5. В электронном социологическом словаре4, размещенном на портале словарей и энциклопедий http://gufo.me/ в сети Интернет, можно прочитать следующее:
Поселение – англ. settlement, нем. siedlung – Постоянно или временно обитаемое место, характеризующееся пространственной ограниченностью и территориальной общностью его структурных элементов;
6. Национальная социологическая энциклопедия (статья М.Н.Межевич)5, размещенная на портале «Национальной энциклопедической службы России» http://voluntary.ru/ в сети Интернет, вот так трактует этот термин:
Поселение – населенный пункт, постоянное место жительства человека. В социологии – непосредственная среда жизнедеятельности людей.
Существование Поселения обусловлено своего рода закреплением индивидов за тем или иным видом труда, который всегда территориально локализован. Условия жизнедеятельности, складывающиеся в месте жительства, в т. ч. трудовой деятельности, непосредственно предопределяют возможности населения для удовлетворения своих повседневных потребностей, для развития способностей, т. е. выступают как непосредственные фактические основания его социального развития. Со времени отделения ремесла и промышленности от земледелия различаются городские и сельские Поселения. Условия жизнедеятельности в них неоднородны с социально-экономической точки зрения, в силу чего городское и сельское население в рамках одной формации выступает как две большие социальные группы, как общности социально-территориальные. Но социально-экономическая неоднородность условий жизнедеятельности имеет место и в пределах Поселения городского или сельского типа. Она обусловлена неравномерностью экономического развития и существует как первичное проявление социальных различий в территориальном плане.
Поселение – постоянное место жительства, неоднородность условий жизнедеятельности в их сопоставлении между собой приводят к тому, что население конкретного Поселения складывается в первичную социально-территориальную общность, общность по поселению».
(Литература: Город: проблемы социального развития / Под ред. А.В.Дмитриева, М.Н.Межевича. – Л.: Наука, 1982. – 173 с; Антов Н.А. Отношения по расселению. Свердловск, 1987; Нерноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989).
7. В электронной версии толкового словаря Ефремовой Т.В. (http://www.efremova.info) приводится такое определение:
Поселение:
1) Процесс действия по значению глагола: поселять, поселить.
2) Населенный пункт, селение.
3) Наказание, состоящее в принудительном водворении на постоянное жительство в отдаленных местах.
8. Викисловарь содержит следующие сведения об этимологии термина «поселение» (Использованы данные словаря Макса Фасмера):
Поселение – происходит от глагола поселить, из «по-» и селить, далее от село, от праславянского selo, от которого в числе прочего произошли: древнерусское сєло «жилище; селение; поле»; старославянское сєло (др.-греч.σκηνή, σκήνωμα; ἀγρός) – «населенное место, дворы, жилые и хозяйственные постройки; поле, земля»; русское, украинское селó; белорусское селó; болгарское сéлó – «село»; сербохорватское сѐло (им. мн. се̏ла, род. мн. се̑ла̑); словенское sélọ – «почва, жилище, местечко, деревня»; моравское selo - «село»; чешское selo – «село, пашня»; польское sioło – «село». праславянское selo – «пашня» совпало фонетически в восточнославянском и южнославянском с sedlo – «поселение», которое лишь в западнославянском можно отличить от sеlо; sedlo представлено в чешском sídlо – «местонахождение, сидение», при этом sedlák – «крестьянин»; в словацком sedliak – то же, что и древне-польское siodłak – «крестьянин», местное население – Siedlce, н.-луж. Sedło – «жилище», в.-луж., н.-луж. Sеdłаk – «крестьянин».
Последний ряд слов связан с sed– «сидеть»; ср.: готский sitls – «сидение, кресло», латынь sella – «сидение» (из sedlā). Напротив, праславянское selo – «пашня» родственно литовскому salà – «остров», восточно-латышскому sоlа, латинскому solum – «почва», solea – «сандалия»; готскому saliþwōs мн. – «приют, жилище»; древне-восточно-немецкому sаl ср. р. – «дом, жилище», лангобарбскому sala – «двор, дом».
9. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений Н.Абрамова6 (печатное издание М.: Русские словари, 1999. – 431с.) повествует:
Поселение, посёлок – см. деревня, место.
Место, помещение, простор, пространство, площадь, поприще, полоса, поле, поляна, район, промежуток; местность, край, окраина, область, околица, околоток, округ, сторона, страна, территория, уголок; губерния, уезд; город, столица, крепость, местечко, деревня, весь, село, поселение, поселок, поместье, станица, станция, урочище, хутор, аул, колония; позиция, пост; арена, ипподром, циклодром, манеж, ристалище, трек.
Деревня, село, поселок, поселение, станица, местечко, урочище, хутор, весь.
Таким образом, можно сформулировать, что сам термин поселение обозначает процесс образования нового, ранее не существовавшего объекта – села, обозначающего, в свою очередь – место, на которое люди, как говориться, «сели», то есть остановились в своем движении по планете с целью занятия деятельностью по созданию условий и источников постоянного, непрерывного и регулярного обеспечения пищей и другими ресурсами, необходимыми для жизни всех людей находящихся в этом месте в течение, неопределенно долгого, периода времени.
Причем, деятельность эта носит совместный, коллективный характер. В неё вовлечены все участники поселяющейся группы людей.
При этом, характер самой этой деятельности, будь то: обработка почвы, содержание домашних животных или какой-либо промысел (рыба, дичь), не имеет решающего значения. Как правило, все виды деятельности присутствуют одновременно, как и сопутствующие им виды ремесел (изготовление инструментов, приспособлений, орудий труда и бытовых изделий), а приоритет в том, или ином виде такой деятельности определяется в основном природными условиями самой местности, где люди основали поселение.
Бытует распространенное мнение7, что сам характер совместной деятельности, ради которой люди объединяются в группы разной численности и которую они впоследствии ведут, и определяет тот тип поселения, которое люди создают. В пример приводятся как раз жители сельской местности, занимающихся сельским хозяйством и живущих в деревнях, селах, поселках и т.п. поселениях. Дескать, они свои поселения создают в виде сёл, деревень, поселков и т.п. именно потому, что этот тип поселения наиболее для этого подходит этим людям, занимающихся сельскохозяйственными работами большую часть времени года. При этом как-то не упоминается, что те же самые люди из сёл и деревень выполняли и все возможные, и необходимые им ремесленные и строительные работы. Будь то изготовление инструментов, посуды, одежды, строительство зданий и сооружений, а также добыча полезных ископаемых, их переработка в материалы и последующее использование этих материалов. А средства транспорта? Вспомните про колесо – это уникальное приспособление, неизвестное природе. Неужели его непременно изобрел рафинированный горожанин?
Колесо
Обратимся к этимологии термина «колесо».
По данным Историко-этимологического словаря современного русского языка, том 1, стр.411 (Черных П.Я.: в 2т.: – 3-е изд., стереотипное – М.: Рус.яз., 1999. Том 1 – 624с., ISBN 5-200-02685-7 (т.1), ISBN 5-200-02684-9):
Колесо – круг, вращающийся на оси, обыкновенно со спицами, расходящимися к окружности из центра, и служащий для приведения в движение повозки или механизма. Прилагательное колёсный (колесная, колесное). Глагол – колесить. … Др. русск. (с XI в.) и ст.-сл. коло, род. колесе (падежные формы – по склонению с основой на согласный) – «круг», «дуга», «колесо»; прилагательное кольный. … Индо-европейской корень *kwel– «вертеться, вращаться».
По Школьному этимологическому словарю русского языка. Происхождение слов. (Н.М. Шанский, Т.А. Боброва, Москва, Издательство Дрофа, 2000г., ISBN 5-7107-3206-0):
Колесо – общеслав. соврем. колесо от коло в результате подравнивания формы им. п. ед. ч. под косвенные и мн. ч. (род. п. колесе, им. п. мн. ч. колеса и т. д.). Того же корня, что др.-прус. kelan "колесо", греч. poleō "двигаюсь вокруг", др.-ирл. cul "повозка". Исходно – "круг, что-либо вращающееся".
В Википедии происхождение термина «колесо» в русском языке трактуется следующим образом8:
Слово «колесо» произошло от общеславянского*kolo (род.п.*kolese) и далее восходит к праиндоевропейскому корню *kwel- со значением «вращаться, поворачиваться».
По данным Этимологического словаря русского языка Макса Фасмера, том 2, стр.289 (в 4-х томах, авт.-сост. М.Фасмер, пер. с нем. и доп. чл.-кор. АН СССР О.Н.Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б.А.Ларина, 2-е издание, стереотипное – М.: Прогресс, 1986. – 672 с.):
Колесо – расширение основы на –es, др.-русск. кóло, им.п. мн.ч. колеса, укр. коло, ст.-слав. коло, род.п. колесе, болг. колá «телега», … , др.-инд. cárati «блуждает, двигается»
Обобщая сведения из различных источников, можно сформулировать, что «Колесо» в русском языке от общеславянского *kolo – «круг, дуга, колесо», и далее восходит к праиндоевропейскому корню *kwel– со значением «вращаться, поворачиваться». Того же корня, что др.-прус. kelan «колесо», греч. poleõ «двигаюсь вокруг», др.-ирл. сul «повозка». Исходно – «круг, что-либо вращающееся».
Колесо удивительное устройство, не правда ли? Сочетает в себе вращательное и поступательное движение и при этом устройство простейшее, но удалось его изобрести не всем. Например, до прихода европейцев колеса не знали коренные жители Австралии и южной Африки.
Хотя увидеть, как скатываются по листьям деревьев капли воды или как катится шар по ровной поверхности, мог увидеть любой и вовсе не важно, какой именно шар: тот, что катит жук скарабей или тот, что сделан самим человеком. По мнению ученых9, метательные каменные шары – боласы активно применялись человеком для охоты во времена позднего палеолита 29-22 тыс. лет назад.
Кроме того, историки и археологи мира так и не смогли однозначно определиться ни с местом, ни со временем его изобретения. И мы их за это не виним, люди делают, что могут и как умеют. Да и не столь уж это важно. Мы же не собираемся опровергать придуманную учеными хронологию или создавать свою, зачем нам это? Совсем ни к чему.
Посудите сами. Древнейшим из городов, открытых археологами считается Иерихон, что находиться на территории современной Палестины, на западном берегу реки Иордан. Дата его основания относиться к 8000г. до нашей эры. Считается одним из древнейших непрерывно населенных городов мира, многократно упоминается в Библии. При этом по той же самой историко-археологической хронологии люди перешли от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, а значит и к созданию сёл и деревень (поселений постоянного проживания) на рубеже 10 тыс. лет до нашей эры. Период этот называют Неолитом (др.греч. νέος – «новый» + др.греч. λίθος – «камень») или новокаменным веком. Его характерные черты – каменные шлифовальные и просверленные орудия. Некоторые даже говорят о неолитической революции10. Хотя и оговариваются, что неолит, в отличии скажем от палеолита11, не является определенным хронологическим периодом в истории человечества в целом, а характеризует лишь культурные особенности тех или иных народов.
По мнению ученых12, этот переход от кочевого образа жизни к оседлому, от присваивающего типа хозяйства к производящему, происходил независимо в разных регионах мира (семи-восьми) и в разные эпохи. Так на Ближнем Востоке в районе Плодородного полумесяца (территория современных Турции, Сирии, Ирака, Ирана) неолит начался около 10-9,5 тыс. лет до нашей эры. А в долинах рек Янцзы и Хуанхэ около 7 тыс. лет до нашей эры. На высокогорьях Новой Гвинеи – примерно 7-4 тыс. лет до нашей эры, в Центральной Мексике – около 3-2 тыс. лет до нашей эры, на северо-западе Южной Америки – около 3-2 тыс. лет до нашей эры, в Африке южнее Сахары – примерно 3-2 тыс. лет до нашей эры, в долине Миссисипи – около 2-1 тыс. лет до нашей эры.
Однако возможность поступательного движения круглого предмета, как и сама форма предмета – круг, была известна людям намного раньше. Большинство ранних культур уже имели амулеты в виде небольших дисков с отверстиями посередине и радиальными прорезями, обозначающие солнце и его движение по небу. Взять хотя бы знаменитую Сунгирь.
Сунгирь – это раскопки верхнепалеолитической стоянки древнего человека на территории Владимирской области. Стоянка обнаружена в 1955 году при строительстве завода и затем исследована советским археологом Отто Николаевичем Бадером (1903-1979гг.). Это одна из самых богатых и исследованных стоянок древнего человека: в ходе раскопок, которые велись здесь почти 30 лет, было сделано около 70 тысяч археологических находок. Сунгирь прославилась своими зрелищными погребениями: мужчина 40—50 лет (Сунгирь-1) и подростков: мальчика 12—14 лет (Сунгирь-2) и девочки 9—10 лет (Сунгирь-3), лежавших головами друг к другу. Одежда подростков была обшита бусами из кости мамонта (до 10 тысяч штук), что позволило реконструировать их одежду (оказавшуюся похожей на костюм современных северных народов); кроме того, в могилах были браслеты, и другие украшения из мамонтовой кости. Среди находок были обнаружены и «солнечные колеса», вырезанные из кости мамонта. В могилу были положены сделанные из мамонтовой же кости дротики и копья, включая копье длиной 2,4 м. Погребения были присыпаны охрой.
«Антропологические находки представлены в Сунгири изолированным черепом, шестью скелетами, бедренной костью без эпифизов и обломком бедренной кости». (Из статьи Солдатовой Т.Е., «Изделия из кости с верхнепалеолитической стоянки Сунгирь», Вестник Томского государственного университета. 2014г. №385, с.122-125).
Сунгирцев относят к кроманьонцам (из статьи Дмитрия Мисюрова, «Сунгирцы: предки из верхнего палеолита», Журнал «В мире науки» №3, 2015г., стр.78-83).
Предполагаемый возраст раскопанной стоянки около 25 тысяч лет, но данные различных исследовательских лабораторий отличаются. Так по захоронению Сунгирь-2 датировка варьируется в пределах от 28080 до 36240 календарных лет назад, а по захоронению Сунгирь-3 от 28400 до 36210 календарных лет назад.
Так что, какая уж тут связь города и колеса. Где уж тут города, нет их тут даже близко и по времени, и по месту. Все как обычно и сложнее и проще одновременно. Предметы материальной культуры во множестве находят на местах древнейших городов, но это вовсе не означает, что именно там они впервые и появились в руках человека.
Любопытные данные по этому поводу приводятся в «вездесущей» Википедии:
– Самым ранним «колесом» считается находка в жудеце (административно-территориальная единица) Яссы в Румынии – её относят к последней четверти 5-го тысячелетия до нашей эры. На одном из поселений в Кукутени румынский археолог М.Дину нашёл глиняные модельки колёс от игрушечных повозок. Об этом он сообщил в 1981 году.
– Керамический горшок из польского Броночице со схематическим изображением повозок с запряжёнными в них быками относится к культуре воронковидных кубков и датируется возрастом 3635-3370 лет до нашей эры.
– Следующие по времени модели колёс были обнаружены археологом А.Д.Резепкиным в погребениях майкопской культуры (Пхагугале, Пшикуйхабль, Чишхо) на Северном Кавказе и археологом А.В.Кандрашовым в погребении новосвободненской культуры в Краснодарском крае (середина 4-го тысячелетия до нашей эры).
– В Люблянском барье в Словении нашли сделанное из ясеня колесо диаметром 72 см, возраст которого превышает пять тысяч лет (3350-3100 лет до нашей эры).
В дмитровском кургане №6 в Запорожской области Украины у входа в погребальную камеру была найдена деревянная повозка катакомбников с целиком сохранившимся колесом возрастом 5 тысяч лет.
Двухколесная повозка с сохранившимся колесом диаметром 60 см известна из катакомбного погребения «Тягунова Могила» в запорожском селе Марьевка (возраст около 5 тыс. лет).
Модели четырёхколесных повозок, сделанные из глины, были найдены в двух погребениях поздней баденской культуры в Будакалаше и Сигетсентмартоне (Восточная Венгрия), которые датируют 3300—3100 годами до н. э.
На поселении хоргенской культуры в Прессехаусе (Швейцария) было найдено колесо с квадратным отверстием для крепления оси, ось вращалась вместе с колёсами. Методом дендрохронологии оно датируется 3200 годом до н. э.
В отличие от находок в Швейцарии и Германии, в степном регионе, а также в Нидерландах и Дании отверстия в колёсах были круглыми, ось крепилась к корпусу повозки, а это значит, что различные европейские традиции изготовления повозок возникли ещё до 3200 года до н. э. В степной полосе от реки Дунай на западе до верховьев реки Маныч на востоке насчитывается примерно 160 погребений с остатками колесного транспорта (колёс, возов), а также их глиняные модели и остатки рисунков. Древнейшие из находок датируются по калиброванной шкале 32 веком до н. э.
Таким образом, всё больше материальных доказательств говорят в пользу того, что «самое первое» колесо появилось вовсе не на Ближнем Востоке, как было принято считать ранее.
Дорога
Колесо. Подумайте уважаемые читатели, зачем древнему человеку вдруг понадобилось колесо? Как зачем, скажете Вы, конечно же, для транспорта и для множества других приспособлений и механизмов, широко используемых человеком с незапамятных времен.
Давайте вместе разбираться, пофантазируем, какой ландшафт мог видеть перед собой древний человек? Тем более что усилиями ученых палеонтологов у нас уже есть представления об этом. Для справки: палеонтология (от др. -греч. пαλαιοντολογία) – наука об организмах, существовавших в прошлые геологические эпохи и сохранившихся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности.
Итак, древний человек видит: леса, горы, степи, пустыни, холмы, поймы рек, берега морей и океанов, пустыни, тундры, саванны, и т.д., и т.п., и вновь леса, леса, леса, во множестве и без края, т.е. места сплошь не гостеприимные и труднопроходимые. Заметьте труднопроходимые. Даже допуская то, что у человека, которого мы мысленно наблюдаем, уже есть жилище, ну то из шкур и костей животных, о котором написано ранее, а также, что человек уже сумел обзавестись первыми домашними животными, и использует их как вьючных для перемещения грузов. Даже это не объясняет: почему человеку понадобилось колесо. Нет, гончарные круги или жернова – это понятно, но это ещё не колёса и мы с Вами, уважаемые читатели, смотрим на человека ещё до эпохи земледелия (10000 лет до н.э.). Наблюдаемый нами человек на 3 с лишним порядка моложе земледельца. И где гарантия, что человек сначала изобрел жернова, а только потом колёса, а не наоборот. И вот наш человек имеет жилище для постоянного проживания, регулярно уходит из него по разным своим делам и регулярно же возвращается обратно в жилище. Более того, там, в жилище его ждет семья, находящаяся в нем и рядом с ним неотлучно. А рядом ещё жилища с семьями родственников и друзей соплеменников. В общем и целом у человека есть поселение пусть временное и называемое становище и маршруты регулярного движения от него и к нему. Что это может означать?
Человек издревле охотится (некоторые наши с Вами современники и сейчас практикуют этот вид деятельности), наблюдает за животными, выслеживает и преследует их. Значит, мог видеть звериные тропы и пользоваться ими. Движение по тропе существенно облегчает процесс, в сравнении с движением вне тропы. И появляются тропы не где попало, а только на маршрутах регулярного движения животных, например, к водопою через прибрежные заросли. Большие табуны травоядных животных, перемещаясь от пастбища к пастбищу, оставляют после себя значительные полосы утоптанной земли. Вполне вероятно, что и сам человек натаптывал вокруг своего жилища и уж тем более, вокруг и внутри становища множество троп. Ну а что такое тропа, как не узкая полоска утоптанной земли от пункта «А» (жилища) до пункта «Б» (ключа, ручейка, кромки леса, вершины холма, да чего угодно, даже другого жилища). К тому же, название «тропа» в русском языке происходит от устаревшего русского глагола «тропать» (топтать ногами, ходить со стуком).
То есть тропа человека, скорее всего, результат совершенного сознательного действия, а не просто случайно появившийся объект на маршруте регулярного движения.
Действительно, проведите сами простой эксперимент. Пройдитесь один раз по газончику у вашего дома. Трава, конечно же, примнется, но потом постепенно опять распрямится и следов от вашего движения по ней не останется. Но стоит Вам походить по одному и тому же воображаемому маршруту на вашем газоне много раз, да ещё туда и обратно. Как Вы заметите, что трава уже не распрямляется после Вашего прохода, более того она вскоре пожухнет, высохнет и совсем исчезнет с того места на газоне, где Вы ходили, останется лишь утоптанная вашими ногами земля. Вот Вы и создали тропинку. И создали Вы её тем, что ходили по газону много раз, причем по какому-то своему, вполне осознаваемому Вами делу, делу имевшему значение именно для Вас и именно в этом месте. Нет, ну можно конечно ходить по кругу ради спортивной тренировки или просто мечтая, или сочиняя стихи, да мало ли почему, и при этом протоптать тропу на газоне, но все это и есть сознательное действие: и спорт, и стихи, и мечты, многое-многое другое13. Но стоит случиться осадкам, как созданная Вами тропинка превратиться в полосу жидкой грязи, совершенно не пригодную для прогулок. Ну а если прогулка по ней Вам жизненно необходима, то это очень быстро наведёт Вас на мысль создать на вашей тропинке такое твердое покрытие, которое не будет так легко подвергаться разрушительному воздействию осадков, как просто утоптанная земля. Вы постараетесь как можно плотнее утрамбовать землю на Вашей тропе или даже покрыть её материалом более твердым, чем земля и укрепить её края и создать водоотводы, да много чего Вы сможете сделать. Вот так Вы и создадите свою собственную дорогу. Почему же Вы думаете, что древний человек, которого мы с Вами представили не сделал того же самого. Конечно же, человек это сделал и у него появился ещё один (помимо жилища) искусственный объект окружающей среды обитания, говоря по-современному элемент инфраструктуры, позволяющий человеку облегчить и упростить себе выполнение каждодневных действий, сделать свою жизнь удобнее и даже комфортнее. У человека появилась дорога и что самое главное метод её создания там, где это человеку станет нужным. Чем не ещё один пример сознательного поведения человека.