Из всего вышеизложенного, не кажется ли Вам, дорогие читатели, что идея колеса, прежде всего, связана с идеей дороги, а не с чем бы то ни было ещё. Вот и нам так показалось (впрочем, не нам одним и не нам первым). Об этом совсем нетрудно догадаться или хотя бы допустить такое развитие событий, ведь имен о по дороге наиболее удобно перемещаться с помощью колеса и широко разветвлённая ныне сеть дорог и всякого рода внедорожная техника современности только подтверждает это нехитрое умозаключение.
Но вернемся к дороге. Дорога, что это и откуда это пошло, зачем это нужно? Звериные тропы, утоптанный грунт возле жилищ, потребность в перемещении тяжёлых и габаритных материалов (зерно, руда, металл, шкуры мамонтов и бивни, людей, не имеющих возможности идти или ехать верхом, да много чего). Что же нам известно о дороге?
Посмотрим, что написано об этом в Большой Российской энциклопедии14, которую цитирует Википедия:
Дорога – путь сообщения для передвижения людей и транспорта.
Наиболее древние дороги относятся к IV тысячелетию до нашей эры. К началу данного тысячелетия относятся дорога, найденная у города Ур в Месопотамии, и дорога, найденная рядом с английским городом Гластонбери.
Одна из наиболее древних дорог в Европе, названная Свит-Трек, обнаружена на острове Великобритания. Дорога, которая сооружена в XXXIX веке до н.э., состоит из наложенных друг на друга перекладин из молодых ясеня, дуба и липы, и дубового настила поверх них.
К древнейшим мощёным дорогам относят дороги, найденные на острове Крит. Критские дороги покрыты известняковыми плитами толщиной до 15 см и датируются III тысячелетием до н.э.
Кирпич для мощения дорог впервые был использован в древней Индии около 3000 лет до н.э.
Развитие дорожной сети связано с появлением вьючного и колёсного транспорта. В государствах древнего мира строительство дорог имело очень большое значение из-за необходимости осуществлять завоевательные походы и организовывать торговлю. Дороги с каменным покрытием существовали в Хеттском царстве, Ассирии, империи Ахеменидов.
В составе ассирийской армии имелись специальные подразделения, занимавшиеся строительством мостов и выравниванием дорог для боевых колесниц. В Ахеменидской империи при Дарии I (522-486 гг. до н.э.) была построена царская дорога из Эфеса в Сарды и Сузы длиной 2.6 тыс. км. На царской дороге были установлены дорожные столбы с указанием расстояний, станции на расстоянии дневного перехода с гостиницами, конюшнями для смены лошадей, продовольственными складами и гарнизонами.
Во время правления основателя китайской династии Цинь – Цинь Шихуана (221–210 гг. до н.э.) – сеть дорог общей длиной 7,5 тыс. км опоясывала страну; дороги были шириной 15 м с тремя полосами, причём центральная полоса предназначалась для императора.
К началу нашей эры в Европе и Азии сложилась достаточно развитая дорожная сеть, включавшая трансконтинентальные дорожные пути. К таким дорогам относятся Великий шёлковый путь, морской путь между Египтом, Анатолией и Месопотамией, царский путь между Египтом и Персией, ладанный путь между Аравийским полуостровом и средиземноморскими странами, оловянный путь между полуостровом Корнуолл в Великобритании и Средиземноморьем, янтарный путь между Средиземным морем и Прибалтикой, лазуритовый и нефритовый пути.
Наиболее развитая сеть дорог сложилась в Древнем Риме. К самым древним дорогам Рима относятся Аппиева дорога (312—244 годы до н.э.) и Фламиниева дорога(220 год до н.э.).
Римские дороги строились с целью увеличения скорости передвижения войск и торговых караванов. Дорожная сеть в Риме разрасталась вместе с ростом самой империи: после завоевания новых территорий к Риму начиналось строительство легионерами магистральной дороги, связывавшей новую провинцию со столицей империи. Строительство таких дорог осуществлялось на государственные деньги, а также на деньги жителей городов и собственником земель, по которым проходила дорога. Каждая магистральная дорога получала имя либо в честь цензора, которым была построена или отремонтирована, либо по области назначения. В дальнейшем дорожная сеть в данной провинции развивалась усилиями римских граждан, которые получали наделы и в процессе колонизации создавали местные дороги, примыкавшие к магистральной.
Ширина римских дорог составляла обычно около 3,5м, дороги также имели пятислойные дорожные одежды толщиной до 1м. Иногда дороги оборудовались колеёй для повозок. Рядом с мощёной частью дороги располагались грунтовые тропы, предназначенные для вьючного и верхового транспорта. Дороги прокладывались длинными прямыми участками, римляне старались не строить объездных дорог, поэтому получались достаточно крутые подъёмы. На повороте дорогу расширяли в два раза, поскольку римские двухосные повозки не имели поворачивающейся передней оси. При прохождении дороги через водное препятствие оборудовались каменные броды, через глубокие реки строились арочные мосты или оборудовались паромные переправы, в горах сооружались тоннели.
На римских дорогах стояли мильные камни или миллиарии – цилиндрические каменные столбы высотой от 1,5 до 4м и диаметром от 50 до 80см, на которых указывалось расстояние до Рима и имя императора. Масса таких столбов достигала двух тонн. Золотой миллиарий, от которого отсчитывалось расстояние до всех прочих, был установлен императором Октавианом Августом у храма Сатурна на римском форуме. Октавиан Август также ввёл систему почтовой службы. Курьеры доставляли почтовые сообщения по всем дорогам Рима. Почтовая служба была настолько хорошо налажена, что при благоприятных условиях курьеры на повозках могли в день проехать около 75км. Почтовая служба была опасным занятием, так как курьеры часто становились целью для разбойников и врагов Рима.
На магистральных дорогах для частных лиц были построены гостиницы, а для официальных лиц – станции, на которых меняли лошадей, можно было получить ночлег и питание, содержали станцию жители близлежащего селения.
Вдоль дорог для духовной поддержки путников также сооружались храмы, в основном в честь богов, защищающих путешественников, – Меркурия, бога торговли и покровителя путешественников и Дианы, защитницы дорог. Также возле дорог императорами и состоятельными гражданами сооружались памятники, прославлявшие императоров, военачальников, победы римских войск.
Для поездки послов, военачальников и чиновников, доставки посланий, оружия, строительных материалов, осуществления государственных пассажирских и грузовых перевозок необходимо было предъявить подорожную, подписанную наместником провинции от имени императора.
Общая длина римских дорог (с учётом грунтовых и гравийных) к IV веку до н.э. составила 300 тыс. км. В этот период функционировало 372 магистральных дороги, из которых 29 сходились у Рима. Дороги сыграли роль в падении Западной Римской империи, облегчив вторжение варваров на территорию Рима. Отдельные римские дороги сохранились до настоящего времени.
Дороги инков
В Америке развитую дорожную сеть для вьючных лам и бегущих посменно гонцов построили инки, общая длина, которой составляла 16 тыс. км. Дороги инков охватывали всю империю Инков, расположенную на территории современных Перу, Эквадора, Колумбии, Боливии, Чили и Аргентины. Дороги соединяли центры провинций, а главные пересекались в городе Куско. Протяжённость самой длинной дороги составляла 6600км. На каждой дороге были сооружены постоялые дворы через определённые промежутки, также на дорогах были установлены столбы с указанием расстояний.
Ну не любопытно ли, колёс у инков нет (как считается общепризнанным, хотя некоторые ученые-археологи находили артефакты с изображением колес, как им кажется), а дороги есть. Ну что раньше колесо или дорога?
Дороги в Средние века
После падения Западной Римской империи дорожная сеть в Европе пришла в упадок. Основным становится внутреннее водное сообщение, например, в Киевской Руси важное значение имел торговый путь «из варяг в греки». Дорожные работы в Средние века в основном заключались в ремонте грунтовых дорог и строительстве мостов. Монашеский орден «Братьев-мостостроителей» за время своего существования (XII—XVI века) построил около 1700 мостов15.
Вот и пример, почему многие дороги не сохранились. Их просто некому было ремонтировать, обновлять и достраивать, да и использовались далеко не все.
«В VIII веке активно строились дороги в Арабском халифате. Наиболее качественно были сооружены дороги, ведущие в Багдад16.
В Италии дорожное строительство начало вновь развиваться в XV—XVI века, построены дороги, ширина которых рассчитана на проезд двух экипажей»17.
О чем говорят эти данные. Вовсе не о том, что до 4 века до н.э. дорог не существовало, а лишь о том, что к этому времени люди научились строить дороги настолько долговечные и в таком количестве, что их следы дошли до наших дней и стали предметом изучения археологов и историков. И что это умение – стоить долговечные дороги – появлялось у людей и исчезало, чтобы вновь появиться и вновь исчезнуть.
По всей видимости, строители дорог современной нам РФ так и не смогли вновь постичь это умение древних. И к тому же есть вероятность, что ещё более древние дороги просто пока не нашли.
В итоге мы можем сформулировать, что «дорога» – это специально созданный человеком на поверхности планеты искусственный объект, имеющий протяжённость, размеры которого по длине значительно превосходят его размеры по ширине и предназначенный для ускоренного, безопасного и комфортного передвижения от его начальной точки до конечной точки и обратно. То есть, это опять же пример сознательного и скорее всего коллективного действия совершённого Человеком.
Собиратели, да. Кочевники, вряд ли.
Дорога и колесо – это всего лишь яркие примеры творческого отношения человека к жизни, но не единственные примеры. Археологи и этнографы нашли, описали и представили людям современного мира множество свидетельств того, насколько сложной и многообразной была материальная культура людей эпохи палеолита (2,5 млн. лет назад – 10 тыс. лет назад), каким разнообразием инструментов и приспособлений они обладали. А ведь, по мнению ученых, эта эпоха – эпоха существования ископаемого человека и именно на эту эпоху приходиться большая часть (99%) времени существования человечества. На эту же эпоху, считают ученые, приходится и почти вся биологическая эволюция человека.
Так, что к моменту своей осёдлости (10 тысяч лет до н.э.), человек уже умел выбирать места и строить на них вполне пригодные для длительного проживания жилища. Имел целый спектр самых разнообразных инструментов и приспособлений для выполнения всех своих повседневных действий. Обладал знаниями, умениями, опытом и методиками не только их изготовления из любых подручных материалов, выбора и поиска, наиболее подходящих для каждого их них материалов, то бишь по-современному – поиску полезных ископаемых, но и обучению этому подрастающего поколения, а также развитыми способностями изобретать и создавать новые инструменты и приспособления. К тому же человек не рыскал в поисках пиши в одиночестве, а целенаправленно перемещался по планете в составе родственно-дружественных сплоченных групп, так и не установленной численности, способных к сложно-скоординированной совместной деятельности и скорее всего деятельности добровольной. Где у каждого человека было свое место и роль, и где каждый был важен и ценен для группы, а группа была ценна для него, где сохранялась и защищалась жизнь каждого человека. Доказательством чему служит непрекращающийся постоянный рост численности людей на Земле, что убедительно доказал С.П.Капица в своей книге «Парадоксы роста: Законы глобального развития человечества» (2-е изд., доп. и перераб. – М.: Альпина нон-фикшн, 2012. – 204с., ISBN 978-5-91671-130-1).
Всем нам с Вами, уважаемые читатели, хорошо известно, что охота и собирательство не исключительная особенность кочевого образа жизни, люди всегда этим занимались и продолжают заниматься до сих пор.
Здесь стоит отметить, что мы не разделяем мнение ученых о том, что люди осуществили переход к оседлой жизни из-за того, что в какой-то момент решили заниматься преимущественно земледелием. Как раз наоборот. Мы полагаем, что люди начали заниматься земледелием потому, что перешли к оседлому образу жизни. И обусловлен был такой переход к оседлости соображениями заботы о людях и ответственности за их жизнь и здоровье, за продолжение рода. Благодаря исследованиям археологов и антропологов стало известно, что средняя продолжительность жизни людей в те далёкие годы была небольшой (20-30 лет и менее), и лишь немногие достигали преклонного возраста. Несмотря на это, общая численность населения планеты росла, хоть и медленно18, значит люди обеспечивали женщинам возможность рожать (вполне вероятно, что ежегодно с момента достижения репродуктивного возраста), а детям расти и становиться взрослыми. Все мы прекрасно знаем, что для этого нужно продолжительное время (не менее года) относительного покоя, безопасности и регулярного питания, которое надо постоянно добывать. При нахождении на стоянке это обеспечить значительно проще, чем в движении по сложной, пересеченной местности, преимущественно пешком и обремененными грузом. К тому же дети и беременные женщины не могут двигаться быстро. Поэтому, людям совершенно не с руки постоянно кочевать, им нужно жить на месте и подолгу. В этом случае, как раз оскудение мест охоты и увеличение количества охотников стимулирует людей больше внимание уделять растениям, пригодным для пропитания, другим способам получения продовольствия. А острова (большие и малые, в тёплых морях и холодных), подумайте об островах. По остовам особенно не покочуешь, просто места для этого нет, а ведь люди живут там с незапамятных времен и живут осёдло. И яркий тому пример, неолитический период Дзёмон (15 – 5 тыс. лет до н.э.) на островах Японии. Люди, населявшие острова Японии в этот период времени занимались охотой, рыбной ловлей и собирательством, и при этом жили осёдло в постоянных поселениях, не стремясь приступить к земледелию на протяжении всего периода культуры Дзёмон (хотя могли знать о примерах земледелия у жителей континентального Китая и корейского полуострова, с которыми совершали торговые обмены). Более того старались собраться в одно поселение, расположенное наиболее удачно для их занятий. Наиболее крупное из таких поселений насчитывало до 400 жилищ, используемых длительное время на протяжении жизни нескольких поколений. Люди культуры Дзёмон начали изготавливать керамические изделия и посуду уже 13 тыс. лет назад, чтобы использовать её для термической обработки (варки) каштанов, которыми они питались и которые не просто собирали в лесу, а высаживали рядом со своими жилищами.
Поэтому, мы полагаем, что тезис о том, что до эпохи земледелия все люди на земле только и делали, что кочевали, несостоятелен. И территории на местности могут быть поделены между большими группами людей, только если они долгое время прибывают в одном и том же месте и с этого места ходят на охоту по окрестностям, где есть, что добывать, в своеобразном «ареале обитания» – землях этой группы людей (племени). И чем больше племя, тем больше этот ареал – «земли племени». Поскольку численность людей постоянна, росла, значит, дети не умирали, а женщины рожали. Значит, жили они по местам, а не скитались с места на место. И перемещение были плановые и всем племенем вместе, вслед за источниками питания или по иным причинам, в пределах своего «ареала» или за его пределы. Люди перемещались определенными маршрутами, зачастую круговыми, возвращаясь к местам, им уже известным, как пригодным для длительных стоянок.
Для такой жизни нужно достижение договоренностей о разделении труда, видах деятельности и зонах ответственности не только среди семьи, родственников или соплеменников, но и с другими сообществами людей. И такие договоренности, причем добровольные, судя по всему, люди могли достигать и поддерживать на протяжении многих веков, даже тысячелетий. Вдумайтесь, только каменный век в истории человечества длился более 2 миллионов лет (от 2,5 млн. лет назад до 10 тыс. лет назад). Да и период неолита (10 тыс. лет до н.э. – 4 тыс. лет до н.э.) не отмечен учеными, как период трагических конфликтов между людьми. Событие, которое учёные относят к вооружённому конфликту между людьми, произошедшие в долине Нила 13 тысячелетий назад и приведшие к появлению палеонтологического могильника Джебель Сахаба, единственные в своем роде, из всего того, что обнаружили археологи всего мира до сих пор.
В этом смысле показателен, найденный археологами, Костёнковско-борщёвский комплекс стоянок каменного века19. В районе сёл Костёнки и Борщёво в Хохольском районе Воронежской области обнаружено множество стоянок древнего человека разных временных периодов, занимающих площадь около 30 квадратных километров. Для их изучения и сохранения в 1991 году был организован Государственный археологический музей-заповедник «Костёнки».
До недавнего времени считалось, что эти стоянки относятся к памятникам костёнковско-стрелецкой (32 – 30 тыс. лет назад) и ориньякской культуры (32 – 26 тыс. лет назад). Однако палеомагнитное и радиоуглеродное исследование нижних слоев стоянок позволяет предполагать их более древний возраст – 40-42 тысяч лет назад. Часть из стоянок многослойные, содержат от двух до семи культурных слоев разных временных периодов, то есть люди возвращались в эти места многократно и находились там подолгу. Обитатели этих стоянок находили в этих местах средства для обустройства своих жилищ (кости и шкуры мамонтов), материалы (кремень) для изготовления различных каменных орудий и инструментов, пищу и воду. И все это в необходимых людям количествах, в течение многих и многих лет. Значит, условия в этой местности позволяли людям заниматься охотой и собирательством, различными ремеслами, растить и воспитывать своих детей, а в случае сезонных изменений погодных условий откочевывать в другие места и вновь возвращаться сюда. И значит, сведения об этих местах и маршрутах к ним люди хранили, передавали из поколения в поколения, из эпохи в эпоху. Напоминаю, что древнейшие жилища на этих стоянках ученые относят к временам, когда человек современного типа только начинал осваивать и заселять пространства Европы. Пример этих стоянок свидетельствует, что человек уже мог размещать свои жилища не единичными экземплярами, а во множестве и на больших пространствах, вмещающих большие сообщества людей, способных проживать рядом и действовать сообща. При этом, люди никак искусственно не ограничивали пространство размещения своих жилищ, тем самым не ограничивая свой «ареал обитания», масштаб для своих действий вокруг и вне поселений, на сколь угодно большие расстояния от жилища. Люди были открыты к взаимодействию с окружающим их миром. В отличие от тех, кто много-много позднее стал, занимался устроением городов, замыкавших пространство своего проживания в стены реальные или виртуальные, отделяя себя и свои жилища от природы, мира и людей.
Местность этих древних стоянок людей каменного века обитаема и сегодня. Дома, дворы и приусадебные участки современных жителей сёл и деревень этих мест размещены прямо над этими стоянками.
Селяне
Однако мы несколько отклонились от основной темы. Продолжим разговор о поселениях людей.
Для начала нелишним стоит отметить, что никаких других типов поселений, кроме сёл, деревень и подобных им образований долгое время просто не существовало. Люди их просто не создавали.
Принимая во внимание существующую на сегодня хронологию, отраженную во множестве письменных источников, включая детскую учебную литературу, самый ранний переход к осёдлости произошёл около 10000г. до н.э., о чем мы уже ранее не раз упоминали. Люди все еще используют орудия из камня, но уже строят для себя постоянные жилища и основывают поселения, располагающиеся вблизи мест их постоянной трудовой деятельности (и это при том, что уже в период позднего палеолита около 22000 лет до н.э. у людей, в частности в на территории Европы, существовало некое подобие сезонных постоянных поселений).
Начался неолит, в течение которого люди уже ведут оседлый образ жизни (конечно, не все и не повсеместно) и занимаются преимущественно земледелием и скотоводством, то есть живут преимущественно у своих полей и пастбищ. У людей появляются новые виды ремесел и соответственно новые изделия материальной культуры, позволяющие сделать жизнь людей более удобной. И этот период длится вплоть до IV тысячелетия до н.э., до самого медного века, то есть 6-ть тысячелетий человеческой истории. При этом примерно в течение 2-х тысячелетий этого периода все поселения людей были сельскими, никаких городов не было и в помине (о древнейшем, открытом археологами, городе Иерихоне, дата основания которого относится к 8000 г. до н.э., мы уже ранее упоминали и ещё не раз напишем об этом городе).
Вернемся к ранее приведенному мною тезису:
«Бытует распространенное мнение, что сам характер совместной деятельности, ради которой люди объединяются в группы разной численности, и которую они впоследствии ведут, и определяет тип поселения, которое люди создают».
Не поймите меня превратно. В данном случае я сам разделяю это мнение, но мне неизвестен тот, кто впервые его произнес или написал. Да у меня и нет устремлений – узнать это, я же не выдаю это мнение за моё собственное открытие и не претендую на бесспорное его авторство, зачем мне это.
Для меня важно, что люди сознательно объединяются для ведения какой-то совершенно конкретной, заранее им известной деятельности. Для этого они образуют самоуправляемые группы и создают совершенно определенные по типу поселения (хотя до какого-то момента истории, какого именно поговорим отдельно, этот тип был повсюду одним и тем же – село), с заранее известным единичным элементом строящегося множества – жилищем (домом на семью), совпадающим с единичным элементом множества – группа людей (семья, пусть и состоящей, первоначально, из одного или двух человек).
То есть налицо, тот же подход человека к поселению, какой был у него и к жилищу – сознательное действие. Человек действует, зная свою цель, имея четко сформированный образ того, что он собирается создать и, зная при этом, какие действия ему нужно совершить для достижения этой цели, и имея возможность спланировать эти действия. Причем не только свои собственные действия, но и действия других участников группы, которые также сознательно соглашаются их совершать, ибо имеют ту же цель.
То есть группа людей формирует себе общую цель, являющейся аналогичной и общей, как для каждого участника группы, так и для группы в целом. И таким образом, группа людей обретает способность договориться не только каждому с каждым, но всем вместе с каждым и совершить это совместное действие и создать ещё один, невиданный ранее на планете, объект окружающей среды – поселение.
В этом проявляется уже не только сознательное действие каждого человека, но сознательное действие группы людей. То есть действует не только индивидуум – Человек Сознательный, но и множество – Люди. Причем без какого-либо внешнего управляющего воздействия и не по причине страха, а ради жизни людей.
Город и горожане
Начало
Продолжим же наше повествование. Что же мы с Вами, уважаемые читатели, ещё знаем о типах человеческих поселений. Рассмотренный нами выше тип поселения: село почему-то противопоставляется другому известному нам всем типу поселения – город. Но при этом я (как думаю и многие из вас тоже), не знаем никого, кто бы внятно и логично объяснил нам и всем другим, зачем вдруг людям повсеместно потребовался создать новый тип поселения – город.
Как не знаем и той книги, где об этом было бы написано. Возможно, я просто человек малообразованный и потому этого не знаю, вполне возможно, я этого не знания не отрицаю. Но это никак не мешает мне самому попытаться разобраться в этой проблеме, выяснить это для самого себя и предложить эту свою версию вам уважаемые читатели.
Да, я конечно же знаком с монографией по истории градостроительства20 Андрея Владимировича Бунина (годы жизни: 1905 – 1977) – советского историка архитектуры, профессора Московского архитектурного института (первый том вышел ещё в 1953 году, а второй в 1972 году).
Эта работа даже отмечена Государственной премией СССР в области литературы, искусства и архитектуры за 1976 г.