Ранней еврейской мистической литературе достались в наследство развивающиеся проблемы и то, что осталось от пророческого и апокалиптического иудаизма.
Мистические элементы Торы
Художник Ю. Ш фон КАРОЛЬСФЕЛЬД
При чтении более поздними поколениями каббалистов описаний, присутствующих в Книге Бытия Торы, им раскрываются тайны о самом Боге, истинной природе Адама и Евы, об Эдемском саду, Древе познания, Добре и Зле, Древе Жизни, а также о взаимодействии этих сверхъестественных существ со Змеем, приведшем к катастрофе при вкушении запретного плода (как записано в Бытие 3).
Библией предоставляется обширный дополнительный материал, содействующий мифическим и мистическим рассуждениям. Видения пророка Иезекииля, в частности, способствовали многочисленным мистическим рассуждениям (например, видение Исайи о Храме – Книга Исаии, глава 6).
Видение Иаковом лестницы на небеса стало еще одним примером эзотерического опыта.
Встречи Моисея с Неопалимой купиной и Богом на горе Синай являются мистическими событиями, описанными в Торе, событиями, лежащими в основе еврейских мистических верований.
Последовательность 72 Имен Бога, используемая в еврейской мистике в целях медитации, происходит от ивритского речевого высказывания Моисея, говорившего в присутствии ангела в то время, как море Тростников разошлось, позволяя евреям избежать приближающегося нападения.
Чудо Исхода, приведшее к тому, что Моисей получил Десять заповедей и еврейское ортодоксальное представление о принятии Торы на горе Синай, предшествовало созданию 1-й еврейской нации примерно за 300 лет до правления царя Саула.
3.2 Талмудическая эпоха
Источник: https://stmegi.com/judaism/posts/42844/ob-ustnoy-tore-i-talmude/
В период раннего раввинистического иудаизма
В период раннего раввинистического иудаизма (первые века первого тысячелетия нашей эры) термины Маасех Берешит («Дела творения») и Маасех Меркаба («Труды Божественного Трона/Колесницы») четко указывают на мидрашскую природу этих домыслов; они действительно основаны на Бытие 1 и Иезекииль 1: 4—28. А имена Ситрей Тора (Скрытые аспекты Торы – Талмуд Хаг. 13а) и Разеи Тора (Тайны Торы – Ab. vi. 1) указывают на их характер: они представляют собой секретные знания. Дополнительный термин «Хохма Нистара» («Скрытая мудрость») также обеспечил расширение еврейских эзотерических знаний.
Талмуд запрещал публичное преподавание эзотерических доктрин и предупреждал об их опасности. В Мишне (Хагига 2: 1) раввины были предупреждены об опасности обучения учителем мистическим доктринам творения одновременно более одного ученика.
Еврейская агадическая (легендарная) история
Ковчег Завета в Храме Соломона был местом Божьего присутствия. Иезекииль и Исайя имели пророческие видения ангельской небесной колесницы и Божественного престола. Каббала. Источник: https://ru.qaz.wiki/wiki/Kabbalah?
В одной еврейской агадической истории ради подчеркивания опасности говорится, что 4 выдающихся раввина периода Мишны (1-е столетие нашей эры) посетили Фруктовый сад (т. е. Рай, pardes).
В сад вошли четверо мужчин: Бен Аззай, Бен Зома, Ахер (Элиша бен Абуйя) и Акиба. Бен Аззай посмотрел и умер; Бен Зома посмотрел и сошел с ума; Ахер уничтожил растения; Акиба вошел с миром и ушел с миром.
Примечательно для этой легендарной истории то, что только рабби Акиба оказался пригоден для изучения мистических доктрин. В «Тосафот» (средневековых комментариях к Талмуду) говорится, что 4 мудреца «не поднялись буквально, но им показалось, что они поднялись». С другой стороны, Луи Гинзберг (Louis Ginsberg) в «Еврейской энциклопедии» (1901—1906 г.г.) написал, что путешествие в рай «следует понимать именно буквально, а не аллегорически».
3.3 Докаббалистические школы
Хехалот Вавилон мистика. Photo of Exhibit at the Diaspora Museum, Tel Aviv – en: Beit Hatefutsot Everyday life in Babylon. Под лицензией Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Everyday_life,_Babylon.jpg
Ранняя мистическая литература
Мистические методы и доктрины текстов Хейхалот («Небесные покои») и Меркаба («Божественная «Колесница») существовали с первого столетия до нашей эры до десятого столетия нашей эры. После они уступили место документально подтвержденному появлению рукописи Каббалы.
Было поведано, что посвященные «спускаются на колеснице», что, возможно, относится к внутреннему самоанализу в Небесном путешествии через духовные миры. Конечная же цель состояла в том, чтобы предстать не перед лицом Божественного, а перед трансцендентным трепетом.
Если говорить о мистических героях текстов, ими явились мистические известные талмудические мудрецы раввинистического иудаизма. Текстами же были псевдоэпиграфические сочинения или задокументированные остатки развитой традиции.
В период с восьмого столетия по столетие одиннадцатое имело место проникновение текстов Хейхалота и прото-каббалистической ранней космогонической Сефер Йециры («Книги творения») в европейские еврейские круги.
Спорный эзотерический труд из связанной литературы, описывающий космический Антропос, Ши'ур Кома, был аллегорически истолкован последующими каббалистами в их медитации на Сефирот Божественной Личности (см. Учение о десяти сефирот).
Хасидеи Ашкеназы
Незадолго до появления каббалистической теории было и другое отдельное влиятельное мистическое, теософское и благочестивое движение – хасидеев ашкеназов или средневековых немецких пиетистов. Оно существовало в период с 1150 по 1250 г.г.
Это этико-аскетическое движение со своими теоретическими и практическими кабалистическими принципами возникло в одной ученой семье – семье Калонимусов из французской и немецкой Рейнской области. Его еврейская этика святого самопожертвования оказала влияние на ашкеназское еврейство, мусульманскую литературу и появление позднее акцентирования внимания на благочестии в иудаизме.
3.4 Возникновение каббалы в средневековье
Основные моменты
Нахманид, классический раввинский деятель. Источник: https://ujew.com.ua/history/disput-naxmanida-opasnaya-pobeda
Современными учеными выделен ряд мистических братств, которые существовали в Европе с двенадцатого столетия. Были среди них братства действительно эзотерические, остававшиеся в значительной мере анонимными. К ним, в частности, относились имевшие названия «Круг Июнь» и «Уникальный круг херувимов».
Часто считают, что на этой картине изображён Исаак Слепой. Латинский перевод Шаарей Ора Гикатиллы. Portae Lucis – Джозеф Гикатилла (1248—1325), Аугсбург, 1516 г. Книга представляет собой латинский перевод самого влиятельного каббалистического сочинения – Гикатиллы Паулюса Рициуса. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Kabbalah?
Первым документально подтвержденным историческим появлением теософской каббалистической доктрины было появление доктрины, распространение которой произошло среди еврейских мудрецов Прованса и Лангедока на юге Франции во 2-й половине 1100-х г. г. Появилось или закрепилось таинственное произведение Бахир (Книга «Яркость»), мидраш, описывающий атрибуты сефирот Бога как динамично взаимодействующую ипостатическую драму в Божественном царстве.
И еще – среди критиков рационалистического влияния Маймонида имело место появление школы Исаака Слепого (1160—1235г.г.). Именно оттуда в начале 1200-х г.г. состоялось распространение каббалы в Каталонию, расположенную на северо-востоке Испании. Это произошло вокруг центральной раввинистической фигуры Нахманида (Рамбана, годы жизни 1194—1270 г.г.), с неоплатонической ориентацией, сосредоточенной на верхних сфирот. Известность Нахманида, классического раввинского деятеля тринадцатого столетия обеспечила широкое признание Каббалы через его комментарий к Торе.
Книга Зоар Zohar Каббала. https://imrey.org/есть-ли-у-меня-шанс-стать-близким-к-богу/?wmc-currency=ILS&print=print
Впоследствии (с последних 1200-х г.г.) имело место достижение каббалистической доктриной своего самого полного классического выражения среди кастильских каббалистов в литературе «Зохар» (Книга «Великолепие»), посвященной космическому исцелению гностической двойственности между низшими, раскрытыми мужскими и женскими атрибутами Бога.
Ришонимы («Старшие мудрецы») экзотерического иудаизма, серьезно вовлеченные в каббалистическую деятельность, дали Каббале широкое признание. Среди них были Нахманид и Бахья бен Ашер ибн Халава (Бахья бен-Ашер бен-Галава, известный также как Рабейну Baxье, годы его земной жизни 1255—1340), раввин и иудейский ученый, комментатор Танаха. Их классические комментарии к Торе ссылаются на каббалистический эзотеризм.
Многими евреями ортодоксального толка отвергается идея о том, что Каббала претерпела существенные исторические и иные изменения. После того, как композиция, известная как Зогар, была представлена соответствующей публике в тринадцатом столетии, термин «каббала» стал относиться более конкретно к учениям, полученным из Зоара (Зогара, Зохара), либо связанных с ним. Даже в более поздние времена данный термин стал применяться к учениям Зогара, разработанным рабби Ицхаком Лурией Ашкенази (Аризалем или Ари).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги