– Роза Ароновна, если я отвечу честно, я опять вас не обрадую, – дисциплинированно сообщаю ей своё видение текущей обстановки. – А врать не хочется – слишком хорошо к вам отношусь.
Класс привычно извергает короткий смешок, а она сама, так же привычно, снисходительно кивает:
– Давай уже. Не ломайся, как красна девица!
– Ну, начнём с определения слова «культура». Мы в школе почему-то, судя по контексту, под термином «культура» понимаем исключительно ту её часть, которой является живопись, театр, архитектура и так далее. В то время как культурой, если верить предмету в университете, являются ещё и материальные продукты деятельности – посуда, одежда, так далее… И обычаи с отношениями и ритуалами, и многое другое…
– Это где написано? – раздаётся с третьего ряда.
– Есть в универе на филфаке, инязе, истфаке такой предмет: «ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ». Учебник есть в интернете. Почитал на досуге… Так вот. Лично моё мнение, которое никому не навязываю: в основе любой культуры лежат три базовые функции головного мозга: мозг хочет развлекаться, познавать и отдыхать. Именно в таком порядке. Это лично мои наблюдения за жизнью.
Класс замолкает, а учительница удивлённо раскрывает глаза и присаживается сверху на ближайшую парту.
– Это имеет не большое отношение к литературе, – продолжаю, – но уж извините: если мы учим на память большие массивы текста для тренировки памяти на литературе и признаём, что для тренировки памяти (хотя я бы для этого ввёл иной предмет – «МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ»), почему бы две минуты не поговорить и об этом… В процессе эволюции первое слилось со вторым: сейчас обучение, оно же познание, очень популярно делать через игру. То есть развлечение. И наоборот: масса игр выполняет и образовательную функцию, примеры возьмёте дома из компов.
– Да хоть и «Стратегия»! – подаётся вперёд Жанна.
– Спорно, – качаю головой, – но не суть… У меня другой пример: фейсбук… Идём дальше. Каналы коммуникации, необходимые для такой «загрузки» мозга, очень зависят от развития науки и техники. В древности они технически ограничивались возможностями театра, оперы, живописи, балета, поэтических салонов, салонов музицирования и подобной лабуды. Пардон…
Класс вместе с учительницей смеются полминуты, терпеливо жду.
– Но мы с вами знаем: информация – измеряемая величина. И мозг стремится потреблять и обрабатывать как можно большее её количество. Однако понятно это стало только в наше цифровое время, и то, похоже, не всем… Лично моё мнение: музыка, балет, опера, живопись или умрут, или останутся уделом узкой группы фанатов. Всё по той же причине: информация измерима. И ранее люди ходили и на это только потому, что альтернативы особо не было, а физиологическая потребность потребления информации и обмена информацией была и есть. Но сейчас структуры коммуникации усложняются, а объемы информации растут. Устаревают примитивные её каналы.
– Я бы не была столь категоричной, но продолжай, – задумчиво говорит учительница, вспоминая что-то своё.
– Могу доказать. Роза Ароновна, не сочтите за скабрезность, но нужна именно ваша экспертиза.
Класс замирает в предвкушении, учительница слабо улыбается, не желая выныривать из каких-то своих мыслей, а я продолжаю:
– Мне это сказал дед. К сожалению, меня тогда не было, но, возможно, те времена хоть частью застали вы. Например, даже девяностые. Дед рассказывал: раньше, когда ехали в поезде от полусуток и больше, мужчины проявляли, гхм, инициативу с целью коммуникации с противоположным полом. Если таковой в вагоне или купе имелся. Это правда?
Мой вопрос тонет во взрыве хохота. Роза Ароновна немного краснеет, но, смеясь, кивает:
– Ещё как… – вызывая ещё бо́льший взрыв хохота.
– А обратите внимание сейчас. Вы заметили, что в поезде парни уже не инициируют общения с девушками? Дед, правда, использовал другую формулировку, но я её воспроизводить тут не буду… – пережидаю ещё один взрыв хохота. – Потому что все сразу погружаются в смартфоны.
– А ведь да!..
– Да ну, зачем к незнакомым людям лезть, если мобила с собой…
– Точно…
– Интересное наблюдение, – кивает учительница. – Пожалуй…
* * *Дискуссия началась с того, что в рамках чуть ли не школьной программы (документ называется «План внеклассных мероприятий» – есть, оказывается, и такой) нас тянут в театр на «Евгения Онегина».
Лично мне эта коммуникация не интересна ни по форме, ни по содержанию. Что я откровенно и озвучил.
Но впервые никто из Ученического Совета меня не поддержал, а девчонки вообще взвились: «Стесев, ты тормоз! Приезжают же МОСКВИЧИ! Ты такого вообще можешь больше в жизни не увидеть, ещё и за эти деньги».
Я сопротивлялся, сколько мог, но никого не убедил.
По окончании урока пишу Лене смс, с перечислением всех обстоятельств. К своему удивлению, получаю от неё ответ:
– Мелкий, ты тормоз! Не буксуй! Я с тобой иду – вернее, с вам! Давно хотела. Тем более, если москвичи в нашей провинции! Считай, событие.
– Думаешь? – начинаю сомневаться в правильности своих выводов я.
– Уверена! Мелкий, я не тупее тебя! Не спорь! Почём билеты?
– Ладно-ладно… понял. Не важно, почём. Запишусь, что иду вдвоём…
– В качестве компенсации, обещаю на спектакле сделать приятно, хи-хи.
– 0_0 как ты себе это видишь???
– Сюрпри-и-и-из! :-Р Увидишь…
* * *Примечание 1. На «зарубежной литературе» в университете я тоже постоянно спорил: почему-то наше классическое университетское образование под предметом ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА понимает только Европу, США и Латинскую Америку.
Ладно, за кадром остаётся Африка (хотя лично я бы поспорил). Но некоторым памятникам китайской, японской, индийской литератур никак не меньше лет, чем даже опусам Гомера (которые на первом курсе вдалбливают достаточно жёстко).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги