Книга Российская интеллигенция, новые элиты и нравственное лидерство. Социально-этические этюды - читать онлайн бесплатно, автор Сергей Алексеевич Емельянов. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Российская интеллигенция, новые элиты и нравственное лидерство. Социально-этические этюды
Российская интеллигенция, новые элиты и нравственное лидерство. Социально-этические этюды
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Российская интеллигенция, новые элиты и нравственное лидерство. Социально-этические этюды

Nota bene: Библия учит любить ближних, а также врагов. Может быть потому, что обычно это одни и те же люди. Враги увеличивают силу, умножают способности, предоставляют новые возможности. Счастлив человек, не окончательно испорченный квартирным вопросом, если у него есть враги, которых он уважает. Цезарей убивают друзья, потому что они истинные враги (С. Лец).

Написать великую книгу труднее, чем выиграть большую войну. «Этика» отлученного от синагоги Бенедикта Спинозы – важнейший труд его жизни с отточенным талмудическим мышлением слогом. В этом фолианте автор стремится объяснить нравственные проблемы с позиций предельных оснований, позволяющих сводить чувственное многообразие к чему-то постоянному и самостоятельно существующему. Полное название «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей».

«Этика» Спинозы – не дохлые мысли в пыльной паутине слов, а математическая точность в разумении проблемы и материала. Гонимый Спиноза имел большие шансы стать непризнанным гением, он был всегда логически последователен – следующая часть «Этики» неизменно продолжает и развивает идеи предыдущей. Голландский еврей Спиноза страстно хотел перенести ясные, как июньское небо, методы точных наук на почву философии.

Согласно еврейской этике, отношение к человеку вообще должно быть подобно отношению к самому себе. Нельзя пренебрегать собой, но нежелательно и ставить себя над другими согражданами.

Священные тексты Торы предписывают никогда не впадать в крайности и всегда придерживаться золотой середины в отношении к самому себе, людям и миру.

Один из самых светлых еврейских праздников – Ханука («Освящение»). Во время Второго Храма представители гонимого этноса находились в великой беде под жестоким притеснением со стороны древних греков. Бог дал победу иудейским ратникам над превосходящими силами. Доблестные воины вошли в Храм и обнаружили там кувшинчик с маслом только на один день горения Меноры. Однако в честь победы духа над материей его хватило на восемь дней. В память о чуде мудрецы постановили, что данный временной отрезок должен быть периодом веселья и благодарения Всевышнему.

В современной еврейской культуре синагога является не Храмом, а «домом собрания» («бейт кнессет») – местом для молитвы, а также изучения и обсуждения Торы («Наставления»). Коллективная молитва предпочтительнее частной, так как позволяет ощутить общий диалог народа Израиля как единого целого с Богом. Главный атрибут синагоги – шестиконечная Звезда Давида (Могендовид) составленная из двух равносторонних треугольников. Согласно одному из преданий, она была начертана на щите царя Давида.

Для еврейского народа с уникальной выживаемостью было очень важно, чтобы и в изгнании сохранялся ведущий слой интеллектуальных товарищей. Эта прослойка сознательно культивировалась технологией брачных отношений. Для богатой семьи считалось большой удачей принять в качестве зятя умственно-одаренного юношу. Еврейский народ оценивал оппонентов в качестве потенциальной смазки для штыка, не отдавал веру, тысячи лет повторял «До встречи в Иерусалиме» – ив конечном итоге именно там и оказался.

Если внимательно изучить правила поведения человека по Агаде («Повествование») и Шульхан Аруху («Накрытый стол»), можно с точностью сказать, что первые своды этических норм взяты из иудаизма.

Звездное калининградское небо над головой И. Канта не требовало напрямую говорить о богоподобии человека, однако откуда-то родится категорический императив как парафраз конфуцианского Золотого правила этики: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства». Золотое правило призывает обращаться с другими людьми как чудесными уникальными творениями и не обращать большого внимания на временные недостатки. В процессе применения данной нормы иногда происходят алхимические превращения и получается нечто более ценное, чем элемент под названием «золото».

Отношение морали к политике – неисчерпаемая тема. Родившийся на великой русской реке Волге лидер революционной интеллигенции Н.Г. Чернышевский своей жизнью доказывал значение веры в Идеалы. Он вынес каторгу героически, ничего не хотел для себя и весь был жертвой. Одним из самых выпуклых проявлений нравственного характера политического узника и любви-дружбы между мужчиной и женщиной являются его письма к добродетельной жене Ольге Сократовне.

В ряде произведений, прежде всего в романе «Что делать?» нравственный витязь разработал два варианта этически-правильного поведения человека, осознавшего несправедливость бренного мира. Первый вариант представлен в образе «особенного человека» Рахметова. Данный литературный персонаж без имени относится к тем немногим представителям рода человеческого, которые готовы без остатка отдать жизнь святому делу борьбы за справедливость. Рахметов отказывается от всех жизненных благ и устроения личной жизни. Он неустанно закаляет свою волю и тело, подвергая себя аскетическим испытаниям.

Во втором варианте генеральная этическая установка определяется как «разумный эгоизм». Н. Г. Чернышевский говорит, что образ жизни и этика, подобные избранным Рахметовым, не всегда по плечу товарищам, даже искренне сочувствующим народному горю. Их сердце может успокоиться простой и практически осуществимой этикой с элементами научности. «Разумный эгоизм» научен, ибо основывается на расчете. Посредством калькуляции разумный человек приходит к выводу о выгодности служения общественному благу. С точки зрения теории «разумного эгоизма» именно личный интерес оправдывает святое дело служения коллективному Идеалу.

В плотной связи с выражением «профессиональная этика» самый первый мерцающий в сознании Образ – это, конечно, клятва Гиппократа на верность профессии эскулапа. И отдаленно не случайно, что данная профессионально-нравственная норма появилась в сообществе, призванному самоотверженно служить Человеку.

У «истинного» профессионала доминирует не жизнь за счет профессии, а преданность Делу в духе призвания, основанного на этике ответственности за определенный аспект общественного блага.

Денно и нощно, неустанно и мощно градиент активности профессиональной этики направлен на выявление пределов власти над людьми в процессе специализированной деятельности. Профессиональная этика призвана, с одной стороны, оправдать власть суперпрофи – без этого невозможно решать задачи. С другой – ограничивать объем доминирования, которым располагает врач – над пациентом, воспитатель над воспитанником, ученый – над человечеством, политик – над гражданами, журналист – над получателем информации, предприниматель – над потребителем товаров и услуг.

Профессиональная этика изменяет конфигурацию властных отношений и уменьшает взаимозависимость одного лица от другого ввиду различий функций и статусов. Финальная цель профессиональной этики – самокритика профессии, ее непрерывное сопоставление с ценами и ценностями.

Этика без Бога вырождается в этикет. Без заботы о чистоте сердца этикет представляет собой кодексы правил поведения. О них должен думать и соображать человек. Этикет как малая этика определяет только технику общения и поведения, внешние манеры и жесты признания. Освоение этикета не гарантирует высокой моральной спелости. Из блюстителей этикета не рождаются герои. В конечном итоге побеждает то, без чего нет человека как потомка приматов. Один шаг от дисциплины до подвига совершается во имя высоких нравственных принципов служения Отечеству и человечеству.

В этикете основные этические категории получают конкретизацию и практическое преломление. На основополагающих нормах этики базируются все направления делового этикета, соблюдение которого – один из главных критериев профессионализма сотрудников и организаций. Казаться хорошим человеком обычно бывает выгодно.

Этикет – это установленный порядок поведения и нормы светско-соседских взаимоотношений людей различного правового, социального и интеллектуального статуса. Этикет как отросток нравственной культуры соединяет внутренний человеческий мир с его внешним проявлением.

Древнейшим сведениям об этикете насчитываются очень долгие лета. Еще до слова «этикет» придворный церемониал родился на Востоке. Европейцы с трудом постигают японский кодекс учтивости. Этикет страны восходящего Солнца обусловлен сословно-вековыми иерархическими традициями. Он обязывает к крайней деликатности и основан на заботе о собеседнике. Но Восток – это не только Япония. О том, как себя вести в обществе, знали и жители Древнего Китая. Древнекитайский этикет насчитывает десятки тысяч церемоний.

Жизнерадостные греки, превозносившие любовь к Родине с готовностью отдать за нее жизнь, поклонялись разуму, силе и красоте. Они с энтузиазмом почти все превращали в искусство. Сдержанность в будни, раскрепощенность в праздники и ярость в бою – наиболее ценимые формы поведения.

Древний Рим принял греческую культуру за основу, однако был дисгармоничен в потребностях и нравственно-эстетических нормах. Это отражалось в этикете: брутальность чувств, любовные оргии, невоздержанность.

В эпоху средневековья без центрального отопления выпукло выделяется пышный и каноничный этикет Византии, ассимилировавший в себя культуру Запада и Востока.

Если очень долго поступать по-свински, то не всегда в конце концов можно устроиться по-человечески. В основе этикета лежит придворный церемониал Людовика XIV. Его правление – апогей абсолютизма. Именно данному Людовику человечество обязано обсуждаемому термину. На дворцовых приемах у гостям раздавались карточки с правилами поведения. От карточки-этикетки и произошло слово «Этикет».

Зародившись в дворцовой атмосфере Версаля, этикет стал распространяться по планете Земля, проникая во все языки без перевода и особых комментариев.

Первый президент США Джордж Вашингтон прославился тем, что в четырнадцать лет составил «Правила приличного поведения». Вот некоторые из них: «Не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях…».

Более поздние американские кодексы правил во многом ориентированы на практицизм, квинтэссенцией которого является почти афоризм видного писателя и активного политика Б. Франклина «Время – деньги: Time is money»[21].

Правила поведения, речевые и невербальные стереотипы общения отражают уникальность обычаев и условий жизни. Этикет является ингредиентом национальной культуры.

Российские граждане до петровских коллизий жили-были по «Домострою». Книга представляла свод правил, написанных священником Сильвестром в эпоху Ивана IV. Единоличная власть в семье принадлежала отцу: он и жену лукавую наказывал, и сокрушал ребра сыну за непослушание.

Активным проводником европейских манер в России стал Петр I. Для просвещения дворянских отпрысков царь велел трижды переиздать «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Многие правила не утеряли актуальности.

В России много дураков, дорог и деревенских тропинок, а за термином «фольклор» рисуется образ «вещего Бояна», Арины Родионовны и стройные ряды сказителей. Фольклор – значит «народная мудрость» (folk – народ, lore – мудрость). И, в самом деле, фольклор – отражение коллективного опыта народа в формате легенд и былин, сказок и песен, частушек и поговорок. Такой опыт передавался из уст в уста и становился морально-этическим кодексом.

Сознавая, какие выгоды соблюдение этикета может принести в будущем, японские фирмы ежегодно обучают персонал хорошим манерам, правилам и формам общения, проводят тренинги по данным вопросам. Они тратят на обучение толстые пачки долларов и справедливо полагают, что стратегически поступают очень правильно и дальновидно.

Организации и компании обычно напоминают не большую семью, а поля сражений на гражданской войне. Из-за погрешностей сотрудников в поведении друг с другом, с клиентами, с руководителями, неумения стилистически и орфографически грамотно составить письмо, вежливо и тактично общаться по телефону иногда случаются конфликтогенные ситуации и летят головы.

Давно и многократно было замечено, что для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом.

В наше веселое время в Америке существует Институт этикета имени Эмилии Пост. Она – самый популярный автор книг по культуре поведения не только в США.

Все люди рождаются искренними и умирают лжецами. В чем-то этика и этикет совпадают. Однако, с точки зрения этикета, русский язык слишком богат, чтобы говорить на нем только правду. Обман – безнравственная форма защиты собственных интересов. Русский человек умеет быть святым, но не всегда умеет быть честным. При этом обычно рождается иллюзия соблюдения принципов справедливости, юридических законов и тому подобное. Главным условием обмана является внушенное или само-внушенное чувство доверия.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Слова взяты из «Телемахиды» В.К. Тредиаковского.

2

Мартинизм (фр. Martinisme, англ. Martinism, нем. Martinismus) – направление мистического и эзотерического христианства. Данная доктрина описывает падение первого человека из Божественного в материальное, а также способ его возвращения в Божественное с помощью Реинтеграции, или духовного просветления, достигаемого при сердечной молитве.

3

В советской версии – «Звезда пленительного счастья».

4

Цит. по: Кустарев А.С. Нервные люди: Очерки об интеллигенции. – М., 2006. С. 27.

5

Русская писательница Нина Берберова имела богатый опыт общения с отечественными и зарубежными «каменщиками» и изложила его в книге «Люди и ложи».

6

Мать К. Маркса Генриетта иронически заметила, что лучше бы ее сын приобрел капитал, чем написал о нем книгу.

7

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.37. С. 380–381.

8

Цитата из Манифеста Коммунистической партии: «Пролетариям нечего терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

9

Ленин В.И. ПСС. Изд. 5-ое. – М., 1959. Т.8. С. 75.

10

Заледорубленный Л.Д. Троцкий считал масонство буржуазным орудием обхода революции, усыпляющим сознание пролетариата.

11

Ленин В.И. ПСС. Изд. 5-е, М., 1978. Т. 51. С. 48.

12

В.И. Ленин ПСС. Изд. 5-е, М., 1959. Т. 6. С. 47.

13

Опоэтизированная глупость называется наивностью.

14

Слово «правда» иногда хочется поднять до большой буквы – «Правда» и подсознательно связать с газетно-политическими событиями.

15

«Цветы зла» (фр. Les Fleurs du mal) – так назывался сборник стихотворений французского поэта-символиста Ш. Бодлера, выходивший с 1857 по 1868 годы в трех редакциях. Первое издание привело к судебному эксцессу, в результате которого Бодлер был оштрафован за нарушение норм общественной морали.

16

Отдельные коллизии из жизни сына Одиссея Телемаха описаны в поэме В.К. Тредиаковского «Телемахида».

17

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 42, С. 115.

18

Человек, который видит реальность там, где все видят миф, называется пророком.

19

Зрителей фильма «Чапаев» было многократно больше, чем читателей одноименной повести Д. И. Фурманова (Фурмана). Братьям Васильевым удалось художественно-кинематографическими средствами выпукло показать нравственное отношение к гражданской войне и полководцам-правдоискателям.

20

Пока духовно-опытный Моисей беседовал с Богом, Аарон собрал с народа золотые украшения и отлил из них Тельца. Моисей возвратился в лагерь, сокрушил золотого тельца, истер его в пыль, пыль смешал с водой и заставил израильтян выпить эту воду.

21

Основная трактовка: Прибыль есть – значит, твое поведение «истинно», прибыли нет – значит, оно «ложно».

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги