Книга Еврейская Каббала: базовые знания - читать онлайн бесплатно, автор Маргарита Акулич. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Еврейская Каббала: базовые знания
Еврейская Каббала: базовые знания
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Еврейская Каббала: базовые знания

А. Азулай в последние годы своей жизни проживал в городе Хевроне, в котором его похоронили на старом еврейском кладбище.

Сефардскими общинами миру был подарен целый ряд имен признанных выдающимися каббалистов, включая Шалома Шараби, Хаима Бен Атара, Шалома Шавази.

Изучение Каббалы стало весьма широко распространенным на Востоке, особенно в Северной Африке. Большая часть марокканских евреев, например, считала целесообразным иметь в своих домах тексты книги Зоар и заниматься их изучением.

В период 1592-го—1599-го г. г. в Италии Исраэлем Саругом была создана собственная авторская версия лурианской каббалы с примесью спекулятивной каббалы Кордоверо.

Саругом в его учении о древе эманации (илан ацилут) было предложено неоплатоническое прочтение каббалы Лурии. По его мнению, понимание каббалистом ацилута (эманации) означает понимание им всей природы, по этой причине ему под силу сделать голем. Если каббалисту известны тайны реальности, то ему под силу управление природой.

Уже в 1-м поколении учеников Ицхака Лурии были начинающие каббалисты, избегавшие буквального понимания идей своего учителя, касающихся цимцум («сокращение», «сжатие», т. е. самосокращение, самоограничение или самоопределение Божества). Этим в основном объясняется их присоединение к школе Саруга. Это в большей степени касалось каббалистов Востока, ориентированных на философизацию Каббалы.

Некоторыми из европейских каббалистов, в общем принимавшими лурианское учение, продолжались древние традиции, которые не вошли в каббалу Лурии (к примеру, учение о шмитот). Многими каббалистами, не исключая Саруга и его последователей, существенно больше уделялось внимания гематрии, чем трудам Виталя и Кордоверо. Не исключено, что на них оказывала влияние христианская каббала.


Авраам Коген Эррера «Врата небес». Источник: https://buscar.miarroba.com


Авраамом Когеном Эррера в подготовленном им трактате под названием «Puerta del cielo» («Врата небес») была предпринята попытка философско-каббалистического синтеза. В данном трактате лурианская каббала толковалась в терминах неоплатонизма (Прокл), схоластики и герметизма. Это дало свои плоды – получилась логически стройная каббалистическая спекуляция, объединенная с помощью методологий неоплатонизма и схоластики в единое неразрывное целое.

В семнадцатом столетии (в его середине) произошло усложнение Каббалы. Именно в это время имело место широкое распространение лурианских рукописей, но была еще и школа Самоеда, и более эклектическая школа европейская. Произошло слияние ряда школ, продуктом которого в 1648-м г. стал трактат под названием «Эмек га-Мелех» («Долина Царя») [8]:

«Идейно эта работа ближе к Саругу, чем к Виталю, хотя сохраняет буквальное представление о цимцум, от которого Саруг стремился уйти. Фрагменты „Эмек га-Мелех“ появились в латинском переводе Кнорра фон Розенрота Kabbala denudata (1684)».

Проявление академического интереса к каббалистическим текстам

На протяжении двадцатого столетия имело место заметное проявление академического интереса к каббалистическим текстам. Еврейский историк Гершом Шолем обеспечил вдохновление развития исторических исследований Каббалы в области иудаистических исследований.


Гершом Шолем, 1925

Неизвестен – Этот медиафайл доступен в Израильской Национальной библиотеке под дигитальным идентификатором 003800553 (003800553)

Gershom Scholem sitting in Sukka learning Zohar

1.6 Критика каббалы

В иудаизме

В начале двадцатого столетия имело место выступление против Каббалы одного из лидеров раввинов Йемена Ихие Капаха, назвавшего Зоар и писания Ари лжеучениями. Он написал о своем мнении в книге под названием «Войны Всевышнего» («Мильхамот ha-Шем»), посвященной этим мировоззрениям.

Со стороны многих раввинов он подвергся херему, поскольку им не понравилось его суждение. Он подвергся критике Авраама Кука, являвшегося в то время Главным раввином Израиля. Правда, р. Кук не подвергал его херему.

Немногочисленная группа последователей Ихие Капаха существует в государстве Израиль и сегодня.

В русском православии



Каббалу критиковал ряд православных священников и публицистов, полагающих, что Каббала – это эзотерическое учение, использующее астрологию, магию, и отрицающее единого творца.

– Реально ли спасение вне Церкви?

Жестко оценил каббалу Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня города Вольска, назвавший ее «чуждым и враждебным христианству оккультным учением».

Появление Каббалы протодиаконом Андреем Кураевым связывается с отказом евреев поменять иудаизм на христианство.

Вот некоторое содержание критики [8]:

«Религия Завета не творится Израилем, а навязывается ему. По непринятии Израилем Нового Завета, когда Израиль остался без пророков и Божией Благодати, он в полной мере предался желаниям своего сердца и создал себе религию. Он обеспечил создание каббалы, в которой имеет место присутствие всех запрещенных Ветхим Заветом вещей – оккультизма, астрологии, магии и отрицания Единого Личного Бога-Творца».

II Традиции и знания каббалы. Каббала нееврейская и Герметическая. главные книги

«К изучению каббалы следует приступать, когда уже изучено тело Торы и душа Талмуда». Источник: https://cosmozz.info/religiya/iudaizm/kabbala/2682-kabbala.html

2.1 Необходимая часть Каббалы – изучение Торы. Резервирование современным еврейским мистицизмом термина «каббала»

Необходимая часть Каббалы – изучение Торы

В соответствии с Зохаром, изучение Торы, основополагающего текста каббалистической мысли, может проходить на 4-х уровнях интерпретации (экзегезы). Данные уровни имеют общее название Pardes (от начальных букв на иврите PRDS, означает «фруктовый сад»). Рассмотрим их:

Пешат или Пшат (в переводе с иврита буквально – «Простой»; это, по сути, прямая интерпретация значения, обеспечивающая понимание текста).


Источник: https://www.sunhome.ru/religion/110665


Ремез (в переводе с иврита буквально – «Намек»; это, по сути, аллегорические значения – через аллюзию).

Дераш, или Дараш, или Драш (в переводе с иврита буквально – «спрашивать» или «искать», «толковать»; мидрашские (раввинские) значения, зачастую объясняемые вкупе с образными сравнениями с подобными словами либо стихами).

Сод (в переводе с иврита буквально – «тайна»; значения внутренние, эзотерические (метафизические), выраженные в каббале).


Резервирование современным еврейским мистицизмом термина «каббала»



Термин «каббала» резервируется современенным академико-историческим исследованием еврейского мистицизма в целях обозначения отличающихся конкретностью особых доктрин, возникших текстуально, причем в полной мере выраженных в период Средневековья, в отличие от более ранних мистических концепций и методов Меркабы.

В соответствии с принятой классификацией, имеющей описательный характер, обе версии каббалистической теории, средневеково-Зохарская и ранняя современная лурианская Каббала вкупе составляют Теософскую традицию в Каббале, в то время как медитативная Каббала включает в себя средневековую традицию.

Традиция третья, связанная с двумя выше обозначенными, но которую в большей мере избегают, имеет отношение к магическим целям практической каббалы.


Книги Каббалы. Источник: https://www.sunhome.ru/religion/112759


Согласно Моше Иделю, к примеру, три рассмотренные ключевые модели, действовавшие и конкурировавшие на протяжении всей истории еврейского мистицизма, можно легко различить по их основному намерению по отношению к Богу.

Теософская или Теософско Теургическая традиция теоретической каббалы (основное внимание ей уделили Зохар и Лурия) стремится понять и описать божественную сферу, используя творческие и мифические символы психологического опыта человека. Данное рассуждение как интуитивная концептуальная альтернатива еврейской философии, особенно аристотелизму Маймонида, превратилось в центральное течение Каббалы с обычной отсылкой к термину «каббала». Его теософией также подразумевается врожденное, центрально важное теургическое влияние человеческого поведения на искупление либо повреждение духовных сфер, ведь человек представляется божественным микрокосмом, а духовные миры – божественным макрокосмом. В качестве цели традиционной теософской каббалы выступала цель придания всей нормативной еврейской религиозной практике мистического метафизического значения.

Медитативная традиция экстатической Каббалы (на примере работ Авраама Абулафии и Исаака Акра) демонстрирует стремление к достижению мистического единения с Богом, или к достижению единения с Богом медитирующего человека с помощью Активного интеллекта. «Пророческая каббала» Авраама Абулафии была высшим примером этого, хотя и маргинальным в каббалистическом развитии и его альтернативой программе теософской каббалы. Абулафианская медитация построена на философии Маймонида, следование которой представляло рационалистическую угрозу для каббалистов-теософов.

Магико-Талисманская традиция Практической Каббалы (зачастую ее понимание связано с изучением неопубликованных рукописей) отличается попытками изменения как Божественных миров, так и просто Мира с помощью использования практических методов.

В то время как теософские интерпретации поклонения рассматривают его искупительную роль, состоящую в гармонизации действий небесных сил, практическая каббала включает в себя белые магические действия.

Практическая каббала подверглась цензуре каббалистов. Ее применение позволительно только тем, кто полностью чист от намерений, поскольку она относится к низшим царствам, где имеет место смешение чистоты и нечистоты. Следовательно, это сформировало отдельную второстепенную традицию, которую каббалисты в общем-то избегают. Практическая каббала была запрещена Аризалом. Запрет действителен до тех пор, пока Храм в Иерусалиме не восстановят и не будет достигнуто необходимое состояние ритуальной чистоты.

2.2 Передача ранних каббалистических знаний. Прояснение концепций Каббалы

Передача ранних каббалистических знаний


Синедрион в древней Иудее. Источник: https://zen.yandex.ru/media/city/raspiatie-za-oskorblenie-gosudarstva-5c8bd15609148900b5c8df8c


Если обратиться к традиционной вере, можно узнать о передаче ранних каббалистических знаний. Они передавались устами патриархов, пророков и мудрецов («хахамим» на иврите), чтобы в итоге «вплетаться» в еврейские религиозные писания и культуру. В соответствии с данной точкой зрения, ранняя каббала приблизительно в десятом в. до н. э. представляла собой открытое знание, которым оперировали более млн чел. в древнем Израиле.

Из-за иностранных завоеваний еврейское духовное руководство того времени (Синедрион) оказалось вынуждено скрыть знания, сделав их секретными, поскольку были опасения, что они могут оказаться использованными не по назначению в случае попадания их в чужие руки.


Прояснение концепций Каббалы


Divine Emanations – Kabbalah Tree of Life by Chana Zelig (Acrylic Painting) | Artful Home. Источники: artfulhome.com и https://www.pinterest.ru/pin/339107046936742970/


Точные концепции каббалы довольно сложно поддаются прояснению. Есть ряд школ мысли с весьма различающимися взглядами, но при этом все они принимаются как правильные.

Современными галахическими авторитетами делались попытки сужения рамок Каббалы и уменьшения ее разнообразия путем ограничения изучения определенными текстами, например, учением Зоара и учением Исаака Лурии, переданным через Хайима бен Джозефа Витала. Однако этого на самом деле мало для ограничения объема понимания и выражения, поскольку в данные работы имело место включение комментариев к сочинениям Абулафа, Сефер Йецира, сочинений Алботонии и Берита Менухаха, известного в качестве избранного каббалиста, который, как описано Гершом Шолемом, сочетал экстатический мистицизм с теософским. По этой причине при обсуждении таких вещей, как сефироты и их взаимодействия, следует помнить, что мы имеем дело с довольно абстрактными концепциями, которые можно понять лишь интуитивно (в лучшем случае).

2.3 Каббала нееврейская. Каббала Герметическая. Лежащие в основе Каббалы главные книги

Каббала нееврейская

Начиная с эпохи Возрождения, тексты еврейской Каббалы вошли в нееврейскую культуру, их изучением и переводами занимались христианские гебраисты и герметические оккультисты.

Развитие синкретических традиций христианской каббалы и герметической каббалы происходило вне зависимости от каббалы иудейской. Знания черпались путем чтения еврейских текстов как средоточия универсалистской древней мудрости, сохранившейся от гностических традиций древности.


Иллюстрация к переводу и комментариям каббалистических текстов Кристиана Кнорра фон Розенрота «Kabbala Denudata». Германия, XVII век© Beinecke Rare Book & Manuscript Library Источник: https://arzamas.academy/mag/136-kabbala?


Христианские гебраисты и герметические оккультисты свободно адаптировали еврейские концепции исходя из своего собственного понимания, объединяя их с множеством иных теологий, религиозных традиций и магических описаний. Когда в эпоху разума произошел упадок христианской каббалы, герметическая каббала продолжала оставаться центральной нелегальной традицией в западном эзотеризме.

Благодаря этим нееврейским ассоциациям с магией, алхимией и гаданием, каббала приобрела некоторые популярные оккультные коннотации, фактически запрещенные в иудаизме, где еврейская теургическая практическая каббала являлась традицией второстепенной, ограниченной, разрешенной только для небольшой по численности элиты.

В наши дни многие публикации по каббале принадлежат нееврейскому Новому веку и оккультным традициям каббалы. Они на самом деле не дают ясного и точного представления об иудейской Каббале. Поэтому академические и традиционные еврейские издания активно переводят и публикуют материалы по иудейской Каббале, нацеливаясь на широкий круг читателей.


Каббала Герметическая


Герметическая каббала («получение, учет») представляется: западной эзотерической традицией, не исключающей такие феномены, как оккультизм и мистицизм;

центральной философией и структурой магических обществ, к которым принято причисление Золотой Зари, телемитских орденов, мистико-религиозных обществ (Строители Адитума и Братство Розового Креста).

Возникновение данного вида каббалы, собственно говоря, происходило совместно с христианско-каббалистической вовлеченностью в европейское Возрождение. Получился альянс данной каббалы и каббалы христианской. В итоге появились школы: эзотерически-христианские, нехристианские, антихристианские.

Герметическую каббалу от каббалы еврейской отличает, прежде всего, синкретическая система. Но многие из положений еврейской каббалы каббалой герметической, однако, приняты.


Часть серии по Герметизм. Герметическая каббала. Источник: https://ru.qaz.wiki/wiki/Hermetic_Qabalah


Герметическую каббалу рассматривают в качестве предшественника неоязычников, виккан и движения Нью Эйдж. Она лежит в основе Каббалы Клифотической, изучаемой орденами пути левой руки, такими, как орден Тифонический.

Опорой формирования рассматриваемого вида каббалы являются многие влияния: еврейской каббалы, западной астрологии, алхимии, языческих религий, прежде всего, египетской и греко-римской (термин «герметический», кстати, произошел как раз от последней), неоплатонизма, гностицизма, енохианства, системы ангельской магии Джона Ди и Эдварда Келли, герметизма, тантры и символики Таро.


Лежащие в основе Каббалы главные книги

Лежащие в основе Каббалы главные книги [11]:


Книги Каббалы. Источник: https://www.sunhome.ru/religion/112759

«Книга первая – Йецира (книга Творения). Наиболее древняя книга Каббалы, написанная приблизительно во 2 веке до н. э. Некоторые каббалисты уверены, что ее написал сам праотец Авраам, но официально ее автором считается раввин Аккива, жившим во 2 веке до н. э. Как понятно из самого названия, в книге рассказывается о сотворении мира. В принципе, там затрагиваются и вопросы космологии, и тема структуры Вселенной, рассматриваются некоторые аспекты астрологии и астрономии. Причем на достаточно серьезном уровне. К сожалению, вопрос, откуда иудеи (а, особенно, раввины) во 2 веке до н. э владели такой информацией, до сих пор остается без ответа. И в этом тоже мистика Каббалы.

Книга вторая – Багир (название которой можно перевести, как Яркий Свет). Книга была написана приблизительно в 1176 году. Уже в ней рассматриваются вопросы, которые потом лягут в основу учения книги Зоар: интерпретация букв еврейского алфавита, нумерология, которая и по наши дни остается загадкой для исследователей, поднимается тема перевоплощения (гилгул) и предпринимается первая попытка объяснить причины несправедливости, царящей в этом мире. В принципе, количество тем, которые поднимает книга Багир, огромно. Один только вопрос об имени Бога и 72 комбинациях этого имени заслуживает отдельного и подробного разговора.

Книга Третья – писания Ари. Ари – это имя иудейского философа и раввина, который внес большой вклад в изучение и написание текстов Каббалы. Писания Арии, по сути, состоят из нескольких книг, наиболее часто изучаемой и известной является книга Эц Хаим (Древо Жизни).

Книга четвертая. – знаменитая книга Зоар (Сияние). Это главная книга Каббалы. Она была написана в 1—2 веке до н. э. Авторство книги, чаще всего приписывают Шимону бар Йохаему. Первый же, кто опубликовал Книгу Зоар в 13 веке, был Моше деЛеон. Среди религиоведов существует мнение, что Моше деЛеон сам и написал эту книгу, выдав потом ее за произведение другого человека. Но это всего лишь домыслы, правда имеющие под собой некоторые лингвистические основания.

Чтение книги Зоар можно сравнить с чтением молитв и других священных текстов. Книга Зоар действительно обладает огромной энергетической силой и достаточно интенсивно воздействует на подсознание даже не изучающего, а просто читающего ее человека. В наши дни книга Зоар переведена практически на все языки, но, честно говоря, даже на родном языке читать ее без комментариев достаточно сложно. Самые лучшие комментарии к книге Зоар на русском языке – это комментарии Михаэля Лайтмана, в которых он досконально исследует и анализирует арамейские тексты книги Зоар.

У книги Зоар очень сложная структура, практически, каждая из ее частей является одновременно и законченной книгой, и частью целого учения, которое воистину бесконечно. Вообще, структура книги и содержание книги Зоар требуют отдельного разговора.».

III История еврейского мистицизма до современной эпохи

Древние магические рукописи. Источник: https://buono-nsk.ru/science/haute-magie-kabbalistique.php

3.1 Истоки. Условия развития каббалы в историческом аспекте. Мистические элементы Торы

Истоки


Если иметь в виду традиционное понимание, можно сказать, что Каббала восходит к Эдему. Она явилась из далекого прошлого как откровение от цадиков (праведных людей) и, по большей части, была сохранена лишь немногочисленными людьми, считающимися избранными.

Талмудическим иудаизмом записано свое видение надлежащего протокола для преподавания этой мудрости, а также многих ее концепций в Талмуде, трактат Хагига, 11б-13а [3]:

«Не следует учить… работе Творения в парах или работе Колесницы для человека, если он не мудр и не может сам понять последствия и т. д..»

Современные исследователи предполагают, что возникновение различных школ еврейского эзотеризма происходило в разные периоды еврейской истории. Каждая из них отражала не только предшествующие формы мистицизма, но также интеллектуальную и культурную среду соответствующего исторического периода. Ответы на вопросы о передаче, происхождении, влиянии и нововведениях сильно разнятся, а их обобщение весьма проблематично.


Раби Нахман из Брацлава. Источник: https://vidooly.com/youtube/channel-stats/UCTfU7S-UHsOAX_2MoBtiZrw


Условия развития каббалы в историческом аспекте


Каббалистические знания первоначально считались неотъемлемой частью Устной Торы, данной Богом Моисею на горе Синай приблизительно в тринадцатом столетии до нашей эры (по мнению ее последователей). Правда, некоторые полагают, что Каббала началась с Адама.

В течение нескольких столетий эзотерическое знание извлекалось благодаря практике медитации Hitbonenut (Рабби Нахман из Брацлава). Hitbonenut переводится как «одиночество» или «изолироваться самому», или его считают термином, описывающим действительную желаемую цель медитационной практики – получение пророчества (NeVu’a).


Рав Арье Каплан. Источник: https://www.youtube.com/watch?v=X4hIYwu-5-c


Ученый-каббалист раввин Арье Каплан известен тем, что проследил истоки средневековых каббалистических методов медитации. Он пришел к выводу об их унаследовании от устно переданных остатков библейской пророческой традиции, и он реконструировал их терминологию и методы.

С пятого в. до н.э. началось время, когда уже были достигнуты серьезные результаты: труды Танаха были отредактированы и канонизированы, а секретные знания зашифрованы в различных писаниях и свитках («Мегилот»). Началось время, когда эзотерическое знание стало именоваться Маасех Меркава («действие Колесницы») и Маасе Берешит («действие Творения»).

Мистицизм Меркабы опирается на зашифрованные знания и методы медитации, что описано в книге пророка Иезекииля, описавшего свое видение «Божественной колесницы».


«Иезекии́ль (Иезекиил; др.-евр. Й’хезкэль; ивр. Йехезкэль; – „Бог укрепит“) в иудаизме – один из трёх „великих пророков“ (Исаия, Иеремия, Иезекииль), жил в правление иудейского царя Иехонии. Пророчествовать начал в возрасте тридцати лет, находясь в вавилонском пленении (в июле 592 года до н. э.). Ему принадлежит описание тетраморфа – четырёх образов над таинственной колесницей, которые книга „Зо́ар“ называет четырьмя архетипами, формирующими черты лица каждого человека». Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Иезекииль


Мистицизм Берешит относится к первой главе книги Бытия Торы, в которой, как полагают, содержатся секреты создания вселенной и сил природы.

Позднее в историческом плане (с первых веков нашей эры) оба вида мистицизма были задокументированы, и их описание дано во 2-й главе талмудического трактата Хагига.

После библейского возвращения из Вавилона в иудаизме Второго Храма, перехода к канонизации и толкованию Писания после Ездры Книжника уверенность в новом пророческом откровении исчезла. Осталось пророчество меньшего уровня Руах Хакодеш, с ангельскими откровениями, эзотерическими небесными секретами и эсхатологическим избавлением от греческого и римского притеснения апокалиптической литературы, ранних еврейских прото-мистических источников, таких как Книга Даниила и Кумранские рукописи (или свитки Мертвого моря).