Этот перечень вариантов не является исчерпывающим. Автор умышленно не углублялся в детали и скрупулезные подсчеты реальных затрат на рождение и вскармливание, лечение и общее содержание грудных детей в разных социальных слоях и группах. Абсолютные цифры в нашем исследовании менее важны, чем само осмысление наиболее важных и характерных отличий в условиях появления на свет детей и первых месяцев их жизни. Не менее важно осмысление соотношения затрат всех заинтересованных сторон с моральными и юридическими основаниями для ожидания или истребования причитающейся им отдачи в будущем.
Следующий, ясельно-детсадовский период формирования и накопления индивидуальной стоимости конкретного ребенка, также зависит от сложного комплекса факторов, причин и условий, связанных в первую очередь с местом и временем его рождения. Для большинства семей, проживающих в российской глубинке, посещение детьми дошкольных воспитательных учреждений и в советские времена, и в наши дни было и остается малодоступной и слабо оцененной роскошью. Основное бремя ухода и воспитания, наряду с родителями, возлагалось на бабушек и дедушек, старших по возрасту детей.
Решение данного вопроса для городских жителей в немалой степени зависело от социального статуса и конкретного места работы родителей. Ведомственные дошкольные учреждения, как правило, финансировались лучше бюджетных, очередь на зачисление в них двигалась намного быстрее, взятки и текущие поборы с родителей были менее характерны и обременительны. При всем разнообразии и противоречивости российского общества эпохи развитого социализма, детские дошкольные учреждения той поры были своеобразным объединительным фактором, выравнивающим и унифицирующим стартовые возможности развития для большинства детей всех социальных групп и слоев нашей огромной и многоликой страны. В современной России, с бурным ростом числа частных элитарных дошкольных учреждений, материальное и социальное расслоение общества стало заметным и на этом уровне. Набор и качество предоставляемых услуг, соответственно, и их стоимость, в муниципальных детских дошкольных учреждениях и в элитных частных детских садах могут различаться в десятки раз. Стоит отдать должное федеральным и местным властям, сумевшим за последние годы кардинальным образом изменить в лучшую сторону ситуацию с очередями в детские сады и ясли. На этом фоне указанное неравенство большинством обычных родителей воспринимается не так болезненно.
В рассматриваемый нами период детства заметно возрастает относительная доля расходов со стороны государства. Другой немаловажный фактор – обеспечение определенного контроля над расходованием выделяемых средств. Денежные средства, адресно направляемые непосредственно в семьи, подобным контролем обеспечены в меньшей мере. Это обстоятельство, наряду с другими факторами, способствует нецелевому расходованию выделяемых пособий недобросовестными родителями и опекунами. Интернет пестрит объявлениями об услугах по незаконному обналичиванию материнского капитала, а в неблагополучных семьях нередки случаи лишения родительских прав родителей-алкоголиков, систематически пропивающих мизерные социальные пособия собственных детей.
Конечно, в указанный период большинство обычных детей являются лишь потребителями материальных благ. Их собственная стоимость возрастает лишь благодаря усилиям и стараниям их окружения. Тем не менее, невозможно обойти вниманием известные случаи вовлечения малолетних детей дошкольного возраста в процесс зарабатывания денег их родителями и опекунами. Не будем останавливаться на вопиющих фактах использования детей в явно криминальных и аморальных видах бизнеса (попрошайничество, детская порнография, киднеппинг и пр.), а рассмотрим лишь некоторые легальные и противоречивые бизнесовые новации последних лет.
В музыкально-развлекательных шоу центральных телеканалов, типа «Голос. Дети», «Лучше всех!» и в блогосфере интернета, в многочисленных рекламных роликах, в качестве профессиональных исполнителей и блогеров все чаще и чаще выступают дети дошкольного возраста. Такие выступления, кроме морального удовлетворения и славы, приносят им и их родителям большие гонорары, а впоследствии – и большие проблемы. Все это очень неоднозначно влияет на ценность и стоимость формирующихся личностей. По мнению большинства педиатров и детских психологов, основополагающие личностные качества и черты будущего характера формируются у ребенка к пятилетнему возрасту. Очень трудно уберечь от всевозможных личностных перекосов и невероятно завышенных самооценок даже самых скромных и адекватных чад, начинающих осознавать в столь раннем возрасти свою экстраординарность и ведущую роль в обеспечении семейного благополучия.
Очередной, школьно-студенческий период формирования личностной ценности человека также имеет свои варианты и специфические особенности. По своей значимости он превосходит все остальные периоды жизни в биографии каждого конкретного человека. Это период физического и психического взросления, постановки осознанных целей, выбора средств и способов их достижения. Подросток впервые позиционирует себя членом коллектива, единицей социума. Центростремительные семейно-родственные силы ослабевают, центробежные влияния, увлечения и соблазны усиливаются. При этом возникает понятие и принятие внешних условий своей индивидуальной жизни, группирующих сверстников в характерные социальные пласты, именуемые в народе поколениями. Эти условия доминируют над всеми разъединительными индивидуальными и семейными отличиями. Для того, чтобы кратко, но емко охарактеризовать личность, встроить ее в конкретный пространственно-временной континуум российской действительности, достаточно упомянуть, что этот человек принадлежит к поколению таких-то годов такого-то века. Особо показательным в этом плане является уходящее из жизни в наши дни поколение «детей войны». Почти всем им пришлось испытать в те трагические годы потерю близких, голод и недоедание, тяготы оккупации или эвакуации, непосильный для малолетнего возраста недетский труд на взрослых рабочих местах, вынужденное прерывание учебного процесса. Не менее самобытными и яркими были последующие поколения молодежи 60-х, 90-х, нулевых годов. Поколения начала третьего тысячелетия только начинают себя проявлять. Им тоже придется нелегко. Старая система ценностей уходит в прошлое, новая еще не сложилась.
Сравнивать молодежь разных поколений между собой – задача архисложная, практически неразрешимая. И не только потому, что для этого необходимо проанализировать и обобщить огромное количество фактических данных. Ни один человек, поставивший перед собой такую задачу, не в состоянии освободиться от субъективного подхода. Для каждого из нас собственная юность с ее друзьями и близкими, с пережитыми событиями, трудностями и победами, до конца дней будет оставаться самым лучшим временем, когда и трава была зеленее, и небо – голубее. Другая причина – ограниченная возможность применения ретроспективного анализа. О молодежи прошлых поколений можно судить по результатам их жизни. Не только из книг, рассказов, но и опыта личного общения. Деды и бабки моих сверстников были юными в начале двадцатого века, еще в Российской империи; родители – в военное и послевоенное лихолетье; нам посчастливилось учиться и выбирать жизненные пути в годы развитого социализма и расцвета СССР; наши дети взрослели в лихие 90-е, в годы застоя и развала великой страны; внуки – в начале третьего тысячелетия, в суверенных осколках бывшей Родины, близком и дальнем ее зарубежье. Наше поколение не перестает удивляться и не может смириться с предполагаемым финалом сломанной напополам жизни. Утешает, что до него не дожили родители и деды. Дети и внуки надеются на лучшее и пытаются приспособиться. О ценности и стоимости их жизней пока говорить рано. Да и сама ценность утратила былые реальные смыслы и былые общепринятые критерии. Как в такой ситуации совместить и сравнить ценности юности наших дедов и отцов с сегодняшними ценностями наших детей и внуков?! Скорее всего – никак! И все же, не претендуя на абсолютную истинность и объективность, хотя бы вкратце попытаемся в плане поставленной перед собой цели обрисовать особенности формирования системы ценностей в среде современной российской молодежи.
Главным мировоззренческим камнем преткновения для подрастающего поколения россиян, как и в предшествующие столетия, остается непрекращающийся спор «западников» и «славянофилов». Первые продолжают настаивать, что без руководящей и направляющей роли развитых западных демократий реальный прогресс в отстающей России невозможен. Вторые упрямо твердят, что у нашего народа и нашей страны – свой уникальный и самобытный путь развития, свое величие и своя историческая миссия в этом мире. Первые делают вывод, что современному молодому человеку полностью реализоваться в России невозможно и неизбежно предстоит для достижения этой цели эмигрировать в Западную Европу или США. Вторые, наоборот, убеждены, что именно современная Россия – страна безграничных возможностей, нуждающаяся в молодых умах и талантах, истинных патриотах и свежем ветре перемен. Аргументов и с одной, и с другой стороны – хоть пруд пруди. Как флюгер на переменном ветру, преобладающее мнение многократно меняло свое направление. И лишь два последних десятилетия, сначала легкий бриз, а потом и устойчивый свежий ветер с востока, повернул и зафиксировал указатель в правильном направлении. Позиция славянофилов окрепла как никогда. И причиной тому – не социально-экономические достижения и геополитические успехи самой молодой России. Сдвиг произошел на более высоком, цивилизационном уровне. В многолетнее противостояние России и Запада мощным клином вошла новая могучая сила – Восток. В авангарде территориального, экономического, культурного и политического влияния стремительно развивающихся азиатских государств оказался наш южный сосед, полуторамиллиардный Китай. Современный мир действительно стал многополярным. Даже самые закоренелые «либералы» усмотрели в этом явлении для России реальный шанс на передышку и перезагрузку. Мы не догнали, не перегнали и не победили Запад. Наши несостоявшиеся амбиции были чудесным образом спасены – у США и Европы появился новый стратегический противник, вектор противостояния сместился в сторону Поднебесной. Псевдопатриоты, коммунисты, сталинисты и прочие маргинальные сторонники славянофилов одновременно воодушевились и напряглись совсем по другому поводу. Они искренне гордились, что коммунистическая идея усовершенствовалась и почти реализовалась, пусть и не в колыбели социалистической революции, а в бедном и отсталом Китае. И этот факт должен стать не только упреком, но и уроком для предавшего былые идеалы и повернувшего в сторону капитализма российского общества. Параллельно, всех испугала перспектива попасть в экономическую, финансовую и какую-нибудь другую зависимость от могучего юго-восточного соседа. После десятилетий идеологического и политического лидерства среди советских республик и социалистических стран Европы, оказаться в статусе «младшего брата», пусть великого и стремительно прогрессирующего, но все-таки иноверного и малознакомого Китая, совсем не хочется. Да и сам он, по-восточному вежливо и деликатно, но твердо и убедительно дает понять, что быть рядом, еще не означает быть вместе.
События 2014 года в Украине, противозаконная и абсурдная санкционная политика, организационно-управленческие провалы во время борьбы с пандемией короновируса, очередной всплеск расового противостояния и крах идеи мультикультурализма также очень существенно снизили рейтинг привлекательности США и Европы в глазах колеблющейся части «западников». Все эти факторы оказались решающими аргументами в сознании молодых россиян, в укреплении истинных патриотических чувств и желания посвятить свою жизнь России. Хочется верить, что наметившиеся тенденции не завянут на корню, а усилятся и разовьются до уровня искомой национальной идеи.
Для осмысления качества среднего и высшего образования, стоимости его получения для различных категорий россиян, необходимо представлять себе, хотя бы в общих чертах, реальное состояние всей системы образования в стране и накопившиеся в ней за последние десятилетия проблемы и противоречия. В современной России в настоящее время действуют около тысячи ВУЗов и их обособленных филиалов, в которых обучается около четырех с половиной миллионов студентов. Причем, в ходе проводимой в стране реформы системы высшего образования, только за последние пять лет было закрыто около 1100 ВУЗов и филиалов, качество образования в которых не соответствовало предъявляемым требованиям. Примерно в это же время сравнялась реальная стоимость обучения в государственных и частных ВУЗах. По данным статистики, средняя стоимость обучения в частных и государственных высших учебных заведениях увеличивается в год примерно на 40 000 рублей. Ежегодно примерно 80% выпускников российских средних школ поступают в ВУЗы. 800 человек на каждые 10 000 населения в возрасте 17-30 лет имеют возможность обучаться бесплатно, за счет бюджета. Конкурс на такие бюджетные места – в среднем 7 человек на 1 место.
Самое дорогое образование – в МГИМО. Один год обучения по программе «Экономика нефтегазовой отрасли и проблемы энергетической политики» обходятся отпрыскам из сверхобеспеченных семей в 7000 евро. Чуть дешевле – обучение в Высшей Школе Экономики. Для сравнения, год обучения в Парижской Сорбонне (без учета расходов на оплату жилья и питания) обходится в 1800 долларов США.
Год обучения в обычных российских региональных ВУЗах обойдется семье студента в среднем в 100 – 300 тысяч рублей. Ценовой диапазон стоимости обучения имеет свою интересную закономерность – самые дорогие региональные ВУЗы расположены в районах крупнейших нефтяных и газовых месторождений. Так, за один семестр обучения в 2019 году в Якутском университете необходимо было заплатить 134 000 руб., в Нерюнгринском- 132 000, в Нижневартовском- 97 000. Самая низкая плата за обучение в г. Невинномыск Ставропольского Края – 25 000 и в г. Сергиев Посад – 26 000 рублей за семестр.
Количество средних профессионально-технических учебных заведений в России с 2012 по 2017 г.г. уменьшилось с 5953 до 3900, число обучающихся – с 2,97 млн. до 2,85 млн. Средняя стоимость обучения – около 70 000 руб. в год. Самое дорогое обучение – в колледже «Синергия», около 130 000 рублей в год. В последнее время наметилась тенденция к повышению уровня востребованности среднего профессионально-технического образования. Причины кроются не только в экономических, но и в социальных изменениях. Все большее число выпускников средних школ признают, что качественное высшее образование им не по карману. Все чаще и чаще учителя рекомендуют ученикам с низкой успеваемостью покидать родную школу после 9 класса, чтобы не портить отчетность по ЕГЭ. Благо, спрос на рабочие специальности в последние годы уверенно растет.
В 2019 году в Российской Федерации насчитывалось около 42 800 школ. За год их число уменьшилось на 500, количество школьников, наоборот, увеличилось на 400 000, до 16 565 600 человек. Не вызывает сомнения тот факт, что основные расходы в процессе получения среднего образования несет государство. Одно муниципальное школьное место обходится государству в среднем около 50000 руб. в год. Тем не менее, немалые расходы ложатся и на родителей. Школьная форма, канцелярские принадлежности, питание, внеклассные мероприятия и ряд других неизбежных расходов выливаются по итогам учебного года в кругленькую сумму. Вишенкой на тортике таких расходов является стоимость летнего отдыха школьника. Практически бесплатные пионерские лагеря эпохи социализма безвозвратно канули в лету. Даже самая льготная путевка в загородный детский оздоровительный лагерь обойдется родителям в 10-15 тысяч рублей. Напоминаю, что мы опять рассматриваем расходы обычного школьника из среднестатистической российской семьи. Расходы состоятельных родителей, обучающих своих драгоценных чад в престижных частных школах, лицеях и гимназиях, можно смело умножать в 10-20 раз. Средняя стоимость обучения в частых школах и гимназиях Нижнего Новгорода в последние несколько лет колеблется в пределах 300- 400 тысяч рублей в год.
Школьный период формирования личностной ценности и будущей стоимости молодых индивидуумов интересен еще с одной точки зрения. Уже в старших классах самые активные и целеустремленные из них выходят на принципиально новый, стартовый рубеж своей будущей взрослой жизни. Речь идет об участии в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях, приносящих призерам и чемпионам не только солидные денежные премии и награды, но и открывающих двери в качественно другой мир. Мир славы, известности и гарантированного достатка. Победители международных олимпиад школьников по базовым дисциплинам (математика, физика, биология, химия, информатика и пр.) автоматически становятся студентами и стипендиатами самых престижных отечественных и зарубежных ВУЗов, грантополучателями солидных правительственных и благотворительных фондов, кумирами блогосферы. Чемпионы и призеры мировых и континентальных спортивных первенств (художественная и спортивная гимнастика, фигурное катание, шахматы и пр.), невзирая на юный возраст, также автоматически получают все привилегии взрослого профессионального спорта, стабильные рекламные контракты, солидные премии от государственных органов и коммерческих структур. Конечно, все эти блага и привилегии падают на головы юных гениев и чемпионов не просто так, по счастливой случайности или чьей-то корыстной заинтересованности. Такому успеху, как правило, предшествуют долгие годы усердной учебы и упорных, изнурительных тренировок. Невозможно не заметить и не отметить в нем неоценимый вклад родителей, педагогов и тренеров, в конечном счете – и самого государства. И, тем не менее, без целеустремленности, огромной воли к победе, осознанных отказов и самоограничений от всех текущих прелестей тинейджерского возраста, этих побед и достижений у них наверняка бы не было. Это и есть первые примеры осознанного формирования собственной стоимости, первый опыт разумных инвестиций в самих себя.
Отдельного осмысления в исследуемой нами теме требует следующий, чисто российский, феномен формирования личностной ценности юношей – Суворовские и приравненные к ним училища Министерства Обороны. Первые из них были организованы в тяжелые годы Великой Отечественной войны и задумывались не только как подготовительные учебные заведения перед поступлением в высшие военные училища, но и как своеобразные приюты, детские дома для детей-сирот школьного возраста, чьи родители погибли во время войны. В настоящее время в Российской Федерации действует около трех десятков подобных учебных заведений, включая Нахимовское и музыкальное училища, кадетские военные училища и кадетские военные корпуса, 2 школы для одаренных детей при военных академиях, спортивную школу при Военном институте физкультуры с общей численностью воспитанников более 20 тысяч человек. Кроме своей традиционной функции подготовки будущего офицерского и командного состава для всех родов вооруженных сил, в последние годы в данном феномене прослеживается еще одна, пока малозаметная, но очень важная и значимая для нашего государства и общества социально-политическая новация. Большинство журналистов и социологов, глубоко погружавшихся в данную тему, с нескрываемым удивлением отмечают необычно высокий уровень материального обеспечения, образования и воспитания в этих учебных заведениях. Их безо всякого преувеличения следует считать уникальными и элитными. Высокотехнологичная, суперсовременная учебная и лабораторная база, передовые и перспективные образовательные методики позволяют вести не только образовательный, но и научно-исследовательский процесс на самом высоком уровне не только по всем военным, но и по гражданским, техническим и гуманитарным дисциплинам. Если добавить к этому обучение нескольким иностранным языкам, насыщенную культурно-просветительную программу, правовое, этическое и истинно патриотическое воспитание, сам собой напрашивается вывод, что заинтересованные и участвующие в этом процессе государственные и политические структуры готовят для себя на базе этих учебных заведений своеобразную смену принципиально нового образца. Это будет совершенно новая социальная прослойка российского общества по типу «золотого офицерства» Российской империи первой половины девятнадцатого века. Стоимость этого проекта, по понятным причинам, просчитать невозможно.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги