Книга Организация миссионерского прихода - читать онлайн бесплатно, автор Чтец Дионисий Глазистов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Организация миссионерского прихода
Организация миссионерского прихода
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Организация миссионерского прихода

1. Знание основ православного вероучения и активное участие в жизни прихода.

2. Свидетельствование об истине Православия всей своей жизнью45

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Гусар, В., свящ. Организация миссионерско-просветительской деятельности в епархии» (канд. дис.). Сергиев Посад, 2005

2

Виноградов К. Организация миссионерской деятельности на приходе. (дипл. раб.) Сергиев Посад, 2004.

3

Макарий (Ненашев), иером. Молодежное служение в Русской Православной Церкви на примере деятельности отдела по делам молодежи Хабаровской епархии. (Дипл. раб.) Сергиев Посад, 2016

4

Якеменко Б. Г. Практическая миссиология. М., 2016.

5

Организация просветительской деятельности на приходах Московской епархии (методические указания), Изд. 2-е. – М., 2013. – 63 с.; отчасти дублируется в: Учебное пособие по курсу «Организация и ведение миссионерской Деятельности» для слушателей Миссионерско-катехизаторских курсов Московской епархии – М., 2013; См. также: Методы и формы миссионерской деятельности современного православного прихода. // Официальный сайт Миссионерского отдела Московской епархии [Электронный ресурс] URL: http://infomissia.ru/2009/08/07/2009-08-07-00-36-01/ (Дата обращения: 19.04.2017)

6

Миссиология (Учебное пособие, 2 изд.). М., 2010. С. 320—327, 389—391.

7

Напр. см.: Orthodox Perspectives on Mission (сборник статей). Oxford, 2013; Hayes, S. Othodox mission methods: a comparative study (канд. дисс.) Pretoria, 1998; Mission Planter’s Resource Kit. Syosset, NY. 2005. // Последняя работа может представлять интерес, т.к. не только теоретические исследования, но и практические рекомендации.

8

За небольшими исключениями, как напр.: Hopko, T. The Orthodox Parish in North America. Orlando, FL. 2002.

9

Сысоев, Д., свящ. Как мы строили миссионерский приход [Электронный ресурс] // URL: http://www.k-istine.ru/mission/mission_sisoev.htm (Дата обращения: 19.04.2017); Устав миссионерского движения прор. Даниила [Электронный ресурс] // URL: http://daniilcenter.ru/ustav.html (Дата обращения: 19.04.2017); Сысоев, Д., свящ. Программа Народная Катехизация. [Электронный ресурс] // URL: http://mission-center.com/missiya/34-materiali/131-narodnaya-katehizatsiya (Дата обращения: 19.04.2017)

10

Жукова А. Об уставе храма ап. Фомы при свящ. Данииле Сысоеве. (рукопись) М., 2016

11

Скабалланович М. Толковый Типикон. М., 2010; Шмеман, А., протопр. Великий пост. Париж, 1990; Желтов, М., свящ. Лекции по литургике. [Электронный ресурс] // URL: http://www.monasterium.by/upload/liturgika_zheltov.doc (Дата обращения: 19.04.2017).

12

Лекции читали: прот. Михаил Вахрушев, прот. Сергий Маратканов, прот. Василий Воронцов, иером. Вячеслав (Сорокин)

13

Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание Определений и Постановлений. Вып. 2-й. Приложение к Деяниям 2-е. – М.: Издание Соборного Совета, 1918.

14

Миссиология, с. 334—363.

15

Например, см.: Ежегодные епархиальные миссионерские конференции «Миссия прихода» Московской епархии; 3 слет православных миссионеров на тему «Миссионерская община», организованный миссионерским центром «Атриум».

16

См. напр.: Вестник Миссионерского отдела Московской епархии [Электронный ресурс] // URL: http://missia.me/vestnik (Дата обращения: 06.03.2018)

17

Ср.: Правило 19 Шестого Вселенского Собора: «Предстоятели церквей должны во вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественнаго Писания разумения и разсуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания богоносных отец… Ибо, чрез учение вышереченных отец, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое спасение.» // Никодим (Милаш), священноисп. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т.1. М., 1994. С. 490—492.

18

Сысоев, Д., свящ. Как мы строили миссионерский приход [Электронный ресурс] // URL: http://www.k-istine.ru/mission/mission_sisoev.htm (Дата обращения: 19.04.2017)

19

Совершение т. н. «миссионерской Литургии» видится недопустимым, поскольку частые остановки с пояснениями во время богослужения мешают сосредоточенной молитве. Важен разбор богослужения во внебогослужебное время, когда люди смогут не только получить объяснение происходящего, но и смогут задать вопросы, разрешить недоумения.

20

По рассмотренным на беседах темам на неделю предлагается «домашнее задание» – исполнить те наставления, которые были прочитаны. На последующей беседе прихожане рассказывают о тех ситуациях, как и в каких ситуациях удалось (или не удалось) исполнить задание. Проводится «работа над ошибками».

21

По замечанию иером. Антония (Ласточкина), благочинного Плесецкого благочиния Архангельской епархии, для того, чтобы помочь воцерковлению людей, и удержать людей в общине, нужно дать им возможность как-то послужить при храме – хотя бы помочь в уборке, колке дров и проч. Это даст человеку Благодать Божию для того, чтобы не погас огонек только еще зарождающейся веры.

22

См.: Пермяков, А., свящ. Что делать, если у вас маленький приход. [Электронный ресурс] // URL: https://www.pravmissia.ru/chto-delat-esli-u-vas-malenkij-prixod/ (Дата обращения: 19.04.2018)

23

Кураев, А., диак. Перестройка в Церковь. М., 2009. С. 350.

24

Их даже нет необходимости отдельно составлять – к примеру, можно просто скачивать и распечатывать еженедельную газету, изготовляемую миссионерским движением пророка Даниила с их интернет-странички: https://vk.com/prihod_sten_gazeta

25

Здесь речи не идет о том, что это не нужно, напротив, обилие различных кружков при храме также может поспособствовать воцерковлению людей. Например, при храме прп. Серафима Саровского в Раево (См.: http://raevo.ru) при храме действуют школа плотницкого мастерства, изошкола, английский клуб, драмкружок – все это может привлекать людей нецерковных и именно там они могут познакомиться с православием и православными людьми. Просто речь идет о том, что, помимо этого, обязательно должна даваться людям и духовная пища. Иг. Киприан (Ященко) на лекции по педагогике привел пример очень успешной практики в одной сербской воскресной школе – там священник с детьми выезжают на природу, где проводятся подвижные игры, костер с гитарой, а в конце – небольшая духовная беседа. На пути в автобусах старшие дети также проводят духовные беседы с более младшими. Также возможна организация и иных кружков, к примеру: палеонтологические, краеведческие, астрономические, военнопатриотические, через что возможно будет вести ненавязчивую проповедь веры. Однако организация подобных парацерковных проектов хороша, когда приход небольшой и находится в стадии становления. Когда же в приходе становится много семей, можно начинать работу по «воцерковлению» светских организаций- как различных секций, так даже и целых школ, когда все прихожане отдают своих детей в одну какую-либо хорошую светскую школу с высоким уровнем образования – тогда она станет «православной гимназией» не через администрацию, а через церковных детей.

26

Иннокентий (Вениаминов), свт. Записка о детском воспитании. // Творения Иннокентия, митрополита Московскаго. Книга первая. М., 1886. С. 290—302.

27

2 правило I Вселенского Собора гласит: «…и оглашенному потребно время, и по крещении дальнейшее испытание». Вальсамон, толкуя это правило, однозначно утверждает: «…ни один неверный не допускается до крещения прежде довольного научения вере, потому что при сем нужно время для испытания. Того, кто поступает несогласно с сим, правило повелевает извергать». // Подробнее см. Казанцев, Г., иер. Мертвые души. Канонические условия подготовки к Крещению. [Электронный ресурс] // URL: http://www.wco.ru/biblio/books/kazancev1/H06-T.htm (Дата обращения: 19.04.2017)

28

В качестве примера можно привести Феодоровский собор в Санкт-Петербурге, где именно введение огласительных бесед смогло за короткий период создать очень крепкий приход. // О необходимости оглашения см. также: Якунцев, В. Канонические нормы, связанные с оглашением. [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/katehizacija/kanonicheskie-normy-svjazannye-s-oglasheniem.shtml (Дата обращения: 19.04.2017); О недопустимости Крещения без оглашения [Электронный ресурс] Сайт Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Швеции // URL: http://sweden.cerkov.ru/o-kreshhenii/o-nedopustimosti-kreshheniya-bez-oglasheniya/ (Дата обращения: 19.04.2017)

29

Лучше, если такие беседы священник будет проводить в неформальной обстановке, например, за чашкой чая в трапезной, с каждыми родителями (и восприемниками) в отдельности.

30

См. Чин присоединения из язычества, совмещенный с вопросами приходящим из оккультизма (на основе опыта Душепопечительского Православного Центра святаго праведного Иоанна Кронштадтского): [Электронный ресурс] // URL: https://sites.google.com/site/orthdoxy/cin-prisoedinenia-yazycnikov (Дата обращения: 19.04.2017)

31

Цит. по: [Электронный ресурс] // URL: http://www.bogoslov.ru/text/1331505.html (Дата обращения: 19.04.2017)

32

По 2—3 человека, не больше.

33

Об оглашении подробнее см.: Усатов А., свящ. Оглашение на современном этапе. (Изд-е 2-е, испр, и доп.) М., 2016.

34

Свящ. А. Пермяков пишет, что все те браки, которых он венчал за первые полгода своего священнического служения и с которыми у него осталась связь, распались. Он не видит абсолютно никакого смысла совершать таинство, к которому люди не готовы, поэтому предлагает желающим венчаться подготовиться к этому важному событию в своей жизни и соблюсти три условия: каждому из супругов посетить 20 литургий, изучить пособие о православной вере из 30 уроков и сдать по нему экзамен, а также найти себе в общине православную семью, которая будет неким подобием «крестных» восприемников. Подробнее см.: Пермяков, А., свящ. Кризис христианской семьи (статья). [Электронный ресурс] // URL: https://www.pravmissia.ru/dokumenti-i-materiali/krisis-christianskoi-semji/ (Дата обращения: 04.04.2018)

35

Так принято в общине Казанской Церкви г. Таллинна.

36

Опыт некоторых храмов показывает их высокую популярность

37

Например, в Московской области существует сеть домов трудолюбия «Ной», где бездомным предлагается проживание, питание и работа, а также, в долгосрочной перспективе, полноценная реабилитация: «после того, как человек трудится у нас месяц „без залетов“, то есть не пьет и не отказывается от работы, мы ведем его на восстановление документов. К сожалению, сами бездомные восстановить себе документы не могут. Много разных причин, по которым человек, оказавшийся в такой ситуации, сам себе даже паспорт восстановить не сможет, и все, что связано с паспортом, соответственно, тоже. Мы восстанавливаем ему паспорт, дальше – страховой полис, пенсионный. Если человек прожил у нас „без залетов“ полгода, он получает постоянную прописку. Что касается документирования, человек может у нас восстановить практически все. У нас есть соцработники, которые помогают людям восстановить пенсии, получить пособия материнские или по инвалидности.» // См.: Социальное служение: Дома трудолюбия «Ной». [Электронный ресурс] Официальный сайт Миссионерского отдела Московской епархии // URL: http://infomissia.ru/2017/05/30/socialnoe-sluzhenie-doma-trudolyubiya-noj/ (Дата обращения: 19.04.2017)

38

Например, в Московской области есть православная служба соц. помощи «Милосердие», у которой есть круглосуточная телефонная служба приема прошений о помощи

39

См. очень хороший справочник: Любезнова, Е., Орлова, А., Сорочан Е. Как помогать просителям: работа церковной социальной службы. М., 2015. // Более подробные материалы можно найти тут: [Электронный ресурс] // URL: http://www.diaconia.ru/books (Дата обращения: 19.04.2017)

40

Для обучения волонтеров можно отправлять их на спецкурсы в Синодальный отдел по благотворительности. Подробнее см. оф. сайт отдела: http://www.diaconia.ru

41

Для этого можно сделать карту с обозначением домов прихожан

42

Об сурдопереводе богослужений см.: www.vk.com/surdkursk; к сожалению, из-за практически полного отсутствия работы с глухими православных, этим очень активно занялись сектанты и многие глухие люди оказываются в сектах.

43

«Именно в миссионерской концепции, о которой мы говорим, и был введен термин „миссионерская ответственность мирян“, который предполагает, что не только духовенство должно являть пример доброго пастырства и назидания, но и каждый член Тела Христова, каждый христианин действительно обязан вносить свою лепту в это святое и важное дело». // Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1214177.html (Дата обращения: 19.04.2017)

44

«Миссионерство – это задача всей Церкви, а не только отдельных ревностных священников или специальных учреждений.» // Мейендорф, указ. соч.; «миссионерские действия мирян не обязательно должны согласовываться с иерархией Церкви, потому что „иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки“ (1Кор. 12.28), и так как каждый христианин несет на себе „печать дара Духа Святого“, то он призван всегда и везде свидетельствовать о Христе, а не только после „согласования“ с вышестоящими лицами»… «Апостолы были посланы Господом для проповеди Царствия Божия и принятия в него всех людей. А потому каждый действительный христианин, находящийся в Царствии Бога, земным отражением которого является Церковь, не может не нести этой благой вести окружающим заблудившимся душам. Человек, нашедший спасение во Христе, побуждается любовью к тому, чтобы и ближнему своему раскрыть тайну спасительной любви, привести его к дверям Царствия Божия, войти в которое можно либо через Крещение, либо через Покаяние (если человек уже крещен)». // Миссиология (Учебное пособие, 2-е изд.). М., 2010. С.44,48; «посрамления достоин, кто принял слово от Бога, но не благовествует силою многою, потому что жизнь согласная с Законом производит дерзновение». // Афанасий Великий, свт. Толкования на Пс. 118. М., 2011. С. 447; «сам я не верю, чтобы можно было спастись тому, кто ничего не делает для спасения ближнего» // Иоанн Златоуст, свт. Шесть слов о священстве. Слово 6. // Цит. по: Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений cвятителя Иоанна Златоуста. Том 1. Часть 2. СПб., 1898. С. 477.

45

См.: Петр (Мещеринов), иг. О повседневном миссионерстве (статья). [Электронный ресурс] // URL: http://www.pravmir.ru/o-povsednevnom-missionerstve/ (Дата обращения: 19.04.2017)

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги