Алексей Салмин
Неожиданные вопросы организации роботовладельческого общества. Том 1. Гуманитарные материальные технологии роботовладельческого общества
Предисловие к первому тому
В первый том вошли статьи Салмина А.И., опубликованные с апреля 2016 года по апрель 2022 года, о принципах организации роботовладельческого общества, в котором в качестве рабов выступают электромеханические роботы. Недостатком высокоорганизованных обществ является то, что высокую организацию в одних территориях необходимо компенсировать повышенной хаотизацией на других территориях. Страны НАТО решали эту проблему военным разрушением неугодных территорий и в результате потеряли лидерство из-за большого числа недовольных их политикой. Россия и её союзники не должны повторять ошибку стран НАТО. Предлагается для моделирования низкой организации использовать зоны отстающего развития и зоны альтернативной истории с соблюдением быта двадцатого века и социальных гарантий для проживающих в таких зонах, а также организованные демократические переселения народов. Первый том содержит элементы высококачественной научной фантастики. По завершении спецоперации российских войск на Украине вопрос послевоенного мирного мироустройства снова станет актуальным. Революционный путь развития в значительной мере дискредитировал себя, требуется предложить какие-то альтернативы ему. В своём труде автор пытался переосмыслить, какие идеи из старороссийского дореволюционного общества, из советского общества и из недавнего либерального общества могут быть использованы для построения общества будущего с учётом возможных технических новшеств. Спортивные соревнования способствуют выдвижению новых идей и формированию проектов. Чтобы эти идеи и проекты воплощались в жизнь в зонах опережающего развития без войн и уголовщины, должны существовать зоны отстающего развития.
Из старороссийского общества могут быть перенесены в новое общество религиозные идеи. Общество без веры в Бога при серьёзных испытаниях развалится, у него должен быть духовный стержень. Я не углубляюсь в глубокие богоисследования, но пытаюсь современным языком донести до читателя общие принципы применения известных идей во вновь возникающем обществе. Одной из глубинных причин октябрьской революции 1917 года было то, что православие недостаточно исследовало взаимодействие человека и техники. Оно опиралось на древние духовные традиции, в которых ничего не было сказано про влияние технического прогресса на духовную жизнь людей. Не обращать внимание на технический прогресс, тем более незаслуженно критиковать его в современном обществе невозможно. Но надо выработать какую-то тактику взаимодействия с современной техникой, чтобы эта тактика не мешала развитию человеческого общества, но и не нарушала духовный строй жизни людей. В результате игнорирования темы взаимодействия человека и техники Церковью этим взаимодействием начинают заниматься антицерковные силы, и техника начинает разрушать общество своим влиянием. Религиозным вопросам будет посвящён преимущественно третий том.
Ценным наследием советского строя является понимание существования общественно-политических формаций, закономерной их последовательной смены. От социалистической и капиталистической систем современные руководители отказались, взяв из них только отдельные элементы в современное общество. В то же время в обществе появились средства производства из роботовладельческого общества, а политическая система управления осталась на уровне социализма и капитализма, то есть холодной войны. Политическая система стала тормозить развитие общества. Либералы пытались построить первую открытую глобальную систему управления, но в ней содержались некоторые ошибки, которые привели к неустойчивости и разрушению глобальной экономики. Теперь мировую систему придётся отстраивать заново. Важна системность подхода при решении этой задачи, некоторые элементы новой системы мною осмыслены. Если будет выработана гармоничная система, то жизнь людей в ней будет счастливой. Мною сформулированы предложения по устройству отдельных элементов системы наказаний, юридической системы, политической системы, информационной системы, финансовой системы, системы создания новой техники, идеологии, взаимодействия религии и техники, полового воспитания. Надеюсь, что мои идеи будут интересны читателю.
Некоторые из статей, включённых в первый том, публиковались в период проведения спецоперации российских войск в Сирийской арабской республике, поэтому в них есть упоминания про ИГИЛ. ИГИЛ – это запрещённая на территории Российской Федерации организация.
Графики, рисунки и фигуры в статьях выполнены автором книги.
1. Некоторые принципы формирования роботовладельческого общества
Впервые опубликовано www.science-perm.ru / Архив конференций. / Материалы первой международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития нефтегазовой и машиностроительной отраслей», Екатеринбург: научно-издательский центр «Инноватика», 25.05.2016, с. 35–40
В обществе должны быть представления у большинства его граждан о ближайшем будущем, наиболее благоприятной его перспективе на ближайшие 20–30 лет. Это поможет согласовать усилия многих людей на достижение общих целей. Раньше у нас в стране в качестве такой цели провозглашался коммунизм. Но оказалось, что коммунизм (или в христианской терминологии – райское общество) – это весьма высокоорганизованное общество, уровень которого может быть достигнут только через несколько сотен, а может быть и тысяч лет. Мы ещё не знаем всех закономерностей его функционирования [6]. Например, советские фантасты предсказали, что в коммунистическом обществе будут изобретены ратоматоры [2] – приборы, которые из отдельных атомов смогут собирать любое объёмное тело – от еды и бытовой техники до тела человека. Но даже советские фантасты не учли, насколько это сложная задача – собрать тело человека, ведь у него есть надатомная сущность – душа, устройство которой в ближайшие сотни лет вряд ли будет выяснено. Пока что сейчас изобретены только 3Д-принтеры, которые могут печатать из одного вещества (металла или пластика) объёмные тела по заданной программе с описанием их внешней формы [3], но как это далеко от ратоматора! С другой стороны, если провозгласить ближайшей целью строительство капитализма, это будет с трудом восприниматься частью общества, преимущественно старшего поколения, воспитанного в советское время. Эта часть общества находится в пессимистическом состоянии: социализм проиграли, коммунизм строить слишком сложно, капитализм не хотят строить, поэтому занимаются бесплодными протестами, спиваются и оказываются лишними людьми в обществе. Необходимо их привлекать к полезной работе в обществе вместе с передовой частью общества. В качестве приемлемого для всего общества решения можно предложить строительство в ближайшие десятилетия роботовладельческого общества. В научно-фантастической литературе уже обсуждались отдельные принципы формирования такого общества [1, 4, 5], ниже приведён краткий анализ не раскрытых ранее принципов такого общества.
После того, как в обществе появилось сознание необходимости индустриализации страны и мира, надо продумать, какие особенности современная индустриализация будет иметь по сравнению с индустриализациями 1900-тых и 1930-тых годов в России и Советском Союзе. Одной из особенностей, которую необходимо законодательно отрегулировать, является появление в обществе высокоорганизованных машин и человекоподобных роботов. Если в Советском Союзе машина была только неполноценным помощником человека, то современные роботы по некоторым характеристикам (интеллект, неутомимость в работе, быстродействие) превосходят человека и могут его полностью заменить в некоторых работах. Появление сложных машин в обществе, если его законодательно не отрегулировать сразу, может вызвать неожиданные трудовые споры, неожиданные уголовные преступления, конфликты, которые не предусмотрены законодательством, и на которые судьям будет непонятно как реагировать, а потерпевшие будут недовольны сложившейся ситуацией и вынесенными судьями решениями.
Новый закон можно назвать «Закон о роботовладении человека высокоорганизованными машинами и человекоподобными роботами». Под человекоподобными роботами будут подразумеваться человекоподобные электромеханические машины, не имеющие души, подобной человеческой. Под высокоорганизованными машинами – электромеханические машины, не похожие на человека, не имеющие души, подобной человеческой, способные выполнять человеческие, растительные или животные действия так же, как человек, животное или растение или лучше их. Человек имеет статус роботовладельца на том основании, что у человека есть человеческая душа, а у человекоподобного робота или высокоорганизованной машины её нет. В отличие от американского понимания души, которое подразумевает, что душа – это информация, включающая ряд программ с особыми свойствами, российское понимание души подразумевает, что душа – это не только информация, но и носители этой информации на разных по размерам элементарных частиц уровнях организации – организменном, клеточном, биохимическом, субатомном и на уровнях, состоящих из более мелких частиц, чем субатомные, недоступных для наблюдения современными приборами. Если бы душа была только информацией, то было бы совершенно всё равно, куда эту информацию загружать – в электромеханического робота или человека, тогда человек и робот должны иметь равные права. Но из-за того, что душа имеет носители, некоторые из которых недоступны для человеческой техники наблюдений и конструирования, невозможно внутри робота или машины на современном этапе развития техники расположить эти носители, из-за чего объём информации, который может быть загружен в робота или машину, ограничен, и ограничены из-за этого творческие способности робота или машины. Человек может получить доступ к практически бесконечным объёмам информации, расположенным на мелкокорпускулярных носителях [7]. Возможно, через несколько столетий уровень техники станет столь высокий, что можно будет изготовлять человекоподобную душу для роботов, тогда они станут равноправны с человеком. Но пока это невозможно. Такой подход подразумевает, что существует Бог, который при создании мира загрузил информацию на недоступные для физических наблюдений уровней организации души [7, 8]. У неживых предметов, растений и животных тоже есть души, но они менее совершенны, просты и примитивны по сравнению с человеческой душой, они передают информацию с более мелкокорпускулярных уровней организации более медленно – десятилетиями, столетиями или тысячелетиями, в то время, как человеческая душа это делает быстро – за секунды, минуты, дни, месяцы или годы.
Таким образом, высокоорганизованная машина или человекоподобный робот (далее для краткости их будем называть робот) подчинены человеку и являются его рабами. Можно для написания закона поднять архивы и посмотреть законодательство рабовладельческих государств и построить некоторые законы роботовладельческого общества по аналогии с законами рабовладельческих государств по отношению к роботам. Например, если робот совершил преступление, то наказывается человек, запрограммировавший или научивший робота этому преступлению, и хозяин робота, разрешивший его так программировать. Робот за это не наказывается и подлежит перепрограммированию. Уничтожение робота не считается убийством, но за его поломку или уничтожение в результате вандальских действий должно назначаться более суровое наказание, чем за порчу простых вещей, поскольку он сложен в изготовлении иремонте. То есть за такие действия должен назначаться не только штраф, но и лишение свободы, если действия были преднамеренными. Если робот работает, то его зарплата передаётся владельцу робота, который обязан выделять деньги на его содержание, починку и утилизацию нечинимого робота. В развитом роботовладельческом обществе за каждым человеком будет закреплено как минимум два робота. Первый робот (или, может быть, это будут несколько роботов) будет находиться в его личной собственности и выполнять бытовые работы по дому. Второй робот (или, может быть, это могут быть несколько роботов) будет производить товар или услуги на продажу, и от его работы хозяин будет получать прибавочную стоимость. Второй робот не обязательно будет в частной собственности у хозяина. Имеет смысл за бюджетными организациями в их общественной собственности закрепить роботизированные предприятия, выпускающие продукцию или услуги за деньги, суммарная прибавочная стоимость от работы их роботов будет распределяться между работниками бюджетной организации, которой принадлежит роботизированное предприятие. Простое содержание бюджетных организаций за налоги, собранные государством, как происходит в современном обществе, как показывает практика недостаточно, многие работники имеют низкие зарплаты. Такое дополнительное финансирование работников бюджетных организаций более прогрессивно, чем финансовые спекуляции, поскольку создаёт товар. Спекуляции ничего не производят, отучают людей работать над реальными проектами и без организации параллельного со спекуляциями производства товара могут со временем породить дефицит товара.
Кроме общих отношений между роботами и людьми, должны регламентироваться отношения по отраслям и сферам деятельности, которые имеют свои особенности. Например, массовое производство роботов (в количестве более 1000 штук для большинства видов роботизированной продукции), полностью заменяющих человека на его рабочем месте, должно быть налажено только в тех профессиях, где люди не хотят трудиться. Например, дворниками люди не хотят работать, дворников не хватает, их можно заменить роботами. В то же время должны быть процентные ограничения количества рабочих мест, занимаемых роботами, от общего количества рабочих мест по профессиям. Например, люди-дворники занимают 30 % рабочих мест (говорю наугад, у меня такой точной цифры нет), надо за ними эти места сохранить, чтобы те, кто хочет работать дворниками, имели возможность это делать. Но люди с удовольствием работают шофёрами, лётчиками и т. п., поэтому полностью заменяющие шофёров и лётчиков автопилоты не нужно производить массово, надо дать людям трудиться на любимой работе. У правительства был уже конфликт с дальнобойщиками, которые не хотели платить по системе Платон, то есть шофёры проявили социальную активность и некоторую нетерпимость. Если людей начнут массово увольнять с работы, заменяя их автопилотами, это вызовет взрыв возмущения. С течением времени в развитом роботовладельческом обществе автопилоты вытеснят живых водителей, но необходимо предусмотреть переходный период, когда большое количество шофёров или лётчиков будет продолжать трудиться.
В Японии построили робота, который работает на эстраде. Всё-таки многие люди желают работать певцами и музыкантами на эстраде. В качестве исключения отдельных роботов можно допустить на сцену, но процент людей на эстраде должен быть высоким, порядка 95 %. На эстраде выступают прежде всего те, кого любят. Люди должны больше любить других людей, чем машины. Если робот выступает на сцене, то публике обязаны представить лично или хотя бы показать фотографию или видеозапись автора музыки и слов.
Другие отношения возникнут между учителями школ и преподавателями вузов с роботами, читающими лекции. Если не отрегулировать эти отношения, то какой-нибудь академик в Москве будет получать огромные гонорары за то, что роботы по всей стране читают написанные им лекции, а большинство учителей и преподавателей лишатся части заработка, поскольку раньше им платили за время, затраченное на чтение лекций. Будет конфликт. Выход из него возможен, если обязать программировать таких роботов (имеется в виду писать для них текст лекций) тех, кто ими владеет, а если ими владеет юридическое лицо, то работников этого юридического лица (например, вуза, школы). То есть, если роботом-лектором владеет вуз, то лекции для него будут писать преподаватели этого вуза, а если роботом-лектором в данном вузе владеет Академия наук, то лекции для него пишут работники Академии. Тот, кто пишет лекции, тот и получает гонорары за работу робота-лектора. Если он не владелец робота, то часть гонорара передаётся владельцу.
Надо запретить роботам без участия человека работать в творческих профессиях (поэтами, музыкантами, художниками, учёными, писателями и т. д.). Предоставлять роботам плоды своего творчества для трансляции или иного воспроизведения люди могут, люди могут также использовать роботов как помощников в процессе творчества для расчётов, черчения, записи результатов, музыкальных инструментов и т. п., но сам робот не имеет права на творческую деятельность. В США, если не ошибаюсь, в Массачусетском техническом университете, пытаются написать программы для творческой деятельности самопрограммируемых роботов. Такие действия должны быть уголовно наказуемы. Если роботы заменят людей в творчестве, то люди на планете будут совсем не нужны. Это античеловеческая позиция. Конечно, роботов не надо делать совсем тупыми, какими-то минимальными навыками для обучения и принятия простых решений они должны обладать. Но эти навыки должны быть ограничены по сравнению с человеком. Например, у человекообразного робота должна быть программа, согласно которой он может подражать действиям человека-владельца, если последний их ему покажет. Иначе придётся вызывать на дом программиста при каждом новом нововведении. Например, надо научить робота банки закручивать при консервировании, у него этого нет в программе, должно быть достаточно ему показать, как это делается, он сделает.
Весьма перспективно применение роботов в сельском хозяйстве, где требуется однообразный физический труд. Роботизация сельского хозяйства объединит три традиции, имевшие место в сельском хозяйстве нашей страны в разные периоды истории: дворянскую, фермерскую и колхозную. Семья крупных роботовладельцев в сельском хозяйстве, имеющая в собственности сотни роботов, похожа и на дворянскую семью, у которой вместо крепостных работают роботы, и на фермерскую семью, где члены одной семьи ведут одно хозяйство, и на колхоз, в котором завершена до логического конца механизация хозяйства, и который является крупным производителем сельскохозяйственной продукции.
Надо на международном уровне запретить роботам работать в военных профессиях, за отдельными исключениями. Например, на разминировании благоразумно использовать роботов-сапёров. Но обратному действию – минированию – роботов лучше не учить. В фильме «Терминатор» достаточно детально показано, что будет, если роботов научить воевать. Если роботы будут воевать вместо людей, то власть будет у них, а не у людей. Поэтому на международном уровне должно быть запрещено производство роботов-солдат. Такое производство должно быть уголовно наказуемым во всех странах и запрещено для международных корпораций. Поскольку со временем будут созданы человекоподобные роботы, способные к любой работе, в том числе к военным действиям, должно быть запрещено и уголовно наказуемо написание и распространение военных или полицейских программ для таких роботов.
Универсальные роботы, которые подобны человеку, и которых можно научить любым действиям человека, должны иметь программы, блокирующие их преступные намерения и действия, то есть моральные программы. Надо обязать производителей снабжать их такими программами.
Для роботов, работающих в агрессивной среде (на дне океана, в зоне радиоактивного заражения, в космосе и т. п), а также для бытовых роботов должны быть сформулированы льготы для их производства. Часть дохода от продажи бытовых роботов, должна направляться на изготовление роботов, работающих в агрессивной среде, особенно космических роботов. Космические роботы хорошо зарекомендовали себя в геологической разведке, видимо, будут преимущественно использоваться при добыче полезных ископаемых на других плнетах и астероидах Солнечной системы до создания технологии терраформации планет, когда на других планетах будут глобально создаваться условия, пригодные для жизни людей и добычи полезных ископаемых людьми.
Отдельное внимание должно быть уделено передвижным производствам [9]. Сейчас станки устанавливаются в построенных для них отдельных помещениях, и их трудно перемещать на новое место. Возможно устанавливать станки на мобильные платформы с автомобильной, железнодорожной, судовой, дирижабельной или самолётной тягой, или в легко разбираемых и транспортируемых в разобранном виде помещениях. Если где-нибудь возникнет избыток мигрантов, туда можно направить такое передвижное предприятие и обеспечить мигрантов работой на нём. Для мигрантов главное – трудоустройство на высокооплачиваемой работе. Тогда они сами смогут решить свои проблемы с жильём, заведением семьи, транспортом, питанием. Практика показывает, что со временем производство обновляется. Когда такое мобильное предприятие устареет в нашей стране, его можно направить на родину мигрантов вместе с работающими на нём мигрантами. Тогда у себя дома, в своей стране они будут трудиться на выгодной работе. Иногда мигранты приезжают в нашу страну из-за войны у себя на родине. Но все войны когда-нибудь кончаются, и такой механизм будет обеспечивать возврат мигрантов для восстановления хозяйства своей страны. Такой механизм оздоровит существующие международные отношения, надо его законодательно продумать.
Надо также установить разделение труда между производящими роботов государственными предприятиями и транснациональными корпорациями. Для государственных предприятиятий имеет смысл установить госмонополию на производство универсальных человекоподобных роботов, а транснациональным корпорациям производить высокоорганизованные машины, тогда меньше будет конкуренция между ними и национальные экономики будут встроены в международную экономику. Если какое-либо государство захватит власть в транснациональной корпорации, если она будет производить универсальных человекоподобных роботов, то снабдив их оружием и отменив запрет на военные программы, такое государство захватит власть во всём мире, но не нормальную власть, а патологическую военную, которая наблюдалась в однополярном мире. Если же обратное произойдёт в одном государстве, транснациональная корпорация захватит власть в отдельном государстве, где есть монополия на производство человекоподобных универсальных роботов, то другие государства смогут им сопротивляться, патологический эффект будет менее выражен, будет многополярный мир.
Данные материалы являются основой для обсуждения. Организовать такое обсуждение могли бы кандидаты в депутаты в ГосДуму, если их это заинтересует. Я заинтересовался этими вопросами, поскольку проектирую автоматическую технику, участвовать в политической деятельности я не планирую.
Не следует относиться к роботовладельческому обществу как к идеальному обществу мечты без недостатков. На современном этапе развития техники совершенное общество не может быть построено [6]. В роботовладельческом обществе будут свои проблемы, с которыми не сталкивались жители предыдущих общественно-экономических формаций. Например, необходимость борьбы с гиподинамией (малой физической подвижностью) членов общества, которая частично может быть решена за счёт вовлечения жителей общества в спортивные состязания, необходимость организации полной занятости и культурного досуга членов общества, которые будут трудиться неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, надо предотвратить их злоупотребление в свободное время алкоголем и наркотиками, что может быть решено за счёт вовлечения людей в масштабное освоение космического пространства, проблема сохранения лесов в заповедниках и лесоводческих хозяйствах, что может быть решено возрождением лесничества, и т. д… Но при наличии настойчивости большинство проблем роботовладельческого общества решаемы и кажутся менее серьёзными, чем те, которые создали себе жители двадцатого века, организовав три мировые войны.
Список литературы1. Азимов А. Я робот. М.: Эксмо, 2010
2. Гуревич Г. Мы – из Солнечной системы. М.: АСТ, 2003, с. 7–374
3. Мамонтов Д. Простая машина желаний. / ж. Популярная механика, 2012, вып. 7, с. 104–106
4. Михановский В. Аполлон. / ж. Юный техник, 1984, вып. 4–6
5. Росоховатский И. Главное отличие. / ж. Юный техник, 1982, вып. 8
6. Салмин А. И. Вклад понятия общей энтропии в возникновение физики исторического процесса. / Материалы первой международной научно-практической конференции «Проблемы развития современной науки» Екатеринбург: научно-издательский центр «Инноватика», 15.04.2016, с. 260–264
7. Салмин А. И. К проблеме физического определения Бога. / Материалы XI международного симпозиума «Диалог мировоззрений: современное образование в поле научных и религиозных традиций» Нижний Новгород: ВВАГС, 31 мая – 2 июня 2011, с. 559–564
8. Салмин А. И. Ответ на основной вопрос философии для преодоления цивилизационного кризиса. / Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Инновационные технологии в образовательной деятельности» Нижний Новгород: НГТУ, 5.02.2014, с. 425–439