Маргарита Манушкина, Вячеслав Шестаков, Оксана Остыловская
Профессиональные компетенции: структура, состав, особенности формирования
© Сибирский федеральный университет, 2020
Введение
Профессиональные компетенции – комплексная учебная дисциплина. В качестве системообразующего фактора в данном учебном пособии рассматривается профессиональное становление личности через освоение компетенций. Поскольку начало этого процесса приходится главным образом на период обучения в вузе, в пособии уделено большое внимание особенностям компетентностного подхода в системе высшего образования, который акцентирует внимание на результатах образования.
Содержание категорий «компетентность»/«компетенция» неоднозначно в отечественной и западной литературе. Анализ научных работ по вопросам компетентностного подхода позволил сделать вывод как о существовании множества определений для этих терминов, так и о соотношении с близкими понятиями (квалификация, профессионализм и др.). Вместе с тем в последние годы многие авторы придерживаются точек зрения И. А. Зимней, Ю. Г. Татура, А. В. Хуторского и др., которые разделяют компетенцию и компетентность как объективное и субъективное. Компетенция задается извне (нормативными документами, требованиями работодателя) и понимается как комплекс необходимых знаний, умений и навыков, личностных качеств (мотивационных, волевых и др.), опыта практической деятельности в предметной области. Компетентность – это способность применить компетенции в профессиональной деятельности. Первая глава учебного пособия «Компетентностная модель специалиста» раскрывает сущность компетентностного подхода как в образовании, так и в профессиональной среде.
Определяя содержание данного учебного пособия, авторы также ориентировались на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО 3++), в которых установлены универсальные и общепрофессиональные компетенции выпускника вуза. Во второй главе учебного пособия описан ряд основных компетенций, освоение которых необходимо выпускнику для успешного ведения профессиональной деятельности в современном мире.
Каждая глава учебного пособия помимо теоретического материала включает контрольные вопросы, практические задания для самостоятельной работы и список рекомендуемой литературы.
1. Компетентностная модель специалиста
1.1. Болонский процесс и компетентностная модель образования
В индустриальном обществе XIX–XX вв., как правило, требовались работники с определенным набором знаний, умений и навыков (ЗУН). Профессиональное образование в целом обеспечивало такой набор, поскольку выпускникам вузов вполне хватало этого объема знаний, умений и навыков практически на весь период их дальнейшей профессиональной деятельности.
Однако в конце XX – начале XXI в. происходят изменения во всех сферах жизни человека. В постиндустриальном, а затем и в информационном обществе главной движущей силой стала информация. Основными тенденциями, по мнению одного из теоретиков информационного общества Д. Белла, являются переход от производства вещей к производству услуг (прежде всего в здравоохранении, образовании, исследованиях и управлении), а также ориентированность в будущее, что предполагает контроль над технологиями, оценку технологий, разработку моделей технологического прогноза.
Таким образом, основными чертами нового информационного общества, согласно идеям Д. Белла, являются:
• приоритетное значение информации по сравнению с другими ресурсами;
• наличие глобальной информационной системы, охватывающей все сферы жизни людей;
• развитие наукоемких и интеллектуальных технологий и возникновение развитой рыночной инфраструктуры потребления информационных услуг.
В информационном обществе основой и движущей силой экономического развития и процветания стали знания и информация, а главным ресурсом – человеческий капитал. Считается, что накопленная в мире информация обновляется каждые 5 лет – это период, сопоставимый с временем подготовки специалиста в вузе. Во всем мире стало очевидно, что повышение качества образования невозможно за счет экстенсивного роста объема информации, подлежащей усвоению. Прежний ЗУНовский принцип образования привел к тому, что информационное общество XXI в. оказалось перед проблемой дефицита кадров, способных сразу после окончания вуза компетентно работать в новых условиях. Ситуация, когда специалист с дипломом имеет конечный объем знаний при отсутствии умений его использовать и пополнять, становится сдерживающим фактором развития производительных сил общества.
Кризисные явления в профессиональном образовании были зафиксированы на различных международных конференциях, симпозиумах, форумах в последние десятилетия XX в. (например, конференция ООН 1992 г. в Рио-де-Жанейро и др.)
В 1988 г. в итальянском городе Болонья ректорами европейских вузов была подписана «Великая хартия университетов», положившая начало так называемому Болонскому процессу. В 1999 г. там же, в Болонье, министрами образования европейских государств была подписана декларация «Зона европейского высшего образования», или Болонская декларация, положившая начало крупнейшему реформированию образовательной системы Европы, которое в дальнейшем получило название Болонского процесса.
Что представляет из себя Болонский процесс? Это процесс сближения и объединения систем высшего образования стран Европы для создания единого европейского высшего образования. Декларируемые причины Болонского процесса следующие:
1) объективные условия: повышение конкурентоспособности европейского образования в мире, снижение рейтингов основных европейских университетов в сравнении с университетами США;
2) глобализация: Болонский процесс является отражением общемировой тенденции глобализации экономики.
Декларируемые цели Болонского процесса:
1) повышение конкурентоспособности образования на мировом уровне;
2) формирование единого европейского образовательного пространства;
3) доступность образования;
4) упорядоченность дипломов;
5) оптимизация расходов через объединение вузов.
Важнейшими задачами Болонского процесса являются:
• принятие системы, созданной на двух основных циклах (бакалавриат и магистратура);
• обеспечение мобильности студентов и преподавателей;
• внедрение и признание совместных степеней;
• привлекательность общеевропейского пространства высшего образования для студентов из разных частей планеты.
Россия присоединилась к Болонской декларации в 2003 г. Оценка идеи вхождения России в Болонский процесс достаточно неоднозначна. С одной стороны, она достаточно прогрессивна, своевременна. Обладая качественной системой образования, построенной на «болонских» принципах, Россия сможет утвердить свой статус на мировой арене, быть привлекательной для европейских студентов и посылать на стажировку своих студентов, снять настороженность со стороны других европейских стран по отношению к нашему государству и его образованию. С другой стороны, единые требования к образованию несут с собой весьма ощутимые проблемы и риски, ведь стандартизация меняет весь облик традиционного отечественного образования, его своеобразие, индивидуальность каждого образовательного учреждения.
Болонский процесс обозначил компетентностный подход как главный в образовании. Основные позиции компетентностоного подхода:
• компетенции интерпретируются как единый (согласованный) язык для описания академических и профессиональных профилей и уровней высшего образования;
• язык компетенций является наиболее адекватным для описания результатов образования;
• ориентация стандартов, учебных планов на результаты образования делают квалификации сравнимыми и прозрачными во всем европейском.
Среди направлений развития Болонского процесса обозначено сближение образовательных структур в странах-участницах. Это означает возможность сравнимости и совместимости «степеней» (уровней, ступеней, квалификаций), т. е. мер качества приобретенного профессионализма в высшей школе стран – участников процесса. Сравнимыми и совместимыми степени могут быть, если сравнимо то, что способны выполнить обладатели этих степеней, и если их академические и профессиональные профили также сравнимы. При этом сами профессиональные профили должны отвечать запросам обществ, которые весьма многообразны. В силу этого следует учитывать локальный, национальный и международный контексты. В качестве единого языка для описания академических и профессиональных профилей предлагается язык компетенций. В. И. Байденко объясняет эффективность такого подхода в профессиональном образовании: «Средства языка компетенций позволяют также описать общие опорные точки для различных предметных областей, предлагая некую непредписывающую систему координат для академического сообщества ‹…› Это язык, понятный европейским социальным группам, профессиональным организациям и любым другим заинтересованным сторонам» [2].
В ходе Болонского процесса традиционная «знаниевая» парадигма обучения европейским сообществом работодателей была дополнена «деятельностной» (компетентностной) парадигмой, так что образовательная модель получила название компетентностной.
Следует обратить внимание на международные исследования в области компетентностной парадигмы. Одну из главных ролей здесь играет программа Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – «определение и выбор компетенций: теоретические и концептуальные основы» [8]. Основная задача программы – определить набор ключевых компетенций. В ходе реализации программы было пройдено несколько стадий. В результате была выстроена трехмерная классификация ключевых компетенций:
• способность использовать широкий набор инструментов для взаимодействия с физическими, информационными и социокультурными объектами;
• способность взаимодействовать с другими в различных диапазонах жизни и работы;
• способность действовать автономно и принять ответственность за управление собственной жизнью в широком общественном контексте.
В представленных компетенциях основной упор делается на способности человека к взаимодействию с физическими, информационными, социокультурными объектами, а также с другими людьми. Кроме того, важно уметь действовать самостоятельно и брать на себя ответственность за свои действия. В рамках работы Совета ЕС по образованию, молодежи и культуре также проводились исследования компетенций, что «позволило более полно раскрыть их структурные компоненты». Творческий коллектив, подготовивший учебное пособие «Компетентностный подход в подготовке кадров в области гуманитарных технологий» выводит следующую формулу компетентности: «Компетентность – подтвержденная в действии комбинация знаний, квалификаций (умений) и отношений, которые соотносятся с контекстом ситуации. Знания + квалификации/умения + отношение = компетентность» [8].
Существуют классификации систем компетенций, среди которых представляют интерес европейская система (была разработана при участии более 100 университетов из 16 стран, подписавших Болонскую декларацию) и собственно российская классификация. Европейская система охватывает несколько групп компетенций [11]:
1. Общие компетенции:
• инструментальные компетенции, которые включают когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции;
• межличностные компетенции, то есть индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства;
• системные компетенции, то есть сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом, и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы.
2. Специальные (профессиональные) компетенции:
• политические и социальные компетенции, такие как способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества, участие в функционировании демократических институтов;
• межкультурные компетенции, способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга;
• коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Интернет;
• социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;
• персональная компетенция – готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию [6].
Российские федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) определяют перечень компетенций выпускника по каждому направлению профессиональной подготовки. Так, бакалавр должен обладать универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. Универсальные компетенции характеризуют такие способности профессионала в любом виде деятельности, как способность аналитически мыслить, критически оценивать, аргументированно выстраивать собственную позицию, включаться во все виды коммуникаций, организовывать сотрудничество. Общепрофессиональные компетенции отражают набор основополагающих профессиональных способностей, знаний и умений профессионала, являющихся инвариантом для любой профессиональной деятельности. Овладение общепрофессиональными компетенциями определяет широту профессионального трудоустройства. Профессиональные компетенции, несущие контекст конкретной профессиональной деятельности, определяют конкурентоспособность специалиста.
1.2. Анализ ключевых понятий
Рассмотрим категории компетентностного подхода: «компетентность», «компетенция», «компетентный» и их производные. Раскрывая понятие «компетенция», многие исследователи ориентируются на материалы симпозиума «Ключевые компетенции для Европы», состоявшегося в Берне в 1996 г., где она определена как способность специалиста применить в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий. Возникает естественный вопрос: что нового привносят эти категории в описание требований к профессиональной деятельности по сравнению с уже существующими? Для ответа на него следует сравнить понятие компетенции и множество близких терминов. В идеале понятие компетенции должно описывать какую-либо реальность, не описываемую ни в каком другом понятии по принципу «бритвы Оккама» (суть этого научного принципа заключается в определении самого вероятного и простого объяснения серди множества возможных). Рассмотрим близкие термины: «квалификация», «профессиональные способности», «профессионально важные качества».
Компетенция – квалификация
В традициях отечественной психологии труда под квалификацией подразумевают требования профессиональной деятельности к работнику в качественном и количественном выражении уровня профессиональной подготовки [5]. В. А. Бодров, помимо количественных и качественных характеристик уровня профессиональной подготовленности, в определение «квалификация» включает результативность деятельности, работоспособность, профессиональную пригодность, успешность самосовершенствования [3]. Известно, что главной функцией вуза выступает подготовка к профессии. В Большой Российской энциклопедии профессия определена как род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. Ранее в дипломе всегда указывалась присвоенная выпускнику квалификация как «уровень подготовленности, степень годности к какому-либо виду труда» (Большая Российская энциклопедия. М., 2006).
Хорошо известны формы конкретизации понятия «квалификация» применительно к разным сферам деятельности; термин «квалификация» выступает иногда как синоним термина «профессия», например, квалификация врача, учителя и пр. Компетенция же не обязательно привязана к какой-либо профессиональной деятельности. Мать, например, может быть компетентной в вопросах ухода за ребенком, но неквалифицированной. А ученый-физик может быть и тем и другим. Несколько труднее решить, как грабитель может быть компетентным и/или квалифицированным. Грабитель может быть назван компетентным, если он проник в дом и украл то, за чем пришел. Но тогда не правильно ли будет назвать компетентного вора еще и квалифицированным? Интуиция подсказывает нам ответ «да», но только если бы существовали школы для грабителей или профсоюз воров. Таким образом, квалификация связывается со стандартами выполнения профессиональной деятельности, дипломами и сертификатами. В некотором смысле квалификация – это гарантия того, что человек, ею обладающий, показал, что удовлетворяет хотя бы минимальным требованиям выполнения той или иной деятельности.
Итак, квалификация в отечественном понимании – это свойство человека, выражающее уровень его подготовленности (к сожалению, не всегда готовности) к выполнению конкретных функций в рамках определенного вида профессиональной трудовой деятельности. В то же время следует отметить, что зарубежные исследователи нередко понятие компетенции смешивают с квалификацией. Один из тезисов, что до того, как назвать кого-то компетентным педагогом или менеджером, необходимо прийти к соглашению о том, что значит быть педагогом или менеджером, каковы границы любого утверждения о компетенции, какие критерии будут использованы и что будет считаться ее обоснованным доказательством. С этой точки зрения компетенция выступает больше как нормативное понятие, чем описательное. В области образования компетенция также связывается с квалификацией.
Компетенции часто используются в образовательных профилях, которые частично или полностью выводятся из профессиональных квалификаций. Как было показано, компетенция и квалификация не являются синонимами, однако в самом идеальном случае они объединяются. Квалифицированный человек всегда компетентен в том случае, когда сталкивается с квалификационными стандартами. Это идеальная ситуация, но часто бывает так, что человек является квалифицированным (то есть имеет формальное подтверждение соответствия стандартам), но некомпетентным. Это случается, когда стандарты расходятся с реальными требованиями. Тем не менее легко удалось представить ситуацию (в начале параграфа), когда человек (в нашем примере – мать) является компетентным, но неквалифицированным.
Компетенция – профессиональные способности
Обратимся к определению термина «способность», данному в работах В. Д. Шадрикова: «способности есть свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющуюся в успешности и в качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» [16]. Содержательная интерпретация феномена способности адекватна только в «трех взаимосвязанных измерениях» – как способности индивида, способности субъекта деятельности и способности личности. В отношении трех измерений, или видов, имеет место генетическая связь: на основе способностей индивида формируются способности субъекта, а «постановка способностей (субъекта) под контроль личностных ценностей и смыслов переводит их в качество способностей личности» [16]. В данной интерпретации следует обратить внимание на взаимосвязи, составляющие феномен «способности»: внутренние условия (субъекта) и внешние условия (социальная среда, окружение).
Далее рассмотрим соотношение «общие способности – специальные способности». Под общими способностями понимаются инвариативные психологические особенности, обусловливающие успешность жизнедеятельности человека на всех этапах развития. Специальные способности – это специфические способности, проявляющиеся на определенном этапе исторического развития и обеспечивающие успешность человека в отдельных видах деятельности [4]. Профессиональные способности можно рассматривать как аспект или способ реализации специальных способностей. Например, музыкальные способности – это специальные способности, но аспект их реализации у вокалиста, композитора, скрипача разный.
В данной интерпретации феномена «специальные способности» важен факт «включенности» человека не в деятельность вообще, а в деятельность специфическую, то есть сформированную позже [15].
Профессиональные способности по своей сути предполагают такую зрелую деятельность, когда есть четко зафиксированные предмет и средства труда, параметры создаваемого социально ценного продукта, формы оплаты труда, критерии квалификации, формы социальных связей профессионала с коллегами, потребителями товаров и услуг, типичные формы организации профессиональной деятельности и пр.
Определение компетентности посредством такого качества, как действенность, позволяет выделить ее своеобразие по отношению к понятию профессионализма. Так, Ж. Нюттен, стремление человека к компетентности в трудовой деятельности рассматривает как выполнение определенного действия или установление определенного отношения [9]. В исследованиях Б. А. Ясько характеристики действенность и отношение сформулированы в определении компетентности специалиста как готовность успешно решать проблемные ситуации, возникающие в процессе деятельности [17]. Таким образом, можно предположить, что основные различия между профессионализмом и компетентностью заложены в сущностных характеристиках самоактуализирующейся личности, в ее «мотивах роста» (А. Маслоу), в готовности реализовать свои способности и потенции в деятельности.
Компетенция – профессионально важные качества
Под профессионально важными качествами подразумевают сформированные до уровня известной зрелости функциональные системы, обеспечивающие высокую эффективность деятельности субъекта в разных условиях (то есть продуктивную, надежную, стабильную), а также его сохранность как профессионала во временной перспективе (способность сохранять профессиональное здоровье, долголетье и пр.).
Требования к профессиональным качествам работников на государственном уровне определяются профессиональными стандартами, утвержденными Минтруда РФ. Профстандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения конкретной трудовой функции; в свою очередь, квалификация работника – это его уровень знаний, умений, профессиональных навыков и имеющегося у него опыта работы (Трудовой кодекс Российской Федерации, ст. 195.1).
Рассмотрим профессиональный стандарт для сферы информационных технологий «Менеджер по информационным технологиям» (утвержден 13.10.2014). Он состоит из описаний пяти обобщенных трудовых функций, привязанных к уровню образования; каждая из них включает характеристики нескольких трудовых функций, содержащие пункты «Трудовые действия», «Необходимые умения» и «Необходимые знания». Например, обобщенная трудовая функция «Управление ресурсами ИТ» (уровень образования – бакалавриат) включает описания семи трудовых функций. Ее составляющая – трудовая функция «Управление качеством ресурсов ИТ» – требует:
• трудовые действия по формированию целей, приоритетов и ограничений управления качеством ресурсов ИТ и изменение их по мере изменения внешних условий и внутренних потребностей; организацию работы персонала и выделение ресурсов для управления качеством ресурсов ИТ; контроль качества ресурсов ИТ; анализ качества ресурсов ИТ, целей, приоритетов и ограничений управления качеством ресурсов ИТ;
• умение контролировать качество ресурсов ИТ, определять соответствие качества ресурсов ИТ потребностям, формировать целевое качество ресурсов ИТ и контролировать его достижение;