Альфред Адлер по аналогии с древними представлениями называет сновидения неким мостом, который призван связать проблему, стоящую в реальной жизни перед человеком, с целью, которой тот стремится. Во время сновидения индивиду дается возможность представить воображаемое будущее, в котором цель достигнута, и почувствовать себя в этой ситуации.
Начав разбирать основополагающие части индивидуальной психологии, мы сталкиваемся с полным отходом Адлера от взглядов Фрейда.
С одной стороны, сновидениям просто не придается должного значения. Та информация о механизме анализа сновидений, которую дал Фрейд в своей работе «Толкование сновидений», практически полностью игнорируется Адлером в его индивидуальной психологии.
С другой стороны, мы наблюдаем очень важный момент, заключающийся в принципиально ином отношении к термину «бессознательное» и подмене основного термина. Адлер в своей работе постоянно делает упор на стиль жизни как основу своей теории. Попробуем разобраться в значении этого термина с точки зрения индивидуальной психологии.
Стиль жизни – это понятие, применимое лишь к конкретному объекту наблюдения. У каждого индивида – свой стиль жизни.
Давая определение этого термина в своей работе «Наука жить», Адлер отстраняется от терминов и стандартов психоанализа. Он утверждает, что лишь стиль жизни является определяющим, а все остальное, в том числе травмы, влечения и инстинкты, являются второстепенными факторами, которые формируют определенный стиль жизни.
При определении стиля жизни человека Адлер не прибегает к типовым схемам, стараясь применить индивидуальный подход к этому вопросу.
Проблемным с точки зрения индивидуальной психологии считается человек, стиль жизни которого не позволяет ему открыто встречать и разрешать проблемы и трудности, появляющиеся у него на пути.
Человек же социально адаптированный и имеющий энергичный подход к решению своих проблем, будет иметь более правильный стиль жизни. Каким же образом Альфред Адлер мог помочь своим пациентам? В чем заключается метод по восстановлению «правильного стиля жизни» или его коррекции? Основной задачей психолога, применяющего подход, разработанный учеником Фрейда, является пробуждение чувств, спрятанных внутри личности.
В первую очередь необходимо пробудить чувство общности, приближающее индивида к современным требованиям, предъявляемым обществом.
Люди, привыкшие к определенному образу жизни, с большой неохотой согласятся на изменение своего окружающего мира, даже в благих целях. Человек с нарушенным стилем жизни является более напряженным и, соответственно, с еще большим недоверием отнесется к изменениям.
Здесь можно проследить некоторую аналогию с требованиями, предъявляемыми к гипнотизерам и психотерапевтам. Уметь наладить контакт с пациентом – вот та общая нить, которая объединяет различные направления в лечении невротических пациентов.
В ходе работы психотерапевт обязан не только не допустить возникновения чувства неполноценности у обратившегося к нему пациента, но и помочь от него избавиться, если оно уже появилось.
Врач должен показать, что наличие этого чувства обусловливает множество жизненных проблем, с которыми постоянно сталкивается пациент, и убедить его в необходимости приложить максимум усилий для избавления от этого чувства.
Сновидение в понимании Адлера является некоторой творческой силой, с помощью которой человек может выстроить свою нереализованную фантазию. Адлер в своих работах отвергает идею рассмотрения сновидений с точки зрения исполнения скрытых, внутренних желаний, предложенную Фрейдом за много лет до него. Он отвергает и связь сновидений с желанием смерти, предлагая свой взгляд на причины, вызывающие сновидения у человека.
Адлер полагал, что в основе сновидений лежит жгучая потребность личности в «самообмане». Далее мы позволим себе привести выдержку из работы «Наука жить»: «В действительности конкретной формулы, объясняющей сновидения, не существует, есть лишь общий постулат о целостности психической жизни и об особом аффективном характере жизни во сне, который мы уже обсуждали. Аффективный характер и сопровождающий его самообман уподобляют сновидение теме, которая может иметь множество вариаций».
Во время сновидения продолжают функционировать все физиологические процессы организма, как если бы человек бодрствовал, но с меньшей интенсивностью. Мыслительные процессы не останавливаются ни на секунду.
Основатель индивидуальной психологии обращает внимание на то, что, как и при гипнозе, во время сна целостность личности остается постоянной, и считает проявление гипноза абсолютно естественным явлением, во время которого человек хочет повиноваться гипнотизеру. Он сравнивает повиновение пациента с повиновением ребенка, подчиняющегося требованиям родителей.
Несмотря на замечания касательно естественности этого явления, сам Адлер с опаской относился к применению гипнотических практик во время своих сеансов, прибегая к гипнозу лишь в крайних случаях, например, когда пациент не поддавался другим методам. Он сравнивает гипноз с лекарственными препаратами, какое-то время помогающими пациенту, но не излечивающими саму болезнь. Он предпочитает дать пациенту, обратившемуся к психотерапевту, возможность поверить в себя и осознать ошибки, мешающие реализовать свои устремления и чаяния. По мнению А. Адлера, использовать гипноз здесь не нужно, он должен применяться лишь в крайних случаях.
Другой ученик З. Фрейда, К. Г. Юнг, также создал свое собственное направление. К. Г. Юнг разъяснил важный процесс сублимирования, т. е. замены эротических влечений и превращения их в творческие устремления. Подобно А. Адлеру, в своих работах он уделял мало внимания вытеснению и сновидениям, отождествляемым со скрытыми мыслями, во многом отвергая их связь с бессознательным.
Аналитическая психология К. Юнга
Карл Густав Юнг познакомился с работами Фрейда и Брейера в самом начале своей психиатрической деятельности и получил возможность с «чистого листа» изучить глубинную психологию, как впоследствии был назван фрейдовский психоанализ. Исключительно интересной для Юнга оказалась работа З. Фрейда «Толкование сновидений», с которой он впервые познакомился в 1900 г., но за неимением достаточного опыта практика применения идей, изложенных в книге, была отложена на неопределенный срок.
Лишь через три года К. Г. Юнг смог сопоставить идеи Фрейда со своими, осознав, что у них есть общие черты. Более всего его внимание привлек механизм вытеснения, заимствованный Фрейдом из психологии неврозов и успешно применяемый при толковании сновидений.
Карл Юнг сам практиковал так называемые ассоциативные тесты и наблюдал похожие реакции пациента на вопрос, в котором звучало «стимулирующее» слово. Основное противоречие между двумя теориями было связано с фактическим предметом вытеснения. Мнение Юнга по этому поводу немного отличалось от идей Зигмунда Фрейда.
Юнг считал, что основатель психоанализа много внимания уделяет сексуальным факторам в работе механизма вытеснения. По его мнению, они играли далеко не главную роль. Во время многочисленных дискуссий Юнг пытался отстоять свою точку зрения, но из-за небольшого, в сравнении с Фрейдом, практического опыта не мог соперничать с ним в споре. Юнг чувствовал, что слабость теории Фрейда заключается именно в подавленной сексуальности, к которой тот сводил все духовные проблемы человечества. Со временем он все более и более убеждался в одностороннем и догматическом подходе учителя к своей теории психоанализа, хотя тот на словах всячески избегал понятия «догма» в отношении психоанализа.
Как потом напишет Юнг в одной из своих работ: «Сексуальные толкования, с одной стороны, и властные притязания догматиков – с другой, натолкнули меня на проблему типологии. Предметом моего научного интереса стали полярные характеристики психики, а также исследование «потока черной грязи – оккультизма», чему я посвятил несколько десятилетий. Я попытался понять сознательные и бессознательные исторические предпосылки этого с точки зрения современной психологии».
К. Г. Юнг создал свою теорию, которая хоть и основывалась на общих принципах психоанализа, но имела серьезные отличия от фрейдовских взглядов на основные моменты. Большую роль в учении Юнга сыграла идея о «коллективном бессознательном», на которой основана книга «Метаморфозы и символы либидо». Предпосылкой к появлению этой идеи явилась цепочка снов, которая прочно засела в голове Юнга во время поездки в США. Размышления над одним из колоритных сновидений и его последующая трактовка привели психиатра к возникновению новой ветви в толковании термина «бессознательное».
Будет интересно дословно привести сон, описанный Юнгом в своей работе «Воспоминания, сновидения, размышления». «Я находился один в незнакомом двухэтажном доме, и это был мой дом. На верхнем этаже было что-то вроде гостиной с прекрасной старинной мебелью в стиле рококо. На стенах висели старинные картины в дорогих рамках. Я удивился, что этот дом – мой, и подумал: «Ничего себе!» Затем, вспомнив, что еще не был внизу, я спустился по ступенькам и оказался на первом этаже. Здесь все выглядело гораздо старше, похоже, что эта часть дома существовала с XV или XVI в. Средневековая обстановка, пол, выложенный красным кирпичом, – все казалось тусклым, покрытым паутиной. Я переходил из комнаты в комнату и думал: «Нужно осмотреть весь дом». Очутившись перед массивной дверью, я открыл ее и увидел каменную лестницу, ведущую в подвал. Спустившись, я оказался в красивом старинном сводчатом зале. В кладке стен я обнаружил слой кирпича, в строительном растворе тоже были кусочки кирпича. Так я догадался, что стены были возведены еще при римлянах. Мое любопытство возросло. Я стал внимательно осматривать каменные плиты пола: в одной из них оказалось кольцо. Я потянул за него – плита приподнялась, открывая узкую каменную лестницу, ступени которой вели в глубину. Я спустился вниз и попал в пещеру с низким сводом. Среди толстого слоя пыли на полу лежали кости и черепки, словно останки какой-то примитивной культуры. Я нашел там два очень древних полуистлевших человеческих черепа – и в этот момент проснулся».
Юнга не оставляла в покое мысль о необходимости найти объяснение своему сну.
В результате долгих поисков Юнг сформировал следующее толкование своего сновидения: дом представляет собой отражение его внутреннего мира, души, состояние его сознания; нижний этап ассоциируется с бессознательным, которое имело несколько ступеней, или этажей.
Все, что было обнаружено в пещере, представляет собой остатки в его душе частей примитивного, непостижимого сознанием. Юнг ассоциирует многоэтажность своего «дома» с вехами развития сознательной истории человечества, вехами в истории развития самого человеческого сознания.
Сон обнажил структурную составляющую человеческого сознания, которая получилась обратной фрейдовским безличным основаниям. Останки примитивной культуры и натолкнули Юнга на мысль о существовании «коллективного бессознательного», которое впоследствии представило собой основу индивидуальной психики. Позже эта идея, опираясь на более глубокие знания и экспериментальный опыт, позволит выделить некие инстинктивные формы, получившие название архетипов.
Что же такое коллективное бессознательное? Автор представляет его нам как составляющую психики, отличающуюся от личностного бессознательного тем, что не зависит от личного опыта и является общей, коллективной, а не индивидуальной характеристикой. Элементы коллективного бессознательного никогда не были в сознании и никакого влияния сознание на них не могло оказывать.
Понятие архетипа также хорошо прослеживается в работах Юнга и представляет собой некий гипотетический образ, недоступный созерцанию. Архетип – первообраз, некие останки в психике человека первобытных начал, эволюционировавшие в современное сознание, по аналогии с эволюцией и изменениями, которым был подвержен человеческий организм на своем пути развития.
Главным механизмом, влияющим на формирование коллективного бессознательного, является наследственность, при помощи которой и происходит его передача от одного индивидуума к другому.
Достаточно четко дано описание этого понятия в специализированном словаре: «Архетип представляет собой психосоматическое (душевное и телесное – ред.) образование, связывающее инстинкт и образ». В своей работе «Человек и его символы» Юнг проводит аналогию между архетипами и инстинктами: «… они образуют очень близкий аналог архетипам, настолько близкий, что дают весомые основания предположить, что архетипы суть неосознанные образы самих инстинктов или, другими словами, что они являются моделями инстинктивного поведения».
В ней же автором приводится методика, применяемая для доказательства существования архетипов и их непосредственного влияния на поведение людей.
Главным источником информации для анализа общечеловеческих первообразов, которые стыкуются и с фрейдовской методикой, и с гипнотическими практиками, являются сновидения: спонтанные и непроизвольные. Являясь порождением бессознательной психики, они представляют собой психические явления в неизмененном, чистом виде, не подвергшиеся обработке сознанием.
Вторым активным источником информации может послужить активность воображения или фантазия, вызванная намеренной концентрацией сознания. Экспериментально Юнг установил, что содержание, а также частота сновидений напрямую зависят от наличия нереализованных, неосознанных фантазий и их количества.
Если же пациент будет осознавать свои фантазии, то мы сможем наблюдать изменения, происходящие с характером сновидений и их интенсивностью. Исходя из этих наблюдений, Юнг пришел к выводу: в наших сновидениях содержатся фантазии, стремящиеся стать осознанными.
Нередко источниками сновидений могут являться подавленные инстинкты, оказывающие постоянное воздействие на сознающий разум. Метод наблюдения за развитием фантазии, предложенный Юнгом для получения ассоциативного материала, признается исследователями оригинальным, хотя и похож на фрейдовский.
Последовательность наблюдаемых фантазий дает очень интересный материал, относящийся в первую очередь к бессознательному, открывает путь к архетипическим образам и ассоциациям.
Чаще всего встречающимся символом бессознательного является вода, которая представляет собой покоящееся в низинах море. Данный образ наиболее часто можно встретить в сновидениях, хотя иногда он трансформируется в другие образы с неизменным присутствием влаги.
В юнговской концепции вода рассматривается как символ духа, становящегося бессознательным. Человек, смотрящий в воду, как в зеркало, увидит свое собственное отражение. Если он двинется навстречу ему, то он встретится с самим собой.
Необходимо помнить: зеркало отображает все. Индивид, подойдя к водной глади, увидит свое истинное лицо, которое он прячет не только от других, но и от себя.
Нутро личности скрывается за Персоной, за актерской личиной. Сам термин «персона» относится к некой социальной маске, надеваемой человеком в реальной жизни. Она используется для обозначения стадии развития, например в подростковом возрасте, профессии, для обозначения половой идентичности. Маской оперируют либо сознательно, либо бессознательно, проявляя определенные аспекты личности в виде Персоны.
К. Г. Юнг рассматривал архетип Персоны как неизбежную составляющую каждого человека, так как находясь в окружении общества, человек ищет пути облегчения взаимоотношений и взаимодействий с другими его членами. Изначально маска не является лживой или патологической, но в случае сильного отождествления с окружающим миром может таковой стать.
Риск увеличивается тем больше, чем меньше уровень знаний относительно принятой социальной роли. Персону можно охарактеризовать как некоего посредника между внутренним «Я» и внешним миром.
Кроме Персоны, Юнг использует архетип Тени как некую постоянную спутницу первой. Все негативное мы проецируем вовне. Если человек сможет увидеть свою Тень, то частично будет найдено решение задачи, стоящей перед психоаналитиком. В таком случае будет воспринята хотя бы некоторая часть бессознательного, являющегося жизненной частью существования личности. Процесс переживания, восприятия своей Тени является очень трудным, ведь она напоминает человеку о его беспомощности, бессилии перед некоторыми составляющими его жизни.
Люди желают убежать от таких изображений, ведь это намного проще и не требует практически никаких усилий в сравнении с процессом, предполагающим решение своих внутренних проблем. Далеко не все задачи, стоящие перед индивидом, можно разрешить собственными силами.
Если человек поймет, как он слаб, и прислушается к внутреннему голосу бессознательного, то почувствует сигнал, посланный последним, чтобы помочь восприятию ранее отброшенных реалий. В этом случае личность может найти путь, который приведет его к реальному пониманию и осознанию своего внутреннего мира.
Встреча с Тенью означает познание себя. Так человек «встретит» коллективное бессознательное, открывающее мир, равный по своим размерам внешнему миру. Человек, смотрящий в воду, может увидеть не только собственное отражение, но и некоторые образы живых существ, появляющихся на поверхности водной глади. Озеро, море или океан, не важно, люди «населили» водоемы различными призраками и водяными существами. В сказках мы встречаем множество образов, которые подходят под определение Анимы. Это русалки, феи, ундины, суккубы, заманивающие представителей сильного пола в свою обитель. Дразнящее женское существо, роль которого могут выполнять различные образы, вызывает у мужчин состояние транса, оно встречает их в пути, вызывая эмоциональную бурю, характеризующуюся блаженными и пагубными переживаниями, депрессиями и экстазами и другими неуправляемыми эффектами.
Юнг в своей работе «Об архетипах коллективного бессознательного» не боится перемешивать значение «души» с некоторым значением шутовской природы. Если углубиться в более древние времена, то там можно встретить иное отношение к данному понятию.
В своей работе он представляет нашему вниманию размышления о первоначальном значении термина «душа». Она предстает перед нами текущей и переливающейся.
Анима представляет собой жизнь под сознанием и одновременно проистекает из нее. «Если истолкование Тени есть дело подмастерья, то прояснение Анимы – дело мастера. Связь с Анимой является пробой мужества и огненной ордалией для духовных и моральных сил мужчины… Речь идет об Аниме как факте внутренней жизни, а в таком виде она никогда не представала перед человеком…», – таковы были собственные слова автора о понятии архетипа Анима.
Помимо перечисленных архетипов, мы можем встретить в работах Юнга упоминание еще об одном очень важном архетипе – Мудрый старец. Этот архетип является прообразом шамана в первобытных племенах. Старец, как и Анима, представляется бессмертным существом, демоном, освещающим хаос и его темноту лучом жизни, несущим в себе смысловую нагрузку. Как и любой другой архетип, он наделен позитивными и негативными проявлениями.
Архетипы Тени, Анимы и Мудрого старца чаще всего персонифицированы. Они выступают как действующие персонажи, получившие свое воплощение благодаря работе фантазии. Процесс же, происходящий в сновидении, представлен еще одним архетипом – неперсонифицированным архетипом трансформации и путями достижения цели. Этот архетип, так же, как и предыдущие, относится к символам и предстает перед нами в своей многозначности и неисчерпаемости.
Соберем все перечисленные понятия в одно целое. Кроме непосредственного сознания, имеющего индивидуальный или личностный характер, существует некая дополнительная система коллективного характера, единая для всех и не обладающая личностными особенностями.
Коллективная составляющая бессознательного не подлежит развитию в ходе личностных изменений, она передается по наследству. Ее составляющими частями являются архетипы, вторично осознанные и задающие форму, но не содержащие элементов психического содержимого. Архетип в работах Юнга представляет собой первообраз, некие останки в психике человека первобытных начал, эволюционировавших в современное сознание.
В своих изысканиях Юнг провел аналогию между архетипами и инстинктами, отделив эти понятия друг от друга. Он называет архетипы моделями инстинктивного поведения. Методика анализа влияния архетипов на поведение людей в реальной жизни основывается на трактовке сновидений, наблюдаемых личностью на протяжении всей своей жизни. Преимущество естественных сновидений и сновидений, полученных в ходе гипнотического сеанса, заключается в их спонтанности и непроизвольности.
Во время сна контроль сознания значительно ослабевает либо вовсе отсутствует, что позволяет выбраться наружу даже вытесненным в бессознательное образам. Архетип же, являясь порождением бессознательной психики, представляет собой явления в чистом виде, которые не подвергались обработке сознанием.
В рамках этой главы мы рассмотрели лишь основные архетипы, упоминание о которых и более подробное изложение вы можете встретить в работе К. Г. Юнга «Об архетипах коллективного бессознательного». Персона, Тень, Анима, Мудрый старец – представители основных архетипов, несущих более личностный характер и позволяющих человеку познать свою сущность, приблизиться к своему внутреннему миру, своему «Я», осознать, что внутри находится еще неизведанный мир, на исследование которого надо отправиться в первую очередь.
В формировании образов непосредственно участвует архетип трансформации, который отвечает за формирование окружающей картины, сопровождающей проявление какого-либо персонального архетипа. Например, местность и конкретная ситуация, в которой будет происходить реализация персонифицированного архетипа, находятся во власти его трансформационного аналога.
На этом мы завершим исследование работ К. Г. Юнга и А. Адлера, открывших новые направления в развитии психоанализа.
Зигмунд Фрейд, анализируя первичные труды этих авторов, видел в них практически полную подмену основных терминов, присущих его психоанализу. В ходе своих размышлений основоположник психоанализа не пытается показать какую-либо нелепость в работах его последователей. Он хочет показать те отличия в научных концепциях А. Адлера и К. Г. Юнга, из-за которых, по его мнению, их нельзя назвать полноценными последователями психоаналитического учения.
Подробнее познакомиться с методиками авторов вы сможете, прочитав их работы или многочисленные критические статьи по истории развития психоанализа.
Самоанализ К. Хорни
Далее мы предлагаем перенести внимание на труды яркой представительницы неофрейдизма, одной из ключевых фигур женской психологии – американского психолога норвежского происхождения Карен Хорни. Она известна как автор работы «Невротическая личность нашего времени», являющейся отходом в сторону от классической теории, предложенной Фрейдом.
Исследовательница обращает свое внимание на существующие в определенный момент времени конфликты личности и показывает некоторые социальные и культурные факторы, обусловливающие развитие неврозов.
Автор попробовала предоставить дилетанту минимум знаний и инструментов, необходимых для освоения вершин методики, именуемой самоанализом. Она не предлагает исключить консультации у профессионального психотерапевта, представив некий начальный курс, помогающий понять основы психоанализа, направленного на самостоятельное преодоление некоторых внутренних конфликтов личности.
ИНТЕРЕСНО
«Самоанализ» К. Хорни – первое руководство по методике применения психоанализа по отношению к самому себе, предназначенное для тех, кто хочет самостоятельно преодолеть собственные проблемы. Заметим при этом, что З. Фрейд в своих работах неоднократно отрицал возможности самоанализа.
Основное отличие самоанализа заключается в том, что мир, подлежащий анализу, не чужд вам, ведь он ваш собственный, и никто не может знать его лучше, чем вы сами.
Остается лишь преодолеть некоторые факторы, мешающие достижению цели, одним из которых является отчуждение нами значительных частей окружающей нас реальности и нежелание принимать их как частичку своего «Я».
Главная задача, стоящая перед человеком, исследующим свой внутренний мир, – преодоление внутреннего сопротивления. Индивид должен справиться с ним, и тогда у него перед глазами откроется неведомый ранее мир собственного бессознательного.
Трудность заключается в преодолении эмоциональных факторов, ставящих заслон на пути бессознательного и делающих нас слепыми в его отношении. «Признавая, что многие люди слишком глубоко вовлечены в свои проблемы, чтобы быть способными анализировать себя; признавая, что самоанализ даже приблизительно не может сравняться по быстроте и точности с аналитической терапией, проводимой специалистом; признавая, что существуют определенные сопротивления, которые можно преодолеть лишь с посторонней помощью, мы все же должны сказать, что все это не является доказательством того, что такая работа в принципе невозможна», – вот слова, выражающие мнение Карен Хорни относительно разработанной ею методики. Основой послужили практические наблюдения, для которых К. Хорни специально приглашала своих пациентов и коллег.