«Довеском» в пользу того, что в рассказе Платона речь идёт именно о Босфоре, а не Гибралтаре, является конфигурация указанных проливов. Платон приводит описание моря по эту сторону от пролива, напротив которого располагалась Атлантида: "Море по эту сторону упомянутого пролива являет собой всего лишь бухту с неким узким проходом в нее". Широкий Гибралтарский пролив явно не подходит под указанное определение, оно более похоже на Мраморное море и Дарданеллы.
Диодор Сицилийский рассказывает о войнах атлантов с амазонками, которые обитали вблизи Северного Кавказа. Амазонки считаются предками сарматов, которые в «Книге Белеса» именуется русколанами. Диодор Сицилийский указывал, что атланты жили рядом с фригийцами (предками болгар). Вспомним географию: где могла находиться Атлантида, если её жители – по мнению Диодора Сицилийского – соседствовали с фригийцами и амазонками? На севере от Египта, а не на Западе! На земле скифов (руссов)…
Именно об этом говорил древнегреческий историк Креонтий из Фив, он считал, что Атлантида располагалась далеко на севере – в стране скифов, на их великой реке, в том месте, где она течёт по кругу…
Следы ведут на Волгу
Если искать такое место, то как никакое другое подходит сему Самарская Лука. Именно здесь Волга «течёт по кругу» – почти по кругу, описывая не совсем замкнутую окружность, обтекая Жигули и Заповедник. Больше такого нигде нет, даже искать бесполезно. Неужели именно здесь и существовала легендарная Атлантида? Трудно в такое поверить. И есть ли какие ещё доказательства подобного предположения?..
Давно в здешних местах говорят об ушедшем на дно Волги волшебном городе. В начале двадцатого века историк Н.Степной записал легенду о нём: "Мирный город подвижный, странствующий город, в котором скрываются и который скрывается… И когда встает над Волгой солнце, видны над рекой дворцы и стены Мирного города. И стоит он по-старому, и ждёт, когда богатства его людям понадобятся…" Подобные миражи весьма нередки в Жигулях, рассказов о них записано немало.
Возможно, истоками легенд о когда-то существовавшем городе на территории Самарской Луки послужили реальные древние развалины, они, по сообщению академика И.Фалька, существовали здесь ещё в 1824 году. Им указано, что «город имеет ярко выраженную кольцевую планировку». Этот признак косвенно указывает на Атлантиду, столица атлантов имела именно такую структуру.
Некоторые туристы рассказывают, что в Жигулях им являлось видение монументального загадочного храма с внушительном куполом. Рядом с ним находились два источника с различной по составу и температуре водой. Это снова заставляет вспомнить Платона: у главного храм атлантов имелись два источника Посейдона; один с теплой, другой с холодной водой.
Некоторые самарские исследователи пытаются связать легенды о Мирном городе с Асградом, предполагая что в Жигулях сохранилась легендарная столица древних Асов – Асград, о котором рассказывают саги скандинавов.
Дела давно минувших дней
Ряд преданий, относящихся к временам Атлантиды, содержат русские (славянские) ведические предания. По ним выходит, что земли Руси когда-то были одной из Атлантид. Правителями её называют Святогора и его жену Пленку. В «Святорусских Ведах» Святогор, как и Атлант, обратился в каменную гору, подпирающую небо. Гибель царства Атлантов относят к IX тысячелетию до нашей эры. Их культуру позаимствовали другие народы, в первую очередь – гиперборейцы, которые первоначально жили далеко за Северных кругом.
Ещё одним косвенным свидетельством в пользу Самарской Атлантиды может служить деятельность "Великой Российской ложи Розенкрейцеров", она в 1784 году приняла секретную программу "Пансион графа Генрикова", цель которой было достижение Атлантиды и создание атлантического человечества на территории России. Она в определённоё степени продолжалась в 1822-1834 гг. Российским Министерством Внутренних Дел (исследования проблем Атлантиды). Ими проявлялся интерес именно к Самарской губернии, Жигулям.
Иные утверждают, что некогда в Жигулевских горах существовал вулкан. Находятся те, кто, якобы, видел все его признаки: кольцеобразный вал, окружающий довольно большое и крутое "жерло", следы оплавления. Вздыбленный грунт. Внутри обугленные стволы мертвых деревьев. Но специалисты категорически утверждают, что Жигули – не вулканические горы, и тектонические процессы здесь в принципе невозможны.
Тогда что же это такое? Возможно, тут произошёл очень сильный взрыв, таковые иногда в данном месте происходят. Наибольшую известность получил взрыв в 1931 году на Поповой горе или в её недрах. Правда, по сей день нет данных – природный или рукотворный взрыв?..
На западной части Самарской Луки вблизи села Жигули имеются гигантские кольца, которые видны лишь с птичьего полёта, и не самого низкого. Помните, главный город Атлантиды имел концентрическую форму? Природа указанных окружностей по-настоящему не изучалась, мнения сильно разнятся: от следов деятельности мелиораторов до наследия працивилизации. Здесь обнаружили грандиозное святилище солнце- и лунопоклонников, по размерам оно самое большое из ему подобных, найденных в России (около Новгорода, Смоленска, Пскова).
Совсем недавно мне попался малоизвестный труд арабского историка девятого века Акбайи аль-Утакша. Он записал предание о царе русов Ат-Тлане, который жил на большом острове, расположенном у правого берега реки Ра, на равном расстоянии от её истока и устья. Велик и славен был Ат-Тлан, ему платили дань 77 владык сопредельных государств. Его необоримому могуществу и богатству завидовали не только земные владыки, но даже и боги. Они погубили как самого царя, так и его царство. С той поры в тех местностях иные путники видят его столицу, но она открывается неожиданно, ненадолго и тут же исчезает.
И после этого мне подумалось: а может быть, Атлантида действительно находилась на Волге, в Самарской Луке? Теперь уже мне эта гипотеза кажется не менее убедительнее, чем все остальные.
Кто-то заметит, что Самарская Лука вовсе не является островом, как Атлантида, описанная Платоном. Да и Акбайя аль-Утакш тоже говорит об острове. Но Самарская Лука по сути является полуостровов, а в прошлом могла быть таковым. А с Платоном дело обстоит куда интереснее: он в диалогах ни разу не назвал атлантов жителями острова (?!), а неизменно говорит о них как о жителях равнины. В остров же Атлантида превратилась в результате многочисленных пересказов-переводов первоисточника. Вот так!..
Окаменевшая богохульница
Это одно из самых удивительных чудес минувшего века. Оно произошло в ночь на 1 января 1956 года в Самаре (тогда – Куйбышев). Людская молва тут же разнесла весть об окаменевшей девушке по всему городу, а затем и стране. Сотни и тысячи людей, узнав о ней, побросали свои дела и устремились на улицу Валерия Чкалова к маленькому частному домику, чтобы самим воочию увидеть это страшное и небывалое зрелище. Но милиция никого не пускала в него, конное оцепление даже не позволяло близко приблизиться.
Танец с иконой
Типичный деревянный дом старой Самары, с тремя окнами и покатой крышей, носящий № 84, на улице В. Чкалова с тех пор стал, пожалуй, самым известным не только в Самаре, но и далеко за её пределами.
В квартире № 5 (таков адрес отдельно стоящего домика) продавщица пива Клавдия Петровна Болонкина устроила у себя новогоднюю вечеринку. Собралось человек десять молодёжи, в числе приглашённых оказалась и соседская семнадцатилетняя девушка Зоя Карнаухова, работница местного завода имени Масленникова…
После принятия горячительных напитков и приобретения соответствующего настроения, поставили пластинку и пошли танцевать. У Зои же не явился кавалер по имени Николай. Время шло, молодёжь под весёлую музыку кружила парами, а её дружка всё не было и не было. И тогда подвыпившая Зоя, которая, по свидетельствам очевидцев, даже в трезвом виде была натурой довольно бойкой и бесшабашной, неожиданно для всех выхватила из переднего угла икону Николая Чудотворца и закружилась с ней в танце. При этом девушка смеялась и кощунственно кричала: «Раз мой Коля не пришёл, то спляшу со святым Николаем!» Её не остановили даже предостережения подруг и хозяйки квартиры. На все их уговоры не допускать богохульства, Зоя отвечала: «Если Бог есть, то пусть он меня покарает!»
Но только Зоя с иконой проделала круг, как блеснула молния, следом загрохотал раскат, пол затрясся. Танцующих разметало, раскидало по сторонам. А девушка с иконой в руках осталась стоять совершенно неподвижно, глаза её остекленели. В ужасе молодёжь бросилась вон из страшной квартиры…
Когда через несколько минут всё успокоилось и самые смелые вернулись обратно, то их взору предстала невероятное зрелище: посреди комнаты всё с той же иконой стояла недвижимой статуей богохульница Зоя. На первый взгляд вроде бы живая, но словно окаменевшая, напоминая собой изваяние искуснейшего мастера, а ноги её будто приросли к полу. Бледное, как свеча, лицо застывшей богохульницы выглядело жутко…
Вызвали бригаду «скорой помощи». Однако врачи оказалась бессильными: сколько они ни пытались сделать Зое укол, иглы шприца так и не смогли проткнуть её кожу – только гнулись или ломались. Медики видели, что девушка живая: она дышала, на её руках прощупывался пульс, а под «окаменевшей» кожей холодного, как мрамор, тела билось сердце.
По одной из версий, «живую статую» сдвинуть с места так и не смогли: она словно бы вросла в половицы, и тогда решили её вырубить вместе с досками из пола и увезти из дома в больницу. Но как только ударили топором по половице, произошло ещё одно страшное чудо: из-под стального острия вдруг брызнула живая человеческая кровь! Тогда Зою оставили стоять в этом доме, но усилили охрану, чтобы никто из пришедших людей не увидел окаменевшую Зою.
Некоторые утверждают, что «стояние» Зои продолжалось не более суток, после чего вокруг неё специальным инструментом удалось-таки вырезать квадрат из пола, и в таком виде, вместе с кусками досок половиц, «живую статую» отправили в психиатрическую лечебницу (вариант – в спецучреждение КГБ). Там через несколько недель Зоя всё-таки пришла в себя, но так и осталась психически ущербной, почему и была вынуждена много лет жить только под наблюдением врачей. Но вполне возможно, что под таким предлогом её сознательно удерживали под надзором…
Чудо окаменевшей девушки
По самой распространённой версии, Зоя простояла совершенно неподвижно 4 месяца (128 дней), до самой Пасхи, которая в том году пришлась на 6 мая по новому стилю. Тогда к дому, давно уже закрытому для посетителей, пришёл благообразный старец и попросил допустить его к окаменевшей девушке. Непостижимым образом дежурные милиционеры не отказали ему и, вопреки строжайшему приказу, позволили пройти внутрь. Охрана слышала, как он ласково сказал девушке: «Ну что, устала стоять?»
Сколько он там пробыл и что ещё сказал – неизвестно. Когда же спохватились, посмотрели, то оказалось, что в комнате никого нет, кроме мрачной, холодной фигуры Зои. И в это самое время она вдруг ожила. На вопрос, где старец и куда ушёл он, девушка ответила: «В передний угол» и указала на икону Святителя Николая…
На вопрос, кто же её кормил в течение всего времени, она ответила, что её кормили голуби.
После этого она стала взывать громким и страшным голосом: «Молитесь, люди, во грехах погибаем! Страшно, земля горит! Молитесь, молитесь, кресты надевайте, в крестах ходите, гибнет земля, качается, как колыбель…»
Всё случившееся поразило живущих в городе и окрестностях, небо оказалось гораздо ближе, чем иные думали в то богоборческое время. Многие насильно загнанные в атеизм опомнились, поспешили в церковь: некрещёные поспешно крестились, не носившие нательных крестов – стали их покупать, крестиков даже недоставало всем желающим. Со страхом и слезами молился народ о прощении грехов, повторяя слова Зои: «Страшно, земля горит, в грехах погибаем. Люди в беззакониях гибнут. Молитесь!».
Небывалое событие оставило «след» и в бывшем партийном областном архиве. Первый секретарь обкома КПСС М.Т. Ефремов отреагировал на чудо в привычном стиле воинствующих безбожников тех времён. В стенограмме 13-й Куйбышевской областной партийной конференции, которая состоялась 20 января 1956 года, записано: «Записок по этому поводу пришло штук двадцать. Да, произошло такое явление, позорное для нас, коммунистов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодёжь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. Начал собираться народ потому, что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и ещё кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост. А где милиция, туда и глаза. Мало оказалось патрульных – выставили ещё и конную милицию. А народ – раз так, все туда… Некоторые додумались даже до того, что предложили послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Бюро обкома порекомендовало бюро горкома виновников строго наказать, а товарищу Страхову (редактор газеты обкома КПСС «Волжская коммуна»)» дать разъясняющий материал в газету в виде фельетона».
Действительно, «разоблачающая» чудо статья «Дикий случай» появилась в «Волжской коммуне» 24 января 1956 года. Тогда действовал принцип: «Партия сказала «надо» – народ отвечает «будет!» Пришлось подневольной прессе исполнять приказ партийного бонзы и врать, совершая немалый грех, нарушая заповедь «не лги».
Дальнейшая судьба Зои, как и иконы, с которой она стояла, неизвестна. Были высланы из города все участники той вечеринки, их следы затерялись. Советские власти постарались сделать всё, чтобы убедить людей: ничего не было, ну совсем ничего! От слова совсем. Однако им мало кто поверил. Богоборцы начали настоящую войну против Православия: если в 1954 году в Куйбышеве было прочитано 832 атеистических лекции, то за лишь первый квартал 1956-го свыше 2 000. Но пока лекторы мотались по заводским и сельским клубам, меля своими лживыми языками, народ валом валил в сохранившиеся храмы.
Советская печать не смогла умолчать об этом происшествии: отвечая на письма в редакцию, некий ученый подтвердил, что, действительно, событие с Зоей не выдумка, однако представляет собой случай столбняка, еще не известный науке. Однако «эрудит» умолчал о том, что, во-первых, при столбняке не бывает такой каменной жесткости и врачи всегда могут сделать укол больному; а во-вторых, при столбняке можно переносить больного с места на место и он лежит, а ведь Зоя стояла, и стояла столько, сколько не по силам простоять даже здоровому человеку, и притом её не могли сдвинуть с места; и, в-третьих, столбняк сам по себе не обращает человека к Богу и не дает откровений свыше, а после случая с богохульницей не только тысячи человек обратились к Богу, но и Веру свою явили делами: крестились и стали жить по-христиански. Ясно, что не столбняк был тому причиной…
Истину могли бы открыть архивные материалы о «стоянии Зои», хранившиеся под грифом «секретно», но они были утрачены во время известного разрушительного и жуткого пожара 10 февраля 1999 года в здании самарского МВД.
Воспоминания и свидетельства
Об окаменевшей девушке я слышу с детства. Правда, никто из моих родственников и знакомых лично не видел её: они слышали от тех, кто услышал от тех, кто слышал от… и т.д. и т.п. Значительно позже прочитал не один десяток публикаций на эту тему…
В квартиру, где произошло чудо (это отдельный домик во дворе за стальными голубыми воротами), я не попал, как ни пытался. Опрашивал соседей, но ничего нового не узнал. Иные вообще ничего не слышали о чуде с окаменевшей богохульницей – поистине, нет пророков в своём Отечестве! Другие же с упреком говорили, что раньше нужно было корреспондентам приходить, когда девушка стояла с иконой. Третьи же сами не видели Зою, не дали им такой возможности: «Не подпускали даже близко нас к дому! Милиции столько нагнали, ужасть! А раз так, то, значит, что-то там было!..»
В книге Р. Богомоловой «Возвещайте чудеса его» прочитал следующее:
«…Чудо с Зоей настолько поразило жителей города и области, что к церкви потянулись толпы народа. Для желающих крестится у священников не хватало нательных крестиков…
Вспоминает староста Вознесенского собора г. Самары (бывшего Куйбышева) Андрей Андреевич Савин: «Был я в то время секретарем епархиального управления. Звонит нашему епископу уполномоченный по делам религий Алексеев и говорит: «Надо в храме с амвона объявить народу, что на Чкаловской ничего не произошло». В ответ епископ попросил пропустить в квартиру Зои настоятеля Покровского собора, чтобы он убедился во всем сам. Уполномоченный сказал: «Я перезвоню через два часа». А позвонил только через два дня и сообщил, что в наших услугах не нуждается. А толпе показывали маленькую пустую комнату и говорили: «Вот видите, там никого нет». Люди просили показать большую комнату. «Да у них там вещи свалены, нечего смотреть», – уверяли представители власти. Заглянуть туда никому не позволяли.
Пенсионерка Анна Ивановна Федотова рассказала корреспонденту: «В те дни возле дома Зои я была дважды. Приезжала издалека. Но дом был окружен милицией. И тогда я решила расспросить обо всём какого-нибудь милиционера из охраны. Вскоре один из них, совсем молоденький, вышел из калитки. Я пошла за ним, остановила его: «Скажите, правда, что Зоя стоит?» Он ответил: «Ты спрашиваешь в точности, как моя жена. Но я ничего не скажу, а лучше смотри сама…» Он снял с головы фуражку и показал совершенно седые волосы: «Видишь?! Это вернее слов. Ведь мы все давали подписку, нам запрещено рассказывать об этом… Но если бы ты только знала, как страшно мне было смотреть на эту застывшую девушку!»
Настоятель Софийской церкви в Самаре священник Виталий Калашников сообщил: «Анна Павловна Калашникова – тетка моей матери – в 1956 году работала в Куйбышеве врачом «Скорой помощи». В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: «Вы тут спите, а город уже давно на ногах!» И рассказала об окаменевшей девушке. А ещё она призналась (хотя и давала подписку), что сейчас была в том доме по вызову. Видела застывшую Зою. Видела икону Святителя Николая у нее в руках. Пыталась сделать несчастной укол, но иглы гнулись, ломались, и потому сделать укол не удалось. Все были потрясены её рассказом…
Анна Павловна Калашникова проработала на «Скорой» врачом потом ещё много лет. Умерла в 1996 году. Я успел пособоровать её незадолго до смерти. Сейчас ещё живы многие из тех, кому она в тот самый первый день рассказала о случившемся».
Главный редактор известной в Самаре православной газеты «Благовест» Антон Жоголев в разгар «перестройки» пытался расследовать этот случай. Вот что он вспоминает:
– Однажды в редакцию к нам позвонила женщина и назвалась дальней родственницей той самой Зои. Рассказала, что после своего стояния Зоя надолго попала в психушку, где ей сменили имя и фамилию. А сейчас она-де живет в поселке Кинель Самарской области, взаперти и под строжайшим надзором родственников. Я приехал в Кинель по данному адресу, но строгие люди меня и на порог не пустили, заявив, что их больная родственница к самарскому чуду отношения не имеет. Удалось лишь узнать, что запертая женщина действительно с 1956 года долго лечилась в закрытой психбольнице…
Другие участники вечеринки, по следствию А. Жоголева, все разъехались почему-то далеко за Урал по комсомольским и прочим путевкам. Не странно ли?..
Об этом Антон Жоголев написал в своей статье, которая увидела свет в газете «Волжский комсомолец» в 1989 году. Её я прочитал. Как и статью Людмилы Белкиной «Чудо, о котором нельзя забыть» в самарской газете «Благовест» (№ 23 – 04). Позволю себе взять цитату оттуда:
«…Где же стояла Зоя? Может быть, осталось что-то, напоминающее об этом чуде? Николай по нашей просьбе убрал с пола старенький ковёр, и мы увидели, что весь пол в комнате из широких (сантиметров двадцать) старинных крашеных досок, как делали в 50-е годы. Но сразу бросилось в глаза, что в одном месте кусочек пола выпилен и широкие доски заменены другими, более новыми, сантиметров 12 шириной. Известно, что окаменевшую Зою не могли сдвинуть с места, она словно бы приросла к половицам, и тогда решили её вырубить вместе с досками из пола и увезти из дом в больницу. Но как только ударили топором по половице, произошло ещё одно страшное чудо: из-под острия вдруг брызнула живая человеческая кровь! Тогда Зою оставили стоять в этом доме, но усилили охрану, чтобы никто из пришедших на весть о чуде не увидел окаменевшую Зою».
Имеются свидетельства очевидцев, что кусочек пола действительно был выпилен и широкие доски заменены другими, более новыми, сантиметров двенадцать шириной. Это подтверждает версию о том, что «живую статую» увезли, предварительно выпилив половицы, к которым она приросла…
Об этом рассказал, побывав в доме № 84 на улице Чкалова, и журналист А. Семёнов, в газете «Пульс Поволжья» (30.09.99 г.):
«Хозяева квартиры ему показали вырубленный в полу квадрат».
Значит, это факт: квадрат пола вырубался! Далее журналист сообщил:
«Общался я и с тогдашними руководителями ленинского РОВД. Они рассказали мне, что во время тех событий занимались лишь охраной двора того дома. Сам же дом охранялся сотрудниками госбезопасности. Милиции вход туда был воспрещён».
Читал, слышал и видел иные материалы, но сомнения у меня всё же оставались. От них избавился только после того, как я узнал, что в ноябре 2004 года по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия и по инициативе редакции газеты «Благовест» был отслужен водосвятный молебен с акафистом Святителю Николаю в той квартире, где Николай Чудотворец явил своё чудо. Молебен служил настоятель Крестовоздвиженского храма города Самары иерей Олег Китов, ему сослужили настоятель храма Николая Чудотворца, благочинный г. Самары иерей Анатолий Урсув и клирик Кирилло-Мефодиевского храма, член редакционного совета газеты «Благовест» иерей Сергий Гусельников.
Не всякий понимает значение подобного действа: оно означает фактически официальное признание чуда Церковью, которая очень осторожна в подобных делах. Не семь, а семьдесят семь раз ею всё отмеряется, прежде чем выносится решение. Знаю многие другие свидетельства православных священников в пользу истинности наказания богохульницы. Значит, всё это действительно произошло на самом деле.
В Самарской епархии была создана специальная комиссия, призванная собрать материальные свидетельства чуда «стояния Зои» и увековечить память о нём. В результате 22 мая 2012 года был сооружён памятник в честь этого события: бронзовая фигура Святителя Николая Чудотворца в человеческий рост под золоченым куполом. На прикреплённой табличке сказано, что установлен он в память того чуда, которое произошло в январе 1956 года. Некоторые считают, что допущена ошибка: сам Святой явился в апреле, в день Благовещенья, а не в январе. Но ведь им явлена Высшая Сила именно в январе, когда грешница танцевала с его иконой.
(Кстати, изготовлен памятник на частные пожертвования.)
В торжественной церемонии открытия памятника принял участие митрополит Самарский и Сызранский Сергий, бывший глава города Виктор Тархов (при нём было выдано разрешение на установку памятника), депутат Дмитрий Сивиркин. Стоит памятник у ворот дома № 84 на улице В. Чкалова, многие думают, что чудо стояния явлено именно в нём, но сие не так. Всё происходило в маленьком домике за ним, на снимках он почти не виден, разве что его угол заметен. Официально он носит указанный номер 84, но с добавлением буковки «а». В нём и располагалась знаменитая квартира № 5…
Пожар унёс тайны…
Уже в нулевые годы этот дом (квартира) оказался под угрозой исчезновения. Администрация города выделила земельный участок строительной компании под застройку: на месте явления Николая-Чудотворца власти захотели построить гаражи, хотя знали, что уже свыше полувека приезжают поклониться чудодейственному месту многие тысячи паломников со всей страны. Против сноса известного на всю Россию дома, где прошло стояние Зои, протестовало немало горожан, но их никто не слушал. Власти усиленно опровергали слухи о сносе дома и заверяли, что ищут оптимальное решение с учётом мнения народа. Глухи оказались чиновники и к просьбам Самарской епархии – передать участок Церкви или вернуть в муниципальную собственность, чтобы в дальнейшем там можно было возвести часовню или устроить в доме музей. В защиту достопримечательности православные активисты начали собирать подписи…
Известный местный журналист Антон Жоголев говорил:
– Это место действительно свято. Ни один православный самарец не сомневается в том, что эта история произошла на самом деле! Нельзя на месте великого чуда, где являлся святой Николай-Чудотворец, строить гаражи!
Иерей Анатолий Урсув считал, что этот дом мог бы стать в будущем филиалом епархиального музея, чтобы он остался потомкам нашим в назидание. Ему понравилась идея сохранить дом и воздвигнуть над ним часовенку на сваях – как живое напоминание о явленном в Самаре чуде. Она украсила бы этот центральный район города.