Книга Образование, наука и просвещение на пути из прошлого в будущее. Советская Россия. Том I. 1917–1953 гг. - читать онлайн бесплатно, автор Ольга Всеволодовна Зимина. Cтраница 16
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Образование, наука и просвещение на пути из прошлого в будущее. Советская Россия. Том I. 1917–1953 гг.
Образование, наука и просвещение на пути из прошлого в будущее. Советская Россия. Том I. 1917–1953 гг.
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Образование, наука и просвещение на пути из прошлого в будущее. Советская Россия. Том I. 1917–1953 гг.

10. Кронштадтское восстание (1–18 марта 1921 г.) – вооруженное выступление гарнизона Кронштадта и нескольких кораблей Балтийского флота, вызванное недовольством политикой большевиков.

11. Продналог – фиксированный натуральный налог, который взимался с крестьянских хозяйств в 1921–1923 гг. Размер устанавливался до весеннего сева по каждому виду сельхозпродуктов с учетом местных условий и зажиточности хозяйств (числа едоков, наличия скота и др.) [14].

12. Текст заявления Бухарина опубликован не был. Только руководящий партийный актив мог ознакомиться с ним в приложении к стенографическому отчету объединенного Пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) (16-23 апреля 1929 г.). Даже решение этого Пленума о «группе Бухарина» держалось в секрете до 1933 г. Мы пользовались текстом «Из заявления Н.И. Бухарина в Политбюро ЦК ВКП(б). 30 января 1929 г.», опубликованном в книге «Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы». Том 1, май 1927 – ноябрь 1929. М.: РОССПЭН, 1999. С. 525–528.

13. Сталин И.В. Организационный отчет ЦК. Двенадцатый съезд РКП(б) (17–22 апреля 1923 года). Стенографический отчет. М.: Госполитиздат, 1968. С. 55-69 (с. 63).

14. См., например, Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М.: Изд-во «Советская Россия», 1991.

15. Сталин И.В. Головокружение от успехов. (К вопросам колхозного движения) // «Правда». № 60, 2 мая 1930 г.

16. Волюнтаризм впервые оформлен как философское направление А. Шопенгауэром в работе «Мир как воля и представление» (1819). Термин «волюнтаризм» введен Ф. Тённисом в 1883 г.

17. «Письмо к съезду» – обращение В.И. Ленина к делегатам XIII съезда РКП(б) (23–31 мая 1924 г.). Записано под диктовку с 23 декабря 1922 г. по 4 января 1923 г.

18. Утилитаризм – философское учение, согласно которому всякий объект или феномен оценивается лишь как источник материальной пользы, как средство достижения цели.

19. Это относится также к США и наиболее развитым европейским странам. Несмотря на то, что у них была эпоха Гуманизма и Просвещения, основная масса народа оставалась недостаточно образованной.

20. Георгий Васильевич Чичерин (1872–1936) – советский дипломат, нарком иностранных дел РСФСР и СССР (1918–1930), полиглот, музыковед.

21. Валериан Валерианович Оболенский (псевдоним Н. Осинский; 1887–1938) – экономист, публицист, государственный и партийный деятель, академик АН СССР (1932), академик Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук – ВАСХНИЛ (1935).

22. Григорий Яковлевич Сокольников (1888–1939) – государственный и политический деятель, нарком финансов РСФСР (1922–1923) и СССР (1923–1926).

23. Некоторые исследователи утверждают, что в реальности бюджет был увеличен незначительно (см., например, [96, с. 350]).

24. Александр Аполлонович Мануйлов (Мануилов) (1861–1929) – экономист, член ЦК партии кадетов, редактор либеральной газеты «Русские ведомости», член Государственного совета в 1907–1911 гг., профессор и ректор Московского университета (1905–1911).

25. Сергей Федорович Ольденбург (1863–1934) – историк-востоковед, один из основателей российской научной индологической школы, государственный и общественный деятель, академик Петербургской академии наук (1903), Российской АН (1917), АН СССР (1925), непременный секретарь Академии (1904–1929).

26. Владимир Иванович Вернадский (1863–1945) – естествоиспытатель, философ, основоположник комплекса современных наук о Земле (геохимии, биогеохимии, радиологии и др.), создатель нескольких научных школ, общественный деятель, член Петербургской академии наук (1908), Российской академии наук (1917) и АН СССР (1925), а также первый президент АН Украины (1919). Вернадский – автор учения о ноосфере как качественно новом эволюционном состоянии биосферы, возникающем при взаимодействии природы и общества в результате деятельности человека.

27. Статья Казанцева была опубликована в ноябрьском (1917 г.) номере журнала «Учитель».

28. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. Отдел первый. П., 1917 г. № 3, ст. 32.

29. Рихард Авенариус (1843–1896) – философ, профессор (с 1877 г.), один из основоположников эмпириокритицизма. Он считал, что в опыте снимается противоположность материи и духа. Основной труд – «Критика чистого опыта».

30. «Июльские дни» – выступления солдат Петроградского гарнизона, кронштадтских матросов и рабочих некоторых заводов за отставку Временного правительства и передачу власти Советам. Они проходили при непосредственном участии анархистов и части большевиков и закончились кровопролитием. Ленин был объявлен германским шпионом и скрывался в Разливе, РСДРП(б) запрещена, многие большевики арестованы.

31. Негретов П.И. «В.Г. Короленко: летопись жизни и творчества, 1917–1921». М.: Книга, 1990.

32. Институт русской литературы («Пушкинский Дом») был основан в декабре 1905 г., его основной фонд был собран Б.Л. Модзалевским, он же разработал проект «Положения о Пушкинском Доме», утвержденный Николаем II в 1907 г.

33. В серии «Жизнь замечательных людей» была издана книга А.С. Ёлкина «Луначарский» (М.: Мол. гвардия, 1967). В 2010 г. в этой же серии вышла новая книга о нем Ю.Б. Борева.

34. Скаутинг (англ. scout – разведчик) – система внешкольного воспитания юных граждан путем познания природы, ремесла и игры.

35. В 1957–1962 гг. в издательстве АПН вышло Собрание сочинений Н.К. Крупской в 10 томах, а в 1963 г. вышел 11-й (дополнительный) том.

36. Василий Осипович Ключевский (1841–1911) – историк, профессор Московского университета, председатель Общества истории и древностей российских (1893), чл.-корр. (1889) и академик Петербургской АН (1900), декан историко-филологического факультета и проректор Петербургского университета, автор «Курса русской истории» и других работ.

37. Павел Гаврилович Виноградов (1854–1925) – историк-медиевист и правовед, профессор Московского университета, чл.-корр. (1892) и академик (1914) Петербургской АН, автор трудов «Римские папы», шеститомной «Истории Германии в эпоху реформации» (1839–1847) и др.

38. Павел Николаевич Милюков (1859–1943) – известный политический деятель, лидер партии кадетов, публицист, историк, автор книг «Очерки по истории русской культуры», «Главные течения русской исторической мысли» и др.

39. Энциклопедический словарь Гранат – одна из крупнейших дореволюционных русских универсальных энциклопедий.

40. Яков Карлович Грот (1812–1893) – филолог, лексикограф, академик (1858) и вице-президент (1889) Петербургской академии наук, автор трудов по истории русской словесности и по русской орфографии, в том числе «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне» (1873) и «Русское правописание» (справочник, выдержавший за 1885–1916 гг. 22 издания).

41. Филипп Федорович Фортунатов (1848–1914) – языковед и филолог, член Петербургской АН (1898), основатель московской лингвистической школы, сыгравшей большую роль в развитии общего и сравнительно-исторического языкознания, в изучении русского языка (история, морфология, синтаксис), автор трудов по индоевропеистике, славистике, санскриту, ведийской филологии и др.

42. Главное управление социального воспитания и политехнического образования детей (Главсоцвос) – структурное подразделениеНаркомпроса РСФСР, в чьи функции входило руководство дошкольными учреждениями, общеобразовательными школами, социально-правовой охраной детей и контроль за повышением квалификации всех работников социального воспитания. Главсоцвос был образован декретом Совнаркома РСФСР 11 ноября 1921 г., ликвидирован в июне 1930 г. в связи с реорганизацией Наркомпроса. Функции Главсоцвоса были переданы сектору массовой политико-просветительной и школьной работы.

43. По данным профессиональной переписи 31 августа 1918 г. среди рабочих 20,9% были неграмотными, среди работниц – 58,8%. Уровень грамотностисельского населения был еще ниже.

44. Здесь и далее мы опираемся на статью А.Ю. Рожкова «Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие» // Вопросы истории, № 11, 2000. С.134.

45. Владимир Галактионович Короленко (1853–1921) – писатель, журналист, публицист, почетный академик Петербургской АН (1900–1902) и Российской АН (1918–1921).

46. Екатерина Дмитриевна Кускова (1869–1958) – писательница, издатель, политический и общественный деятель. После Октября находилась в оппозиции к большевикам, в 1922 г. выслана из России.

47. Николай Михайлович Кишкин (1864–1930) – врач, политический деятель, один из лидеров кадетов, министр Временного правительства, 25 октября 1917 г. был арестован вместе с другими министрами. После освобождения он работал в Наркомате здравоохранения РСФСР.

48. Екатерина Павловна Пешкова (1876–1965) – общественная деятельница, правозащитница, жена А.М. Пешкова (Максима Горького). С 1905 г. Пешкова была видным членом партии эсеров. С 1914 г. она участвовала в различных общественных организациях, занимавшихся помощью раненым, детям-сиротам и др. В 1917 г. Пешкова возглавила бюро Московского общества Красного Креста для помощи политическим заключенным. С 1922 г. она возглавляла организацию «Помощь политическим заключенным» (Помполит) – единственную правозащитную организацию в СССР, которая просуществовала до 1937 г. В последние годы жизни Е.П. Пешкова была консультантом архива А.М. Горького при Институте мировой литературы (ИМЛИ).

49. Педология – научное направление, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии и педагогики) к изучению ребенка. Расцвет педологии в России относится к 1920-м – началу 30-х гг. В 1936 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», послужившее сигналом к разгрому педологии.

50. Георгий Ианович Челпанов (1862–1936) —философ, логик, психолог, доктор философии, профессор, создатель и руководитель Психологического института.

51. Алексей Николаевич Леонтьев (1903–1979) – психолог, философ, педагог и организатор науки, создатель теории деятельности, академик (1950) и вице-президент АПН (1959–1961).

52. Цит. по книге Д.А. Леонтьева и Е.Е. Соколовой «Алексей Николаевич Леонтьев: деятельность, сознание, личность». М.: Смысл, 2005.

53. Тенишевское училище основано в 1898 г.князем В.Н. Тенишевым как общеобразовательная школа, в 1900 г. приобрело статус коммерческого училища. Обучение длилось 8 лет (семь общих классов и один специальный) и давало выпускникам права окончивших реальное училище. В числе специальных предметов преподавали товароведение, коммерческую математику, экономическую географию и др. Приоритет отдавался естественнонаучным дисциплинам, проводились практические и лабораторные занятия, образовательные экскурсии. При училище были устроены обсерватория, оранжерея и концертный зал. В 1918 г. декретом Совнаркома училище было передано в ведение Наркомпроса.

54. 3-й Педагогический институт был создан на базе Петербургского воспитательного дома (1797–1918), в 1923 г. объединен с 1-м Петроградским педагогическим институтом.

55. 2-й МГУ был создан в 1918 г. на базе Высших женских курсов, с 1930 г. – Московский государственный педагогический институт (МГПИ).

56. В 1937 г. готовилось крупное «дело Наркомпроса», по которому проходили около 2,5 тыс. ученых, преподавателей вузов, учителей. Были репрессированы многие руководители и сотрудники Наркомпроса (об этом мы пишем далее).

57. Школы ФЗУ часто ошибочно называют фабрично-заводскими училищами.

58. Эта идея получиларазвитие в конце XX в. в виде так называемых «корпоративных университетов».

59. Борис Львович Розинг (1869–1933) – физик, деятель высшего образования, популяризатор науки, один из создателей системы электронного телевидения. В 1931 г. Б.Л. Розинг был арестован по «Академическому делу» и приговорен к трем годам ссылки.

60. Николай Александрович Шапошников (1851–1920) – математик, педагог, методист, автор многих учебников и задачников по арифметике, алгебре, математическому анализу для средней и высшей школы, а также научных и методико-педагогических трудов.

61. Александр Иванович Пароменский (1850–1922) – математик и педагог, начальник Технического училища Морского ведомства, организатор подготовки судостроителей и инженеров флота, председатель Общества морских инженеров в Кронштадте, генерал-лейтенант по адмиралтейству.

62. История института ведет свое начало с 1897 г., когда московские предприниматели и финансисты во главе с А.С. Вишняковым основали Московское общество распространения коммерческого образования. Общество открыло несколько торговых классов и два коммерческих училища (мужское и женское). Для подготовки преподавателей специальных дисциплин были созданы Коммерческие курсы, в 1907 г. преобразованы в Коммерческий институт – первый экономический вуз в России. Его основной задачей была подготовка управленцев и экономистов высокой квалификации для быстро равивающихся отраслей народного хозяйства страны. В 1919 г. институт был национализирован.

63. Валерий Яковлевич Брюсов (1873–1924) – поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературный критик, историк, государственный и общественный деятель, профессор МГУ и ВЛХИ (с 1921 г.). В 1917–1919 гг. он возглавлял Комитет по регистрации печати, заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе, был членом ГУС, в 1919–1921 гг. – председателем Президиума Всероссийского союза поэтов, руководил поэтическими вечерами в Политехническом музее. С конца 1922 г. Брюсов заведовал отделом художественного образования Главпрофобра.

64. Тимофеев Л., Поспелов Г. «Устные мемуары». М.: Изд-во МГУ, 2003.

65. Лев Владимирович Кулешов (1899–1970) – актер, режиссер, сценарист, теоретик кино, педагог, профессор ВГИКа (1939), доктор искусствоведения (1946).

66. Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898–1948) – режиссер, художник, сценарист, теоретик искусства, педагог, доктор искусствоведения (1939), профессор ВГИКа (с 1937 г.), лауреат двух Сталинских премий (1941, 1946). В 20-е гг. он снял историко-революционную серию картин: «Стачка» (1923), «Броненосец Потемкин» (1925), «Октябрь» (1927; совместно с Г.В. Александровым).

67. Александр Константинович Глазунов (1865–1936) – композитор, дирижер, общественный деятель, народный артист Республики (1922),профессор (с 1899) и директор (1905–1928) Московской консерватории.

68. Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов (1859–1935) – композитор, дирижер, народный артист Республики (1922). С 1883 г. по приглашению П.И. Чайковского Ипполитов-Иванов – профессор Московской консерватории, а в 1906–1922 гг. – ее директор. В 1899–1906 гг. он был дирижером Московской частной оперы Саввы Мамонтова и Оперы Зимина, с 1925 г. – дирижером Большого театра.

69. Александр Борисович Гольденвейзер (1875–1961) – пианист, композитор, педагог, профессор (с 1906 г.) и директор (1922–1924 и 1939–1942) Московской консерватории, музыкальный критик, общественный деятель, доктор искусствоведения (1946), лауреат Сталинской премии (1947).

70. Константин НиколаевичИгумнов (1873–1948) – пианист, педагог, профессор (с 1899 г.) и директор (1924–1929) Московской консерватории, лауреат Сталинской премии (1946), народный артист СССР.

71. Георгий Эдуардович Конюс (1862–1933) – композитор, музыковед, педагог.

72. Народные консерватории возникли в Москве, Петербурге, Саратове и других городах на волне революционного подъема 1905–1907 гг. Первая и наиболее успешная из них была основана в Москве в 1906 г. (с 1907 г. она стала отделением Московского общества народных университетов). В ней все желающие (взрослые) могли обучаться игре на музыкальных инструментах, сольному и хоровому пению, теории музыки. Занятия вели известные композиторы: А.Д. Кастальский, С.И. Танеев, А.Б. Гольденвейзер и др. Консерватория в основном существовала на средства общественных организаций и частных лиц, плата за обучение была невысока. За десять лет существования обучение прошли около 2000 слушателей. Московская народная консерватория проводила также регулярные публичные лекции и концерты.

73. Леонтий Николаевич Бенуа (1856–1928) – архитектор, педагог, академик архитектуры (1885), действительный член Петербургской академии художеств (1893); профессор архитектуры (с 1892 г.) и ректор (1903–1906, 1911–1917) Высшего художественного училища; один из основателей и председатель Общества архитекторов-художников (1903–1917, восст. в 1922).

74. Александр Петрович Карпинский (1846–1936) – геолог, педагог, основатель российской геологической научной школы, действительный член Петербургской АН (1886), академик и первый избранный президент (1917–1936) Российской АН (с 1925 г. – АН СССР), президент Минералогического общества России (1899–1936).

75. Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:

1. Признать Российскую Академию Наук высшим всесоюзным ученым учреждением, состоящим при Совете Народных Комиссаров Союза ССР и действующим на основании устава, утвержденного последним.

2. Присвоить означенной Академии наименование «Академии Наук Союза Советских Социалистических Республик».

76. Николай Константинович Кольцов (1872–1940) – биолог, основатель советской школы экспериментальной биологии, профессор (1903), чл.-корр. Петербургской АН (1916), (с 1925 г. – АН СССР), академик ВАСХНИЛ (1935).

77. Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927) – психиатр, невропатолог, нейрофизиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, профессор Казанскогоуниверситета и Петербургской медико-хирургической академии, генерал-майор медицинской службы, автор семитомамного труда «Основы учения о функциях мозга» (СПб., 1903–1907), трехтомника «Объективная психология» (СПб, 1907–1910) и других книг и статей.

78. Николай Егорович Жуковский (1847–1921) – математик, механик, профессор МВТУ и МГУ, чл.-корр. Петербургской АН, автор фундаментальных трудов по аэро- и гидродинамике, механике твердого тела, астрономии, математике, теории регулирования машин и механизмов и др., президент Московского математического общества (с 1905 г.). В МВТУ Жуковский создал Воздухоплавательный кружок (1908) и Аэродинамическую лабораторию (1909).

79. Андрей Николаевич Туполев (1888–1972) – авиаконструктор, академик АН СССР (1953), генерал-полковник. В 1937–1941 гг. он был репрессирован, работал в спецтюрьме НКВД ЦКБ-29. Под руководством Туполева было создано свыше ста типов военных и гражданских самолетов, в том числе АНТ-25 (на нем В.П. Чкалов и М.М. Громов совершили перелет в США через Северный полюс), Ту-104 (первый реактивный пассажирский самолет), Ту-114, Ту-144 (первый пассажирский сверхзвуковой самолет) и др. Туполев воспитал многих выдающихся авиаконструкторов, возглавивших известные конструторские бюро (В.М. Петлякова, П.О. Сухого, С.А. Лавочкина и др.).

80. Сергей Алексеевич Чаплыгин (1869–1942) – математик и механик, профессор кафедры прикладной математики Московского университета (1902), действительный член АН СССР (1929), в 1921 г., после кончины Жуковского возглавил ЦАГИ.

81. Дмитрий Сергеевич Рождественский (1876–1940) – физик, основатель и первый директор (1918–1932) ГОИ, один из организаторов оптической промышленности в СССР, создатель Русского оптического общества, профессор Петербургского университета, реформатор преподавания физики, академик АН СССР (1929), президент Русского физико-химического общества.

82. Михаил Исаевич Немёнов (1880–1950) – врач, ученый, засл. деятель науки РСФСР (1933). В 1904 г. он окончил Берлинский университет, в 1907–1918 гг. работал в хирургической клинике Женского медицинского института в Петербурге. С 1918 г. Немёнов – директор рентгенологического и радиологического института и с 1930 г. профессор Военно-медицинской академии. Его основные труды посвящены вопросам клинической рентгенологии (рентгенодиагностика, рентгенотерапия и радиобиология). Немёнов впервые применил метод условных рефлексов для изучения воздействия рентгеновских лучей на кору головного мозга.

83. Абрам Федорович Иоффе (1880–1960) – физик, один из создателей советской физической школы, пионер исследований полупроводников, академик Российской АН (1920) и АН СССР (1925). В 1921 г. он возглавил Физико-технический институт в Петрограде, по его инициативе с 1929 г. создавались физико-технические институты в Харькове, Днепропетровске, Екатеринбурге и Томске. Под руководством Иоффе начинали научную деятельность будущие Нобелевские лауреаты П.Л. Капица, Н.Н. Семенов, Л.Д. Ландау, работали крупнейшие ученые А.П. Александров, М.П. Бронштейн, И.В. Курчатов, Ю.Б. Харитон и многие другие. В 1950 г. в рамках «борьбы с космополитизмом» Иоффе был снят с поста директора и выведен из состава Ученого совета института. В 1952 г. он возглавил Лабораторию полупроводников АН СССР, в 1954 г. Лаборатория была реорганизована в Институт полупроводников. Иоффе – автор многих статей и монографий,а также учебников и научно-популярных книг.

84. Лев Станиславович Коловрат-Червинский (1884–1921) – физик, один из первых российских исследователей радиоактивности. После окончания Петербургского университета (1904) он работал в Париже в лаборатории Марии Кюри (1906–1911), в 1915–1916 гг. участвовал в экспедиции на Туя-Муюнское месторождение, которой руководил В.И. Вернадский. В 1918 г. Л.С. Коловрат-Червинский вошел в состав Комиссии РАН по изучению естественных и производительных сил России (КЕПС).

85. Виталий Григорьевич Хлопин (1890–1950) – химик, основатель российской научной школы радиохимии, академик АН СССР (1939). Он руководил созданием первого в России радиевого завода, на котором в 1921 г. были получены первые отечественные препараты радия.

86. Петр Петрович Лазарев (1878–1942) – физик-экспериментатор, биофизик, геофизик, педагог, историк и популяризатор науки, академик Российской АН (1917, с 1925 – АН СССР), основатель и первый главный редактор журнала «Успехи физических наук» (с 1918 г.).

87. Карл Адольфович Круг (1873–1952) – ученый-электротехник, чл.-корр. АН СССР (1933), педагог, организатор и первый декан электротехнического факультета МВТУ (1918–1929), создатель московской электротехнической школы.

88. Владимир Андреевич Стеклов (1864–1926) – математик, механик, академик (1912, в 1919–1926 гг. – вице-президент) Академии наук, организатор и первый директор Физико-математического института РАН (после смерти Стеклова назван его именем, а после разделения в 1934 г. имя В.А. Стеклова получил Математический институт АН СССР).

89. Иван Дмитриевич Ермаков (1875–1942) – психиатр, психолог, художник и литературовед, один из пионеров психоанализа в России, организатор и председатель Русского психоаналитического общества, автор книг «Опыт органического познания ребенка», «Психоанализ литературы. Пушкин, Гоголь, Достоевский» и др.

90. Иван Петрович Павлов (1849–1936) – физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, основатель новых научных направлений в физиологии, автор классических трудов по физиологии кровообращения и пищеварения (Нобелевская премия в 1904 г.), академик Петербургской АН с 1907 г. (с 1917 – РАН, с 1925 – АН СССР). Исследования Павлова оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии, педагогики.

91. Николай Иванович Вавилов (1887–1943) – генетик, ботаник, географ, селекционер, историк биологии и агрономии, организатор науки, государственный и общественный деятель, член АН СССР, АН УССР и ВАСХНИЛ, президент Всесоюзного географического общества (1931–1940), основатель и директор Всесоюзного института растениеводства (1930–1940) и Института генетики АН СССР (1930–1940).