах, старшими гражданами (или, как это принято говорить у нас, выйдем на пенсию в пожилом возрасте), тогда с удивлением для себя можем обнаружить, что «качели жизни» вновь в самой низкой точке. И есть все возможности подниматься на новую вершину.

Теперь можно расслабиться и сосредоточиться на воспоминаниях о ваших качелях жизни. В какой точке их движения вы чувствуете себя комфортно? И насколько вы готовы, поднявшись на очередную вершину, вновь устремиться вниз?

Эпохи нашей жизни

Настоящее – это только мгновение.

Будущее наступает стремительно.

Прошлое забывается молниеносно.

Понимать эпохи нашей жизни очень важно. Потому что работа с пациентами, принадлежащим разным эпохам, очень разная. Мы для целей психотерапии выделяем три эпохи: традиционную, современную и новейшее время. Своеобразие истории нашей жизни состоит в том, что внутри нас зачастую смешались все три эпохи. И одни наши характеристики могут противоречить другим. Новейшая эпоха только наступает. Поэтому многие ее характеристики пока управляемы.

Приходит ко мне пациент в возрасте и начинает говорить о своей дочери: «Как же она могла так поступить? Как это возможно? Разве этому мы ее учили? Я не могу в себя прийти, у меня высокое давление, сердце болит».

Мне понятно – человек принадлежит к традиционной эпохе, когда мораль и традиции были главными.

Приходит его дочка и говорит: «Папа не понимает! Такие серьезные деньги! Как же я могла их пропустить!» Понятно, что человек принадлежит к новому времени, где главное – достижение материальных благ. Такие люди друг друга не принимают.

А потом она говорит: «А могли бы вы моего сына посмотреть? Он какой-то не такой». Я его смотрю, ему 15 лет. Он играет в игру (я не могу название запомнить), когда участники игры сравнивают сумму денег, которая потрачена на одежду, и у кого больше эта сумма, тот и выигрывает. Она особенно распространена у молодежи и подростков наших эмигрантов и пришла к нам из Лондона. И он все время говорит: «Какой кайф, как клево». У него уже подход такой гедонистический. Это представитель новейшего времени. А потом так смотрит на меня и говорит: «А вы знаете, что через 10 лет вашей профессии не будет? У каждого человека будет компьютер, который будет точно знать, что делать человеку согласно поставленным целям. Ставь цель – дожить до 130 лет, а средняя продолжительность тогда будет 120 лет, и компьютер будет все высчитывать. Ставите цель – быть постоянно счастливым, и будете постоянно счастливым. Не нужны будут психотерапевты».

Он прав. Так и будет. Но кто-то все-таки должен писать программу для компьютеров и кто-то же будет следить за тем, чтобы все реализовывалось? А с учетом того, что мы, психотерапевты, стремимся уловить все новейшее в нашем обществе, даже предугадать, как завтра будет, я думаю, мы останемся.

Итак, 3 человека в одной семье – представители 3-х эпох: традиционного, современного и новейшего времени. Я буду говорить вам о психотерапевтических представлениях, которые отличаются значительно от социологических на эту же тему. Значение принадлежности к эпохам для психотерапии изучается нами на протяжении почти десятилетия. Этой теме посвящена диссертационная работа нашего аспиранта Аршака Хачиковича Саргсяна.

Нами разработана стандартизованная шкала, или терапевтический опросник, для изучения принадлежности человека к эпохе, который вы можете пройти, выбирая один из вариантов ответов, который вам ближе всего.

Выбирайте ответ А, Б, В или Г (или в баллах: А-1; Б-2; В-3; Г-4).

1. Какая модель семьи вам наиболее близка?

А. Мужчина в семье главный.

Б. Иерархическая – все подчиняются главе семьи и членам семьи, стоящим выше в иерархии.

В. Взаимоотношения в семье изменчивы, соответственно, изменчивы и роли.

Г. Другой ответ.

Семья сейчас так фантастически изменяется. Я специальные лекции хочу посвятить семье, потому что все психотерапевты работают с семьей. А семья претерпевает огромную динамику, которую в нашей стране во многом как бы не замечают и по каким-то причинам замалчивают.

2. Мои родители.

А. Родители живут в одном-единственном браке.

Б. Оба или один из родителей ранее состояли в браке либо вступали в брак повторно после развода.

В. Я воспитывался в неполной семье или в детском учреждении.

Г. Другой ответ.

Один-единственный брак, скорее всего, типичное явление для традиционного общества. Многие супруги десятилетиями терпели друг друга и даже мучились вместе. Затем появилась возможность вступать в брак повторно, и многие не преминули сделать это. И, наконец, в новейшее время вероятность воспитания за пределами полной семьи еще возросла (это я тоже прокомментирую на лекциях о семье).

3. Вы проживаете:

А. Проживаю с родителями (возможно наличие своего места проживания).

Б. Перестал(а) жить с родителями, когда завел(а) свою семью.

В. Покинул(а) родительский дом, достигнув совершеннолетия.

Г. Другой ответ.

В традиционном обществе дети подолгу проживают с родителями. Это связано со многими причинами, в том числе и крепкими семейными узами. В новое время молодые люди покидают родительский дом, обычно, когда обзаводятся своей семьей. В новейшее время, как только могут жить отдельно от родительской семьи, используют эту возможность

4. Ради кого живете вы и ваши родители?

А. Дети живут для родителей.

Б. Родители живут для детей.

В. Родители и дети живут каждый для себя.

Г. Другой ответ.

А. В наших традиционных многодетных русских, белорусских, украинских семьях младшая дочка предназначалась для того, чтобы ухаживать за родителями в старости. Ее обучали либо на фельдшера, либо на врача. Часто они оставались старыми девами, и, когда родители у них на руках уходили из жизни, они переходили в семьи братьев и сестер. Это традиционное время. Дети живут ради родителей.

В традиционной крестьянской семье, где много детей, был глава семьи, которого называли Большак, а его жена называлась Большачка. У них была огромная власть над семьей. И чем больше детей, тем богаче семья, потому что больше рабочих рук. А вот одинокие люди – бобыли – были совсем бедными.

Б. Родители живут для детей. Это такой современный мир. Наша советская мама – особое явление. Она вызывает зависимость и созависимость своих детей. И сама вступает в созависимые отношения.

В. Когда родители и дети живут каждый для себя. Эту позицию нам пока трудно осознать.

Я много лет читал в буддийской литературе, что привязанность к другому человеку – это грех, а привязанность к близким – особый грех. И никак не мог осознать, почувствовать и, конечно, принять. У меня в рабочем кабинете даже висела картина, написанная в любимом мной стиле пуантолизма, где мы с женой идем в «Альфа-банк», чтобы положить деньги на счет. А дети их брали с этого счета. И только, к счастью, когда мы слушали весенние чтения Далай-Ламы в Джамарсале, я наконец-то глубинно осознал и почувствовал, что избыточная привязанность к детям – это неправильно и это ведет ко многим разочарованиям и даже трагедиям.

Вчера ко мне пришел клиент. Он сейчас думает о месте жительства для семьи. Он говорит: «Наверное, мы будем жить там, потому что моя дочка на следующий год идет в школу, и там есть хорошая школа. Но разве правильно, чтобы вся семья жила ради дочери?» Наверное, неправильно, и это уже другая точка зрения. Когда родители и дети живут каждый для себя.

5. Ваше дошкольное воспитание осуществлялось в:

А. Детских учреждениях (детский сад, ясли).

Б. Дома и в детских учреждениях.

В. Няня, дом, детские учреждения.

Г. Другой ответ.

Когда я был очень маленьким, отпуск по рождению у женщины был 2 месяца. А потом нужно было выходить на работу. А ребенка в детские ясли. Сейчас отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет. Разнообразие воспитательных влияний приводит к большему разнообразию человеческих личностей. Образно можно сказать, что в традиционное время все были из одной песочницы, а теперь песочницы совсем разные.

6. Дети должны:

А. Почитать традиции семьи и им следовать.

Б. Быть самостоятельными во всем и добиваться всего сами.

В. Уметь адаптироваться к различным условиям жизни.

Г. Другой ответ.

Очень хорошо жить в стабильном мире. Там очень хорошо и легко достичь счастья. И, более того, поддерживать состояние счастья. Наш город, наш мегаполис – самый большой в Европе, к тому же он круглый, и энергетика вся идет внутрь. С учетом особенностей нашего менталитета и устройства нашего города энергетика, мягко говоря, не всегда позитивная. Вот было так же напряженно, как сейчас, я полетел в Екатеринбург и стал говорить, что тревога и напряжение прямо разлиты по всему пространству, смотрю аудитория как-то не очень воспринимает. Я говорю, ну давайте выясним. Оказалось, что у тех, кто живет в Екатеринбурге, та же ситуация примерно наполовину, а мне понравились ответы тех, кто живет в маленьких городках. Они говорят: «Весна была хорошая, картошку посадила вовремя, урожай собрали, картошку засыпали. Весь год будем сыты». Мне так захотелось туда, где спускаешься в погреб, достаешь картошку, баночки с огурчиками и помидорчиками, и тебе достаточно!

Получается, жить все сложнее, в традиционном обществе правила понятны, и их нужно только соблюдать. В новое время нужны достижения. В новейшее время правила часто меняются, и человек должен меняться. Это когда вы человек успеха и результата.

7. Для моей родительской семьи характерно следующее:

А. Связи внутри семьи, между родственниками, друзьями семьи, соседями очень крепкие. «Друзей семьи» достаточно много. Друг друга все поддерживают и помогают при необходимости.

Б. Связи очень крепкие внутри семьи. Друзей семьи несколько, отношения не столь крепкие. С соседями малознакомы или отношения поверхностные. Обычно каждый решает свои проблемы сам.

В. Отношения внутри семьи автономные, каждый сам занимается своими делами и проблемами. У семьи большое количество знакомых, отношения неглубокие. Отношений с соседями нет, соседи – это незнакомые люди.

Г. Другой ответ.

В традиционном обществе люди жили кланами. В строгой иерархии и зависимости друг от друга. Сегодня люди живут в нуклеарных семьях. Члены семьи могут быть очень привязаны друг к другу. А могут быть отчуждены и это уже новейшее время.

Сидишь в кафе или ресторане, заходит большая группа молодежи. Они садятся, каждый достает свой гаджет, в него утыкается, и все. Вот так же сейчас и в семьях, сидят на одном диване, и каждый за своим гаджетом и, таким образом, функционируют. И действительно, в Интернете можно найти огромное количество интересного. Проблема, когда что то более интересное, чем близкий и родной человек рядом. Сегодня все больше тех, кто избегает заводить семью. Кому достичь достатка, благополучия и комфорта удобнее в одиночестве.

8. Есть ли у вас родные братья или сестры?

А. Несколько братьев или сестер.

Б. Имею одного брата или сестру, либо единственный ребенок в семье.

В. Есть брат или сестра, родился от естественного или искусственного зачатия, суррогатной матери, в семье или вне семьи.

Г. Другой ответ.

В ответе «В» я немножко забежал вперед. Эти люди от суррогатной мамы еще не выросли. Но раз в 2,5–3 месяца ко мне приходят семьи. Мужчина 50+, женщина 25–, и еще одна женщина – молодая с избыточным весом. Они меня спрашивают: «Скажите, профессор, Олеся может быть нашей суррогатной мамой?» Я не задаю вопрос 20-летней красавице, почему бы ей самой не родить. Понятно, что форма груди испортится, стрии появятся, и известны другие последствия после родов. Суррогатная мама становится привычным явлением, и мне очень хочется, чтобы как можно быстрее все это стало совсем официальным. Чтобы были правила, и все по закону.

Но ведь для женщин, которые готовы стать суррогатной матерью, это же огромная работа. И очень трудное решение. Это должно очень высоко цениться, и, с моей точки зрения, суррогатная мама должна жить в семье будущих родителей. А сейчас у нас далеко не так. А когда включается материнский инстинкт и лактация после родов? Эти женщины нуждаются в серьезной психотерапевтической работе и во время беременности, и после родов.

Вопрос: «А какова судьба таких детей, может быть, вы сталкивались?»

Во-первых, это новое явление. А, во-вторых, вы готовы мне рассказать, каково влияние кесарева сечения на жизнь детей? Никто не готов. Информация скромно замалчивается. Остается в числе врачебных тайн. Потому что сейчас это бизнес. Что дети отличаются – это факт, я с вами согласен. Детей от ЭКО и от суррогатных матерей я видел в возрасте 10 лет. Они другие. Они по-другому любят, а может быть, не любят, они более автономные. Они – люди не нового времени. Это люди новейшего времени.

Вопрос: «Скажите, если женщина соглашается на суррогатное материнство, – это уже априори поломка одного из базовых инстинктов – материнства?»

На суррогатное материнство соглашаются две женщины. Между ними должны быть договор и понимание.

Не всегда бывает поломка. Иногда рожает и говорит: «Это мой ребенок, отойди, а то убью». Иногда говорят: «В этой семье ему будет лучше – моему ребенку».

А если она отдает его, она готова на это и реализует? Это не может генетически не передаваться.

Позвольте, материнский инстинкт стартует далеко не у всех женщин. У меня есть такая часть работы, девушки, которые приходят ко мне на психотерапию, вырастают, выходят замуж и рожают. И говорят вначале: «Я рожу, через 3 недели выйду на работу». Я-то знаю, что как только она родит своего ребенка, она будет защищать его и даже требовать, чтобы все ушли и оставили ее с ее ребенком. И только через несколько лет они будут обсуждать возможность выйти на работу или родить еще ребенка.

Так что, во-первых, материнский инстинкт стартует не у всех, а во-вторых, суррогатная мать часто лишена каких-либо прав. Кормилицей бывает другая женщина или ребенок будет на искусственном вскармливании.

Я – психотерапевт, работаю с такими семьями, но с такими детьми практического опыта работы пока мало. Все еще впереди.

Вопрос: «За рубежом есть такая информация, у нас пока нет, но за рубежом хотят внедрить в жизнь положение, что детей будут рожать мужчины через операцию».

Я думаю, что это нам не грозит, к счастью или к несчастью. Но в этом есть будущее. И я понимаю, почему мужчины к этому могут стремиться. Потому что мы можем оказаться совсем не нужны. Вот я сторонник того, чтобы мужчины максимально широко сдавали свой генетический материал в банк спермы. Потому что сейчас берут сперму от спортсменов, красавцев, качков и т. д. Это же глупость! Нужно, чтобы все мужчины, по их желанию, сдавали сперму, а потом можно было бы выбрать: «сперму олигарха», «сперму лауреата Нобелевской премии», министра или даже президента. Чтобы не только по фоткам выбирали и т. д.

В Китае этим уже занимаются.

В Китае была страшная ситуация, когда можно было иметь только одного ребенка в семье. Многие дети были жутко перекормлены. Было огромное количество детей без имени, отчества, не зарегистрированные. Страшная ситуация. При чадолюбии китайцев. Сейчас это завершено.

9. Когда вы пришли в школу в 1-й класс, вы пришли:

А. Без подготовки.

Б. Подготовленным к обучению.

В. Хорошо подготовленным.

Г. Другой ответ.

Когда сейчас мои клиенты учат детей трем языкам, начиная с 2-х лет, я это очень приветствую. Причем это такие родители, которые сами знают три языка. И они, не нанимая педагогов, сами учат детей языкам. Дети придут в школу блестяще подготовленными, и что с ними делать? Сажать в 5-й класс, где его сразу побьют за то, что он такой маленький и такой умный? Или что с ним делать?

Индивидуальное обучение?

А какова будет социальная адаптация?

Ко мне привели клиента 198 см, весь в мышцах – и боится ходить по улице. Потому что 1 сентября он пошел в школу и вернулся с разбитыми очками и синяком. Плачет и жалуется папе: «Мне сказали, что я еврей и очкарик». Папа вспоминает, что ему так же говорили, те же слова. «Сынок, будет тебе школа только для тебя». И все 11 лет охранник сажает его в машину, везет, и вся школа только для него.

И если мальчик или девочка с 11 до 15 лет ни разу не дрались, то этого навыка нет. И они просто боятся. Они действия людей всякого рода на улице воспринимают как агрессию. Тема сложнейшая для новейшего времени.

Мне часто задают вопрос, когда нужно ребенка отдавать в детский сад? Когда-то отдавали в 3 месяца, 9 месяцев… Традиционная точка зрения – с 3-х лет. Сейчас дети растут значительно быстрее. Раньше в 3 года начинались ролевые игры. Сейчас в нашем мегаполисе они играют уже в 2–2,5 года. Поэтому первая позиция – отдавать нужно с 2–2,5 лет. Вторая позиция – с частичным пребыванием. Сначала на 2 часа, потом 2,5, потом на 3, и с полным пребыванием за год до школы. Можно отдавать за год до школы. Но в сад нужно отдавать обязательно.

А дети моих клиентов живут за заборами и никого не видят, кроме персонала и охраны. А потом попадают в школу и, к сожалению, дезадаптируются.

10. Как проходило ваше обучение?

А. Обучались на старых знаниях.

Б. Обучались на современных верифицированных знаниях.

В. Обучались искать новейшие знания.

Г. Другой ответ.

Вот я обучался в основном на старых знаниях. Я до сих пор помню, к нам приходил историк по фамилии Тяжкороб, он был высокого роста. Он рассказывал, как во время войны он был в Италии, и там все мужчины маленькие, черненькие и кудрявенькие. До сих пор помню. А учителя начальных классов были людьми со средним образованием. Поэтому я обучался на старых знаниях. Да, приехав в Италию, убедился, что не все итальянские мужчины такие.

Есть люди, которые обучались на современных верифицированных знаниях. Когда я обучался в Советском Союзе, все были условно равны. Стали появляться физико-математические классы, физико-математические школы. Туда собирали лучших учеников и, конечно, детей партийной и советской элиты. Как лучших, на всякий случай.