На другую часть информационной политики – информационную войну – возможно тоже взглянуть с точки зрения тех задач, которые были описаны в начале статьи. Задачей информационной войны является сбить противника с правильного хода мыслей и вынудить совершать неправильные поступки, которые принесут вред обществу в целом или отдельным людям. То есть другими словами целью информационной войны является снижение уровня сознания противника. Информационные войны получили широкое распространение во время холодной войны, когда невозможно победить противника в открытом бою [4]. После холодной войны методы информационных войн были направлены на снижение уровня сознания управляемой части общества [1]. В роботовладельческом обществе, где снижение сознания осуществляется внутри одной личности путём снижения её реализаторских или генераторских возможностей, не требуется снижать в целом сознание какой-либо части населения, оно устроено по-другому. Поэтому потребности в информационных войнах меньше, чем во времена холодной войны или чем в капиталистическом обществе. Иногда в капиталистическом обществе правящая элита сознательно вызывает информационную войну, чтобы снизить уровень сознания большинства членов общества в своей стране и повысить уровень своего сознания, потому что средства массовой информации правящая элита не смотрит. Это только на первый взгляд информационная война – самый безобидный способ военных действий. Последствия применения информационного оружия проявляются не сразу и сначала незаметны для наблюдения. Если десятилетиями применять информационное оружие, то произойдёт эволюционная деградация общества, оно станет неспособным к поступательному развитию. В нём вырастут целые поколения людей, в которых большая часть утеряет способность к полноценному логическому мышлению, адекватной оценке существующей ситуации, способность к правильным действиям в сложной ситуации. Эта утратившая упомянутые навыки часть населения будет всё глубже влиять на общество силовым путём, особенно методами информационной войны, выводя из состояния нормального мышления гениальную часть общества, превращая её в такую же неквалифицированную рабочую силу. Поэтому важно не только готовить людей индивидуально защищаться от деструктивного информационного воздействия при обучении в школе и вузе [10], но и принять меры к активной защите людей от информационного оружия, чтобы обессмыслить его применение. В советском обществе такая защита осуществлялась с помощью цензуры. Цензура усредняет мышление всех членов общества: люди не получают некачественную информацию, но, к сожалению, они теряют доступ и к выдающейся информации, поскольку последняя не является стандартной и сложна в истолковании для цензоров. Современное общество интенсивно развивается и не сможет существовать без выдающихся идей, поэтому и защиту от информационного оружия требуется вводить на более высоком уровне, чем советская цензура. Для поддержания сознания членов общества на высоком уровне требуется совершать работу, как в индивидуальном плане, так и на уровне общественных институтов. Само по себе высокое сознание без работы над собой и без работы членов общества друг над другом не сформируется. Поскольку психология человека меняется медленно, столетиями оставаясь без изменений, в разных религиозных системах накоплен столетиями опыт по поддержанию сознания на высоком уровне. Так индивидуальная работа человека над повышением уровня своего сознания в христианстве подразумевает борьбу с грехами как в действиях, так и в мыслях, и своевременное раскаяние в грехах. На уровне общественных институтов необходимо проводить рецензирование информационной продукции, но при этом дать возможность появления выдающихся произведений, для чего рецензирование должно быть не обязательно только скрытым, но и открытым. Скрытое рецензирование уже применяется в рецензируемых научных изданиях. При нём читатель не знает ни имени рецензента, ни замечаний, которые он сделал автору. Скрытое рецензирование осуществляется обычно узкими специалистами в какой-то области и способствует повышению качества статей. Статья обсуждается автором с рецензентом, ошибки и неточности из неё удаляются, спорные вопросы уточняются путём введения дополнений и ссылок. Но при скрытом рецензировании возникает ряд проблем: рецензент часто не пропускает гипотезы, рассуждения, которые не укладываются в его жизненный опыт, а в новых, передовых областях деятельности автору статьи ещё и не просто найти рецензента, никто не берётся рецензировать сложные статьи. А если автор статьи в каких-то интерпретациях расходится с рецензентом, то статью невозможно опубликовать. Но с точки зрения информационной войны – полное отсутствие рецензий – это тоже шаг неверный. Страдает от отсутствия рецензий в первую очередь молодёжь, которая не имеет жизненного опыта, не начитала ещё достаточного количества информации, часто забывает то, чему её учили, и иногда бездумно подражает тому или выполняет то, что ей показали в просмотренных фильмах, или что она прочитала, прослушала в литературных или музыкальных произведениях. Пожилые люди тоже могут быть подвержены эмоциям и тоже не всегда достаточно критично воспринимают пришедшую к ним информацию, пожилые люди не всегда также являются специалистами в тех областях, откуда к ним пришла информация. В средствах массовой информации иногда проводятся обсуждения новых фильмов, но для поддержания интереса к обсуждению в нём участвуют люди с противоположными точками зрения, никто не подводит итог обсуждению, поэтому зритель остаётся дезориентирован в плане своих действий, он может поступать после просмотра и обсуждения фильма как угодно. Такой подход создаёт уют в обществе: каждый поступает так, как хочет. Но становится невозможной централизованная политика, общество не мобилизовано на достижение каких-то общих конкретных целей, поэтому развивается медленно по 0,5 % прироста к валовому внутреннему продукту в год. Компромиссным решением между необходимостью возникновения и продвижения новых передовых решений и защитой населения от информационного оружия является открытое рецензирование, при котором вместе с фильмом, художественным или музыкальным произведением и т. п. публикуется рецензия на него с указанием замеченных рецензентом недостатков и фамилии автора рецензии. Авторами открытых рецензий следует делать людей в возрасте старше 45 лет, которые имеют достаточный жизненный опыт и начитали много литературы за долгую жизнь, чтобы полноценно критиковать авторов произведений. Назначение платы за рецензию могло бы также поправить материальное положение гуманитарной и технической интеллигенции, которая в вузах имеет низкие доходы и могла бы подрабатывать, делая рецензии.
Из-за того, что отсутствовали открытые рецензии советская цензура имела четыре недостатка.
1. Она была назойливой. Когда цензоры решали вырезать из фильма какой-нибудь эпизод, кинорежиссёр не мог отказаться. Это, разумеется, вызывало возмущение. Прототипом современной цензуры могут стать устрашающие надписи на пачках с сигаретами. Такие же надписи можно ввести, например, на видеодисках, в афишах и в рекламных роликах фильмов, на обложках книг и т. п., что данный фильм, данная книга или иное произведение опасны для психики, степень опасности может быть определена и надписана по пятибальной шкале. Культуроведы могли бы определить степени опасности конкретно для всех видов искусства и техники. Тогда, когда цензура будет просить режиссёра вырезать какой-либо эпизод из его фильма, он будет вправе отказаться, но тогда на афишах фильма будет проставлена его степень опасности, а фильм или иное произведение будет продемонстрировано зрителям полностью, как задумали сценарист и режиссёр или иной автор. Но далеко не все фильмы содержат нарушающие психику эпизоды. Для большинства фильмов, или литературных произведений, или записей песен, или картин достаточно разместить рецензию одного рецензента, защищающего интересы страны. Тогда, прочтя её, зритель, читатель или слушатель сможет обратить внимание на те стороны информационной продукции, которые он по невнимательности или неопытности не заметил и мысленно не отторг от себя. Благодаря тому, что рецензент один, а не группа спорящих рецензентов, потребитель информационной продукции будет более ориентирован в своих конкретных действиях по итогам просмотра, прочтения или прослушивания, и ему будет более понятно то, что требует от него представитель власти. Он может с этим не согласиться, поскольку из продукции не вырезаны какие-то эпизоды, но он будет понимать в случае несогласия, в чём он, возможно, неправ, что приведёт к повышению качества его поступков по итогам просмотра, прочтения или прослушивания информационной продукции.
2. Советская цензура не пропускала феноменальные фильмы и произведения. Феноменальное произведение может содержать сцены или иные картины, опасные для психики, но они полностью нивелируются общим содержанием и смыслом произведения, которые из него понятны. Например, есть какая-то ненормальность, которая служит преградой главному герою, но он эту ненормальность изобличает и преодолевает, одерживая победу. В Советском Союзе допускались феноменальные фильмы только про Великую отечественную войну. На афишах и обложках таких фильмов или иных произведений надо писать, что это феноменальный фильм, в нём содержаться эпизоды с такой-то степенью опасности для психики, и цензура должна пропускать такие фильмы без купюр. Я, например, Ф. М. Достоевского не считаю феноменальным писателем. Да, он показывал реальную жизнь в нашей стране, но делал из неё такие выводы, что читателю потом жить не хотелось. Всё-таки, прочитав феноменальное литературное произведение, читатель должен получать информацию, чтобы жить, учиться и бороться, Достоевский так не умел писать.
3. Советская цензура не регламентировала шутки. Она ударялась в крайности: или совсем запрещала шутить, что невозможно, или допускала в 1980-тые годы шутки, которые способствовали разрушению государства (типа фильма «Кин-дза-дза»). Надо иметь в виду, что самые смешные шутки. над которыми все смеются, как правило сбываются. Невозможно не разрешать шутить, но у людей должны быть святые вещи, над которыми они не шутят. Пока в Российской империи не шутили про царя, освоение новых территорий, настоящую войну и душу, она стояла. Но когда начали шутить про это, она пала. Под настоящей войной я подразумеваю войну с противником, вооружённые силы которого сильнее наших. Таких войн в России было две: война 1812 года и Великая отечественная война. Вы меня извините, но война с терроризмом не является настоящей, потому что террористы гораздо слабее нашей армии, хотя и с ними надо уметь воевать. То есть в современном законе о рецензировании должно быть указано, что нельзя шутить о Президенте РФ, освоении космоса, душе и настоящей войне. Шутить вообще о войне или о власти возможно, есть, например, чёрный юмор, но в законе должно быть указано, что это нежелательно делать, на произведениях с такими шутками должно быть отмечено, что они опасны для психики. Шутить о Боге тоже нежелательно, такие произведения тоже должны быть отмечены, что они опасны для психики. Но умные люди про Бога не шутят, поскольку шутящего про Него Бог Сам накажет. Совсем запрещать шутить про Бога нельзя, поскольку не всегда понятно, допустима ли та или иная шутка, иногда священники сами говорят про Бога вещи несерьёзные, но они сами не понимают, что говорят. До конца понимают про Бога, видимо, только некоторые выдающиеся монахи.
Шутки на темы, про которые нельзя шутить, удаляются из произведений, сайты с такими шутками блокируются.
4. Советская цензура допустила перепроизводство фильмов и произведений о Великой отечественной войне и производственных произведений, но недостаток фильмов о холодной войне. Произведения о Великой отечественной войне надо создавать, но сейчас другое время, в войне появилось много новых методов, к борьбе с которыми в 1990-тые годы рядовые граждане оказались не готовы. Я не считаю, что Россия проиграла холодную войну. Холодная война окончилась вничью. Но российское руководство допустило ряд ошибок, которые привели к тому, что потери нашей страны по окончании этой войны были гораздо больше, чем у стран НАТО. Были этому и объективные причины. Б. Н. Ельцин был не глупее Дэн Сяопина, реформатора китайской экономики, но на Ельцина власть свалилась неожиданно, он не успел подготовиться к своему правлению. Если бы он поработал над программой своих действий, получше обсудил бы её, ещё лет 5–7, собрал бы и подготовил достаточную команду единомышленников, то положение нашей страны было бы сегодня гораздо более выгодным. Невозможно управлять такой большой страной силами одного обкома, не осознав всех особенностей нашей страны. Из-за недостатка кадров для своей политики внутри своей страны Ельцин обратился за помощью к американцам, которые имеют многовековой опыт управления рынком. Но не всё, что рекомендовали американцы следовало выполнять. С. Кремлёв, анализируя распад СССР, приходит к выводу, что имело место предательство руководства нашей страны [2]. Но это мнение солдата, который видит войну из окопа. Солдат смотрит на своего противника через прицел, и ему нет нужды с ним общаться. А руководство нашей страны должно было общаться с противником по холодной войне, на высшем уровне проходили встречи и переговоры. Пока с нашей стороны этим занималось в руководстве страны поколение наших дедов, страна стояла. Наши деды не имели духовного образования, но они прошли через страдания Великой отечественной войны и имели закалённый характер, были сильны духом и умели вырабатывать и отстаивать своё мнение. В 1980–1990-тые годы произошла смена поколений. Пришло к власти в нашей стране поколение людей, которые всю жизнь жили под прикрытием дедов, а духовного образования не имело. И они оказались слабее своих противников из НАТО, воспитанных в условиях конкурентной борьбы. НАТО не одерживало над нашей страной военной победы, войск на территорию Российской Федерации не вводило, но оно одержало ослепительную духовную победу над руководством нашей страны. В общем необходимо создать несколько умных фильмов о холодной войне и её окончании. Американцы склонны забывать о том, что такое холодная война на самом деле, а не в пропаганде, поэтому они стремятся к её возрождению. Более глупую войну трудно себе представить. Её придумали наши деды, испугавшись настоящей войны, тяжело пережив её, чтобы по-настоящему больше не воевать. Экономики стран, участвующих в холодной войне становятся всё хуже, а пропаганда трубит о том, что всё хорошо, а рядовые граждане поделать ничего не могут, могут только терпеть. Информационное оружие годами безпрепятственно применяется внутри стран-участниц холодной войны, лишая постепенно их население способности к поступательному развитию своих стран. В общем я против холодной войны. Если победим террористов или окончим другим способом войну с терроризмом, то надо будет придумать новую, более умную войну, или перейти к безвоенным технологиям развития общества, если они возможны.
Таким образом, в роботовладельческом обществе скорее всего будет изменена по сравнению с капитализмом информационная политика. Механический перенос без изменения информационной политики капиталистического общества в роботовладельческое общество приведёт либо к росту числа террористов, либо к дистрофии значительной неработающей части общества. Это надо осознать и предотвратить. Я заинтересовался этой темой, поскольку являюсь изобретателем, генератором идей и убеждён, что сложные технические проекты осуществимы только в высокоразвитом обществе. И построение такого высокоразвитого общества надо добиваться.
Список литературы1. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: ЭКСМО-Алгоритм, 2006
2. Кремлёв С. Как предали СССР. «Прорабы измены». М.: Яуза-Пресс, 2014
3. Павлова Л. П., Романенко А. Ф. Системный подход к психофизиологическому исследованию мозга человека. Л.: Наука, 1988
4. Попов И. Война будущего. Взгляд из-за океана. М.: АСТ-Астрель-Транзиткнига, 2004
5. Салмин А. И. Ваше место на интеллектуальном конвейере. / Материалы конференции «Информационные технологии в учебном процессе», Нижний Новгород: НГТУ, 2005, с. 177–181
6. Салмин А. И. Некоторые принципы формирования роботовладельческого общества. / www.science-perm.ru / Архив конференций. / Материалы первой международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития нефтегазовой и машиностроительной отраслей», Екатеринбург: научно-издательский центр «Инноватика», 25.05.2016, с. 35–40
7. Салмин А. И. Ответ на основной вопрос философии для преодоления цивилизационного кризиса. / Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Инновационные технологии в образовательной деятельности», Нижний Новгород: НГТУ, 5.02.2004, с. 425–439
8. Салмин А. И. Спиральная рулетка. / Патент на полезную модель РФ № 151598, по заявке № 2014133998/12(054979) от 19.08.2014
9. Таротенко А. А., Шишкин П. С. Проявление инфантилизма у студентов вузов (на примере г. Тары). / www.science-perm.ru / Архив конференций. / Материалы первой международной научно-практической конференции «Проблемы развития современной науки», Екатеринбург: научно-издательский центр «Инноватика», 15.04.2016, с. 257–259
10. Чернов С. М. Формирование устойчивости личности к деструктивному информационному воздействию как проблема современного образования. /www.science-perm.ru / Архив конференций. / Материалы первой международной научно-практической конференции «Проблемы развития современной науки», Екатеринбург: научно-издательский центр «Инноватика», 15.04.2016, с. 224–231
3. Вклад понятия общей энтропии в возникновение физики исторического процесса
Впервые опубликовано в материалах первой международной научно-практической конференции «Проблемы развития современной науки» Екатеринбург: научно-издательский центр «Инноватика», 15.04.2016, с. 260–264 / www.science-perm.ru / архив конференций
За последние 400 лет почти закончился процесс перехода от средневековой науки к современной. Он начался с работ Декарта и Галилея. После работ И. Ньютона в современный формат перешли физические технические науки. Алхимия превратилась в химию. И только астрология остаётся почти в неизменном виде, и некоторые ею пользуются до сих пор. В ближайшие столетия на её месте сформируется физика исторического процесса, которая в точной математической и логической форме будет описывать исторический процесс. Если в советское время такое логическое описание ограничивалось марксизмом, то сейчас возникло много новых теорий, которые рассматривают отдельные параметры исторического социального процесса [4], которые слабо связаны между собой. Потребность в таких теориях связано с тем, что марксизм был написан в XIX веке и не рассматривает некоторые вновь открытые или забытые и возрождающиеся закономерности, например, экологические, духовные, робототехнические, психологические, военные, экономические, физическое воздействие Солнца и Луны на отдельных людей и общество в целом и т. п… К астрологии надо относится с осторожностью, поскольку астрологи преувеличивают действие внешних космических сил по сравнению с внутренними генетическими силами. Человек – это не материальная точка, внутренние силы в нём играют решающее значение при описании его поведения и движения. Но нельзя пренебрегать и космическими силами. Когда общество находится в кризисе, оно становится более чувствительным к космическому воздействию по сравнению со здоровым обществом. Например, распад СССР пришёлся на спад самого высокого максимума солнечной активности за несколько десятилетий [3, 5, 7, 8].
Впервые системно применил термодинамическую терминологию к историческому процессу Л. Н. Гумилёв [1, 2], введя понятие пассионарного давления у разных почти изолированных друг от друга этносов и выявив общие закономерности смены этапов развития этносов в зависимости от пассионарного давления в них. Думаю, со временем наука научится измерять пассионарное давление с помощью приборов и выявит закономерности развития этносов в глобальной экономике, когда эти этносы не изолированы друг от друга и могут влиять друг на друга. Л. Н. Гумилёв – не физик, он историк. Он дал историческое определение пассионарного давления. Но термодинамические величины требуют физического анализа. Я бы хотел остановится на анализе другой переменной – общей энтропии.
Пространство описывается в человеческом мозге с помощью органов чувств через 5 измерений. Абстрактно человек может описывать и большее число измерений, но ориентируется он только в пяти измерениях. Это задаётся тремя вестибулярными каналами, утрикулюсом и саккулюсом и их представительством (проекциями их чувствительных клеток) в коре больших полушарий человеческого мозга. В вузовской механике несколько больше внимания уделяется четырём измерениям – трём декартовым координатам и оси времени. Для их описания сформулирован первый закон Ньютона, понятие инерциальных и неинерциальных систем. Что касается пятого измерения, которое можно формализовать как ось размеров тел или массы тел, для него не преподаются общие законы, им пользуются только в отдельных частных задачах. Для пятого измерения можно сформулировать закон подобия: существуют разные по размерам и массе их самих и составляющих их элементарных частиц системы, которые описываются подобными функциями. Самыми знаменитыми из описанных подобий являются 1) периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, 2) подобие между оптическими волнами и механическими волнами на поверхности водоёма, 3) планетарная модель атома по Н. Бору. Эти подобия изложены в учебниках и официально признаны наукой.
Метод составления подобий в пятом измерении является одним из мощнейших исследовательских методов. Так Д. И. Менделеев составил свою периодическую таблицу задолго до того, как было доказано существование орбиталей у атома и существование электрона как отдельной частицы. И. Ньютон пользовался аналогией между оптическими и механическими волнами для объяснения дифракции и интерференции задолго до того, как появились электрические приборы, позволяющие перемещать зонд вдоль стоячей электромагнитной волны и напрямую измерять максимумы и минимумы волны с помощью осциллографа. А планетарная модель атома до сих пор напрямую не доказана из-за того, что невозможно визуализировать ядро атома и электроны отдельно, нет мощных микроскопов с достаточно малой временной выдержкой.
Существует также относительность размеров наблюдателя. В четвёртом измерении была наглядно продемонстрирована относительность наблюдения времени в разных системах отсчёта. Так и в пятом измерении существует относительность размеров наблюдателя. Например, если оптические волны наблюдал бы человек ростом в 1000 нанометров, то он ощущал бы их как человек ростом 1,5–2,0 метра ощущает механические волны. И если наблюдатель уменьшится до указанных размеров, то дифракция и интерференция для него станут очевидными. Но мы можем осуществить и увеличение наблюдателя. Например, для наблюдателя размерами и массой с Солнечную систему предметы размером в пределах 0,001–2,000 метра, в том числе и люди, будут выглядеть так же, как для нас выглядят молекулы вещества, а значит функции давления, температуры, энтропии применимы в такой увеличенной системе для описания предметов размерами 0,001–2,000 м. Каким образом измерять давление и температуру для множества таких предметов – это сложная задача, которая требует отдельного рассмотрения. Но как рассчитывать энтропию с точки зрения огромного наблюдателя размерами с Солнечную систему я описал в своей заявке на изобретение [6]. В отличие от работ других авторов я вывел более простую механическую формулу для расчёта энтропии.
Общая энтропия – физическая величина, служащая мерой хаоса в системе. Когда она увеличивается, растёт и хаос в системе, когда она уменьшается, увеличивается упорядоченность системы. Она рассчитывается как сумма энтропий на всех уровнях организации системы, не только на химическом, но и на клеточном или кристаллическом, организменном, общественном и на всех остальных. При применении этой функции к условиям Земли было показано, что общая энтропия – величина на Земле постоянная, при отклонении её от постоянного значения она возвращается к исходному состоянию, что связано со стабильностью условий на Земле. Обсуждение доказывающих это объяснений эксперимента – тема отдельной статьи, сейчас же необходимо остановиться на проявлении этого закона в жизни человеческого общества.
В нормальном здоровом обществе регулирование общей энтропии происходит через создание новой общественной или частной собственности, особенно средств производства. Общественная собственность понижает общую энтропию общества тем больше, чем больше у неё собственников. Частная собственность повышает общую энтропию общества в связи с ростом конкурентной борьбы. Если нет высокого пассионарного давления, то общество с недостатком частной собственности вялое, в нём наблюдается дефицит товаров, как это было в СССР в 1980-тые годы. При недостатке общественной собственности не хватает стабильности в обществе, что приводит к попыткам страны решить свои внутренние проблемы агрессивно за счёт недобросовестной конкуренции и разорения других государств, как это происходит сейчас в США. Большое количество общественной собственности способствует генерации высококачественных идей членами общества, пользующихся этой собственностью. Большое количество частной собственности способствует реализации идей, тогда может быть глубоких идей в обществе не очень много, но большинство из них воплощено в жизнь. Даже активный противник частной собственности В. И. Ленин вынужден был признать её необходимость, введя в стране новую экономическую политику после революции. Думаю, что даже активные противники общественной собственности либералы со временем найдут способ временной мобилизации капиталов на создание общественной собственности в ведущих странах, чтобы из доходов от её использования повышать минимальные зарплаты и выплаты нуждающимся, особенно бюджетникам. Чтобы работники, обслуживающие общественную собственность, не испытывали нужды, такой собственности должно быть достаточно много, тогда доходы от неё будут большие. В здоровом обществе одновременно внедряются инновации в частном и общественном секторах, что обеспечивает постоянство его энтропии. Таким образом в обществе нужны оба вида собственности.