Глава I
Воспоминание о детстве,
Об ушедшем времени.
Урок родительства 2
Событие 2. «Воспоминание о матери»6
Когда нам нечего сказать друг другу?ОтецМолчим. Сковало напряженье:Друг другу нечего сказать.Непониманье в отношеньях…Ищу слова – с чего начать?Торопим время, быстро мчимсяТуда, где радость встреч нас ждёт…Добраться к вечеру стремимсяВот уж знакомый поворот —Здесь всё мне дорого и близко,Здесь детства моего прописка…АвторО чём молчат и думают они?Уводят мысли их в какие дни?И что хотят увидеть там, вдали?И красоту картины видят ли? —Поляны, речка, поля гладь,Деревьев стройных мощь и стать…Остановил заворожённый взгляд —А память увела меня назад:Мы с мамой едем, а куда – не знаю.
Казалось мне, что путь наш долгий.
Уж не встречались нам посёлки.
И ширь полей от края и до края
Кружила, нас сопровождая.
Кусты мелькали, лес, пригорки.Порой дурманил запах горький.Скрипел так жалобно обоз.Мне было жаль его до слёз…Цветным фонариком мелькая,Манила ягода лесная.Бежали вслед нам облакаУже немало вёрст…Там мама – совсем молодая,Мне предлагала молокаИ ягод красных горсть.Урок родительства 27
О долге матери, отца: вскормить, вспоить, принять ребёнка таким, как есть; ввести его в отношения
Должны ли мы родителям?Скажи. И чем обязаны мы им?Давай, мой друг, поговоримОб отношении к родным.Слова великие – отец и мать.Спеши «люблю» им, наконец, сказать.Обиды позабыть, простить…Судьбу за всё благодарить:Что были рядом; есть они —Тепло их рук и слов храни.За то, что безусловно, в тот же час,С любовью приняли, согрели нас —Таких, как были мы и есть,Как Высший дар – сочли за честь.Да разве надо ль говорить,За что нам их благодарить?Нет спора – все об этом знают.Одно лишь только поражает:Когда, какие силыОни в себе взрастили,Ребёнка чтоб родить,И спеленать, вскормить,И в значимых других поверить,Чтоб им своё дитя доверить?И осознать, что он «отдельный»:В нём слитно всё – и что он цельный.Он – Человек, и сын, и брат, и внук.А в будущем – он чей-то муж и друг.И в жизни – он партнёр хороший,А где-то просто он прохожий…С чего же начинались мы? —С заботы взрослых, доброты…Чтобы наносное смогли бы смытьИ в жизни избежали б пустоты,Вводили нас родители —Опора и спасители —Любовью, словом, настроениемИ лёгким их прикосновением —В мир радости, события,Встреч знаковых, открытия…За их любовь, долготерпениеКак хочется сказать от всех имён:«Примите наш признательный поклон»!И принести букет цветовИз тёплых благодарных слов.Глава II
Диалог об отношениях к людям.
Размышления автора
Событие 3. «Дорожное происшествие»8
Легко бежит машина.Шуршат чуть слышно шины…Вот позади цепочка деревень,И к вечеру приблизился уж день…Молчанье тягостно, невмоготу.Тревожность чтобы отмахнуть,И, наконец, заполнить пустоту,Отец нарушил тишину.Какой след оставляет детство в нас?ОтецЗнакомы с детства эти мне места.Они зовут и манят неспроста —Как было всё в нём радостно, беспечно.Как жаль, что на Земле ничто не вечно…Да, детство – в прошлое оконце.Оно – родник и наше солнце.К нам в памяти не раз вернётсяИ светлой грустью отзовётся…Печально, не вернёшь его назад.Ушла пора, где время медленно течёт,Но согревает детства тёплый взгляд —Всему открыты мы, доверчивы ещё…Зачем зовут и манят прежние места?Волнуюсь я немного —Не узнаю дорогу.Тревога, видно, неспроста:Найду ли прежние места?Но набираюсь я терпеньяИ отгоняю все сомненья.Мы едем – деться некуда.Жмёт время – думать некогда.Просёлочной дорогой дальше путь.Мотор напрягся – а куда ж свернуть?Заглох совсем. Машину б подтолкнуть…Толкает сын – не получилось.Успеха так и не случилось…СынНадолго, видно, – вот потеха…ОтецДавай ещё – тут не до смеха.Ну, что стоишь? Вот неумеха!Увидел и почувствовал протест —В его глазах холодный блеск…Через минуту пожалел:Кричать я права не имел.Зачем опять сорвался?Сын помогал, старался…Всем отношеньям можно ль доверять?СынСмотри, туристы, кажется, идут.Они подскажут нам дорогу,Тогда и выверим мы свой маршрут.Машину подтолкнуть помогут.Давай их позовём, поговорим…Отец«Подумаем. Да нет, повременим.И надо ли – не знаю, —Ему я отвечаю, —Знай, люди разные бывают.Я не всегда всем доверяю».«Ну, зря, отец, – не волки же, не псы», —Парирует решительно мне сын.Да не волков бояться надо,А тех, кто в волчьей шкуре рядом.И предложил: «Качнём ещё хоть раз».Но нет – машину засосало в грязь.Завязла в глине – случай редкий.Навряд ли здесь помогут ветки.Что делать? Сомневаюсь, опасаюсь,Но помощь всё ж нужна – я соглашаюсь.Все дружно разом налегли —Машину сдвинуть помогли.Мы их благодарим…Дорогу верную нашли.В пути опять – спешим.Светло и радостно молчим.Цель ближе – дальше мчим!Что значат наши отношения?В чём сила их?Да, сила велика у отношений.Они нам в помощь, в жизни подкрепленье.Но все к чему нам принимать,Скажи, зачем не добрым доверять?А если в них обман и всё за деньги?Как часто попадал я в переделки:Не раз был обожжён предательством,Обманом, ложным обязательством…Страдал, старался отойти от них —Немало лжи в делах людских…Но иногда я, к сожалению,Не придавал словам значения,Не тем и отношенья измерял.И ложной дружбе доверял…Сам падал в пропасть лицемерия.Я прятался под маской мненийВ пучине фальши отношений…АвторДа, отношения правят миром.Так есть – подчёркнуто пунктиром…Они – оплот, они всесильны:А если так? Всё нам посильно…Но сколько мнений, домыслов людских?Что нам они? Какие смыслы в них?И надо ли делить их на двоих?Я жизнью все ответы утвердил —И для себя давно уже решил:В них словно в зеркало всмотрись —Пойми «Кто ты?», с собою разберисьИ с правдой в них войди, не оступись…Но если в отношеньях нет альтернативы,В них надо жить и быть миролюбивым.А для меня что отношенья? – жизнь.В них я учусь любить, творить, дружитьИ с верой в лучшее, с надеждой жить…Всегда ли помним бабушкин наказ?Мне в детстве бабушка так говорила,Слова со мной – мне смыслы их открыла:Живём мы в разноцветьях отношений,В узорном таинстве их и сплетений…Они прозрачны, тоньше паутинки —Я бережно хожу – ищу тропинки.Пусть множество бытует мнений,Прими слова, друг, без сомнений:Какой смысл в отношениях твоих,Коль не познáешь ты природы их?Легко рвут нити отношенийИ вздорный тон, и лживость мнений,Зависимость от настроений…Порою жёсткость наших словНесёт в бездушье катастроф —Заглавные в природе отношения:Духовность и культура поведения.Эпизод
(Воспоминания автора)
Как долго помним мыфизическую боль? А боль души?Болел я много раз,Мучительно подчас.Но время ли, врачи лиНедуги излечили…Физически забыл я боль.И не тревожит мой покойУж память раны затяжной —Включил давно самоконтроль…Но друг однажды словом ранил,Так больно было – ныли раны.Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Смотри в данной книге стр. 147—149 и в книге Н. Эверт «Полилог в детско-юношеской поэзии» (4+) / ООО «Литера-принт» – 2019.
2
См. Введение книги – с. 16—17, 94; Приложение книги – с. 150— 151.
3
Событие «Странный сон» – это символ подсознательной тревоги отца, беспокойство и непонимание того, что происходит в семейных отношениях. Полнее об этом см. с. 163—167.
4
Понятие «символ» е рассматривается с позиции эзотерики, а как художественный приём в связи с понятием «событие».
См. о символах – с. 149—150; о событиях – с. 16—17, 94.
5
Фасад в данном контексте рассматривается как нарочитое приукрашивание чего-либо. За внешней красивостью, этикеткой может скрываться пагубность содержимого; ложь, лицемерие, фальшь в отношениях, душевная пустота… См. с. 24—25: «Рояль» – это символ саморегуляции, центрации и настроенности на что либо, а «Зеркало» – это символ эмпатии, образ эмоций и чувств человека.
6
Событие «Воспоминание о матери» – это символ детства. См. подробнее в данном тексте главы и в «Приложении» – с. 151.
7
Родительство – это системообразующее пространство совместного проживания родителей с детьми в условиях ответственности и поддержки со стороны родителей.
См. в тексте книги весь перечень «Уроков родительства» и в «Приложении» с. 144—145.
8
Событие «Дорожное происшествие» олицетворяет собой сложный жизненный путь выстраивания отношений, связанных с необходимостью осознания и прозрения. См. текст данной главы и «Приложение» с. 151—152.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги