Юность… она в поиске?
Надежда Эверт
Редактор Нелли Алексеевна Агафонова
Корректор А. П. Малахова
© Надежда Эверт, 2021
ISBN 978-5-0053-2155-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Книга представляет собой повествование об отношениях отца и сына. В ней заложено многоаспектное размышление автора о смысле жизни, о проблемах юности, о сложных жизненных ситуациях, о непростых отношениях отцов и детей…
Поэтическое повествование включает в себя десять глав и одиннадцать ситуативных событий, проживая которые отец и сын в дискуссионной форме ищут ответы на острые вопросы и делают значимые для себя выводы. Стихи смыслового содержания, написанные в формате многоуровневого диалога, можно использовать в организации диспутов и бесед нравственного содержания в юношеской аудитории (16+). Они отвечают психологически закономерным для данной возрастной категории романтическим устремлениям ко всему идеальному, возвышенному, к их светлым порывам. Участники диалога (отец, сын, автор) в своих суждениях и размышлениях пытаются ответить на стержневые вопросы Бытия: «Кто мы? Куда идём? Зачем?», в результате чего каждый в определённой степени приходит к осознанию этих проблем. Книга адресована учащимся и преподавателям старшей школы, студентам и кураторам средних и высших учебных заведений, родителям, всем, кто хочет познать себя, понять мир отношений и находится в постоянном поиске ценностей и смысла жизни.
Книга рекомендована к публикации Георгием Босняцким – руководителем литературного объединения «Звенигорье», членом Союза писателей России, заслуженным поэтом Московии, академиком Российской словесности, народным поэтом России.
Рецензия
на книгу Н. А. Эверт «Юность… она в поиске?»
В наших руках очередная книга Надежды Александровны Эверт. Уже само название привлекает внимание и заставляет задуматься. А действительно – ищет ли современное юношество ответы на «вечные вопросы» жизни? Априори это должно быть так, ведь именно юность – время поиска, иногда радостного, иногда мучительного. Поиска себя, своих жизненных ориентиров, своих самими открытых для себя – смыслов! Но вот вопрос: актуален ли для современных молодых людей этот поиск духовности, не меркнет ли для них эта ценность перед ценностями материальными? Мы убеждены, что настоящая Литература нужна именно для того, чтобы говорить с душой и сердцем человека, помогать ему становиться и оставаться Человеком, слышать «голос человечества в человеке».
Книга Надежды Александровны как раз из этой – драгоценной – серии. Для тех, кто задумывается над вечными вопросами бытия: «Кто я? Зачем я живу?» – это настоящий подарок. Подарок этот плохо вписывается в бешеный ритм нашей жизни. Чтобы его оценить, нужны желание и время неспешных раздумий, тонких, глубоких бесед с собою и близкими людьми.
Что, на наш взгляд, особенно ценно, так это то, что данный сборник очень поможет тем семьям, в которых понимают глубину своего родительского долга и ищут ориентиры в его выполнении. Книга отсылает нас к почти забытой традиции семейного чтения и даёт возможность организовать полилог-многоголосье, в котором будут созвучны голоса детей, родителей и самого автора. Десять глав – как десять жизненных вешек: эпизоды, события, мудрые уроки родительства, размышления самого автора – все это проникнуто глубоким смыслом. А какое содержательное, насыщенное «приложение»!
И, конечно, хотелось бы обратить внимание на слог. Уже первые строфы: «Чарует слух мне поэтичность слога. Слов кружевная вязь волнует и пленит» – отсылают нас к золотому веку русской поэзии. Этот завораживающий ритм, эти глубокие смыслы, «одетые» в соответствующие рифмы, не могут оставить равнодушным внимательного, заинтересованного читателя.
Хочется верить, что это произведение Н. А. Эверт найдёт свою аудиторию. Автору мы от души пожелаем Высокого Вдохновения, а себе – её новых книг!
Рецензент: филолог, к.п.н., доцент кафедры
педагогики Красноярского государственного
педагогического университета
им. В. П. Астафьева Л. П. Михалева
Комментарии автора
Мы живём в век новых вызовов, высокого интеллекта, значимых технических прорывов, больших достижений и оптимистических надежд. И оттого спешим и ускоряем бег ускользающего от нас быстротечного времени. Но, к сожалению, некогда подчас остановиться, обернуться назад, всмотреться в себя, вслушаться, о чём «шепчет нам листва дерев», куда манит рассвет и зовёт убегающий в бесконечную даль горизонт; прочесть большую, мудрую книгу…
Кратки наши встречи, слова, мысли. Забываем о важности соприкосновения душ, чувств, о необходимости отражения в другом своих лучших качеств (доброты, совести, ответственности), о чём напоминает и что предлагает актуализировать в себе «Полилог»1. Не ведём длинных разговоров, не размышляем. Вина всему этому – нехватка времени.
Исходя из вышесказанного, думается, что невозможно переоценить актуальность предложенного нами авторского жанра «Полилог в детско-юношеской поэзии» (многоуровневых, многоаспектных, многоголосных, многоролевых диалогов). Такой формат – в вопросно-ответной, вопросно-вопросной форме – заставит детство и юношество размышлять, задумываться о себе, о времени, о жизни.
Особенностью этого жанра является и то, что целостное поэтическое повествование разбито на небольшие смысловые части, которые включают в себя три синхронных момента: заголовок-вопрос, в строфе ответ и в конце стиха в качестве вывода – афоризм.
Представленный нами контекст жанра отличает целесообразно связанное единство поэтики слова и прозы. Проза необходима для толкования и пояснения понятий, смыслов текста и подтекста. Именно это единство в большей мере и определяет особенность жанра.
Исходя из жизненной данности сегодняшнего дня, полагаем, что «Полилог» поможет читателю, сохраняя время, вместе с персонажами искать ответ на вечные вопросы и актуализировать возможности для самоосуществления в себе человека, востребованного новым 21-м веком.
Книга «Юность… она в поиске?» представляет собой поэтическое повествование в виде путешествия отца и сына по памятным местам отца. Она написана в стиле авторского жанра «Полилог в детско-юношеской поэзии».
В ней раскрывается сущностная характеристика двух основных понятий: «Событийность» и «Уроки родительства». На протяжении всей книги, шаг за шагом, каждая строфа, согласно этому жанру, дополняется её глубинной смысловой характеристикой в виде вывода в афористичной форме (см. текст книги).
Краткая характеристика понятий
Эпизод – это реальный факт жизни, фрагмент, случай, встреча, сложившаяся жизненная ситуация. Он требует от человека проявления определённых социокультурных навыков общения (уважительности, скромности и др.). Вместе с тем необходимо добавить, что позитивность эпизода заключается в том, что он подчас либо приближает нас к чему-то важному, либо заставляет задуматься о реалиях своей жизни. Так или иначе, эпизод представляет собой своеобразный, ценностный опыт общения. Следует, однако, отметить, что не каждый факт, ситуация… могут стать событием в жизни.
Событие – это контекст реальной жизни, временной отрезок его множественных ситуативных проявлений. Оно требует от человека проявления таких нравственных характеристик, как понимание, соучастие, сопереживание, сочувствие, содействие. Не случайно в данной книге используются в качестве поэтических образов «события-символы», где раскрывается ценность поддержки, опоры, совместности дел. Таким образом, эпизод станет по-настоящему событием в жизни, если участники общения запасутся заранее этими качествами или смогут создать общими усилиями пространство событийности.
Событийность – это жизненное пространство радостного, оптимистичного проживания человека в таких реалиях, где проявляется его способность к взаимодействию, сопереживанию, соучастию, к отражению в отношениях с другими лучших своих качеств (добра, справедливости, любви, верности и др.), к соприкосновению чувств, мыслей, слов … (см. в книге стр. 16—17, 117)
Но особенность событийности заключается в том, что её необходимо простраивать, создавать с помощью целеполагания, постановки задач, использования определённых приёмов, способов общения, психологических тренингов и т. д. (например, в общении «учитель-ученик», «воспитатель-воспитанник», в семейных взаимоотношениях и т.д.).
В таком контексте любой эпизод станет настоящим событием. Общение «родителя-ребёнка», «мужа и жены» программируется их образом жизни, способом мысли, совместностью дел. Вот почему особую значимость в книге выполняют поэтические, смысло-содержательные характеристики своеобразных «Уроков родительства».
«Уроки родительства» – это драгоценный опыт общения родителей с ребёнком в течение всей жизни. Ценно в данном поэтическом повествовании «Юность… она в поиске?» является то, что осмысление «Уроков» представлено в суждениях повзрослевших детей. Пропитанные благодарностью и уважительным отношением к родителям и желанием использовать их опыт в выстраивании взаимоотношений со своими детьми, они являют собой бесценный опыт жизненной мудрости. По сути – это «уроки» для родителей в возрасте 20+. Это своеобразный гимн семье – материнству и отцовству.
В книге действуют, размышляют,
живут основные персонажи:
Отец —
профессионально талантливый человек, заботливый семьянин – семья не бедствует. Но в семейных отношениях запутался, живёт параллельно с семьёй своими интересами.
Сын —
талантливый, разносторонний юноша, успешный в делах. Но живёт постоянно с ощущением внутреннего дискомфорта – непонимания со стороны родителей и, как ему кажется, нелюбви отца.
Автор —
назначение данного персонажа, во-первых, заключается в том, что он на протяжении всего путешествия отца и сына, незримо проживая с ними все жизненные ситуации, с которыми они сталкиваются в пути, помогает читателю глубже проникнуть в смыслы происходящего, понять их чувства, переживания, складывающиеся реальные взаимоотношения и разобраться в прошлых.
Во-вторых, он берёт на себя смелость давать советы, но делает это осторожно, в вопросной форме и чаще всего через воспоминания ситуаций из своего опыта и анализ собственных ошибок. Кроме того, автор по целесообразной необходимости входит в общение через перманентные диалоги не только с ними (отцом и сыном), но и с самим собой, со своим сознанием, подсознанием, с другими участниками повествования: с природой, с миром вещей, миром людей, с Мирозданием, с прошлым и настоящим…
В-третьих, он, как бы олицетворяя внутренний мир персонажей, выражает их стремление к светлым, иногда подсознательным проявлениям своего «Я». В совместных размышлениях с ними он актуализирует внутренний голос персонажей и заставляет их и себя задуматься над вопросами: «Кто мы? Куда идём? Зачем?», осознать ценности, понять смысл и назначение жизни.
Толкователь информации —
в рамках «Полилога» призван толковать понятия, смысл подтекстов, использованных в тексте книги, в сносках, а также в характеристике названного жанра, представленной в данном комментарии автора.
Ситуация сегодняшнего дня, которая неизбежно приводит к всеобъемлющей занятости, не всегда представляет возможность для сосредоточенного чтения серьёзной литературы, для размышления над глубинными проблемами бытия. В этой связи считаем, что приём, предлагаемый «Полилогом», выраженный в оптимальном соотношении поэтики слова и пояснительной информации, весьма актуален и необходим для быстрого прочтения.
Образ толкователя текста необходим для осмысления несущих, смысло образующих или символических понятий книги – «прозрение», «опора», «поддержка», «взаимная ответственность», «нарциссизм», «полилог», «родительство»…
Особого пояснения требуют такие понятия-символы, использованные в книге, как «лампада» – символ домашнего очага, «заря» – символ прозрения, «звёздное небо» – как символ Вечности, природа как образ «альма матер» … (см. текст книги Н. Эверт, приложение книги и комментарии автора. «Полилог в детско-юношеской поэзии» (4+) / ООО «Литера-принт». – Красноярск, 2019. 80 с.)
Читатель —
как соучастник повествования, ощущая сопричастность ко всему происходящему, активно проживает все предложенные текстом ситуации и сопереживает главным персонажам.
Но при этом он свободен делать собственный выбор, независимо от мнений других участников повествования, в том числе и автора. Читатель, так же, как и все, волен задавать себе свои вопросы. Этому в полной мере способствует вопросно-вопросная форма повествования. Вступая в диалог, он может отвечать на них мысленно, а иногда оставлять их для последующего размышления.
Таково требование жанра «Полилог» (многосторонних, многоролевых диалогов) – всё подвергать сомнению, обсуждению.
Следует добавить, что автор даёт такую возможность всем участникам диалога. Чаще всего в книге нет обязательности вывода, точного ответа, и размышления нередко остаются открытыми – в виде очередного вопроса к себе, к другим. Примечательно, что в своих суждениях, казалось бы, иногда настоятельных, в качестве совета читателю, юношеству автор всегда оставляет вопрос-послесловие, к которому можно ещё не раз вернуться и который заставляет задуматься о Бытие, о Главном, о чём-то своём.
Природа —
как и другие участники путешествия, является главным персонажем поэтического повествования.
В ходе изложения текста ситуативные проявления природы постоянно напоминает нам то, о чём часто забываем в жизни: мы – дети её, а она – наша «альма матер». Природа представляет собой своеобразный образ светлости и озарения и является символом прозрения.
Назначение данного персонажа – актуализировать светлые мысли, пробуждать правду чувств человека, в которых нет фальши, лицемерия, лжи. Во всех ситуациях, вступая в многоаспектные диалоги, она помогает всем участникам пережить добрые чувства и всякий раз приходить к себе – светлому, возвышенному. Она обладает такой же эмоционально-действенной силой, как хорошая книга, раздумный фильм, завораживающая взгляд картина. От прикосновения к ней хочется стать, хоть на миг, выше, благороднее, чище.
Учитывая это обстоятельство, в повествовании каждое его событие пронизано дыханием природы. Одушевление её усиливает не только смысловую окраску текста, но и подчёркивает лиризм стиха, красоту взаимоотношений.
Заголовки строф, стихов —
их, на наш взгляд, целесообразно формулировать в виде проблемных вопросов. Полагаем, что они помогут читателю понять, о чём пойдёт речь, скорее войти в контекст и смыслы повествования и, примеряя мысленно ситуацию на себя, задуматься о своих жизненных переживаниях и проблемах.
В качестве вывода отмечаем, что в сюжете повествования заложена необходимость активного проживания главными персонажами жизненных ситуаций, изложенных в книге. В результате постоянного поиска точек соприкосновения, содействия, соучастия и бесконечных размышлений о значимости взаимоотношений отец и сын в своём путешествии проходят нелёгкий путь сближения, взаимопонимания и прозрения. Однако, чтобы прийти к этому, нужно было прожить жизненные трудности, проблемы, подчас драматические, пережить гамму чувств, о многом подумать, поразмышлять, осознать мир в себе, понять мир взаимоотношений.
Каждая проблема представляет собой отдельное звено общей цепи взаимосвязанных ситуационных проявлений. Поэтому, следуя полилогическому стилю целостного повествования книги, необходимого для последовательного его прочтения в целом, сочли возможным разбить весь текст на отдельные, проблемные фрагменты, начиная с проблемного вопроса, размышления-ответа и заканчивая выводом-афоризмом.
В таком случае, поскольку каждая строфа имеет логическую завершённость, её можно рассматривать и как самостоятельный стих, несущий в себе возможность поразмышлять над ним «здесь и сейчас» или вернуться к нему позже. А его лаконичность и убедительность в суждениях позволяют задуматься и о собственных жизненных проблемах.
Для удобства прочтения, как уже отмечалось выше, и ускоренного вхождения в текст используется его структурирование – определением заголовка в виде вопроса в каждом отдельном фрагменте целостного повествования, выделением курсивом и яркостью шрифта знаковых, несущих содержательный смысл строк, слов, выводов, понятий. Всё это предусмотрено в формате авторского жанра «Полилог».
Дорогой читатель!
Если ты вместе с персонажами книги поразмышляешь, задашь себе вопросы: «Кто Я? Куда иду? Зачем?» и бесконечные «Отчего?» и «Почему?», значит – всмотришься в себя.
Если ты, путешествуя с отцом и сыном, проживая с ними все события, вникнешь в их общение и разберёшься в причинах рассогласования взаимоотношений, значит, ты увидишь и свои проблемы, поймёшь значимость и необходимость выстраивания отношений с собой, с другими, с природой и т. д. И, быть может, осознаешь что-то очень важное, главное в своей жизни.
Поэтому советую прочесть эту книгу последовательно, от начала до конца, чтобы осмыслить процесс примирения отца и сына, их сближения и прозрения.
Желаю успехов!
АвторОт диалога и сужденья —путь к осознанию и прозреньюЧарует слух мне поэтичность слога,Когда созвучье вдохновенно, строго.Слов кружевная вязь волнует и пленит.Готов тонуть в них бесконечно, снова.Вбирать непостижимых тайн основыИ верить: в этот миг проблема отболит.Слегка коснутся струн моей души —И музыка играет.А чувство, задремавшее в тиши,В ней радость пробуждает.Ещё ценю в словах я смыслы.Глубины их нас держат на плаву.В них торжество и светлость мысли —С высот небес они сойдут.Пред ними преклоню главу,Во след им к Истине иду.Предисловие
Урок родительства 1
О событийности2
* * *Природа таинства полна,Нам открывает их она.Чудес не счесть. Они повсюду.Мы в мир вошли – свершилось чудо…И вопрошали сотни раз умы,С чего же начинались мы? —С заботы взрослых, доброты,Где мир без мрака настроенийИ их душевной теплотыИ бережных прикосновений.А сколько пониманья и терпенья,И светлой лёгкости в сужденьях…Примером добрым заряжали,В нас, личное оберегая,Поддерживали, научалиИ в отношения вплетали,Так, чтоб, себя осуществляя,Наносное учились отличать,«От плевел зёрна отделять». * * *Они не уставали говорить:«В себя поверь – учись тепло даритьВ других порывом отзывайся,Добром в их чувствах отражайся…Ты в соучастьи будешь жить —И событийной станет жизнь».Диалоги и размышления
Событие 1. «Странный сон отца»3
АвторСпешу, друзья, повествовать —О многом хочется сказать,Но чтоб понять всё до конца,Начну с признания отца.О чём тревога и печаль отца?Отец«В работе я живу, в её заботах,Я весь в проектах, цифрах и расчётах…Тревожно: времени в запасе нет —Вдруг не успею завершить проект…И только этим занят я —Заброшен дом, моя семья.Вот, видно, тяжесть отчего,И камнем на душу легло.А, может, больше оттого,Что не понять, куда несло…Устал. Так редко отдыхаю.Обдумывая это, засыпаю.Уснул и вижу странный сон:4О чём хотел сказать мне он?По незнакомой улице идуСтараюсь всё осмыслить на ходу…В лицо колючий ветер дул…Безлюдно. Но откуда ж этот гул?Быть может, за фасадом шумно?Иду, но трудно мне безумно…Куда идти? – замкнулся круг.Заворожённо я смотрю вокруг:Но восхищает стройный рядДомов, деревьев и оград,Газонов сказочный нарядИ фонарей блестящий взгляд…Чарует праздничный фасад.Пленит красой и новизной ландшафт…Я на иной планете? Космонавт?А голоса всё шепчут: «Посмотри,Увидишь, что находится внутри.Там стены в блеске – залы обжиты́…Какой декор – он дивной красоты».Но внутрь меня никто не пригласил.Из любопытства сам зайти решил.Вхожу я осторожно и с испугом.Что вижу? – Зал. В нём множество дверей.Он полон странных звуков и людей.Все в масках вычурных – идут по кругу.И говорят, не слушая друг друга.Зачем безжалостно мы гонимсовесть свою прочь?Поодаль женщина сидит,Не молодая, видно, уж на вид.Бледна лицом, в глазах печаль.Болезненный, но светлый лик.Мне бесконечно её жаль,Я к ней сочувствием проник.И спрашиваю: «Вы больны?И почему от них отдалены?»Ответила: «Как вы добры! —К чему мне блеск их мишуры».И с горечью уж говорит:«Я не больна.Не я больна.Душа моя о них болит.Они покинули меня —Вот отчего страдаю я,Но нет обид – в себе их не ношу.Я Совесть их – вернуть меня прошу.Терплю. По-прежнему молю, любя:Всмотритесь, вслушайтесь в себя»…Что прячем за фасадом?5Вдруг стены, словно пенопласт,Со скрипом развалились враз,Как домик карточный, как домино.Что это? Здесь снимается кино?Глазами я ищу – спросить кого?Вот что осталось только от него:Рояль расстроенный стоит в углу.И зеркало – в осколках на полу.Бегу от ужаса. Зачем, куда?Не понимаю – вот беда…Мне страшно, может, это неспроста,В других домах всё та же пустота,Мираж и бутафория одна…Изнанка жизни в них видна.Тревогу я в себе борюОглядываюсь и смотрю:На той же улице стою,Но я её не узнаю:В ней нет уж прежней красоты —Фонарь нелепыйДо боли слепит.Поблекли все цветы, кусты.И удушает запах горький…Куда идти, куда спешить?Зачем? – да некого спросить.Вдруг вижу я, что на пригоркеДом старенький бревенчатый стоит.В нём свет, очаг, лампадка там горит…Стоят в раздумье у крыльца:Старик – похожий на отца.И юноша – на сына моего.Хотят подладить, обновить его.Но нет уж сил у старика,А молодой не знает как…Меж ними третий, вижу, проскочил.Чей силуэт? – лица не различил…Проснулся с ощущением тревоги.Всего один вопрос меня сверлил:«Кто этот третий был там, на дороге?»…Подумал: «Как устал. Всё – нет уж сил».На этот день все планы отменил…И неожиданно сказал я: «Сын,А не махнуть ли нам вдвоёмНа наш забытый водоём»?В село, что затерялось средь долин,Где небо высоко и солнце по утрам…Где ждали нас и рады были нам.Мелькнуло: наконец и отдохну.Глоток покоя, тишины вдохну…Всё, решено – уже в пути:В машине снасти – мы «летим».АвторДа, ёмкий символ – сон.А сколько правды, друг мой, в нём!Мы за фасадом прячем иногдаИ отношенья, и дела, и души…Но, к сожаленью, – вот беда:Порою совесть свою глушим,Уж не боимся и стыда.За маской лжи и пустоты фасадаНапрасно ищем мы и ждём отрады.Тот правдой жизни дышит,Кто совесть свою слышит. * * *Слова и мысли в нас низки…Сквозь шум, что давит на виски,Сквозь виртуальность, груз страстей,Игр, пустословия речейПробиться как, чтоб донестиДо глуби нашей совестиНикчёмность фарса и затейИ чтоб помочь увидеть ей,Порывы зла и их унять —Вглядись в себя, чтоб всё понять.