Вторым важным допущением является предположение о том, что мы располагаем достаточно детализированной математической моделью производственно-экономического механизма предприятия по оказанию космических услуг. Отметим, что для такого допущения имеются все предпосылки. Действительно, на основе использования известных и модернизированных алгоритмических зависимостей для заданных структур инновационных предприятий по оказанию космических услуг можно рассчитать такие важнейшие их экономические показатели, как, например, себестоимость услуг, прибыль, эксплуатационные расходы и т. п., однако в работе упомянутая модель приводится только в обобщённом виде, поскольку детальное изложение её далеко выходит за рамки монографии, ибо она может рассматриваться, например, как отдельный предмет исследования.
Научная новизна полученных результатов исследований во многом обусловлена и предопределена принципиальными особенностями и спецификой объекта и предмета исследований, которые сформировалось лишь в последние годы и до настоящей работы оставались по существу не использованными. Научная новизна обусловлена также тем обстоятельством, что впервые представляются результаты комплексных исследований по коммерциализации нового вида потребительских и производственных услуг – космических услуг, включающие, в частности, выявление особенностей услуг этого вида, определение комплекса показателей, характеризующих их качество и эффективность, предлагаемые графоаналитические экономические динамические модели и предложения по обеспечению высокой экономической эффективности предприятий, оказывающих космические услуги в условиях рыночных отношений. Кроме того, предлагается компьютерная технология интеллектуальной поддержки адаптивно-оптимального управления экономическими процессами в сфере оказания космических услуг, представляющая собой новую упорядоченную совокупность процедур и этапов, выполняемых параллельно-последовательно и реализуемых на ЭВМ с широким использованием новых, традиционных или модернизированных методов соответствующих разделов ряда упомянутых выше научных дисциплин. Эти результаты следует рассматривать также как методологическую и теоретическую основу комплексной информатизации и автоматизации процессов экономической деятельности коммерческих предприятий в сфере оказания космических услуг при условии получения максимального эффекта, в том числе и в условиях заранее непредсказуемой конъюнктуры рынка космических услуг.
Известное крылатое изречение крупного английского физика Томсона о том, что «в науке нет ничего более практичного, чем хорошая теория» как нельзя лучше отражает практическую значимость теоретических изысканий. Полученные в работе результаты теоретического и прикладного характера отражают сущность и особенности процессов коммерциализации сферы использования РКД, позволяют определять показатели экономических процессов и качества космических услуг, нацелены на обеспечение текущего мониторинга и прогнозирования характеристик экономических процессов, сопровождающих оказание космических услуг на коммерческой основе, а также на поиск значений параметров производственно-хозяйственного механизма предприятий и управляющих воздействий в процессах принятия управляющих решений, обеспечивающих максимизацию, например, дохода (прибыли) или других составляющих эффективности в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры. Предложенные рекомендации могут служить методической основой организации адаптивного функционирования иерархических звеньев верхнего, среднего и низшего уровней инфраструктуры сферы космических услуг с целью обеспечения устойчивости их экономических процессов. Выдвигаемая компьютерная технология интеллектуальной поддержки способна обеспечить максимизацию экономической деятельности в сфере оказания космических услуг за счет адаптации состава и структуры сил и средств к потребностям рынка космических услуг и учета стратегии поведения конкурирующих субъектов рынка. Выполненная работа, которую по данным автора можно отнести к первому достаточно систематическому изложению сведений о предметной области космических услуг, может быть использована также в учебных целях для подготовки и переподготовки специалистов различного уровня по организации и формированию такой новой сферы бизнеса, как оказание космических услуг.
В связи с уникальностью свойств и возможностей космических услуг ожидаемый эффект от их использования и реализации результатов работы является комплексным и многогранным. В ожидаемом эффекте можно выделить количественную и качественную составляющие, при этом следует подчеркнуть, что в результате декомпозиции вторую составляющую можно свести, в конечном итоге, к ряду количественных показателей. Количественная составляющая выражается в повышении, например, прибыли и экономии сил и средств предприятия по оказанию космических услуг в результате использования компьютерной технологии поддержки, в которой реализуются принципы адаптивно-оптимального управления экономическими процессами в условиях рыночных отношений. При этом доход, прибыль, получаемые от использования космических услуг, следует рассматривать, в некоторой степени, как возврат бюджетных средств, затраченных государством на создание и эксплуатацию систем инфраструктуры сферы оказания космических услуг.
Качественная составляющая характеризуется расширением или получением уникальных возможностей государственными структурами, организациями или отдельными людьми по осуществлению, например, навигационных измерений, мониторинга земной поверхности или по получению новых фундаментальных знаний об окружающем мире. Более того, использование космических услуг и реализация результатов работы способны внести качественные позитивные изменения как в жизнедеятельность людей, так и в характер труда работников предприятий сферы оказания космических услуг при реализации возможностей информатизации и автоматизации.
На защиту выносятся следующие основные полученные в работе и обладающие научной новизной и практической значимостью результаты:
• концепция коммерциализации результатов космической деятельности предприятий ракетно-космической отрасли и методология экономически эффективного управления инновационными предприятиями сферы оказания космических услуг в условиях рыночных отношений;
• особенности и показатели экономических процессов, сопровождающих коммерческое использование результатов космической деятельности, а также их экономико-математические динамические модели;
• методические основы формирования схем финансирования сферы коммерческого использования РКД в условиях существования различных форм собственности, а также комплекс мер, направленных на повышение эффективности использования РКД в условиях рыночных отношений;
• теоретические основы адаптивно-оптимального управления экономическими процессами, нацеленного на получение максимальной эффективности коммерческого использования РКД;
• комплекс логико-алгоритмических и информационных процедур, обеспечивающих оперативный мониторинг и прогноз показателей экономических процессов в сфере коммерческого использования РКД;
• методология выбора оптимальных значений показателей экономических процессов в сфере коммерческого использования РКД и параметров составных частей ее инфраструктуры;
• методологические основы синтеза структурно-функциональных схем и комплекса программно-аппаратных средств информационно-аналитической системы управления коммерческой деятельностью предприятий в сфере оказания космических услуг;
• оценка ожидаемого эффекта от коммерческого использования РКД и компьютерной системы поддержки управления экономическими процессами в сфере оказания космических услуг социально-экономического, оборонного и научного назначения.
Достоверность и обоснованность приведенных в работе результатов доказаны экономико-математическим сравнительным анализом, базирующемся на имеющихся данных, и подтверждены результатами, полученными «ручными» способами или с использованием вычислительных средств при решении ключевых задач.
Реализация результатов работы. Основные научные результаты, представленные в книге, были получены в основном при выполнении двух программ в области космических исследований («Космос-СГ» – 2004–2007 гг., «Космос-НТ» – 2008–2011 гг.), задаваемых соответствующими решениями Постоянного комитета Союзного государства России и Белоруссии, а также Федерального космического агентства России.
Научно-методические результаты и предложения были использованы при технико-экономическом обосновании Многофункциональной космической системы Союзного государства (головной испытатель – НИИ космических систем – филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева), при подготовке технических заданий для ряда НИИ и КБ на постановку НИР в рамках упомянутых выше программ, а также при анализе и экспертизе результатов, полученных в организациях-соисполнителях упомянутых НИР. Одновременно некоторые результаты послужили основой для подготовки технических заданий на разработку программно-аппаратной реализации элементов МФКС, а также для оценки возможного эффекта от ожидаемой коммерциализации результатов использования космических услуг.
Результаты работы использовались, кроме того, при подготовке и чтении учебного курса «Экономика космической деятельности» в аспирантуре ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и в Королёвском институте управления, экономики и социологии по базовой кафедре «Управление и информационные технологии в космических системах», а также при выполнении курсовых и дипломных проектов в таких вузах, как МИРЭА, РГУТиС и КИУЭС, базовые кафедры которых функционируют в НИИ КС.
Апробация работы и публикации. Основные идеи и подходы, одобренные научные результаты и предложения опубликованы в научно-технических отчетах НИИ КС-филиала ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и других организаций [210–216], в ряде печатных работ автора [7, 8, 9, 18, 217–226, 251–255], в том числе и в изданиях, рекомендуемых ВАК России, а также докладывались на научных конференциях и семинарах [8, 9].
Структура книги. Монография состоит из введения, пяти глав, заключения, приложения и библиографического списка. Объем основного текста работы составляет 252 машинописных страниц, имеется 37 рисунков и 8 таблиц. Библиографический список включает 255 наименований.
В первой главе, которая носит аналитический и информационно-постановочный характер, на основе результатов проведенного анализа определяется содержание, выясняются особенности и выявляются проблемные вопросы предметной области экономических процессов в сфере оказания нового вида потребительских услуг – космических услуг, характеризуется инфраструктура сферы оказания космических услуг, состояние рынка их сбыта и существующей нормативно-законодательной базы, а также обосновывается актуальность и дается развернутая содержательная формулировка научной проблемы, решаемой в работе.
Во второй главе выявляются основные виды, показатели и составные части экономических процессов применительно к ведущим видам космических услуг. При этом под исследуемыми в работе экономическими процессами понимаются совокупности взаимосвязанных операций финансово-экономического характера, которые сопутствуют оказанию космических услуг на различных технологических этапах их выполнения и реализуют функции экономического обслуживания технологических процессов исполнения космических услуг от приема заказа до его сопровождения и окончательного исполнения.
В третьей главе разрабатываются методы оценки и стратегия повышения экономической эффективности оказания космических услуг в условиях рыночных отношений. Для решения этих вопросов осуществляется, в первую очередь, выбор показателей, критериев, свойств и функций, характеризующих качество и эффективность космических услуг при их формировании (производстве), исполнении и потреблении (использовании). При этом важнейшими среди характеристик услуги обоснованно приняты такие характеристики, как качество и эффективность.
В главе осуществлено также формирование методических основ, определен состав информационно-алгоритмических процедур и требований к инструментальным средствам и продуктам математического обеспечения, предназначенным для принятия управленческих решений, определения показателей и критериев эффективности оказания космических услуг на всех этапах их выработки и предоставления в условиях вариаций конъюнктуры рынка их сбыта.
В целях реализации возможностей космических услуг в главе предложена иерархическая сеть организаций и предприятий, выстроенная по вертикали, при этом ведущие предприятия-разработчики-производители изделий ракетно-космической техники в соответствии с таким подходом должны стать, своего рода, инкубаторами головных и периферийных инновационных предприятий по оказанию космических услуг различных видов в зависимости от основного профиля их деятельности.
В четвертой главе сформирован комплекс основных принципов, которые целесообразно положить в основу синтеза систем интеллектуальной поддержки адаптивно-оптимального управления экономическими процессами в сфере оказания космических услуг. На базе упомянутых принципов сформирована обобщенная схема адаптивно-оптимального управления экономическими процессами в технологическом комплексе инфраструктуры сферы оказания космических услуг с использованием достижений новых информационных технологий и средств вычислительной техники.
Существенное внимание в главе уделено также вопросам адаптивного ценообразования в условиях рынка, задачам оптимизации экономических процессов и разработке теоретических основ выбора стратегии адаптивно-оптимального управления экономическими процессами в сфере оказания космических услуг при выработке административно-управленческих решений.
В пятой, заключительной, главе формируются методологические основы синтеза компьютерной технологии и соответствующей системы интеллектуальной поддержки адаптивно-оптимального управления экономическими процессами в сфере оказания космических услуг с учетом влияния рыночных отношений. Кроме того, в качестве итога в главе представлены основные положения и составные части концепции коммерциализации РКД и методологии эффективного управления коммерческими процессами при оказании космических услуг, а также дана оценка ожидаемого эффекта от использования космических услуг и разработанной компьютерной технологии поддержки адаптивно-оптимального управления экономическими процессами в сфере оказания космических услуг в рыночных условиях с выявлением при комплексном подходе социально-экономической, оборонной, международно-правовой, юридической и гуманитарной составляющих упомянутого эффекта.
В заключении сформулированы в развернутом виде основные полученные в работе результаты и выдвигаемые рекомендации.
На основе обобщения поисковых исследований и анализа практического опыта в приложении в качестве примера приведен вариант типового бизнес-плана создания и функционирования центра оказания космических услуг (на примере центра космической навигации). Приведенный близкий к практике пример позволяет наглядно продемонстрировать процесс проведения оценок достижимых уровней экономических показателей такого центра и ожидаемого эффекта от его работы.
Глава 1
Анализ особенностей и проблем предметной области коммерческого использования результатов космической деятельности предприятий ракетно-космической отрасли
1.1 Определение потребностей и анализ возможностей коммерческого использования результатов космической деятельности (РКД)
Космические услуги, как новый вид наукоемких услуг, появились в результате переориентации в направлении использования ракетно-космических средств и систем, ранее нацеленных на решение задач оборонного и чисто научного характера. В итоге конверсионных мероприятий и внедрения многих научно-технических решений появились уникальные возможности использования результатов функционирования упомянутых систем и средств для удовлетворения потребностей производственного и социально-экономического характера отдельных регионов, городов, организаций и даже персонально граждан. Постепенно спрос на космические услуги вышел далеко за рамки обороны, а развертывание и реализация их приобрели массовый характер. На этой основе возникли по существу новые сегменты общественного воспроизводства: индустрия и рынок космических услуг, аккумулировавшие в себе производство космических услуг, их распространение, обмен и потребление (предоставление).
Развитие рынка космических услуг явилось прямым результатом объективного развития и расширения качественного многообразия процесса производства и потребления товаров и услуг космического профиля.
Космические услуги в полной мере обладают всеми классическими характеристиками услуг – неосязаемостью, неспособностью к хранению, постоянным изменением качества услуги, требованием определенного времени на потребление. Являясь особым видом товара, космические услуги обладают потребительной стоимостью, выраженной в форме полезного эффекта живого труда, и, также как и товар, производятся осознанно и носят коммерческий характер.
Процесс эволюции сферы космических услуг прошел в своем развитии ряд этапов, выделить которые позволяет исторический анализ и исследование присущих каждому этапу характерных особенностей. Начальным этапом развития сферы космических услуг гражданского профиля является период, начиная с 80-х годов XX века, который можно охарактеризовать следующими чертами: сокращение доли примитивных форм материального производства на фоне опережающего расширения масштабов наукоемких высокотехнологичных производств, изменение общей структуры занятости населения в пользу сферы услуг, появление космических компаний сервисного профиля.
В качестве начала второго этапа развития сферы космических услуг можно выделить период с 90-х годов XX века – этап оформления (в современном его виде) и развития специфики международного рынка космических услуг. Потенциально возможная мобильность продавца (пассивный международный рынок космических услуг) или покупателя (активный международный рынок космических товаров и услуг) ведет к выравниванию издержек, цен на услуги и исчезновению преимуществ какой-либо страны в их производстве. Но в то же время надо отметить факт сохранения лидерства стран в экспорте определенной космической услуги (например, для России – это пусковые услуги; для США – координатно-временное обеспечение) даже при наличии свободы передвижения капитала и миграции рабочей силы.
Третий этап развития сферы космических услуг можно датировать началом 21 века. Он характеризуется главным образом изменением самого характера взаимоотношений между товарным и «сервисным» секторами международного «космического» рынка. Одной из причин изменений этих взаимоотношений стало максимальное проникновение сферы космических услуг в торговые процессы благодаря стратегиям выживания в конкурентной борьбе крупных фирм. В современных экономических системах это привело к невозможности в определенных случаях распространять продукцию ракетно-космической промышленности без сервисных фирм. Иными словами, сервисные фирмы в какой-то степени монополизируют отношения, в которых одной стороной выступает конечный потребитель.
На основании проведенного анализа причин, масштабов и закономерностей роста сервисного сектора космической деятельности можно выделить основные специфические характеристики космических услуг: глобальность, динамичность, мобильность, адаптивность, общественный характер потребления (для отдельных видов космических услуг), малая эластичность, длительность жизненного цикла, ярко выраженная политизированность процесса мотивации, двойственный характер (сочетание гражданской и оборонной направленности).
Космические услуги, появившиеся как фрагментарные элементы коммерциализации развивающегося нового сегмента рынка высокотехнологичной продукции, постепенно приобрели глобальный характер. На сегодняшний день десятки стран мира являются производителями подобного рода услуг, еще большее число – их потребителями. Для многих государств мотивы престижа и политических интересов становятся основой их стремления войти в число «космических держав», развивать и поддерживать уровень технологий, соответствующий требованиям современного космического рынка. Известному ассортименту космических услуг придаются новые потребительские свойства, космические услуги становятся все более доступными массовому потребителю. Мобильность космических услуг определяется условиями их производства, потенциальными возможностями мобильности их продавцов и покупателей. Адаптивность услуг космического профиля проявляется в способности к изменению их структуры (качественно и количественно) и принципов реализации (в отдельных случаях направлений экономической стратегии производителей и продавцов) для достижения оптимального результата при изменяющихся конъюнктурных условиях мирового товарного рынка. Практически адаптивность космических услуг выражается в их современной органичной «встроенное™» в мировую сферу сервиса. Некоторые услуги космического профиля уже стали традиционными и вошли в состав «потребительской корзины» для массового покупателя. Говоря о специфичности производства, распределения, обмена и потребления космических услуг, необходимо отметить, что достижение максимальной эффективности потребления для некоторых из них возможно лишь при условии общественного характера этого процесса.
С целью обеспечения глобальной безопасности человеческой цивилизации услуги информационного характера, касающиеся опасных геофизических явлений, техногенных и природных катастроф, должны предоставляться всем без исключения заинтересованным государствам (в том числе и на бесплатной основе). Космические услуги как специфический товар характеризуются малой эластичностью по цене. Подобная ситуация связана с лимитированием их производства в силу технических, экологических, экономических и политических причин. Для значительного числа космических услуг характерны длительность и комплексность в их потреблении.
Перечисленные специфические характеристики космических услуг позволяют позиционировать их как один из наиболее перспективных, высокотехнологичных и наукоемких товаров мирового рынка, а также, что не менее важно, товаров с большим коммерческим потенциалом.
1.2 Инфраструктура сферы получения и использования РКД
С экономической точки зрения инфраструктура сферы космических услуг может быть определена как совокупность объединенных каналами взаимосвязи и системами передачи информации технических средств и систем, обслуживающих процессы непосредственного формирования (производства), распределения, обмена и потребления космических услуг. В данном случае космические средства и системы рассматриваются в качестве технической базы или в качестве, своего рода, «несущих конструкций» производства исследуемого вида услуг. Формирование инфраструктуры сферы космических услуг может быть охарактеризовано как научно-технический, организационный и социально-экономический процесс, в основе которого лежит создание, развитие и массовое применение космических средств и технологий в целях кардинального улучшения условий удовлетворения потребностей пользователей в различных сегментах социально-общественного базиса.
Виды космических услуг, их показатели, свойства, стоимость, пространственная доступность и т. д. в большой степени зависят от технических возможностей и характеристик элементов инфраструктуры космических услуг. В зависимости от решаемых задач по организации (формированию) космических услуг выбирается соответствующая конфигурация инфраструктуры оптимального (рационального) состава, т. е. выбирается тип старта, ракета-носитель, разгонный блок, космический аппарат и целевая аппаратура, наземные центры сбора информации или центры предоставления космических услуг, например, по связи или телевидению. В настоящее время в составе важнейших позиционных компонентов построения инфраструктуры сферы космических услуг можно выделить компоненты, представленные на рисунке 1.2.1.
Учитывая экономическую направленность диссертационной работы, а также принятый уровень общности рассмотрения сферы оказания космических услуг, приведем перечень основных элементов инфраструктуры сферы космических услуг с указанием важнейших их характеристик, назначения и функциональных возможностей.
Ракеты-носители, выводящие космические аппараты на опорные орбиты подразделяются на ряд классов [4, 5, 6]: легкие; стартовая масса легких носителей – 15-150 тонн, выводят на опорные орбиты (160–300 км) полезные грузы весом до 3-х тонн, российские аналоги – «Рокот», «Космос», «Восток»; средние; стартовая масса средних носителей – 150–450 тонн, выводят на опорные орбиты (160–300 км) полезные грузы весом до 16 тонн, российские аналоги – «Союз», «Зенит»; тяжелые; стартовая масса тяжелых носителей -750-900 тонн, выводят на промежуточные орбиты (200–300 км) полезные грузы весом до 120 тонн, российские аналоги – «Протон», «Энергия»; сверхтяжелые; стартовая масса сверхтяжелых носителей – свыше 900 тонн, выводят на промежуточные орбиты (200–300 км) полезные грузы весом свыше 120 тонн, российские аналоги – «Ангара», «Энергия».