И даже такое доверие к Руси не даёт возможности более полно узнать о культуре питания русичей. Ведь купцы находились непродолжительное время и только в одном месте, к тому же – торговом, с главной целью – закупить товары, а значит не могли беспристрастно оценить и правдиво описать характер питания народа Руси. Тем более незнакомому с культурой жизни русичей иноземцу. Ещё нужно понимать, что в те времена любой иноземный купец одновременно был собирателем разносторонней информации для своего правителя, которую, вполне возможно, дополнял домыслами для повышения своей значимости. Или с искажением доносил увиденное, но не понятое, ведь в городищах во время ярмарок проживали ещё и разные пришлые люди, в том числе «без роду, без племени» (например, бродячие певцы и музыканты).
Можно предположить, что какие-то записи иноземцев (например, учёных мужей) могли быть более достоверны, но любая власть в то время не допускала восхвалений не в свою пользу. Поэтому часто достоверные письменные источники и в других странах уничтожались (даже сжигались полностью библиотеки) или зачищались.
Вот из таких, кажущихся правдоподобными, письменных источников исследователи истории русской кухни собирали по крупицам сведения об употребляемых продуктах и кушаньях на Руси в период тысячелетней давности. Сведений о технологии приготовления пищи вообще нет, кроме двух (одна из них лживая). Именно это подсказывает, что иноземцы, в том числе летописцы, не допускались в селения, раз нет описаний способов приготовления кушаний. В письменных источниках редко упоминаются и продукты, закупаемые иноземными купцами. Но все записи, относящиеся к питанию, исследователями принимались как истинные, хотя многие из них можно легко оспорить.
Например, попробуем разобрать две самые известные и, на мой взгляд, очень противоречивые записи из киевских летописей. Здесь и далее записи не цитируются, а только пересказывается смысл текста.
Одна из них – за 907-й год из «Повести временных лет», датируемой XII веком, то есть, сама летопись появилась через два столетия после описываемого события. В ней говорится, что в соответствии с договором Византийская столица должна была снабжать русских купцов хлебом, вином, мясом, рыбой и овощами. Вот только текста самого договора нет даже в греческом варианте, как не было и русских купцов в то время, так как Русь тогда не закупала никаких иноземных товаров, а между самими русичами существовала только меновая торговля (обмен товарами). Купцы в России появились только при Петре Первом. Сам перечень продуктов более характерен для питания жителей Западной Европы, чем для русичей, особенно вино, которое пили там вместо воды. Русичи же его не употребляли, даже веселящие напитки были не выше 4 градусов, которые получали на основе мёда аж по XVI век. Поэтому иноземцы старались брать с собой вино, когда ехали на Русь. Чтобы исключить пьянство в городищах, русичи были вынуждены ввести строгий запрет для иноземцев на привоз вина.
В другой записи за 996-й год говорится, что для дружины и старшин киевских на дворе княжеском устраивали пиры каждую неделю, на которых было «множества мяса от скота и зверины, было много всего». Эта запись сразу вызывает недоумение по поводу существования еженедельных пиров у княжеской дружины и городских старшин, которых в то время и много позднее, говоря современным языком, просто нанимали на работу. Правдоподобней выглядит еженедельный сбор дружины и старшин киевских для обсуждения и решения насущных проблем. Наличие фразы о «множестве мяса от скота и зверины» без упоминания названий блюд из мяса, наталкивает на мысль, что греческие летописцы просто не знали и не могли представить, какие блюда из разного мяса можно ложно вписать в летопись. Они же не были знакомы с технологией приготовления кушаний в глинобитной печи (долгое время – единственном виде очага на Руси), так как в Западной Европе в то время применялся совершенно другой принцип приготовления пищи – с использованием открытого очага. Там мясо жарили над раскалёнными углями или пламенем костра. А окончание фразы («было много всего») тем более странное при описании летописцем якобы пира, ведь в зарубежных хрониках пиры описываются очень подробно. Поэтому обе эти записи с искажённой информацией не выглядят убедительными, зато явно видно, как греческие летописцы, умышленно привирая, пользовались привычными византийскими понятиями для искажения действительности и утверждения мысли, что на Руси также, как и в других христианских государствах, употребляли мясо, рыбу и вино. То есть, искажённые сведения в летописях специально были рассчитаны на будущее.
Первое упоминание, относящееся к кулинарии, сохранилось в дополнении к «Домострою» (сборнику правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека) в редакции середины XVI века, в котором дан просто перечень кушаний в различные посты, мясоеды и другие дни церковного календаря. Самим «Домостроем» тоже регламентировали до мелочи жизнь народа Руси, чтобы приучить их к новым порядкам. Скорее всего, кулинарная часть, как дополнение к «Домострою», дописана спустя какое-то время после ещё одного письменного источника – «Росписи царским кушаньям» (1610-1613 гг.), так как в ней перечислены почти те же кушанья и новые, которые дополняют «Роспись». В самой «Росписи» уже даются расход продуктов и описания кушаний, большая часть которых составлены с явным подражательством европейской кухне, так как, вероятно, предназначены были не для стола московских государей, а для иноземцев, которые в то Смутное время хозяйничали в Москве.
Не уступал «Росписи царским кушаньям» по обилию блюд в то время и стол высшего духовенства, о чём можно узнать из их «Росписей кушаньям». Столовые и расходные книги знатных бояр XVII века тоже дают представление об особенностях только их питания. «Кормовые росписи» для послов и их свиты или для дипломатических приёмов тем более далеки от понимания исконно русской кухни. Поэтому, освещая питание только знатных и богатых людей, весь этот материал не может дать нам представление о кухне основного населения Руси. В ней, в отличие от кухни господствующих классов, были простые питательные кушанья для здоровой и продолжительной жизни, состав продуктов и способы приготовления которых не менялись веками, поэтому и не записывались. А вот состав и технологию приготовления блюд для знати необходимо было расписывать для учёта продуктов и контроля приготовления строго по установленным росписям. При их рассмотрении с кулинарной точки зрения поражает частое применение не свойственных русской кухне приёмов тепловой обработки, сложность приготовления даже простых русских кушаний, использование нереально большого количества привозных пряностей, отчего многие и многие блюда из этих росписей не могут быть отнесены к здоровой пище, а на вкус они, если приготовить их по росписям сейчас, будут совершенно непривычны для нас. Именно с этого периода отмечается и резкий рост заболеваний у знати, связанных с питанием.
Так называемые поваренные книги, появляющиеся с XVIII века, хоть и составлялись людьми из разных слоёв общества, не только не отображают в истинном виде русскую кухню, но и содержат блюда, заимствованные из других кухонь с применением привозных продуктов. Ярким примером служит книга «Подарок молодым хозяйкам или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве», составленная Еленой Молоховец. В ней содержится более трёх с половиной тысяч рецептов блюд, напитков и заготовок впрок из разных национальных кухонь (русской, немецкой, еврейской и прочих), которые сама Елена Молоховец просто коллекционировала. Да вы и сами сразу задумаетесь о нереальности такого количества блюд в домашней кухне, ведь в любой семье на протяжении одного года готовится не более трёхсот разных блюд и заготовок впрок, а порой и меньше.
В большинстве своём в книгах и статьях, написанных за последние пятьдесят лет, древняя русская кухня описывается на основе письменных источников XVI–XVII веков, но из которых можно почерпнуть сведения только о кухне государей, высшего духовенства, знати и приближённых к ним людей. В то же время авторы не исключают многие кулинарные предпочтения и в питании простого народа (основного населения страны) даже в более ранний период, что абсолютно неправильно. Учитывая, что ни один из упомянутых письменных источников XVI–XVII веков не подвергался рассмотрению с кулинарной точки зрения и не было попыток приготовить кушанья на основе росписей в глинобитной печи (напомню – единственном очаге тысячу лет назад), считаю многие предположения об исконно русской кухне явно не соответствующими действительности.
При наличии немало спорного в письменных источниках, пусть даже с вкраплениями истины, создаётся впечатление, что восстановить истинную русскую кухню не представляется возможным, но если мы пойдём самым простым путём, то сделать это будет несложно. Так что же можно взять за отправную точку? Культуру жизни на Руси в то время, возможности глинобитной русской печи и перечень продуктов, которыми была богата Русская земля. И этому будут способствовать археологические свидетельства, которых с каждым годом становиться всё больше. Именно они более достоверны, так как получены археологами при раскопках на месте древних поселений. Эти археологические свидетельства предоставляют очень интересные факты о быте в далёкой древности и перечне продуктов, которые были в питании у русичей. Так, при раскопках древних поселений находят запасы зерна (полбы, пшеницы, ржи, проса, овса, ячменя, гороха), семечки яблок и груш, косточки вишни и сливы. Немало имеется подтверждающих сведений о выращивании на Руси в то время льна, конопли, гречихи, репы, капусты, лука, чеснока, редьки, огурцов, свёклы, моркови и некоторых других огородных культур. Добавив дары Леса в виде ягод, орехов, грибов, мёда, дикорастущих растений, можно представить перечень продуктов, которые употребляли в пищу русичи тысячу лет назад.
Правильней будет учитывать и наше культурное наследие – фольклор (народную мудрость) в виде пословиц и поговорок. Особенно пословиц, которые представляют собой краткое изречение–поучение. Даже сохранилось выражение «Глупая речь не пословица». Важны и возможности глинобитной русской печи в области приготовления пищи. Понимать эти возможности необходимо из-за особенностей приготовления пищи в ней и тонкостей в кулинарном искусстве.
Стоит ещё заметить, что при всеобщем замалчивании значимости Древней Руси в мировой истории, русская кухня всё же считается одной из самых древних кухонь. А это значит, что она сформировалась ещё в дохристианской Руси. К сожалению, некоторые кушанья забыты или безвозвратно утеряны, но многие на протяжении столетий не менялись и сохранились до наших дней.
Основываясь на всём выше сказанном, попробую не только восстановить забытую русскую кухню, но и проследить за её изменениями в последующие века, чтобы можно было лучше понять суть естественного питания. И важнее проследить за изменениями в кухне основного народа страны, чем в кухне господствующих классов, характер питания которых на протяжении веков изменялся под влиянием то одной, то другой национальной кухни. Простому же народу были дороги обычаи, а не кулинарное искусство. Именно он и сохранил многие исконно русские кушанья. Спасибо им за это.
Названия, состав и способ приготовления некоторых подлинных русских кушаний упоминаются в более поздних письменных источниках, но здесь приводиться не будут. При желании вы всегда сможете сами узнать из других источников, которых достаточно много. Да и как они назывались тысячу лет назад, никто достоверно не знает. Ведь даже позднее в разных областях нашей страны одним и тем же блюдам иногда давали разные названия. Поэтому описание кушаний исконно русской кухни даны на языке нашего времени применительно к продуктам и блюдам, которые сейчас используются в питании.
2.3. Продукты, которые употреблялись в пищу на Руси тысячу лет назад
Народ Руси жил среди девственной Природы в селениях, около которых росли дубовые и берёзовые рощи. О рощах вблизи селений и в более позднее время многие знают не понаслышке, а на околицах отдалённых деревень и сейчас можно их увидеть. К сведению, до XIX века 85% населения России жило в сельской местности, а если ещё добавить к ним тех, кто проживал в небольших городах в тех же условиях, то будет и того больше. Каждая семья высаживала рядом с домом сады и выращивала огородные культуры. Отводилось место и для лекарственных трав. На полях росли зерновые (пшеница, рожь, полба, просо, овёс, ячмень, гречиха) и прядильно-масленичные (лён, конопля) культуры.
Вы сами из школьной программы по истории знаете, что с древних времён на Руси занимались земледелием (полеводством, садоводством, огородничеством), собирали дары Природы, а это значит, что природные и климатические условия позволяли с избытком получать широкий ассортимент самых полезных продуктов питания, таких как зерновые и масленичные культуры, овощи, фрукты, ягоды, травы, мёд, орехи, грибы. Они и были пищей русичам. Перечень культивируемых растений был внушительным, чему имеется немало подтверждений. Молоко и молочные продукты тоже присутствовали в питании, ведь корова или коза, как правило, были в каждой семье. Особенно коза, о которой сложено много детских сказок и песенок. Даже много позднее домашнее хозяйство было немыслимо без коровы или козы. Выше перечисленный перечень продуктов оставался неизменным в питании на Руси, как минимум, до начала XIV века, а у основного населения страны (простого народа) – намного дольше.
При таком широком разнообразии полезной пищи в каждой семье тысячу лет назад был достаток, а излишки даже продавали в другие страны. Перечень продуктов, которые закупались на Руси иноземными купцами, сохранился в некоторых письменных источниках, он достаточно внушителен: пшеница, рожь и другие зерновые, мёд, творог, сыр, томлёное масло.
У русичей любовь к Земле была естественной, они понимали, что она «живая». Почву слегка рыхлили деревянной сохой, не вспахивали. Выпуклый лемех, который мог переворачивать почвенный пласт, стали приделывать к сохе не ранее XVII века. Были и другие деревянные инструменты (грабли, вилы, лопаты), весь перечень которых до сих пор можно встретить в отдалённых деревнях. Металлических изделий (плуга, лопат и прочее) для обработки земли в то время не было, хотя выковать из металла могли всё что угодно. Даже мечи у русичей были особенные, которые более нигде не изготовлялись, что подтверждают археологи.
Семена были собственные от лучших форм растений, выращенных в данной местности. Их сеяли руками и заборанивали. Борона тоже была деревянная. Выражение «Сохой и бороной деревня стояла» было актуально даже в начале XX века. А пословица «Соха да борона сами не богаты, а весь мир кормят» говорит сама за себя. Землю удобряли навозом, его вывозили на поля зимой и ранней весной. Районированные зерновые культуры на основе народной селекции, их осмысленная с любовью и радостью посадка и органическое земледелие давали возможность получать высокие урожаи полноценного зерна. Даже в Вологодской области выращивали в то время пшеницу высокого качества.
Зерновые культуры были продуктом питания в виде цельного природного зерна. Именно не видоизменённые злаки дают человеку необыкновенную силу благодаря комплексу питательных веществ. Каждое зерно содержит проросток, в котором заложена колоссальная сила развития будущего растения. Это – «живой» продукт Природы.
Пшеницу и рожь проращивали или просто замачивали на сутки и употребляли как самостоятельную пищу. Замоченное зерно равноценно по своим свойствам пророщенному и очень ценится как то, так и другое. Это связано с тем, что ферменты зерна, способствующие всем биохимическим процессам, не проявляя свою активность в сухом зерне, при повышенной влажности и температуре сразу проявляют высокую активность. При замачивании набухшее зерно просыпается, запускает процессы роста, и уже через двенадцать часов становится очень полезным для питания человека. Даже если ещё не виден проросток, такое зерно уже обладает повышенным комплексом биологически активных веществ и легко усваивается в организме человека. Поэтому замоченные и пророщенные зёрна обладают мощнейшим энергетическим потенциалом.
С давних пор на Руси проращивали зерно ржи, пшеницы и ячменя ещё для получения солода, то есть использовали свойства ферментов для приготовления кваса, пива и хлеба. До сих пор сохранились эти технологии, которые позднее переняли в Западной Европе, так как впервые их начали применять на Руси. Это подтверждают учёные.
Хлеб и другие мучные изделия на Руси раньше выпекали из цельнозерновой пшеничной и ржаной муки (смеси). И выращивали эти две культуры на полях вместе, не разделяя. Подтверждают это археологи, находя в местах хранения одновременно зёрна той и другой культуры, но считая, что рожь встречалась как сорное растение среди посевов пшеницы. Раздельно сеять их стали намного позднее. Зерно мололи перед замесом теста, что давало возможность сохранить все питательные вещества зерна в готовых изделиях (хлебе, пирогах и прочее). Для помола зерно начинали использовать из нового урожая только весной. В нём при хранении продолжают протекать биохимические процессы, поэтому зерно после уборки должно дозариваться. Мука из полностью дозревшего зерна пшеницы и ржи имеет лучшие хлебопекарные свойства. При хранении зерна обязательно должна поддерживаться низкая температура и влажность, а также хорошая вентиляция и чистота. Для этого на Руси строились специальные хранилища (деревянные амбары).
Благодаря всевозможным находкам в разных местах нашей страны и более поздним письменным свидетельствам появилась возможность собрать больше сведений и о древнерусском садоводстве и огородничестве.
Известно о всякого рода овощах и фруктах, которые выращивались в те времена. Выясняется, что в садах наряду с плодовыми деревьями (яблоней, грушей, вишней, сливой, калиной, красной рябиной) и ягодными кустарниками (малиной, чёрной и красной смородиной) росли кедры, лесные орехи и другие фруктовые и лесные деревья. Плодовые деревья проходили только естественный отбор, не существовало привитых деревьев. Поэтому в садах росли здоровые деревья, и плодоносили они ежегодно. И упомянутые ягодные кустарники, скорее всего, тоже росли в садах, невзирая на то, что в диком виде они встречались повсеместно. Даже сейчас многие из леса приносят на свой участок дикорастущую смородину или малину, которые начинают плодоносить более крупными и сладкими ягодами. Ко всем выращиваемым растениям человек относился с любовью, свойства плодов (цвет, вкус, размер) мог сам поменять, объясняя растениям, какие плоды он хочет от них получить. Даже дикорастущая яблоня могла со временем давать более крупные и вкусные плоды. Это могут подтвердить сельские жители или те, кто слышал от них, что принесённая из леса и посаженная около жилья человека яблоня, через двадцать пять лет сама начинала плодоносить более крупными и сладкими плодами. Вот такие сады были у русичей, потому и приводили они в восхищение тех, кто побывал на Руси. Лично мне не встречались сведения о таких садах в то время в Западной Европе. И имеются сведения, что только на Руси можно было увидеть вкусные плоды в большом количестве.
Яблоки (в русских сказках их называют молодильными яблоками) чаще других плодов упоминаются в письменных источниках, даже приводятся их сорта. Встречаются упоминания и о некоторых сортах груш, слив, вишни. Начинали употреблять яблоки нового урожая не ранее Яблочного Спаса, именно к этому времени они накапливали в себе весь комплекс питательных веществ. Да и сам Яблочный Спас пришел к нам именно от наших предков с тех далёких времён.
В лесах и на лесных опушках собирали ягоды (землянику, клубнику, чернику, голубику, бруснику и прочее) и плоды многих дикорастущих деревьев и кустарников. Их перечень был намного шире нынешнего, ведь даже за последние пятьдесят лет некогда популярные черёмуха, ирга, красная рябина и костяника исчезли из питания человека. О произрастании кедров в лесах на территории Среднерусской равнины также имеются сведения.
Собранный урожай плодов умели хранить и заготавливать впрок в сушёном виде без потерь питательных веществ. С тех времён и до сих пор яблоки в сельской местности хранят в земляных ямах до весны. Сушили ягоды и фрукты на берестяных лоточках и деревянных досках на солнце, под навесом, на перекрыше печи, а в остывающей печи – на сухой ржаной и пшеничной соломе или с использованием специальных приспособлений с натянутыми нитями или холстиной. Для каждого вида плодов применялись наиболее подходящие способы сушки. Из сушёных ягод и фруктов готовили взвары, начинки для пирогов или употребляли в размоченном виде как самостоятельную еду. Возможно, уже тогда готовили пастилу из ягод. Для этого ягоды протирали и сушили тонким слоем на смазанных мёдом деревянных досках. Но самый простой способ сохранения ягод – в мёде. В таком виде они долго хранятся, ведь мёд обладает антисептическим свойством. К тому же ягоды в мёде сохраняют свой вкус, цвет и аромат в течение года. Фрукты тоже использовали для приготовления пастилы и её разновидностей: смоквы и левашей (левашников).
Было распространено мочение из яблок, груш, тёрна, сливы. До сих пор во многих семьях готовят мочёные яблоки. Мочили фрукты в бочках, дно которых выстилали ржаной соломой, а сверху укладывали листья для придания особого аромата и предотвращения порчи. Бруснику, клюкву, костянику, красную рябину, морошку и вишню мочили в небольших бочонках без использования ржаной соломы. Вода для мочения использовалась свежая родниковая. При мочении могли применять лакрицу или иначе лакричный корень (сушёный корень солодки). Добавление лакрицы не только предотвращало брожение и появление плесени, но и придавало сладость, непередаваемый вкус и аромат мочению.
Основной ассортимент овощей был почти тот же, что и сейчас: репа, капуста, морковь, свёкла, лук, чеснок, горох, редька, огурцы, пряные овощи и прочее. Очень плохо, что популярный на сегодняшний день картофель, который сумели внедрить в России в XIX веке, вытеснил из питания не только репу, но и горох, бобы, брюкву, белые коренья (особенно пастернак). Последний сейчас мало используется даже для приготовления супов. Примечательно то, что ассортимент используемых овощей можно проследить в загадках и пословицах (например, о репе, капусте, редьке, моркови, свёкле, луке, чесноке, хрене и прочее).
Русичи так хранили овощи, что даже через длительный период времени они обладали всеми полезными свойствами. До сих пор многие сельские жители умеют хранить корнеплоды в погребах и земляных ямах. Даже яблоки сохраняются в земляной яме почти до мая месяца и лучше, чем в холодильнике. Это связано с тем, что они находятся в земле и земля хранит их без потерь питательных веществ. Вы и сами не раз замечали, что случайно оставленные в земле морковь или картофель ранней весной ничем не будут отличаться от выкопанных осенью. Да и само хранение было такое, что о порче микроорганизмами или грызунами речи не было. До сих пор многие применяют народные средства для сохранности урожая.
Из многих овощей заготавливали на зиму квашения, причём не содержащие соль, так как её в то время вообще не использовали на Руси. Основным овощем для квашения была белокочанная капуста. Для её выращивания и в более поздние века отводился специальный огород – «капустник». Для квашения использовали твёрдые вилки и обязательно после первых лёгких заморозков, именно в это время в капусте накапливается много сахаров. При заквашивании капусты дно бочки выстилали слоем ржаной соломы, закрывали её капустными листьями и укладывали рубленую капусту, перемешанную с морковью. Капусту не шинковали, а рубили в корыте сечкой. До сих пор многие сельские жители предпочитают квасить именно рубленую капусту, у неё даже вкус отличен от шинкованной капусты. Дополнительно добавляли семена укропа или тмина, ведь эти пряности росли повсеместно и до сих пор часто используются в русской кухне. При заквашивании капусты могли добавлять яблоки и/или ягоды (клюкву, бруснику), которые и сейчас добавляют в капусту. Возможно, квашеная без соли капуста после длительного хранения становилась более кислой, поэтому многие её называют «кислой капустой». Заквашивание капусты сопровождалось песнями и смехом, вероятно, эта традиция переросла впоследствии в современные «капустники». От перекисания квашеной капусты предохранял деревянный кружок из осины, а гнётом служил булыжник. Квашеная капуста при хранении на холоде долго не теряет своих полезных свойств и хорошо очищает организм от шлаков.
Квасить могли ещё репу и свёклу, не только корнеплоды, но и листья. До сих пор редко кто обходится зимой без квашеной капусты, некоторые изредка квасят свёклу, а репу не квасят, да и вообще не используют сейчас в питании ни корнеплоды, ни листья. А ведь это был основной овощ на протяжении многих столетий! В репе есть всё, что содержится в других овощах. Даже хранится она лучше их. Репу добавляли почти во все жидкие и полужидкие кушанья, парили, пекли с ней пироги и готовили квас. По окончании уборки урожая репы праздновали Репный Спас. Этот праздник сохранился в некоторых сельских местностях под названием «репорез». Картофель – чуждый для нас овощ, он плохо переваривается и усваивается в организме человека. Если его убрать из питания, то вернутся более полезные овощи: репа, брюква, редька, пастернак, бобы, горох.