Более подробно о методике самоанализа вы сможете узнать, обратившись к первоисточнику, либо по иным трудам, описывающим методики самоанализа.
В рамках же нашей книги мы ограничимся освещением отношения Карен Хорни к сопротивлению. Ее понимание данного феномена и ее работы по некоторым пунктам расходятся с изначальной трактовкой З. Фрейда.
Термин «сопротивление», введенный основателем психоанализа, означал все, что затрудняет работу изнутри. Он заявлял, что люди беспомощны перед своими сопротивлениями и не смогут преодолеть эти барьеры без помощи специалистов. Это утверждение считалось основным аргументом, препятствующим использованию самоанализа в работе психоаналитика, выполняя функцию внушения и самопрограммирования на неудачу при попытках проанализировать себя.
Карен Хорни критически относится к той части фрейдовской философии, где упоминается о функции и роли разрушающих влечений, не оставляющих места для полноценного функционирования созидательных сил, способных стимулировать рост и развитие. По словам З. Фрейда, для них не остается места, что не позволяет создать противовес разрушающим влечениям и преодолеть динамические силы сопротивления.
К. Хорни немного смягчает трактовку мэтра и считает фактор беспомощности человека перед силами сопротивления не таким уж и важным. Она предполагает, что действительная беспомощность зависит от скрытой силы, которая характеризуется степенью ощущения этого сопротивления. «… Пациент, например, может полностью осознавать, что сопротивляется посещению аналитика. Или может даже понимать, что изо всех сил борется против ослабления своей невротической наклонности…»
В большинстве случаев отмечается, что силы сопротивления действуют без осознавания их наличия пациентом. Человек не осознает их присутствия, он просто ощущает вялость, усталость.
К. Хорни полагает, что человек, вооруженный знаниями об источниках и проявлениях сопротивлений, будет способен их распознавать и вступать с ними в поединок с целью освободить вытесненные переживания и заново пройти через все, освободиться от его влияния. Поводы для появления вторичного сопротивления самоанализу похожи на появляющиеся у пациента во время сеанса психоанализа, но отличающиеся лишь собственным посягательством на осознание вытесненного переживания или скрытого значения.
При правильном анализе можно получить достаточно ценную информацию. Самоанализ, так же, как и психоанализ, проводимый специалистом, характеризуется тремя видами вторичных сопротивлений, имеющих лишь неизбежные отличия:
✓ открытая борьба с провоцирующим фактором;
✓ защитные эмоциональные реакции;
✓ защитное уклонение или сдерживание.
Наиболее активно проявляются защитные сдерживания или уклонения, так как благодаря чуткому отношению к себе удается заранее остановиться и не вызвать бурные реакции двух первых видов.
Формы сопротивления, включенные в третий вид, представляют собой многочисленные вариации, способные помешать человеку, приступившему к анализу проблемы, заблокировать понимание, понизить эффективность восприятия свободных ассоциаций, трактовка которых имеет очень важное значение для проведения психоанализа.
При проведении сеанса надо быть осторожным в моменты нерешительности, усталости, раздражительности, особенно если прослеживается связь этих проявлений с попытками проведения самоанализа. Человек сознательно ощущает нежелание анализировать себя и начнет откладывать сеансы, прекрасно понимая их необходимость. Он будет постоянно находить различные оправдания, чтобы отложить сеанс самоанализа. Эти моменты и будут проявлением вторичного сопротивления. Свободное ассоциирование может характеризоваться рядом защитных сдерживаний и уклонений, среди которых мы выделим наиболее распространенные:
✓ сопротивление снижает важность открытия, вместо кропотливой работы на достижение оптимального результата индивид делает скоропалительный вывод, что сводит все усилия по достижению положительных результатов на нет;
✓ отбрасывание в сторону результата, акцентирование внимания на чем-нибудь менее важном, «забывание»;
✓ нахождение компромиссного решения, которое не позволит приблизиться к истине.
Перечислив основные типы сопротивлений, попробуем объяснить, как с ними бороться и как научиться их успешно преодолевать.
Первое и главное требование – осознание наличия сопротивлений. Если человек не решил эту мини-задачу, то можно и не приступать к поискам внутренней конфликтной ситуации.
Если вы полностью и со всей серьезностью осознаете наличие сопротивлений, то существуют их определенные формы, ускользающие от внимания независимо от проницательности. Серьезность подобных сопротивлений зависит от того, насколько сильны факторы, вызвавшие их.
Наличие сопротивления, направляющего поиск способа разрешения внутреннего конфликта в другую сторону, можно почувствовать по отсутствию продвижения и успехов в самоанализе.
Важно не обманываться относительно достигнутого уровня анализа. Основной техникой борьбы с сопротивлениями является метод ассоциирования. Сопротивления, так же, как и сновидения, должны быть проассоциированы. В ходе аналитической работы человек, практикующий самоанализ, должен постоянно вести записи, где будет отображаться динамическое изменение состояния, чувств, желаний, действий. Только в этом случае эффективность самоанализа будет достаточно высокой. В момент встречи с сопротивлением полезно просмотреть записи, где отображены переживания, предшествовавшие изменениям или появлению блокирующего состояния. Возможно, именно в них вы и найдете ключ к разгадке. Иногда разумным будет отложить «штурм» блока на следующий день.
Возможно, у вас появится иной взгляд на проблему; со свежей головой, восстановив по записям события и переживания, вы сможете мгновенно интерпретировать произошедшее с какими-то событиями.
Самоанализ характеризуется еще одним фактором, препятствующим человеку в достижении желаемого результата. Имеется в виду любой феномен, преуменьшающий или останавливающий намерение человека приступить к работе над собой и вступить в «схватку» со своими проблемами.
Нам знакомы чувства безнадежности или смирения, испытанные в течение жизни, причем можно заметить завидную периодичность возникновения этих чувств. Они характерны и для человека, приступившего к самоанализу.
Бывают и ситуации, когда индивид настолько погряз в неразрешимом внутреннем конфликте, что уже лишился последней надежды и отказался от дальнейшей борьбы. Кто-то честно признается, что не желает отвоевывать для себя место под солнцем, жалуясь на пустоту в жизни. Другой человек будет некоторое время зализывать раны, а потом продолжит борьбу до победного конца.
Самоанализу мешает и наличие деструктивных, разрушающих наклонностей, направляемых либо на себя, либо на других. Чаще всего наблюдается их проявление в форме агрессии, презрения или общем негативном настрое человека по отношению ко всему. К. Хорни упоминает в своей работе «Самоанализ», что враждебность и презрение могут проявляться достаточно сильно, вплоть до возможности смерти как отличном способе отомстить.
Единственным способом самоутверждения для подобных людей становится слово «нет» на любое положительное проявление жизни.
Несмотря на тяжкие испытания в жизни, все равно остается возможность преодолеть их. Если же барьеры при помощи специалиста психоанализа оказываются непреодолимы, то всегда можно погрузить человека в состояние гипнотического транса, чтобы вытащить его страхи на поверхность.
Серьезные ограничения для использования метода самоанализа существуют лишь при тяжелых либо осложненных неврозах, но и в этом случае психоаналитик пробуждает все конструктивные силы, какие только сможет найти и активизировать.
Так, одним из главных открытий З. Фрейда явилось осознание важности влияния ранних сексуальных переживаний на формирование личности. Но не только сексуальные переживания оказывают столь сильное воздействие. Было бы более разумным рассматривать суммарное действие всех переживаний раннего возраста.
В завершение части нашей главы, посвященной Карен Хорни, приведем ее слова, в которых она говорит о сути самоанализа: «… Тем не менее неоправданно или даже бессмысленно упрекать себя за свои сопротивления. Человек не повинен в развитии сил, которые стоят за ними; более того, невротические наклонности, которые они пытаются защитить, предоставляли ему необходимые средства справляться с жизнью, тогда как все остальные средства отказывали… Я бы сказала, что он должен уважать их как часть самого себя, уважать их не в смысле одобрения или потворства, а в смысле признания их как результата органического развития. Такая позиция будет не только более справедливой по отношению к себе, но и создаст гораздо более здоровую основу для борьбы с сопротивлениями. Если же он подходит к ним с враждебной решимостью их сокрушить, то вряд ли ему хватит терпения и желания, необходимых, чтобы правильно их понять».
Вы не готовы принять сопротивления как часть себя и подойти к их анализу с присущим уважением? Поверьте, эффективность такого самоанализа будет равна нулю. Если же сопротивления представляются более сильными, нежели ваша воля, то эта проблема должна решаться при помощи специалиста, имеющего соответствующую квалификацию.
Итак, мы познакомили вас с историей психоанализа и местом гипноза в данной концепции. А теперь предлагаем вам ознакомиться с биографиями ученых-психоаналитиков, которые неоднократно апробировали данный метод на практике.
Потребности и мотивы поведения человека по А. Маслоу
Американский психолог А. Маслоу был одним из первых бихевиористов. Теория мотивации была создана им в 40‐е гг. ХХ в. В своих работах А. Маслоу описывал всю сложность потребностей и их влияние на мотивацию человека в поведении. Он говорил о разнообразии человеческих потребностей и о том, что их можно разделить на 5 категорий:
Физиологические потребности. Они необходимы человеку, чтобы выжить. Они включают в себя потребности в пище, воде, жилье, отдыхе (сне). К физиологическим относят и сексуальные потребности.
Потребности в безопасности и защите. Сюда входят потребности в защите от физической и психологической боли, защита от страха и гнева, уверенность, что физиологические потребности будут удовлетворены. Проявляться потребность уверенности в будущем может в страховании чего-либо, предпочтении работы с дальнейшей перспективой.
Социальные потребности или потребность в социальных связях. Включают в себя чувство принадлежности, принятия другими, поддержки, любви и нежности.
Потребности в уважении состоят из самоуважения, личных достижений, уважения, признания и одобрения со стороны окружающих.
Бихевиоризм – направление в американской психологии XX в. Основатель бихевиоризма – американский психолог Дж. Уотсон. В качестве предмета изучения в нем рассматривается поведение животного или человека от рождения до смерти. К поведению относят все внешне наблюдаемые реакции организма на внешние воздействия.
Потребности самовыражения – реализация собственных потенциальных возможностей и способностей; потребность в понимании и личностном росте.
Остановимся более подробно на каждой категории потребностей.
Физиологические потребности
Физиологические потребности также называют первичными, витальными. Их удовлетворение необходимо человеку для поддержания жизни. Тем самым делается акцент на том, что без удовлетворения этих потребностей человек прекратит свое существование. Данная категория является фундаментальным уровнем «пирамиды» потребностей по А. Маслоу. Этот вид потребностей биологический по своему происхождению
Помимо еды, в эту категорию входят потребности в одежде и убежище. Некоторые из физиологических потребностей не являются необходимыми, так как человек может существовать и без их удовлетворения, например, сексуальные потребности.
Психологи, определяя физиологические потребности как потребности в крове, одежде и пище, приводят неполный их список. Наиболее точное определение этих потребностей дал польский психолог К. Обуховский: «Они включают потребности в определенных химических веществах, температуре, кислороде для дыхания, в сне, пище, сенсорных раздражителях и обработке информации». Люди обращают внимание только на те потребности, которые требуют удовлетворения. Те потребности, которые удовлетворяются самостоятельно, без усилий человека, мы не замечаем. Любому субъекту (человеку или животному) необходима сила притяжения, но гравитационное поле Земли эту потребность удовлетворяет, поэтому мы не считаем это потребностью. Подобным образом осознаются и другие потребности. Например, общество осознало необходимость чистого воздуха после того, как атмосфера стала загрязняться из-за постоянного выброса вредных веществ. Эта потребность оказывает стимулирующее к развитию влияние на медицину и туристическую сферу обслуживания, а также на предприятия, которые занимаются оборудованием для очистки воздуха.
Удовлетворение потребности в еде происходит по-разному. Например, некоторые африканские племена нашего времени удовлетворяют эту потребность в малой степени, таким образом, она становится для них вопросом выживания ежедневно. И в то же время человек с высоким материальным достатком практически не замечает этой потребности. Несмотря на повышение уровня жизни, вопрос о недостаточном удовлетворении физиологических потребностей остается актуальным. Данная проблема ведет к напряженному психологическому состоянию, чувству тревоги и страха. Постоянное пребывание во фрустрирующей (травмирующей) ситуации, вызванной неудовлетворением первичных потребностей, может вызвать психические заболевания. Если человек долгое время испытывает голод, он будет считать, что лучшее в жизни – это большое количество пищи. Ярким примером может служить Россия 1917 г. Во время революции и гражданской войны люди считали, что если у них всегда будет еда, то им всю жизнь больше ничего не будет требоваться. Русский врач Л. А. Богданович в своих наблюдениях выяснил, что на разных стадиях голодания происходят необычные изменения психики. Из-за длительного дефицита еды изменения психики приводят к стойким изменениям в личностных структурах. Примером могут служить люди, пережившие войну, времена голода – они не могут выкинуть оставшуюся еду, делают запасы, которые не нужны. Подобный опыт меняет личность человека в целом, его поведение, общение, мировоззрение и т. д. Большое значение имеет отношение к голоду, умение человека совладать с собой и не поддаваться панике.
Серьезные изменения в поведении индивида возникают также и при отсутствии удовлетворения других физиологических потребностей. Например, человеческому мозгу необходимо небольшое количество информации из окружающей среды. Недостаток информации или ее отсутствие приводят к физиологическим и психическим нарушениям в организме. Малое исключение новых ощущений также приведет к изменениям восприятия. Существует гипотеза, что миражи в пустыне – это защитный механизм психики на однообразие окружающей действительности. С помощью воспоминаний человек компенсирует недостаток приходящей информации.
К этим физиологическим потребностям относится и физическая активность. Ее удовлетворение возможно через занятия спортом, физические упражнения и активный отдых.
Потребность в безопасности
После того как физиологические потребности удовлетворены, потребность в безопасности выходит на первый план. Если рассматривать ее более подробно, то можно сказать, что это потребность в защите, стабильности, уверенности в будущем, потребность сохранения здоровья и др. Если первичные потребности удовлетворены, то потребность в безопасности может стать определяющей в поведении человека. Безопасность бывает двух видов: физическая и социальная (духовная). Даже на физическом уровне можно увидеть, что эта потребность по-разному влияет на поведение человека. Социальная безопасность определяется стремлением человека иметь хорошую, надежную работу, страховку, образование, пенсию и т. д. Кроме личной, человек нуждается и в общественной безопасности. Выражается такая потребность в том, что человек предпочитает известность неизвестности.
В разные исторические периоды общество стремилось к сохранению мира неизменным. Крайние проявления такого поведения демонстрируют люди, страдающие неврозом. Они стараются все систематизировать, привести в порядок, чтобы в их жизни не было неожиданных ситуаций. Если все-таки подобное явление происходит, невротики считают его угрозой и начинают паниковать.
Все новое и непривычное вызывает чувство небезопасности у многих племен, существующих в наше время. Попытки принести в их жизнь что-то новое не увенчались успехом, так как главная ценность для них – сохранение устоявшихся традиций и привычного уклада жизни, потому что это обеспечивает им уверенность и чувство безопасности. В современном обществе также болезненно относятся к переменам. Большинство нашего общества составляет средний класс, а для него характерной особенностью является поддержание стабильности, неизменности социальной системы. Какие-либо изменения рассматриваются как угроза безопасности.
Потребность в любви и принадлежности к социальной группе
Потребность в любвиКогда вопрос безопасности решен, актуализируется потребность в любви и принятии другими. Человек понимает, что ему необходимы друзья, любимый человек, семья, иными словами, социальная группа, которая дала бы то, что ему необходимо. Эта потребность становится значимой и первостепенной для индивида, он забывает, что когда-то голодал. Его теперь мучает одиночество, и он начинает искать близких людей. Можно сказать, что разлука с семьей, друзьями, их утрата и другие факторы оказывают негативное влияние на психику детей. Человеку важно знать и понимать, что он живет дома с близкими людьми и является частью определенной группы. Клубы по интересам, проведение различных встреч являются примером того, что людям необходимо общение, потребность в принадлежности, возможность преодоления чувства одиночества. Неудовлетворение потребности в любви приводит к дезадаптации, а в последствии и к более серьезным психологическим проблемам. Различное проявление любви в нашем обществе практически всегда имеет определенные ограничения и запреты.
Необходимо уточнить, что в данном случае любовь не приравнивается к сексу. Сексуальное влечение рассматривается на физиологическом уровне. Но, говоря о сексуальном поведении, потребность в любви для него, помимо других потребностей, играет определяющую роль.
Потребность в любви и в сексуальных отношениях взаимосвязаны, но психологи разделяют эти два понятия. К. Обуховский считает потребность в сексе физиологическим явлением, как инстинкт сохранения рода Любовь – это более сложное социальное явление, которое своим источником имеет биологические механизмы. Эрик Фромм (немецкий психолог и философ ХХ в.) считал, что при помощи любви человек справляется с одиночеством и устанавливает взаимосвязь с другими людьми.
«Сексуальные контакты – явление естественное и нормальное, но когда они используются только для преодоления своей отчужденности, они мало чем отличаются от алкоголизма и наркомании. Сексуальное удовлетворение становится отчаянной попыткой избежать тревоги и страха одиночества. Но результат оказывается плачевным, поскольку сексуальный акт без любви не может стать мостом над пропастью, разделяющей два человеческих существа. Разве что на краткий миг» (Э. Фромм).
По мнению Фромма, представления о любви в разные исторические эпохи отображают уровень развития личности, общества, мировоззрение, ценности, которые были первостепенные в те или иные времена. Например, в период Средневековья сексуальные отношения считались грехом, ценилась любовь к Богу.
Э. Фромм в своей работе «Искусство любить» описал и проанализировал различные формы проявления любви:
✓ любовь между родителями и детьми;
✓ братская любовь;
✓ материнская любовь;
✓ эротическая любовь;
✓ любовь к себе;
✓ любовь к Богу.
Более подробно такое чувство как любовь рассматривать не будем, но стоит помнить, что потребность в любви можно понимать с двух позиций: человек хочет любить и быть любимым.
Потребность в принадлежности к социальной группеЧеловек связывает себя с другими людьми не только из-за потребности в любви, ему также необходимы общение, дружба, понимание, поддержка и принадлежность к социальной группе. Социология выделяет такие понятия, как ингруппа и аутгруппа. Аутгруппа – это чужие люди для того окружения, к которому человек себя относит. Ингруппа – близкие люди, семья, друзья, сослуживцы и т. д. Каждый индивид хочет найти группу людей, которые будут близки ему по духу, и установить с ней взаимосвязь (дружеские или рабочие отношения). Для того чтобы достичь цели, человеку может потребоваться образование, определенные умения, необходимые в этой группе, привыкание к ее стилю и образу жизни, возможно приобретение каких-либо материальных вещей.
А. Маслоу считал потребность в дружбе, общении, контакте с другими людьми очень важной, но общество недооценивает необходимость доброжелательных отношений в кругу близких людей, в своей компании или просто среди людей своего класса. Он писал, что большинство людей забывают о животном инстинкте быть в стае себе подобных, держаться вместе и принадлежать к группе.
Потребность в признании
Любому человеку необходимо признание, стабильная и высокая оценка его достижений и достоинств, нам необходимо уважение тех людей, которыми мы себя окружаем, уважение себя как личности. Эти потребности делятся на две категории. Первая включает в себя желания, цели, стремления, которые относятся к понятиям «успех, достижение». Человек должен ощущать чувство собственного достоинства, компетентности, уверенности и независимости. Ко второй категории относятся потребности в престиже и социальном статусе (уважение со стороны окружающих), внимании и известности. Австрийские психологи З. Фрейд, А. Адлер и их последователи в своих работах практически не рассматривали данный вид потребностей. Но клинические психологи и психоаналитики нашего времени отмечают большое значение этих потребностей в жизни человека.
ИНТЕРЕСНО
По мнению А. Маслоу, обществу, чтобы выжить и быть социально и психологически здоровым, необходимо удовлетворять потребность в принадлежности к социальной группе.
Когда потребность в признании и уважении удовлетворена, индивид чувствует себя уверенней, появляется чувство значимости, силы, он понимает, что нужен и полезен обществу, его самооценка повышается. Если эта потребность не удовлетворена, то у человека возникает чувство слабости, бессилия, униженности, что может привести к стрессу и депрессии.
Потребность в самоактуализации
В случае, если все потребности от базовых до более высоких удовлетворены, а человек может быть не удовлетворен, причиной будет являться то, что он занимается не тем делом. Для того, чтобы жить в гармонии с собой, композитор должен писать музыку, врач – лечить, артист – играть на сцене и т. д. Человек должен стать тем, кем он может быть, должен находиться в гармонии с собственным «Я», со своей сущностью. Это и есть потребность в самоактуализации, потребность высшего уровня. Понятие «самоактуализация» было введено немецким психиатром Куртом Гольдштейном. Этим термином он хотел обозначить то, что человек стремится к раскрытию своего потенциала, к самореализации. Данная потребность, как и все предыдущие, выражается у каждого человека по-разному. Один хочет быть идеальным супругом, другой хочет достичь карьерных высот, третий – реализоваться в творчестве. Человек чувствует и задумывается о потребности в самоактуализации только после удовлетворения потребностей более низкого уровня.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что удовлетворение потребностей низшего уровня ведет к актуализации потребностей более высокого уровня, но это не говорит о том, что место предыдущей занимает другая потребность. Также можно отметить, что потребности не находятся именно в той последовательности, в которой они были описаны, и они не имеют закрепленного положения. Подобное расположение потребностей, которое было предложено в начале главы, наиболее часто встречающееся, но у каждого человека оно может меняться в течение жизни.
Психические защитные механизмы
Понятие психологической защиты было введено в 1894 г. Происходит оно из теории психоанализа, основателем которой является Зигмунд Фрейд. Идея защитного механизма часто используется в психотерапевтической теории и практике, а также при анализе теорий, направленных на изучение личности.