В отличие от Ненецкого автономного округа, почти во всех регионах доминируют авиаперевозки. В НАО наибольшее значение имеет сообщение вертолетным транспортом, число вертодромов в округе многократно превышает число авиаплощадок (табл. 23).
Источник: РАОПА61, Our Airports62
Значительную роль вертолеты играют также в воздушных перевозках Гренландии, где многие населенные пункты удалены от основных аэропортов.
В Канаде и США в качестве альтернативного воздушного транспорта используются гидросамолеты, или «буш-гидросамолеты» (англ. bush hydroplane)63 (табл. 24). Буш-авиация осуществляет рейсы в отдаленные деревни, где отсутствуют специально оборудованные авиаплощадки, нет взлетно-посадочных полос. Гидросамолеты также переправляют большое количество грузов хозяйственного и промышленного значения, продукты питания. В Аляске и Нунавуте гидросамолетные перевозки осуществляются официально зарегистрированными компаниями (табл. 22).
Источник: РАОПА, Our Airports
По абсолютному числу площадок воздушного транспорта НАО уступает только Аляске. Даже без учета вертолетных площадок и гидропортов в штате насчитывается почти 600 действующих аэродромов, а более 1% жителей являются профессиональными летчиками64.
Из рассматриваемых территорий Ненецкий автономный округ – наиболее обеспеченный площадками воздушного транспорта регион. По числу площадок воздушного транспорта на единицу площади и на душу населения НАО занимает 1-е место.
Однако, высокие показатели округа связаны опять же с колоссальной ролью вертолетного сообщения и числом площадок для его обеспечения. Без учета вертодромов НАО занимает лишь четвертое место, уступая Аляске (первое место), Финнмарку и Лапландии (рис. 25). Обширные Гренландия и канадские провинции обеспечены площадками слабо.
По числу аэродромов на душу населения НАО занимает пятое место. Лидер – Северо-Западные Территории, Нунавут и Аляска занимают второе и третье места соответственно (рис. 26). Лапландия и Финнмарк, где авиационный транспорт не играет определяющей роли, демонстрируют наименьшую обеспеченность своих жителей аэропортами.
Рис. 25. Обеспеченность площадками воздушного транспорта регионов – мировых аналогов НАО (на единицу площади)
Посредством воздушного транспорта в настоящее время связаны все населенные пункты НАО. Аналогичная сеть создана в Северо-Западных Территориях, Нунавуте, Гренландии и Аляске. В Юконе, Лапландии и Финнмарке связь с некоторыми населенными пунктами, в силу развитости наземного сообщения, обеспечивается другими видами транспорта.
Роль водного транспорта наиболее заметна в регионах с протяженной и освоенной береговой линией. По обеспеченности портами на единицу людности НАО уступает Гренландии, Финнмарку и Аляске, а по общему числу всех морских и речных портопунктов – занимает 1-е место (табл. 25).
Рис. 26. Душевая обеспеченность площадками воздушного транспорта регионов – мировых аналогов НАО
Источник: World Port Source65, SeaRates66
В Ненецком автономном округе широкое распространение для организации перевозок в летнее время получили снегоболотоходы «Трэкол». Летом между населенными пунктами округа поездки осуществляются по заказу с использованием судна на воздушной подушке.
Аналогичным образом в летнее время в северных провинциях Канады и на Аляске в качестве личного транспортного средства используется техника высокой проходимости, а именно мотовездеходы, или квадроциклы. Зимой – снегоходы, которые также распространены в норвежском Финнмарке и финской Лапландии для перемещения на небольшие расстояния.
В настоящее время в Канаде перспективной альтернативой для обеспечения грузоперевозок в удаленных северных общинах являются дроны. Беспилотными летательными аппаратами планируется доставлять почту, лекарства, продукты питания и некоторые другие товары хозяйственного назначения67.
Ненецкий автономный округ входит в перечень районов Крайнего Севера Российской Федерации. В связи с этим, для населения НАО российским законодательством предусматриваются определенные льготы. Аналогичным образом особые экономические условия предоставляются в провинциях Канады и Финнмарке (табл. 26).
В отличие от НАО, подобная система отсутствует в Гренландии, Аляске и Лапландии. Гренландия и Аляска географически удалены от основной территории своих государств и существуют до определенной степени изолированно. Природные и социально-экономические условия Лапландии фактически не обладают особой спецификой и сопоставимы со средними по стране.
Источник: Government of NWT68, Government of Nunavut69, Finnmark70
3. Нефть и независимость: экономика монопрофильного региона
«Нефть и независимость» – название старой работы по экономической географии Латинской Америки в том ключе, в каком она подавалась в советском политико-экономическом поле71. Совершенно неожиданно та же тема всплыла вдруг в региональной истории. Ненецкий автономный округ оказался одним из немногих, не вошедших в состав соседних областей, автономных округов, обретших статус самостоятельного субъекта Российской Федерации в 1990-е – и именно риски монопрофильности стали подаваться в 2020-е как главный фактор, требующий объединения с соседом для «балансировки» бюджета. В то же время жители округа стали опасаться сокращения привычных льгот: как раз низкая численность населения (в отличие от «напичканных» городами ЯНАО и Югры) сделала возможным хорошее финансирование социальных программ72.
Рассмотрим особенности экономики округа подробнее.
3.1. Общие особенности развития экономики НАО
Современное экономическое развитие Ненецкого автономного округа сформировалось в результате наложения трех основных слоев освоения: советского, преимущественно агропромыслового; раннего постсоветского, венчурно-корпоративного нефтепромышленного (ключевой корпоративный актор – «Лукойл»); новейшего, нефтегазопромышленного, ознаменованного расширением числа крупных экономических акторов. Для каждого из этих пластов характерно создание своих специфических институтов, структур, инфраструктурных объектов и свое состояние природных активов.
Лесопромышленное освоение Архангельской области не «проливалось» в Ненецкий автономный округ по объективным причинам отсутствия в ненецких тундрах подходящей ресурсной базы. Мощное газопромышленное освоение соседнего Ямала не имело продолжения на запад, в Ненецкий автономный округ, ввиду абсолютно другого геологического генезиса расположенных здесь ресурсов углеводородов.
Что касается ресурсного освоения Республики Коми, находящейся с Ненецким автономным округом в одной Тимано-Печорской нефтегазовой провинции, то оно само проходило в период последних советских десятилетий достаточно вяло: дело было в том, что колоссальные, мирового класса, месторождения нефти и газа Западной Сибири обладали значительными преимуществами – они обеспечивали советской экономике получение важнейшего и ключевого для нее эффекта экономики на масштабе. Средние и малые по размеру месторождения Республики Коми такой возможности не давали, но в силу своей относительно лучшей инфраструктурной обустроенности, их хозяйственное освоение началось на несколько десятилетий раньше, чем расположенных севернее и генетически связанных с ними месторождений Ненецкого автономного округа.
Так возник феномен «задержанного» хозяйственного освоения округа. Поэтому от советского пласта освоения Ненецкий автономный округ получил исключительно институты и структуры сельскохозяйственного назначения – совхозы, госпромхозы, опытно-производственные хозяйства, рыбозаводы, задействованные на оленеводстве, рыбном промысле, имеющем мощную ресурсную базу реки Печора, в незначительной степени – пушном промысле и на классическом сельском хозяйстве «материкового» типа. В «поджатом» виде эти структуры присутствуют в округе и сегодня. Любопытно, что в отличие от соседнего Ямало-Ненецкого автономного округа, радикальных изменений в схемах прав собственности здесь не произошло: сохранилась важнейшая для обеспечения удаленных сел потребительская кооперация, общественные хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы в оленеводстве. Существенно уменьшилось число официально работающих структур на печорской рыбодобыче и рыбопереработке.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Хамфри К. Изменение значимости удаленности в современной России // Этнографическое обозрение, 2014. №3. Стр. 15.
2
https://www.gazeta.ru/politics/2020/07/02_a_13138783.shtml
3
http://www12.statcan.gc.ca/census-recensement/ 2016/dp-pd/prof/details/page.cfm? Lang=E&Geo1=CSD &Code1 =6204003&Geo2=PR&Code2=62&Data=Count& SearchText= Iqaluit&SearchType=Begins&SearchPR=01& B1=All&GeoLevel=PR&GeoCode=6204003&TABID=1
4
http://old.nvinder.ru/archive/2007/sep/13/01p.shtml
5
http://www.visitnao.ru/chto-posmotret/goroda-i-poseleniya/
6
Данные миграции населения в разрезе «регион-регион», полученные по запросу Росстату.
7
Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели – 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://gks.ru/bgd/regl/b20_14p/Main.htm (дата обращения: 15.01.2022).
8
Качество жизни в российских регионах – рейтинг 2017: http://www.riarating.ru/infografika /20180214/ 630082471.html
9
http://www.oilru.com/nr/79/774/
10
https://lukoil.ru/Company/BusinessOperation/GeographicReach/Russia/NenetsAutonomousOkrug
11
http://nnk.noilco.ru/projects/
12
«С 2006 по 2014 г. экспортировать газ мог только „Газпром“. В декабре 2013 г. был принят закон, который позволил экспортировать СПГ компаниям, лицензии которых предусматривали строительство СПГ-заводов на 1 января 2013 г. Через пять месяцев занимающий тогда место первого зампреда думского комитета по природным ресурсам Валерий Язев внес в Госдуму законопроект, который отодвигал эту дату до 1 июля 2014 г. Это позволяло „Печора СПГ“ также претендовать на экспорт газа. Законопроект Язева в сентябре 2014 г. получил нейтральную оценку правительства с формулировкой, что текст „нужно доработать“ <…> С тех пор над законопроектом никто не работал и он висел мертвым грузом». Проект «Роснефти» «Печора СПГ» не сможет экспортировать газ URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/02/08/750388-proekt-rosnefti-ne-smozhet-ekportirovat-gaz (дата обращения 9.03.2018); 25.12.2015 «Роснефть» и «Аллтек» завершили создание совместного предприятия для целей развития газового бизнеса в НАО URL: http://www.pechoralng.com/massmedia/news/277-2015-12-25.html (дата обращения 9.03.2018).
13
http://trksever.ru/programs/detail.php?ELEMENT_ID=19049
14
https://www.youtube.com/watch?v=val09HTmm14&t=47s
15
https://olenina-nao.ru/produktsiya
16
https://nao24.ru/biznes/18339-okruzhnoy-predprinimatel-rasskazal-kak-organizoval-biznes-po-proizvodstvu-neneckih-bubnov.html
17
http://rusnord.ru/economic/44937-kaprizy-moskvicha-gubernator-nao-aleksandr-cybulskij-zapretil-kmns-nencam-vajgacha-i-kolgueva-sobirat-puh-i-jajca-ptic.html
18
http://docs.cntd.ru/document/446596148
19
Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели – 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://gks.ru/bgd/regl/b20_14p/Main.htm (дата обращения: 09.12.2021 г.)
20
Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели – 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://gks.ru/bgd/regl/b20_14p/Main.htm (дата обращения: 09.12.2021 г.)
21
http://adm-nao.ru/press/government/14561/
22
http://www.arctic-info.ru/regions/nao/investment-projects/varandeyskiy-terminal/
23
http://niac.adm-nao.ru/pages/news/5679, http://narianmar.bezformata.ru/listnews/lukojl-komi-sohranit-uroven/55845610/, https://www.rvpetro.ru/presscenter/news/ooo-sk-rusvetpetro-dosrochno-vyipolnilo-godovoy-plan-po-dobyiche-nefti-na-2016-god/, http://archive.nao24.ru/news/read/186/, https://neftegaz.ru/news/view/162900-Bashneft-Polyus-dobyla-na-mestorozhdeniyah-im-Trebsa-i-Titova-v-NAO-6-mln-tonnu-nefti, http://www.nestro.ru/media/filer_public/b9/7b/b97b55af-ffd4-4668-8187-5fd59e259c91/zarubezhneft_2016_rus_.pdf
24
http://adm-nao.ru/press/governor/457/
25
Источник: ЕМИСС | Официальные статистические показатели [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fedstat.ru/ (дата обращения: 13.03.2018)
26
ЛУКОЙЛ – Проект: Красный чум [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.lukoil.ru/Responsibility/SocialInvestment/SocialInitiatives/Theredtent (дата обращения 13.03.2018)
27
Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели – 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 25.12.2021 г.)
28
Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели – 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 25.12.2021 г.)
29
Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели – 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 25.12.2021 г.)
30
Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели – 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения 25.12.2021) Регионы России. Социально-экономические показатели 2020 https://gks.ru/bgd/regl/b19_14p/Main.htm – (дата обращения: 25.12.2021)
31
Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели – 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 25.12.2021)
32
Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели – 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 25.12.2021)
33
Дабиев Д. Ф., Дабиева У. М. Оценка транспортной инфраструктуры макрорегионов России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – №11 (2). – С.283—284.
34
Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели – 2021 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 11.01.2022)
35
Федеральная служба государственной статистики Регионы России. Социально-экономические показатели – 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://gks.ru/bgd/regl/b20_14p/Main.htm (дата обращения: 11.01.2022)
36
Фюльке – основная единица административно-территориального деления Норвегии.
37
Федеральная служба статистики Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/results2.html
38
База данных «Показатели муниципальных образований» // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst11/DBInet.cgi#1
39
Statistics Canada. // Статистический портал Прави-тельства Канады. URL: http://www5.statcan.gc.ca/cansim/ a26?lang=eng&retrLang=eng&id=0510005&paSer=&pattern =&stByVal=1&p1=1&p2=31&tabMode=dataTable&csid=
40
Statistics Norway // Центральное статистическое бюро Норвегии. URL:https://www.ssb.no/befolkning/statistikker/folkemengde/aar-per-1-januar/2016-02-19?fane=tabell&sort=nummer&tabell=256001
41
Suomen virallinen tilasto // Официальный статистический портал Финляндии. URL: https://www.stat.fi/til/vamuu/2017/12/vamuu_2017_12_2018-02-15_tau_001_fi.html
42
U.S. Census Bureau // Статистическое Бюро США. URL: https://www.census.gov/programs-surveys/popest.html
43
Statistics Greenland // Статистический портал Гренландии. URL: http://www.stat.gl/dialog/main.asp?lang=en&sc=BE&version=201501
44
База данных «Показатели муниципальных образований» // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst11/DBInet.cgi#1
45
Росстат // Федеральная служба государственной статистики
46
Alaska Department of Health and Social Services // State of Alaska // Официальная статистика штата Аляска. URL: http://dhss.alaska.gov/dph/VitalStats/Documents/PDFs/VitalStatistics_AnnualReport_2016.pdf
47
NWT Bureau of Statistics // Бюро Статистики Северо-Западных Территорий. URL: https://www.statsnwt.ca/population/vital-statistics/
48
ArcticStat // Socioeconomic Circumpolar Database // Электронная база данных арктических регионов. URL http://www.arcticstat.org/Table.aspx/Region/[Finland]Lapland/Indicator/[Population]Death/2015-08-10-13/17739
49
ArcticStat // Socioeconomic Circumpolar Database // Электронная база данных арктических регионов. URL: http://www.arcticstat.org/Table.aspx/Region/[Finland]Kainuu/Indicator/[Population]Age/2015-08-10-08/17734
50
City Population // Population Statistics for Administrative areas // Статистические данные о населении стран, регионов, городов и агломерациях. URL: https://www.citypopulation.de/php/norway-admin.php?adm1id=20
51
Department of Labour and Workforce Development // Research and Analysis // State of Alaska // Официальная статистика штата Аляска. URL: http://live.laborstats.alaska.gov/ces/ces.cfm?at=01&a=000000&adj=0
52
NWT Bureau of Statistics // Бюро Статистики Северо-Западных Территорий. URL: https://www.statsnwt.ca/labour-income/labour-force-activity/
53
Government of Nunavut // Правительство Нунавута. URL: https://www.gov.nu.ca/eia/information/labour-force-and-employment-data
54
Yukon Government // Executive Council Office // Официальный сайт Правительства Юкона. URL: http://www.eco.gov.yk.ca/stats/stats_employment.html
55
База данных «Показатели муниципальных образований» // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst11/DBInet.cgi#1
56
Statistics Canada // Официальная статистика Канады. URL: http://www.statcan.gc.ca/tables-tableaux/sum-som/l01/cst01/econ15-eng.htm
57
Statistics Norway // Центральное Статистическое Бюро Норвегии. URL: http://www.ssb.no/en/fnr
58
Statistics Finland // Официальная статистика Финляндии. URL: https://www.stat.fi/tup/suoluk/suoluk_vaesto_en.html
59
Naalakkersuisut Government of Greenland // Официальный сайт Правительства Канады. URL: https://govmin.gl/en/archive/oil-and-mineral-strategy?catid=0
60
Skyscanner // Система поиска информации о воздушных перевозках. URL: https://www.skyscanner.ru/
61
Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов. URL: https://maps.aopa.ru/#lon/59.423069/lat/69.193980/z/7/ll/av/bl/gm
62
Our Airports // Аэропорты Северной Америки. URL: http://ourairports.com/countries/CA/NT/airports.html
63
Словом bush в западной терминологии принято называть труднодоступные места перевозок, когда населенные пункты удалены от развитых транспортных узлов, а местные центры, в силу природных и социально-экономических факторов, не располагают необходимой инфраструктурой для принятия и отправления воздушной техники стандартной комплектации. Поэтому буш-самолеты обычно оборудованы особыми шинами, лыжами или воздушными подушками. Слово bush используется в качестве приставки, когда речь идет о перевозках в суровых условиях, о специально оборудованных моделях авиационного транспорта, осуществляющих такие перевозки.
64
Federal Aviation Administration // Alaskan Region Aviation Fact Sheet // Федеральная Администрация авиации США. URL: https://www.faa.gov/about/office_org/headquarters_offices/ato/service_units/air_traffic_services/artcc/anchorage/media/Alaska_Aviation_Fact_Sheet.pdf
65
World Port Source // Порты мира // Интерактивный ресурс. URL: http://www.worldportsource.com
66
SeaRates // Информационно-интерактивный портал о морских портах мира. URL: www.searates.com
67
Тестовые полеты и первые коммерческие перевозки начались осенью 2017 г. – Drone Delivery Canada // Официальный сайт компании. URL: http://www.dronedeliverycanada.com/moosecree/
68
Government of Northwest Territories // Официальный сайт Правительства Северо-Западных Территорий. URL: https://www.ece.gov.nt.ca/en/services/income-security-programs/senior-home-heating-subsidy
69
Government of Nunavut // Официальный сайт Правительства Нунавута. URL: https://gov.nu.ca/family-services/information/senior-fuel-subsidy-sfs
70
Finnmark // Официальный сайт фюльке Финнмарк. URL: http://www.finnmark.no/page.jsp?id=136&lang=en
71
Вольский В. В. Избранные сочинения. Под ред. А. С. Фетисова и др. – М.—Смоленск: Ойкумена, 2009. – 378 с.
72
О проблеме объединения см., например: https://goarctic.ru/society/druzhba-druzhboy-a-dengi-vroz-kak-v-nao-vidyat-obedinenie-s-arkhangelskoy-oblastyu/ и https://goarctic.ru/society/obedinitsya-s-nao-dva-mneniya-iz-arkhangelska/
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги