Примеры творческих людей, использующих данный способ
"Все по 100" и уличные художники на аукционах. Пока мировые аукционные дома искали новые способы взаимодействия с коллекционерами, предлагая вялотекущие онлайн-торги с огромным каталогом, напоминающим опись имущества покойного, Владимир Овчаренко стал активно продвигать авторский формат торгов "Все по 100". Стартовая цена каждого лота на этих торгах была всего 100 евро. Организаторы отказались от резервной цены аукциона, закрыли цены продаж.
В результате за время пандемии на своих аукционах Vladey заработал 425 млн рублей. Среди имен, ушедших на Vladey, и такие мэтры, как Эрнст Неизвестный, Илья Кабаков, Олег Целков, и молодые уличные художники. Vladey провел кураторские торги Street, где были выставлены работы 50 участников, 22 из которых дебютанты. Среди них – Кирилл Кто, Миша Мост, Слава Птрк, Евгений Чес, Nootk, Zoom, Владимир Абих, Анатолий Акуе, Марат Морик, Nomerz, Wais, Zmogk, андеграундные Курил Что и Команда Той. В аукционе участвовали стрит-художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Перми, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, а также из Казахстана и Грузии.17
Тьерри Гетта, также известный как Mr. Brainwash или Мистер Мозгоправ (сокращенно MBW) – режиссер-документалист и уличный художник французского происхождения.18
Борис Акунин (настоящее имя Григорий Чхартишвили) – русский писатель, ученый-японист, литературовед, переводчик, общественный деятель. Публиковался под литературными псевдонимами Анна Борисова и Анатолий Брусникин.19
Проект PHONE HOME – результат сотрудничества трех европейских театров. Во время их выступлений используются интернет-коммуникации. Иными словами, чтобы воспроизвести жизненные истории, проводятся телеконференции, постановки-размышления на тему неоднозначного проблемного вопроса, актуального для всех стран, – беженцев и миграции. Каждый театр привлекает к творческому процессу эмигрантов. Реализацией проекта занимаются Греция, Германия и Великобритания.20
Московский художник Миша Most занимается граффити, создает живописные работы. Автор быстро перешел из разряда "уличных авторов" в полноценные художники. Практически все работы посвящены человеческому будущему. В 2017 году Most создал самую большую в мире настенную живопись площадью 10 тысяч кв. м. Холстом для произведения "Эволюция 2.1" стало здание промышленного комплекса в городе Выкса (Нижегородская область, Россия).21
Четвертый способ. Перформанс
Есть более распространенный способ продемонстрировать свое искусство как в закрытом пространстве, так и на улице. Правда, прежде чем проводить перформанс на улице, необходимо получить разрешение у государственных органов. Я не буду подробно останавливаться на этом примере, так как вы наверняка сталкивались с продажей картин на городских улицах (например, алматинский Арбат), граффити, танцами и песнями на тротуарах, концертами на площадях.
Яркий пример тому – сцена из фильма, когда Керр и Шарлота посетили перформанс в галереи. Художница выражала свое искусство через голодовку на возвышенности для того, чтобы не спускаться вниз, ступеньки лестницы соорудила из настоящих ножей. Все это искусство относится к четвертому способу продаж произведений искусства.
Вывод. Самый важный урок любого из способов – это суметь разглядеть и создать что-то новое и ОРИГИНАЛЬНОЕ в мире искусства, нечто такое, чего никто и никогда прежде не видел. Умейте проецировать идеи на ваше искусство и, еще раз повторюсь, будьте оригинальными.
Что это значит? Произведение искусства должно выражать мысли и эмоции (причем эти понятия нераздельны в творчестве). Ваша цель как художника заключается в использовании физических материалов, чтобы донести в доступной форме ваши мысли и эмоции, какими бы простыми или сложными они ни казались, до зрителя. Материалы способны заполнить собой ранее пустующее пространство и использовать его с новыми значениями-смыслами, которые будут продолжать трансформироваться с течением времени. Очень красивые и важные слова я прочла в книге "Почему в бизнесе побеждают наиболее оригинальные умы. Маверики в деле". Ее автор заявил, что мечтает нарисовать то, что не может быть передано словом.
Все художники пытаются на определенном уровне проделать то же самое. Некоторые работают с маслом и холстом, другие с камнем, в XXI веке начали использовать возможности компьютерных программ, создали искусственный интеллект. Мастера активно используют и пространства галерей, музеев, городских площадок, цифровые сигналы, городские стены, пустынные скалы, сталь, стекло, грязь. Можно, наверное, до бесконечности перечислять материалы, которые вдохновляют коллег по цеху на создание шедевров.
Я, например, работаю с травами, семенами, специями, цветами – всем тем, чем щедро делится с нами природа. Натуральные материалы идеально вписываются в мои работы. Они передают то, что я думаю и чувствую, привносят дополнительный смысл в мои картины.
Если вы в состоянии проделать такое же таинство с материалами, которые выбрали для своего творчества, то успех гарантирован. Даже если зрители истолкуют вашу работу не так, как вы сами видите, она все равно заставит их мыслить, генерируя энергию. В противном случае ваша работа будет долго искать зрителей и единомышленников. Не полагайтесь на примитивный текст на табличке под вашей работой с описанием или названием. Например, "Морской пейзаж", "Голова черепахи". Произведение искусства не должно зависеть от объяснения. Смысл должен присутствовать в самой работе.
Задание 1.
Изучайте творчество современных художников, близких вам по духу, и составьте список тех, кто и какой из способов для продвижения своего творчества выбирает. Постарайтесь проанализировать биографии как можно большего количества творческих людей, не только прямых ваших коллег, но и представителей других творческих профессий.
История. Мифы и реальности творческого человека
Люди заинтересованы в людях
Многим свойственно чаще запоминать истории творческих людей, чем их имена и названия работ. Вспомните для себя названия хотя бы пяти картин Ван Гога? Все знают художника, но мало кто вспомнит названия его полотен. Люди заинтересованы в людях. Но, прежде чем перейти к истории творческих людей, к формулировке "что такое история творческого человека, откуда она берется и для чего", я бы хотела рассмотреть историю арт-бизнеса.
Для этого нам предстоит окунуться в истории знаменитых исторических личностей, таких как Микеланджело, Рафаэль, Караваджо и других. Особенно меня поразило, как варьировал и что говорил Микеланджело о так называемом арт-бизнесе. Как вы знаете, при жизни художника такого термина еще не существовало, но зато уж точно процветали купля и продажа произведений искусства. Ну, а купля-продажа и есть основа любого бизнеса.
Господин Аньоло Донни, богатый торговец тканями, очень сильно хотел заполучить работу Микеланджело, поэтому заказал у него тондо на доске с изображением девы Марии, стоящей на коленях и передающей младенца Иисуса Иоанну Крестителю, который с любовью, нежностью и почтением берет его на руки. Закончив работу, Микеланджело попросил за нее 70 дукатов. Но Аньоло Донни посчитал, что это дорого, предложив за работу всего 40 дукатов. Тогда Микеланджело повысил цену до 100 дукатов, на что Аньоло ему ответил, что заплатит первоначальную цену. Но Микеланджело был этому вовсе не рад, посчитав что этот торговец недооценивает его искусство, он повысил цену до 140 дукатов или отменял сделку. И Аньоло Донни, который хотел заполучить работу Микеланджело, ничего не оставалось как купить тонду.
Это всего лишь один маленький, но показательный пример из жизни Микеланджело, жившего с 1475-го по 1564 год. Как вы думаете, существовал или нет в XVI веке арт-бизнес? Конечно, да.
Поэтому, когда в XXI веке я общаюсь с людьми творческими и слышу их высказывания вроде "Мое дело творить, а не продавать", я понимаю, что они очень сильно заблуждаются.
Произведение искусства имеет и экономическую, и культурную ценность одновременно. И одна ценность не обязательно равна другой. Если взять искусство, которое кажется нам максимально аутентичным, узнаваемым (китайское, индийское, византийское и его наследница – русская иконопись), то окажется, что оно зависело от заказчиков-монополистов – властной и религиозной элиты. Эти структуры консервативны, а искусство, которое они финансируют, канонично.
Художник вышел из цеха… Очнулся на рынке. Для художника-ремесленника искусство не порыв вдохновения, а исполнение заказа. Сюжет художник не выбирал, а требования к заказу часто были детальными. Но мир меняется, и нам повезло. На дворе XXI столетие, и творческие люди, живущие в век бескрайних технологических возможностей и конечных человеческих стремлений, имеют возможность выражать свободно свои мысли и чувства через произведения искусства, тем самым создавая историю нового искусства.
Создай свою историю
Ваше искусство – ваша история
У любого искусства есть история. Но почему даже представители мира творчества не осознают, что и у самого автора должна быть история? Та история, о которой нужно говорить, чтобы привлечь внимание покупателя, журналистов, зрителей. У творческого человека есть история. Работая как арт-менеджер с творческими людьми, я сталкиваюсь с большой проблемой, которая заключается в том, что они хотят, чтобы основное внимание было сосредоточено на произведении искусства, а не на них самих. Они отвергают предложения смотреть внутрь и говорить о том, почему они делают искусство и что их искусство о…
Они отделяют себя от собственных произведений. Как будто создание их работ было исключительно упражнением для раскрытия некоей идеи. Однако, на практике такой ход не всегда бывает убедительным. Это очень и очень большая ошибка. Чем больше вы говорите о себе (почему эта идея для вас так важна), тем легче вы сможете найти точки соприкосновения с вашей целевой аудиторией и создать цепочку шагов для достижения вашей цели как человека творческого. Кроме того, зная ваши "что" и "почему", будет легче говорить о вашей работе, и это вызовет больше доверия к вам и к вашему искусству.
История художника начинается с представления себя. Поверьте, никому не интересно просто услышать "Я художник", "Я писатель", "Я скульптор,.. поэт,.. театральный деятель,.. композитор…". Вспомните мысль, вынесенную в начало книги: "Побеждает тот, кто становится оригинальным".
То, как вы представляете себя и ваше искусство, имеет огромное значение! Если вы профессионал, и считаете, что достаточно просто показать ваше искусство публике, то знайте, что этого недостаточно. Публика хочет знать о вас и вашем искусстве как можно больше!
Именно на этом этапе формируется заявление или какой-то манифест, который поможет поклонникам прекрасного понять и оценить ваши работы. Это означает умение не просто описывать то, что вы умеете, но и делать ваш текст увлекательным. Неважно – юмористичным или трагичным. Главная цель вашего послания миру – зацепить.
Очень удачный пример – мой собственный. Приведу отрывок из автобиографической книги "Жизнь художника-самурая":
Я – самурай-художник
Нынешнее и будущее – это сердце, а сердце – это Любовь. Еще самураи учились жить сердцем, ведь оно незаменимо в мире.
Преодолевая маленькими шагами свой творческий путь, как и каждый пешеход, я встречаю злых змей и ярких бабочек. Мой путь самурая прекрасен, и, встречая невзгоды, я перешагиваю их с любовью. Любовь к земле, любовь к врагу, любовь к природе и ко всему живому заложена в моем сердце. Эта жизнь самурая.
Я пешеход на прекрасном жизненном пути, ведь моя профессия душевна. Я художник в древней японской технике Ошибана, которую создали мои предки самураи еще в VI веке. Моя любовь ко всему живому отражена в моих работах – с помощью цветов, трав, семян, растений, коры деревьев, мха…. В них вы найдете: поющий лес, любовь, радость и тоску природы, душу окружающего мира.
Я – самурай, проносящий Любовь к природе с помощью прошлого через настоящее в будущее. В моем сердце любовь к Вам!
Наконец, еще вариант, который лично меня зацепил – это высказывание художницы Марлен Дюма22, которая использует как в своих посланиях миру, так и при личном общении фразу: "Я рисую, потому что я грязная женщина". Это просто, но провокационно. Подчеркивая как физическую особенность человеческого тела, так и его психологическую ценность, она рисует своих героев на крайних окраинах жизненного цикла – от рождения до смерти с постоянным акцентом на классические способы представления в западном искусстве. Например, обнаженные или погребальные портреты. Начиная с представления себя, манеры поведения при общении с кураторами и другими партнерами в арт-бизнесе, начиная с собственной одежды и завершая картинами, художница как будто напоминает, что она "грязная женщина". И это вовсе не потому, что она грязная в прямом смысле, а потому, что не боится в жизни отобразить смерть.
Марлен Дюма знает буквально все о гнуснейшей рыночной психологии. Она бессовестно обольщает хитрых галеристов и чувственных корпускулярных директоров гигантских музеев; привлекает публику, играя с ее низменными инстинктами. Она умеет раззадорить прессу и разжечь скандал с помощью гуммозных носов, сочащейся крови, лучистых глаз, заклятых террористов, невинных детских трупиков и наглых промежностей свински розовых проституток. Она любит изображать звезд, вернее, называть их именами те серо-синие растекшиеся пятна с нервным росчерком глаз, резкими точками ноздрей и кривыми линиями губ. Улыбчивый Барак Обама, милашка Монро на смертном одре, печальная наркоманка Эми Вайнхауз, продюсер и убийца Фил Спектор, Энди Уорхолл, супермодели, политики и террористы. Они все мало узнаваемы, но часто цитируемы и хорошо продаваемы. Собственно, портретная серия Дюма – еще один ее ловкий коммерческий ход. Публика не любит безымянных лиц. Зато их любит Марлен.
Художница, как и ее прославленный однофамилец-романист, использует исторические факты и фигуры лишь для творческого разбега. И, как следует разогнавшись, устремляется в мир фантазий, где живут и множатся ее такие уродливые, пугающие, свирепо похотливые и так похожие друг на друга безымянные призраки. Хотя большинство ее картин написаны на основе фотографий (порой случайных, невесть где подобранных), к реальности они не имеют никакого отношения. И в этом главная уловка Дюма. В то время как публика и галеристы смакуют выпученные эрогенные зоны и запекшуюся кровь на мраморных лицах, Дюма щурит свои лотрековские глаза, смакуя публику. Ее живопись – про религию, смерть и любовь. Но все видят лишь раны Христа, трупные пятна и возбужденную анатомию смертных.
В искусстве нет стандарта красоты. Есть много вещей, которые влияют на эту ситуацию, в том числе то, как описывается и преподносится история.
Задание 2.
Напишите вашу оригинальную историю…
…одним предложением: Я…
…в небольшом рассказе: …
Дорогие читатели, для более удобного выполнения заданий мы можем бесплатно выслать вам рабочую тетрадь к книге "АРТ-КОД СУДЬБЫ. Навигатор построения арт-бизнеса". Для этого вам нужно лишь отправить на почту alessya85@gmx.ch письмо, указав в теме: Рабочая тетрадь к книге "АРТ-КОД СУДЬБЫ".
Прежде чем продолжить, я предлагаю вам ответить письменно на следующие вопросы:
1. Причина, по которой моя работа имеет ценность?
2. Причины, по которым мои работы не продаются?
3. Когда вы ответили на первые вопросы, вы будете стремиться продавать вашу работу и в будущем?
Да/нет, потому что…
4. После прочтения первой части книги, выберите для себя метод, по которому вы будете продавать ваше искусство (просто подчеркните его):
1 метод – Жесткий маркетинг
2 метод – Анонимность
3 метод – Объем
4 метод – Перформанс
Если вам трудно говорить о себе и своих идеях, то попробуйте писать об этом в вашем личном дневнике (если его нет, то просто запишите ваши мысли).
5. Почему вы занимаетесь вашим искусством?
6. Почему вы отображаете именно это, а не другое в ваших произведениях (можете описать одно ваше произведение)?
Очень часто ответ связан с эмоциями или чувствами. Люди часто отождествляют себя с болью, страстью и действительным положением других людей, и эти вещи также создают идеи, которые вы хотите выразить на собственном художественном языке.
К этому заданию рекомендую отнестись со всей ответственностью, так как сделав выбор в пользу того или иного метода, вы будете, благодаря данной книге, уверенней идти вперед – навстречу своей заветной мечте.
Как заинтересовать участников арт-бизнеса
Заветная мечта любого творческого человека, особенно начинающего, это конечно же попасть на биеннале Уитни, выступать в концертном зале имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе или Карнеги-Холле в Нью-Йорке, участвовать на аукционах Christie´s или Sotheby's, работать с известными людьми как Стивен Спилберг или Вуди Аллен, с режиссером цирка "Дю Солей" Франком Драгоне. Перечислять можно и дальше, но стоит вопрос, а как добиться, чтобы они узнали о вас и вашем искусстве, и, самое важное, как сделать так, чтобы они захотели работать с вами?
Во-первых, вы должны быть суперталантливы и уверены в своем искусстве.
Я вернусь к собственной истории и расскажу, как я завоевала доверие и реализовала потрясающий проект с американским дизайнером Каримом Рашидом – выдающимся специалистом XXI века в области дизайна.
Любовь к искусству и природное любопытство позволяют мне преодолевать страх перед талантливыми людьми. Увидев нечто потрясающее: будь то картина, песня или фильм, музыка или скульптура, дизайн интерьера или посуда, у меня появляется непреодолимое желание познакомиться с автором. Так состоялось и мое знакомство с необыкновенно добрым, талантливым Каримом Рашидом.
2014 год. Очередная бессонная ночь во время подготовки к моей первой выставке "Классический вечер". Параллельно пишу пресс-релиз для концерта "Сюита" казахстанского композитора со звучным именем Сайраш. И вот я заметила краем глаза, что в телепередаче показывают потрясающе красивую посуду. Мне стало любопытно: кто автор этих работ, чем еще знаменит?
Я бросилась к компьютеру, включила поиск в интернете, и – увидела ошеломляющие, на мой взгляд, работы. Это был и дизайн интерьера, и дизайн автомобиля, и даже целого острова, не говоря уже про многочисленные посуду, очки, одежду, мебель и разнообразные инсталляции. Многие работы я уже видела ранее, не задумываясь, кто их автор, но в этот раз яркие краски и разнообразие работ Карима меня приворожили. Огромный восторг и удивление я испытала, когда узнала, что Карим для производства своей продукции использует экологически безопасные материалы. И в этот миг я решила, как можно больше узнать о нем и пригласить его к нам, в Казахстан.
Эмоции все больше захлестывали меня: "Хочу познакомиться с Каримом!", "Хочу узнать больше о его творчестве!". Я писала письма, но на электронные адреса, указанные на сайтах, как правило, редко отвечают. И тогда я обратилась за помощью к моему хорошему другу Аскару Тохтарову, кинорежиссеру, живущему в Нью-Йорке, США. Видимо, я очень сильно хотела этого знакомства, поскольку Аскар вскоре встретился с Каримом и рассказал о моей просьбе. Дизайнер с любопытством отнесся к ней. Мы познакомились и стали думать над общим проектом – прочтении лекции в Казахстане. Я составила план, написала стратегию, расписала основные цели, риски, ожидаемые результаты, провела подсчеты.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги