От пророков до пороков
Размышления об истине
Александр Околеснов
© Александр Околеснов, 2021
ISBN 978-5-0053-5301-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Художественное оформление книги, (обложка, фото, картины, поделки, декоративные работы), – автора
ЧАСТЬ I
РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ИСТИНЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
«На земле множество религий, которые разъединяют людей, и нет ни одной, которая бы людей объединяла».
Алан ПаркерХочешь стать богатым – создай свою религию, говорят на Западе. Заставь Бога работать на себя. Абсурдная и кощунственная идея, вроде бы, однако для многих сект, религиозных сообществ и церквей задача вполне реализуемая. Простому доверчивому человеку, может, и не надо знать этого. Он верит и служит не религии, а Богу «единому и неделимому», и не важно, как он зовётся: Яхве, Кришна, Иегова или Перун. Но для меня важно, чтобы я как человек осознавал и понимал, что я не винтик в каком-то механизме, не некая амёба, которая только и делает, что пожирает себе подобных, двигаясь по заданной кем-то траектории и программе. Чтобы я осознавал себя личностью и жил в этом мире в ладу с самим собой. Без давления и принуждения извне, без навязывания чуждых мне домыслов, идеалов и убеждений. Я уважаю искренне верующих, но терпеть не могу религиозных фанатиков, которые говорят не то, что сами думают и чувствуют, а повторяют то, что им влили в уши.
Среди многообразия форм жизни на земле каждому человеку хочется видеть в себе творца, ведь Бог создал его «по своему образу и подобию». Хочется верить, что ты не зря пришёл в этот мир. Если с твоим уходом от тебя останется лишь горсть земли, тогда какой смысл в этой жизни? Хочется верить, что ты пришёл в этот мир с определённой миссией – творца и созидателя.
Каждому духовно воспитанному человеку хочется оставить после себя хоть что-то, что напоминало бы его потомкам о нём. Передать другому поколению что-то важное и значительное. Не физически осязаемое, в виде дворца или яхты, хотя для нынешнего обывателя это и есть самое ценное и милое сердцу, а то дорогое, что шло с ним по жизни: альбом с фотографиями, выращенный сад, любимую песню, рассказанную бабушкой сказку. Красивых и умных детей и внуков, нарисованную самим картину, любимую в детстве книгу. А ещё те народные традиции и шутки, которые, переходя от поколения к поколению на протяжении столетий, дошли до наших дней.
Быть творцом и чувствовать себя хозяином собственной судьбы, собственного счастья непросто и зависит часто не только от вас, но и от того, кто и что вас окружает, того мира, в котором вы живёте, того, что для вас является ценным и значимым. Садовник чувствует себя богом в своём саду, творцом. Он построил на пустыре свой мир, в котором поселилось множество других жизней: птиц, насекомых, зверей, пресмыкающихся. Художник пишет картины. Лесник бережёт и стережёт лес. Водитель везёт смену на завод. У каждого своя программа, заложенная в него природой. А в природе ничего не бывает лишним и ненужным. Всё ценно и имеет значение. Муравей тащит соломинку в муравьиную кучу; он творец. Лесоруб валит лес, чтобы продать другой стране. Это тоже важно. Но кто он? Творец или разрушитель? Думая о своём личном, нельзя забывать о значимом – о добре. О тех, кто рядом с тобой, кто придёт в мир тебе на смену. Вырубил дерево – посади два. Ведь это так просто. Добро – самое значимое в природе. То, на чём держится мир. А пресловутый прогресс – это значимое? Созидание или разрушение? Умерить свои аппетиты, щадя природу. Жить по средствам, не гневя Бога. Это тоже значимая составляющая. Скромность, чувство меры ещё могут замедлить разрушение или даже спасти мир от него. Не говоря уже о добре и добродетели – самом значимом в природе.
Вера, религия – тоже значимая часть нашей культуры, как для людей, так и для государства, и тоже имеют незаменимое значение. Но сколько стоят золотые одежды патриарха и его братии? Кто-нибудь когда-нибудь считал? Золотые канделябры, золотые купола. Надо ли это скромному верующему? Ведь ни в каких священных книгах не прописано, что святители культа и убранство храма должны блистать золотом. Напротив, в Священном Писании говорится, что грех поклоняться золотому тельцу, что золото – это бесовский, презренный металл. Вспомните «Фауста» Гёте. Не развращает ли это самих священников? А сколько этого «благородного» металла в банках Ватикана? Кому это предназначается? Уж точно не верующим и не самому Богу, которому служат кардиналы.
Мне тоже хочется сделать что-то значимое. Поделиться своими мыслями и рассуждениями, рассказать о том, что меня волновало в прошлом и волнует сейчас. О том, что для меня особенно важно. Может, кому-то это будет интересно и принесёт пользу в жизни. Тем более, что для этого осталось не так много времени.
«Есть пороки в моём отечестве,
Но пророки тоже есть».
А. ВознесенскийПороки и пророки. Добро и зло – важнейший код мироздания, который достался нам в наследство от древних предков.
А. ОколёсновНАЧАЛО
Оставить на память что-то своим последователям, что напоминало бы о себе – совсем не новая идея. Она пришла к нам из глубины веков, начиная с эпохи неолита, от наших давних предков. Сидя в пещере у костра, древнему человеку пришло в голову на сводах своей пещеры нарисовать сцены охоты, своей жизни. Возможно, он думал, что этот его личный «дневник» пригодится в будущем его отпрыскам. Как вдохновенно он этим занимался, как реалистично выглядел его «рассказ»! Кто «водил» его рукой? О чём он думал, когда творил? Об удаче в предстоящей охоте? Или своими символами пытался оградить своё жилище, свой очаг от злых сил? Или просто получал удовольствие от своего творчества, не скажу, что примитивного. Всё творилось со знанием дела: пластика, динамика, движение. Давний предок становился не просто человеком, а творческой личностью. Творцом, который уже был способен мыслить.
Уже позже в наскальных рисунках мезолита и неолита встречаются изображения людей, их взаимодействия друг с другом, а также с божествами первобытных культов, обрядов. Образ жизни первобытных людей не менялся на протяжении тысячелетий, сюжеты были общими и передавались из поколения в поколение за тысячи километров от одной общины к другой. В дальнейшем «пещерная живопись» стала частью шаманских верований первобытных людей. Служила она для передачи в примитивных картинах важных мифов и обрядов, предполагает канадский палеоантрополог Женевьев фон Петцингер. Передать часть своего духовного наследства, свои традиции, «семейный альбом фотографий» – это естественное желание человека. Не просто уйти в мир иной, а оставить после себя хоть какой-то след в жизни. Конечно же, это только мои предположения, но в этом есть какой-то сакраментальный смысл. Не исчезнуть навеки. Не кануть в Лету.
Древние люди жили в тесной связи с природой, поэтому знали о ней больше, чем современный человек. Лёгкий ветерок, звенящий ручей, блики на озёрной глади так же, как и для нас, наверное, были для них божественным началом, зарождением духовности. Они не стремились подчинить себе природу, как это делаем мы, а подчинялись ей, принося жертвы своим многочисленным богам. Ещё не было религий, но уже пробивались ростки веры, которая помогала им преодолевать жизненные препятствия и лишения. И уже тогда зарождалась не просто первобытная культура, а культура духовная.
Культура и духовность помогли мне дожить до семидесяти лет, из них тридцать я пробыл на инвалидности. Многие деятели культуры доживали до глубокой старости. «Культура – единственное, что помогает жить, всё остальное помогает умереть», – говорил известный российский актёр Олег Басилашвили. О духовности и культуре в жизни человека, о том, как она помогает жить в нашем жестоком, неспокойном мире и преодолевать жизненные препятствия, выстоять и не подчиниться злу, о том, что такое духовное богатство и в чём его превосходство над богатством материальным, и пойдут мои маленькие рассказы и размышления.
ЧТО ТАКОЕ – СЧАСТЬЕ?
В советские времена была расхожая фраза: «Счастье – это когда тебя понимают». Как это ничтожно мало, глядя на сегодняшнюю жизнь! Запросы разные, при социализме были одни, при нашем обществе, непонятно каком, другие. Другие ориентиры, другое направление к счастью. Хотя во все времена философское понимание счастья в просвещённых кругах не меняется.
Счастье для женщины, матери – это её дети, которых она любит, которые не болеют, не хулиганят, хорошо учатся, слушают своих родителей. Ей, матери, некогда думать и рассуждать о том, что такое счастье. Она сама счастье. Для своих детей, которых родила. Для мужа, который любит её вот уже сорок лет. Для всей семьи, забота о которой лежит на её плечах. Она и не задумывается, что она счастье. Живёт себе, вяжет тёплые носки, готовит обед, выращивает цветы, возится на грядках. А когда куда-то надолго уходит, становится грустно и слишком тихо. Счастье отдыхает. И ему, счастью, тоже иногда нужен отдых. Ей хотелось бы детишек побольше, чтобы счастья прибавилось. Бегали бы по дому, шумели, обнимали её. Но те, которые есть, уже выросли. У них свои проблемы. Не до счастья им, зарабатывать на жизнь надо.
Как объяснить другому человеку, что такое счастье? Сколько людей в мире, столько и вариаций счастья, и у каждого оно своё (если оно у него есть, конечно). Для аборигена, живущего в пустыне, счастье – это чистая прохладная вода. Для него это не просто счастье, а сама жизнь и смысл существования, его надежда на будущее. Для солдата счастье – вернуться с фронта живым. Для его матери – встретить сына дома, обнять его и накормить.
Счастье не может быть буйным, шумным. Оно не пьянка, не вечеринка, не дискотека (хотя для некоторых и это счастье). Оно ласковое, нежное и трепетное. Простое и сложное одновременно. Философское и бытовое. Это не куча денег, не золотой запас на будущее, хотя для государства – это счастье. Это возможность заботы о людях, стариках и молодом поколении. Если правительство понимает, конечно, что такое счастье, и заботится о своём народе.
Для верующего счастье – это пребывать в Боге, слушать его и молиться ему, чтобы он послал людям смирение и любовь. Для мудреца счастье – чтобы каждое слово его и каждая мысль были на своих местах и доходили по назначению.
ВЕРА И РЕЛИГИЯ
Мировая религия – часть большой мировой культуры. Можно не знать правило золотого сечения или теорему Ферма, но основные религиозные догмы и каноны знать надо. Хотя бы для того, чтобы не чувствовать себя «чайником» перед религиозными фанатиками. К тому же это просто интересно.
С этого мне и хотелось бы начать свои главные размышления. С древнейшего памятника мировой культуры, противоречивого и откровенного, мудрого и жестокого, назидательного и сомнительного – Библии. Библия – это история евреев и еврейского государства. Особенно Ветхий Завет и его первая часть – Пятикнижие, которая стала главной религией сионистов. Поначалу я думал: зачем мне знать историю чужого государства, хотя бы и библейскую, если я историю своей страны толком не знаю. Но потом захотелось разобраться в популярности и жизнестойкости этой мудрёной книги, которую почти три тысячелетия читают не только богословы и священнослужители, но даже далёкие от религиозных убеждений люди. Чего в ней больше – фантазии, вымысла, мудрости или, как говорили при советской власти, «опиума для народа»? Я не богослов, не философ, не историк-библиограф, а простой, в меру начитанный, в меру воспитанный культурой человек. И хотя служители культа запрещают без санкции Святой Церкви сомневаться и выносить всякие суждения по поводу Библии, на свой откровенный страх и риск перед всесильным Богом попробую поразмышлять, благо церковь думать не запрещает. Конечно, объёма этой книги, да и моих знаний по этой проблематике не хватит, но хотя бы что-то прояснится в моём сознании и в моём понимании по поводу, что же такое ВЕРА и РЕЛИГИЯ. Что ближе мне из этих двух понятий? Попытаюсь понять самого себя, задав себе простой вопрос – кто я, богобоязненный человек или Фома неверующий? Но что не религиозный фанатик, так это я скажу точно.
Но что было до Библии? Вначале у наших давних предков была вера. Это потом, прибрав к рукам божественное, сделали её религией. Тора, Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Веды. Но особняком от всех религиозных течений и учений стоят Сантии Веды Перуна (Книга Мудрости Перуна, бога древнерусской, славяно-арийской расы), одно из священных преданий, сохранённых жрецами-хранителями древнерусской инглиистической церкви. Зарождалось это учение задолго до появления Библии. Сорок тысяч лет назад в государстве Тартария, на территории современной России. Государство это простиралось от Урала до Восточной Сибири. Куда оно исчезло, а может, и не исчезло, до сих пор гадают учёные.
Сантии в подлиннике – это не письмена. Лишь визуально их можно назвать Книгой. Это пластины из благородного металла, на которых начертаны древние х’Арийские руны. Не буквы и не иероглифы в нашем современном понимании, а тайные образы, передающие огромный объём древних знаний. Читать и понимать Сантии могут только жрецы древнерусской инглиистической церкви. Так что для просто интересующегося это недоступно, скрыто от посторонних глаз. При переводе Сантий использовалась русская форма письма, обеспечивающая более полное раскрытие образа древних рун. Многие слова даются в первоначальной основе, и понять их практически невозможно, так как ни в древнерусском, ни в современном русском языке аналогов данным словам и образам нет.
С Библией немного проще. Хотя писалась она, переводилась с одного языка на другой, дополнялась и исправлялась писчиками почти 800 лет. Многие изречения, выражения и образы хотя и противоречивы, но понятны в меру начитанному человеку. Но читать её как художественную литературу не получится.
История культуры донесла до нас большое количество эпических произведений, созданных различными народами и племенами: гомеровский эпос, исландские саги Эдду, Махабхарату и Рамаяну, Калевалу и нартский эпос. По своему объёму и художественным достоинствам разнообразного материала Библия занимает, пожалуй, главенствующее место.
«Что же касается ислама, то он усматривает в Библии подготовительную ступень к Корану (переводится как „читай вслух“). А в библейских патриархах ясно прорисовываются образы библейских предшественников: Моисея (Муса), Иисуса (Иса) – непосредственный предшественник Мохаммеда. Христианское духовенство считает Библию фундаментом всех трёх наиболее влиятельных в мире религий, составляющих базу духовной жизни всего общества». (И. А. Крывелёв, профессор, библиограф).
Библия состоит из двух различных по объёму частей – это Ветхий Завет и Новый Завет. Причём Ветхий Завет составляет три четверти от общего объёма книги. Ветхий Завет признают как евреи, так и христиане-католики. Новый Завет – это Священное Писание христиан православных, тогда как евреи не признают его и не считают священной книгой. А само учение о Христе рассматривают как ересь.
Учение евреев – это Тора, построенная на основе первой части Ветхого Завета – Пятикнижии. Это рассказ пророка Моисея об истории еврейского народа, законы построения еврейского государства, правила быта, нравоучения и наставления.
Бог евреев – Яхве. Они считают себя богоизбранным народом. Евреи так объясняют эту привилегию: бог Яхве предлагал Тору многим народам, и все они отказались, и только евреи согласились взять её себе как божественное повествование, построив на её основе не только свою религию, но свою государственность и культуру. В те далёкие времена, примерно 600 год до н.э., существовало два еврейских государства: на севере – Иудея, на юге – Израиль. Под натиском своих соседей Месопотамии, Египта, Ассирии еврейское государство на протяжении тысячелетия то образовывалось, то распадалось. Евреев то угоняли в плен и рабство, то освобождали. В конечном итоге в 200 году новой эры, потеряв окончательно своё государство и суверенитет, евреи растворились по миру. Самая большая еврейская диаспора поселилась в Александрии. Только в 1947 году евреи приобрели земли в Палестине и образовали своё государство Израиль.
Вечные войны и грабежи не могли не отразиться и на самом религиозном учении евреев. Оно приняло откровенно националистический, сионистский характер. Нетерпимость и презрение к людям другой веры и национальности проповедуют в настоящий момент раввины, согласно своему учению. «Если гой (иноверец) ударит еврея, то он должен быть убит». (Санхедрин, 58в). «Все дети Гоев – животные». (Йевамот, 98а). «Истребление христиан – это необходимое жертвоприношение». (Зохар, Шемот). По всей Торе буквально сквозит это человеконенавистничество, да и в Пятикнижии Ветхого Завета, и в самом Ветхом Завете тоже. Как сказал один из исследователей Библии Г. А. Сидоров: «Ветхий Завет – это милитаристское учение. Психотропное оружие. Больше завоевать, больше убить» (см. Моисей, Иисус Навин, Пятикнижие).
Вот почему православная церковь на протяжении столетий до начала ХХ века не печатала и не распространяла среди православных верующих всю Библию целиком, а только её малую часть – Новый Завет.
ДОБРО И ДОБРОДЕТЕЛИ
Многие века вопрос о добре и зле беспокоит человечество. Все проповедники и богословы только этим и занимаются. Они утверждают, что зло произошло от первого грехопадения Адама и Евы, когда они познали друг друга. Но если бы они этого не сделали, не было бы на Земле и самого человечества, и меня в том числе. Значит, зло это, по крайней мере, для меня – и не зло вовсе, а добро.
В Библии масса противоречий, которые порой вызывают недоумение и разочарование. «Мертвечину не ешь сам, а отдай иноземцу. А лучше продай её». Так учит Моисей в Ветхом Завете. И что это? Добро или зло? По отношению к ближнему это добро, а к иноверцу – зло. «К соплеменникам одна мораль, к иноплеменникам – другая». (А. Осипов, богослов).
Любовь – коренное значение добродетели, что проповедует христианская церковь. Но понимает и трактует по своим канонам, нежели простой обыватель. Антонио Великий пишет: «Не право, не суть, не справедливость, а любовь – вот что толкает человека к добродетели». Но мне лично хотелось бы, чтобы в любви присутствовали и право, и суть, и справедливость. Так вроде бы надёжней и спокойней.
Иоанн Златоуст говорит в своих проповедях: «Бог Сын есть абсолютное смирение». А как же зло, которое присутствует в Боге Отце? Проповедники сами говорят: «Если бы Бог был справедлив, то мы в мгновение ока были бы уничтожены». Такое его могущество лично на меня нагоняет страху. Хотя христианская церковь права, провозглашая любовь как главную добродетель на Земле. «Понуждение себя к любви и добру. Если нет любви, нет и добра». (А. Осипов).
Как много мы говорим о любви и как ничтожно мало делаем добра! Обнищание в любви – отсюда и добра, по большому счёту, не стало. Главным «революционным» достижением в христианстве сегодня считается «написанный закон» о любви и смирении. И с этим нельзя не согласиться. Я бы лично поставил на первое место смирение. «Если я люблю с высоты гордыни, никакой любви здесь быть не может» (А. Осипов).
Тут не просто Бог, а один из главных законов человеческой морали. Видеть и признавать свои грехи – это и есть состояние смирения. С этого начинается подлинное понимание добродетели. Это помогает сочувственно относиться к другим людям. Не самобичевание, а самолечение – вот что происходит со смиренным человеком, верующим в любовь. И её первые ростки – жалость, сочувствие, соболезнование. Избавление от тщеславия, зависти, корысти. Вот с чего начинается познание себя. Это и есть христианская мораль, которая говорит, что добро, добродетель – это нормальное человеческое свойство. Нет добра – значит, в тебе что-то сломалось.
Смирение, добродетель – главная особенность русского человека, который этим и отличается от европейца. Те по любому поводу бастуют, громя всё вокруг. Наши терпят смиренно и ждут, надеясь на лучшее. Мать возится с больным ребёнком. Церковь говорит: для ребёнка это плохо, для матери хорошо. «Через тернии – к звёздам». Через смирение, страдания – к любви. Так и живём в смирении для того, чтобы страдать. Отсюда и вопрос: для чего тогда жить?
Россия на протяжении всего своего существования только и делает, что терпит и страдает. За что же Бог нас так не любит? Ведь у нас и добра, и любви, и смирения больше, чем в любых других странах. Но те, другие, почему-то живут лучше нас. Отсюда все наши сомнения, что Бог есть любовь, что он желает нам добра, а не зла.
Чтобы умерить аппетиты зла, мало быть просто верующим. Людям нужен определённый духовный уровень, доступное образование, хорошие школы и больницы. Убрать зло со всех телеэкранов, помочь жителям села и сделать ещё массу чего другого, что от верующего человека не зависит. И сколь бы страстно он ни молился, зла без заботы государства не одолеть.
С БОГОМ ИЛИ ЗЛОМ?
С кем ты, человек, сомневающийся и кающийся, живущий под натиском пропаганды, которой обложили тебя со всех сторон? Конечно же, каждый, даже самый отъявленный безбожник, скажет, что с Богом. Хотя «Бог есть добро и зло одновременно». (А. Осипов, проповедник). Но такой союз вызывает только удивление, недоумение и страх. Это единение двух равноудалённых, равновеликих духовных понятий. И как отделить того Бога, в котором добро, от того, в котором зло? В таком недоумении и растерянности не знаешь, что ждать от Него в том или другом случае: добра или зла.
Это лицемер живёт двояко. Так же живёт банкир-ростовщик, который считает, что он делает добро, выдавая кредиты нуждающимся, зарабатывая материальные блага на бедности. Так же живут те, кто правят религией, беря мзду за это, покупая себе лимузины, строя дворцы. Добро и зло вместе там, где идут войны в церквях за тёплое место одновременно с проповедями о добре и зле.
Крестьянин работает на земле и кормит город. Это добро, но без зла, от зла хлеб расти не будет. Мать растит своё дитя, не желая ему зла, хотя в семье не без урода. Добро и зло вместе там, где врач, помогая больному выздороветь, берёт с него непомерную плату.
Есть масса отрицательных примеров и образов, где добро и зло сосуществуют вместе, хотя в результате это оказывается банальным злом. И, наконец, сама Библия есть добро и зло, если читать её внимательно, вдумчиво.
Тут начинаются сомнения: ходить в храм молиться Богу или пойти в секту, где проповедуют только добро, где обещают вам добро и любовь одновременно и на все случаи жизни. Но и там с вас возьмут плату за услуги. Выходит, и там добро и зло вместе. А может, в ИГИЛ1? Там тоже проповедуют «добро и любовь»… А может, сходить Владимиру Ленину поклониться, чтобы вернул социализм, где не было колбасы, но люди были добрее?
Человек в растерянности: он видит, что и во власти тоже добро и зло вместе. И не знает, как существовать. Кому поклониться, к кому обратиться за добром? Он замыкается в себе и уходит в мир компьютерных игр, который никто не сможет у него отнять. Мир, который как бы приносит ему удовлетворённость жизнью и наслаждения, хотя он этим прислуживает злу, которое даёт ему эти игрушки.
А может, дать человеку понять, что он, человек, тоже бог, только с маленькой буквы? И помочь ему расправить плечи, преодолеть страх перед Богом большим. Научить разговаривать его с Богом на равных, как младший брат со старшим, не поклоняться поп-идолам, которые проповедуют зло со всех сторон, избавиться от рабства массовой культуры. И вообще научить его жить с высоко поднятой головой, держаться на равных и с «богами» земными? Ведь он же человек.
Сколько их, верующих и смиренных, и не поймёшь, кто с Богом, а кто без. Вроде богобоязнен, а в церковь не ходит. Православный, а перекреститься толком не умеет. Вот и жена моя в храм не ходит, не молится, а в Бога верит.
Чтобы быть воистину православным христианином, надо столько богословских книг прочитать, столько проповедей послушать, что и жизни всей не хватит. И когда их читать? Надо спешить жить, чтобы многое успеть. Да и не верят многие батюшкам, которые в храм на проповеди на иномарках приезжают. Может, у них, попов, другой Бог, если их жизнь благая отличается от нашей убогой? Они точно живут с Богом, но с каким? Разве я могу ему верить, если этот ставленник божий на Боге капитал сколачивает? Отсюда и веры нет, и живёшь с тем богом, который у тебя в душе, а не в православном храме. А может, его там и нет вовсе? Так, красота, замануха для того, чтобы я приносил церкви свою жертву в виде десятины своего дохода, чтобы жила церковь безбедно и процветала, не думая о хлебе насущном. Пусть искушённый мудрец об этом заботится, а у нас промысел Божий. Нам надо молиться и некогда думать об этом.