Книга Сценарии персонального будущего, или Самореализуемые пророчества - читать онлайн бесплатно, автор Виктор Викторович Макаров. Cтраница 8
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сценарии персонального будущего, или Самореализуемые пророчества
Сценарии персонального будущего, или Самореализуемые пророчества
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сценарии персонального будущего, или Самореализуемые пророчества

Мы обнаруживаем также огромный запас недифференцированной психической энергии, скрытой в каждом из нас, – пластичную часть бессознательного, которая находится в нашем распоряжении, наделяя нас неограниченной способностью к научению и созиданию. Нам важно получить доступ к этой энергии. Первый шаг к такому доступу мы уже сделали. Мы «почистили» наш внутренний эфир, представляющий собой наше ближайшее бессознательное.

Мы направляем нашу энергию в том или ином направлении, в то или иное пространство, к тем или иным людям. И когда мы получаем ответ, складывается состояние энергетического резонанса. Мы будем сообщать о нем в главе, специально посвященной самореализуемым пророчествам.

Итак, три эго-состояния как три цвета светофора. Энергия «зажигает» только один из цветов в данный момент времени. Когда загорается один, то другой гаснет. Когда физис в одном эго-состоянии, то другие неактивны. Каждый цвет, каждое эго-состояние имеет свои характеристики. По поведению, мыслям, суждениям, мимике аналитик может определить, в каком эго-состоянии находится клиент. На своих терапевтических сессиях мы обучаем клиента узнавать свои эго-состояния. Эти знания помогают выстраивать конструктивные терапевтические взаимодействия и могут приводить к успеху каждого человека, в его личной и профессиональной жизни.

Теперь о каждом состоянии по порядку.

Функциональные характеристики эго-состояний

Человек может пребывать поочередно во всех эго-состояниях, но, находясь в одном из них, совершенно не осознавать возможностей, заключенных в других состояниях, либо испытывать затруднения, связанные с их конфликтом. Осознать структурные компоненты личности человека, различить и изучить их помогает функциональный анализ эго-состояний.

Функциональная анализ эго-состояний классифицирует наблюдаемое поведение, а структурная модель – хранимую память и стратегии.

Структура отвечает на вопрос «что?». Мы подробно разобрали, что является содержанием эго-состояний Родитель, Взрослый и Дитя. Функция же отвечает на вопрос «как это действует?».

Почему так важно различать эти модели? В терапии, когда разбираются взаимоотношения между людьми, то используется функциональная модель. Структурная модель применяется при анализе внутренних состояний человека. Когда выясняется, в каком эго-состоянии находится человек, то используется функциональная модель, о структуре в этот момент можно только догадываться. Чтобы узнать содержание и структуру эго-состояния, необходимо провести дополнительную работу и задать ряд вопросов.

Родитель: функциональная модель

Итак, функциональная модель эго-состояния Родитель. Выделяют два основных его проявления: Поощряющий (Заботливый, Воспитывающий) Родитель и Контролирующий (Руководящий, Регулирующий, Управляющий, Карающий, Критикующий) Родитель.

В детстве мои родители были заботливыми и любящими, они оберегали меня и ухаживали за мной. Теперь, когда я веду себя подобным образом, я нахожусь в состоянии Воспитывающего, Поощряющего, Заботливого Родителя.

Когда я в позитивном Заботливом Родителе, то я забочусь и помогаю, поддерживаю и подбадриваю. Я верю в успех человека, о котором забочусь. В основе отношений лежит уважение, доверие, открытость. Поощряется экзистенциальная позиция «Я благополучен – вы благополучны». Те же принципы и в отношении внутреннего Ребенка – «Давай, дерзай, у тебя все получится!» Когда мы создаем банк поглаживаний, то используем состояние Поощряющего Родителя, любящего и уважающего.

Когда человек в негативном Заботливом Родителе, то он демонстрирует гиперопеку, гиперпротекцию по отношению к другому. Часто мы стараемся сделать что-то за другого, не позволяем ему самому принять решение. Примеров этому можно привести много. Это и мать-благодетельница, которая балует свое дитя и так любит, что просто душит в объятиях, не давая развиваться. Это и самопожертвование, «подвиг во имя другого». Это и агрессивное поведение – «Я лучше знаю, что надо сделать». В основе поведения негативного Заботливого Родителя лежит неверие в способности другого человека и в способности своего внутреннего Ребенка быть успешным. «Ты мал и беззащитен, я помогу тебе, я сделаю это лучше тебя. Я позабочусь о тебе, я лучше знаю, что тебе нужно». «Я благополучен —. Ты неблагополучен. Я спасу тебя, как бы ты ни сопротивлялся!» – девиз негативного Заботливого Родителя.

Контролирующий Родитель контролирует и критикует. Он проявляется, когда мы повторяем фразы своих родителей: «Смотри у меня!», «Не опаздывай», «Работай, не ленись!», «Марш руки мыть», «В угол, ты наказан». Мы находимся в Контролирующем Родителе, когда даем качественные характеристики, такие как глупый, умный, послушный, капризный, лгун, честный.

Состояние Контролирующий Родитель может проявляться позитивно или негативно. Например, когда человек в позитивном Контролирующем Родителе, то его директивы направлены на искреннюю помощь и поддержку другим людям, на сохранение их здоровья и благополучия. Негативный Контролирующий – Карающий Родитель, наоборот, игнорирует другого человека, его способности и успехи. Например: «Ты опять допустил ошибку! Бездарь. У тебя никогда ничего не получится!» Контролирующий Родитель может направлять свою энергию также и на поддержку или критику своего внутреннего Ребенка. Самоедство и самобичевание, активность внутреннего критика – негативного Контролирующего Родителя. Его задача состоит в ослаблении самооценки, в создании позиции неблагополучия (Я не благополучен). «Слабак! Неудачник! Бесполезно тебе что-либо поручать, завалишь», – звучит голос Контролирующего Родителя, и взрослый человек теряет свой ресурс и ощущает себя вновь беззащитным и беспомощным ребенком.

Критика позитивного Контролирующего Родителя конструктивна, она поддерживает позицию «Я благополучен», «Сделал ошибку – исправляй!».

Анализ Родительских команд показывает, что у многих людей Карающее, Контролирующее Родительское состояние значительно более развито, чем Поощряющее. Карающий Родитель охотно, с удовольствием и в любое время готов применять по полной программе свои карательные возможности и неохотно, вяло и малозаметно использует поощрения. То есть он настроен раздавать пинки, а не поглаживания. Эта часть родительского воспитания реализуется путем Родительских запретов. Запреты на поглаживания исходят от негативного Родителя.

Заботливый Родитель награждает, балует, потворствует. Его часть воспитания реализуется путем Родительских разрешений, в том числе и на поглаживания: «Бери! Раздавай! Проси! Получай удовольствие! Мир так прекрасен! Ты можешь все! Живи! Будь счастливым!»

Теперь проделаем такое упражнение. Понаблюдайте за поведением ваших родителей и фигур, их дополняющих, понаблюдайте за своим поведением, когда вы выполняете родительские функции. Каково соотношение Заботливого Родителя и Контролирующего Родителя в вашем родительском поведении. Когда у вас нет возможности наблюдать за исполнением реальных родительских функций, вспомните поведение ваших родителей. И сопоставьте частоту и выраженность их поощряющих и контролирующих составляющих. Каково, с вашей точки зрения, оптимальное соотношение этих составляющих в зависимости от возраста и пола ребенка?

Как вы теперь настроены воспитывать детей?

Ребенок: функциональная модель

Детское состояние также неоднородно. Оно проявляется в двух вариантах: Свободный Ребенок и Воспитанный Ребенок.

Свободный Ребенок – это спонтанное состояние, Ребенок во всем своем естественном очаровании. Когда ребенок ведет себя так, как он хочет, – он находится в Свободном (Естественном) Ребенке. При этом он не подчиняется требованиям родителей, социума, он не бунтует, он естествен и спонтанен. Он плачет, когда ему больно или грустно. Он смеется, когда ему весело и хорошо. Свободный Ребенок придает теплоту и обаяние личности человека. Он боязлив. Им владеет первичный страх неожиданного нападения и страх оказаться покинутым.

Свободный Ребенок часто скрыт и проявляется в фантазиях человека.

Поведение Свободный Ребенка можно также классифицировать как негативное (Неблагополучен) и позитивное (Благополучен). Свободный Ребенок ведет себя свободно, не придерживаясь родительских требований и запретов. Однако запреты бывают и ценными, оберегающими жизнь, здоровье. Пренебрежение ценными запретами характерно для поведения негативного Свободный Ребенка. Например, лихачество на дороге, любое злоупотребление пищей, алкоголем, наркотическими веществами, сексом. «Хочу! Мне нравится! Сейчас!» – традиционные слова. Стимулами для поведения являются удовольствие и наслаждение. Важной характеристикой негативного Свободный Ребенка является отсутствие интереса к последствиям и невозможность переноса или оттягивание удовольствия во времени.

Свободный ребенок раним и беззащитен. Кроме того, он пакостлив и безрассуден. Поэтому многие люди позволяют себе проявлять это состояние только в ситуациях, когда им не грозит опасность, и они не скомпрометируют себя в обществе.

Воспитанный Ребенок прошел через социализацию, различные формы воспитания и представляет собой продукт социальных воздействий. Чаще всего в работе нам приходится иметь дело с Адаптивным Ребенком. Первый этап формирования эго-состояния Воспитанного Ребенка проходит от рождения до 6–7 лет под руководством родителей. Все коммуникации сводятся к взаимодействию внутри семьи, внутри дома, внутри замкнутого, ограниченного пространства.

Следующий этап – от 7 до 12 лет. Это период социализации. Ребенок начинает осваивать пространство вне дома. Здесь формируется «персона» (Э. Берн) ребенка. «Персона» – способ представить себя другим людям. Когда большинство детей впервые выходят из дома одни, они сталкиваются с внешним миром и с людьми, которых ни они сами, ни их родители не выбирают. Каждый ребенок в результате своего детского опыта начинает понимать, что нужно избегать затруднительных ситуаций в незнакомом мире. И ребенок копирует или изобретает свои способы адаптации к миру. «Персону» можно обозначить прилагательными: общительный, угрюмый, послушный, остроумный, высокомерный, упрямый. Человек может использовать «персону» в неизменном виде всю жизнь. А может изменять по мере приобретения опыта, в ходе взросления. Это можно проследить, посмотрев фотографии разных периодов жизни человека. Меняется его выражение лица, поза, мимика или нет. «Персона» суперадаптивна, однако с возрастом эта детская способность теряется, и полномочия переходят к Взрослому. Если этого не происходит, то человек, находясь среди людей, испытывает тревогу, чувство собственной несостоятельности или совсем избегает людей, предпочитая одиночество.

Воспитанный Ребенок может быть позитивным (Адаптивным) и негативным (Бунтующим). Поведение Адаптивного Ребенка хорошо было прописано на плакатах периода социализма про счастливое детство. Поза, мимика, мысли, поведение – все было наглядно представлено. «Пионер – всем ребятам пример!», затем «Кодекс строителя коммунизма».

Бунтующий Ребенок проявляется, когда мы восстаем против правил и ожиданий, которые родители или социум навязывают. Вместо то, чтобы найти иной способ адаптации или выражения своего несогласия, мы выбираем бунт и стараемся все делать наоборот.

Теперь упражнение. Расслабьтесь и сосредоточьтесь. Вспомните, когда, в каких условиях и как вы позволяете себе перейти в состояние Свободного Ребенка и состояние Воспитанного Ребенка? Рядом с кем из людей вы позволяете себе это? А кто подавляет ваше Детское состояние? А может быть, вам и не нужно себе позволять? Сам Свободный или Воспитанный Ребенок заявляет свои права, и вы оказываетесь в его власти? Какое из этих двух состояний доставляет положительные эмоции, а какое отрицательные? Попытайтесь научиться легко переходить в мир Детского состояния. И вы оцените те новые возможности, которые дают нам неиспользованные ресурсы Детского состояния.

Порой взрослый человек проигрывает детские паттерны поведения, которые не соответствуют реальной ситуации. Если в детстве бунт приводил к желанному результату, то и во взрослой жизни он может часто встречаться в поведении. При этом человек не пользуется прямым способом достижения результата, а требует и кричит, как в детстве, когда был ограничен в ресурсах, чтобы отстоять себя. Все мы бываем в состоянии негативного Ребенка, кричим, бунтуем или дуемся и обижаемся. А проблема остается нерешенной. Одна из целей психотерапии заключается в замене старых, неэффективных способов взаимодействия на новые, которые полностью используют возможность осознанного выбора необходимых ресурсов и форм поведения.

Взрослый: функциональная модель

Во Взрослом состоянии возможно выделение Позитивного и Негативного Взрослого. Такое условное и схематичное подразделение позволяет лучше понять Взрослое состояние и получить инструменты для работы с ним. В Позитивном Взрослом состоянии человек работает на себя и свободно достигает поставленных им целей. Его жизнь протекает в пространстве свободных решений. Его деятельность направлена на максимальную самореализацию. Он осознает себя человеком среди людей и действует таким образом, чтобы не принести вреда людям. А когда возможно, то принести пользу. В этом состоянии человек часто осознает свою миссию. Она является важной частью жизненного сценария, по-другому не осознаваемого плана жизни человека.

Негативное Взрослое состояние направляет свой потенциал для рационализации неблагополучных взаимодействий и организации поведения, направленного на достижение ложных целей или оправдания неудач. Из негативного Взрослого человек преследует и добивается эгоистических целей, приносящих результат и комфорт ему лично, возможно, за счет нанесения прямого ущерба окружающим.

Границы и расстройства эго-состояний

Понятие о границах эго-состояний

Представление о границах эго-состояний очень полезно как для психотерапевтической практики, так и для самопознания. Эрик Берн предлагал считать границы полупрозрачными, как мембраны, через которые психическая энергия может из одного эго-состояния перетекать в другое. Эта метафора предполагает, что при жестких границах психическая энергия замыкается в этих границах, капсулируется и ограничивается, таким образом, лишь одним состоянием. А при слабых границах – непрерывно перемещается из одного эго-состояния в другое. Также возможны перекрывания областей и нарушение границ.

Все эти варианты описывают патологию структуры эго-состояний.

Слабые границы эго-состояний. Личность со слабыми границами ведет себя непредсказуемо и нелогично, иногда бурно реагируя на незначительные стимулы, имеет низкий уровень Взрослого контроля. Такой личности трудно самостоятельно действовать в реальном мире, и она нуждается в постоянной психологической помощи и поддержке.

Жесткие границы эго-состояний. Психическая энергия удерживается в рамках одного эго-состояния, исключая два других. Люди, имеющие жесткие границы Я, стремятся реагировать на большинство воздействий только из одного эго-состояния. Такой человек длительные отрезки времени находится только в одном эго-состоянии. Например, всегда в Родительском, либо всегда во Взрослом или в Детском эго-состоянии. Рассмотрим варианты поведения людей с постоянными эго-состояниями.

Постоянный Родитель

Личность, которая действует преимущественно с позиции Родителя, часто воспринимает окружающих как неразумных малых детей. Существует два наиболее ярких варианта постоянного Родителя. Один с преобладанием Карающего Родителя, другой – Поощряющего Родителя.

Постоянный Карающий Родитель – критик, моралист. Он знает ответы на все вопросы, манипулирует окружающими, часто обладает сильным чувством долга. Такие люди выбирают себе профессии, связанные с властью над другими людьми, особенно им удается властвовать над детьми.

Постоянно заботливый Поощряющий Родитель – это вечная нянька или Спасатель. Диапазон ролей здесь широк – от великодушного диктатора до святого, посвятившего себя помощи другим. При позитивном фасаде – Вечного Спасателя или Жертвы во имя других – в основе поведения таких людей часто лежит игровое, манипулятивное поведение и игнорирование способностей другого человека решать свои проблемы.

Постоянный Взрослый

Поведение человека с Постоянным Взрослым эго-состоянием характеризуется беспристрастностью, сосредоточенностью на фактах и логике. «Сухарь, робот, терминатор» – такими эпитетами награждают Постоянного Взрослого, потому что он производит впечатление бесчувственного, малосимпатичного человека, который лишен сочувствия и душевной теплоты, часто среди всеобщего веселья испытывает скуку. Люди, общаясь с Постоянным Взрослым, могут испытывать обиду, раздражение, а он, в свою очередь – тревогу, непонимание.

Постоянный Ребенок

Личность, предпочитающая эго-состояние Ребенка, является вечным мальчиком или девочкой, подобно Питеру Пену, который не хотел взрослеть. Постоянный Ребенок не берет на себя ответственности за собственные поступки. Не испытывает угрызений совести и часто привязывается к тем, кто заботится о нем. Для брака Постоянный Ребенок ищет партнера – Постоянного Родителя.


Перейдем к упражнению. Выполнив предыдущие задания, вы уже научились различать в себе состояния Родителя, Взрослого, Ребенка. А теперь важно проследить за своим поведением. Как легко вы переходите из одного состояния в другое. Что нужно сделать, для того чтобы перейти из одного состояния в другое.

Для кого-то нужны внешние стимулы. Для кого-то достаточно представить игровую ситуацию, и вы оказываетесь в детском состоянии. Вспомнить проблему ребенка, и вы уже в Родительском состоянии. Если это так, то границы ваших эго состояний достаточно проницаемы, и вы можете эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.

Возможен другой вариант. Когда вам обычно бывает трудно переключиться из состояния в состояние. Допустим, что вы в Родительском состоянии, а эффективное взаимодействие в диалоге, который вы ведете, требует состояние Взрослого. А вы все оцениваете и обсуждаете людей и никак не можете перейти в беспристрастному измерению их возможностей. В этом случае границы ваших эго-состояний представляются слишком жесткими.

Если в процессе взаимодействия с другими людьми вы слишком часто переключаетесь из одного состояния в другое и люди не успевают за вами, у них возникают трудности в общении с вами. Это значит, что границы ваших эго-состояний слишком мягкие.

Это упражнение особенно ярко, показательно и наглядно можно проделать в вашей паре самопознания и рефлексии.

Мы рассмотрели варианты жестких границ, при которых исключаются два других эго-состояния. При исключении одного эго-состояния возможны следующие варианты: исключенный Родитель, исключенный Взрослый и исключенный Ребенок.

Люди, которые исключили Родителя, не будут действовать согласно готовым жизненным принципам. Каждый раз они создают для себя новые стратегии и принципы, используя интуицию и объективную информацию о положении вещей. Более того, они создают мораль, пригодную для данной ситуации. Считается, что из таких личностей могут складываться заправилы и воротилы бизнеса, преступного мира и политики.

При исключении Взрослого слышатся только голоса внутренней борьбы Родителя и Ребенка. Нет действующего аппарата тестирования и оценки действительности. Поступки такого человека могут быть столь странными, что высока вероятность постановки ему психиатрического диагноза.

При исключении Ребенка человек отличается холодным, неэмоциональным поведением. На вопрос «Какое у вас было детство?» выдается ответ: «Я не знаю, ничего не помню».

Проделаем упражнение. Вы уже умеете слушать свои внутренние голоса. Расслабьтесь, сосредоточьтесь и послушайте свои внутренние голоса. Их должно быть как минимум три. По одному на каждое эго состояние. Когда вам удается услышать только два голоса, это значит, велика вероятность того, что одно из ваших эго состояний блокировано и не проявляет себя. Спросите у своего партнера по анализу, все ли ваши эго-состояния ему удается наблюдать?

Контаминация или засорение

Еще одной патологией эго-состояний является контаминация – засорение, заражение Взрослого эго-состояния Родительским или Детским, либо одновременно обоими этими эго-состояниями.

Засорение происходит, когда во Взрослое эго-состояние проникают в качестве непреложных истин предубеждения Родительского эго-состояния или фантазии и страхи Детского. Находясь во Взрослом эго-состоянии, человек оправдывает их и дает им рациональное объяснение. Результат контаминации – искаженное видение действительности и, соответственно, непродуктивные, ошибочные стратегии поведения.

Засорение Родительским эго-состоянием приводит к грубым нарушениям обработки информации о себе и внешнем мире. Человек оценивает то, что он видит, слышит и чувственно переживает не для решения своих собственных задач в конкретных условиях, а для оценки соответствия ситуации определенным, заданным Родительскими фигурами критериям. Хотя эти критерии могут быть устаревшими или принципиально неприемлемыми для решения задачи, в данный момент стоящей перед человеком. Наиболее распространенный вариант – это предрассудки, ложные взгляды, которые стали привычными и поэтому не подвергаются объективному анализу и воспринимаются с детства как аксиомы. Родители выражают свое мнение с такой уверенностью, что ребенок принимает их за истину. Вырастая, человек обрастает предрассудками, принятыми в его близком и дальнем, семейном, социальном и профессиональном окружении. Наиболее ярко проявляется контаминация во взглядах на расовые и половые проблемы.

В крайнем, патологическом варианте контаминации человек может слышать голоса обвиняющие, приказывающие, например, «Ты ничтожество, ты не должен жить!» или «Он враг! Убей его!».

Речь человека, у которого Взрослое эго-состояние засорено Родительским, богата безличными предложениями. Например, «Нужно дело делать, а не болтать!», «За все надо платить!». Часто в речи местоимение «я» заменяется на «мы». Например, «Мы – советский народ, самый читающий в мире!». А теперь часто можно услышать: «Мы, русские, бедны, ленивы и глупы. Нас только палкой погонять».

На своих тренингах мы много времени уделяем работе с деконтаминацией. Освобождение от предрассудков, чужих ценностей дает много энергии для изменений. Мы предлагаем человеку написать прилагательные, которые он использует, когда говорит о людях различного пола, национальности, возраста, происхождения, веры, сексуальной ориентации. Например, «Мужчины – сильные, мужественные, воинственные, богатые, агрессивные, жестокие. Женщины – слабые, беззащитные, нежные, ласковые, любящие». Далее мы задаем вопросы: вы располагаете достаточно точной информацией для таких утверждений? Есть ли в вашем опыте иная информация? Что побудило вас принять такие утверждения? Кто из родственников, друзей имеет аналогичные взгляды? Как помогают или мешают такие убеждения вам в жизни? Теперь измените ваши высказывания. Что вы обнаружили?

Засорение Детским эго-состоянием – это принятие детских иллюзий, заблуждений, представлений и страхов. Например, «Я хуже других», «Я не такой как все», «Я не нравлюсь людям». Если контаминация связана с ранними детскими переживаниями, то иллюзии могут быть и такими: «Мама полюбит меня, если я умру. Вот посмотрю, как они все будут плакать на похоронах и жалеть, что обидели меня». Далее перечислены наиболее распространенные Детские фантазии, которые «обманывают» Взрослого так, что он начинает воспринимать их как реальность. Человек начинает строить свою взрослую жизнь, опираясь на детские иллюзии и страхи. Это иллюзия собственной грандиозности («Я гениален во всем»); величия или никчемности. Ощущения преследования, страхи смерти или вера в бессмертие («Я не умру никогда»). Фантазии о рождении или происхождении. Вера в волшебство, магию, в то, что все само собой решится по «щучьему велению». Вера в возможность влиять на людей («Я испортил маме настроение»), и, наоборот, люди могут влиять на меня без моего ведома («Она меня сглазила»). Вера в волшебные превращения без усилий («Вчера алкоголик, сегодня трезвенник» – из рекламы). Вера в «Авось», «Да, небось, пронесет», в «Халяву».

Иллюзии возникают у детей по-разному. Некоторые заблуждения внушаются родителями, старшими братьями и сестрами («Ты не родной ребенок, а я – родной»). Некоторые появляются в результате работы детского воображения, фантазий. Здесь надо отметить и пагубное влияние на воображение ребенка фильмов ужасов, триллеров, отдельных сказок и фольклора. Страх насильственной смерти, верования в нечистую силу, в черную кошку и обезьянью лапку, которая выполняет все желания. В то, что все делается не с помощью труда и знаний, а с помощью колдовства и удачи в лучшем случае, а в худшем – хитростью и обманом.