Появление на экспертно-политической арене Византийского Клуба совпало с осознанием рядом православных интеллектуалов и представителей элит Греции, балканских и кавказских, ближневосточных православных и восточных стран и регионов того очевидного факта, что кроме Русской Православной Церкви и России, у православных и восточнохристианских народов компаса нет. Особенно после событий в Сирии и падения Греции, когда в этой православной стране официально были легализованы однополые «браки». Таким образом, явление Византийского свидетельствует о том, что только в системе координат восточнохристианской цивилизации Россия несет свои столичные функции, а страны восточнохристианской цивилизации просто духовно, цивилизационно и политически не выживут без России.
Следует отметить, что экспертный уровень Византийского Клуба позволяет убедительно продемонстрировать, что православный цивилизационный проект для России-это не архаизаторский и не колонизаторский, а подлинно национальный, держаный, суверенный проект будущего, что эффективная национально-государственная модернизация, научно-технологическая революция, переход к новому технологическому укладу возможны только в опоре на великую православную традицию, сделавшую и вновь сделающую Россию великой!
Новый этап борьбы киевского режима с Церковью приведет к её сплочению
«Материк.ру» 06.06.2016
Контролируемый Порошенко комитет Верховной Рады по духовности и культуре начал «спецоперацию» по принятию закона о массовом захвате православных храмов и монастырей УПЦ Московского Патриархата. Церковь на Украине и так бесправна, лишена прав юридического лица, а по новому закону, который наверняка будет принят, ибо санкционирован режимом, с помощью боевиков «Азова» создается «параллельная община», которой «независимый» суд и передает храмы, Лавры и монастыри. Так, депутатам ВР рекомендуют узаконить в Украние церковное рейдерство. Принять законопроект № 4128 в первом чтении рекомендовал депутатам Комитет Верховной Рады по вопросам культуры и духовности, сообщает портал «Православная жизнь».
Рассмотрение проекта Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (относительно изменения религиозными общинами подчиненности) № 4128 состоялось 1 июня при участии представителей религиозных конфессий и Министерства культуры Украины.
Члены Комитета отметили, что целью Закона является обеспечение религиозных общин правом на сознательный выбор и свободную и беспрепятственную смену подчиненности религиозным центрам. Его принятие, по их мнению, будет отвечать рекомендациям Венецианской комиссии и ОБСЕ.
При рассмотрении законопроекта участники заседания внесли в текст несколько поправок. В итоге Комитет большинством голосов принял решение рекомендовать Верховной Раде Украины принять законопроект № 4128 в первом чтении в новой редакции.
Комментируя данное решение, Информационно-просветительский отдел УПЦ отмечает, что среди «представителей религиозных конфессий», участвовавших в заседании Комитета, не было представителей крупнейшей из них – Украинской Православной Церкви. «Поэтому, очевидно, что все происходящее на заседании комитета стало классическим примером рейдерства с привлечением механизмов высшего законодательного органа», – говорится в комментарии.
«При принятии решения о законопроекте Еленского депутаты проигнорировали не только мнение миллионов верующих людей, но и специалистов Института религиозной свободы, а также квалифицированных юристов Главного научно-экспертного управления Верховной Рады. Ведь юридические эксперты считают законопроект № 4128 нарушающим обязанности Украины, определенные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, а также угрожают развитию демократии», – подчеркивается в сообщении.
Законопроект № 4128 был зарегистрирован в Верховной Раде Украины 23 февраля 2016 года. Автором законодательной инициативы является депутат «Народного фронта» Виктор Еленский.
По заключению Юридического отдела УПЦ, предложенные депутатом изменения в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» помогут узаконить схему рейдерского захвата храмов и несут потенциальную угрозу украинскому обществу.
По мнению Управляющего делами УПЦ митрополита Антония, законопроект является опасным для всего религиозного сообщества Украины и для межконфессионального мира в стране.
Однако, новый законопроект вызовет обратный эффект. Согласно Определению Поместного Собора 1917–1918 гг., каждый прихожанин обязан записаться в приход, стать членом общины, чтобы стать ее миссионером и защитником. В селе Птичья на Волыни верующие УПЦ МП просто заперлись в своем храме, который власти пытались передать «параллельной» «общине правосеков», и до сих пор обороняют ее. И так будет везде. Посеявший ветер пожнет бурю.
Константинопольский Патриархат не может нести ответственность за единство Вселенского Православия!
«Материк.ру» 07.06.2016
Мы, православные священники и миряне, посвятившие себя защите православной веры и ценностей в современном обществе, с разочарованием и недоумением восприняли сообщение Константинопольского Патриархата, в котором он дерзко отвергает исполненные ревностью об Истине Православия предложения Священного Синода Русской Православной Церкви собрать до 10 июня Предсоборное Совещание, чтобы исправить проекты Определений Всеправославного Собора, явно искажающие Догмат о Церкви, в своей лексике и уравнивающие единственно истинную Православную Церковь с отступившими от нее группами.
Константинопольский Патриархат отверг не только спасительные предложения Русской Церкви, но и Кинота Святой Горы Афон, и Болгарской Церкви, и иерархов Антиохийской и Элладской Поместных Церквей. Эти вопиющие факты заставляют нас напомнить о попирающей Православие, святые каноны поддержке Константинопольским Патриархатом раскольнических группировок на Украине, виновных в вербовке боевиков к ваххабитским террористам в «Ичкерии», массовых захватах православных храмов и избиениях священников и мирян. Навязывая беззаконную автокефалию на Украине, которая была, есть и будет русской землей и канонической территорией Русской Православной Церкви, Константинопольский Патриархат «не признает» законную и необходимую для миссии Православия автокефальную Православную Церковь в Америке!
На фоне этих разрушающих Православие «двойных стандартов» заявление Синода Константинопольского Патриархата о его «ответственности за единство Вселенского Православия выглядят просто кощунственно.
В этой ситуации мы констатируем, что именно Константинопольский Патриархат срывает Всеправосавный Собор и, чтобы спасти единство и вселенскую миссию Православия, именно на Русской Православной Церкви лежит историческая миссия и ответственность созвать Всеправославный Собор. Собор, который подтвердит Догмат о Церкви, защитит святые каноны и братское равноправное единство Поместных Православных Церквей, даст мощнейший импульс православной миссии во всем мире, ибо необходимо, по Заповеди Христовой, идти и научить ВСЕ народы!
Мы считаем лучшим местом проведения настоящего Всеправославного Собора специально построенный для Вселенских миссионерских целей Новоиерусалимский монастырь под Москвой!
Параметры православной цивилизации
«Материк.ру»
Новость дня – это фактический срыв Всеправославного Собора по вине Константинопольского Патриархата, который безапелляционно отверг каноничные, назревшие предложения Священного Синода Русской Православной Церкви собрать по согласию с Болгарской, Антиохийской и другими критично настроенными по отношению к Собору Церквями срочное заседание Предсоборного Совещания и поправить проекты Определений Всеправославного Собора в соответствии с рекомендациями Кинота Святой Горы Афон. Всё это необходимо было для того, чтобы ясно повторить суть Догмата о Церкви о том, что только Православная Церковь является Единой, Святой и Апостольской Церковью и целью общения с инославными является приведение их к Истине Православия.
Казалось бы, логично принять это абсолютно здравое предложение Русской Церкви, базирующееся на догматах веры и позициях Святой Горы Афон, чей авторитет в православном мире несокрушим. Но небольшой, в сравнении не только с Русской, но и с Элладской и другими Поместными Церквями, Константинопольский Патриархат отверг эти предложения, спасавшие Всеправославный Собор и своим отказом поставивший Собор на грань срыва. В этой ситуации ехать на Крит будет означать капитуляцию перед зависимым от США Константинопольским Патриархатом. В чем причина такого убийственного для Вселенского Православия шага Фанара? Попробуем разобраться.
Исторические корни отступления Константинопольского патриархата
До 20-х годов XX века константинопольские патриархи были блюстителями Православия и друзьями Российской империи. Очевидно, что крушение России в 1917 году и убийство православного императора и на мистическом, и на политическом уровне привело к колоссальному ослаблению православия. Свидетельство тому – падение Константинопольского Патриархата, превращение его в «троянского коня» Православного мира, возникновение в 20-е годы ереси экуменизма, обновленческого и автокефалистского расколов в России и на Украине, календарный раскол в Греции, Финляндии и Румынии.
В 20-е годы путем внутрицерковного переворота при поддержке антицерковных сил к власти в Константинопольском патриархате приходит Мелетий (Метаксакис), поддерживаемый либеральными кругами. Это был первый «обновленческий» патриарх, который сделал все для разрушения как Константинопольской Поместной Церкви, так и для разрушения всего Православного мира. В итоге православные греки, окружив его резиденцию, заставили Мелетия покинуть Константинопольский престол. Однако, силы, стоявшие за Мелетием, сохранили власть в Константинопольском Патриархате и продолжили политику Метаксакиса. Мелетий ввел новый стиль, что вызвало колоссальный раскол в Православном мире, подписал размывающее догмат о Церкви послание, явно расходящееся с православной эклезиологией. Он и его преемники помогали обновленцам в СССР – не только признали их, но и требовали от святителя Тихона, патриарха Всероссийского, уйти на покой. В 20-е годы в Финляндии Константинопольский Патриархат насильно сверг русского епископа и поставил туда своего протеже Германа (Аава), который разорил Финскую Церковь, устроив гонение на противников нового календаря. Ныне Финская Церковь даже Пасху празднует по новому стилю, что строжайше запрещено канонами.
Все преемники Мелетия, в том числе и нынешний Константинопольский Патриарх Варфоломей являются продолжателями его курса. Тот же самый Варфоломей пошел на беспрецедентное сближение с инославием, что вызывает огромный протест у афонских монахов. Мало того, в 1995 году патриарх Варфоломей принял в общение без перерукоположения т. н. «украинскую православную церковь» в США во главе с «митрополитом» Константином. А в марте 2000 года «митрополит» Константин, естественно, с ведома патриарха Варфоломея, принял в общение и провозгласил себя «предстоятелем» т. н. украинской автокефальной церкви во главе с «архиепископом» Игорем Исиченко, который ныне присоединился к униатам. Дело в том, что и УПЦ в США и УАПЦ являются частями «липковской» «украинской автокефальной церкви», самочинного сборища, созданного в 1920-е годы при поддержке петлюровцев, а затем большевиков, маргинальной группкой украинских сепаратистов во главе с запрещенным священником Василием Липковским. НКВД эта группировка была необходима для борьбы с Русской Православной Церковью. Ни один епископ Русской Церкви не поддержал автокефалистской авантюры и Липковский сотоварищи решились на беспрецедентный шаг – раскольники миряне и священники «рукоположили» Липковского в «митрополиты», других – в «епископы». Мало того, УАПЦ с самого начала была авангардом радикального обновленчества. Сохранившись в эмиграции, УАПЦ вернулась на территорию Украины вместе с нацистами. Тогда раскол поддержал Варшавский митрополит Дионисий (Валединский), поддержанный Константинополем, но не признаваемый Русской Церковью из-за самочинно провозглашенной автокефалии Польской Церкви при Пилсудском. После нацистского вторжения Дионисий, не имея никакого права священнодействовать за пределами Польши, назначает перебежчика из канонической Украинской Автономной Церкви Московского Патриархата епископа Поликарпа (Сикорского) «Временным администратором Украинской Автокефальной Церкви», после чего Сикорского лишает епископского сана рукополагавшее его Священноначалие Русской Церкви. В феврале 1942 года Поликарп принимает в «сущем сане» липковцев. (В. Петрушко. «Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период». Из-во Св. Тихоновского богословского института, М., 1998, стр. 11–13).
В таком виде УАПЦ переместившаяся после Великой Отечественной войны в эмиграцию, и влилась двумя частями в 1995–2000 годах в юрисдикцию Константинопольского патриархата. Итак, никакого апостольского преемства у УАПЦ нет. Она была и остается самосвятской группой. Таким образом, в составе Константинопольского Патриархата оказалась группировка, «епископство» и «священство» которой не могут быть признаны, потому что их нет. Таким образом, Константинопольский Патриархат сам оказался вне канонического поля. Мало того, УАПЦшники не просто самосвяты. Их вероучение не имеет никакого отношения к Православию. Так, в киевской газете «День» 5 мая 2000 года опубликована статья сына почившего недавно «патриарха» УАПЦ Василия Яремы Святослава, также активного деятеля УАПЦ «Украинское Православие. Картина без прикрас». Кое-что из этой публикации стоит процитировать: «УАПЦ 20– 30-х годов – это украинский феномен, которым можно и нужно гордится. УАПЦ провозглашена Всеукраинским православным советом (ВЦПС) 80 лет назад, 5 мая 1920 года, а окончательно утверждена Первым всеукраинским церковным собором (14–30 октября 1921 г., Киев). Для создания епископата было решено воспользоваться традицией Александрийской церкви, согласно которой допускалось рукоположение епископов групповым рукоположением священников. Кандидаты на владык были тщательно определены собором и проголосованы… в епископат вошли самые выдающиеся священники… это стало возможным потому, что Собор отменил сомнительную традицию обязательного целибата епископов. На Соборе смело заявлялось, что подавляющее большинство канонов является продуктом мировоззрения VIII–IX веков, и поэтому они не могут быть приемлемы в XX-м веке. Именно по этой причине церковь отстает от общества… Была сделана смелая попытка приблизить церковь к требованиям времени… В конечном счете выбор есть – пойти на провозглашение прямой преемственности церкви Василия Липкивского и принять за основу ее прогрессивные каноны…»
Итак, происходит попытка догматизировать самосвятство и радикальное обновленчество. Что-то в этих речах есть общее с доморощенным «революционером» Кочетковым! А вот нынешний «управляющий делами УАПЦ» «архиепископ» Харьковский Игорь (Исиченко) известен просто как откровенный униат. С его легкой руки в возглавляемой им «харьковской коллегии» значительную часть преподавательского состава составляют греко-католические преподаватели униатской духовной академии во Львове. Собственно, свою позицию Исиченко ясно выразил на «Берестейских чтениях», посвященных 400-летию Брестской унии, 20–23 июня 1995 года в Харькове. Его доклад был посвящен выдающейся роли, которую, по мнению Исиченко, сыграла уния в развитии украинской духовной культуры и сохранении национальной самобытности украинского народа», а 5 ноября 1994 года он отслужил в раскольническом Димитриевском храме Харькова панихиду по униатскому митрополиту Андрею Шептицкому, подчеркнув «его выдающееся значение в деле становления украинской национальной идеи» (В. Петрушко, Цит. соч. стр. 176–178).
Ей Богу, запорожские казаки за такие высказывания шашками изрубили бы. Поразительно, что лица, именующие себя «украинскими националистами», поднимают на щит унию и ее идеолога Шептицкого – идеолога геноцида галицких русинов в начале XX-го века. Из-за уни были пролиты реки украинской крови, против нее боролись все лучшие люди Южной Руси. Другой активный расколоучитель епископ Всеволод Майданский – постоянный участник Синодов греко-католической церкви, прямо заявляющий, что Украинская греко-католическая церковь является преемницей древней Киевской Церкви. Такие «мелочи», как сослужение с униатами для него – норма. А почивший недавно лжепатриарх УАПЦ Димитрий Ярема прямо заявил, что уверял униатского епископа Владимира Стернюка, что он является союзником греко-католиков, обещал разносить по Украине унию под видом «автокефального православия», утверждал: «Мы пойдем на Восток, так как там еще не время говорить явно о папе и католицизме, ибо там сразу восстанут против нас» (В. Петрушко, Цит. соч. стр. 178–179).
С начала 2000-х годов Константинопольский Патриарх, попирая каноническое право, активно вторгается на каноническую территорию Московского Патриархата – Украину. Там он постоянно ведет переговоры с представителями раскольнической группировки «Киевский Патриархат», занимавшейся вербовкой националистических боевиков террористических «ичкерийских» групп Басаева и Дудаева, что многократно зафиксировано и описано в книгах выдающегося православного журналиста современности, Главы пресс-службы УПЦ Московского Патриархата Василия Анисимова. («К истории автокефального и филаретовского расколов на Украине»)
В своих вероучительных и геополитических компромиссах Константинопольский Патриарх зашёл слишком далеко, фактически навязывая себя всему православному миру в качестве «православного папы». Он пытается вторгнуться на каноническую территорию Русской Православной Церкви на земли Малороссии, Новороссии, Подкарпатской Руси, Эстонии, а сегодня уже и в Абхазии под его эгидой раскольники захватили великую святыню – Ново-Афонский монастырь. «Восточный папизм» Константинопольского Патриархата также откровенно поддерживает раскольников, пытающихся отделить Украинскую Церковь от Русской, хотя к этому нет никаких оснований, и сама идея автокефалии на Украине является униатской.
Раскалывая Церковь на землях Святой Руси – Великой, Малой и Белой – Константинопольский Патриарх не признаёт в то же время автокефальные Церкви там, где они действительно необходимы. Так, на территориях обеих Америк и других частей света в интересах глобальной православной миссии появление новых Поместных Церквей, на наш взгляд, закономерно и необходимо. Намеренное непризнание Православной Церкви в Америке является ударом по апостольской проповеди на этом континенте.
Соответственно, под эгидой Константинопольских Патриархов (Метаксакича), Афинагора, привезенного на Фанар на личном самолете инициатора «холодной войны» Президента США Гарри Трумэна, Варфоломея, и готовился Всеправославный Собор. Такой Собор объективно необходим для укрепления православного единства и глобальной православной миссии во всем мире. Если православная вера единственно истинная, то о ней необходимо свидетельствовать перед всем человечеством, перед всеми народами. Но в исполнении Константинопольских Патриархов идея Всеправославного Собора превратилась в проект установления фактической диктатуры Константинопольского Патриархата, к тому же нетвердого в догмате о Церкви и св. канонах. Это неприемлемо не только для Русской, но и для большинства Поместных Православных Церквей, в том числе греческих. И возникает идея проведения настоящего православного миссионерского Собора единства и строительства православной цивилизации и миссии ко все народам Земли. Предлагается провести его на Афоне, в Фессалониках, а лучше всего в подмосковном Новоиерусалимком монастыре, задуманного оклеветанным ревнителем православного единства и великой православной цивилизации Патриархом Никоном именно для всеправославных совещаний, Соборов, в Воскресенском Соборе которого столько престолов, что там могут одновременно сослужить иерархи всех Поместных Церквей. Более того, там есть престол и для Армянской Церкви, если она примет полноту православной догматики. Ведь, не секрет, что уклонение армян, египтян (коптов), эфиопов монофизитством было и следствием неприятия отношения к ним, как к «варварам». Русские лишены таких высокомерных амбиций, и есть шансы, что Русской Церкви удастся убедить армян, эфиопов и коптов в том, что дело в вероучении, догматике, что православный догмат о том, что во Христе две воли, две природы, две энергии – это вопрос спасения души, а не национальности.
Помимо укрепления церковного единства и глобальной православной миссии, в ситуации стремительно дехристианизирующегося мира необходимо активное православное цивилизационное строительство, чтобы православным народам «не пропасть по одиночке». Например, В Москве сохранился Никольский Греческий монастырь, основанный греческими учеными монахами и, он мог бы стать и подворьем Элладской Церкви и русско-греческим интеллектуальным центром, ибо альянс русского и греческого православных народов и их элит – условие для воссоздания православного мира.
Дехристианизация в Евросоюзе – это повод для православного мира и для России. Как известно, авторы евроконституции отказались упомянуть о христианских корнях европейской культуры, и эта конституция придала строящемуся европейскому государству агрессивно секулярный, по сути, антихристианский характер. Теперь у православного мира есть передышка для того, чтобы понять, что хватит быть официантом на чужих пирах. Православный мир должен перестать быть объектом мировых политических процессов, что приводит к его маргинализации, и стать субъектом мировой политики. Россия – естественный лидер православного мира. Только в нем она несет столичные функции (в секулярно-брюссельском, американском и ваххабитском проектах – мы провинция). Русская Православная Церковь крупнейшая в мире. Она не страдает этнофелитизмом. У нас служат епископы священники всех наций. И, наконец, православными элитами должно быть принято решение о создании «Международной Православной Конференции» – структуры совместных действий православных стран, которое включало бы Совет глав государств, парламентариев, информационные, экономические и политические органы.
Для осуществления этого проекта Российское государство должно преодолеть остатки воинствующего секуляризма, заключить с Церковью акт о социальном партнерстве на внутрии внешнеполитической арене. Государство должно пойти и уже идет навстречу Церкви в вопросе школы и СМИ, ибо любые антиправославные выпады дискредитирует образ России, как образ Восточнохристианской цивилизации.
Роль Афона в становлении русского монашества, миссионерства и идентичности
Выступление Кирилла Фролова на заседании Византийского Клуба 26 мая 2016 г.
«Материк.ру» 21.06.2016
…Очень важно показать значение Афона в судьбах русского народа и России. Явление через Афон – явление преподобного Антония Киево-Печерского и создание Киево-Печерской лавры, которая просветила всю Великую, Малую и Белую Россию, что фактически было ключевым фактором создания общерусской культуры и государственности. То есть Афон породил Россию в не меньшей степени, чем факт крещения Руси, Киево-Печерская лавра, которая стала «матерью монастырей русских», русской культуры и государства. И прошу членов клуба отметить, что Афон, «русский Афон» через преподобного Антония Печерского по сути породил Россию, в том числе современную Российскую Федерацию, и Русский мир и православную цивилизацию, которая без потенциала России не выживет… .
Говоря об информационной составляющей строительства православного мира, важно отметить и роль портала Византийского Клуба, на площадке которого будет каскад комментариев православных богословов, интеллектуалов, экспертов со всего пространства православной цивилизации от Молдавии, где наследники и почитатели Паисия Величковского, такие как епископ Бельцкий Маркелл, лидер сил строительства православной цивилизации Игорь Додон и замечательный православный интеллектуал Владимир Букарский сегодня действуют и прекрасно понимают это ключевое значение и симфонического визита Патриарха Кирилла и Президента Путина, и общерусского значения Афона в контексте св. Антония Киево-Печерского… И говоря о том, что православная цивилизация – это цивилизация настоящего и будущего, это столбовая дорога России, хочу отметить и попросить делегацию клуба встретиться с православным священником из Кении, который будет в Москве. В Кении на днях был рукоположен Александрийским патриархатом черный епископ, потому что православие самая быстро растущая религия в Африке. Православие ассоциируется со свободой и независимостью, этому православная миссия идет в Африке семимильными шагами, православные метрополии созданы на Мадагаскаре, в Кении, в Заире, в Замбии и в большинстве африканских государств. И если в 70-е годы был «экспорт коммунизма», то теперь из России как оплота православной цивилизации «Третьего Рима», должен быть «экспорт православия» и в университете Патриса Лумумбы должен быть факультет богословия, где мы будем готовить кадры не только священнослужителей, но и православных мирских светских экспертов, для того чтобы утверждать и укреплять православную цивилизацию.