Книга Космические услуги: Экономика и управление - читать онлайн бесплатно, автор Людмила Григорьевна Азаренко. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Космические услуги: Экономика и управление
Космические услуги: Экономика и управление
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Космические услуги: Экономика и управление

Разгонные блоки выводят космические аппараты с переходных орбит на геостационарные (высотой 37 тыс. км), солнечно-синхронные (апогей 5-10 тыс. км; перигей – 200–300 км), полярные, круговые или эллиптические в зависимости от назначения космического аппарата. Типовые орбиты для систем дистанционного зондирования Земли – 500–600 км, высота орбит навигационных спутников – около 20 км.


Рисунок 1.2.1 – Элементы инфраструктуры сферы космических услуг


Космические аппараты имеют чрезвычайно широкий спектр как по назначению и функциональным возможностям, так и по габаритно-массовым характеристикам. Среди космических аппаратов можно выделить: нанокосмические аппараты (масса до 1 кг); малые (масса до 500 кг); средние (масса 1–2 т); тяжелые (масса 3–6 т и более). Отдельно стоит вопрос о космических аппаратах, направляемых к Луне или к другим небесным телам в научных целях. Вес их может достигать десятков и даже сотен тонн в зависимости от назначения.

Пилотируемые космические станции (например, станции «Мир» и МКС) являются, как правило, составными. Их вес определяется количеством пристыкованных модулей и может составлять несколько десятков тонн.

Космодромы могут быть наземные (в частности, в России «Плесецк», «Байконур» (арендуется), «Восточный» (в процессе создания)); морские старты (запуск ракет-носителей производится с морских платформ); воздушные старты (запуск производится с тяжелых самолетов).

Наземные центры управления и сбора информации являются ближайшими, своего рода, сподвижниками сферы оказания космических услуг. Вся информация, в частности, о космических съемках собирается в информационных базах данных. В России, например, – это научный Госцентр «Природа» или Научный центр оперативного мониторинга Земли. На рисунке 1.2.2 приведена совокупность организаций и систем, которые аккумулируют, хранят космическую информацию и выдают ее по запросу центров оказания космических услуг различных уровней иерархии, в том числе и с предварительной обработкой информации при необходимости.


Рисунок 1.2.2 – Федеральные центры и источники космической информации


Целевая аппаратура, устанавливаемая на космических аппаратах, предназначена для ретрансляции радиосигналов с целью осуществления радиосвязи, телевидения и телекоммуникаций; детальной съемки поверхности Земли, при этом фотоснимки характеризуются разными масштабами, различной степенью обзорности, высокой разрешающей способностью (до 0,5 м), могут быть черно-белыми и цветными в нескольких диапазонах спектра); научных измерений и наблюдений (вплоть до использования телескопов).

К важнейшим видам целевой аппаратуры следует отнести: фотоаппаратуру для съемок в видимом, в инфракрасном и в других диапазонах; радиотехнические станции для радиолокационных съемок земной поверхности; магнитометры для измерения напряжения магнитного поля Земли; измерители излучений солнечного ветра и элементарных частиц и др.

Центры оказания космических услуг являются, своего рода, промежуточным связующим звеном между потребителями космических услуг и целевыми средствами орбитальной группировки космических аппаратов оборонного, социально-экономического, научного или двойного назначения. Эти центры, с одной стороны, в результате маркетинговой деятельности выявляют потребности в необходимости оказания тех или иных космических услуг, требуемых объемов и качества, на основе чего формируется, в конечном итоге, комплекс тактико-технических требований к аппаратуре целевых средств. С другой стороны, упомянутые центры, в свою очередь, информируют потребителей о возможных видах космических услуг, которые могут быть представлены, и об их потенциальных возможностях и характеристиках. Экономическая практика подтверждает важность функции центров по продвижению космических услуг на рынок в рамках менеджмента и маркетинговой деятельности и свидетельствует о ключевой позиции, занимаемой центрами в инфраструктуре сферы оказания космических услуг.

В связи с тем, что в настоящее время рынок космических услуг только формируется и расширяется, инфраструктура космических услуг также полностью пока не сформировалась. На основе анализа технологии производства и исполнения космических услуг определен приведенный на рисунке 1.2.3 ожидаемый состав инфраструктуры сферы оказания космических услуг в масштабе страны. Учитывая специфику предметных областей потребителей космических услуг, следует выделить отраслевые центры оказания космических услуг разных уровней иерархии, административной вертикали власти и коммерческие. Как следует из анализа, все центры организационно должны замыкаться на федеральный центр оказания космических услуг, который по определению должен функционировать под руководством Федерального космического агентства (Роскосмоса).


Рисунок 1.2.3 – Прогнозируемый состав инфраструктуры сферы оказания космических услуг в Российской Федерации


В качестве потребителей космической информации в России выступают, в первую очередь, государственные ведомства (Минобороны, Росгидромет, Минсельхоз, РАН и др.), регионы, крупные организации и частные лица.

С точки зрения прав собственности и источников финансировании среди множества космических систем могут быть выделены следующие [7]:

• полностью государственные. Это исторически первый и до сих пор широко распространенный тип космических систем. Государство в лице своих ведомств выступает в качестве заказчика, инвестора и владельца системы, а кроме того, гаранта закупки оказываемых с ее помощью услуг и необходимых для этого товаров;

• полностью коммерческие. Инициатива создания и инвестирования проекта космической системы исходит от коммерческого сектора;

• промежуточные. К их числу относятся частично коммерческие системы (например, в случае, когда государство является заказчиком, владельцем и гарантом поддержки, а коммерческий сектор занимается маркетингом предоставляемых космических услуг), ведомственные, корпоративные системы и т. д.

Как показывает анализ, составные элементы инфраструктуры сферы космических услуг как средства производства и товары промышленного назначения, производящие конечные услуги (услуги космического профиля), обладают рядом специфических особенностей.

К важнейшим факторам, определяющим упомянутую специфику следует отнести: функционирование для орбитальных компонентов в конкретной области физического пространства, определяемой высотой полета космического аппарата, наклонением его орбиты и т. д.; отсутствие, как правило, непосредственного доступа к космическим аппаратам орбитального сегмента; ремонт орбитального сегмента возможен лишь путем замены вышедших из строя аппаратов новыми; большую длительность создания многих элементов (8-10 лет); длительные сроки эксплуатации (10–30 лет); изменения в структуре в связи с изменением и совершенствованием системы управления, связи, наземных служб и т. п. на протяжении всего жизненного цикла; высокую степень распределения в пространстве; сложность управления; штучный и эксклюзивный характер производства; большую концентрацию высоких технологий в одном объекте; возможность «двойного назначения» и «двойного подчинения»; значительные финансовые и материальные затраты.

Таким образом, из проведенного анализа следует, что выявленные специфические особенности инфраструктурных компонентов космических услуг и как основных средств производства, и как объектов собственности позволяет им создавать космические товары и услуги, обладающие реальной возможностью конкурировать со своими аналогами – продуктами давно сформировавшихся и уверенно развивающихся «наземных» технических средств и систем. Более того, компоненты инфраструктуры сферы космических услуг способны предоставлять общественно необходимые и значимые услуги таких видов, содержания, качества и возможностей, которые не могут обеспечить традиционные средства. В силу этих обстоятельств, а также в связи с большими потенциальными возможностями сферы космических услуг, возникает настоятельная необходимость в совершенствовании как ракетно-космических средств и инфраструктуры сферы космических услуг в целом, так и в разработке экономически эффективных методов управления процессами оказания космических услуг.

1.3 Выявление и анализ особенностей экономических процессов на предприятиях и в организациях, оказывающих космические услуги на коммерческой основе

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги