Книга Путь к естественному питанию. Часть вторая. Пища, достойная Человека - читать онлайн бесплатно, автор Татьяна Анатольевна Куницына. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Путь к естественному питанию. Часть вторая. Пища, достойная Человека
Путь к естественному питанию. Часть вторая. Пища, достойная Человека
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Путь к естественному питанию. Часть вторая. Пища, достойная Человека

Со временем печи стали делать из кирпича с дымоходами и трубой на крыше, но они менее экономичные, так как много тепла с горячим дымом уходит в трубу. И полной дезинфекции помещения не происходит. Сейчас мы чаще видим кирпичные печи с пристроенной огневой плитой с двумя конфорками, на которой удобно (и только) варить и жарить, и с выводом дыма из неё в трубу печи.

Были у русичей и надворные глинобитные печи, их наличие подтверждает археология. Эти печи использовали в летнее время и, судя по их конструкции, только для выпечки хлеба, пирогов и блинов. Так называемые «летние кухни» до сих пор встречаются в сельской местности. За основу хлебных печей, которые появились в Европе значительно позже, взяты именно глинобитные русские печи.

Очагов по типу каминов, более всего распространённых в Европе, тысячу лет назад на Руси не было. Отличие открытых очагов для приготовления пищи, как и каминов, в наличие прямой трубы, большом расходе дров и принципиально других методах приготовления пищи: сначала с использованием вертелов, а потом – чугунных котлов и котелков, которые устанавливали на решётки или подвешивали на крюк. Пословица «Горшку с котлом не биться», то есть не встречаться, подсказывает, что на Руси были только печи, и название у них собственное – «русские печи». В них готовили различные кушанья, о которых более подробно написано далее.

Русская печь служила, в первую очередь, для обогрева дома, для этого она с раннего утра один-два-три часа протапливалась. Нагревшись, стенки печи долго держали тепло. Горнило с закрытым заслонкой устьем служило местом приготовления кушаний. Так как головешки дают мало тепла, стремились к их быстрому и полному сгоранию. Умелые хозяйки знали, каких дров и сколько нужно положить поленьев для тех или иных целей, и какое время они будут гореть. Если глиняные горшки можно было ставить в печь так, чтобы дрова горели на расстоянии от них, то перед выпечкой хлеба и пирогов под печи тщательно зачищали помелом от углей и золы. Приготовление кушаний происходило за счёт излучения тепла от свода, боковых поверхностей и пода печи. То есть, принцип приготовления основан на бесконтактном с огнём нагреве. Температура внутри глинобитной «курной» печи после прогорания дров не превышает 180°С, даже в кирпичных печах она не выше 200°С. При таких условиях температура внутри продукта в процессе приготовления в глинобитной «курной» печи не превышает 65°С, что даёт возможность сохранить питательные вещества в пище.

Для приготовления кушаний в печи использовались глиняные горшки. Форма горшка – вздутое тулово с небольшим утолщённым дном и более широкой горловиной. Такая форма самая удобная, так как большая боковая поверхность способствует преимущественному и равномерному нагреву с боков, а за счёт небольшой площади толстого дна исключается подгорание пищи. Диаметр горловины у горшка в два раза меньше самой широкой его части, что способствует меньшему испарению жидкости и потере летучих веществ. Всё это создаёт особый вкус и аромат готовой пище. Были ещё вытянутые узкогорлые горшки (крынки), по форме напоминающие кувшин для воды без ручки, которые использовали для молока и молочных продуктов.

Для каждого вида кушанья были разные горшки, так как глина имеет свойство впитывать в себя жидкость и запахи из продуктов в процессе их приготовления. По размерам горшки соответствовали высоте устья печи, которая была, по данным археологии, примерно 30 см. Небольшой объём кухонной глиняной посуды в то время может подсказать, что кушанья в печи не готовились в большом количестве, то есть русичи не употребляли за один раз много «варёной» пищи. На это указывает и пословица «Мал горшок, да кашу варит».

Для выпечки блинов использовалась глиняная сковорода, диаметр которой соответствовал ширине устья печи (50-70 см). Когда сковорода нагревалась, её достаточно было один раз смазать маслом и печь блины. Блин не переворачивали, так как он был тонким и хорошо пёкся и сверху. Блины в Западной Европе пекли на сковороде, которую подвешивали на крюк над открытым огнём, в чём можно удостовериться, внимательно рассмотрев картины на бытовые темы, например, голландских художников.

Особенности печи и глиняного горшка способствовали длительному и равномерному нагреву содержимого горшка, температура внутри которого не поднималась выше 60-65°С, то есть продукты не варились, а как бы томились. Такой способ приготовления называется томлением. Раз не было кипения, то слои жидкости не перемешивались, значит в толще продукты медленно нагревались, что значительно увеличивало время приготовления, которое могло составлять и два, и три часа. Если просчитать время топки печи и приготовления пищи, то горячая еда могла быть на столе только ближе к полудню, то есть – к обеду.

Приготовленные в глиняном горшке кушанья отличались нежной консистенцией, особым вкусом и ароматом, а главное – в них сохранялись почти все питательные вещества. Именно медленное прогревание и невысокая температура внутри содержимого глиняного горшка способствовали их сохранению. Иначе говоря, любое кушанье из глинобитной русской печи, приготовленное в глиняном горшке, было «живой» пищей для человека. Воссоздать вкус, аромат и полезность этих кушаний в современных видах теплового оборудования невозможно.

Имеется ещё одна особенность русской печи. И не имеет значение, глинобитная она или из кирпича, ведь кирпич тоже вырабатывают из особой печной глины. В русской печи, как и на огне открытого очага, пища готовится за счёт теплового излучения (иначе – инфракрасного излучения) от горящих дров. Вот только в печи тепло, накапливаясь в глине, излучается от внутренних стенок горнила (сводчатой камеры печи) именно в той части длинноволнового диапазона инфракрасного излучения, которая соответствует излучению самого человека. Ведь любой живой организм обладает собственным инфракрасным излучением. Раз на продукты в процессе их приготовления в русской печи воздействует инфракрасное излучение в «родном» для человека длинноволновом диапазоне, то организм будет хорошо воспринимать пищу из печи. И использование глиняных горшков, в отличие от чугунных, необходимо. Тело человека тоже воспринимает инфракрасное излучение от печи как «своё» родное. Поэтому русская печь способствует не только более полному сохранению питательных веществ в продуктах, но и лучшему их усвоению, что подтверждается наукой.

Особенности русской печи не давали возможности комбинировать методы приготовления, ни проводить двойную тепловую обработку, ни соединять или добавлять продукты в процессе приготовления. Ведь заслонку, закрывающую устье печи, лишний раз не откроешь, иначе очень быстро спадёт жар в горниле. Все продукты сразу клали в горшок, наливали воду и ставили в печь. Хлеб и пироги выпекали на поду печи. Отправив любое кушанье в печь, их уже не доставали до тех пор, пока не приготовятся, всё также в целях сохранения жара внутри печи. Кто знаком с русской печью, тот легко вспомнит принцип приготовления в ней. Чем и замечательна русская печь, поставил готовиться кушанье, и можно заниматься своими делами. Печь сама дальше будет готовить. И не надо проверять готовность кушаний, каждый знал примерное время приготовления той или иной пищи. Захочешь поесть, достанешь горшок с кушаньем и можно садиться за стол. Если даже позже достаётся горшок с кушаньем, то пища будет почти такая же, как и вовремя взятая из печи. Ведь в русской печи готовые кушанья долго сохраняются в горячем виде, и нет необходимости их подогревать. И температура подачи пищи именно такая, которая рекомендуется наукой – не выше 60-65°С. Если употреблять кушанья из глиняного горшка, то пища на протяжении всего времени её употребления будет тёплой, так как глина хорошо сохраняет тепло и в помещении.

Разные кушанья ставились в печь в зависимости от температурного режима в ней, так как равномерный устойчивый жар держался только определенное время, хоть и медленно, но падал в дальнейшем. В этом отличие русской печи от домашней духовки и другого теплового оборудования, температуру в которых можно регулировать. Глиняные горшки с содержимым ставили в русскую печь только тогда, когда температура пода печи позволяла поставить на него глиняный горшок. Ведь иначе может треснуть сам горшок, так как глиняная посуда не выдерживает перепада температур. И сейчас глиняные горшки сначала ставят в духовку, а потом её включают. Порядок приготовления кушаний определялся возможностью выпекания хлеба. Говорили так: «до хлебов» (например, готовили щи), «после хлебов» (например, готовили кашу), «на вольном духу» (например, ставили крынки с простоквашей для створаживания). В это время печь излучает так называемый «вольный» (остаточный) жар, накопленный в стенках печи.

Как видите, пища была простая в приготовлении, было всего два метода: томление и выпекание. Разновидностью томления было парение. Метода жарки в глинобитной «курной» печи не было. И тому имеется подтверждение. Это форма деревянной ложки – единственного столового прибора того времени. Ложка у каждого была своя и именно такой формы, чтобы было удобно есть кушанья из горшка. Деревянные ложки хороши ещё тем, что не оставляют царапин внутри глиняного горшка, не нагреваются от горячей пищи и химически неактивны. Сейчас форма столовой ложки другая, так как с её помощью едят пищу из тарелки. Вилка появилась в начале XVII века, но у простого народа её не было даже в конце XIX века. Основное население России считало вилку ненужной, даже появилась поговорка «Вилкой – что удой (то есть удочкой), ложкой – что неводом». Помимо деревянных ложек на Руси изготовляли и деревянную посуду (миски, чаши, блюда).

Если методов приготовления было всего два, то ассортимент растительной пищи, который использовали в питании, был очень широким. Да и кушанья в печи готовили только в холодное время года, когда топилась печь. Летом было много свежих ягод, фруктов, трав, овощей. Если к этому ассортименту добавить пророщенное зерно, мёд, сушёные грибы, молочные продукты, то летом и сейчас так можно питаться.

Чугунные горшки и чугунные сковороды появились намного позднее (в середине XV века) и только в правящем сословии. Для них пищу готовили в отдельно стоящих постройках – поварнях, которые могли состоять из целого комплекса помещений. Помимо русских печей в них во второй половине XV века появились открытые очаги с вертелами и подвесными чугунными котлами, чтобы, например, жарить на вертеле или пряжить в большом количестве жира (во фритюре). Иначе говоря, господствующий класс, как минимум, для подачи праздничных блюд уже активно перенимал инородные приёмы приготовления пищи на открытом огне, свойственные западным странам.

Более широкое распространение чугунных горшков и сковород происходит при Петре Первом, но в крестьянском обиходе они встречаются только через два столетия. Ведь любой крестьянин мог сам изготовить глиняную посуду на гончарном круге, а чугунную приходилось покупать. Но основная причина была в другом, пища из глиняного горшка вкуснее и полезнее, чем из чугунного. Несмотря на то, что в чугунном горшке кушанья быстрее готовятся за счёт того, что чугун имеет большую теплопроводность по сравнению с глиной, до сих пор пользуются спросом именно глиняные горшки.

При Петре Первом появляются и огневые плиты, характерные для европейских стран в то время. Ведь при нём в нашу страну прибыло очень много иностранцев, в основном голландцев и немцев. Вместе с огневыми плитами начинает распространяться металлическая кухонная посуда (кастрюли, сотейники, противни и прочее). Появившись в господствующем классе, огневые плиты долгое время не были востребованы у остальной части населения страны. Даже в начале XX века в сельской местности предпочитали готовить пищу в русской печи, а не на плитах. Конечно, в основном, это связано с тем, что совмещали приготовление пищи с отоплением дома.

Помимо приготовления кушаний, в остывающей печи сушили фрукты, ягоды, овощи, грибы. Для этого на поду печи раскладывали сухую солому (ржаную или пшеничную), а на неё укладывали, например, грозди красной рябины, небольшие грибы в целом виде. Для сушки мелких груш и вишни или резаных плодов и овощей использовали деревянную рамку с натянутым на неё холстом с редким переплетением нитей. Или нанизывали на нити, которые прикрепляли к деревянным рамам. Сушили и на тёплой перекрыше печи в берестяных лоточках или на деревянных досках.

О русской печи говорили: «Печь нам мать родная, накормит и обогреет, когда надо вылечит и обсушит». И хочу воздать хвалу самой русской печи, невзирая на то, что изменились её конструкция и характеристики, но она до сих пор греет и кормит русских людей. В нашей стране есть «День Русской печи» и отмечается он 19 мая.

Далее попробуем восстановить кушанья, которые присутствовали в истинной русской кухне и, в большинстве своём, сохранились в народной кухне до начала XX века. Да и сейчас их готовят в отдалённых селениях.

2.6. Особенности истинной русской кухни


Доказывать неправомочность устоявшихся представлений о русской кухне нет смысла. При наличии большого количества спорной и отсутствии достоверной информации о том, какая она была тысячу лет назад, многие исследователи её додумывали, основываясь только на записях из летописей и не принимая во внимание особенности приготовления пищи в глинобитной «курной» печи (единственном очаге в то время) с использованием глиняных горшков. Моё видение русской кухни тысячелетней давности тоже является, в какой-то степени, предположением, но основанным на том, что, изменяясь в правящем сословии, она мало претерпела изменений в народной кухне, особенно у сельского населения нашей страны. И воспоминания жителей отдалённых деревень в этом очень мне помогли. Иначе говоря, попытаюсь представить, какие кушанья могли быть на столе русичей, очевидность которых опровергнуть трудно. Ведь до сих пор неизвестен весь перечень растительной пищи, которую могли использовать в питании в то далёкое время на Руси.

Для уточнения хочу сказать, что ещё в пору моей юности мне всегда было интересно поговорить с пожилыми людьми о том, чем питались они в детстве, ведь это в их памяти сохраняется на очень долгое время. Позже, уже в силу профессиональной привычки, появилось желание досконально разобраться в особенностях исконно русской кухни, так как не раз сталкивалась в исследованиях по истории русской кухни с тем, что порой что-то не подтверждается практикой, не замечается очевидность вещей, игнорируются особенности приготовления в русской печи. Вот поэтому для воссоздания истинной русской кухни необходимо было сначала понять культуру жизни русичей, собрать воедино археологические свидетельства и учесть особенности приготовления пищи в глинобитной «курной» печи. Ведь и сама глинобитная «курная» печь была изобретена русичами в целях сохранения всех питательных веществ в продуктах при их тепловой обработке. Представляете, «живая» пища из печи!

В силу того, что русичи в то далёкое время отличались не только культурой жизни, но и уровнем знаний от народов, живущих за рубежами Русской земли, отдельные мои предположения, возможно, вызовут непонимание у некоторых читателей этой книги. Но как бы кто не относился к русской кухне, большинство людей всё же считают её отличающейся по вкусовым качествам и полезности от других национальных кухонь. Даже многие технологии приготовления кушаний были присущи только русской кухне, хотя со временем некоторые из них перешли в европейские кухни.

И ещё раз обращаю внимание, что под истинной русской кухней необходимо понимать кухню, сформировавшуюся в дохристианский период, а не появившуюся на столе правящего сословия в XVI веке, о последней мы узнаём из различных средств массовой информации. Помимо описания кушаний, которые могли быть на столе русичей тысячу двести лет назад и даже пятьсот лет спустя, предложу своё видение того, как дополнялась истинная русская кухня другими кушаньями в последующие столетия.

Одной из многих отличительных особенностей русской кухни является хлеб, приготовленный на закваске. Выпекали хлеб из двух хлебных злаков: пшеницы и ржи. Хлеб на Руси был всегда в почёте, многие даже слышали о том, что существовал «культ хлеба». Только под «культом хлеба» нужно подразумевать не только печёный хлеб, а и хлебные злаки, которые также назывались «хлебом». Для замеса хлебного теста брали смесь цельнозерновой пшеничной и ржаной муки, из этой же смеси готовили и все остальные печёные мучные изделия (пироги, блины, пряники, коврижки). Соотношение зерна пшеницы и ржи в муке могло быть разное. В то время рожь росла вместе с пшеницей на одном поле, а значит и мука была смешанная. И это правильно, так как сахаров в пшеничной муке недостаточно для брожения, а с добавлением ржаной муки, в которой их намного больше, хлебное тесто даёт хороший подъём и вкус. Непосредственно перед замесом теста цельное зерно мололи с помощью каменных жерновов, которые, медленно вращаясь, перетирали его в муку. Зерно при таком помоле не нагревается, а значит, не теряет свою жизненную энергию, так как не разрушаются ферменты, витамины и другие ценные его вещества. Помол муки для хлеба и пирогов был крупный, для блинов и пряников – средний, мелкого помола вообще не было, так как мука мелкого помола нарушает пищеварение.

Любой хлеб замешивался на закваске и отличался своеобразной кислинкой, ароматом и вкусом. Закваской служили остатки от предыдущего теста. Закваска в каждой семье была своя, её берегли и считали, что чем дольше живёт закваска, тем больше в ней силы. Закваска (первичная) готовилась тоже из смеси ржаной и пшеничной муки и воды, её долго замешивали, оставляли закисать и снова месили, поэтому содержала она много молочнокислых бактерий. Они и давали возможность готовой закваске разрыхлять тесто. Закваску могли готовить и на квасной гуще или с добавлением солода. От закваски зависели вкус и структура хлеба. Ведь хлеб должен иметь пористую структуру и энергетически вобрать в себя огромное количество энергии при замесе, брожении и выпечке.

Хлебное тесто замешивали задолго до выпечки, чтобы к рассвету было готово. Муку смешивали с родниковой водой и закваской и замешивали тесто погуще, приговаривая ласковые слова. Силу муки чувствовали интуитивно, о чём подсказывает поговорка «Та же мучка, да другая ручка». Замешивали до тех пор, пока тесто не отставало от рук. Человек, замешивая тесто и формуя хлеб (выпекался подовый хлеб), формировал будущую энергетическую структуру хлеба. Поэтому весь процесс приготовления хлебного теста осуществлялся с любовью. В хлебное тесто могли добавлять семена в целом или размолотом виде (например, семена тмина, амаранта), высушенные и размолотые корни растений (например, корни пырея), муку из других зерновых культур (например, ячменя, гречихи, гороха) и иные растительные ингредиенты. Если тесто замешивалось для выпечки пирогов, то могли добавлять сушёные и размолотые ягоды (например, красной рябины), мёд и измельчённые ароматные травы либо их настои. Месили тесто в деревянной квашне, отчего и тесто называлось квашнёй. Квашню хорошо укутывали и давали подняться хлебному тесту в течение нескольких часов. Небольшая часть хлебного теста без добавок оставлялась для последующего замеса. Это и была закваска.

Утром сразу после растопки печи из теста выкатывали хлебные заготовки. Хлеб формовали круглый от двух и более килограммов веса. Хлебные заготовки выкладывали на льняные салфетки, густо посыпанные мукой, и сразу клали в берестяные или плетёные из ивы так называемые «хлебницы» для расстойки. Поднявшийся хлеб из хлебниц по очереди аккуратно вываливали на деревянную хлебную лопату, припорошенную мукой, смахивали остатки муки, заглаживали поверхность мокрой рукой, протыкали в нескольких местах тонкой деревянной иглой и размещали на тщательно зачищенном поду протопленной печи. Готовность печи к выпечке хлеба определяли разными способами. Посадив все хлеба, сразу же закрывали заслонкой устье печи.

Хлеб сажали в печь при полном безмолвии, во время выпечки тоже нельзя было громко разговаривать или шуметь. Считалось, что из-за шума хлеб может не получиться. Температура выпечки хлеба не превышала 180°С, при этом внутри хлеба температура не поднималась выше 60-65°С, поэтому ферменты продолжали свою деятельность. Выпекали по времени от одного часа и более в зависимости от объёма хлеба. Чтобы нижняя корочка не подгорала, хлеб могли выпекать на капустных или дубовых листьях. Хлеб, выпеченный на листьях, имел хрустящую нижнюю корочку (подовину). Опьяняющий аромат свежеиспечённого деревенского хлеба и сейчас ни с чем не спутать, ведь его ароматический «букет» состоит почти из двести летучих соединений. Корочка хлеба получалась тонкая и светлого цвета.

Позднее, когда стали выпекать отдельно ржаной хлеб, то его сажали в печь при температуре около 200°С. Именно такая температура устанавливается после топки кирпичной печи. Зачистив под печи, заслонкой закрывали устье на 15 минут, чтобы в горниле выровнялась температура. Для выпечки любого хлеба важен ровный сильный жар.

После выпечки хлеб укладывали на деревянный стол и накрывали льняным полотенцем, он должен отлежаться при комнатной температуре. К хлебу на всех этапах его приготовления относились как к «живому» продукту. Свежий хлеб никогда не ели. Хранили его в берестяных коробах, завернув в льняное полотенце. Употреблять хлеб начинали только на второй или третий день после выпечки отдельно или вместе с другой пищей. Значимость хлеба на Руси подчёркивает тот факт, что до сих пор без хлеба у большинства людей не обходится обед. Приготовление хлебного теста и выпечка хлеба в русской печи – настоящее искусство, которое до сих пор сохранено в сельской местности.

О том, что технология брожения хлебного теста и выпечка хлеба пришла в Западную Европу из Руси, многие знают не понаслышке. А это может означать то, что и выращивать хлебные злаки их жителей научили русичи. Ведь выращивание определённых продуктов всегда взаимосвязано со способами их использования.

На Руси впоследствии традиционным стал считаться квасной хлеб из цельнозерновой ржаной муки, который ели все сословия. Именно его называли хлебом. На вкус он был кисловатый, даже в поговорке об этом говорится: «Всё едино, что хлеб, что рябина, оба кислы». Кроме ржаного хлеба выпекали и другой хлеб, но ржаной стал основным национальным хлебом. Вот только в него, скорее всего, добавляли немного пшеничной муки. Именно с небольшим добавлением муки из пшеницы (не менее 10%) ржаной хлеб становился «хлебом». Пристрастие на Руси к квасному ржаному хлебу всегда было загадкой для иностранцев. Они его называли «русским» хлебом, так как квасной ржаной хлеб более нигде не выпекался. О популярности в России «черного» (ржаного) хлеба знают почти все, по нему тоскуют те, кто вынужден жить вдали. Ведь в большинстве других стран его до сих пор нет в продаже. Пресный хлеб (лепёшки) на Руси не выпекали, даже слово «пресный» ассоциируется в русском языке с чем-то невкусным.

Помимо ржаного хлеба позднее стали выпекать хлеб и хлебобулочные изделия из одной пшеничной муки. Муку вырабатывали из разных видов пшеницы, которые имели собственные названия. Так, например, светлую отборную пшеницу называли «белояровой». Ни в одной кухне мира нет такого разнообразия хлеба и хлебобулочных изделий, как в русской кухне, ассортимент которых только расширялся из века в век. Выпекали хлеб «крупчатый» (белый пшеничный хлеб из муки-крупчатки), «ситный» хлеб из просеянной через сито муки (с малым содержанием отрубей), «решетный» хлеб из просеянной через решето муки (с большим содержанием отрубей), хлеб с мякиной (из не просеянной муки, то есть цельнозерновой). Пекли по особым случаям празднично украшенный «каравай» из пшеничной муки и менее известный сейчас «боярский хлеб» из ржаной муки. Форма хлеба была не только круглой, но и квадратной, овальной, в виде лодочки. Знаменитые ковриги (квадратный хлеб) могли испечь десяти и более килограммов весом. С появлением противней ассортимент хлебобулочных изделий расширился за счёт саек, калачей, бубликов, баранок, кренделей, простых булочек (уменьшительное от слова «булка») и прочих изделий небольшого веса. На Руси хлеб из пшеничной муки назывался «булкой», да и сейчас многие называют его так.

При таком разнообразии хлеба и хлебобулочных изделий впоследствии появилась даже специализация у городских мастеров: хлебники, ситники, калачники и прочее. К людям, которые выпекали лучший хлеб, относились уважительно даже в сельской местности, где хлеб в каждой семье пекли самостоятельно.

Ещё отличие русской кухни от других национальных кухонь в изобилии пирогов с различной начинкой, которые выпекали на поду печи тысячу лет назад. Пироги были круглые и большие. Именно такие пироги получаются вкуснее и сочнее, от них и оторваться невозможно («Где пирог, тут и прилёг»). Тесто для всех видов пирогов тоже готовили на закваске или могли использовать хлебное тесто, добавив в него растопленное масло. Соль ни в хлебное тесто, ни в тесто для пирогов до XVII века не добавляли. Во многих национальных кухнях присутствуют печёные изделия с разной начинкой, но такого разнообразия, как в русской кухне, нет. Отличались они видом теста, начинкой и даже формой. Начинки были разные (из гороха, моркови, репы, капусты, зелени, яблок и прочее), а выражение «До чего же вкусные пироги капустные» подсказывает, что не только в нашем рационе питания, но и тогда они занимали особое место. Продолговатые пироги со сложной сочной начинкой (кулебяки) появились позднее. Украшали пироги разложенными на поверхности начинки или теста переплётами, сетками, косами, жгутами, колосьями и цветами из теста. Одним словом – получалось произведение искусства. Тесто сверху смазывали растопленным маслом. Оно способствует уменьшению испарения влаги с поверхности при выпечке пирогов в печи, отчего они быстрее пекутся внутри и не подсыхают, а корочка приобретает красивый желтоватый цвет. Пословица «Не красна изба углами, а красна пирогами» как раз и говорит нам о разнообразии видов, отличном вкусе и красоте оформления пирогов на Руси.