Очень важно понимать, КАК ИМЕННО у человека формируется фигура внутреннего критика. Ведь рождается человек без нее. Не умеет годовалый ребенок заниматься самобичеванием. Итак, очень важный момент. Внутренний критик формируется в человеке при ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМИ.
Он становится родительским прототипом внутри человека. То есть, если у человека родители были тёплые, принимающие, разделяли его эмоции, ни с кем не сравнивали, любили безусловно, не говорили фраз типа «горе моё, художник от слова худо» и ещё чего похлеще, не орали на детей, в момент ошибки ребенка вели себя рассудительно и доброжелательно, помогая ребенку разобраться в произошедшем, критиковали ребёнка за поступки, а не за характер – тогда и внутренний критик будет примерно такой же.
Если же родители, даже очень любящие, в момент неправильного поступка (а может и в любой другой момент) на ребёнка орали и ругались, за двойки наказывали, сравнивали ребёнка с соседскими детьми, обзывались, стараясь показать ребёнку его неполноценность и ущербность (якобы помогая что-то осознать) – то и внутренний критик будет соответствующий. Огромный, злобный и издевающийся.
Почти с каждым своим клиентом я прорабатывала в тот или иной момент эту тему. Чувство вины на ровном месте, критические атаки. Я плохая мать/жена/дочь/внучка/сотрудник. Я толстая, некрасивая, неудачница, тупая, старая, ненужная, никчёмная. Это всё самобичевание, и это всё вопросы к внутреннему критику.
Он же стоит на страже всех родительских установок. Попробуй-ка с установкой «я- неудачница» открыть бизнес. Внутренний критик заклюёт. Уже на этапе бизнес плана в голове кто-то будет ехидно издеваться со словами «куда ты, неудачница, полезла? Куда тебе? У тебя ничего не получится!»
Или попробуй получать удовольствие от интимной близости, если в голове установка «секс равно грязь». Критик не даст. Девушка ещё будет в ванной брить ноги, а в голове уже будет голос «фу, ты просто как грязная шлюха, какая ты мерзкая!».
Именно поэтому работа с внутренним критиком – важнейшая часть работы с психологом. Но у вас есть эта книга, так что я расскажу вам всё, что знаю, о том, как с ним работать.
Можно конечно всю жизнь бегать от встреч с внутренним критиком, бояться и дрожать. Но тогда он будет всё больше и крепче, а качество вашей жизни вряд ли будет выше.
А можно провести работу, честно скажу, не простую и не быструю, по усмирению своего самокритика. Чтобы сделать из этого злобного осуждающего монстра здоровую и доброжелательную фигуру.
Итак, готовы? Хотите разобраться со своим внутренним критиком? Тогда держите и воплощайте
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ВНУТРЕННИМ КРИТИКОМ1. Визуализация.
Визуализируйте, представьте себе вашего внутреннего критика в деталях. Кто это, как выглядит? Какого возраста, во что одет? Как к вам относится, как на вас смотрит, каким голосом говорит? Можно его нарисовать или описать на бумаге. У вас должен быть точный образ нападающего. Часто он приходит в виде мамы, учительницы, или вас же в более старшем возрасте. Проще его ловить и визуализировать непосредственно в момент критической атаки.
2. Возьмите власть над процессом в свои руки. Вы – главный. Внутренний критик, даже если он сильный, мощный и крутой – всего лишь часть вас, и обязан вам подчиняться.
3. Представьте, что он, этот внутренний критик, сейчас перед вами. Сидит напротив вас, возможно ругается. Это можно делать с закрытыми глазами.
4. Задайте вашему внутреннему критику вопрос: «Что ты для меня хочешь хорошего, зачем ты мне»? И ждите ответ. Часто там можно услышать «чтобы ты развивалась», «чтобы уберечь тебя от ошибки», «чтобы ты страдала».
5. В зависимости от ответа критика есть 2 варианта дальнейшего развития вашего диалога (всё это в визуализации естественно).
Вариант первый – критик токсичный. То есть он не хочет для вас ничего хорошего, а хочет только страданий. В этом случае вы не вступаете с ним ни в какие диалоги, а просто посылаете его куда подальше всеми максимально грубыми выражениями, которые знаете. Скажите, что от вам надоел, и посылайте его. Понаблюдайте после этого за критиком и своими ощущениями. Если критик не уходит и продолжает издеваться, сопротивляться – вы можете визуализировать себе любое оружие, чтобы его прогнать. Поганую метлу, лазерный бластер, дубинку – всё, что вам захочется. Ваша задача – сделать так, чтобы критик ушёл из вашей визуализации.
Второй вариант – критик настроен к вам доброжелательно. Говорит что-то вроде «Я хочу тебе добра, хочу тебя защитить, предостеречь и тому подобное». Тогда с ним можно вступить в диалог и спросить для начала: «а почему ты решил, что я без тебя не справлюсь?». После чего можно просить его аргументировать все его слова, задавать ему вопросы, но только из главенствующей позиции, как начальник подчинённому. В итоге же вы должны сказать ему нечто вроде «дорогой мой, внутренний критик, я понимаю, что когда-то ты был мне очень нужен и защищал меня от боли. Но сейчас я уже большая. И я достаточно сильная, чтобы разобраться в своих делах самостоятельно. Сейчас ты мне очень мешаешь. Спасибо тебе за всё, но иди пожалуйста обратно к себе. Если ты будешь мне нужен, я тебя позову». Далее также как и в первом случае ваша задача – прогнать критика восвояси и понаблюдать в этот момент за своими ощущениями.
6. Ответить на вопросы: ушёл ли критик? И что я почувствовал в тот момент, когда он ушёл.
К сожалению, за один раз вы внутреннего критика к прежним и здоровым размерам конечно не вернете. Он обязательно будет возвращаться через какое-то время, так как он и разросся и окреп не за один день. Но если вы научитесь регулярно отслеживать свои критические атаки и прорабатывать в такие моменты внутреннего критика – уже вскоре вы заметите, что необоснованного чувства вины и самобичевания становится всё меньше и меньше. А любви к себе пропорционально больше и больше.
Так на примере внутреннего критика мы видим, насколько важны для человека его отношения с родителями. Как сильно они влияют на психику человека во взрослом возрасте. Остановимся на этом поподробнее.
5. Базовые психологические потребности
У каждого ребенка, у каждого человека, который появляется на белый свет, есть потребности. Про физиологические мы все знаем – ребёнок хочет кушать, спать, быть в тепле, ходить в туалет, дышать. Но есть ещё и базовые психологические потребности, которые часто остаются в тени. А они есть у каждого, и важны они не меньше физиологических. Потребности эти врождённые, встроенные. Их удовлетворение требуется для полноценного и здорового развития личности человека.
Итак, что же это за потребности:
1. Потребность в безусловной любви.
То есть буквально – в любви без условий. В любви ребенка ЛЮБОГО. С двойками, синяками. Со всеми его ошибками и несоответствиями родительским ожиданиям. Без музыкальной школы и золотой медали. С любым вероисповеданием и мировоззрением. Любовь ПРОСТО ТАК. За то, что он родился. Кажется, так просто. И так мало взрослых людей, у кого полностью закрыта эта потребность.
2. Потребность в телесном контакте.
Любому ребенку нужно нюхать, трогать, видеть и слышать родителей. Получать родителей на все каналы восприятия. Чем ребёнок старше – тем потребность меньше. И всё-таки она очень важная. Одна моя клиентка рассказывала, что родители её не баловали обнимашками и целовашками, и она просто ликовала, когда мама просто гладила её по голове.
3. Потребность в принятии.
Ребёнку жизненно важно ощущать, что родители принимают его любым. С любыми его эмоциями и чувствами. Полного или худого, богатого или бедного. Успешного или нет. С любыми неудачами, ошибками, печалями. Спортивного или ленивого, активного или спокойного.
4. Потребность в родительской предсказуемости и адекватности. Ребёнок нуждается в точном понимании, как именно будет реагировать родитель в любой ситуации. Так как если ребенок не понимает, как мама и папа отреагируют на тот или иной его поступок, он не сможет до конца им доверять. Не сможет до конца доверять родителям – не сможет до конца доверять миру в целом.
5. Потребность в автономности и самостоятельности.
Каждому ребёнку нужно и важно, чтобы родители аккуратно и в соответствии с возрастом и готовностью самого ребёнка понемногу передавали ему ответственность за него. За еду, одежду, уроки, игрушки, гигиену. «Попробуй сам, и если не получится, я помогу».
Чем старше ребёнок – тем выше эта потребность.
6. Потребность в играх с родителями. В живых играх, неважно каких, где родитель пусть десять минут, но включён процесс. Без телефонов, гаджетов. Не отвлекаясь на телевизор, переговоры.
7. Потребность выражать свои мысли, чувства и эмоции. Любые. Это право ребенка, и очень важно, чтобы у ребёнка была такая возможность. Ребёнку важно говорить с родителем о чём угодно, выражать несогласие, показывать боль, грусть, злость, завись, обиду, страх. Без последующего порицания, осуждения и насмешек. Ребёнок ждёт, что родитель разделит с ребёнком его чувства, приятные и неприятные. Тогда он будет чувствовать себя в «безопасном» пространстве, формируется так называемая экологичная среда.
Задача родителя – научить ребёнка, что делать с чувствами, помочь понять, зачем эти чувства ему даются, а не давить их. Помочь ребёнку сформировать эмоциональный интеллект. Научить не делить эмоции на плохие и хорошие, на допустимые и недопустимые, на правильные и неправильные. Мы будем говорить об этом ниже, в разделе «ОТНОШЕНИЯ С ДЕТЬМИ», там же будет алгоритм отработки любых детских эмоций.
Вот примеры классических фраз, убивающих эту потребность:
«Не бойся», «Не ори, не реви, не ной», «Что ты ржёшь как конь», «Плачешь как баба», «Не завидуй». Это идеальные затыкашки детских чувств, абсолютно нормальные и привычные для нашего менталитета. К сожалению.
8. Потребность в выстраивании личных границ и защищённости.
В том числе это касается границ в отношениях со своими родителями. Когда в жизни ребёнка есть четкие правила (ниже поговорим о правилах «светофора») и понятная ответственность, когда у ребёнка с родителем выстроены чёткие и понятные границы в общении – ребёнок чувствует себя защищённым.
Где вам будет спокойнее – в какой-нибудь правовой стране, где закон работает как по часам, или в африканских племенах и анархичных сообществах? Вероятнее всего – в первом варианте. Вот и ребёнку также. Если вы не дадите ему чёткого понимания, что можно и что нельзя в вашей семье, и если ребёнок не будет убеждён, что правила эти железобетонные, он будет ВЫНУЖДЕН их постоянно проверять. А это истерики, оры, скандалы, нервы и недовольство родителей. Гораздо проще изначально выстроить гуманную, чёткую и понятную ребёнку систему правил, с которой он себя будет ощущать как за каменной стеной.
Вы можете прямо сейчас прошкалировать ваши базовые психологические потребности, узнать, насколько они закрыты. Ведь у взрослых людей эти потребности не атрофируются. Для этого запишите, как по вашим ощущениям, насколько они были удовлетворены в ваших отношениях с родителями по шкале от 1 до 100.
Все графы, где будет по вашим ощущениям меньше ста – это дефициты. Которые ведут к образованию травмированной части личности и развитию паттернов или детских дезадаптивных схем. Но о них позднее.
Конечно, почти все родители интуитивно эти потребности ребёнка чувствуют. Но далеко не все родители, которые любят и хотят дать своим детям всё, МОГУТ им это дать. Как правило, родители, которые сами с дефицитами, которым самим в детстве недодали, у которых ИХ детские базовые потребности не закрыты – этого же дать своим детям не могут.
Как можно дать кому-то сто рублей, если у тебя всего десять? Вот здесь так же.
Поэтому незакрытые базовые психологические потребности – это не вина ваших родителей. Это вообще ничья не вина. Но эта ваша проблема, и ваша задача как взрослого и осознанного человека – закрыть самостоятельно те дефициты, которые были созданы в детско-родительских отношениях. Не ждать этого пожизненно от родителей, накапливая обиды. А взять всё в свои руки, и додать себе всё, что нужно додать.
Научиться чутко, бережно и с уважением относиться к своим потребностям, как к чему-то важному и значимому, требующему внимания. Всё это у нас впереди.
6. Самооценка и самоценность
Наверное нет психолога, к которому не обращались с вопросом «как поднять самооценку». Это очень частая тема. Буквально, самооценка – это то, как сам человек себя оценивает. Высоко или низко. Тварь я дрожащая, или право имею. Только мало кто знает, что есть ещё самоценность – и это совсем не то же, что самооценка. Это разные вещи. И вот в чём различие.
Самоценность – это чувство врождённое и первичное. Это ощущение, что я важный, ценный, значимый, нужный и достойный любви и счастья ПРОСТО ТАК, по праву рождения. Это чувство есть у каждого новорождённого ребёнка (за редким исключением перинатальных психологических травм). И почти у каждого только что родившегося ребёнка уровень самоценности – на сто из ста. Для него очень важны его настроение, ощущение, чувства, эмоции, желания, потребности. Он родился, он важный, он существует. И он это чувствует. Есть мнение, что первый крик ребёнка – это крик, которым ребёнок заявляет о себе, о том, что очень важная и новая персона пришла в этот мир.
Самооценка – чувство вторичное и приобретённое. Самооценка формируется у человека позднее, когда он попадает в социальные группы – сад, школу, компанию, группу родственников. Самооценка бывает адекватная и неадекватная. Неадекватная в свою очередь делится на завышенную и заниженную.
Адекватная самооценка появляется у человека тогда, когда соблюдается формула:
Высокая самоценность + знание своих сильных и слабых сторон + мнение окружающих. С такой самооценкой человек думает примерно так: «да, я могу совершать ошибки, я не силён в … и силён в …, но я у себя один, и поэтому для себя я самый лучший и значимый. Да, остальные люди тоже важные и ценные, но до гробовой доски с собой буду только я, поэтому я у себя на первом месте, и мои желания, чувства, потребности для меня самые важные».
Неадекватная самооценка у человека появляется тогда, когда эта формула не соблюдается. То есть, завышенная самооценка это:
Высокая самоценность + незнание своих сильных и слабых сторон + игнорирование мнения окружающих. Человек с завышенной самооценкой искренне считает, что он – пуп земли, центр вселенной, самый ценный среди всех, а остальные – его обслуживающий персонал.
Заниженная самооценка появляется, когда формула следующая:
Низкая или нулевая самоценность + знание своих сильных и слабых сторон (но акцент на слабых) + огромное значение мнения окружающих.
В сухом остатке мы получаем тот факт, что самооценка напрямую зависит от уровня самоценности человека. А этот уровень может очень колебаться в течение жизни. Уже в школе, в первом классе, мы видим, что часть детей (обычно это мальчики) пришли в школу с высокой самоценностью, а часть детей уже самоценность подрастеряли (обычно это отличницы с первой парты, для которых каждая пятёрочка – напоминание, что ты ценный, хороший и важный). У двоечников, как правило, это чувство есть независимо от оценок. Поэтому выходит, что большая часть людей хотят «подтянуть» именно самоценность, вернуть её на место. А самооценка повысится автоматически.
Итак, куда же самоценность девается, и кто за неё отвечает?
Мы уже выяснили, что каждый ребёнок рождается ценным и важным. Как будто у него на лбу большими буквами написано «ДРАГОЦЕННО. ХРУСТАЛЬНО. ОХРАНЯЕТСЯ». И он именно так себя и чувствует. Но, к сожалению, определённый период своей жизни человек сам своим ценником не распоряжается. И очень часто бывает так, что родители, даже любящие родители, ценник своему ребёнку неосознанно переклеивают. И случается так, что ребёнок во взрослую жизнь выходит с ценником на лбу «2 копейки». На эти же две копейки он сам себя чувствует, и также его оценивают все окружающие. Потому что раз висит такой ценник – для окружающих значит, он так и сто́ит. Такой человек будет постоянно искать себе кого-то, кто скажет ему «ну нет, какие две копейки, ты же стоишь миллион долларов, посмотри», не понимая, что власть над ценником давно уже в его руках.
Что же такого могут делать родители, что самоценность ребёнка падает? Как они её подрезают? Ведь часто это делают родители, которые очень любят своих детей, и хотят им счастья. А вот теперь вспоминаем про базовые психологические потребности. Если они в полном объёме у ребенка не закрываются – его самоценность будет автоматически падать.
Совсем необязательно для этого ребенка бить, унижать и издеваться. Хотя если это всё же происходит, то самоценность не просто падает, она обрушивается. В этот момент ребёнку просто обрезают крылья. Потому что в сознании ребёнка это будет выглядеть примерно так «раз со мной мои родители поступают ВОТ ТАК, раз меня бьют, раз со мной так можно, значит, я какой-то очень мелкий, незначимый, недостойный, плохой, не такой человек». Эти мысли и осознания обычно вызывают в человеке невыносимую боль, и человек старается сделать всё возможное и от него зависящее, чтобы эту боль не чувствовать. И я могу об этом говорить не только как психолог-аналитик. Но и как человек, который очень хорошо помнит эту боль.
Именно отсюда берёт начало известный всем психологический комплекс – комплекс неполноЦЕННОСТИ.
Хорошая новость в том, что нельзя совсем убить то, что дано человеку природой, богом, кем угодно, ПО ПРАВУ РОЖДЕНИЯ. Поэтому да, родители могут сделать всё, чтобы самоценность ребенка скукожилась, спряталась в душе ребёнка где-то очень далеко и глубоко, и сидела там, боясь показать нос. Но она не убиваема. Родители могут клеить на своих детей любые ценники для своего удобства. Но став взрослым, любой человек может самоценность откопать, увидеть, достать, отряхнуть и вырастить обратно. Может наклеить себе любой ценник, какой пожелает. Это долгая, местами болезненная и непростая работа, так как и понизилась самоценность не за один день. Но возможная. Я говорю это не только как психолог, который видел сотни таких «раскопок». Я говорю это ещё и как человек, который также свою самоценность выращивал обратно.
Это волшебная трансформация, поверьте мне. Видеть, как человек заметил, нашёл свою самоценность. Как она в нём медленно расправляет крылья и обретает силу. Человек при этом начинает по-другому смотреть и разговаривать, по другому ходить. В нём всё словно становится более весомым. Обычно в этот момент человек начинает менять свои аватарки. Вот вместо кошечки или цветочка появилось лицо в больших чёрных очках. Затем просто лицо. Затем весь человек. Как правило, это говорит о том, что самоценность в человеке уже встала на ноги и расправила крылья. И он готов показать её миру.
Маленький человечек ещё не может дать себе ничего сам, он зависим. А взрослый человек может. Но не всегда хочет.
Часто человеку кажется, что ЕГО обесценили. Что это кто-то со стороны его предал, сломал. Родители, мужчина, одноклассники… Что это кто угодно другой, а не он сам свою ценность обнулил. Это позиция ребёнка. Ребёнка, который до сих пор не распоряжается собой и своим ценником. Позиция удобная. Но малоэффективная. Человек может перекладывать ответственность за своё обесценивание, потому что ОЧЕНЬ СТРАШНО И БОЛЬНО ПРИЗНАВАТЬ, что предали вы себя сами. И во взрослом возрасте обесценили вы себя сами. Очень страшно принять, что это вы глубоко «забили» на свои желания и потребности, это вы позволили себя растоптать. Не кто-то со стороны. Понимать это очень больно. Но именно через эту боль человек получает власть. Власть над собой и своей ценностью. Только пролив ведро слёз и осознав, что предательство было внутреннее, а не внешнее, можно ощутить, что вообще-то всё в моих руках!
Попробуйте сейчас сами отследить ваш текущий уровень самоценности по шкале от 1 до 100. И если у вас появилось желание чувство самоценности «подтянуть», главное, что вам нужно сделать – научиться защищать личные границы (о них позднее), так как то, что ценно, всегда хорошо охраняется. Закрыть ваши детские дефициты (то есть додать себе, дозакрыть свои базовые психологические потребности самостоятельно, вы ведь уже большие). В блоке упражнений для повышения самоценности будут упражнения 3 и 4.
7. Не дали – заслужи
Как вы думаете, почему базовые психологические потребности – это именно потребности? Не желания, не капризы, а ПОТРЕБНОСТИ.
Потому что от закрытия и удовлетворения этих потребностей зависит состояние психики человека. От того, насколько закрыты эти потребности, будет зависеть, какая часть личности у человека будет больше – здоровая или травмированная. К слову, у каждого, даже самого в попу целованного человека, есть и здоровая, и травмированная часть. Это нормально. Ненормально, вернее крайне неприятно для личности, когда травмированная часть больше и командует парадом. Но об этом позднее.
Поэтому для любого ребёнка крайне важно и нужно получить максимум от родителей для закрытия этих потребностей. Это такая бессознательная встроенная функция – сделать всё от меня зависящее, чтобы родитель максимально закрыл мои базовые психологические потребности. То есть ребёнок не может подумать «ну не любят, и фиг с ним». Самостоятельно ребёнок ещё удовлетворить свои потребности не может, так как он в зависимых с родителем отношениях – он зависит от родителя. К тому же у ребёнка работает подсознательная программа «если меня разлюбят и бросят родители – я умру».
И что же делает, чувствует и думает ребёнок, если родители просто так ему его потребности не закрывают? Если его не любят безусловно, не принимают его эмоции, игнорируют эго желания? Он чувствует, что он недостаточно хорош. Не достоин. И начинает работать защитная установка «НЕ ДАЮТ – ЗАСЛУЖИ».
Именно в этот момент в жизни человека появляется слово «должен». Должен, чтобы мама похвалила, учиться на пятёрки. Должен, чтобы папа не ругался, ходить в музыкальную школу и на самбо. У каждого ребёнка свой набор этих «должен», в зависимости от родителей и их запросов. И список этот формируется бессознательно. Конечно, ребёнок не подходит к маме с вопросом «мама, что я должен делать, чтобы ты меня любила? Дай мне список». Эти долженствования ребёнок впитывает. Вот мама сравнила тебя с Люсей, у которой пятёрки, тяжело вздыхая. Значит надо учиться на пятёрки. Вот папа наорал за то, что ты плакал над мультфильмом – значит, нельзя плакать, не должен. Так и формируется у ребёнка в голове образ идеального образцового человека, который достоин закрытия базовых потребностей.
И ребёнок начинает себя уже осознанно вести так, чтобы подойти под шаблон «идеального ребёнка», который есть у его родителей. Подстраивается под модель хорошего человека, чтобы получить от родителей самое важное и ценное, что он может получить от них – закрытие своих базовых психологических потребностей. Фактически заслуживает любовь, принятие, время, внимание.
И не было бы в этой истории ничего плохого и страшного, если бы не одно «но». Ребёнок учится и привыкает жить не как ему хочется, не исходя из своих желаний и стремлений. А привыкает жить «как надо», «как должно». Становится перфекционистом. (Кстати перфекционист – это не тот, кто чашки ручками в одну сторону складывает, а тот человек, который живёт от слова «надо и должен», игнорируя свои хочу, всю жизнь вписывая себя в определённые идеализированные шаблоны.) Часто приобретает комплекс отличника. Начинает бояться ошибок и общественного мнения. И автоматически обретает огромную кучу последующих психологических проблем, связанных с этим. О них мы и поговорим дальше.
8. Я должна. Корни перфекционизма
Почему-то у большинства людей перфекционизм ассоциируется с повёрнутыми в одну сторону ручками у чашек, сложенной стопочками одеждой в шкафу. На самом же деле это гораздо более широкое понятие. Чтобы не быть голословной, покажу вам определение из Википедии:
Перфекциони́зм в психологии – убеждение, что идеал может и должен быть достигнут; что несовершенный результат работы не имеет права на существование. Также перфекционизмом является стремление убрать всё «лишнее» или сделать «неровный» предмет «ровным».
И важно понимать, что те самые идеалы, шаблоны, стандарты, «как должно быть» каждый человек придумывает сам. То есть они индивидуальные. И касаются эти идеалы не только порядка в доме. Один перфекционист может считать, что «я буду достойным и хорошим, если выйду замуж, куплю шубу, рожу до тридцати троих детей, и буду по пятницам печь пироги – и это идеально». Другой будет искренне уверен, что «я буду достойным и хорошим, если стану директором бассейна, буду зарабатывать сто тыщ мильёнов, отвезу маму в Монте-Карло, куплю Мерседес – и это будет идеально». И таких «идеальных шаблонов» великое множество. У каждого перфекциониста свой. Конечно, перфекционист придумывает эти стандарты и идеалы не по своему желанию, и несознательно. Об этом мы говорили в прошлой главе.