– Как же, как же, разве, знакомясь с Писанием, ты не понял, что Христос специально принял муки за людей? – отвечали начитанные святоши. – То ведь была очистительная жертва, которую Он принес во искупление вины погрязших в разврате грешников.
– Ничего он не очистил и не искупил, – продолжал Женя свои возражения. – Что его жертва кому-то дала? Люди как грешили, так и продолжают грешить. Глупость какая-то. И потом, что за чушь это «воскрешение» Христа? Если его уже однажды видели живым, то куда он делся, где теперь живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме?
– Нельзя так примитивно, так приземленно мыслить, – богословствовали богославы. – Он вознесся снова на небо, а на земле живет в каждом из нас в качестве «святого духа».
И в попытке выкрутиться из переплетений не сходящихся друг с другом противоречий они не могли найти ничего более нового, чем вернуться к своим религиозным истокам ожидания Мессии и предложить верить в некое «второе пришествие». Зачем же тогда был весь тот сыр-бор? Иудаизм и так, без всякого христианства, обещал будущее Пришествие.
Однако все-таки главное, рассуждал Женя, не какие-то отвлеченные теории, идеи, идеологии, а практика их применения в жизни. Но именно она-то и была у христианства весьма далека от той морали, которую сама же проповедовала.
Хотя это и не могло особенно удивлять. Вся история человечества свидетельствовала – любое вероучение, особенно на раннем этапе своего развития, когда ему надо завоевать (отвоевать) свое место под солнцем, входит в раж, становится безжалостным, жестоким, не терпящим никакой конкуренции и противодействия.
Разве можно забыть какими жестокими методами происходило поначалу внедрение византийского православия в киевской Руси? Оно было таким же кровавым, как и во многих других странах, куда крестоносцы несли свои кресты, расчищая им территорию мечами, саблями, мушкетами, пушками. А сколь ужасны были освященные Христом-господом еврейские погромы в средневековой Германии, в России, Польше. И как не помнить о гибели десятков тысяч евреев, во имя Христа сожженных на кострах инквизиции и изгнанных когда-то из Испании, Франции и других европейских стран?
Позже уже в наше время пальму первенства по религиозному мракобесию у старого дряхлеющего христианства начал перехватывать быстро набиравший силу агрессивный исламский фундаментализм с его бандитским джихадом и массовым терроризмом, грозящим уничтожить всю западную цивилизацию, в том числе и то же христианское наследие.
Возможно, это некий промысел Божий – кара за преступное отношение церкви к синагоге, то есть, неблагодарной дочери к своей собственной матери, наказание за многовековые притеснения евреев под знаменем креста, их сжигание на кострах инквизиции, за звериный антисемитизм, гетто, погромы, черту оседлости. И, тем более, за Холокост.
* * *Судьба малочисленной еврейской секты древней Иудеи, сначала испытывавшей преследования, а потом набравшей силу и превратившейся во всемирную религию – это характерный пример естественного процесса социальных «качелей», когда общество от одних крайностей переходит к другим. Можно назвать это явлением подавляющего меньшинства. Во все периоды человеческой истории малое всегда стремилось стать большим, а, ставши им, гнобило новые меньшинства.
Недаром та самая христианская религия, окрепнув и возвысившись, в свою очередь начала жестоко преследовать другие секты и отклонения уже от своей идеологии. Если в I-м веке император Нерон распинал на крестах, жег на кострах и травил львами-тиграми ранних христиан на аренах Рима, то в XY-м «великий инквизитор» Торквемада именем Христа точно тоже самое творил с инакомыслящими на площадях и в тюрьмах средневековой Испании.
А крохотная кучка социал-демократов начала прошлого века в России, яростно борясь против «произвола царского самодержавия», хотя и была в меньшинстве, но бесцеремонно объявила себя большевиками. Захватив же власть, установила намного более свирепый, чем раньше, режим и с невероятной жестокостью начала уничтожать всех своих конкурентов и противников.
А вот знаковый пример из новейшей истории, с которой Женя познакомился, поселившись в 1998 году в лосанджелесском Западном Голливуде, где сексуальное меньшинство в буквальном смысле уже было там большинством. Правда, в то время оно еще только боролось за легализацию однополых браков. Тогда всем казалось, что люди тронулись умом, если всерьез без всякой улыбки (ухмылки, усмешки) выносят напоказ и делают публичным постельный вопрос траханья через зад мужиков друг с другом.
Однако гомики-педерасты вскоре победили, что одновременно с фактическим оправданием черного криминала, разрешением абортов, легализацией марихуаны и латинизацией населения стало серьезным ударом по традиционной американской демографии с ее европейской идентификацией.
Особенно сильный хук слева от прогрессистского меньшинства белое большинство США получило летом 2020 года. Вслед за пандемией смертельного короно-вируса вспыхнула новая эпидемия – расовые волнения. Толпы безмозглых леваков с дурацкими плакатами-слоганами вышли на улицы, в беспомощной злобе ринулись валить монументы бронзовых конфедератов, снесли генерала Роберта Ли, президента Теодора Рузвельта, отрезали голову Колумбу, грозились даже уничтожить «рабовладельца» Линкольна.
Черное меньшинство Америки, тупая безграмотная шелупонь, нигде никогда не работавшая, живущая на велферные подачки, требовала все новых привилегий. Бандитская чернь бросилась бить витрины, грабить магазины, банки, кафе.
Безумство дошло до того, что в калифорнийском Сакраменто ассамблея приняла законопроект о снижении финансирования полиции в пользу выплаты репараций потомкам черных рабов на хлопковых плантациях четырехсотлетней давности(!?). Хотя настоящего рабовладения на территории Калифорнии, фактически, никогда не было.
* * *В конце этой главы стоит объяснить истинную причину приведенных выше неоднозначных дилетантских рассуждений нашего героя, который то ли из-за папино-маминых генов, то ли особенностей интеллигентского воспитания, вырос парнем во всем сомневающимся, вечно пытающимся до чего-то докопаться и что-то объяснить. Если большинство людей безоговорочно принимают общеизвестные истины на веру, то Женя зачем-то хотел в них разобраться, понять.
Он иногда даже завидовал некоторым своим сверстникам, однокурсникам, коллегам, в себе уверенным, убежденным, что они всегда правы и все обо всем знают. Им легче жить, они идут по жизни прямым путем, не отклоняются в сторону от намеченной цели, не заморачиваются какими-то проблемами и, наверно, поэтому в итоге успешно делают карьеру – становятся директорами, генералами, академиками, президентами.
Некое лукавое оправдание своей неспособности следовать примеру таких удалых ловцов успеха Женя как-то выудил в близких его сердцу словах В. Маяковского:
Уходите мысли восвояси,обнимись души и моря глубь,Тот, кто постоянно ясен,тот, по-мойму, просто глуп.Глава 7. Еврейский ренессанс
Маца подпольная
Обретение собственной еврейской сущности, кроме всего прочего, у Жени было связано с поначалу робким и боязливым прикосновением к ритуалам иудейской религии.
Первым в его жизни словом, относившимся к традициям древней веры, было – маца и восходило к последним военным годам. Он слышал его от бабушки, которая, пугливо оглядываясь, шепотом его произносила в коридоре у входной двери, когда дед брал из ее рук пару бумажных двадцаток и, накинув на плечи пальто, уходил к соседке Розе Лазаревне. Минут через десять он возвращался с довольной улыбкой и небольшим прямоугольным пакетом, обернутым в наволочку от подушки.
Но и позже, даже в самые звериные юдофобские времена перелома 40–50-х годов, стараниями той же жениной бабушки это необычное изделие появлялось в Песах на их праздничном столе седера. Большие квадратные плитки той мацы были толстыми, твердыми, трудно кусаемыми, но все же, как полагается, имели все традиционные признаки: они были полосатыми, бугристыми, украшенными ровными рядами коричневатых поджарок и точечных наколок.
Эту мацу подпольно делали кустарным образом на тайных частных квартирах где-то в Измайлове или Филях. Она выпекалась на больших чугунных сковородах в домашних печах и кухонных духовках. Развозили эту мацу по разным секретным адресам, сведения о которых с большой осторожностью передавались московскими евреями друг другу из уст в уста. Таким адресом в женином доме была и та самая соседка Роза Лазаревна, продававшая из-под полы этот заветный пасхальный продукт.
Только при Хрущеве мацу стали выпекать легально и профессионально в специальной пекарне. Теперь уже не дед, а повзрослевший Женя по заданию бабушки ездил за ней в Хоральную синагогу на улицу Архипова, где за совсем небольшую цену получал упакованную в белую бумагу пачку тоже толстой, но уже намного более вкусной мацы с узаконивающей ее надписью: «Изготовлено под наблюдением главного раввина СССР Иегуды Лейб Левина».
И в течение всего брежневского застойного периода и, тем более, в Перестройку М. Горбачева иудаизм в стране жил уже своей легальной синагогальной жизнью.
С детства Женя был также приучен бабушкой и мамой говорить молитвы. По утрам он шептал или произносил про себя:
«Модэ Ани Лефанэха Мэлех Хай Векаям Шехе-ксезарте Би Нишмати Бехемла Раба Эмунатеха». («Возношу благодарности пред Ликом Твоим, Властелин, над которым не властно время, за то, что милостиво возвратил Ты мне душу мою. Велико доверие Твое»).
Потом уже по-русски просил Бога о чем-то своем, заветном, личном и завершал тем, что говорил: «Дер мамочке а-гитер шу, дер папочке а-гитер шу». То-есть, просил Бога за маму-папу. В субботу добавлял: «А-гит шабес», а по ее окончании «А-гите вох», в смысле, «хорошей недели». Конечно, он ничего не понимал в этих древних ивритских словах, но они звучали так хорошо, так умиротворяюще, что настраивали на некий успокоительно-добрый лад.
Кстати, этот ритуал так с Женей срастился, что уже и совсем в зрелом возрасте он почти никогда не пренебрегал после утреннего умывания, чистки зубов и бритья щек творить эту молитву, добавив к ней: «Шма Исраель, Аденойе-Алейхум. Борух-ато-Адонай…» – «Слушай Израиль, Бог…».
Он понимал, что чудовищно и безобразно перевирает, коверкает все без исключения молитвенные слова. И даже изредка пытался восстановить заученное когда-то, но каждый раз опять сбивался, снова забывая правильное произношение священного текста.
Имел ли этот чисто формальный контакт с религией прямое отношение к вере в Бога. По-видимому, совсем нет. Может быть, лишь некоторое, довольно отдаленное, по этакой касательной кривой, по какой-то тонкой линии-паутинке.
А вот поразмыслить и поболтать с друзьями-евреями на эту тему Женя очень-таки любил.
* * *Вера и религия. Ему казалось, что вообще эти две стороны духовной жизни человека соотносятся друг с другом примерно так же, как любовь и секс. Можно платонически любить женщину, но не тащить ее в койку – точно также верить в существование Высшего начала, но не соблюдать религиозные правила.
И, наоборот, можно сколько угодно трахаться в свое удовольствие, не испытывая никаких особых чувств – и подобно этому регулярно ходить в синагогу, истово молиться, соблюдать шаббат, кушать только кошерную пищу, но даже не задумываться, есть Бог или нет.
И какое из этих двух поведений предпочтительнее? Риторический вопрос, думал Женя. Наверно, для кого-то первое, а для кого-то второе. Когда говоришь об этом с кем-нибудь из прихожан синагоги, они утверждают, что вера сама собой без религии существовать не может, так же, как вода требует стакана, вино бокала, суп тарелки.
И еще одно поначалу казалось Жене странным: почему Моше передал людям Тору в весьма сложном виде, непонятном без разъяснений простому смертному. Вот ведь по сравнению с Пятикнижьем такие пропагандистские коммунистические «библии», как сталинский «Краткий курс истории партии» или китайский цитатник Мао «Пиньинь», куда проще, куда доступнее для широкого пользования.
Ответ на это недоумение он получил при чтении того же Фейхтвангера. В одной из его книг говорилось, что Божий закон мудрый еврейский пророк умышленно записал в непростом виде. Замысловатая форма священному Писанию специально придана для того, чтобы люди себе и другим его поясняли, толковали, трактовали и тем самым учились думать, рассуждать.
Поэтому библейские тексты не просто читаются, как некая историческая хроника, а в них вчитываются, их изучают, исследуют. Отсюда понятно и появление в иудаизме многих подробных книг-комментариев, наиболее значительная из которых – Талмуд («Устная Тора») с его Мишной и Гемарой.
Спасибо тебе, хабад
Вообще-то отношение с религией у Жени, воспитанного в чугунных кандалах коммунистического атеизма, было, скорее, на «вы», чем на «ты». Но это не мешало ему задумываться над тем, что красота ландыша, изящество бабочки, мощь слона не могли возникнуть просто так, без гениального Создателя.
И сам человек с его умной головой, умелыми руками, гибкими суставами, мастерски и хитроумно сконструированным желудком был настоящим чудом. Только гениальный изобретатель, рассуждал Женя, способен был соединить в одном органе тела прекрасный акт любви и деторождения с выбросом грязных отходов отработанной пищи. И даже придумать так, что выходящий с ними газ был для тебя запахом, а для другого – вонью.
* * *И все-таки именно благодаря знакомству с еврейскими религиозными традициями Женя почувствовал тесную связь со своим иудейским племенем.
Этому почти целиком он был обязан тому, что в России последнего десятилетия XX века в восстановлении национальной и иудаистской жизни, большую роль сыграла бурная просветительская и благотворительная деятельность молодых американцев хасидского движения Хабад. Именно этому ответвлению иудаизма евреи жениного поколения, бывшие ими до этого только номинально, по паспорту, обязаны тем, что, они, наконец, начали становиться евреями по-настоящему.
Тогда в начале 90-х в небольшом двухэтажном московском особняке на Бронной энергичные хабадники во главе с лосанджелесским ребе В. Куниным оборудовали помещение для синагоги, где стали собираться десятки людей на субботу-шабат и сотни на еврейские праздники. Ими была открыта и бесплатная столовая, где кормили людей обедами, и, кроме того, устраивали интересные встречи, беседы, проводили собрания, читали лекции.
А потом по пятницам в качестве помощи сотням пожилых московских евреев там стали выдавать пакеты продуктов с крупой, яблоками, курами, чаем, сахаром.
Можно по разному относиться к тому, что в России XXI века главным раввином страны был признан лидер одной из религиозных сект, которой являлось движение Хабад – ответвление Хасидизма. А ведь и то, в свою очередь, являлось лишь ветвью традиционного ортодоксального иудаизма.
Возникшая когда-то в белорусском местечке Любавичи, небольшая религиозная группа по какому-то волшебству в 80-90-х годах прошлого столетия быстро выросла в мощную международную организацию. Возможно, это произошло благодаря выдающимся вождистским и предпринимательским способностям ее главы ребе М. Шнеерсона, много лет управлявшего из Нью-Йорка своей империей.
Может сильно смущать (даже возмущать) то, что плохо говоривший по-русски миланский еврей Бен Лазар так бесцеремонно оттолкнул от лидерства действовавшего главного раввина России А. Шаевича. Можно упрекать его за угодничество перед властью, негодовать по поводу получения им от нее всяческих привилегий, наград, включая освященные РПЦ (Русская Православная Церковь) орденов Минина-Пожарского и Александра Невского. Но…
Что не говори, этот прижившийся в России хабадский функционер оказался довольно толковым менеджером и достаточно ловким политиком. Его стараниями, подкрепленными не худым американским кошельком, были возрождены еврейские общины в 450 городах страны, где открылись синагоги, учебные ишивы и кое-где даже отделения работающего в Москве «Еврейского университета».
Кстати, в это элитное высшее учебное заведение потянулись далеко не только этнически чистокровные евреи. И немудрено – каким более-менее продвинутым родителям не хочется, чтобы их дражайшие чада получили хорошее европейское гуманитарное образование и дипломы, признаваемые на Западе? Многие из этих ребят со временем проходили гиюр и становились полноправными евреями, еще строже соблюдавшими древние традиции, чем их этнические единоверцы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги